Вносить изменения в учетную политику образец. Минфин о порядке формирования и внесения изменений в учетную политику. Как внести изменения в учетную политику бюджетной организации

Если изменяются методы учета по инициативе бюджетной организации, нововведения вступают в силу с начала следующего года (ч. 7 ст. 8 Закона №402-ФЗ от 06.12.2011).

Если вносятся поправки в закон, то корректировки вступают в силу тогда, когда вступает в действие новый правовой акт.

В бухгалтерской отчетности раскройте и поясните все новые положения УП, если эти поправки существенно повлияли на финансовый результат организации (п. 16 ПБУ 1/2008).

В пояснениях требуется указать:

  • почему поменялась содержание документа в отчетном году. Например, смена способа списания ТМЦ (так как это привело к увеличению достоверности информации), номер закона, вступление силу которого повлекло поправки или смена деятельности компании;
  • какие именно корректировки внесены;
  • как отражаются последствия сделанных корректировок в отчетности;
  • суммы корректировок, связанных с нововведениями. Если компания не является субъектом малого предпринимательства, то необходимо также сделать ретроспективный расчет.

Как утвердить, изменить или дополнить документ

Каждая организация в момент своего создания должна сформировать УП и применять ее последовательно из года в год. Ежегодно формировать и утверждать этот документ не надо. Приказом об учетной политике руководитель определяет дату начала ее применения.

Положения об УП можно оформить одним из двух способов:

  • в двух самостоятельных документах. В таком случае каждое положение должно быть утверждено своим распоряжением;
  • одним документом с двумя разными разделами: один - по бухгалтерскому, второй - по налоговому учету. Тогда приказ об утверждении УП будет один.

Рассмотрим образцы распорядительной документации, касающейся УП.

Об утверждении УП

В процессе хозяйственной деятельности организации может возникнуть необходимость внесения дополнений и (или) изменений в бухгалтерскую или налоговую УП, которые также утверждаются распоряжением руководителя.

О внесении изменений в УП

О внесении дополнений в УП

Следует учитывать следующее:

  • дополнения в УП вносятся в случае появления у организации новых фактов хозяйственной деятельности, например, помимо оптовой торговли, она начала осуществлять услуги по перевозке грузов. Следовательно, в УП следует отразить порядок учета доходов и расходов в отношении нового вида деятельности. Дополнения в УП вносятся в любое время года и применяются с момента их утверждения (п. 10 ПБУ 1/2008; ст. 313 НК РФ);
  • изменения в УП организация может внести по двум причинам: если она решила изменить применяемый ранее способ учета фактов своей хозяйственной жизни или же если в законодательство внесены соответствующие изменения.

Внесенные изменения применяются только с начала года или с момента вступления в силу нормативного акта, который внес коррективы в нормы бухгалтерского и налогового законодательства.

Как ПБУ 1/2008 детализирует процесс внесения изменений

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утверждено приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н) растолковывает алгоритмы внесения изменений в учетную политику в расширенном формате - в положении имеется для этого отдельная глава, устанавливающая:

  • причины введения изменений (п. 10) - они полностью соответствуют перечисленным в ст. 8 закона № 402-ФЗ;
  • требование обоснованности вносимых изменений (п. 11);
  • требования к оформлению - изменения утверждаются приказом или распоряжением руководителя;
  • требование к дате внесения изменений (п. 12) - оно совпадает с указанным в п. 7 ст. 8 закона № 402-ФЗ;
  • требование денежной оценки последствий изменений (п. 13) - оно относится к изменениям, способным существенно повлиять на финансовое положение организации, результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств;
  • необходимость отражения в бухучете последствий изменений учетной политики (пп. 14, 15) одним из указанных способов: перспективно или ретроспективно;
  • схему описания в отчетности последствий применения изменений - обособленному раскрытию подлежат изменения, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовые показатели деятельности организации.

