Духовная жизнь человека. (Е.М.Богат). Глупость — дар б-жий, но не надо им злоупотреблять Во первых в том что

Проявляется субъективность, во-первых, в том, что разные субъекты в силу разницы в понимании, интересах, отношениях могут иметь различное представление о добре и зле. Так, для одного добро – «награда сердцу» – «счастье и покой», для другого – гражданское неравнодушие и борьба за справедливость, для третьего – духовное и интеллектуальное самосовершенствование, для четвертого – материальный доста

ток и т.д. и т.п. Представляете, как людям трудно понять друг друга, договориться, особенно если их оценки взаимо­исключающи, а нетерпимость не позволяет стать на точку зрения другого. И тогда «доброе» становится «злым». Вот как подметил эту особенность добра русский философ Л. Шестов: «Таково уж свойство добра. Кто не за него, тот против него. И всякий человек, признавший суверенность добра, принужден уже делить своих ближ­них на хороших и дурных, то есть на друзей и врагов своих». Этим, в частности, Л. Шестов объясняет максималистскую позицию Льва Толстого, для которого, с одной стороны, служить добру было «не только не бремя, а облегчение от бремени», но, с другой стороны, это как бы давало ему право «требовать от других людей, чтобы они делали то, что он делает, жили так, как он живет».

Кстати, этим недостатком «грешил» не только Л. Толстой, но многие другие люди, в том числе и мы с вами. Особенно развивается он у тех, кто имеет власть над другими. В этом случае им кажется, что они владе­ют монополией на истину и добро, а также правом обратить в «свою веру» всех сомневающихся и инакомыслящих – для их же блага. Так думают и действуют семейные тираны: ведь они точно знают, что имен­но нужно для счастья их близких, и поэтому требуют безоговорочного послушания; так думают и действуют политические диктаторы: они тоже знают, что есть добро для народа и действуют «от имени и в интересах» народа, даже если для этого надо творить насилие над народом – от ГУЛАГов до цензуры над печатью. Но насильственное добро уже не есть добро: нельзя насильно заставить людей быть счастливыми или добродетельными.

AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

Во-вторых (и это вытекает из «во-первых»), в силу тех или иных причин то, что для одного человека объективно выступает в виде добра, для другого является (или ему кажется, что является) злом. Так, для больного предстоящая операция однозначно воспри­нимается как зло; для хирурга же, видящего картину болезни с про­фессиональной точки зрения, она – единственная форма помощи, а значит – добро.

А и области человеческих отношений? Плохой-хороший, добрый-злой. Такое двухцветное деление мира начинается еще с детского сада и нередко проходит через всю жизнь. Со временем выясняется, что «пло­хой» с нашей точки зрения для других вовсе не так уж и плох, у него, как и у нас, есть друзья, которые его уважают и даже любят. После такого открытия уже нетрудно сообразить, что и мы сами – безусловно, по-своему хорошие – далеко не у всех пользуемся симпатией, а для кого-то просто невыносимы.

Субъективность, таким образом, предполагает отсутствие абсо­лютного Добра и Зла в реальном мире (они возможны лишь в абст­ракции или мире потустороннем). Поэтому из субъективности про­истекает четвертая особенность добра и зла – их относительность, также проявляющаяся в ряде моментов.

Во-первых, зло в одних условиях и отношениях может предста­вать в виде добра в других условиях и отношениях. Русский фило­соф И.О. Лосский, указывая на то, что зло всегда относительно, ут­верждал, что в любом зле, с философской точки зрения, есть какие-то элементы добра.

Лосский иллюстрировал этот тезис на примере смерти. Смерть есть несомненное зло; более того, она символизирует предельное зло мира. С этим согласится любой человек, познавший боль утраты или задумав­шийся о бренности своего существования. Но если абстрагироваться от личностных переживаний и посмотреть на смерть с точки зрения ее роли в процессе жизни, то становится очевидной ее необходимость – не только биологическая, но и этическая. Осознание человеком своей смер­тности побуждает его к нравственным исканиям. Без смерти нет жизни, но без смерти нет и смысла жизни. Благодаря смерти жизнь приобрета­ет качество непреходящей ценности. Только то ценно, что конечно. Осоз­нание человеком своей конечности побуждает его искать способы пре­одоления смерти, духовной или даже физической. Оно становится импульсом к творчеству.

Во-вторых, то, что было злом, в процессе развития может превра­щаться в добро и наоборот.

Так, вызывавшие когда-то ликование ирригационные работы в Беларуси, направленные на осушение болот, дали возможность расширения полезных площадей и, следовательно, способствовали добру – увеличе­нию сельскохозяйственной продукции. Но оказалось, что со временем это привело к уничтожению целой системы малых рек и озер, опреде­лявших климат, ландшафт и природные условия Беларуси в целом. Причиненное природе зло оказалось необратимым.

Возможно, именно относительность добра и зла, наблюдение, что «все хорошее – дурно» и наоборот, привели Ницше к выводу: «Ни за что так дорого человек не расплачивается, как за свои добродетели». В обыденном сознании эта мысль находит отражение в пословицах «Добро бывает наказуемо», «Хочешь уделать себе плохо – сделай другому хорошо» и др. Эта горькая житейская «мудрость» в какой-то мере объясняет и оправдывает парадокс нравственного поведения, под­меченный еще древнеримским поэтом Овидием: «Благое вижу, хвалю, но к дурному влекусь». И разве не то же свойство добра и зла сокры­то в знаменитой фразе «Благими намерениями вымощена дорога в ад»? Русский философ С.Л. Франк в работе «Крушение миров» писал, что «всё горе и зло, царящее на земле, все бедствия, унижения, страдания по меньшей мере на 99% суть результат воли к осуществлению добра, фанатичной веры в какие-либо священные принципы, которые надле­жит немедленно насадить на земле, и воли к беспощадному истребле­нию зла; тогда как едва ли одна сотая доля зла и бедствий обусловлена действием откровенно злой, преступной и своекорыстной воли».

