Морское инженерное училище императора николая i. Итальянский дворец А. Д. Меншикова - Морское инженерное училище императора Николая I - Дом офицеров. Севастопольское Высшее Военно-Морское Инженерное Училище

После ареста Меншикова дворец был передан в казну. Здесь располагалась Канцелярия кронштадтского канала, затем Таможня, потом другие учреждения.

31 мая 1771 г. после пожара Морского кадетского корпуса на ВО его перевели в кронштадтский Итальянский дворец, в связи с чем был проведен ряд перестроек. () Морской кадетский корпус размещался здесь с 1771 по 1798 гг. (Зеленой А.И....)

Здесь 15 февраля 1772 г. была освящена церковь во имя св. Николая Чудотворца. Одноименная церковь существовала при корпусе с 1761 г. и находилась в здании корпуса на Васильевском острове. В Кронштадте корпус оставался до 1796 г., когда его по указу Павла I вернули в Петербург. Церковь также перевели в новое здание в столицу. ( С. 185)

Император Павел Петрович, вступив на престол, обратил внимание на флот и повелел перевести морских кадет из Кронштадта в Петербург. Одновременно он учредил два Штурманских училища, одно для Балтийского, а другое для Черноморского флотов. Для помещения штурманских классов училища был назначен в Кронштадте дом, в котором до того помещался Морской кадетский корпус. (Зеленой А. И. Исторический очерк Штурманского училища 1798-1871, Кронштадт,1872. С.5-6)

В 1798 г. в Итальянском дворце разместилось Штурманское училище. В 1826 Штурманское училище было переименовано в Штурманскую роту, а 10 марта 1827 г. в Первый штурманский полуэкипаж. В 1829-1831 гг. был проведен ремонт дворца по чертежам арх. Э. Анерта. Интерьеры церковного зала оформил арх. В. Стасов. Одноярусный иконостас был вполнен в стиле классицизм.

В 1843 г. Николай I принял решение о перестройке здания. Комиссию по перестройке возглавил начальник Экипажа генерал-майора А. К. Давыдова. 19 мая 1843 г. был утвержден проект перестройки дворца арх. А. Н. Акутина.

По новому проекту к западному корпусу дворца была добавлена большая пристройка в 18 осей. Строение, соединявшее ранее западный и восточный корпус, было снесено, вместо него севернее построен новый крытый переход. С южной стороны дворового корпуса пристроена галерея. К корпусу, перпендикулярному каналу Петра Великого сделана пристройка в 8 осей для церкви. (. C.75-80)

Прежнюю церковь передали Учебному экипажу в Минихов дом, а в одном из помещений Итальянского дворца устроена новая домовая церковь, освященная 1 февраля 1847 г. Она располагалась в большом двусветном зале. За отсутствием звонницы, небольшой колокол был повешен на столбе во дворе училища.

Первоначально церковь, как и все храмы учебных заведений, состояла в епархиальном ведении и под наблюдением Министерства народного образования. В 1907 г. церковь была переведена в ведение Протопресвитера военного военного и морского духовенства. ( С. 186-187)

На стенах училища были установлены черные мраморные доски с именами убитых и умерших от ран штурманов, начиная с Чесменского сражения, и серые доски с именами погибших при исполнении служебного долга. ( С. 186)

В 1846 г. над центральной частью главного южного корпуса была запроектирована надстройка четвертого этажа в 11 осей. Над ним возводится астрономическая беседка.

По проекту арх. Реймерса 1847 г. на участке возводятся каменные здания служб - баня, прачечная, конюшня с сараями и ледниками.

Строительные работы продолжались с 1843 по 1848 г.

9 мая 1856 г. Полуэкипаж был вновь переименован в Штурманское училище, которое в 1867 г. было слито с артиллерийским, под названием Штурманско-артиллерийского училища. В 1872 г. оно и вошло в состав Технического училища Морского ведомства. (Зеленой А. И. Исторический очерк Штурманского училища 1798-1871, Кронштадт,1872. С.5-6). С 1898 - Морское инженерное училище Императора Николая I.

