Храм на софийской набережной расписание. Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках Надвратный храм иконы Божией Матери «Взыскание Погибших» в Средних Садовниках. Лаборатория термомеханической обработки


Год постройки: Между 1682 и 1686.
Престолы: Софии Премудрости Божией, Николая Чудотворца, Андрея Первозванного
Первое упоминание о храме датируется 1495 г. В XVII в. царские садовники поселились на территории сада, который был уничтожен большим пожаром 1701 г. и более не восстанавливался, и построили здесь церковь Софии, стоящую доныне. По церкви была названа и набережная - Софийская. В 1682 г. выстроена нынешняя главная церковь в камне. Придел Андрея Первозванного числится с 1722 г. В 1757 г. слева в трапезной освящен придел Димитрия Ростовского, впоследствии упраздненный.

В 1868 г. архитектором Н.И.Козловским выстроена нынешняя колокольня, старая шатровая была при трапезной. В 1890 г. разобрали трапезную и стали строить новую, где 15 сентября 1891 г. освящен придел Андрея Первозванного, а 8 мая 1893 г. придел св. Николая. Главный иконостас был устроен в 1857 г.



После закрытия в храме располагалось жилье. В 1965 г. М.Л.Богоявленский записывал: «Церковь имеет облезлый, грязный вид. Штукатурка местами отвалилась, некоторые кирпичи выскочили, а в алтаре пробита дверь. Кресты сломаны, вместо них приделаны телеантенны. Внутри жилые квартиры. Колокольня в 1960-е гг. реставрировалась». Реставрация самого храма началась в 1976 г. К 1983 г. было почти полностью восстановлено покрытие с кокошниками и пять главок. Вновь сделаны наличники XVII в. Внутри работала Лаборатория термомеханической обработки (!) Института стали и сплавов. В 1960 - 1980-х гг. в колокольне размещался трест подводно-технических и строительных работ «Союзподводгазстрой».

К 1990 г. на церкви восстановлены главы без крестов. К Пасхе 2004 года внешнее убранство храма - кресты, главы и барабаны и кровля трапезной были отреставрированы, весь храм изнутри отштукатурен и побелен, положены новые каменные полы. Были изготовлены новый временный однорядный иконостас главного алтаря и престол с жертвенником. 11 апреля 2004 года в Праздник Светлого Христова Воскресения была отслужена первая Божественная Литургия. С этого дня в храме совершаются всенощные богослужения под воскресные дни и Великие праздники и Литургия в самый день Праздника.

Церковь "Взыскание Погибших" иконы Божией Матери в Средних Садовниках
Москва, Софийская набережная, 32,

во втором ярусе шатровой колокольни при церкви св. Софии Премудрости Божией.
Год постройки: Между 1862 и 1868.
Архитектор: Н.И.Козловский
Архитектурные стили: Эклектика, Псевдорусский стиль
Престолы: "Взыскание погибших" иконы Божией Матери
Надвратный храм в честь иконы Божией Матери "Взыскание погибших" во втором ярусе шатровой колокольни при церкви св. Софии Премудрости Божией. Колокольня 1862-68 гг. - архитектор Н.И.Козловский.
Храм Софии Премудрости Божией известен с 1495 г. Существующее здание построено в 1682 г.

В 1862-68 гг. при храме была построена новая, отдельно стоящая колокольня с церковью Взыскания Погибших во втором ярусе, полностью заслонившая с набережной сам храм. Колокольня спроектирована с учетом градостроительного значения в ансамбле. Построена она в формах, стилизованных под древнерусские, но с приместью "мавританско- романских" мотивов. Ее массивный и высокий объем с шатровым верхом, выполненный в "русско- византийском стиле", не связан по масштабу с храмом; как уже сказано, колокольня играет роль объединяющей вертикали на набережной и перекликается с вертикалями Кремля.
Храмы были закрыты около 1930 г.
Колокольня была отреставрирована в 1960-е гг. В 1960-80-х гг. в колокольне размещался трест подводно- технических и строительных работ "Союзподводгазстрой".
Храм возвращен Православной Церкви в мае 1994 г. Престол надвратной церкви освящен в 1995 г. иерейским чином. Богослужения совершаются в надвратном храме.

