Что такое священная римская империя. Священная Римская империя: рождение и гибель. Император, князья и борьба за Италию

В 843 г. распалась единая Франкское государство. ее восточная часть (будущая Германия) выделилась и стала королевством, которое разделялось на четыре фактически самостоятельных герцогства - Швабію, Баварию, Франконію и Саксонию с Тюрингією. В 911 г. местная знать избрала королем саксонского герцога Генриха, который смог сплотить германские племена для совместной защиты от врагов и присоединил к своим владениям Лотарингию.

Немецкие земли достаточно успешно сдерживали натиск викингов. Однако с конца IX века. настоящим бедствием стали для них набеги мадьяров (венгров) из Придунавья. Подвижная мадьярская конница молниеносно врывались в Германию и безжалостно уничтожала все на своем пути. Для защиты от венгров Генрих И создал конное рыцарское войско и построил многочисленные бурги (крепости).

Сын Генриха i Оттон продолжил дело отца. В 955 г. близ города Аугсбурга он разбил мадьяр. Оттон стал самым могущественным королем Европы. Он стремился возродить державу Карла Великого.

Именно в это время в Риме несколько знатных семейств собирались устранить с престола папу и откровенно ему угрожали. Папа обратился к Оттону за помощью.

В 962 г. во главе войска германский король отправился в Италию. По дороге он не встретил сопротивления и вскоре вошел в Рим. Папа короновал Оттона i императорской короной. Родилась новая, теперь уже Германская империя, которую с конца XII века. стали называть Священной Римской империей. Это государство существовало до 1806 г. Кроме Германии, она включала Северную и частично Среднюю Италию, некоторые славянские земли, часть Южной Франции, а с XI века. также Бургундию. Позже следующий немецкий король Оттон П - пытался присоединить к империи юг Италии, но потерпел поражение от арабов и едва не попал в византийский плен.

Оттон и его преемники уделяли особое внимание делам церкви. Они дарили ей много земель и многочисленные привилегии. Зато из верных себе людей немецкие государи назначали епископов и аббатов. Высшее духовенство відбувало в пользу короля государственную и военную службу. Именно оно приводило к оттонівського войска три четверти тяжелой конницы. Церковь была поставлена на службу королевской власти и стала ее главной опорой. Попытки императора превратить церковь в часть государственного аппарата вскоре вызвало недовольство Папы Римского, который считал, что его власть выше светской. Могучий Оттон совершил новый поход на Рим, устранил папу Иоанна XII и поставил своего ставленника Льва VIII.

Оттон пытался организовать управление Италией по немецкому образцу: создал разветвленный административный аппарат во главе с канцлером; назначил в города немецких комендантов - префектов. Ему удалось уладить отношения с Византией, которая имела в Италии свои владения (Апулею и Калабрию), путем женитьбы своего сына (будущий император Оттон П) с племянницей византийского императора Иоанна Цимісхія.

в Конце X века. в Германии произошло кратковременное возвышение культуры, известное под названием "оттонівське возрождение". При дворе Оттона И действовала академия, где собирались образованные люди.

Там развивалась литературная деятельность, изготовлялись рукописи, Оттон II был женат на византийской принцессе Феофапо, что способствовало усилению культурных связей с Византией. Возникли школы, которые посещали как мальчики, так и девочки. Среди учителей особенно выделялся ученый монах Герберт. Человек незнатного происхождения, он получил превосходное образование, стал учителем будущего императора Оттона III, а впоследствии - Папой Римским Сильвестром.

Каждый новый король считал необходимым совершить поход в Рим, чтобы получить там императорскую корону. Нередко такие походы превращались в затяжные войны и королям приходилось надолго покидать Германию. Император Оттон III, коронованный в 996 г., решил навсегда остаться в Риме, посвятив свою жизнь возрождению Римской империи, и пользовался поддержкой Папы Римского Сильвестра. Однако частые мятежи в Риме заставили его перебраться к Равенны. В 1002 г. он умер от холеры.

Последствиями длительного отсутствия в Германии императоров стали рост независимости крупных феодалов и династические споры. Победу одержал герцог Генрих Баварский, который короновался в Аахене как Генрих II (1013-1024). В первые годы правления он восстановил порядок в немецких владениях и только в 1018 г. короновался в Риме как император. Вскоре новый император вернулся в Германию, а Италией управляли немецкие епископы в Милане, Равенне, Аквилее и др. После его смерти в 1024 г. значительная часть Италии временно вышла из-под власти германских королей.

Германская империя значительно усилилась в правление Генриха III (1039-1056). Он не только твердой рукой правил государством, но и сумел сделать зависимыми от него папство. По своему усмотрению император назначал пап, которыми в основном становились немцы. Такое положение вызвало недовольство духовенства. Развернулось движение за церковную реформу, прежде всего за освобождение церкви от верховенства светской власти. Папа Григорий VII ввел новый порядок избрания пап исключительно кардиналами, лишив светскую власть возможности вмешиваться в этот процесс. Был установлен целибат - обет безбрачия для духовных лиц всех рангов, что обеспечивало неприкосновенность земельной собственности Церкви.

Особой остроты конфликт между империей и папством вступил в событиях "борьбы за инвеституру". В ней решался вопрос: кто должен возглавлять христианский мир - император или папа. В 1075 г. Григорий VII подписал декрет, который отменял светскую инвеституру. Эта реформа натолкнулась на сопротивление со стороны императора Генриха IV, который в следующем году на соборе в Вормсе добился отстранения папы. В ответ Григорий УП на соборе епископов отлучил императора от церкви. Этим воспользовались недовольные внутренней политикой императора крупные германские феодалы, которые организовали мятежи. Оказавшись в затруднительной ситуации, Генрих IV вынужден был искать примирения с папой. В январе 1077 г. император появился перед замком Каносса в Северной Италии, где находился Григорий УП, и в течение трех суток босиком в нищенском одежды стоял у ворот. Папа простил противника, а Каносса с того времени стала символом величайшего унижения светской власти перед церковной.

Примирение между папой Григорием VII и императором Генрихом IV в Каноссе было кратковременным. С переменным успехом борьба продолжалась еще много лет. Только в 1122 г. в г. Вормсе было заключено соглашение. Император сохранил контроль над церковью в Германии. Важным следствием этих событий стало ослабление императорской власти.

В начале ХП века. в состав империи входила территория современных Германии, Нидерландов, Бельгии, Чехии, часть Франции (Бургундия) и Швейцарии, Северная и Средняя Италия. Это была совокупность отдельных территорий, которые управлялись фактически независимыми светскими и церковными князьями. Наследственная монархия в Германии не сложилась. Королей избирали территориальные князья. Император мог заставить князей еще при собственной жизни избрать королем своего сына, но назначить себе наследника и передать ему трон не имел права. Императорам все чаще приходилось просто покупать поддержку князей ценой различных уступок.