Для последнего был пристроен большой новый корпус, продливший главный фасад по Поморской (Макаровской) ул. на запад. Под углом с северной стороны пристроено еще одно здание. Фасады новых построек полностью повторяли старое здание, объединившись в одно целое.

В 1910 г. взамен устаревшей была выстроена новая сигнальная вышка несколько иного вида. (. C.75-80)

В 1926 г. в здании произошёл пожар, после чего проведена реконструкция, а само здание получило статус Дома офицеров.

Здесь же располался театр Балтийского флота. В 2011 г. театр перехал.

В 1974 г. началась реставрация Дома офицеров (Итальянского дворца). В процессе реставрации дворца удалены тамбуры, искажающие его фасады, восстановлены утраченные архитектурные детали (лепка на фронтоне и др.). (. C.131)

(текст Mary, Наталия)

Н. Г. Кузнецова от 15 декабря 1951 года в здании Морского кадетского корпуса, который был основан в 1916 году [ ] .

Первым начальником училища в апреле 1952 года был назначен инженер-контр-адмирал М. В. Королёв . К началу первого учебного года - 1 октября 1952 года - было создано два факультета. 30 апреля 1953 года в училище из Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф. Э. Дзержинского был переведён дизельный факультет.

Строительство главного здания учебного корпуса было завершено в 1960 году . Архитектурный ансамбль включает пять четырёхэтажных зданий, соединенных колоннадами с внутренними оранжерейными двориками. По размерам и объёму внутренних помещений учебный корпус является одним из крупнейших зданий (полный объём внутренних помещений - более 200 000 кубических метров) Севастополя.

Училище являлось основным центром подготовки офицерских инженерных кадров для океанского атомного флота . Учебное заведение обладало сильнейшим профессорско-преподавательским составом. Материально-техническая база подготовки корабельных инженеров-энергетиков для атомного флота СССР включала собственный исследовательский реактор ИР-100 , натурный бортовой комплекс ядерной энергетической установки подводной лодки 2-го поколения , полномасштабные тренажеры, исследовательские тепло-гидродинамические стенды, мощный вычислительный центр.

В училище велись научные исследования актуальных проблем корабельной ядерной энергетики, гидравлики , теплофизики на кафедрах и в научно-исследовательских лабораториях. Проводились научно-технические конференции, выездные сессии АН СССР по теплофизическим и гидродинамическим аспектам проблемы безопасности корабельных ядерных энергетических установок, заседания Научного совета АН по гидрофизике океана. С 1965 года в училище выходил «Сборник трудов СВВМИУ».

В 1985 году в училище был переведён химический факультет Каспийского высшего военно-морского Краснознаменного училища имени С. М. Кирова.

За 40 лет из его стен было выпущено более 11 000 офицеров-инженеров; многие из выпускников были награждены правительственными наградами, удостоены государственных премий. Выпускники Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища на службе в ВМФ участвовали в ликвидации последствий аварий на атомных подводных лодках . Более двух десятков выпускников удостоены адмиральских званий .

Училище прекратило своё существование в 1992 году, после распада СССР , и было включено в состав . До присоединения Крыма к Российской Федерации инфраструктура Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища (здание морской практики, полигон живучести, водолазный полигон) была разрушена, частично пребывала в аварийном состоянии.

На базе СВВМИУ был образован факультет по подготовке специалистов для атомной энергетики Украины. 2 августа 1996 года постановлением Кабинета Министров Украины № 884 факультет был преобразован в (СИЯЭиП), которому передана инфраструктура ядерного реактора ИР-100 . В конце марта 2014 года ядерный реактор ИР-100 был остановлен и законсервирован . как Институт ядерной энергии и промышленности .

Согласно Федеральной целевой программе развития Крыма и Севастополя до 2020 года предусмотрены средства для реконструкции учебного корпуса, который связан с работами в области энергетики .

