Расчет дивидендов госкомпаний перейдет на базу мсфо. Дивиденды госкомпаний будут рассчитывать по мсфо Проценты, роялти и дивиденды

Законопроект находится на общественном обсуждении.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» (в части порядка выплаты дивидендов акционерным обществом)» (далее - законопроект) направлен на совершенствование процедур выплаты дивидендов акционерам российских акционерных обществ.
Пунктом 1 статьи 1 законопроекта вносятся изменения в статью 32 Федерального закона «Об акционерных обществах», согласно которым порядок определения размера дивиденда и ликвидационной стоимости по привилегированным акциям, установленный уставом общества, может определять размер дивидендов как долю (процент) от показателя (показателей) бухгалтерской (финансовой) отчетности общества. В случае если общество составляет консолидированную финансовую отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер дивидендов по привилегированным акциям может определяться исходя из показателей такой отчетности.
Кроме этого, в пункт 2 статьи 42 Федерального закона «Об акционерных обществах» законопроектом вносятся изменения, в соответствии с которыми размер дивидендов выплачиваемых (объявляемых) обществом определяется исходя из данных бухгалтерской (финансовой) отчетности общества. В случае если общество составляет консолидированную финансовую отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер дивидендов может определяться исходя из данных такой отчетности.
Таким образом, законопроект предполагает отказ от правила о том, что размер дивидендов, выплачиваемых (объявляемых) акционерным обществом, не может быть больше размера чистой прибыли акционерного общества, определенной по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета (далее - РСБУ), и законодательно закрепляет возможность общества определять размер выплачиваемых (объявляемых) дивидендов исходя из показателей консолидированной финансовой отчетности.
Необходимость внесения указанных изменений вызвана тем, что положение Федерального закона «Об акционерных обществах», в соответствии с которым размер дивидендов, выплачиваемых (объявляемых) акционерным обществом, не может быть больше размера чистой прибыли акционерного общества, определенной по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с РСБУ, является избыточным и затрудняющим выплату дивидендов акционерным обществом в случае наличия ее реальной возможности, что подтверждается следующим:
- положение не является необходимым с точки зрения защиты интересов кредиторов, поскольку кредиторы защищены правилами о запрете объявлять и выплачивать дивиденды, если принятие такого решения или выплата дивидендов повлечет возникновение у общества признаков банкротства, либо несоответствие стоимости чистых активов общества определенным требованиям (пункты 1 и 4 статьи 43 Федерального закона «Об акционерных обществах»);
- положение зачастую создает препятствие для выплаты дивидендов общества в случае наличия реальной возможности их выплатить (например, когда планируемый размер дивиденда и финансовое состояние общества полностью соответствуют требованиям пунктов 1 и 4 статьи 43 Федерального закона «Об акционерных обществах», у общества имеется чистая прибыль, определенная по данным консолидированной финансовой отчетности, а чистая прибыль, определенная по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с РСБУ, в достаточном объеме отсутствует.

Внести в Федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» следующие изменения:
1. Абзац первый пункта 2 статьи 32 дополнить новыми предложениями четвертым и пятым следующего содержания: «Указанный порядок может определять размер дивидендов как долю (процент) от показателя (показателей) бухгалтерской (финансовой) отчетности общества. В случае если общество составляет консолидированную финансовую отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер дивидендов может определяться исходя из показателей такой отчетности.»;
2. Пункт 2 статьи 42 изложить в следующей редакции:
«2. Размер дивидендов определяется исходя из данных бухгалтерской (финансовой) отчетности общества, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В случае если общество составляет консолидированную финансовую отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер дивидендов может определяться исходя из данных такой отчетности. Дивиденды по привилегированным акциям определенных типов могут выплачиваться за счет ранее сформированных для этих целей специальных фондов общества.».
3. Подпункт 11 пункта 1 статьи 48 изложить в следующей редакции:
«11) утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, а также распределение прибыли (в том числе выплата (объявление) дивидендов по результатам финансового года и формирование фондов общества, предусмотренных настоящим Федеральным законом и уставом общества) и убытков общества по результатам финансового года;».

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Минфин планирует установить 50%-ю планку по выплатам дивидендов компаний для госкомпаний именно по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Об этом заявил заместитель министра финансов Алексей Моисеев.

Норма, когда госкомпании направляют на выплаты дивидендов половину своей прибыли, должна действовать на постоянной основе, уверены в Минфине. Сейчас такая норма действует как временная: до этого доля обязательных выплат была вдвое меньше.

Он отметил, что текущая норма предполагает возможность уплаты дивидендов от РСБУ или МСФО в зависимости от того, по какой отчетности прибыль больше, однако компании все же используют РСБУ для снижения объема выплат.