Рассмотренные проявления относительности добра и зла высве­чивают и подтверждают их пятую особенность: единство и нераз­рывную связь друг с другом. Они бессмысленны в отдельности, как бессмыслен плюс без минуса; они не могут существовать друг без друга, как не существуют самостоятельно северный и южный полюс магнита. Не говоря уже о том, что изысканная мимикрия зла зачас­тую, к сожалению, привлекает людей сильнее, чем беспомощность, за­урядность добра.

По Ницше, зло нужно так же, как и добро, даже больше чем добро: и то, и другое является необходимым условием человеческого суще­ствования и развития. И разве не об этом говорил еще Шекспир в «Гамлете»: «Что делала бы благость без злодейства?»

Для современной цивилизации характерна ситуация, когда человек поме­щается в нечеловеческие условия «по ту сторону добра и зла», в которых ему ничего не остается, как творить зло (как, например, в фильмах Квентина Тарантино). Начало таким «экспериментам» положил Ф.М. Достоевский, который в результате пришел к выводу, что «нельзя человека так испытывать».

Определите стиль и жанр текста, обоснуйте свой ответ. как вы думаете В чём смысл нашего общения с искусством, литературой? Во-первых, в том, что мы начинаем наслаждаться богатством собственной личности, которая нам вдруг открывается. Это бесконечно далеко от эгоизма, от погружения в себя. Это постижение в себе того нового, высокого, что раньше было как бы «зашторено»… Но это не всё: смысл общения с литературой, искусством и в том, что мы делаемся богаче ещё на одну жизнь, на жизнь художника, который это создал. Я написал сейчас «ещё на одну жизнь». Но нет! Не на одну, а на миллион жизней, потому что художник выразил, высказал то, что волновало миллионы его современников. В его симфонии, картине, романе – надежда, тоска, боль, радость миллионов людей. Поэтому и становимся мы богаче на миллион жизней. Наши сердце и ум наполняются духовным опытом веков и поколений… Хороший читатель – соавтор писателя. Его духовная жизнь, соприкасаясь с миром Пушкина, Стендаля или Толстого, окрыляется, и он видит то, чего не видел раньше. А ведь ради этого и работает писатель. Чтобы научить видеть. Я написал сейчас «духовная жизнь». А доступна ли она любому человеку?.. Формы духовной жизни, как и формы творчества, бесконечно разнообразны. Духовная жизнь – это общение с людьми, искусством, осенним лесом и с самим собой. Мы духовны, когда беседуем о чём-то дорогом с товарищем, доверяя его уму и сердцу. Мы высоко духовны, когда чувствуем бесценность жизни и хотим оставить в мире скромный отпечаток собственной личности… И мы духовны, когда, перечитывая любимый том, понимаем его по-новому.

Похожие вопросы

  • Зі слів кожного ряду утворіть нове слово, узявши з першого слова перший звук, із другого-другий, із третього-третій і далі відповідно. Серед отриманих вами нових слів у школі на уроці зайвим буде а)перо-земля-канат-титан-канал...
  • На рисунке изображено микроскопической строение корня. В какой из зон был сделан срез? 1)всасывания 2)роста 3)деления 4)проведения
  • Что такое быть в курсе всех
  • Решите пожалуйста с объяснением! Какое наименьшее натуральное число надо вычесть из 10000, чтобы получить число, все цифры которого различны?
  • Помогите пожалуйста.Почему осадок Mg(OH)2 растворяется в кислотах и аммонийных солях
  • Помогите пожалуйста!, просто не могу решить!!! Теплоход шел 2,4 ч против течения и 3,2 ч по течению реки. Собственная скорость теплохода 45км/ч, а скорость течения 3 км/ч. Сколько километров прошел теплоход за все это время...

Вариант № 2311008

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике. Объём сочинения — не менее 150 слов.


Версия для печати и копирования в MS Word

Ука-жи-те но-ме-ра пред-ло-же-ний, в ко-то-рых верно пе-ре-да-на ГЛАВ-НАЯ ин-фор-ма-ция, со-дер-жа-ща-я-ся в тек-сте. За-пи-ши-те но-ме-ра этих пред-ло-же-ний.

1) На-зва-ния почти всех про-фес-сий в языке были и оста-ют-ся муж-ски-ми: ра-бо-чий, ин-же-нер, учёный, поэт, пи-са-тель, ком-по-зи-тор, ху-дож-ник...

2) В связи с тем, что в про-шлом муж-чи-ны до-бы-ва-ли хлеб на-сущ-ный для семьи, по-дав-ля-ю-щее боль-шин-ство про-фес-сий были муж-ски-ми.

3) В языке от-сут-ству-ют эк-ви-ва-лен-ты на-зва-ний мно-гих муж-ских про-фес-сий для жен-щин, по-то-му что ис-то-ри-че-ски эти про-фес-сии были ис-клю-чи-тель-но муж-ски-ми.

4) Ста-рин-ные обы-чаи не раз-ре-ша-ли жен-щи-нам за-ни-мать-ся муж-ски-ми де-ла-ми.

5) Для про-фес-сий, ис-то-ри-че-ски быв-ших ис-клю-чи-тель-но муж-ски-ми, в языке от-сут-ству-ют эк-ви-ва-лен-ты на-зва-ний таких про-фес-сий для жен-щин.


Ответ:

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении?

Во-первых

Потому что

Наверное

И прежде всего


Ответ:

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ХОЗЯЙСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ХОЗЯ́ЙСТВО , -а, ср.

1. То же, что экономика (в 1 знач.). Натуральное, крепостническое х. Рыночное х.

2. Производство, экономика (во 2 знач.). Народное х. страны. Мировое х. Сельское х.

3. Оборудование какого-н. производства. Фабричное х.

4. Совокупность предметов, всего того, что необходимо в быту. Обзавестись хозяйством.

5. Производственная единица, преимущ. сельскохозяйственная. Крестьянское х. Фермерское х. Крупное х. Учебное х. сельхозтехникума.

6. Работы по дому, по устройству быта, домашней жизни семьи. Вести х. Домашнее х. Хлопотать по хозяйству.


