Сценарий программы для детей посвященной творчеству маршака. Литературная гостиная по творчеству С.Я.Маршака. ю Организационный момент

СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТОГО УРОКА

Принцесса: Здравствуйте, уважаемые зрители! Узнали ли вы меня? Я сейчас вам расскажу немного о себе, о своей жизни, а вы попробуете угадать, из какой сказки я к вам пришла. А история моя такая. Характер у меня, надо сказать, прескверный, учиться не любила, в предложении «Казнить нельзя помиловать» запятые расставляла наугад, а не по правилам. Да и вообще требовала от окружающих невозможного: например, среди зимы принести мне подснежников. Ну как, отгадали, из какой я сказки?

Зрители : «12 месяцев»

Принцесса : Молодцы! Но теперь-то я исправилась, стала грамотная и сразу подобрела.

Дама с багажом : Позвольте, туда ли я попала? А то, знаете ли ой как нелегко куда-то ходить с диваном, корзиной, картиной, картонкой и маленькой собачонкой. Но после одного случая я свою собачонку держу всегда на руках. Из какого же произведения я к вам пришла?

З .: «Багаж».

Воробей : Чик-чирик, чик-чирик. (обращаясь к принцессе и даме) А угадайте, где я только что был?

Д : Где-где, пугал, наверное, маленьких собачонок!

В : А вот и нет, вовсе не собачонок, а зубастого крокодила, который меня чуть не проглотил! А еще я был в клетке у льва! Ребята, из какого стихотворения я к вам прилетел?

З : «Где обедал воробей»

Кошка : Мяу, мяу! А про меня вы совсем забыли? В гостях ведь когда-то были, но стоило пожару случиться, помощи от гостей было не добиться! Вот приехала сюда я к вам рассказать о беде гостям! До сих пор от всех событий в горле ком. Из какой я сказки?

З : «Кошкин дом»

Человек рассеянный : (вбегает, запыхавшись ) Ох, ребята, ох, беда. Ехал в поезде, но не туда, пересел на электричку, пропустил опять станичку. Что со мной происходило? В голове вверх дном всё было. Добирался от Бассейной. Я человек …

З: рассеянный.

Музыка и танец всех героев

Ведущая: ох, смотрю, тут карнавал,

ну а повод кто вам дал?

Что вас всех объединяет?

Может, умный зритель знает?

Их создавший лихо так?

Это будет всем известный Самуил Яковлевич Маршак!

Ведущий2 : А знаете, почему они пришли сегодня к нам в гости? Что хотели рассказать?

Дело в том, что этот 2012 год в нашем Воронеже объявлен годом Маршака, ведь у него юбилей – 125 лет со дня рождения. В городе состоятся различные мероприятия, посвященные этому событию.

В : И мы с вами не сможем пройти мимо него и вспомним о писателе прямо сейчас.

С.Я. Маршак - Русский поэт, переводчик, писатель, драматург, критик. Писал Стихи, сказки, пьесы для детей. Переводил стихи Роберта Бернса, сонеты Уильяма Шекспира, сказки разных народов и др.

Родился 22 октября (3 ноября н.с.) 1887 в Воронеже в семье заводского техника, талантливого изобретателя, поддерживавшего в детях стремление к знаниям, интеpec к миру, к людям. Раннее детство и школьные годы провел в городке Острогожске под Воронежем. Кстати, впоследствии образ пожара в Кошкином доме возник у Маршака под влиянием пожара на заводе, где трудился его отец. (ПОЖАР КОШКИН ДОМ – МОЖЕТ БЫТЬ)

В гимназии учитель словесности привил любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта. Одна из поэтических тетрадей Маршака попала в руки В. Стасова - известного русского критика и искусствоведа, который принял горячее участие в судьбе юноши. С помощью Стасова он переехал в Петербург, учился в одной из лучших гимназий, целые дни проводил в публичной библиотеке, где работал Стасов.

В 1904 в доме Стасова Маршак познакомился с Горьким, который отнесся к нему с большим интересом и пригласил его на свою дачу в Ялте, где Маршак лечился, учился, много читал, встречался с разными людьми. Когда семья Горького вынуждена была покинуть Крым из-за репрессий после революции 1905, Маршак вернулся в Петербург, куда к тому времени перебрался его отец, работавший на заводе за Невской заставой. Началась трудовая молодость: хождение по урокам, сотрудничество в журналах и альманахах.