Храм Софии Премудрости Божией находится на правом южном берегу Москвы-реки напротив исторического центра Москвы - Кремля, в местности, заключенной между основным руслом Москвы-реки и ее прежним руслом, или старицей, превратившейся со временем в цепь небольших водоемов и болотец, получивших общее название "Болота". Этот уникальный храм возвели москвичи в честь своей победы над Новгородом. Первая деревянная церковь, основанная в конце XV века, по мнению ученых, находилась чуть дальше от того места, где сейчас стоит каменный Софийский храм, – ближе к Дому на Набережной.
Bпервые деревянная церковь упоминается в летописи в 1493 году. Тогда древнее Замоскворечье еще именовалось Заречьем, где проходила дорога в Орду. Тем не менее, страшный пожар 1493 года, выкосивший посад (территорию у восточной стены Кремля), достиг и Заречья. Пожар уничтожил и Софийский храм.
B связи с указом Ивана III 1496 г. о сносе всех церквей и дворов напротив Кремля: «Того же лета рекою Москвою против города и повеле на техместех чинити сад», в Заречье запрещено было селиться напротив Кремля и строить на набережной жилые дома. А на освободившемся от жилья пространстве требовалось устроить что-то особенное. И зареченскую территорию отдали под новый Государев Сад, именованный Царицыным Лугом, будущие Садовники, который был разбит уже в 1495 году.
Oколо Государева Сада возникло слободское поселение государевых садовников, ухаживавших за Садом. Они-то и дали позднейшее название местности. Только в XVII веке садовники обосновались на непосредственно территории самого сада и в 1682 году выстроили новую каменную Софийскую церковь.Hезадолго до того в старом храме проповедовал сам протопоп Аввакум, и "прихожан учением своим отлучил многих". Вследствие этого "запустошения церквей" его сослали из Москвы.
B пожар 1812 г. Софийская церковь пострадала незначительно. В ведомости о состоянии московских храмов после нашествия неприятеля было сказано, что на Софийской церкви «крыша от пожара в некоторых местах обвалилась, иконостасы и в них святые иконы целы, в настоящей (в главной церкви) престол и одежда целы, антиминс же похищен. В приделе престол и антиминс цел, а срачицы и одежды нет. … Книги для священнослужения находятся в целости, но некоторые из них частью изорваны».
Уже 11 декабря 1812 года, меньше, чем через 2 месяца после изгнания французов, был освящен Андреевский придел храма. В этом приделе, как и во всех действующих храмах Москвы, 15 декабря 1812 г. прошел благодарственный молебен за победы, одержанные над войском «двунадесяти язык».
После устройства в 1830-х гг. каменной набережной, именно по имени находившейся здесь храма Софии, она была названа Софийской.
В марте 1862 г. протоиерей А. Нечаев и церковный староста С. Г. Котов обратились к Московскому митрополиту Филарету с просьбой о строительстве новой колокольни, так как прежняя была уже довольно ветха.
Новую колокольню просили выстроить по линии Софийской набережной с проездными воротами с двухэтажными флигелями, в одном из которых должна была разместиться церковь в честь иконы Божьей Матери «Взыскание погибших». Потребность в строительстве также мотивировалась необходимостью продолжения богослужения в случае затопления основного храма в весеннее время водой.
Строительство колокольни продолжалось шесть лет, и было окончено в 1868 г. колокольня Софийской церкви стала первым высотным сооружением, построенным в центре Москвы после окончания внешних строительных работ по храму Христа Спасителя, завершенных в 1859 г.
Строительство колокольни было лишь частью плана, автором которого были протоиерей Александр Нечаев и архитектор Козловский. Также было задумано грандиозное строительство основного здания храма, соответствующего по масштабам и архитектурному облику зданию колокольни. В случае осуществления этого проекта Софийский ансамбль, несомненно, стал бы важнейшим архитектурным ансамблем Замоскворечья.В основе замысла ансамбля Софийской колокольни и Софийского храма лежал определенный круг идей, связанный с храмом Христа Спасителя. Как и храм Христа, Софийский храм предполагалось выстроить в византийском стиле. Само выражение «византийский» подчеркивало исторические православные корни Российского государства. «Возведение в центре Москвы соразмерного с храмом Христа Спасителя и Кремлевскими соборами, храма Софии Премудрости Божией, соименного главному храму Византийской империи, получало весьма актуальное звучание. Оно отсылало к известной концепции «Москва – третий Рим», напоминая о вековечности православия и извечных целях русского государства, об освобождении Греции и порабощенных Турцией славянских народов, а также главной Православной святыни – храма Софии Константинопольской».
Москва осознавала себя не только преемницей Рима и Византии, но и мировым оплотом Православной Церкви, что было созвучно идее Москвы как Дома Богородицы. Главными символами этой сложнейшей композиции стали кремлевская Соборная площадь с Успенским собором и Красная площадь с храмом Покрова на Рву, который был архитектурной иконой Града Божия – Небесного Иерусалима. Замоскворечье по своему вторило Кремлю и представляло другую часть градостроительной модели Москвы. Государев Сад был устроен во образ Гефсиманского Сада на Святой Земле. А сравнительно скромная церковь Святой Софии стала и важнейшим Богородичным символом, и образом главной христианской святыни Гефсиманского сада – Погребального вертепа Божией Матери. Место погребения Богородицы символически связано с праздником Ее Успения, который осмысляется прославлением Богоматери как Царицы Небесной, и Софийская церковь воплощает именно эту идею, именно этот образ Богоматери, перекликаясь с кремлевским Успенским собором.
Сооружение колокольни приходится на период, последовавший за поражением в Крымской войне, которое привело к резкому ослаблению позиций России. В этих условиях сооружение Софийского ансамбля представляется как материальное выражение моления о будущих победах и уверенности в обретении былого могущества. Дополнительное звучание этой теме придавало географическое расположение Софийского храма. Если храм Христа Спасителя, находившийся к западу от Кремля, являлся памятником в борьбе с западным нашествием, то положение Софийского храма к югу от Кремля географически совпадало с направлением на Черное море.
К сожалению, грандиозные планы не соответствовали небольшим размерам участка, сильно вытянутого в длину между Москвой-рекой и обводным каналом. Комиссия установила, что здание не впишется в узкий участок, возможности же расширения участка были исчерпаны. В результате от строительства нового храма было решено отказаться. В результате размеры колокольни пришли в противоречие с размерами самого храма.
14 апреля 1908 г. храм пережил тяжелое наводнение, во время которого церковному имуществу и зданию был нанесен огромный ущерб, оцениваемый в сумму более 10000 рублей. В этот день вода в Москве-реке поднялась почти на 10 метров.
В храме Софии вода затопила внутреннее помещение на высоту около 1 метра. Были испорчены иконостасы в главном храме и приделах, в ризнице были опрокинуты шкафы и подмочены облачения. На главном престоле был снесен на пол серебряный ковчег со святыми дарами.
На следующий год после наводнения в храме был проведен обширный комплекс ремонтно-восстановительных работ.
О судьбе храма впервые послереволюционные годы известно мало. В 1918 г. новой властью был конфискован общий капитал храма, который составил 27000 рублей.
В 1922 г. была объявлена кампания по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих.
По поводу возникших при изъятии эксцессов Святейший Патриарх Тихон писал: «И посему горестью исполни-лось сердце наше, когда до слуха нашегодостигли вести о побоищах и кровопролитии, бывших в иных местах при отобрании церковных вещей. Верующие имеют законное право заявлять о требованиях от властей, чтобы при этом не было никакого оскорбления, тем более поругания религиозного их чувства, чтобы сосуды, как священные предметы при Святом Причащении, не могущие по канонам иметь употребления не священного, подлежали выкупу и замене их равноценными материалами, чтобы к наблюдению за правильностью расходования церковных ценностей именно на помощь голодающим привлекались представители от самих верующих. И тогда, при соблюдении всего этого не будет места какому-нибудь от верующих гневу, вражде и злобе».
Изъятое имущество в основном было описано на вес. Одних серебряных риз взято двадцать штук. Особую ценность представляла золотая риза, украшенная двумя бриллиантами.
Наиболее известной иконой, находящейся в храме и описанной в нескольких дореволюционных научных работах, была икона Владимирской Божьей Матери, написанная в 1697 г. священником Иоанном Михайловым.