Ответ:

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

слИвовый

вклЮченный

обогналА

Ответ:

Ответ:

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

в ПЯТИСТАХ метрах отсюда

варка МАКАРОН

ЗАЖЖЁТСЯ огонь

песни ЦЫГАНЕЙ

без ПОГОН

Ответ:

Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между грам-ма-ти-че-ски-ми ошиб-ка-ми и пред-ло-же-ни-я-ми, в ко-то-рых они до-пу-ще-ны: к каж-дой по-зи-ции пер-во-го спис-ка под-бе-ри-те со-от-вет-ству-ю-щую по-зи-цию из вто-ро-го спис-ка.

ГРАМ-МА-ТИ-ЧЕ-СКИЕ ОШИБ-КИ ПРЕД-ЛО-ЖЕ-НИЯ

А) не-пра-виль-ное упо-треб-ле-ние па-деж-ной формы су-ще-стви-тель-но-го с пред-ло-гом

Б) на-ру-ше-ние связи между под-ле-жа-щим и ска-зу-е-мым

В) ошиб-ка в по-стро-е-нии пред-ло-же-ния с од-но-род-ны-ми чле-на-ми

Г) не-пра-виль-ное по-стро-е-ние пред-ло-же-ния с де-е-при-част-ным обо-ро-том

Д) не-пра-виль-ное по-стро-е-ние пред-ло-же-ния с кос-вен-ной речью

1) Те, кто по-се-тил авиа-са-лон фо-то-вы-став-ку «Ка-ру-сель», не оста-лись рав-но-душ-ны-ми.

2) По мне-нию Льва Тол-сто-го, что «сколь-ко сер-дец -столь-ко родов любви».

3) Читая ис-то-ри-че-ские ро-ма-ны, со-бы-тия про-шлых лет слов-но ожи-ва-ют в па-мя-ти.

4) Ста-рый прин-цип раз-ра-бот-чи-ков ком-пью-те-ров, ко-то-рый по-сте-пен-но пе-ре-шел в меж-ду-на-род-ный фольк-лор, гла-сит: «Че-ло-век ду-ма-ет, ком-пью-тер ра-бо-та-ет».

5) За-гран-пас-порт не-об-хо-ди-мо за-ме-нить по ис-те-че-нию срока его дей-ствия.

6) Ра-бо-та, тре-бу-ю-щая ин-тел-лек-ту-аль-ных уси-лий, бла-го-твор-но ска-зы-ва-ет-ся на ум-ствен-ной де-я-тель-но-сти че-ло-ве-ка, по-мо-гая со-хра-нить яс-ность ума до глу-бо-кой ста-ро-сти.

7) В фа-бу-лу ро-ма-на вклю-че-ны факты, не толь-ко не со-от-вет-ству-ю-щие дей-стви-тель-но-сти, а также вос-при-ни-ма-е-мые как про-сто не-ле-пые.

8) Бе-ло-веж-ская пуща яв-ля-ет-ся уни-каль-ным и круп-ней-шим мас-си-вом древ-них лесов, ти-пич-ных для рав-нин Сред-ней Ев-ро-пы.

9) Со-вре-мен-ная мо-ло-дежь для фи-зи-че-ско-го са-мо-со-вер-шен-ство-ва-ния вы-би-ра-ют фит-нес-цен-тры по месту

жи-тель-ства.

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:

A Б В Г Д

Ответ:

Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная че-ре-ду-ю-ща-я-ся глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

эк..логия

г..мна-зист

нач..на-ю-щий

с.мпа-тия

эт..кетка

Ответ:

Опре-де-ли-те ряд, в ко-то-ром в обоих сло-вах про-пу-ще-на одна и та же буква. Вы-пи-ши-те эти слова, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

п..иск, нен..ру-ша-е-мый;

ра..бро-сать, и..пу-ган-ный;

пр..сле-до-вать, пр..милый;

с..еден-ный, сер..ёзный;

нап..сле-док, н..сла-ждать-ся.

Ответ:

Вы-пи-ши-те слово, в ко-то-ром на месте про-пус-ка пи-шет-ся буква Е.

ута..вать

фасол..вый

вы-здо-равл..вать

раз-брызг..ва-ю-щий

на-зойл..вый

Ответ:

Вы-пи-ши-те слово, в ко-то-ром на месте про-пус-ка пи-шет-ся буква Я.

дремл..т (они)

за-сыпл..т (они)

помн..щий

кло-коч..щий

Ответ:

Опре-де-ли-те пред-ло-же-ние, в ко-то-ром НЕ со сло-вом пи-шет-ся СЛИТ-НО. Рас-крой-те скоб-ки и вы-пи-ши-те это слово.

В лесу как ни в чем (не)бы-ва-ло про-дол-жа-лась ве-сен-няя жизнь.

Тя-нут-ся по Волге на-гру-жен-ные ар-бу-за-ми бар-ка-сы с (не)вы-со-ки-ми бор-та-ми.

В пол-ном оди-но-че-стве он про-сто-ял с ми-ну-ту, (не)ре-ша-ясь дви-нуть-ся даль-ше.

Она была уже (не) рада, что по-еха-ла.

Очень опас-но пе-ре-хо-дить до-ро-гу, (не)смот-ря по сто-ро-нам.

Ответ:

Опре-де-ли-те пред-ло-же-ние, в ко-то-ром оба вы-де-лен-ных слова пи-шут-ся СЛИТ-НО. Рас-крой-те скоб-ки и вы-пи-ши-те эти два слова.

(СО)ВРЕ-МЕ-НЕМ со-би-ра-тель-ство П.М.Тре-тья-ко-ва стало си-сте-ма-ти-че-ским: он ску-пал ста-рин-ные пред-ме-ты ис-кус-ства у ан-ти-ква-ров и част-ных кол-лек-ци-о-не-ров ТАК(ЖЕ) по-сле-до-ва-тель-но, как и со-вре-мен-ные.

(В)НА-ЧА-ЛЕ Ша-ля-пин (ПО)НЕ-МНО-ГУ ра-зу-чи-вал пар-тию Бо-ри-са Го-ду-но-ва из од-но-имённой оперы Му-сорг-ско-го.

(В)ТЕ-ЧЕ-НИЕ дол-го-го вре-ме-ни в садах Древ-не-го Во-сто-ка вдоль всех до-ро-жек про-во-ди-ли ка-нав-ки с ро-зо-вой водой, ЧТО(БЫ) ис-па-ря-ю-щий-ся запах розы со-про-вож-дал по-се-ти-те-лей даже на воз-ду-хе.