В 1137 г. к власти в Германии пришла династия Штауфенов (Гогенштауфенов), самым известным представителем которой был Фридрих i Барбаросса (1152-1190), который прилагал колоссальные усилия, чтобы подчинить Италию своей власти, совершив шесть итальянских походов. Его намерениям способствовала борьба между отдельными группировками в Риме, которые надеялись сделать папой своего ставленника. В 1153 г. папа Евгений Ш обратился за помощью к Фридриха Барбароссы, который согласился помочь при условии его последующей коронации. В следующем году он совершил первый успешный итальянский поход и короновался на императора. Однако вскоре возникли споры с папским легатом, что привело в 1158 г. до второго итальянского похода, в результате которого автономные итальянские города-государства потеряли свой статус и стали имперскими владениями. Это вызвало недовольство местных жителей, которые образовали оппозиционные императору Веронский и Ломбардійський союзы. Объединившись, жители итальянских городов выгнали немецкие гарнизоны и восстановили свободные права городов-государств. После неудачных попыток императора заключить сепаратный мир с Ломбардійським союзом его войска потерпели сокрушительное поражение от итальянцев в 1176 г. в битве при Леньяно. Фридрих Барбаросса вынужден был признать независимость итальянских городов и примириться с папой.

Новый конфликт с папой Урбаном Ш разгорелся, когда во время шестого итальянского похода 1184-1186 гг. Фридрих Барбаросса женил своего сына Генриха на Констанции Сицилийской и Сицилийское королевство, которое было вассалом папы, перешло к династии Гогенштауфенов. Император Генрих VI (1190-1197) сумел победить оппонентов в борьбе за сицилийскую корону и утвердиться в Южной Италии, чем значительно расширил территорию империи и она достигла наибольшего могущества (вассалом Генриха VI стал английский король Ричард Львиное Сердце захвачен в плен после возвращения из крестового похода и выкуплен за огромные средства).

Генрих VI умер в 32 года, оставив 3-летнего сына Фридриха, регентшей при котором была Констанция Сицилийская. После ее смерти будущего императора воспитывал папа Иннокентий III, который пытался установить папскую власть над всем христианским миром и использовал для этого весь свой дипломатический талант. Однако большинство немецких князей, которые поддерживали Гогенштауфенов избрали королем дядю Фридриха Филиппа Швабского, а сторонники Бельфів - Оттона IV. После гибели Филиппа Оттон был коронован в Риме, пообещав Іннокентію III не захватывать папские владения в Италии. После нарушения обещания Оттона IV немедленно отлученными от церкви и лишили императорского сана. У1210 г. германским королем был провозглашен Фридриха II Гогенштауфена (1210-1260), поддержку которому оказал французский король Филипп П Август, надеясь получить союзника в борьбе с Англией, на стороне которой был Оттон IV. На сторону Фридриха II перешли южные немецкие светские и церковные феодалы.

После неудачной для англичан и их союзника Оттона IV битвы под Бувіком в 1214. Фридрих П окончательно утвердился в Германии и был вторично коронован в Аахене, а в 1220 г. папа Гоннорій III провозгласил его императором Священной Римской империи. Центром политической деятельности новый император выбрал не Германию, а Италию и Сицилию и сначала пытался поддерживать дружеские отношения с римскими папами, обещая им распространять христианство и бороться с еретиками. Именно поэтому он согласился в 1227 г. организовать крестовый поход, который прервал в связи с болезнью. Папа Григорий IX, не вдаваясь в детали неудачи, отлучил императора от церкви, что вызвало новый конфликт между светской и церковной властью. В следующем году Фридрих II с незначительными силами совершил крестовый поход, освободил Иерусалим и заключил мир с египетским султаном. Папа объявил поход пиратским, а мир с египетским султаном нечестивым и подзадорил сицілійців до прямого выступления против императора, который поддержали и североитальянские города, недовольные ограничением императором своих привилегий, которые восстановили Ломбардійський союз. В 1230 г. Фридрих II восстановил свою власть на Сицилии и заключил с папой Цепранський мир, который отменил его отлучение от церкви, а папа получил особенные церковные права на Сицилии.

Однако мирные отношения с церковью продолжались недолго. В 1236 г. Фридрих II при поддержке немецких князей решил покончить с Ломбардійським союзом. В битве при Кортенуова в 1237 г. королевские войска одержали победу, но вынуждены были отступить от г. Брешия, которое выдержало осаду в течение 3 месяцев. Ломбардійські города открыто поддерживал папа Григорий IX. Конфликт с последним углубился после того, как Фридрих II назначил своего внебрачного сына Енціо королем Сардинии, которая считалась вассалом пали. В 1239 г. Фридриха II вновь отлучили от церкви и папа призвал к неповиновению императору. Фридрих П обратился в светских правителей христианского мира за поддержкой, убеждая их в том, что папа пытается подчинить себе светскую власть. Императорские войска подошли к Риму, однако Григорий IX умер неожиданно и нового папу избрали лишь через полтора года.

Новый папа Иннокентий IV занял до императора еще более жесткую позицию и созвал в 1245г. собор в Лионе, на котором почти единогласно вновь отлучили Фридриха II от церкви и назвали еретиком. Активизировалась оппозиция и среди светских князей, которые выбрали так называемых антикоролів - ландграфа Тюрингии Генриха Распе и графа Вильгельма Голландского. Непокорный император готовился к походу на Лион и к борьбе с князьями-отступниками, однако в 1250 г. неожиданно умер.

В Германии начался период княжеских междоусобиц. В 1268 г. последний представитель династии Гогенштауфенов Конрадин проиграл битву французам за Сицилию и был казнен в Неаполе. Период наибольшего подъема Священной Римской империи остался позади. В XIV ст. императорский титул стал титулом только немецких королей, а в следующем веке изменилось и название государства германских императоров, которая стала называться Священной Римской империей немецкой (германской) нации.

Священная Римская империя, кратко говоря - сложное государственное объединение, существовавшее с 962 по 1806 годы и представлявшее самое большое государственное образование в Центральной Европе. В ее состав в разное время входило до ста территориальных образований. Основатель - император Оттон I. Он хотел возродить ту великую империю, которая была во времена Карла Великого.