Как добраться до церкви святой Софии Премудрости Божией в Садовниках: ст. метро Боровицкая, Кропоткинская.

В Москве существуют две Софийские церкви: одна на Пушечной улице, а вторая - в Замоскворечье, на Софийской набережной напротив Кремля. Оба храма связаны с историей покорения Великого Новгорода. Церковь на Пушечной построили сами новгородцы, а ту, что расположена на набережной - москвичи, в честь победы над Новгородом. В переводе с древнегреческого София означает мудрость, а день святой Софии, Премудрости Божией считается праздником Пресвятой Богородицы.

В обеих московских Софиевских церквях престольный праздник отмечали 28 августа, как и в Новгороде, но если храм на Пушечной был обычной приходской церковью для переселенных новгородцев, то Софийская церковь в Замоскворечье играла более важную роль. В Великом Новгороде, который был завоеван Москвой при Иване III, храм святой Софии был главным собором города. Самая первая деревянная Софийская церковь в Замоскворечье появилась в конце 15 века, и располагалась она предположительно несколько ближе к Дому на Набережной. Первые упоминания о ней содержатся в летописи 1493 года.

В то время Замоскворечье называли Заречьем, и через него лежала дорога в Золотую Орду. Речные разливы регулярно затопляли прибрежную территорию, поэтому здесь селились лишь самые бедные люди. Переправа через реку осуществлялась по наплавному мосту либо на лодках. В 1493 году очередной сильнейший пожар уничтожил весь посад (место у восточной стены Кремля). На выгоревшем месте образовалась площадь, в наши дни известная как Красная, а поначалу она так и называлась: Пожар. Селиться на ней запрещалось во избежание пожаров. Запрет на строительство распространялся и на территорию Заречья, находившуюся напротив Кремля.

На расчищенной территории в 1495 году был разбит новый Государев сад, который называли Царицыным Лугом. Позднее эту местность стали называть Садовниками - по слободе садовников, поселившихся вблизи. В 17 веке садовники стали селиться на территории самого сада, и в 1682 году они построили новую каменную Софийскую церковь.