От-тен-ки вит-ра-жа ме-ня-ют-ся (НА)ПРО-ТЯ-ЖЕ-НИИ суток и в раз-ное время года, ПО-ТО-МУ(ЧТО) свет и цвет в этом виде ис-кус-ства свя-за-ны не-раз-рыв-но.

(ПО)ЭТОМУ по-во-ду к Че-хо-ву в Ялту при-е-хал М.Горь-кий, и (В)ТЕ-ЧЕ-НИЕ не-сколь-ких часов они го-во-ри-ли в го-сти-ной.

Ответ:

Ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых пи-шет-ся НН.

Цифры ука-жи-те в по-ряд-ке воз-рас-та-ния.

Лёвушка по-ка-зал князю дом Гу-ста-ва Би-ро-на, брата гер-цо-га, поч-то-вый двор, на-бе-реж-ную, укреплё(1)ую де-ре-вя(2)ым па-ра-пе-том, и ма-лень-кое двух-этаж-ное каме(3)ое зда-ние под накло(4)ою, гол-ланд-ско-го об-раз-ца, кры-шею - Зим-ний дво-рец.

Ответ:

Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния. Ука-жи-те два пред-ло-же-ния, в ко-то-рых нужно по-ста-вить ОДНУ за-пя-тую. За-пи-ши-те но-ме-ра этих пред-ло-же-ний.

1) Туча на во-сто-ке росла и за-хва-ты-ва-ла запад и юг.

2) Было по-осен-не-му и скуч-но и груст-но и серо.

3) В жур-ча-нии ручья слы-шат-ся и груст-ные ме-ло-дии рас-ста-ва-ния с летом и жиз-не-ра-дост-ные пес-но-пе-ния о не-об-хо-ди-мо-сти зим-не-го от-ды-ха перед буй-ством гря-ду-щей весны.

4) При входе в это учре-жде-ние нужно предъ-явить пас-порт или какой-ни-будь дру-гой до-ку-мент.

5) Дома не си-де-лось и мы ре-ши-ли про-ве-дать наших ста-рых зна-ко-мых.

Ответ:

Ис-кус-ство-ве-ды убеж-де-ны, что (1) ра-бо-тая над об-ра-зом поэта Ни-ко-лая Алек-се-е-ви-ча Не-кра-со-ва (2) ху-дож-ник Крам-ской ис-поль-зо-вал (3) со-здан-ные им ранее (4) этюды и даже ав-то-порт-ре-ты поэта.

Ответ:

Рас-ставь-те все не-до-ста-ю-щие знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те цифру(-ы), на месте ко-то-рой(-ых) в пред-ло-же-нии долж-на(-ы) сто-ять за-пя-тая(-ые).

Наша (1)вет-хая ла-чуж-ка (2)

И пе-чаль-на и темна.

Что же ты(3) моя ста-руш-ка(4)

При-умолк-ла у окна?

Или бури за-вы-ва-ньем

Ты(5) мой друг(6)утом-ле-на,

Или дрем-лешь под жуж-жа-ньем

Сво-е-го ве-ре-те-на?

Вы-пьем(7) доб-рая по-друж-ка(8)

Бед-ной юно-сти моей(9)

Вы-пьем с горя; где же (10)круж-ка?

Серд-цу будет ве-се-лей.

(А. С. Пуш-кин )

Ответ:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Нельзя не остановиться (1) на смотровой площадке (2) с высоты (3) которой (4) открывается величественный вид на Волгу.

Ответ:

Рас-ставь-те все знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те цифру(-ы), на месте ко-то-рой(-ых) в пред-ло-же-нии долж-на(-ы) сто-ять за-пя-тая(-ые).

Та-тья-на Афа-на-сьев-на по-да-ла брату знак (1) что боль-ная хочет уснуть (2) и (3) когда все по-ти-хонь-ку вышли из свет-ли-цы (4) снова села за прял-ку.

Ответ:

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Нужно научиться воспринимать ежедневный труд как лишённую смысла работу во имя праздника.

2) Человек должен преобразиться сам, чтобы победить скуку будней.

3) Только тот заслужил радость праздника, кто не думает о буднях.

4) Человек, нашедший высокий смысл своего труда, обретёт радость жизни.

5) Нельзя постоянно обвинять жизнь в том, что она скучна и лишена радости.


(по И.А. Ильину *)

Ответ:

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Предложение 10 указывает на возможное следствие того, о чём говорится в предложении 9.

2) Предложение 16 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 14.

3) Предложения 30-32 содержат повествование.

4) Предложения 40-43 содержат рассуждение.

5) Предложение 27 содержит вывод из предложения 26.


(1)Будни. (2)Они сплошная беспробудность. (3)Тягучая скука. (4)Непрестанный шум, время от времени прерываемый очередною неудачею. (5)О, плохое настроение! (6)А понедельник - это прообраз будней.

(7)Да, тогда дело с жизнью обстоит плохо! (8)Но нельзя перекладывать вину за это на «жизнь». (9)У тебя не хватает искусства жить; было бы глупо ожидать, что жизнь устроит тебе торжественный приём. (10)Так что твори сам и преображайся, иначе будни одолеют тебя. (11)А в жизни нет большего стыда, чем быть побеждённым - и не великаном, не могущественными врагами, не болезнью, а серою повседневностью существования. (12)Итак - искусство жизни! (13)Прежде всего: спокойно и мужественно смотреть в глаза врагу! (14)Нам никогда не избавиться от будней. (15)Они будут всегда. (16)Они составляют материю нашей жизни. (17)И если праздник служит лишь тому, чтобы, подобно молнии, осветить серость будней и обличить повседневность, то он нам вреден и мы недостойны его. (18)Только тот заслужил радость праздника, кто полюбил свои будни. (19)Как этого добиться?

(20)Этого можно достичь, отыскав священный смысл в своей будничной работе, погрузив его в глубину сердца и осветив и воспламенив повседневность лучом его света. (21)Это первое требование, даже первооснова искусства жизни. (22)Что есть ты во Вселенной? (23)Каковы твои деяния перед Отечеством?