Через несколько лет, в 1912, для завершения образования Маршак уехал учиться в Англию, сначала в политехникуме, затем в Лондонском университете. Во время каникул, много путешествовал пешком по Англии, слушал английские народные песни. Уже тогда начал работать над переводами английских баллад, (например, всем известные баллады о Робин Гуде) впоследствии прославившими его, а также переводом сонетов Шекспира. СЕЙЧАС один из них мы с вами и послушаем. (ИНДЫЧЕНКО Д. на англ)

А перевод сонета нам прочитает сам Самуил Яковлевич Маршак. (МАРШАК ПЕРЕВОД)

В 1914 вернулся на родину, работал в провинции, публиковал свои переводы в журналах "Северные записки" и "Русская мысль". В годы Первой мировой войны Маршак занимался помощью детям беженцев. С начала 1920-х участвует в организации детских домов в Екатеринодаре, создал детский театр, в котором началось его творчество детского писателя. Не многие знают, почему так много внимания Маршак уделял детям. Дело в том, что его дочь умерла совсем маленькой, опрокинув на себя самовар с кипятком. Один из сыновей умер от туберкулеза, и он стал заботиться о других детях. Кстати, еще один сын впоследствии был тоже переводчиком, как и отец, и перевел Книгу Джейн Остин «Гордость и предубеждение»

В 1923, вернувшись в Петроград, создавал свои первые оригинальные сказки в стихах - "Сказка о глупом мышонке", "Пожар", "Почта", переводил с английского детские народные песенки -- "Дом, который построил Джек" и т.д. Возглавлял один из первых советских детских журналов - "Новый Робинзон", вокруг которого группировались талантливые детские писатели. С 1924 руководил детским отделением ОГИЗа в Ленинграде и был деятельным покровителем авангардистов, например обэриутов (Д. Хармс, А. Введенский), Е. Шварца, Б. Житкова, которые под его руководством стали писать для детей.

Стихи Маршака для детей, его песни, загадки, сказки и присказки, пьесы для детского театра со временем составили сборник "Сказки, песни, загадки", неоднократно переиздававшийся и переведенный на многие языки. ДАВАЙТЕ ОТГАДАЕМ НЕСКОЛЬКО ЗАГАДОК. За правильный ответ вы получите небольшой приз. (ЗАГАДКИ)

Его книги для детей, представляющие собой краткие рассказы в стихах, - "Багаж", "Мистер Твистер", "Блиц-фрицы", богаты по содержанию и по форме, пытаются охватить все доступные ребенку стороны жизни и в то же время соответствуют современной тематике.

В 1938 переселился в Москву. В годы Великой Отечественной войны активно сотрудничал в газетах - его пародии, эпиграммы, политические памфлеты высмеивали и обличали врага.

В послевоенные годы вышла книги стихов - "Почта военная", "Быль-небылица", поэтическая энциклопедия "Веселое путешествие от А до Я". В 1955, 1957, 1959 Маршак снова ездил в Англию. Много занимался переводами стихотворения Дж. Китса, Р. Киплинга, У. Водсворта, П. Б. Шелли, Дж. Байрона. песен Р. Бёрнса. Одну из них мы с вами и послушаем. Прозвучит песня в исполнении Александра Градского на стихи Роберта Бёрнса «В полях под снегом и дождем». (В ПОЛЯХ)

За переводы из Роберта Бёрнса Маршак был удостоен звания почётного гражданина Шотландии.

Среди драматургических сочинений Маршака особой популярностью пользуются пьесы-сказки "Двенадцать месяцев", "Умные вещи", "Кошкин дом".

В 1961 вышел сборник статей "Воспитание словом" - итог большого творческого опыта писателя.

В 1963 вышла "Избранная лирика" - последняя книга писателя. Лирика Маршака, не предназначенная для детей, отличается простотой, конкретностью, ясностью. Его поэтический стиль консервативен и классичен, язык его произведений отличает близость к разговорной речи.

Но в нашем городе увековечена память Маршака разными способами.

В 1987 году была выпущена марка с изображением Маршака.