В 11 веке, в эпоху своего расцвета, империя включала в себя германские, итальянские, чешские земли, а также Нидерланды и Бургундское королевство.
Имя «Священная» к названию страны присоединил император Фридрих I в 12 веке, тем самым указывая на ее Божественное происхождение. С 1254 года это обозначение окончательно закрепляется. Надо сказать, что преемниками Римской империи также по праву себя считали и византийские императоры, поэтому возникала непростая политическая ситуация.
Центром империи являлась Германия, которая в то время представляла собой великое множество княжеств. Императоры не обладали большими полномочиями, чем остальные европейские правители, хотя теоретически титул ставил их выше других королевских династий. Они очень мало вмешивались в дела остальных своих вассальных земель.

Священная Римская империя, кратко говоря, никогда не представляла собой национального государства, подобно, например, Франции. Она, скорее, сочетала формы федерации и конфедерации, поскольку в ее состав входили вольные города, полунезависимые графства и княжества, мелкие рыцарские владения. Власть императора была не наследственной, а выборной.
Главной проблемой для императоров было удержание власти на такой обширной территории. Одновременно приходилось отражать агрессию со стороны арабов и Византии и подавлять восстания в Италии. Поэтому большую часть времени правители империи находились за пределами германских земель.

В 15 веке на престоле Священной Римской империи оказалась династия Габсбургов, которая правила вплоть до исчезновения государства.
Начиная с 17 века, власть императора в государстве стала номинальной. Были попытки некоторых правителей изменить ситуацию и вернуть назад властные позиции, но эти стремления пресекались князьями. Последним правителем империи был Франц II. Проиграв в войне с Наполеоном, он был вынужден в 1806 году отречься от престола. Одновременно он освободил все княжества и государственные учреждения от возложенных на них обязательств перед империей. На этом история Священной Римской империи была закончена.

В этом уроке речь пойдет о таком государстве, как Священная Римская империя. Эта империя оказала огромное влияние на политику европейских стран и являлась одной из великих империй средневековья. Эта империя имела колоссальные территории, но с течением времени не смогла их удержать, и начался медленный упадок. Императоры Священной Римской империи находились в постоянном конфликте с римско-католической церковью. Обо всем этом подробнее Вы узнаете, изучив данный урок.

Квазигосударственный характер этого образования виден из того, что в состав Священной Римской империи входило сразу 4 королевства: Германия, Италия, Бургундия и Чехия. Принято считать, что во время Средних веков в состав Священной Римской империи входило не менее 300 государственных образований, большинство из которых располагались на территории современной Германии.

Императорская власть Священной Римской империи сильно отличалась от власти правителей других государств. Император не получал власть по наследству, как это происходило в других монархиях, а он избирался на трон курфюрстами или князьями-выборщиками . Курфюрст - это правитель одной из территорий средневековой Германии, имевший право участвовать в выборах императора Священной Римской империи. В процессе выбора императора принимали участие правители Богемии, Рейнских земель, Саксонии и Бранденбурга, а также архиепископы Кёльна, Майнца и Трира.

Священная Римская империя позиционировала себя как правопреемница не только Римской империи, прекратившей свое существовании еще в 476 году, но и державы Карла Великого. Карл Великий в 800 году был официально коронован в Риме как император. Даже после того, как его государство распалось, а династия Каролингов пресеклась, претензии на общеевропейское правление Священная Римская империя сохранила. С 919 года у власти в Германии находилась Саксонская династия . Саксонский герцог (рис. 2) в 919 году был избран Германским королем. Он сохранял свою власть до 936 года. Это еще не был момент создания Священной Римской империи, но в значительной степени именно Генриху Птицелову Германия обязана тем, что в этом регионе начались объединительные процессы.

Рис. 2. Генрих Птицелов ()

Объединителем страны и первым императором Священной Римской империи стал Оттон I (936 - 973 гг.). Он создавал государство в процессе противодействия многочисленным феодальным властителям разных частей Германии. Герцоги мешали ему и его потомкам объединять страну. В своей политике объединения Оттон I опирался на церковь . Это позволило ему довольно быстро объединить территории под своим контролем, но это породило многочисленные проблемы, которые будут возникать между императорами Священной Римской империи и руководством Римской католической церкви практически на протяжении всего периода существования Священной Римской империи.

Оттон I решил укрепить свою власть благодаря походу в Италию в 951 году . Он был коронован в Павии железной короной Лангобардов (рис. 3) . Эта корона считалась символом правопреемства между Римской империей и более поздними правителями. Именно такая коронация послужила одним из главных условий того, что власть Оттона I и возглавляемого им государства распространилась на столь значительные территории.

Рис. 3. Корона Лангобардов ()

Уже при Оттоне I начинаются конфликты между светской знатью и аристократией Римской католической церкви. Когда в 962 году Оттон I взял Рим, папа Иоанн XII короновал его императорской короной. Именно 962 год считается датой создания Священной Римской империи (рис. 4) . Но между Иоанном XII и Оттоном I возник серьезный конфликт и папа Римский был низложен. Начиная с этого момента и на протяжении всего XI века, между императорами Священной Римской империи и Римскими папами стала вестись активная борьба за власть.

Рис. 4. Священная Римская империя, X век ()

Оттон I и его потомки стали опираться на мелкое дворянство. Крупное дворянство представляло для императоров серьезную угрозу, они были готовы любую сложную ситуацию истолковать в свою пользу, попытаться свергнуть власть и единого германского правителя. Римская католическая церковь в этом случае выступала не на стороне императора, считая, что именно императоры оказывают серьезное негативное влияние на позицию церкви по многим вопросам. Эта борьба продолжалась долго и шла с переменным успехом. Только в 1059 году, когда у власти находилась Франконская династия , Римские папы смогли выйти из-под императорского контроля. Если раньше император имел возможность активно влиять на процесс выборов папы, то, начиная с 1059 года, Римский папа официально избирается коллегией кардиналов. Папа Римский мог откровенно заявить перед светскими людьми, что раз они его не выбирали, то проводить их политику он вовсе не обязан.

То, что папе Римскому удалось изменить порядок выборов римского первосвященника, было обусловлено тем, что императором Священной Римской империи на тот момент был Генрих IV , которому еще не исполнилось и 9 лет. Ребенок никак не мог сопротивляться папе Римскому, но когда он вырос, то попытался изменить ситуацию в свою пользу. В 1075 году в городе Вормсе прошел съезд немецких епископов, который принял решение о низложении папы Римского Григория VII . Вне всякого сомнения, это решение было продиктовано императором Священной Римской империи.

После того, как войска Генриха IV окружили Рим, римский папа призвал к себе на помощь норманнов, которые в это время имели собственное государство в южной части Италии. Но даже помощь норманнов папу Римского не спасла. Григорий VII вынужден был сначала укрыться в замке Святого ангела, а затем бежать из города.