Помимо указанных требований, гл. III ПБУ 1/2008 содержит важные уточнения:

  • о том, какие учетные нововведения изменениями не считаются - утверждение учетных способов фактов хозяйственной деятельности, появившихся в деятельности организации впервые или отличающихся по существу от имевших место ранее (абз. 5 п. 10);
  • о том, когда все изменения можно отражать в отчетности перспективно - если организация организует бухучет с применением упрощенных способов (п. 15.1).

О том, кому разрешено применение упрощенного учета, читайте в статье «Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях».

Рассмотренные требования описывают алгоритмы изменения бухгалтерской учетной политики. Однако их требуется еще и должным образом оформить. Делается это путем составления приказа, дополняющего или изменяющего учетную политику.

Оформляем внесение в учетную политику изменений (образец)

Необходимость внесения изменений может возникнуть не только в отношении бухгалтерской, но и в части налоговой учетной политики. Условия, при которых в налоговую учетную политику вносятся изменения, указаны в абз. 6 ст. 313 НК РФ, они идентичны вышеописанным бухгалтерским нормам.

О том, как организуется налоговый учет и чем он отличается от бухгалтерского, читайте.

Оформление изменений в учетной политике организации рассмотрим на примере.

Фирма «Мир» применяет учетную политику, утвержденную приказом от 28.12.2017 № 412/У. Согласно п. 5.8 учетной политики применяемый налоговый способ начисления амортизации основных средств - линейный. По решению руководства, принятому в октябре 2018 года, метод начисления амортизации планируется заменить на нелинейный.

При оформлении изменений были учтены следующие организационно-методические аспекты:

  • в учетную политику изменения вводятся с 01.01.2019 - такое правило установлено в ст. 313 НК РФ для изменений, вносимых налогоплательщиком не в связи с изменением законодательства, а по причине принятия решения самим налогоплательщиком;
  • введение нового «амортизационного» способа производится путем издания приказа, подписанного генеральным директором ООО «Мир»;
  • в качестве предварительных мероприятий по подготовке к переходу на новый учетный способ произведены расчеты суммарных балансов по каждой амортизационной группе, разработаны регистры учета начисленной амортизации, а также определен срок применения указанного способа с учетом установленных НК РФ ограничений.

Образец приказа о внесении изменений в учетную политику вы можете увидеть на нашем сайте.

Приказ о внесении изменений в учетную политику – документальный толчок для редактирования одного из основных нормативных положений компании.

ФАЙЛЫ

Что такое учетная политика

Под термином «учетная политика» понимаются способы ведения бухгалтерского учета на предприятии, в том числе создание разного рода документации, порядок отношений с надзорными, налоговыми органами, установление внутренних связей между подразделениями организации с точки зрения финансового взаимодействия и т.д.

Учетная политика включает в себя ряд локальных нормативных актов, которые разрабатываются на стадии образования компании на основе соответствующих законодательных норм, положений и инструкций.

Ключевые стандарты и правила учетной политики формируются на федеральном уровне и имеют свои нюансы и тонкости в зависимости от вида деятельности предприятий.

В организации учетную политику разрабатывает обычно либо директор, либо главный бухгалтер, утверждается она отдельным распоряжением руководителя и только после этого вступает в законную силу.

После утверждения она обязательна к исполнению.

Кто обязан соблюдать учетную политику

Учетную политику должны соблюдать все организации, зарегистрированные как юридические лица, обязанностью которых является ведение бух. учета.

Индивидуальные предприниматели от соблюдения норм учетной политики освобождены ровно как и подразделения иностранных предприятий – для них существует другая нормативно-правовая документация.

Следует отметить один важный момент: не нужно путать бухгалтерский учет (который определяется в соответствии с положениями учетной политики) и налоговый – если для первого есть исключения, то второй обязаны вести все, вне зависимости от области работы и системы налогообложения.

Как менять учетную политику

Учетная политика – система правил, избираемая единовременно на длительное время.

Действовать она начинает в начале каждого календарного года.

Вносить в нее изменение в течение отчетного периода можно только в крайних случаях, например,:

  • когда это требуется для предоставления наиболее правдивых сведений об объекте учета;
  • при редактировании закона об учетной политике;
  • когда само предприятие меняет направление деятельности.