В Воронеже есть улица Маршака.

Установлена мемориальная доска на доме, в котором проживал Маршак, причем на ней изображены и герои произведений писателя.

Одна из библиотек носит имя Самуила Яковлевича.

И даже у Вячеслава Бутусова есть песня, в которой создан шуточный образ Маршака «Звездочка»

А сейчас мы предлагаем вашему вниманию инсценировку произведения Маршака Петрушка-иностранец.

Литературная гостиная

"Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет",

посвященная творчеству С. Я. Маршака

Цели:

    расширить знания детей о жизни и творчестве С.Я.Маршака;

    прививать интерес к чтению;

    пополнять словарный запас учащихся через игровую творческую деятельность;

    развивать воображение, мышление, культуру общения;

    воспитывать доброе отношение к людям, сострадание, трудолюбие.

Оборудование: портрет С.Я. Маршака, презентация, плакаты,

выставка детских книг.

Ход праздника.

Жулдуз

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались на праздник, посвященный С.Я.Маршаку.

Выступление ученикок 3 «Д» класса.

Слайд 1

Он со мной идет по свету
От зимы – к весне и лету,
Рядом он не просто так… Кто?
Учитель мой, Маршак.

Он стихами день встречает,
Головой седой качает,
Если что-то вдруг не так…
Строгий,
Бережный Маршак.

Не чудак ли он? Нисколько!
Размечтается вот только
И – взлетает… просто так!
Кто?!
Учитель мой, Маршак!

Слайд 2

Нуржамал

Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже. Семья была большая, жили бедно, но очень дружно.

Слайд 3

Отец поэта, талантливый самоучка-изобретатель, работал мастером на различных заводах, поэтому семья часто переезжала с места на место.

Мать – Евгения Борисовна была домохозяйкой. Учиться в школе он начал в городе Острогожске, а когда ему было 13 лет, его семья переехала в Петербург, и он стал посещать занятия в гимназии.

Слайд 4

Жулдуз

В детстве маленький Маршак много читал. Так рассказывает он о себе: “Поэзию я полюбил очень рано. Первая детская книжка, которая попала ко мне в руки, была “Степка-растрепка”. Я полюбил смелые и задорные строчки. Когда в первом классе гимназии нам было задано стихотворение Тютчева, меня пленили стихи, и я стал обращать внимание на подпись автора под стихами. Но самое сильное впечатление, такое, которое осталось на всю жизнь, произвели на меня сказки Пушкина”.

А когда же он начал писать стихи? Как вы думаете, ребята?

Слайд 5

Нуржамал

Сочинять стихи он начал раньше, чем научился писать. Было ему тогда всего лишь четыре года. В пять лет он читал свои стихи на детском утреннике, а с двенадцати лет писал целые поэмы. А в двадцать лет его первые стихи были напечатаны в различных журналах.

Слайд 6

Жулдуз

Первая детская книга Самуила Яковлевича Маршака называлась –

“Детки в клетке” и была выпущена в 1923 году.

Слайд 7

Первые детские стихи поэт написал о самых маленьких и для самых маленьких. Демонстрация книг для маленьких детей.

Слайд 8

Нуржамал

Герои многих произведений Самуила Яковлевича Маршака – животные. Рассказывая о них, писатель подразумевает поступки людей и взаимоотношения между ними. В 1923 году появилась и "Сказка о глупом мышонке" - это было еще одно направление исканий. Трудно определить жанр этого стихотворения. Колыбельная? Пожалуй. Поэт рассказывает, как убаюкивали мышонка, общий строй вещи лирический; четырехстопный хорей, который часто у Маршака задорен и предельно динамичен, здесь течет спокойно и неторопливо. Но что-то есть в вещи несвойственное "убаюкивающим" стихам, какой-то сдвиг тональности. Да и названа она не колыбельной, а сказкой. Сдвиг в том, что, не теряя лиричности, стихотворение в то же время немного иронично, немного шутливо, немного грустно и нравоучительно, как басня.

Слово предоставляется 2 «З» классу.

Инсценировка сказки «Глупый мышонок»


Слайд 9

Жулдуз

Маршак писал стихи для детей и о детях. О мальчиках– лодырях и о говорящем коте, поэт рассказал в стихотворении “Кот и лодыри”.