В декабре 2017 года боевое знамя Севастопольского ВВМИУ передано на хранение в музей Черноморского флота .

В первой части, основанной на мемуарах В.П. Костенко «На “Орле” в Цусиме», хочется рассказать о том, как проходило обучение инженеров-кораблестроителей в Кронштадтском Морском Инженерном училище перед Русско-японской войной.

Особенности обучения

Все зачисленные в училище поступали на полное казенное иждивение. Первокурсники обоих отделений слушали лекции совместно, а разделение корабельщиков и механиков начиналось со второго курса.
Все принятые были обязаны по окончании училища прослужить во флоте 4 ½ года в покрытие расходов по их образованию и содержанию за 3 специальных курса.

Училище было закрытым учебным заведением, и присутствие воспитанников на всех лекциях было обязательным. Проверка успеваемости производилась периодически на очередных репетициях и на весенних переходных экзаменах после окончания учебного года (по двенадцатибалльной системе).

Ежедневно по окончании дневных занятий воспитанникам разрешалось отлучаться из училища до 11 часов вечера. По субботам же воспитанники имели право выезжать в Петербург до 11 часов вечера воскресенья.

Механики со второго года уходили в плавание по Балтийскому морю на судах учебного отряда Инженерного училища, а первый курс практиковался в Кронштадте на старой канонерской лодке «Туча».

На последнем — четвертом курсе кораблестроители и механики посвящали весь учебный год составлению дипломных проектов по специальности. Защита проектов и выпускные экзамены происходили при участии особой комиссии, назначаемой Главным Морским штабом.

Производство оканчивающих и их выпуск во флот проходил в торжественной обстановке в «царский день» 6 мая. Судостроители получали звание «младшего помощника судостроителя» с одной звездочкой на узком серебряном погоне, соответствовавшее чину мичмана флотских офицеров, и назначались на имевшиеся вакансии в военно-морские порты на постройку и ремонт кораблей. Механики выпускались во флот со званием «младшего инженер-механика».

В училище лекции начинались в 8 часов утра, и до 3 часов проходили ежедневно 6 лекций, а после 6 часов вечера начиналась работа в мастерских и лабораториях.

Так как лекции и собеседования с преподавателями обязательны, то учебные курсы обыкновенно усваиваются до репетиций и на подготовку к проверке времени почти не требуется.

Обязательная и хорошо организованная летняя трехмесячная практика закрепляет знания, накопленные при прослушанных теоретических курсах.

На отпуски и отдых за год уходит не более полутора месяцев, а на учебу остается 10 ½ месяцев.

При побудке в 6 ½ часов утра и окончании рабочего дня в 11 часов вечера ежедневно получается более 16 часов времени на лекции, занятия, чтение и прогулку.

Нельзя также не отметить то влияние, какое оказывает тесная связь с жизнью флота, порта и заводов. Флот воспитывает молодые кадры для себя. Курсанты в порту имеют доступ на все строящиеся, вооружаемые и готовые корабли, стоящие на рейде.

Воспитанники училища имели возможность в свободное время посещать новые корабли, изучать их внутреннее расположение и оборудование, получать последние сведения от личного состава. Эта живая и непосредственная связь с повседневной жизнью флота вовлекала как кораблестроителей, так и механиков еще со школьной скамьи в круг жизни флота и заставляла проникаться его актуальными задачами.

Судовые механики и офицеры всегда внимательно знакомили нас со всеми новинками в оборудовании кораблей. Это общение с личным составом флота втягивало молодое поколение специалистов в круг текущей жизни и интересов морских сил.

Вступительные экзамены

Из 50 державших конкурсные экзамены <на кораблестроительное отделение> было зачислено 5 человек. Не попавшие по конкурсу на кораблестроительное отделение могли при желании поступить на механическое. Механиков было принято 32 человека из 80 державших экзамены.