"Нас упрекают, что мы сами от идеи максимизации доходов отходим, потому что были одна-две компании, тот же ВТБ, который заплатил 70% по РСБУ и 1500% по МСФО. Это скорее уникальные ситуации. Мы исходим из того, что если принимаем постоянно действующее постановление, мы должны давать четкое понимание для компании, которая определяет свою дивидендную политику на его основе. Выбор - РСБУ или МСФО - не дает четкого понимания дивидендной политики, поэтому мы решили остановиться на одном и все-таки написать МСФО", - заявил Моисеев в ходе своего интервью агентству "Интерфакс".

В то же время он отмечает, что данная инициатива столкнулась с критикой со стороны ведомств, министерств и менеджмента компании.

"Одна из линий критики, она со стороны Росимущества, касается установления взимания дивидендов только с прибыли по МСФО. Ведомство говорит, давайте и РСБУ, и МСФО. Вторая линия критики, со стороны Минэкономразвития, предлагает учитывать в определении порога дивидендов инвестпрограммы обществ. Третья линия, и это говорят все, - зачем 50% навсегда, давайте введем на три года, пока проводится консолидация бюджета. В последнем случае мы заручились поддержкой миноритариев. Мы понимаем, что такая норма для всех акционеров хороша, так как это стимулирует менеджмент повышать свою эффективность", - заявил Моисеев.

В то же время профессиональное сообщество поддерживает эту инициативу. Заместитель председателя экспертного совета при рабочей группе Совета Федерации по энергетике Андрей Романчук считает, что такую инициативу стоит приветствовать, но в то же время отмечает, что реализации этой инициативы может воспрепятствовать сопротивление госкомпаний.

"Переход на выплату дивидендов МСФО и отказ от выплат по РСБУ – шаг логичный, но только вот по итогам 2015 года практически ни одна госкомпания этот показатель не выполнила, и основные доноры бюджета, в том числе "Транснефть" заплатила всего лишь 9%, Сбербанк – 20%, "Газпром" – 23%. Нет никаких оснований полагать, что позиция компаний с тех пор изменилась. Наоборот, госкомпании, например "Транснефть" и РЖД, используют планы Минфина, для того чтобы попросить повышения тарифов, при том, что далеко не всегда под этими просьбами об индексации есть должное экономическое обоснование", - отметил Романчук.



Акционерам государственных компаний могут разрешить более высокие дивиденды. “Ведомости” пишут сегодня, что правительство рассматривает возможность принуждения госкомпаний к выплатам 25%-х дивидендов от чистой прибыли по международным стандартам финансовой отчетности , если она выше чистой прибыли по РСБУ . Проект распоряжения – отмечает неназванный источник – подготовлен Министерством экономического развития совместно с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом. Никаких исключений при этом, разрешающих платить менее 25%, предусмотрено не будет - в отличие от сегодняшней ситуации.

Впрочем, высоки ожидания, что газовая компания будет просить об исключении, аргументируя это тем, что ей необходимо защитить свои инвестиционные программы. Тем более что основания имеются: с 2016 года увеличится нагрузка на нефтяной сектор, а повышение НДПИ обойдется “Газпрому” в 100 млрд. Неизвестно, впрочем, какое решение примут чиновники.

Довольно сильно расходятся показатели чистой прибыли по РСБУ и МСФО и у других компаний - например, “Транснефти”.

Эксперты говорят, что переход на выплату дивидендов с чистой прибыли по международным стандартам - более правильный с точки зрения управления, ведь финансовые показатели крупных госкомпаний отражаются в консолидированной отчетности , которая, как известно, составляется именно по МСФО .

Однако нужно помнить, что в отдельные годы прибыль по РСБУ у ряда компаний была существенно выше, а иногда была положительной в периоды, когда отчетность по МСФО показывала убыток. Например, так было у “Алроса” в прошлом году (убытки по МСФО величиной в 16.8 млрд. р., в то же время прибыль по РСБУ в 23.5 млрд. р.) и “Аэрофлота” (прибыль по РСБУ в 13 млрд. р., убытки по МСФО в 17 млрд. р.). Данные привел Игорь Беликов, директор Российского института директоров. В этом случае, вероятно, пригодится оговорка “если чистая прибыль по МСФО выше чистой прибыли по РСБУ ”, т.е. в случае отрицательной чистой прибыли по международным стандартам дивиденды просто будут оценивать на основе российских стандартов.

Вопрос 2 Отражение в финансовой отчетности событий после окончания отчетного периода согласно МСФО: дивиденды, непрерывность деятельности, раскрытие информации, некорректирующие события после отчетной даты

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ (IAS) 10
"СОБЫТИЯ ПОСЛЕ ОТЧЕТНОГО ПЕРИОДА"

Дивиденды
12 Если организация объявляет дивиденды держателям долевых инструментов (в соответствии с МСФО (IAS) 32 "Финансовые инструменты: представление") после отчетного периода, организация не должна признавать эти дивиденды в качестве обязательства на конец отчетного периода.
13 Если дивиденды объявлены после отчетного периода, но до одобрения финансовой отчетности к выпуску, то дивиденды не признаются в качестве обязательства на конец отчетного периода, так как никакого обязательства не существовало на указанную дату. Такие дивиденды раскрываются в примечаниях к финансовой отчетности в соответствии с МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности".