Слово предоставляется 2 «Д» классу со стихотворением

«Кот и лодыри».

Слайд 10


Нуржамал

В своих произведениях он учил ребят радоваться красоте поэтического слова. Показывал, что стихами можно рассказывать занимательные и поучительные истории.

И еще один пейзажный цикл - "Разноцветная книга".

Он написан в другой тональности. Это подписи к рисункам, но своеобразные: каждая страница, посвященная какому-нибудь цвету, - большое стихотворение, от трех до десяти строф. Поэт дает картины лета, зимы, моря, пустыни, ночного города. Стихи не проигрывают, напечатанные без иллюстраций, потому что это, в сущности, не подписи, а словесные картины.

Слово предоставляется 2 «Ж» классу «Разноцветная книга».

Слайд 11

Жулдуз

Писатель Валентин Берестов вспоминает: “Как-то я смотрел любительские киносъемки. Маршак ждет кого-то на скамейке. Еще несколько кадров, и рядом с ним уже сидят двое ребят, еще кадр – их пятеро, а потом они уже не помещаются на скамейке, чуть ли не висят на плечах у поэта”. Дети очень любили общаться с Самуилом Яковлевичем. Кто его знает, может, вот так сидя на скамейке и загадывал детям он свои загадки. Давайте и мы попробуем отгадать эти загадки.

Викторина по произведениям С. Я. Маршака.

Выходят ученики 2 «Ж» класса.


Слайды 12–19

Вова

Шумит он в поле и в лесу,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (Дождь.)

Кристина

Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сегодня на носу? (Очки.)

Нуржан

Принялась она за дело:
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб. (Пила.)

Лейла

Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом– под столом,
А ночью под кроватью. (Ботинки.)

Абдурахим

Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (Мяч.)

Юля Д

Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час,
А вы, друзья. не бейте нас. (Часы.)

Влад

В Полотняной стране
По реке простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать! (Утюг.)

Слайд 20

Нуржамал

Знакомство с выставкой книг по произведениям С.Я.Маршака. Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке интерес, раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир.

Произведения С. Я. Маршака не только понятны и интересны детям, они дидактичны своим содержанием. Какой только темы не охватили они азбука и счет, дикие и домашние животные, почта, транспорт, пожарная часть, цирк, школа, библиотека, профессии и ремесла, временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание...

Слайд 21–22

Очень много произведений писатель посвятил школьной жизни детей. Это такие произведения, как «Веселый счет» - стихи забавные и серьезные: они учат, воспитывают и развлекают. Эти произведения словно вывод из всей работы Маршака над циклами детских стихов - вывод, который открывает новые пути для работы над познавательными произведениями и показывает, как обширны возможности формы цикла, «Веселая азбука», «Знаки препинания»,

«Про одного ученика и шесть единиц».

Слово предоставляем 3 «Г» классу

со стихотворением «Про одного ученика и шесть единиц».

Выступление 2 «Ж» класса

со стихотворением «Знаки препинания».


Слайд 23

Жулдуз

Он хотел, чтобы дети вырастали умными, честными, добрыми, смелыми и просвещенными людьми. Маршак как-то объяснял ребятам, что хотел бы подарить им куколку, говорящую те слова, которые человеку в эту минуту нужнее всего. Например: “Не печалься. Будет и на твоей улице праздник”. Или: “Не бойся! Бывают вещи и пострашнее”. Или: “Не обижайся! Будь умнее своего обидчика”. Но раз таких куколок не существует, Маршак советовал ребятам говорить самим себе слова, которые могут их утешить, успокоить, развеселить, сделать добрее, храбрее, умнее и терпеливее. Маршак писал “А помочь тем, кому не придут на ум нужные слова в нужную минуту, могут хорошие книжки...” И Самуил Маршак сочинял такие книжки всю свою жизнь.

Игра. По набору ключевых слов узнать произведение .



1) Поле, домик, вoрота, совместное проживание 4-х героев, с распределением обязанностей. («Теремок»)

2) Саквояж, корзина, картонка, собачонка, чемодан, картина, диван. («Багаж»)

3) Лед, холодильник, узенькая ложечка, клубничное, земляничное, ананасное, апельсинное. («Мороженое»)

4) Лес, королевский дворец, весенние цветы, корзина, елочка, колечко, большой костер. («Двенадцать месяцев»)

5) Складной, из стали, штопор, отвертки, шило, ножнички, пилки, сверло.