Конфликт между Римской католической церковью и германскими императорами продолжался и далее. Даже после смерти Григория VII возникали многочисленные подобные ситуации. Некоторые изменения произошли только во время правления императора Генриха V , который находился у власти с 1106 по 1125 год . Ему удалось заключить договор с папой Римским - Пасхалием II договор «о бедной церкви». По этому договору церковь не должна была стяжать богатств, формально, отношения между императором и папой Римским были урегулированы. Но этот договор вызвал негодование со стороны идеологов Римской католической церкви. Они считали, что папа Римский поступил неправильно и «ограбил церковь». В конечном итоге конфликт немного угас только в 1122 году . В этом году был подписан Вормсский конкордат . Был решен вопрос об инвеституре , то есть о процедуре назначения на должность епископов Римской католической церкви. Спор между императорами и папой заключался в том, что императоры считали, что они имеют право назначать епископов, тогда как папы Римские не могли смириться с потерей своей власти . Вормский конкордат был половинчатым решением с обеих сторон: папа Римский давал епископу свое кольцо и посох, то есть он подчеркивал правопреемство епископов Римской католической церкви, а император Священной Римской империи предоставлял им землю, таким образом, имущественные отношения зависели всецело от императора.

В эпоху правления следующей императорской династии Штауфенов Римские папы не всегда вступали в открытый конфликт с императорами Священной Римской империи, но зато часто поддерживали врагов императоров. Хорошо это прослеживается на правлении Фридриха I Барбаросса (1152 - 1190 гг.) (рис. 5). В целях укрепления своей власти, этот император предпринял целую серию походов в Италию. Там он получил не только отпор со стороны итальянских городов, но и со стороны Римского папы, который очень активно поддерживал северо-итальянские города. Результатом всех этих конфликтов стало то, что Фридрих Барбаросса был отлучен от церкви . Для того, чтобы вернуть себе расположение папы, и не лишиться своей власти, он был вынужден пойти на унизительный шаг: на паперти собора Святого Марка в Венеции в 1177 году Фридрих Барбаросса был вынужден поцеловать папскую туфлю и выполнить роль человека, который водит его лошадь в поводу во время торжественного выезда папы Римского из собора. Это вернуло ему принадлежность к Римской католической церкви, но унижение было слишком велико.

Рис. 5. Фридрих I Барбаросса ()

В 1180 году произошло событие, предопределившее будущий распад Священной Римской империи. Состоялся суд над одним из оппонентов императора, и решение суда заключалось в том, что император не имеет права оставить себе те земли, которые он изъял у мятежника во время его выступления. В результате император лишился права собирать земли под своим началом. Священная Римская империя очень быстро превращается в государство лоскутное и возникла опасность в том, что жители этих земель могли объявить о том, что они императору больше не подчиняются.

Свои плоды это принесло во время правления императора Фридриха II Штауфена (1212 - 1250 гг.) (рис. 6). Он вынужден был во всем потакать своим князьям. Он отказался от традиционных императорских прав строить крепости, города и чеканить собственную монету, если это наносило ущерб интересам феодальных властителей разных районов Германии. С одной стороны, это должно было ослабить государство, а с другой, привести к тому, что папа Римский отказался от своих претензий на право влиять на императора Священной Римской империи. Но этого не произошло. Папа Римский все равно поддерживал города, которые оставались противниками германского императора, а император Фридрих II оказался отлучен от церкви.

Рис. 6. Фридрих II Штауфен ()

В 1273 году произошло важнейшее событие в истории Священной Римской империи. Четверо из семи курфюрстов (которые избирали императора) возвели в императорское достоинство Рудольфа Габсбурга . Он вел активную политику, он стал вести войну с теми курфюрстами, которые его не поддержали, и в результате присоединил довольно большие территории. Например, он присоединил Австрию, территорию Каринтии, территорию Краины. В результате этого возникла не только династия Габсбургов , но и те территории, из которых впоследствии появятся владения дома Габсбургов, чуть позже это будет Австрийская империя , а еще чуть позже - Австро-Венгрия .

Тогда же были заложены основы образования еще одного европейского государства - Швейцарии . Претензии Габсбургов на власть над всей территорией Священной Римской империи вызывали недовольства во многих регионах, но именно в Швейцарии начались в результате этого объединительные процессы. В 1291 году три швейцарских кантона Швиц, Урий и Унтервальден объявили о слиянии и совместных действиях против администрации Священной Римской империи. После того, как к этому союзу в середине XIV века присоединились Цюрих и Берн, возникло то объединение, которые мы именуем Швейцарской конфедерацией .

Ослабление Священной Римской империи продолжалось и далее. Попытки стабилизации ситуации предпринял император Карл IV (1347 - 1378 гг.) (рис. 7), одновременно он занимал трон короля Чехии. Ему принадлежала идея создания правового памятника, который позволил бы объединить усилия императоров для того, чтобы закрепить ситуацию в стране. Этот правовой памятник получил название «Золотая булла». С одной стороны, император отдавал свои полномочия князьям и духовным лидерам, а с другой стороны, теперь это было записано официально, и Золотая булла была призвана сохранять ситуацию, которая была в Священной Римской империи, стабильной.

Рис. 7. Король Чехии и император Священной Римской империи Карл IV ()

На протяжении всей второй половины XIV и XV века центростремительные тенденции в Священной Римской империи были невелики. Усиливающиеся германские города, требовали себе дополнительных полномочий, в это время возникает Ганзейский союз городов. Города, которые входили в этот союз, не выступали против Римского императора, но в то же время, Священная Римская империя лишалась тех экономических рычагов, которые у нее до этого момента были.

Продолжались конфликты с папами и в рамках этих конфликтов бывали интердикты - случаи отлучения от церкви. Священная Римская империя продолжала свое существование уже не как единое государство, а как конгломерат самых разных малосвязанных друг с другом государственных образований.

В эпоху правления императора Фридриха III (1440 - 1493 гг.) (рис. 8) Священная Римская империя оказалась на грани распада. Она потеряла огромные территории и постоянно находилась в конфликте с соседними государствами, которые хотели увеличить свои земли за счет распадающейся Священной Римской империи. Историки считают, что только кризис в Бургундии и Венгрии не позволил Священной Римской империи закончить свое существовании еще тогда, в XV веке. Преемники Фридриха III понимали, что необходим новый дополнительный фактор, который будет связывать все германские земли и послужит укреплению Священной Римской империи. В самом начале XVI века таким фактором стал протестантизм . С этого началась Реформация, которая сыграла такую большую роль в истории Европы XVI века.