В 1701 году Государев сад сгорел, а Софийская церковь уцелела. В 1722 году у Софийской церкви появился придел во имя апостола Андрея Первозванного, а в 1757 году - во имя святого Дмитрия Ростовского (позднее упразднен). Еще раз церковь перестроили в 1784 году, а в конце 19 века при новой трапезной появился придел святого Николая Чудотворца.

Во время пожара 1812 года все деревянные здания, расположенные на Софийской набережной, сгорели, и их постепенно заменяли каменными. В 1836-1840 годах в Замоскворечье появилась каменная набережная и знаменитое Кокоревское подворье. Подворье представляло собой здание, в котором размещалась большая гостиница и склады. Купцы, останавливавшиеся здесь, часто посещали Софийскую церковь, где молились об удаче в делах. Рядом находился благотворительный бахрушинский дом, в котором бесплатно сдавались квартиры для курсисток и бедных вдов с детьми.

В 1862-1868 годах архитектор Н.И. Козлосвкий выстроил в русско-византйском стиле по красной линии набережной новую шатровую колокольню, которая стала настоящим украшением и гордостью Софийской церкви. Само здание храма было закрыто домами, а колокольня была видна даже с противоположного берега реки. Колокольня была стилизована под 17 век, в ней была освящена надвратная придельная церковь во имя иконы Богоматери "Взыскание погибших". Средства на эту церковь пожертвовал сахарозаводчик Харитоненко. А второй Харитоненко - Павел Иванович, в конце 19 века построил рядом с церковью прекрасный особняк с видом на Кремль. Из окна этого дома панораму Кремля рисовал известный французский художник Анри Матисс. После Октябрьской революции в здании разместилось английское посольство.

После революции деятельность Софийского храма постепенно прекращалась. Незадолго до своей смерти в 1925 году здесь отслужил литургию святейший патриарх Тихон. В 1924 году настоятелем этой церкви был назначен молодой протоиерей Александр Андреев (в 2000 году причислен к лику святых Новомучеников Российских). Во время его нахождения на посту, при церкви начали благотворительную деятельность 30 сестер. Это были верующие прихожанки, которые без принятия монашества занимались благоустройством храма, помогали бедным и больным, организовывали бесплатные обеды для сирот и неимущих. Настоятель силами прихода начал ремонт церкви, из закрывшегося Симонова монастыря перевез уникальный позолоченный иконостас. Он также выкупил у какого-то торговца библиотеку из Оптиной пустыни, которая могла погибнуть - торговец использовал книжные листы в качестве обертки для товара.

Такая активная деятельность была расценена новыми властями как антисоветская агитация. Настоятеля в 1929 году арестовали и сослали в Казахстан. Софийскую церковь закрыли, и здесь разместился Союз безбожников. Ценную Владимирскую икону передали Третьяковской галерее, судьба остальных точно не известна, возможно, они поступили в Ризположенскую церковь на Донской. Редкая библиотека исчезла бесследно. После возвращения из ссылки отец Александр проживал в Рязани - возвращаться в Москву ему было запрещено. Второй раз отца Александра арестовали "за участие в контрреволюционной группе", и в 1937 году расстреляли в лагере.

Здание церкви к тому времени передали для использования в качестве жилья. В алтаре проломили дверь, вместо крестов установили антенны. В 1960 году колокольню отреставрировали, а саму церковь приводить в порядок начали в 1976 году. В 1994 году церкви передали надвратный храм, а в 2004 году - Софийскую церковь. Первое богослужение - Литургию, отслужили здесь на праздник Пасхи в апреле 2004 года, а в октябре в церкви отпевали писателя Виктора Розова, драматурга, по пьесе которого был снят фильм "Летят журавли". И в наши дни издалека обращает на себя внимание стройное, будто кружевное здание Софийской колокольни нежно-розового цвета.


Историческая справка:


1493 г. – в летописи впервые упоминается деревянная Софийская церковь в Заречье
1682 г. - была построена новая каменная Софийская церковь
В 1722 г. - у Софийской церкви появился придел во имя апостола Андрея Первозванного 1757 г. – был устроен придел во имя святого Дмитрия Ростовского (позднее упразднен)
1784 г. – церковь св. Софии в Садовниках вновь перестроили
19 в. - при новой трапезной появился придел святого Николая Чудотворца
1862-1868 г.г. - архитектор Н.И. Козловский выстроил в русско-византйском по красной линии набережной новую шатровую колокольню
1924 г. - настоятелем этой церкви был назначен молодой протоиерей Александр Андреев
1925 г. – в Софийском храме отслужил литургию святейший патриарх Тихон
1929 г. – настоятеля храма арестовали и сослали в Казахстан, а Софийскую церковь закрыли
1960 г. – отреставрировали колокольню
1976 г. – началась реставрация здания Софийской церкви
1994 г. - церкви передали надвратный храм
2004 г. – церкви передали Софийский храм в Садовниках, и здесь состоялось первое богослужение после длительного перерыва

Вконтакте

Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках - православный храм Москворецкого благочиния Московской епархии, расположенный на острове Балчуг напротив . По имени церкви названа Софийская набережная (приход занимает д. 32, стр. 13 и 14).