Для того, чтобы внести в учетную политику необходимые правки или дополнения, в организации должен быть выпущен соответствующий приказ.

Кто подготавливает приказ о внесении изменений в учетную политику

Руководители организаций не часто сами пишут распоряжения. Обычно эта функция входит в должностные обязанности кого-либо из их подчиненных – секретаря, начальника структурного подразделения, юрисконсульта.

В данном случае приказ о внесении изменений в учетную политику часто пишется главным бухгалтером – поскольку именно этот работник применяет в своей работе вышеозначенные нормы и правила.

Кто подписывает документ

Независимо от того, кто именно формирует приказ, документ должен быть подписан высшим должностным лицом предприятия – директором или сотрудником, временно находящимся на его месте.

Это связано с тем, что все приказы всегда издаются от имени главного руководителя компании — это установлено в законе, т.е. без его подписи документ не будет считаться действительным.

Кроме того, под приказом должны расписаться и все работники, в нем указанные, а также те, кто обязаны контролировать его исполнение. Таким образом все эти лица обозначают то, что прочли приказ и готовы к его выполнению.

Оформление приказа

На сегодняшний день единого стандарта приказа нет. Это значит, что его можно писать в свободной форме. Исключение составляют те ситуации, когда внутри компании разработан собственный унифицированный шаблон распоряжения – тогда, конечно, приказ надо делать по его образцу.

Также свободно можно выбрать бланк: он может быть фирменным (с напечатанными реквизитами и логотипом) или же обычным чистым листом бумаги.

Написать от руки или напечатать

Формат документа тоже может быть произвольным. То есть его можно набрать на компьютере или написать собственноручно. Правда в первом случае его надо будет распечатать – это нужно для того, чтобы все сотрудники компании, чьи фамилии есть в документе, могли поставить под ним свои автографы.

Как зарегистрировать приказ о внесении изменений в учетную политику

Сформированный приказ обязательно должен быть зафиксирован в специальном журнале учета, который обычно находится у секретаря – это надо для того, чтобы удостоверить сам факт его создания, а также при необходимости быстро и легко его отыскать. Для регистрации достаточно вписать в журнал название приказа, номер и дату его составления.

Условия и срок хранения

Любой изданный и обнародованный приказ подлежит обязательному хранению. Для этого бланк необходимо положить в папку с другими такими распоряжениями.

Длительность периода хранения обозначается либо в локальных актах фирмы, либо определяется в соответствии с действующим законодательством РФ.

Образец приказа о внесении изменений в учетную политику

Если вы ознакомились с приведенной выше информацией, значит, вы, скорее всего, нуждаетесь в создании приказа о внесении изменений в учетную политику. Ниже приведен его пример – на его основе вы без проблем сделаете собственное распоряжение.

Первым делом внесите в бланк:

  • название своей компании;
  • номер документа (по внутреннему документообороту), локацию формирования приказа (место) и дату;
  • основание для создания распоряжения – поставьте ссылку на нужную статью закона РФ.

После этого идет основной блок. Сюда по порядку включите:

  • собственно указание на внесение изменений в учетную политику и дату, с которой это необходимо сделать;
  • ранее действующий пункт учетной политики, подлежащий правкам и его новую редакцию;
  • ответственного за исполнение приказа сотрудника (обычно это бухгалтер или главный бухгалтер).

Если надо, эту часть можно дополнить и другими нужными вам сведениями. В заключение отдайте распоряжение на подпись всем лицам, в нем указанным.

Известно, что с 20.06.2016г. были изменены некоторые правила ведения бухгалтерского учета малого бизнеса. По этой причине необходимо внести изменения и в учетную политику. С образцом приказа относительно внесения изменений можно ознакомиться на нашем сайте

04.08.2016

Список изменений в учетной политике

Организации, которые находятся на «упрощенке», после внесения изменений могут сблизить бухгалтерский учет и налоговый. Стоит отметить, что Министерством финансов России были внесены изменения в некоторые положения по бухучету (приказ №64н от 16.05.2016г.). Согласно ним материалы в ведении бухучета не требуют последующего списания после покупки. Также ждать, пока ценности будут переданы в производство, не придется. Аналогичный порядок является действующим и в налоговом учете при УСН.