Непрерывность деятельности
14 Организация не должна составлять финансовую отчетность на основе принципа непрерывности деятельности, если после отчетного периода руководство решает или ликвидировать организацию, или приостановить ее деятельность либо у него нет реалистичной альтернативы такому решению.
15 Ухудшение результатов операционной деятельности и финансового положения после отчетного периода может указывать на необходимость рассмотрения уместности допущения о непрерывности деятельности. Если допущение о непрерывности деятельности более неуместно, то эффект от этого настолько значителен, что настоящий стандарт требует фундаментальным образом изменить методы бухгалтерского учета, а не корректировать суммы, признанные в соответствии с первоначальными методами бухгалтерского учета.
16 МСФО (IAS) 1 устанавливает требования по раскрытию информации для следующих случаев:
(a) финансовая отчетность не составляется на основе принципа непрерывности деятельности; или
(b) руководству известно о существенных неопределенностях, связанных с событиями или условиями, которые могут вызвать значительные сомнения в способности организации к непрерывности деятельности. События или условия, требующие раскрытия, могут возникнуть после отчетного периода.

Раскрытие информации
Дата одобрения к выпуску
17 Организация должна раскрывать дату одобрения финансовой отчетности к выпуску и наименование органа, одобрившего финансовую отчетность к выпуску. В том случае, если собственники организации или другие лица имеют полномочия вносить поправки в финансовую отчетность после ее выпуска, организация должна раскрыть данный факт.
18 Пользователям важно знать дату одобрения финансовой отчетности к выпуску, так как финансовая отчетность не отражает события после этой даты.

Уточнение раскрытий об условиях, существовавших на конец отчетного периода
19 Если после отчетного периода организация получает новую информацию об условиях, существовавших на конец отчетного периода, организации следует обновить раскрытия об этих условиях с учетом новой информации.
20 В отдельных случаях организации необходимо обновить раскрытия финансовой отчетности, чтобы отразить информацию, полученную после отчетного периода, даже если эта информация не оказывает влияния на суммы, признанные в финансовой отчетности. Одним из таких примеров является необходимость обновления раскрытий, когда после отчетного периода организация получает доказательство условного обязательства, существовавшего на конец отчетного периода. В дополнение к рассмотрению вопроса о том, следует ли признавать или изменять оценочное обязательство согласно МСФО (IAS) 37, организация обновляет раскрытия об условном обязательстве в свете этого доказательства.

Некорректирующие события после отчетного периода
21 Если некорректирующие события после отчетного периода существенны, их нераскрытие может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые на основе финансовой отчетности. Следовательно, организация должна раскрывать следующую информацию по каждой существенной категории некорректирующих событий после отчетного периода:
(a) характер события; и
(b) расчетная оценка его финансового влияния или заявление о невозможности такой оценки.
22 Ниже даны примеры некорректирующих событий после отчетного периода, по которым обычно требуется раскрытие:
(a) существенное объединение бизнесов после отчетного периода (в таких случаях МСФО (IFRS) 3 "Объединения бизнесов" требует определенных раскрытий) или выбытие крупной дочерней организации;
(b) оглашение плана по прекращению деятельности;
(c) значительные покупки активов, классификация активов в качестве предназначенных для продажи в соответствии с МСФО (IFRS) 5 "Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность", прочие выбытия активов или экспроприация значительных активов государством;
(d) уничтожение важных производственных мощностей в результате пожара после отчетного периода;
(e) объявление о крупномасштабной реструктуризации или начало ее реализации (см. МСФО (IAS) 37);
(f) значительные операции с обыкновенными акциями и потенциальные операции с обыкновенными акциями, произошедшие после отчетного периода (МСФО (IAS) 33 "Прибыль на акцию" требует, чтобы организация раскрывала информацию о таких операциях, за исключением случаев, когда такие операции связаны с капитализацией или бонусной эмиссией, дроблением или консолидацией акций, для каждой из которых требуется корректировка в соответствии с МСФО (IAS) 33);
(g) необычно большие изменения стоимости активов или валютных курсов, произошедшие после отчетного периода;
(h) изменения налоговых ставок или налогового законодательства, введенные в действие или объявленные после отчетного периода, которые оказывают значительное влияние на текущие и отложенные налоговые активы и обязательства (см. МСФО (IAS) 12 "Налоги на прибыль");
(i) принятие значительных договорных обязательств по будущим операциям или условных обязательств, например, при выдаче значительных гарантий; и
(j) начало крупного судебного разбирательства, связанного исключительно с событиями, произошедшими после отчетного периода.