(24)Ты ещё этого не уяснил? (25)Ты ещё этого не знаешь? (26)Как же ты живёшь? (27)Бессмысленно, слепо, тупо и бессловесно? (28)Тогда легко постичь «сплошную беспробудность» твоих будней. (29)И скуку, и плохое настроение, и всё им сопутствующее.

(30)Нельзя слепо воспринимать ежедневный труд как лишённую смысла работу по принуждению, как галерную пытку, как муку от зарплаты до зарплаты. (31)Надо одуматься. (32)Надо понять серьёзный смысл своей профессии и заботиться о ней во имя её высокого смысла. (33)Надо серьёзно отнестись к самому себе, а значит, и к собственной профессии, и к собственным будням. (34)Будни остаются, но их необходимо преобразить изнутри. (35)Они должны наполниться смыслом, ожить, стать многоцветными; а не оставаться «сплошной беспробудностью».

(36)Бессмысленно - это безрадостно. (37)Человек создан так, что не может жить безрадостно. (38)Тот, кто кажется живущим без радости, непременно выдумал себе замену радости. (39)Радость должна, однако, вырастать из повседневного труда, пусть даже только в том смысле, что трудишься всё лучше и лучше, повышаешь качество своего труда, перемещаясь тем самым вверх по ступеням совершенствования.

(40)Если же ты нашёл высокий смысл твоего труда и радость в его качестве, сможешь ли ты и после этого говорить о «сплошной беспробудности»? (41)Жизнь станет для тебя тогда светящейся нитью. (42)И взлёт в твоей жизни обеспечен. (43)Ведь радость высвобождает творческие силы, творческие силы создают качество, а качество труда вызывает радость от труда.

(44)Посмотри: так твои будни попадают в добрый круг духовного здоровья. (45)И теперь для тебя нет больше тягучих будней.

(по И.А. Ильину *)

Иван Александрович Ильин (1883-1954) - русский философ, писатель и публицист.

Ис­точ­ник тек­ста: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по рус­ско­му языку 16.04.2014 ва­ри­ант РУ10802.

Ответ:

Из предложения 42 выпишите слово в переносном значении.


(1)Будни. (2)Они сплошная беспробудность. (3)Тягучая скука. (4)Непрестанный шум, время от времени прерываемый очередною неудачею. (5)О, плохое настроение! (6)А понедельник - это прообраз будней.

(7)Да, тогда дело с жизнью обстоит плохо! (8)Но нельзя перекладывать вину за это на «жизнь». (9)У тебя не хватает искусства жить; было бы глупо ожидать, что жизнь устроит тебе торжественный приём. (10)Так что твори сам и преображайся, иначе будни одолеют тебя. (11)А в жизни нет большего стыда, чем быть побеждённым - и не великаном, не могущественными врагами, не болезнью, а серою повседневностью существования. (12)Итак - искусство жизни! (13)Прежде всего: спокойно и мужественно смотреть в глаза врагу! (14)Нам никогда не избавиться от будней. (15)Они будут всегда. (16)Они составляют материю нашей жизни. (17)И если праздник служит лишь тому, чтобы, подобно молнии, осветить серость будней и обличить повседневность, то он нам вреден и мы недостойны его. (18)Только тот заслужил радость праздника, кто полюбил свои будни. (19)Как этого добиться?

(20)Этого можно достичь, отыскав священный смысл в своей будничной работе, погрузив его в глубину сердца и осветив и воспламенив повседневность лучом его света. (21)Это первое требование, даже первооснова искусства жизни. (22)Что есть ты во Вселенной? (23)Каковы твои деяния перед Отечеством?

(24)Ты ещё этого не уяснил? (25)Ты ещё этого не знаешь? (26)Как же ты живёшь? (27)Бессмысленно, слепо, тупо и бессловесно? (28)Тогда легко постичь «сплошную беспробудность» твоих будней. (29)И скуку, и плохое настроение, и всё им сопутствующее.

(30)Нельзя слепо воспринимать ежедневный труд как лишённую смысла работу по принуждению, как галерную пытку, как муку от зарплаты до зарплаты. (31)Надо одуматься. (32)Надо понять серьёзный смысл своей профессии и заботиться о ней во имя её высокого смысла. (33)Надо серьёзно отнестись к самому себе, а значит, и к собственной профессии, и к собственным будням. (34)Будни остаются, но их необходимо преобразить изнутри. (35)Они должны наполниться смыслом, ожить, стать многоцветными; а не оставаться «сплошной беспробудностью».

(36)Бессмысленно - это безрадостно. (37)Человек создан так, что не может жить безрадостно. (38)Тот, кто кажется живущим без радости, непременно выдумал себе замену радости. (39)Радость должна, однако, вырастать из повседневного труда, пусть даже только в том смысле, что трудишься всё лучше и лучше, повышаешь качество своего труда, перемещаясь тем самым вверх по ступеням совершенствования.

(40)Если же ты нашёл высокий смысл твоего труда и радость в его качестве, сможешь ли ты и после этого говорить о «сплошной беспробудности»? (41)Жизнь станет для тебя тогда светящейся нитью. (42)И взлёт в твоей жизни обеспечен. (43)Ведь радость высвобождает творческие силы, творческие силы создают качество, а качество труда вызывает радость от труда.

(44)Посмотри: так твои будни попадают в добрый круг духовного здоровья. (45)И теперь для тебя нет больше тягучих будней.

(по И.А. Ильину *)

Иван Александрович Ильин (1883-1954) - русский философ, писатель и публицист.

Ис­точ­ник тек­ста: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по рус­ско­му языку 16.04.2014 ва­ри­ант РУ10802.

(4)Непрестанный шум, время от времени прерываемый очередною неудачею.


Ответ:

Среди предложений 12-19 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


(1)Будни. (2)Они сплошная беспробудность. (3)Тягучая скука. (4)Непрестанный шум, время от времени прерываемый очередною неудачею. (5)О, плохое настроение! (6)А понедельник - это прообраз будней.