(Нож. «Мастерская в кармане»)

6) Вода, мыльная пена, соломинка, надутые, разноцветные, прозрачнее стекла, нарядные, надменные. («Мыльные пузыри»)

Слайд 24

У Маршака есть произведение “ Пожелание друзьям”.

Выступление учеников 3 «Д» класса.

Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево!”

Слайд 25


Нуржамал

До последнего дня своей жизни Самуил Яковлевич Маршак не расставался с пером и бумагой. Он скончался 4 июня 1964 года и был похоронен на

Ново - Девичьем кладбище в Москве.

Нет с нами сегодня Маршака, но его постоянно ощущаешь рядом. Не только книги - образ поэта остался с нами. Напор его энергии, мощь непрерывного, всепоглощающего труда, беспощадная требовательность к себе и настойчивая, но добрая к соратникам, ученикам - высшее мерило и пример для всех, кто создает нашу культуру.

Классик советской поэзии для детей, ее родоначальник и полвека ее вожатый - не сосчитать, сколько путей он открыл, сколько взрастил талантов. Поэт, деятель, человек неповторим. Но подхватить, продолжить

его подвиг необходимо общими силами всех поколений писателей, строящих нашу литературу для детей.

Ребята, мы надеимся, что после нашего праздника вам захотелось прочитать книги Маршака.

Средняя школа № 37

имени Сырбая Мауленова

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИННАЯ

среди учащихся начальных классов, посвященная творчеству С.Я. Маршака

Подготовили:

Дюсенова Н.Б.


Сценарий праздника – викторины попроизведениям С.Я.Маршака
Материал разработала и провела мероприятие
Воспитатель Г.ПД. ГБОУ ЦО № 1085 Леонова С.Г.
г. Москва ЮВАО
Цели: 1. Закрепить знания детей о жизни и творчестве С.Я.Маршака.
2.Прививать интерес к чтению художественной литературы.
3. Развивать память, внимание, мышление, культуру общения.
4. Воспитывать доброе отношение к людям, трудолюбие.
Оформление зала: Портрет С.Я.Маршака, рисунки детей к произведениям
поэта, выставка книг, пословицы и поговорки о книге и чтении:
Книга - лучший друг.
Книга - книгой, а своим умом двигай.
Испокон века книга растит человека.
Кто много читает, тот много и знает.
Ум без книги - что птица без крыльев.
Книга подобна воде: пробьёт дорогу везде.
Больше узнаешь - сильнее станешь.
Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение С.Я.Маршака
из книги «Детки в клетке»
В викторине участвуют команды по 8 человек из 2а и 2б классов.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
Вед. Вряд ли найдётся ребёнок в нашей стране, который еще в раннем детстве не слышал, не знал бы стихов С.Я.Маршака. «Багаж», «Сказка о глупом мышонке», «Мяч», «Детки в клетке»…. А вы, ребята, можете продолжить список произведений С.Я.Маршака? (ответы детей)
С.Я.Маршак всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Он подружил их с малых лет с поэзией, со звонкой рифмой, показал им чудесную силу родного языка, научил радоваться красоте поэтического слова.
А можете ли вы,ребята, рассказать что-нибудь об этом человеке?
С.Я.Маршак родился 3ноября (22октября) 1887 года в г. Воронеже, в семье мастера-химика. Семья у поэта была большая и дружная.
Всё мне детство дарило,
Чем богат этот свет:
Ласку матери милой