История

Первый деревянный храм здесь был построен в 1493 году. Предположительно, он был освящён во имя святой Софии в связи с тем, что рядом проживали выходцы из Новгорода. Позднее на этом берегу были разбиты царские сады, и местность стали называть Садовниками.

Nikolai Naidenov (1834-1905) , Public Domain

Каменный храм был построен на месте деревянной церкви в середине XVII века, первое его упоминание относится к 1682 году.

Предположительно, в 1680-х годах была проведена первая перестройка храма, в результате чего одноглавие было заменено на пятиглавие. В XVIII-XIX годах церковь перестраивали ещё несколько раз.

В 1891–1893 годах старая трапезная была заменена на новую с приделами Андрея Первозванного и Николая Чудотворца. Окна трапезной украшены килевидными наличниками. Внешняя отделка храма была выполнена в русском стиле. Барабаны пятиглавия украшены кокошниками .


Nikolai Naidenov (1834-1905) , Public Domain

В 1862–1868 годах по проекту архитектора Н.И. Козловского была построена отдельно стоящая колокольня, выходящая на набережную.

Колокольня, выполненная в русско-византийском стиле, состоит из трёх ярусов. Стилистически она перекликается с на другой стороне реки. Это архитектурная доминанта Софийской набережной.


Stoljaroff , Public Domain

В 1930 году церковь была закрыта. Икона храма «Богоматерь Владимирская» передана в собрание .


Ludvig14 , CC BY-SA 3.0

Здание храма сначала занимал клуб завода «Красный факел», потом оно было переделано под жильё с устройством межэтажных перекрытий. В 1941 году в него попала немецкая бомба. Очевидец писал о храме в 1965 году:

Церковь имеет облезлый, грязный вид. Штукатурка местами обвалилась, некоторые кирпичи выскочили, в алтаре пробита дверь. Кресты сломаны, вместо них приделаны телеантенны. Внутри жилые квартиры.

В 1970–1980 годах проводились реставрационные работы, после которых в здание въехала лаборатория термомеханической обработки Института стали и сплавов. Колокольню отдали под трест «Союзподводгазстрой».


NVO , GNU 1.2

В 1992 году храм был возвращён православной церкви, в 2004 году там прошла первая литургия.

В 2012 году приступили к реставрации колокольни. Летом 2013 года, под руководством звонарей Московского Кремля и Храма Христа Спасителя, были отлиты и установлены новые колокола: гармонически единый подбор во главе с благовестником весом семь тонн. В настоящее время это самый мощный приходской звон центра Москвы.

Фотогалерея


В старой Москве были два храма, освященные во имя Святой Софии Премудрости Божией. Оба чудесно сохранились до наших дней и вновь действуют. Один из них находится в Замоскворечье, другой - в центре Москвы, на Пушечной улице, но оба были связаны с новгородскими походами Ивана III. И если храм на Пушечной основали сами новгородцы, переселенцы из Великого Новгорода, покоренного Москве, то уникальный замосквореченский храм возвели москвичи в честь своей победы над Новгородом. Именно ему суждено было сыграть ключевую роль в градостроительстве православной Москвы-Третьего Рима.

Престольный праздник посвящен образу Святой Софии, Премудрости Божией (с древнегреческого София означает Мудрость). Премудрость Божия - это воплощение Божественного Замысла, предвидевшего грехопадение человека, о Домостроительстве и спасении рода человеческого через Христа - Бога-Логоса и Пречистую Богоматерь, через Которую Он воплотился. Оттого этот праздник связан с Богоматерью.

Икона Софии киевского извода, то есть образа из Софийского храма в Киеве, чествуется 21 сентября в Рождество Богородицы. А 28 августа празднуется образ Софии новгородского извода, - из храма Святой Софии в Великом Новгороде. Празднование этого образа в день Успения прославляет воплотившуюся Премудрость Божию через полное осуществление Божественного Замысла, когда Богоматерь прославляется как Царица Небесная, Заступница рода человеческого перед Небесным Престолом Ее Божественного Сына. Так праздник Софии стал торжеством Пресвятой Богородицы.

Икона Святой Софии, выражающая сложный образ Премудрости Божией, исполнена в огненных тонах. В центре композиции иконы новгородского извода изображен Господь Вседержитель в огненном образе, в царском венце и облачении и с огненными крыльями, сидящий на золотом престоле, которые поддерживают семь столбов («Премудрость созда Себе дом и утверди столпов семь»). Вокруг Него звездное небо, а по сторонам от Господа стоят ближайшие свидетели воплощения Сына Божия - Богоматерь в пурпурном одеянии с иконой Господа Христа и Иоанн Предтеча. Главная мысль иконы - представить воплощенную Премудрость в Ее предвечном Замысле: в образе Христа-Логоса и Богородицы, через Которую Божественный Замысел о спасении мира и рода человеческого воплотился. Богоматерь представлена здесь и как Царица Церкви, которую основал Господь и вне которой, согласно Божественному Промыслу, невозможно достигнуть спасения.