Перейти на обновленные правила можно уже сегодня, так как приказ №64н вступил в силу 20.06.2016г.

Еще одно изменение коснулось амортизации по основным средствам, а именно метода ее начисления. Теперь ее можно начислять только один раз в год - 31.12, а не каждый месяц, как это было ранее. Также подверглись изменениям правила списания нематериальных активов.

Краткий список всех изменений:

  1. Списание материалов теперь доступно в день их покупки.
  2. Товары можно учитывать по аналогичным правилам учета материалов.
  3. Амортизация основных средств проводится один раз в год.
  4. Нематериальные активы могут быть вовсе не учтены.

Когда следует внести изменения в учетную политику?

Внесенные поправки к ПБУ 5/01 действительны с 20.06.2016г., поэтому вносить изменения в учетную политику можно в середине года (об этом гласит пункт 14 ПБУ 1/2008 под названием «Учетная политика организации»). Соответственно, перейти на упрощенное ведение бухучета можно по желанию с любого числа (к примеру, с 1 августа или с начала следующего года).

Для перехода необходимо составить приказ о внесенных изменениях в ведении учетной политики, прописать в данном документе способ определения стоимости материалов.

Ниже представлен пример формулировки: «Образец изменений по бухгалтерскому учету с 1.08.2016г.».

После подписания изменений, следует определить стоимость поступивших материалов уже по новым правилам. А что касается стоимости оприходованных ранее материалов, то ее менять не стоит (об этом гласит пункт 12 ПБУ 5/01).

Быстрый способ внесения изменений в учетную политику

Как известно, учетная политика для каждой компании делается конкретная, а потому необходимо выбирать способ ведения учета в тех или иных ситуациях под определенный бизнес.

К примеру, Налоговым кодексом предусмотрено несколько способов оценки приобретенного сырья/материалов. Нужно определиться с тем, какой именно будет использоваться в той или иной компании/организации, в противном случае ведение достоверного учета будет невыполнимой задачей.

Также в некоторых ситуациях правила ведения налогового учета и вовсе не прописаны. Тогда раздельный учет при сочетании видов деятельности требует самостоятельной разработки, иначе не будет возможности обосновать те или иные расчеты налоговикам. Соответственно, у них появится повод дл начисления налогов, штрафов, пени. Из вышесказанного можно сделать вывод, что в наличии учетной политики должна быть заинтересована, прежде всего, сама организация/компания, а уже потом налоговики.

Начнем с аксиомы: учетная политика организации – это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности).

Выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации.

Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей ее деятельности, налогового планирования, ценовой политики.

А теперь перейдем к анализу «мифов и легенд».

Учетную политику организации надо менять каждый год

Это неправда. Меняют учетную политику по мере необходимости. Для этого не обязательно ежегодно утверждать новую учетную политику. Достаточно внести дополнения или изменения в действующую учетную политику, издав соответствующий приказ.

Конечно, если есть желание, можно утверждать учетную политику и каждый год. В таком случае дата утверждения должна быть не позднее 31 декабря предшествующего года. Например, учетную политику на 2017 год следует утвердить до 31 декабря 2016 года включительно. То есть дата утверждения должна стоять именно 31 декабря или раньше.

Но еще раз повторим – достаточно составить учетную политику один раз при создании организации, а затем лишь вносить дополнения или изменения.

Про изменения в налоговом и бухгалтерском законодательстве необходимо обязательно указать в учетной политике

Еще один миф. Точнее, «полуправда». Изменения в законодательстве происходят регулярно, и обычно они вступают в силу с начала года. Часто это поправки, касающиеся специфических операций, например, РЕПО. Но если компания не занимается ценными бумагами и не планирует этого делать, зачем эту информацию писать в учетной политике?