Рис. 8. Фридрих III ()

  1. Расскажите про образование Священной Римской империи и ее первого императора Оттона I.
  2. В чем заключался конфликт между императорами Священной Римской империи и католической церковью? Какие меры применялись на пути к урегулированию конфликта?
  3. Расскажите про Священную Римскую империю в период правления Штауфенов.
  4. Расскажите про постепенный упадок Священной Римской империи. Как Вы думаете, какие причины послужили ее упадку?
  1. Krugosvet.ru ().
  2. My-edu.ru ().
  3. Medievalmuseum.ru ().
  4. Antiquehistory.ru ().
  5. Plam.ru ().
  1. Волобуев О.В. Пономарев М.В., Всеобщая история для 10 класса, М.: Дрофа, 2012.
  2. Грёссинг З. Максимилиан I / Пер. с нем. Е. Б. Каргиной. — М.: АСТ, 2005.
  3. Климов О.Ю. Земляницин В.А. Носков В.В. Мясникова В.С. Всеобщая история для 10 класса, М.:Вентана - Граф, 2013
  4. Колесницкий, Н. Ф. «Священная Римская империя»: притязания и действительность. — М.: Наука, 1977.
  5. Прокопьев, А. Ю. Германия в эпоху религиозного раскола: 1555—1648. — СПб, 2002.
  6. Рапп Ф. Священная Римская империя германской нации. — СПб.: Евразия, 2009.
  7. Хёфер, М. Император Генрих II. — М.: Транзиткнига, 2006.

210 лет назад, 6 августа 1806 года, прекратила своё существование Священная Римская империя. Смертельный удар по Священной Римской империи нанесла война Третьей коалиции 1805 года. Австрийская армия была наголову разгромлена в битве под Ульмом и в сражении под Аустерлицем, а Вена захвачена французами. Император Франц II был вынужден заключить с Францией Пресбургский мир, согласно которому император не только отказывался в пользу Наполеона и его сателлитов от владений в Италии, Тироля и т.д., но и признавал за правителями Баварии и Вюртемберга титулы королей. Это юридически выводило эти государства из-под какой-либо власти императора и предоставляло им почти полный суверенитет.

Империя превратилась в фикцию. Как подчёркивал Наполеон в письме к Талейрану после Пресбургского договора: «Больше не будет рейхстага..., больше не будет и Германской империи». Ряд германских государств образовали Рейнский союз под покровительством Парижа. Наполеон I провозгласил себя истинным преемником Карла Великого и претендовал на господство в Германии и в Европе.


22 июля 1806 года австрийский посланник в Париже получил ультиматум Наполеона, согласно которому в случае, если Франц II не отречётся от престола империи до 10 августа, французская армия атакует Австрию. Австрия не была готова к новой войне с империей Наполеона. Отказ от короны стал неизбежен. К началу августа 1806 года, получив гарантии французского посланника, что Наполеон не наденет корону римского императора, Франц II решился пойти на отречение. 6 августа 1806 года Франц II объявил о сложении с себя титула и полномочий императора Священной Римской империи, объяснив это возникшей невозможностью исполнения обязанностей императора после учреждения Рейнского союза. Священная Римская империя перестала существовать.

Герб императора Священной Римской империи из династии Габсбургов, 1605 год

Основные вехи из империи

2 февраля 962 года в соборе Святого Петра в Риме германский король Оттон I был торжественно увенчан императорской короной. Церемония коронации возвещала о возрождении Римской империи, к названию которой позднее добавили эпитет Священная. Столицу некогда существовавшей Римской империи не зря прозвали Вечным городом: на протяжении веков людям казалось, что Рим был всегда и будет существовать вечно. Так же относились и к Римской империи. Хотя древняя Римская держава рухнула под натиском варваров, традиция продолжала жить. Кроме того, погибло не все государство, а лишь его западная часть - Западная Римская империя. Восточная же часть выстояла и под названием Византии просуществовала ещё около тысячи лет. Авторитет византийского императора первое время признавали и на Западе, где германцами были созданы так называемые «варварские королевства». Признавали до тех пор, пока не появилась Священная Римская империя.

По сути, первая попытка возродить империю была сделала Карлом Великим в 800 году. Империя Карла Великого была своего рода «Евросоюзом-1», который объединял основные территории главных государств Европы - Франции, Германии и Италии. Священная Римская империя - феодально-теократическое государственное образование, должна была продолжить эту традицию.

Карл Великий ощущал себя наследником императоров Августа и Константина. Однако в глазах василевсов-правителей Византийской (Ромейской) империи, подлинных и законных наследников древних римских императоров, он был лишь варваром-узурпатором. Так возникла «проблема двух империй» - соперничество между западными и византийскими императорами. Была лишь одна Римская империя, но два императора, каждый из которых претендовал на универсальный характер своей власти. Карл Великий сразу после коронации в 800 г. пользовался длинным и неуклюжим титулом (вскоре забытым) «Карл, светлейший Август, боговенчанный, великий и миролюбивый император, правитель Римской империи». В дальнейшем императоры, начиная с Карла Великого и до Оттона I, называли себя просто «Император Август», без какой-либо территориальной конкретизации. Считалось, что со временем в державу войдет вся бывшая Римская империя, в конечном итоге - весь мир.

Оттона II иногда именуют «Император Август римлян», а начиная с Оттона III это уже непременный титул. Словосочетание «Римская империя» как название государства стало использоваться с середины X в., а окончательно закрепилось в 1034 году. «Священная империя» встречается в документах императора Фридриха I Барбароссы. С 1254 г. в источниках укореняется полное обозначение «Священная Римская империя», а с 1442 г. к нему добавляются слова «Немецкой нации» (Deutscher Nation, лат. Nationis Germanicae) - вначале чтобы отличить собственно немецкие земли от «Римской империи» в целом. В указе императора Фридриха III от 1486 г. о «всеобщем мире» говорится о «Римской империи немецкой нации», а в постановлении Кёльнского рейхстага 1512 г. использована окончательная форма «Священная Римская империя немецкой нации», просуществовавшая до 1806 года.

Каролингская империя оказалась недолговечной: уже в 843 году три внука Карла Великого поделили ее между собой. Старший из братьев сохранил за собой императорский титул, передававшийся по наследству, но после распада Каролингской империи престиж западного императора стал неудержимо угасать, пока и вовсе не погас. Однако проект объединения Запада никто не отменял. После нескольких десятилетий, наполненных бурными событиями, войнами и потрясениями, восточная часть бывшей империи Карла Великого, Восточно-Франкское королевство, будущая Германия, стало наиболее сильной в военном и политическом отношении державой Центральной и Западной Европы. Германский король Оттон I Великий (936-973), решив продолжать традицию Карла Великого, завладел Итальянским (бывшим Лангобардским) королевством со столицей в Павии, а спустя десятилетие добился, чтобы папа короновал его в Риме императорской короной. Таким образом, воссоздание Западной империи, просуществовавшей, непрерывно видоизменяясь, вплоть до 1806 года, явилось одним из важнейших событий в истории Европы и мира, и имело далеко идущие и глубокие последствия.