Москва, осмыслявшая себя Домом Богородицы, не могла не иметь своего Софийского храма.

В московских Софийских храмах престольный праздник отмечали по новгородскому изводу, 28 августа, поскольку оба эти храма были связаны с новгородскими походами Ивана III. Однако если храм на Пушечной был обыкновенным приходским храмом для новгородцев, переселенных в Москву, которые построили его в память родного своего города, то на судьбу замосквореченской Софийской церкви повлияла местность, в которой она была основана. О ее связи с новгородскими походами московского князя указывает само посвящение: храм Святой Софии был главным собором Великого Новгорода, который при Иване III был покорен Москве. Первая деревянная церковь, основанная в конце XV века, по мнению ученых, находилась чуть дальше от того места, где сейчас стоит каменный Софийский храм, - ближе к Дому на Набережной. Впервые она упоминается в летописи в 1493 году.

Храм Софии Премудрости Божией в Замоскворечье.
Тот год был поистине роковой и судьбоносный для Москвы. Тогда древнее Замоскворечье еще именовалось Заречьем, где проходила дорога в Орду. Здесь разливы реки затопляли прибрежную местность, оттого селились тут поначалу лишь бедные крестьяне да ремесленники, а переправа была только на лодках, да по наплавному мосту, лежавшему прямо на воде. Тем не менее, страшный пожар 1493 года, выкосивший посад (территорию у восточной стены Кремля), достиг и Заречья. Тогда-то у Кремля на выгоревшем месте образовалась площадь, которую так и назвали Пожаром , а позднее - Красной. Отныне запрещалось селиться на ней, посад отодвинулся восточнее от Кремля, и там возник Китай-город. А в Заречье тоже запрещено было селиться напротив Кремля и строить на набережной жилые дома, дабы их более не тронул огонь, и пламя не перекинулось бы на Кремль. На освободившемся от жилья пространстве требовалось устроить что-то особенное. И зареченскую территорию отдали под новый Государев Сад, который был разбит уже в 1495 году (Государевы Сады к тому времени существовали в районе Старосадского переулка близ Покровки, где была загородная резиденция великого князя). Итак, на левом берегу Москвы-реки после пожара появилась Красная площадь, на правом - Большой Государев Сад, именованный Царицыным Лугом, будущие Садовники . Около него возникло слободское поселение государевых садовников, ухаживавших за Садом. Они-то и дали позднейшее название местности.

Зареченские Садовники стали одной из первых местных дворцовых слобод. Этот район вообще был плотно заселен государевыми слободами, особенно после правления Ивана Грозного, поселившего здесь стрельцов. Тут жили и кадаши, царские ткачи, и монетчики, и переводчики-толмачи, и кожевники, и кузнецы, и все они возводили приходские церкви - как и садовники, которые имели своим слободским храмом церковь Святой Софии. Однако поначалу государевы садовники жили не на территории сада, а ближе к Устьинскому мосту, где в память о них осталась Садовническая улица. Только в XVII веке садовники обосновались на непосредственно территории самого сада и в 1682 году выстроили новую каменную Софийскую церковь. Незадолго до того в старом храме проповедовал сам протопоп Аввакум, и «прихожан учением своим отлучил многих». Вследствие этого «запустошения церквей» его сослали из Москвы.

Как уже говорилась, эта Софийская церковь отнюдь не была всего лишь приходским храмом, а имела особенную, исключительную роль в градостроительной концепции Москвы как Третьего Рима, став определенным символическим центром Замоскворечья. Царицын Луг - Большой Государев сад с церковью Софии Премудрости Божией, являлся символом Гефсиманского сада и собирательным образом Рая. Отсюда явилось другое название - Царицын Луг, символизировавшее посвящение сада с Софийской церковью Пресвятой Богородице - Царице Небесной. Это было и воплощением идеи Москвы как Дома Богородицы: посвящения Ей русской столицы и молитвенного вверения Москвы под сень Царицы Небесной. (Есть версия ученых, что такое осмысление Москвы могло окончательно сложиться как раз после переселения покоренных новгородцев, именовавших Новгород Домом Святой Софии). О том свидетельствует и посвящение Богоматери главного собора Москвы - Успенского. Кстати, поскольку его престольный праздник совпадал с праздником Святой Софии, то народ знаменательно именовал Успенский собор Святой Софией. Он действительно был прообразом храма Святой Софии в Константинополе, в ознаменование преемственности России Византийской империи и унаследования ею статуса древних русских столиц, Киева и Владимира.