И отцовский совет….
Отец поэта очень любил книги, знал несколько иностранных языков. Мама занималась воспитанием своих шестерых детей.
Раннее детство и первые школьные годы будущий писатель прожил в уездном городке Острогожске Воронежской губернии. Поскольку книга в семье Маршаков была любимым другом, он рано стал увлекаться поэзией. Сочинять стихи стал с 4х лет, а к 11 годам уже написал несколько длиннейших поэм и перевёл оду Горация. С великой благодарностью Маршак вспоминал своего учителя гимназии В.И.Теплых, который научил поэта любить классическую литературу и поощрял его первые поэтические опыты. В 1902г. Одна из первых поэтических тетрадей Маршака попала в руки известного русского искусствоведа и критика В.В. Стасова, принявшего активное участие в судьбе юноши. Благодаря хлопотам Стасова Маршака перевели в одну из лучших гимназий столицы. Переехав в Петербург Самуил Яковлевич стал бывать в домах, где собирались такие известные люди как И.Е. Репин, М.Горький, Ф.И.Шаляпин, А.К.Глазунов и др.
В 1904г. в журнале впервые печатаются стихи С.Я.Маршака. Знакомство с М.Горьким тоже сыграло большую роль в судьбе писателя.
Мы, юноши глухого городка,
Давно запоем Горького читали,
Искали в каждом вышедшем журнале,
И нас пьянила каждая строка.
Детские стихи, сказочные пьесы и спектакли для Краснодарского театра, созданного самим автором, Маршак стал писать в начале 20х г., став детским писателем. Особой популярностью пользуются драматические пьесы- сказки «12 месяцев», «Кошкин дом», «Умные вещи». Умер С.Я.Маршак 4июля 1964г. в Москве, прожив долгую жизнь, работая до конца своих дней. Одним из последних его стихов было:
Исчезнет мир в тот самый час,
Когда исчезну я,
Как он угас для ваших глаз,
Ушедшие друзья.
Не станет солнца и луны,
Поблекнут все цветы.
Не будет даже тишины,
Не станет даже темноты…
Нет, будет мир существовать,
И пусть меня в нём нет,
Но я успел весь мир обнять,
Все миллионы лет.
Я думал, чувствовал, я жил
И всё, что мог, постиг,
И в этом право заслужил
На свой бессмертный миг.
Вы, ребята, познакомились только с небольшой частью произведений великого писателя С.Я.Маршака и сегодня мы ещё раз вспомним их, отвечая на вопросы викторины.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД (название команды, выбор капитана)
1кон. « ЗАГАДКИ – ОТГАДКИ «
Ответы записывать на листке,показать по команде ведущего. Максимальное количество баллов -6.
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт. (дождь)
Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (мяч)
3.Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как братья.
Мы за обедом под столом,
А ночью- под кроватью. (сапоги)
4.Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. (пила)
5. Под Новый год пришёл он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днём терял он вес
И наконец совсем исчез.(календарь)
6. Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу? (очки)
2КОНК. « ПРОДОЛЖИ СТРОЧКУ»
За каждый правильный ответ команды получают 1 балл.