(7)Да, тогда дело с жизнью обстоит плохо! (8)Но нельзя перекладывать вину за это на «жизнь». (9)У тебя не хватает искусства жить; было бы глупо ожидать, что жизнь устроит тебе торжественный приём. (10)Так что твори сам и преображайся, иначе будни одолеют тебя. (11)А в жизни нет большего стыда, чем быть побеждённым - и не великаном, не могущественными врагами, не болезнью, а серою повседневностью существования. (12)Итак - искусство жизни! (13)Прежде всего: спокойно и мужественно смотреть в глаза врагу! (14)Нам никогда не избавиться от будней. (15)Они будут всегда. (16)Они составляют материю нашей жизни. (17)И если праздник служит лишь тому, чтобы, подобно молнии, осветить серость будней и обличить повседневность, то он нам вреден и мы недостойны его. (18)Только тот заслужил радость праздника, кто полюбил свои будни. (19)Как этого добиться?

(20)Этого можно достичь, отыскав священный смысл в своей будничной работе, погрузив его в глубину сердца и осветив и воспламенив повседневность лучом его света. (21)Это первое требование, даже первооснова искусства жизни. (22)Что есть ты во Вселенной? (23)Каковы твои деяния перед Отечеством?

(24)Ты ещё этого не уяснил? (25)Ты ещё этого не знаешь? (26)Как же ты живёшь? (27)Бессмысленно, слепо, тупо и бессловесно? (28)Тогда легко постичь «сплошную беспробудность» твоих будней. (29)И скуку, и плохое настроение, и всё им сопутствующее.

(30)Нельзя слепо воспринимать ежедневный труд как лишённую смысла работу по принуждению, как галерную пытку, как муку от зарплаты до зарплаты. (31)Надо одуматься. (32)Надо понять серьёзный смысл своей профессии и заботиться о ней во имя её высокого смысла. (33)Надо серьёзно отнестись к самому себе, а значит, и к собственной профессии, и к собственным будням. (34)Будни остаются, но их необходимо преобразить изнутри. (35)Они должны наполниться смыслом, ожить, стать многоцветными; а не оставаться «сплошной беспробудностью».

(36)Бессмысленно - это безрадостно. (37)Человек создан так, что не может жить безрадостно. (38)Тот, кто кажется живущим без радости, непременно выдумал себе замену радости. (39)Радость должна, однако, вырастать из повседневного труда, пусть даже только в том смысле, что трудишься всё лучше и лучше, повышаешь качество своего труда, перемещаясь тем самым вверх по ступеням совершенствования.

(40)Если же ты нашёл высокий смысл твоего труда и радость в его качестве, сможешь ли ты и после этого говорить о «сплошной беспробудности»? (41)Жизнь станет для тебя тогда светящейся нитью. (42)И взлёт в твоей жизни обеспечен. (43)Ведь радость высвобождает творческие силы, творческие силы создают качество, а качество труда вызывает радость от труда.

(44)Посмотри: так твои будни попадают в добрый круг духовного здоровья. (45)И теперь для тебя нет больше тягучих будней.

(по И.А. Ильину *)

Иван Александрович Ильин (1883-1954) - русский философ, писатель и публицист.

Ис­точ­ник тек­ста: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по рус­ско­му языку 16.04.2014 ва­ри­ант РУ10802.

Список терминов:

1) эпитеты

2) метафоры

3) метонимия

4) фразеологизмы

5) книжная лексика

6) лексический повтор

7) восклицательные предложения

8) парцелляция

9) вопросно-ответная форма изложения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

(1)Будни. (2)Они сплошная беспробудность. (3)Тягучая скука. (4)Непрестанный шум, время от времени прерываемый очередною неудачею. (5)О, плохое настроение! (6)А понедельник - это прообраз будней.

(7)Да, тогда дело с жизнью обстоит плохо! (8)Но нельзя перекладывать вину за это на «жизнь». (9)У тебя не хватает искусства жить; было бы глупо ожидать, что жизнь устроит тебе торжественный приём. (10)Так что твори сам и преображайся, иначе будни одолеют тебя. (11)А в жизни нет большего стыда, чем быть побеждённым - и не великаном, не могущественными врагами, не болезнью, а серою повседневностью существования. (12)Итак - искусство жизни! (13)Прежде всего: спокойно и мужественно смотреть в глаза врагу! (14)Нам никогда не избавиться от будней. (15)Они будут всегда. (16)Они составляют материю нашей жизни. (17)И если праздник служит лишь тому, чтобы, подобно молнии, осветить серость будней и обличить повседневность, то он нам вреден и мы недостойны его. (18)Только тот заслужил радость праздника, кто полюбил свои будни. (19)Как этого добиться?

(20)Этого можно достичь, отыскав священный смысл в своей будничной работе, погрузив его в глубину сердца и осветив и воспламенив повседневность лучом его света. (21)Это первое требование, даже первооснова искусства жизни. (22)Что есть ты во Вселенной? (23)Каковы твои деяния перед Отечеством?

(24)Ты ещё этого не уяснил? (25)Ты ещё этого не знаешь? (26)Как же ты живёшь? (27)Бессмысленно, слепо, тупо и бессловесно? (28)Тогда легко постичь «сплошную беспробудность» твоих будней. (29)И скуку, и плохое настроение, и всё им сопутствующее.

(30)Нельзя слепо воспринимать ежедневный труд как лишённую смысла работу по принуждению, как галерную пытку, как муку от зарплаты до зарплаты. (31)Надо одуматься. (32)Надо понять серьёзный смысл своей профессии и заботиться о ней во имя её высокого смысла. (33)Надо серьёзно отнестись к самому себе, а значит, и к собственной профессии, и к собственным будням. (34)Будни остаются, но их необходимо преобразить изнутри. (35)Они должны наполниться смыслом, ожить, стать многоцветными; а не оставаться «сплошной беспробудностью».

(36)Бессмысленно - это безрадостно. (37)Человек создан так, что не может жить безрадостно. (38)Тот, кто кажется живущим без радости, непременно выдумал себе замену радости. (39)Радость должна, однако, вырастать из повседневного труда, пусть даже только в том смысле, что трудишься всё лучше и лучше, повышаешь качество своего труда, перемещаясь тем самым вверх по ступеням совершенствования.