На левом берегу Москвы-реки разворачивалась основная градостроительная композиция Третьего Рима. Богохранимая Москва осознавала себя не только преемницей Рима и Византии, но и мировым оплотом Православной Церкви, что было созвучно идее Москвы как Дома Богородицы. Главными символами этой сложнейшей композиции стали кремлевская Соборная площадь с Успенским собором и Красная площадь с храмом Покрова на Рву, который был архитектурной иконой Града Божия - Небесного Иерусалима. Осмысление Москвы как Третьего Рима, хранительницы православия и наследницы двух великих мировых держав, вело, во-первых к устроению города во образ Небесного Града и, во-вторых, к воспроизведению в его градостроительной модели главных символов не только двух священных городов, Рима и Константинополя, но и Иерусалима, столицы Святой Земли и его памятников, связанных с Земной Жизнью Иисуса Христа. Как, например, Золотые Ворота, символически воспроизведенные в Спасских воротах Кремля и Лобное место на Красной площади, символ Голгофы. (Подробно с этим можно ознакомиться в замечательной книге М.П.Кудрявцева «Москва - Третий Рим», представляющей уникальное исследование православного градостроительства средневековой столицы).

Замоскворечье по своему вторило Кремлю и представляло другую часть градостроительной модели Москвы. Государев Сад был устроен во образ Гефсиманского Сада на Святой Земле. А сравнительно скромная церковь Святой Софии стала и важнейшим Богородичным символом, и образом главной христианской святыни Гефсиманского сада - Погребального вертепа Божией Матери. Место погребения Богородицы символически связано с праздником Ее Успения, который осмысляется прославлением Богоматери как Царицы Небесной, и Софийская церковь воплощает именно эту идею, именно этот образ Богоматери, перекликаясь с кремлевским Успенским собором.

Отличие лишь в том, что в Иерусалиме Гефсиманский сад расположен к востоку от городских стен, а в Москве его образ, также отделенный рекой, ориентирован на юг от Кремля. Завершением же этой символической градостроительной композиции стала шатровая Вознесенская церковь в Коломенском, которую считают символом восьмигранной часовни на Елеонской горе, на месте Вознесения Господа. Она далеко отстоит от стен Кремля, но хорошо видна из него.

Замосквореченский сад с Софийской церковью нес в себе и другой величайший образ. В христианстве цветение есть символ Божественного естества, вечно цветущего, и в древности городские сады считались ценностью. На Руси же сад назывался Раем, в осмыслении этой христианской истины, и московский Государев Сад был символом Рая Небесного, Райского сада, а Москва-река - образом Реки Жизни в Граде Божием, описанной в Откровении Иоанна Богослова. «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов».

Действительно, с двух сторон по обоим берегам Москвы-реки в центре города находились сады: в Кремле были великолепные террасные сады, спускавшиеся по склону Боровицкого холма к реке, а напротив с другого берега находился Царицын Луг. По данным М.П.Кудрявцева Государев сад имел фруктовые деревья, уподоблявшиеся библейскому Древу Жизни, и фонтаны, которых было ровно 144, по символической высоте стен Небесного Иерусалима (144 локтя), и по числу избранных (144 тысячи праведников), записанных в Книге Жизни у Христа. Все это представляло его прообразом Райского сада, а через Софийскую церковь - образом пребывавших в нем Христа и Богоматери. Царицын луг считают и символом посвящения Богоматери всей Москвы, а с ней - и Русской земли.

В начале петровской эпохи от Государева сада осталась только Софийская церковь - он сгорел в пожаре 1701 года и больше не возобновлялся. В Замоскворечье пришла эра мануфактур и фабрик, первым петровским детищем стал Суконный двор близ Большого Каменного моста, где вырабатывали сукно для армии. На петровском характере застройки местности сказывалась близость реки, необходимой для раннего фабричного производства, поэтому зареченская территория ценилась, что называется, на вес золота и была отдана под государевы промышленные нужды. Прихожанами церкви стали простые обыватели, купцы, офицеры, чиновники, мещане и прочая мелкая публика, жившая в ту пору на Софийской набережной. А с 1752 года в ее приходе находился дом промышленника знаменитой династии Никиты Никитича Демидова. В Петербурге же Анна Иоанновна пожаловала ему дом на Английской набережной, что было адекватно по степени почетности. В том же XVIII веке появились приделы Софийской церкви: в 1722 году во имя апостола Андрея Первозванного и в 1757 году во имя св. Димитрия Ростовского, позднее упраздненный. Храм еще перестраивали после 1784 года, а в самом конце XIX века появился придел святого Николая Чудотворца при новой трапезной.

В 1812 году все деревянные здания на Софийской набережной сгорели и постепенно заменялись каменными. XIX век словно вдохнул в эту замосквореченскую местность новую жизнь. В 1836-1840-х годах появилась первая каменная набережная, причем строили ее те самые инженеры Н.И.Яниш и А.И.Дельвиг, которые занимались устройством московского водопровода и городских фонтанов. В 1860-х годах здесь появилось Кокоревское подворье: в одном здании находились самая большая в то время гостиница и одновременно торговые склады. Подворье устроил известный московский делец Василий Кокорев для купцов, которые размещали в складах свои товары, сами селились в «нумерах», где обычно заключали сделки, а в Софийский храм ходили молиться об удаче в делах. Рядом стоял бахрушинский благотворительный дом бесплатных квартир для бедных вдов с детьми и курсисток.