Не хотел котёнок мыться – опрокинул он ……(корытце)
У Ваньки, у Встаньки – несчастные….(няньки)
Мой весёлый, звонкий….(мяч)
Выдали даме на станции 4 зелёных ….(квитанции)
Вместо шапки на ходу он надел….(сковороду)
3КОНК. « УГАДАЙ ГЕРОЯ»
Назвать имя героя и из какого он произведения, угадав его по словесному портрету. За каждый правильный ответ команда получит 1балл.
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,В старой форменной фуражке? (Почтальон из произв.»Почта военная»)
2.Но тут, встревоженный прутом,
Он вылез из корзины,
Вскочил на стол, махнул хвостом
И прыг за борт машины. (Кот из произв.» Приключение в дороге»)3.Острозубый, остроглазый,
Был он вором и пролазой И, бывало, каждый день
Крал цыплят из деревень. (Хорёк из произв.» Сказка об умном мышонке)
4.Принесла овсяной кашки-
Отвернулся он от чашки.
Принесла ему редиски-
Отвернулся он от миски. (Котёнок из произведения. »Усатый полосатый»)5.Двадцать лет тушил пожары,
Сорок душ от смерти спас,
Бился с пламенем не раз.
Ничего он не боится,
Надевает рукавицы,
Смело лезет по стене. (Кузьма из произв. « Пожар»)6.Век он в дворниках служил,
Дом хозяйский сторожил. (кот Василий из произв. « Кошкин дом»)
4КОНКУРС КАПИТАНОВ:Если вы согласны с моими словами, покажите карточку зелёного цвета, если не согласны- красного.
Человек рассеянный жил на улице Бассейной. Это верно?
Я утверждаю, что девочке из стихотворения «Усатый полосатый» 5лет. Это верно или нет?
Засмеялась кошка Мурка:
-Ах ты, дымчатая шкурка!
Как тебя не называть,
Мышке кошкой не бывать.
Я утверждаю, что это строки из « Сказки о глупом мышонке»
4. Кузьма подарил Лене на память кошку,которую тоже спас от огня. Верно? Да.
Будешь жить да поживать.
Только, чур, не поджигать!
Вот тебе на память кошка.
Посуши её немножко!
5.Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.
Эти строки из произведения «Пожар?», верно?
Нет, из» Рассказа о неизвестном герое»
5КОНКУРС. «РАЗГАДАЙ АНАГРАММЫ»
Буквы в словах перепутались, поменяйте их местами, чтобы получить название произведения или его героя.Команда, выполнившая задание первой, получит 3балла.
ж га ба (багаж), онтальпоч (почтальон), ражпо (пожар),макузь (Кузьма)
чецападри (падчерица)
6КОНКУРС. »НАЗОВИ ЖИВОТНОЕ»
Сейчас вы услышите стихи из книги С.Я.Маршака «Детки в клетке». Вы должны отгадать, о каком животном из зоосада в них говорится.
За каждый правильный ответ команда получит 1балл.
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок! (жираф)
2.У нас просторный водоём.
Мы с братом плаваем вдвоём.
Вода прохладна и свежа,
Её меняют сторожа.
Мы от стены плывём к стене
То на боку, то на спине.
Держись правее, дорогой,
Не задевай меня ногой! (белые медведи)
3.Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы!
Разлинованы лошадки
Словно школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы. (зебры)
4.Правда,дети, я хорош!
На большой мешок похож.
На морях в былые годы
Обгонял я пароходы.
А теперь я здесь в саду
Тихо плаваю в пруду. (пингвин)
Подведение итогов, награждение победителей.