Римская империя стала фундаментом Священной Римской империи - христианско-теократической державы. Благодаря своему включению в священную историю христианства Римская империя обрела особое освящение и достоинство. Её недостатки постарались забыть. Унаследованная от римской античности идея всемирного господства империи тесно переплелась с притязаниями римского престола на верховенство в христианском мире. Считалось, что император и папа, два высших, призванных на служение самим Богом, представителя Империи и Церкви, должны в согласии править христианским миром. В свою очередь, весь мир должен был рано или поздно попасть под господство «библейского проекта» во главе с Римом. Так или иначе этот же проект определил всю историю Запада и значительную часть мировой истории. Отсюда крестовые походы против славян, балтов и мусульман, создание огромных колониальных империй и тысячелетнее противостояние западной и русской цивилизаций.

Власть императора по самой своей идее была универсальной властью, ориентированной на всемирное господство. Однако в реальности императоры Священной Римской империи повелевали только Германией, большей частью Италии и Бургундией. Но по своей внутренней сути Священная Римская империя являлась синтезом римских и германских элементов, породившим новую цивилизацию, которая пыталась стать во главе всего человечества. От античного Рима папский престол, который стал первым «командным пунктом» (концептуальным центром) западной цивилизации, унаследовал великую идею мироустройства, охватывающего множество народов в едином духовном и культурном пространстве.

Римской имперской идее были присущи цивилизаторские притязания. Расширение империи по римским представлениям означало не просто приращение сферы господства римлян, но и распространение римской культуры (позднее - христианской, европейской, американской, постхристианской-популярной). В римских понятиях мира, безопасности и свободы находило свое отражение представление о более высоком порядке, которое несет культурному человечеству господство римлян (европейцев, американцев). С этой имевшей культурное обоснование идеей империи слилась христианская идея, полностью возобладавшая после падения Западной Римской империи. Из идеи сплочения всех народов в Римскую империю родилась идея объединения всего человечества в христианскую империю. Речь шла о максимальном расширении христианского мира и в защите его от язычников, еретиков и иноверцев, заступивших на место варваров.

Две идеи придавали западной империи особую стойкость и силу. Во-первых, вера в то, что господство Рима, будучи всемирным, должно быть и вечным. Центры могут меняться (Рим, Лондон, Вашингтон…), но империя сохранятся. Во-вторых, связь Римского государства с единоличным правителем - императором и святость императорского имени. Со времен Юлия Цезаря и Августа, когда император принял сан верховного жреца, его личность сделалась священной. Эти две идеи - всемирной державы и мировой религии - благодаря римскому престолу, стали основой западного проекта.

Императорский титул не давал королям Германии больших дополнительных полномочий, хотя формально они стояли выше всех королевских домов Европы. Императоры правили в Германии, используя уже существующие административные механизмы, и очень мало вмешивались в дела своих вассалов в Италии, где их главной опорой являлись епископы ломбардских городов. Начиная с 1046 г. император Генрих III получил право назначать пап подобно тому, как он держал в своих руках назначения епископов в германской церкви. После смерти Генриха борьба с папским престолом была продолжена. Папа Григорий VII утверждал принцип превосходства духовной власти над светской и в рамках того, что вошло в историю как «борьба за инвеституру», продолжавшуюся с 1075 г. по 1122 г., начал наступление на право императора назначать епископов.

Компромисс, достигнутый в 1122 г., не привел к окончательной ясности в вопросе о верховенстве в государстве и церкви, и при Фридрихе I Барбароссе, первом императоре из династии Гогенштауфенов, борьба между папским престолом и империей продолжилась. Хотя теперь главным поводом для противостояния был вопрос принадлежности итальянских земель. При Фридрихе к словам «Римская империя» впервые добавилось определение «Священная». Это был период наивысшего престижа и могущества империи. Фридрих и его преемники централизовали на принадлежавших им территориях систему управления, покорили итальянские города, установили феодальный сюзеренитет над государствами вне империи и по мере германского продвижения на восток распространили свое влияние также и в этом направлении. В 1194 г. к Гогенштауфенам перешло Сицилийское королевство, что привело к полному окружению папских владений землями Священной Римской империи.

Мощь Священной Римской империи была ослаблена гражданской войной, разгоревшейся между Вельфами и Гогенштауфенами после преждевременной смерти Генриха в 1197 году. При папе Иннокентии III Рим доминировал в Европе вплоть до 1216 г. Получив даже право разрешать споры между претендентами на императорский трон. После смерти Иннокентия Фридрих II вернул императорской короне былое величие, однако был вынужден предоставить германским князьям делать в своих уделах все, что им заблагорассудится. Оказавшись от главенства в Германии, он сосредоточил все свое внимание на Италии, с тем чтобы укрепить здесь свои позиции в борьбе с папским престолом и городами, находившимися под властью гвельфов. Вскоре после смерти Фридриха в 1250 г. папский престол с помощью французов наконец-то одолел Гогенштауфенов. В период с 1250 г. по 1312 г. коронаций императоров не происходило.

Тем не менее в том или ином виде империя существовала на протяжении более пяти столетий. Имперская традиция сохранялась, несмотря на постоянно возобновлявшиеся попытки французских королей перехватить корону императоров в свои руки и попытки папы Бонифация VIII принизить статус императорской власти. Но прежняя мощь империи осталась в прошлом. Власть империи ограничивался теперь одной Германией, так как от нее отпали Италия и Бургундия. Она получила новое название - «Священная Римская империя немецкой нации». Последние связи с папским престолом прервались к концу XV в., когда германские короли взяли за правило принимать титул императора, не отправляясь в Рим для получения короны из рук папы. В самой Германии сильно укрепилась власть князей-курфюрстов, а права императора были ослаблены. Принципы избрания на германский трон были в 1356 г. закреплены Золотой буллой императора Карла IV. Семь курфюрстов выбирали императора и использовали свое влияние, чтобы усилить свою и ослабить центральную власть. На протяжении XV столетия князья безуспешно пытались усилить роль имперского рейхстага, в котором были представлены курфюрсты, менее значительные князья и имперские города, за счет власти императора.