Преобразилась, приукрасилась, обновилась и Софийская церковь. В 1862-1868 г.г. по красной линии набережной архитектор Н.И.Козловский (автор Всехскорбященской церкви на Калитниковском кладбище) построил новую шатровую колокольню в русско-византийском стиле, ставшую архитектурной достопримечательностью и символом Софийской церкви, загороженной домами. Колокольня была стилизована под старину, а именно под XVII век, - время построения каменной церкви. В колокольне же была освящена надвратная придельная церковь во имя иконы Богоматери «Взыскание погибших». Тогда сахарозаводчик Харитоненко дал на нее средства, поскольку от чудотворного образа чудесно исцелилась его дочь, страдавшая болезнью ног. Другой Харитоненко, магнат и миллионер Павел Иванович в конце XIX века выстроил поблизости великолепный особняк с роскошным видом на Кремль, откуда, по легенде, были видны все купола кремлевских церквей. Сам Анри Матисс рисовал из его окна панораму Кремля. После революции дом передали английскому посольству.

Революция надолго остановила в храме церковную жизнь, но ее последние годы перед закрытием были озарены словно ярким сиянием в наступавшей ночи, расцветом духовной жизни, сопротивлявшейся безбожию. В феврале 1925 года незадолго до смерти здесь служил литургию святейший патриарх Тихон. Годом раньше по указу святителя настоятелем Софийского храма был назначен протоирей Александр Андреев, совсем молодой священник, причисленный на Юбилейном Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года к лику святых Новомучеников Российских. Прежде он служил в соседней Воскресенской церкви, что в Кадашах, где воспринял опыт сестричества и перенес его в Софийскую церковь. Сестры, которыми стали около 30 глубоко верующих прихожанок без принятия монашества, занимались благотворительностью, помощью нищим, работами по благоустроению храма, и организацией бесплатных обедов для бедных и сирот. На эти обеды, устраиваемые по воскресеньям и большим церковным праздникам на средства прихожан и сестер, собиралось до 80 человек. Настоятель служил молебен, а по завершении трапезы произносил проповедь, призывая к христианскому образу жизни. Он же начал и ремонт храма силами прихода, привез великолепный позолоченный иконостас из закрытого Симонова монастыря и приобрел у какого-то торговца ценную библиотеку из Оптиной пустыни, чем спас ее - торговец вырывал из книг листы для обертки своих товаров.

Все это, особенно сестричество, обеды и проповеди, власти сочли за антисоветскую агитацию. В 1929 году настоятель был арестован и осужден за организацию и поддержку «нелегального сестричества», за то, что открыто молился за убиенных и находящихся в темницах и говорил проповеди «религиозного содержания», а также за сбор пожертвований для помощи священникам, находившихся в ссылках и в заключении. Он был приговорен к ссылки в Казахстан. После ссылки настоятеля закрыли и сам храм. Его занял Союз безбожников. Владимирскую икону Богоматери передали в Третьяковскую галерею, а другие образы, по всей вероятности - в Ризположенскую церковь на Донской улице. Библиотека пропала бесследно. Отец Александр, вернувшись из ссылки, служил в Рязани, поскольку ему было запрещено проживать в Москве. После второго ареста за «участие в контрреволюционной группе» он был расстрелян в лагере 4 ноября 1937 года.

Храм же был отдан под жилые помещения, в алтаре пробили дверь, а вместо крестов устроили телеантенны. Колокольню, выходящую на парадную линию набережной, отреставрировали в 1960-е годы. А сам храм начали реставрировать только в 1976 году, восстановили кокошники и пятиглавие, хотя внутренние помещения еще долго были заняты учреждениями.

Только в 1994 году был возвращен Церкви надвратный храм в колокольне, во имя иконы Взыскание погибших. А в Софийскую церковь жизнь вернулась лишь через 10 лет. На Пасху 11 апреля 2004 года в ее стенах прошла Литургия - первая с тех мрачных времен запустения. А в октябре того же года в ней отпевали писателя Виктора Розова, прославленного драматурга, - по его самому известному произведению был поставлен фильм «Летят журавли»

Второй Софийский храм на Пушечной улице тоже совсем недавно вернули Церкви. После революции он был передан для нужд НКВД-КГБ, ибо храм вплотную примыкает к ведомственному зданию, и использовался как складское помещение. Только в августе 2001 года он был отреставрирован при содействии ФСБ и на пожертвования многих его сотрудников. В марте 2002 года Святейший Патриарх Алексий II освятил его в присутствии директора ФСБ Николая Патрушева. В нем находится икона блаженной Матроны и редкий образ св. адмирала Федора Ушакова, недавно причисленного к лику святых.