Алексеенко Светлана Анатольевна Кузнецова Галина Николаевна учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 968 г.Москвы

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА

«Путешествие по произведениям С.Я.Маршака»

1 ведущий : - Здравствуйте, ребята! 2 ведущий : - Здравствуйте, дорогие гости! Вместе : - Начинаем наш праздник! вбегает опоздавший мальчик (растрёпан, неаккуратно одет…) Мальчик: - Извините, я опоздал! 1 ведущий : - Почему ты так одет? Мальчик : - Я очень торопился 2 ведущий: Какой же ты рассеянный! Ребята, а где ещё вы встречали такого рассеянного человека? (ответы детей) 1 ведущий : - Правильно, в произведении С.Я.Маршака. Сегодняшний вечер мы посвятим поэту, переводчику, литературному критику С.Я.Маршаку. 2 ведущий : - Посмотрите, сколько замечательных произведений написал Маршак (1 слайд ) На сцену выходят герои произведений 1 ученик : - Вот дом, который построил Маршак. Я- Твистер, я прибыл в Россию туристом, Но надо, друзья, быть всегда реалистом. Показан в стихах я Большим эгоистом В книге, которую создал Маршак!

2 ученик: Я очень рассеян и все это знают Чего только, братцы, со мной не бывает, Но я очень добр, это все понимают В книге, которую создал Маршак! 3 ученик: Я – глупый мышонок - я очень наивен. 4 ученик: Я – кошка, мне случай представился дивный. Ведь надо же знать зоологию, братцы, Мы, кошки, мышатами любим питаться. Поведала вам содержание вкратце Книга, которую создал Маршак. 5 ученик: Я - дама, имею багаж я приличный. 6 ученик: А я – королева, весьма симпатична. 7 ученик: Я – мышка, судьба моя очень трагична 8 ученик : Профессор я, очень умён и тактичен 1 ученик : И вы убедитесь, что полон он счастья, Добра, благородства, любви и участья Вместе : Дом, который построил Маршак! 1 ведущий : Самуил Яковлевич Маршак был большим тружеником 2 ведущий : И большим другом детей (2 слайд ) 1 ведущий : - А что мы знаем о его биографии? (3 слайд ) Давайте послушаем. Биография: Родился С.Я.Маршак в 1887 году в Воронеже. Его отец был талантливым изобретателем и поддерживал в детях стремление к знаниям. В детстве С.Я.Маршак ( 4 слайд ) очень редко был хорошим мальчиком. То ввязывался в драку, то уходил без разрешения из дому, то что то разбивал… В детстве он не ходил, а только бегал – да так стремительно, что всё хрупкое, бьющееся как будто само подворачивалось ему под руки и под ноги. В гимназии ( 5 слайд ) Маршак впервые начал писать. После окончания гимназии он знакомится с М.Горьким и тот приглашает его на свою дачу, где Маршак много читал и учился. ( 6 слайд ). Через несколько лет, для завершения образования Маршак уезжает учиться в Англию, сначала в техникуме, а затем в Лондонском университете. Во время каникул много путешествует по Англии. В 1914 г. Маршак вернулся на родину, работал в провинции, публиковал свои переводы в журналах "Северные записки" и "Русская мысль". В 1923 он написал свои первые оригинальные сказки в стихах - ( 7 слайд ) , "Пожар", "Почта", перевёл с английского детские народные песенки - "Дом, который построил Джек" и т. д. Кроме того, он возглавил один из первых советских детских журналов - "Новый Робинзон".
В годы Отечественной войны активно Маршак сотрудничал в газетах, высмеивая врага в пародиях, эпиграммах, политических памфлетах. В послевоенные годы вышли книги его стихов «Почта военная", "Быль-небылица", поэтическая энциклопедия "Веселое путешествие от А до Я".
( 8 слайд )
Книги Маршака переведены на многие языки мира.
Маршак прожил долгую жизнь с трагическими потерями и счастливыми безоблачными днями. Он написал много и о многом - от стихотворных подписей под картинками до философских раздумий о жизни. Он умер 4 июня 1964 года, работая до последнего дня. ( 9 слайд ) 1 ведущий : - Стихи Маршака нам известны с раннего детства. Они полны юмора и радости 2 ведущий : - Но Маршак и настоящий учитель. Он ненавидит зависть, жадность 1 ведущий : - Его герои – славные, может немного смешные, но хорошие, добрые люди. Инсценировка «Вот какой рассеянный» 2 ведущий : С.Я.Маршак написал замечательную сказку о глупом мышонке. 1 ведущий : Да, но у неё печальный конец? 2 ведущий : А давайте посмотрим сказку и сделаем конец счастливым Иснценировка «Сказка о глупом мышонке» 1 ведущий : Прибежала мышка-мать, поглядела на кровать А мышонок? Что мышонок? Он молчит, решил поспать! 2 ведущий : - Ребята, кто назовёт произведение Маршака, которое является продолжением этой сказки? 1 ведущий : - Стихи Маршака никогда не бывают скучными 2 ведущий : - Да, вот одно из них «Дама сдавала в багаж» Чтение стихотворения «Дама сдавала в багаж» (во время чтения стихотворения на экране клип по этому произведению) 1 ведущий : - А английский как С.Я.Маршак знал! 2 ведущий : Он перевёл много замечательных стихов с английского языка. А на эти стихи даже написали песни! Исполнение песни «На далёкой Амазонке» 1 ведущий : Мы проводим наш вечер в канун Нового года и без новогодней сказки нам не обойтись. Инсценировка отрывка «12 месяцев» После просмотра отрывка, зрителям предлагается ответить на вопросы викторины по произведениям С.Я.Маршака. Исполнение песни «Новогодняя» (на слова С.Я.Маршака) 2 ведущий : Завершить наш вечер хочется словами из стихотворения Маршака

Пусть каждый час вам новое добудет

Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути -
Главнейшее условье.

Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Путь добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.

Пятеркой мерится успех,
Но лучшая отметка -
Всего лишь яблочко для тех,
Кто в цель стреляет метко.

Ценой упорства и труда
Рука становится тверда
И верен глаз твой зоркий,
И так заслуженно тогда
Приходят к нам пятерки!

Под Новый год желаю я
Друзьям всего хорошего,
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево!

Источники:

    С.Я.Маршак «Сказка о глупом мышонке» С.Я.Маршак «Вот какой рассеянный» С.Я. Маршак «Багаж» С.Я.Маршак «12 месяцев»