(40)Если же ты нашёл высокий смысл твоего труда и радость в его качестве, сможешь ли ты и после этого говорить о «сплошной беспробудности»? (41)Жизнь станет для тебя тогда светящейся нитью. (42)И взлёт в твоей жизни обеспечен. (43)Ведь радость высвобождает творческие силы, творческие силы создают качество, а качество труда вызывает радость от труда.

(44)Посмотри: так твои будни попадают в добрый круг духовного здоровья. (45)И теперь для тебя нет больше тягучих будней.

(по И.А. Ильину *)

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)Будни. (2)Они сплошная беспробудность. (3)Тягучая скука. (4)Непрестанный шум, время от времени прерываемый очередною неудачею. (5)О, плохое настроение! (6)А понедельник - это прообраз будней.

(7)Да, тогда дело с жизнью обстоит плохо! (8)Но нельзя перекладывать вину за это на «жизнь». (9)У тебя не хватает искусства жить; было бы глупо ожидать, что жизнь устроит тебе торжественный приём. (10)Так что твори сам и преображайся, иначе будни одолеют тебя. (11)А в жизни нет большего стыда, чем быть побеждённым - и не великаном, не могущественными врагами, не болезнью, а серою повседневностью существования. (12)Итак - искусство жизни! (13)Прежде всего: спокойно и мужественно смотреть в глаза врагу! (14)Нам никогда не избавиться от будней. (15)Они будут всегда. (16)Они составляют материю нашей жизни. (17)И если праздник служит лишь тому, чтобы, подобно молнии, осветить серость будней и обличить повседневность, то он нам вреден и мы недостойны его. (18)Только тот заслужил радость праздника, кто полюбил свои будни. (19)Как этого добиться?

(20)Этого можно достичь, отыскав священный смысл в своей будничной работе, погрузив его в глубину сердца и осветив и воспламенив повседневность лучом его света. (21)Это первое требование, даже первооснова искусства жизни. (22)Что есть ты во Вселенной? (23)Каковы твои деяния перед Отечеством?

(24)Ты ещё этого не уяснил? (25)Ты ещё этого не знаешь? (26)Как же ты живёшь? (27)Бессмысленно, слепо, тупо и бессловесно? (28)Тогда легко постичь «сплошную беспробудность» твоих будней. (29)И скуку, и плохое настроение, и всё им сопутствующее.

(30)Нельзя слепо воспринимать ежедневный труд как лишённую смысла работу по принуждению, как галерную пытку, как муку от зарплаты до зарплаты. (31)Надо одуматься. (32)Надо понять серьёзный смысл своей профессии и заботиться о ней во имя её высокого смысла. (33)Надо серьёзно отнестись к самому себе, а значит, и к собственной профессии, и к собственным будням. (34)Будни остаются, но их необходимо преобразить изнутри. (35)Они должны наполниться смыслом, ожить, стать многоцветными; а не оставаться «сплошной беспробудностью».

(36)Бессмысленно - это безрадостно. (37)Человек создан так, что не может жить безрадостно. (38)Тот, кто кажется живущим без радости, непременно выдумал себе замену радости. (39)Радость должна, однако, вырастать из повседневного труда, пусть даже только в том смысле, что трудишься всё лучше и лучше, повышаешь качество своего труда, перемещаясь тем самым вверх по ступеням совершенствования.

(40)Если же ты нашёл высокий смысл твоего труда и радость в его качестве, сможешь ли ты и после этого говорить о «сплошной беспробудности»? (41)Жизнь станет для тебя тогда светящейся нитью. (42)И взлёт в твоей жизни обеспечен. (43)Ведь радость высвобождает творческие силы, творческие силы создают качество, а качество труда вызывает радость от труда.

(44)Посмотри: так твои будни попадают в добрый круг духовного здоровья. (45)И теперь для тебя нет больше тягучих будней.

(по И.А. Ильину *)

Один конгрессмен упрекнул как-то Авраама Линкольна (1809 — 1865) — президента Соединённых Штатов Америки, что он стал отстаивать совершенно иную точку зрения, чем ту, которой он придерживался накануне.

— Нельзя столь стремительно менять свою позицию! — ехидно заметил конгрессмен.

— Почему же? — возразил Линкольн. — Я вообще невысокого мнения о человеке, который сегодня не может стать умнее, чем вчера!

У знаменитого генерала Севера У. Гранта было немало недоброжелателей. Будучи не в силах бросить тень на его боевые успехи в Гражданской войне Севера с Югом, они стали нашёптывать Линкольну, что Грант — пьяница.

— Ах вот как! — воскликнул президент. — В таком случае скажите, какой сорт вина предпочитает Грант, чтобы я мог приказать послать по бочке всем своим генералам!

В начале правления Линкольна искатели государственных должностей толпами осаждали Белый дом.

Президент сказал им:

— Я не могу уподобляться хозяину, который так занят сдачей комнат в одном конце здания, что не имеет времени погасить пожар в другом.

Генерал Мак-Клелланн был сторонником выжидательной тактики, сам никогда не вступал в сражения с частями южан. Как-то он получил от Линкольна записку: «Мой дорогой Мак-Клелланн! Если вам сейчас не нужна ваша армия, я хотел бы одолжить её на некоторое время. С уважением, Линкольн».

Мак-Клелланн ответил: «Господин президент, вы принимаете меня за дурака?»

Линкольн написал на этом письме: «Конечно, нет… Но я могу ошибаться».

Одна американская кинофирма решила поставить фильм, посвящённый жизни английского политического деятеля Уинстона Черчилля (1874 — 1965). В фильме предполагалось показать 65-летнего Черчилля. Роль Черчилля была поручена 85-летнему киноактёру Чарлзу Клофтону. Узнав, что Клофтон получит за исполнение его роли крупную денежную сумму, Черчилль рассердился и ядовито заметил:

— Во-первых, этот парень слишком толст, во-вторых, слишком стар. А в-третьих, за такие деньги я бы и сам с удовольствием сыграл эту роль.

Как-то раз шофёр Черчилля сбился с дороги и заехал неизвестно куда. Крайне раздосадованный Черчилль, высунувшись из окошка, окликнул прохожего:

— Извините, не могли бы вы любезно пояснить, где я нахожусь?