Практика после первого года обучения

Летом, после переходных экзаменов, кораблестроители выезжали в Петербург на трехмесячную производственную практику и распределялись по адмиралтейским заводам. По окончании летней практики производился проверочный экзамен комиссией инженеров Петербургского порта, после чего воспитанникам предоставлялся месячный отпуск.

Ежедневно в 9 часов утра мы отправлялись через Николаевский мост по левому берегу Невы на адмиралтейские заводы. Одна группа, работавшая на практике первый год, оставалась на заводе Нового адмиралтейства, а два других курса шли на верфь Галерного острова.

В первый год практики мы должны были за три месяца изучить постройку деревянных килевых шлюпок в шлюпочной мастерской, а затем ознакомиться с расположением и оборудованием всех цехов по холодной и горячей обработке листовой и профильной стали, идущей на постройку корабельных корпусов.

Далее в программу входило изучение плазовых работ и сборки корпуса на стапеле. К концу практики требовалось представить подробный письменный отчет, иллюстрированный копиями чертежей, эскизами от руки, рисунками и фотографиями. Для сбора всех сведений, копий чертежей и технических данных мы могли обращаться к инженерам в конторах строителей, к конструкторам в чертежных и к мастерам на постройках, а также ко всем рабочим у станков и сборщикам на стапелях.

Практика после второго года обучения

В 1902 г. <после второго года обучения> наши практические занятия сложились иначе. Нас прикомандировали к постройке броненосца «Орел», и мы попали к Михаилу Карловичу Яковлеву. Шла подготовка к спуску корабля, мы получили возможность видеть насалку фундамента, подготовку полозьев и сборку салазок между корпусом корабля и полозьями. Особый интерес представляла сборка копыльев в носу и корме.

До конца лета мы должны были изучить все внутреннее расположение броненосца, его вентиляционные и осушительные системы, затопление погребов и кренование корабля от кингстонов. Яковлев часто проверял наше знание всех схем корабельных систем. Этот второй год практики весьма расширил наше представление о всех взаимно связанных устройствах корабля и полнее осветил будущие обязанности корабельного инженера на постройке.

В течение лета нам также удалось ознакомиться с постройкой всех кораблей на других петербургских заводах. Мы присутствовали на спуске миноносцев с Охтенского завода Крейтона и посетили Невский завод, на котором были заложены легкие крейсера «Жемчуг» и «Изумруд», строившиеся по чертежам крейсера «Новик», заказанного в Германии на заводе Шихау в Данциге.

Практика после третьего года обучения, подготовка дипломных проектов

Прибыв на летнюю практику весной 1903 г. <после третьего года обучения>, мы получили задания на составление дипломных проектов, утвержденных руководителем по проектированию инженером Невражиным.

В свободное вечернее время летней практики мы начали проработку вопросов, подлежавших теоретическому и конструктивному решению в дипломных проектах, а на заводах и в технических бюро старались собрать предварительные сведения и заводские данные о весах разных корабельных конструкций и вооружения в обоснование своих проектных предположений. Требовалось также дать техническое обоснование выбранных типов кораблей, их вооружения и основных элементов.

Увлекшись этим проектом, я не воспользовался отпуском в 1903 г., а по окончании летней практики поступил в проектное бюро Балтийского завода и проработал в нем еще полтора месяца до начала осенних занятий в Кронштадте. Эта добавочная практика открыла мне доступ к заводскому техническому архиву и позволила собрать для проекта ценные материалы.

Когда начались очередные занятия на четвертом курсе, у меня вчерне уже определился весь проект, был составлен теоретический чертеж формы корпуса, общее расположение и основные конструктивные чертежи. Оставалось произвести все теоретические расчеты остойчивости при больших углах наклонения и расчеты непотопляемости при повреждениях.

Выпускные экзамены и защита дипломных проектов

В училище начался период переходных экзаменов, а наш выпускной курс кораблестроителей должен, кроме того, провести защиту дипломных проектов. Поэтому я из училища никуда не выхожу и ежедневно засиживаюсь в проектировальном классе до 12 часов ночи.