С 1438 года императорская корона находилась в руках династии австрийских Габсбургов и постепенно Священная Римская империя стала ассоциироваться с Австрийской империей. В 1519 году король Испании Карл I был избран императором Священной Римской империи под именем Карла V, объединив под своей властью Германию, Испанию, Нидерланды, Сицилийское королевство и Сардинию. В 1556 г. Карл отрекся от престола, после чего испанская корона перешла к его сыну Филиппу II. Преемником Карла как императора Священной Римской империи стал его брат Фердинанд I. Карл пытался создать «всеевропейскую империю», что вылилось в серию жестоких войн с Францией, Османской империей, в самой Германии против протестантов (лютеран). Однако Реформация разрушила все надежды на переустройство и возрождение старой империи. Появились секуляризованные государства и начались религиозные войны. Германия распалась на католические и протестантские княжества. Аугсбургский религиозный мир 1555 года между лютеранскими и католическими субъектами Священной Римской империи и римским королём Фердинандом I, действовавшим от имени императора Карла V, признал лютеранство официальной религией и установил право имперских сословий на выбор вероисповедания. Власть императора стала декоративной, заседания рейхстага превратились в занятые пустяками съезды дипломатов, а империя выродилась в рыхлый союз множества мелких княжеств и независимых государств. Хотя ядро Священной Римской империи - Австрия, ещё долго сохраняла статус великой европейской державы.


Империя Карла V в 1555 году

6 августа 1806 г. последний император Священной Римской империи Франц II, уже ставший в 1804 г. императором Австрии Францем I, после военного поражения от Франции, отказался от короны и тем самым положил конец существованию империи. К этому времени Наполеон уже провозгласил себя истинным преемником Карла Великого, и его поддержали многие германские государства. Однако тем или иным образом идея единой западной империи, которая должна господствовать в мире, была сохранена (империя Наполеона, Британская империя, Второй и Третий рейх). В настоящее время идею «вечного Рима» воплощают Соединенные Штаты.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Sacrum Imperium Romanum Nationis Teutonicae (лат.),
Heiliges Römisches Reich Deutscher Nation (нем.)

Священная Римская Империя германской нации - замечательное политическое учреждение, сохранившее в продолжение десяти веков (800 - 1806) одну и ту же форму, одни и те же притязания. Внешняя история империи есть, в сущности, история Германии от IX до XIX столетия и Италии в средние века. По своему происхождению, С. Римская империя была церковной и германской; форму ей дала неувядающая традиция всемирного владычества вечного Рима; германские и римские элементы, сливаясь, обусловливали собою всеобъемлющий и отвлеченный характер империи, как центра и главы западного христианского мира. Начало священной Римской империи относится к 800 г., когда был коронован римским императором. Событие это было заранее подготовлено, но Карл не думал об отделении Рима от Константинополя: до 800-го года законной наследницей Римской империи была Византия, возобновленная Карлом империя была продолжением древней Римской империи, и Карл считался 68-м императором, преемником восточной линии непосредственно после низложенного в 797 г. , а не преемником . Событие 800 г. явилось результатом соглашения между папой, церковными и светскими сановниками и королем. Карл фактически владел империей; он распоряжался в Риме - столице империи (matrona imperii), был защитником церкви. Но Римская империя считалась единой, неделимой; коронование Карла, не провозглашая отделения Запада от Востока, объявляло Рим столицей как политической, так и церковной. Власть Карла была освящена коронованием, но не увеличена. Императорский титул изменил положение Карла, окружил его особенным блеском; вся деятельность Карла вращалась с тех пор в кругу теократических идей.

Вторичное восстановление империи было совершено Оттоном Великим. Несмотря на предшествовавшие смуты, Рим представлялся «золотым городом» (aurea Roma), его судьба - судьбой всего мира. «Пока Колизей будет цел, Рим будет жить; когда падет Колизей - падет и Рим, а когда падет Рим, падет и весь мир» - таково было представление современников о величии древней империи. 2 февраля 962 г. Оттон возбудил общий энтузиазм своим короновнием в сане «императора Августа». В уме средневекового человека, которому древность завещала идею всемирной монархии, сложилось глубокое убеждение в необходимой связи Римской империи и католической церкви. Положение императора и его функции определялись из сравнения власти императорской с властью папской. Он - imperator terrenus, т. е. наместник Бога на земле в делах светских, и «patronus», т. е. защитник церкви; его власть во всем соответствует власти папы, отношения между ними аналогичны отношениям между душой и телом. «Как на небе», говорил император Фридрих I, «только один Бог, так и на земле только один папа и один император». Коронационный церемониал и официальные титулы императора указывают на стремление придать императорской власти божественный характер. Император считался представителем всех христиан. Он - «глава христианского Mира», «светский глава верных», «покровитель Палестины и католической веры», превосходящий достоинством всех королей. До своего коронования в Риме императоры с XI до XVI вв. носили титул «Romanorum rex semper Augustus», а после коронования - «Romanorum Imperator semper Augustus». С 962 г. положено начало соединению в одном лице двух титулов - императора римского и короля германского. Сначала это соединение носило чисто личный характер, потом - официальный и реальный. Империя Х в. была, однако, в сущности феодальной монархией. Усвоив идею своей власти от древнего мира, императоры думали осуществить ее феодальным путем; императорская власть постепенно феодализовалась.

В Риме Оттон был только императором, а не королем; он распоряжался апостольской кафедрой (низложение Иоанна XII), руководил прениями синода, смотрел на папу, как на свою креатуру, но никак не мог прочно утвердиться в столице, фактически не имел здесь силы, как и его преемники. Византия не признавала императором грубого «франка» Во Франции притязания императоров тоже не признавались. В состав империи Х - XI вв. входили собственно Германия, большая часть (2/3) Италии, Бургундия, Богемия, Моравия, Польша, Дания, отчасти Венгрия. Преемники Оттона I, преследуя химерические цели, встретили во всем отпор со стороны папства, феодализма и национального обособления. Оттон III (983 - 1002) всецело погрузился в идею всемирной Римской империи, отвернулся от единоплеменников, считал себя римлянином, мечтал об утверждении Рима во главе Германии, Ломбардии и Греции. Значительной силы достигла империя при Генрихе III (1039 - 1056) франконском, воспользовавшемся моментом, когда еще не успела окрепнуть папская власть. Он был полным господином Италии, свободно распоряжался судьбой папского престола, но вызвал страшную реакцию, погубившую его преемника. Борьба Генриха IV и Григория VII нанесла первый и самый тяжелый удар империи, понизив значительно ее обаяние и внушив Италии, вместе с германскими князьями, доверие к своим силам. Вормский конкордат 1122 г. оставил поле сражения за папой. После смерти Генриха V (1124) юрисдикция короны стала значительно меньше: признана была самостоятельность князей и баронов.