— В автомобиле! — буркнул прохожий и зашагал дальше.

— Вот ответ, достойный нашей палаты общин, — сказал Черчилль, обращаясь к шофёру. — Во-первых, краткий и хамский. Во-вторых, совершенно не нужный. И в-третьих, не содержащий ничего такого, чего спрашивающий не знал бы сам.

Став императором Франции, Наполеон (1769 — 1821) обязал своего секретаря каждое утро делать для него обзор прессы. При этом Наполеон требовал, чтобы обзор делался только по английским и немецким газетам. Несколько раз секретарь порывался заинтересовать императора материалами из французских газет, но Наполеон пресекал эти попытки.

— Не утруждайте себя, — говорил он. — Я знаю всё, что в них пишется. Ведь они печатают то, чего хочу я!

— Государь, — сказал Наполеону один из высокопоставленных сановников, — вы окончательно уничтожили революционный дух.

— Неправда, — возразил Наполеон, — я только закладка в книге революции на той странице, где она остановилась. Когда меня не будет, революция перевернёт эту страницу и отправится дальше.

Наполеон опекал точные науки и даже сделал нескольких учёных важными государственными сановниками. Лапласа он сделал министром внутренних дел. Однако через полтора месяца Лаплас был освобождён от этой должности. Глубоко вникая в каждую мелочь, он проглядел антиправительственный заговор. В приказе по этому поводу Наполеон написал: «Освободить за внесение духа бесконечно малых в государственные дела».

Когда в 1814 году один из наполеоновских генералов сдал русским войскам без боя крепость Суассон, император, всегда считавший, что «крепость есть такая машина, которая должна работать с полной силой до конца», пришёл в бешенство. Наполеон вызвал к себе незадачливого коменданта крепости и спросил его грозно, почему крепость капитулировала без единого выстрела.

— Государь, — развёл руками генерал, — тому было 18 причин. Во- первых, у меня не было пороха…

— Достаточно одной этой причины, — прервал его Наполеон. — Остальные 17 причин можете оставить себе!

После поражения в России Наполеон в простых санях мчался на Запад. Вместе со свитой он остановился у Немана. Местный крестьянин переправил генералитет на противоположный берег. Наполеон, всегда стремившийся получить сведения из первых рук, спросил у лодочника:

— Много ли дезертиров переправилось через реку?

— Нет, вы первый, — последовал простодушный ответ.

Наполеону однажды указали на стихи пасквильного содержания, требуя наказания автора.

— Если бы я хотел наказать кого-нибудь в этом случае, — возразил император, — то, конечно, вас, а никак не автора, потому что вы оскорбили меня гораздо более, осмеливаясь найти в этом описании сходство со мною.

— Медицина, — сказал Наполеон, — учит морить людей.

— А что вы скажете о ремесле завоевателя? — спросил его придворный медик.

В 1803 году Наполеон принял американского изобретателя Роберта Фултона (1765 — 1815), работавшего тогда во Франции, который предложил ему вооружить флот Франции кораблями, приводимыми в движение паром, — пароходами.

— С боевыми кораблями, приводимыми в движение паром, вы уничтожите Англию! — закончил свой доклад Фултон.

Выслушав изобретателя, Наполеон сказал:

— Каждый день мне приносят проекты, один вздорней другого. Вчера только мне предложили атаковать английское побережье с помощью кавалерии, посаженной на ручных дельфинов. Подите прочь! Вы, очевидно, один из этих бесчисленных сумасшедших!

Через восемь лет английский линейный корабль «Беллерофонн», отвозивший свергнутого императора на остров Святой Елены, встретился в море с пароходом «Фултон», приводимым в движение паром. На большой скорости промчалось судно мимо английского тихоходного корабля.

Проводив глазами американский пароход, Наполеон с печалью в голосе сказал сопровождавшему его спутнику:

— Прогнав из Тюильри изобретателя Фултона, я потерял свою корону.

Наполеон предпочитал практические идеи, обещавшие скорую отдачу.

На них он не скупился. Благодаря его финансовой поддержке во Франции было налажено производство селитры, бронзы, соды, землечерпалок и т. д. Не поверив идеям Фултона, он жестоко ошибся.

17 августа исполнилось ровно 200 лет со дня первого в мире рейса колёсного парохода, изобретённого Фултоном. Пароход «Клермонт» проплыл от Нью-Йорка до Олбани и обратно. 150 миль (241 км) за 30 часов.

Домашний врач Бисмарка (1815 — 1898), первого рейхсканцлера Германской империи, нередко упрекал его в том, что он почти никогда не выпускает изо рта сигары, несмотря на то, что курение вредно для него.

— Неужели вы не знаете, доктор, что всё моё искусство дипломатии заключается в умении пускать дым в глаза людей?

Одному из своих приближённых Бисмарк сказал:

— Глупость — дар Б-жий, но не следует им злоупотреблять.

Измученный приступами невралгии, Бисмарк позвал к себе известного врача и был очень удивлён, когда тот во всех подробностях рассказал ему о его болезни.

— Сколько же людей вы должны были отправить на тот свет, прежде чем дойти до таких тонкостей? — спросил в раздражении Бисмарк.

— Меньше, чем вы, Ваша Светлость, чтобы дойти до такой болезни.

Французский король Людовик XIV (1638 — 1715) читал знаменитому стихотворцу Никола Буало (1636 — 1711) свои стихи и попросил его высказать своё мнение о них.

— Государь, — отвечал Буало, — для Вашего Величества нет ничего невозможного: вам пришло желание написать плохие стихи, и вы исполнили его.

В кругу своих приближённых Людовик XIV как-то сказал:

— Когда я назначаю кого-нибудь на высокий пост, то имею девяносто девять недовольных и одного неблагодарного.

Египетский царь Птолемей Первый (полководец Александра Македонского, основатель царской династии в эллинистическом Египте), заинтересовавшись геометрией, спросил Евклида (ок. 330 — ок. 260 до н.э.), жившего в Александрии:

— Нельзя ли как-либо полегче овладеть геометрией?

Евклид ответил царю:

— Царских путей в геометрии нет.