Защита назначена после всех выпускных экзаменов на 4 мая. 6 мая состоится производство, после чего всем новым кораблестроителям положено явиться по назначению и немедленно приступить к работе.

Наконец, кончилась вся экзаменационная горячка. Вчера состоялась защита наших проектов, на которой присутствовали специально приглашенные инженеры Кронштадтского порта. Вся наша группа в составе семи человек признана достойной производства и выпуска в состав корпуса корабельных инженеров флота. Мы получаем звание «младших помощников судостроителя» и являемся гражданскими чинами флота, как и морские врачи.

Уже сейчас мы приблизительно знаем, кто и куда попадет для дальнейшей службы. Я и Кутейников будем зачислены в Петербургский порт на адмиралтейские заводы. Мы сразу попадем на постройку новых кораблей. А двое из нашего выпуска останутся в Кронштадте. Остальные будут направлены в Севастополь и в порты финляндского побережья.

С 1798 года - по настоящее время (в 1798 - 1827 гг. - Училище корабельной архитектуры; в 1827 - 1856 гг. - Учебный морской рабочий экипаж; в 1856 - 1867 гг. - Инженерное и артиллерийское училище Морского ведомства; в 1867 - 1872 гг. – Инженерное училище Морского ведомства; в 1872 - 1896 гг. - Техническое училище Морского ведомства; в 1896 - 1898 гг. - Морское техническое училище императора Николая I; в 1898 - 1917 гг. - Морское инженерное училище им. императора Николая I).
Училище корабельное архитектуры при Санкт-Петербургском адмиралтействе организовано на основании доклада Комитета об учреждении училищ для учеников штурманских и корабельной архитектуры, утвержденного 20 августа 1798 года . Подчинялось обер-сарваеру Санкт-Петербургского порта. По штату предусмотрено 122 чина, в т.ч. 100 учеников. Учеников по окончании курса и сдаче выпускного экзамена выпускали "штурманских в штурмана офицерского ранга, а корабельных, галерных, ластовых и машинных в подмастерья того художества, в коем они окажут свои успехи".
На основании первого Устава училища, утвержденного 4 марта 1803 года императором Александром I, оно подчинялось генерал-интенданту Интендантского департамента. Готовило корабельных мастеров, подмастерьев, механиков, гидравликов и учителей по разным частям. Принимались дворянские, обер-офицерские и солдатские дети в возрасте 12-14 лет, умеющие читать и писать.
Преобразовано в Учебный морской рабочий экипаж на основании Положения, утвержденного 27 января 1827 года императором . Подчинялся Главному штабу е.и.в. по военным поселениям. С 1842 года передан в ведение Инспекторского департамента Главного морского штаба е.и.в. По штату: 27 офицеров, 96 унтер-офицеров, лекарь, 2 фельдшера, 3 писаря, 17 барабанщиков, 50 матросов и 800 учеников, всего 996 человек. Состоял из кондукторских (готовивших корабельных кондукторов в корпус корабельных инженеров, а затем также в корпуса инженеров-механиков, инженеров военных поселений, инженеров морской строительной части, инженеров путей сообщения и морской артиллерии) и мастерских рот (готовивших мастеров (унтер-офицеров) в рабочие экипажи).
Расформирован 6 апреля 1856 года приказом . Кондукторские роты получили название Инженерного и артиллерийского училища Морского ведомства. Подчинялось непосредственно инспектору Корпуса корабельных инженеров до декабря 1857 года, затем Инспекторскому департаменту Главного морского штаба е.и.в. 8 мая 1867 года получило название Инженерного училища Морского ведомства. Причислено к разряду высших специальных учебных заведений с 4-годичным курсом обучения и приемом на конкурсной основе лиц всех сословий в возрасте 15-18 лет.