Блестящими представителями идеи императорской власти были во второй половине XII и первой половине XIII в. Гогенштауфены. Между ними первое место принадлежит Фридриху I (1152 - 1189), в лице которого императорская власть выступила против папы с теоретическими доводами. Фридрих считал свою власть зависящей непосредственно от Бога и такой же священной, как и папская. Болонские юристы утверждали, что право устанавливать законы принадлежит императору, воля которого есть закон, ибо написано: «quod principi placuit legis habet vigorem, quum populus ei et in eum omne suum imperi um et polestatem concesserit». Истинным властителем, однако, Фридрих I был только в Германии В состав империи в то время входили сев. часть Италии и королевство Бургундское, т. е. Прованс, Дофинэ, Франш-Конте, Швейцария, Лотарингия, Эльзас и часть Фландрии. Зависели от империи Богемия и славянские земли в Мекленбурге и Померании. Византия, по-прежнему, питала к императорам вражду, считая их узурпаторами и варварами, оскорбительно извращая титулы императоров: так, Исаак Ангел называл Фридриха I «главным князем Алеманнии».

Императоры короновались четырьмя коронами: корона в Аахене делала монарха «королем франков», а со времени Генриха II - «королем римлян», коронование в Милане - королем Италии, в Риме он получал двойную корону «lirbis et orbis», а Фридрих I, под конец жизни, принял и четвертую корону - бургундскую (regnum Burgundiae или regnum Arelatcase). Коронуясь в Милане и Аахене, императоры не называли себя королями лангобардов и франков, так как эти титулы терялись в сравнении с титулом императора. Императорский титул принимался только после коронации в Риме, а это создавало чрезвычайно важную основу для притязаний папы, из рук которого передавалась корона. К названию «Римская империя» Фридрих I присоединил эпитет «Священная», не прибавлявший ничего нового к действительной власти императора, но указывавший на божественное ее происхождение. Вместе с Гогенштауфенами сошла в могилу идея императорской власти. В Германии императорская власть рухнула вследствие основания территориальной независимости князей (эпоха великого междуцарствия).

Новый период истории С. империи начинается со времени Рудольфа Габсбургского (1273). К XIV в. Священная империя есть, в сущности, немецкая империя. Власть императора признавалась только в Германии, да и то лишь теоретически, так как в действительности она перешла в руки феодалов. Императоры XIV в. не стесняются ничем в преследовании своих династических интересов и умножении своих родовых владений. От пышного титула священной римской империи оставалось только одно название: князья расхитили все земли и разделили между собою атрибуты императорской власти, оставив императору почетные права и считая его своим ленным господином. Императоры этой эпохи закладывают короны, города, живут на чужой счет, переносят всякое унижение перед папой, но продолжают называть себя наследниками цезарей, главами христианства и властелинами мира, жертвуя всем для формы и внешности.

Карл IV дает обещание папе не оставаться в Риме больше одного дня и получает корону от папы, как дар. Сигизмунд (1410 - 1437) любил жить на счет имперских городов и охотно бывал там, где его угощали. Особенного унижения достигла императорская власть при Фридрихе III (1440 - 1493), твердившем А. Е. I. О. U. (Austriae est imperare orbi universo) - и кормившемся по монастырям и имперским городам. Его роль в отношении к папе делала его жалким в глазах всех. После Фридриха III ни один император не был коронован в Риме.

Во время междуцарствия империя потеряла часть своей территории: Польша свергла иго Германии, венгры жестоко опустошали восточную границу империи. После Генриха VII (1308 - 13) окончилась власть императоров над Италией; в 1350 и 1457 г. к Франции перешло Дофинэ, а в 1486 г. - Прованс. Швейцария тоже перестала быть зависимой от империи (трактат 1499 г.). К этому присоединялась и внутренняя слабость империи, как агрегата постоянно враждующих мелких государств. Габсбургская династия стремится слить империю с Австрийской монархией. В царствование Карла V (1519 - 1555) императорская власть значительно усилилась, но попытка вернуть ей прежнее значение встретила оппозицию как со стороны немецких князей, так и со стороны других государств. Реформация уничтожила теорию, на которой основывалась империя.

Последний период существования Священной империи - самый печальный (1648 - 1806). Вестфальский мир лишил императора всякой возможности непосредственного вмешательства в администрацию. Священная империя делается исключительно Германской империей, непрочной конфедерацией, существование которой постепенно теряет всякий смысл. «Наследственным врагом Священной империи» был Людовик XIV. В XVIII в. существование империи было почти забыто: остались только громкие титулы. Весь дух XVIII в. противоречил идее Священной империи. Революция, разрушив феодализм, потрясла до основания старое средневековое здание. Раштатский конгресс (1797 - 98) вполне обнаружил внутреннее разложение Священной империи, всегда страдавшей недостатком национального единства и политической свободы. Последним императором Священной империи был Франц II (1792 - 1806). В это время судьбами Европы распоряжался Наполеон, который считал себя истинным преемником Карла Великого и увлекался идеей «всемирной монархии»; в марте 1805 г. он короновался в Милане железной короной. После Пресбургского мира (26 декабря 1805 г.) Франц II отрекся от сана императора: еще с 1804 г. он стал называть себя «наследственным императором Австрии». Это было концом священной Римской империи.

При саксонских и франконских императорах императорский престол был избирательным. Каждый христианин (т. е. католик) мог быть императором, хотя обыкновенно выбирался в императоры член одной из могущественных княжеских фамилий в Германии. Так царствовали, после Конрада Франконского, Саксонская династия (919 - 1024), Франконская (1024 - 1125), после Лотаря Супплембургского (1125 - 1138) - Гогенштауфены (1138 - 1250), Габсбурги (1273 - 1291 и 1298 - 1308), Люксембургской дом (1308 - 1313 и 1346 - 1437), с 1438 г. - снова Габсбурги. Избирали императора курфюрсты. Независимость их узаконила золотая булла. Порядок этот продержался до 30-ти летней войны.

Императоры

Каролинги

Людольфинги

962-973
973-983
996-1002
1014-1024

Франконская династия

1027-1039
1046-1056
1084-1105
1111-1125
(из Саксонского дома) 1133-1137

Гогенштауфены

1155-1190
1191-1197
(из дома Вельфов) 1209-1215
1220-1250
1303-1308

Люксембурги

1312-1313
(Виттельсбах) 1328-1347
1355-1378
1410-1437

Габсбурги