17 июня 1872 года переведено приказом в Кронштадт и объединено со Штурманским и артиллерийским училищем с переименованием в Техническое училище Морского ведомства. По штату, введенному в действие приказом с 1 мая 1873 года: 20 офицеров, священник, псаломщик, врач, 4 фельдшера, смотритель по хозяйственной части, 5 унтер-офицеров, 3 барабанщика, 3 горниста и 220 воспитанников, всего 260 чел. Готовило корабельных инженеров, инженеров-механиков, штурманов и морских артиллеристов. Штурманский и артиллерийские отделы были закрыты в 1883-1884 годы.
Переименовано 25 июня 1896 года к столетию со дня рождения Николая I в Морское техническое училище императора Николая I.
24 сентября 1898 года приказом управляющего в связи со столетним юбилеем получило наименование Морское инженерное Училище императора Николая I.
В состав администрации Морского инженерного училища входили: старший ротный командир, старший и младший офицеры, инспектор классов и его помощник.
Штатные преподаватели гражданского ведомства утверждались и производились в чины аналогично преподавателям средних учебных заведений . При Морском инженерном училище действовали хозяйственные и дисциплинарный комитеты. Последний под председательством начальника училища и состоял из: инспектора классов, его помощника, священника, батальонного командира и младших офицеров. В его задачи входил надзор за нравственностью воспитанников, обсуждение проступков юнкеров, наложение взысканий.
Морское инженерное училище состояло из двух отделов: кораблестроительного и механического. Принимались на конкурсной основе молодые люди 16-20 лет, окончившие полный курс средних учебных заведений. Обычный прием состоял из 5 человек для кораблестроительного отдела и 40 - для механического отдела.
В задачи Морского инженерного училища входили общеобразовательная, военно-воспитательная и строевая подготовка офицеров инженерных войск. Курс обучения был разделен на 4 класса, 1 общий и 3 специальных. Учебный план утверждался военным министром и включал в себя военные науки (фортификация, ж.-д. дело, артиллерия, тактика, военная топография и другие); общеобразовательные (закон божий, математика, иностранные языки и другие); все отрасли военно-служебной подготовки.
Окончившие курс были обязаны прослужить на действительной службе по 1,5 года за каждый год нахождения в специальных классах. После 10-месячного плавания в звании корабельных гардемарин и практического экзамена на судах выпускались с чином в Корпус корабельных инженеров и мичмана в инженер-механики флота.
Распоряжением Временного правительства переведено в сентябре 1917 года из Кронштадта в Петроград. При расформировании после Октябрьской революции военно-морских учебных заведений Морское инженерное училище продолжило свою деятельность. В октябрt 1918 года в Училище все было сокращено, кроме "старшего выпуска". Переходный период продолжался с 1917 по 1922 год.

Существует в настоящее время.


Название статьи: {title} Категория темы: Автор (ы) статьи: А.И. Калинин, Т.Ю. Просянкина Источник статьи: Российская государственность Дата написания статьи: {date} Статьи, использованные при написании этой статьи: ПСЗ II. Т. 31. № 30478; ПСЗ III. Т. 16. № 12511; Т. 17. № 15602; РГАВМФ. Ф. 227,434; Собр. законов и постановлений, до части мор. управления относящихся, за 1827 г. СПб., 1828; Там же, за 1857 г. СПб., 1857; Собр. узаконений, постановлений и другим распоряжений по мор. ведомству за 1872 г. СПб., 1873; Там же, за 1873 г. СПб.,1874; Там же, за 1898 г. СПб., 1899; Пароменский A.M. Ист. очерк Мор. инж. училища имп. Николая I. 1798-1898. СПб., 1898, 1900, 1911. Вып. 1-3; Усик Н.П., Полях Я.И. Высшее военно-мор. инж. ордена Ленина училище им. Ф.Э. Дзержинского: Ист. очерк. Л., 1990; Иванов А.Е. Высшие уч. заведения России в кон. XIX - нач. XX в. М, 1991; Волков С.С. Рус. офицерский корпус. М., 1993.