А вот более общераспространенные поправки имеет смысл прописать. Например, с 1 января 2017 года постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 будет изложено в новой редакции. Теперь в нем нет фразы, что классификатор основных средств можно применять для целей бухучета. Раньше все делали просто – смотришь объект по классификатору, назначаешь линейный метод амортизации и одинаковый срок полезного использования, и все хорошо. При таком подходе разниц между бухгалтерским и налоговым учетом не было. Так что же, теперь возникла проблема? Отнюдь. Просто постановление № 1 не может являться документом, который регулирует бухгалтерский учет. При этом нигде в правилах бухучета нет прямого запрета использовать этот документ. Так что проверьте свою . Если в ней нет отсылки на постановление № 1, самое время ее прописать. Если не хотите ориентироваться на этот нормативный акт, можете определять срок службы ОС в бухучете исходя из рекомендаций производителя и технической документации, как предусматривает ПБУ 6/01.

Про учет страховых взносов обязательно писать очень подробно

Это неправда, но кое-что прописать в учетной политике все же придется. Бесспорно, самое важное изменение 2017 года – администрировать страховые взносы теперь будет ФНС вместо ПФР и ФСС. Речь идет о двух федеральных законах от 03.07.2016: № 243-ФЗ и № 250-ФЗ.

Единственное, что обязательно прописать в учетной политике – утвердить форму карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов. Сейчас все применяют форму карточки, приведенную в совместном письме ПФР, ФСС РОССИИ от 09.12.2014 № АД-30-26/16030, 17-03-10/08/47380. Налоговая служба не планирует разрабатывать форму карточки. Дескать, это обычный налоговый регистр, который каждая компания может вести как ей удобней. То есть все по аналогии с НДФЛ – когда-то была форма 1-НДФЛ, потом ее отменили и налогоплательщики стали использовать новый регистр, взяв за основу 1-НДФЛ.

Вести учет сумм начисленных выплат страховых взносов и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица-получателя выплат обязывает пункт 4 статьи 431 Налогового кодекса РФ. Поэтому надо дополнить учетную политику, издав приказ.

Образец приказа о внесении дополнений в учетную политику для целей бухгалтерского учета и налогообложения

За основу можно взять тот же регистр, который рекомендовали ПФР и ФСС. На проверках налоговики при необходимости тоже будут требовать у компаний карточки учета. За отсутствие – штраф 200 рублей за каждый регистр (ст. 126 НК РФ).

Еще один момент. Если ваша компания не практикует виды работ, которые влияют на стаж для досрочной пенсии и облагаются пенсионными взносами по доптарифам, карточку можно сократить. Оставьте только разделы про выплаты и страховое обеспечение.

Учетная политика – железный аргумент в случае споров

Распространенное заблуждение заключается в следующем: если прописать определенные положения в учетной политике, это гарантирует победу в споре с налоговиками. К сожалению, это не так.

Действительно, учетная политика может стать дополнительным аргументом по принципу «все неясности трактуются в пользу налогоплательщиков». Но в случае спора надо упирать именно на нормы законодательства.

Обратите внимание

Малые предприятия могут не формировать в бухучете резерв под снижение стоимости МПЗ, если пропишут это в учетной политике (п. 25 ПБУ 5/01).

Например, сейчас есть некая «спорность» вокруг того, облагать или нет страховыми взносами компенсацию за задержку зарплаты. По мнению Минтруда и проверяющих, это иная выплата в рамках трудовых отношений. То есть формально подпадает под объект обложения взносами.

При этом судьи хором говорят – не все выплаты в пользу работника подпадают под взносы.

В частности, не связана с тем, как работает человек. Это выплата за то, что работодатель плохо исполнил свою обязанность вовремя выдавать заработную плату. При этом по НДФЛ чиновники уже давно признают – компенсация не облагается налогом. Но пока нет официальных писем и судебной практики, прописывать в учетной политики что-то насчет страховых взносов и задержки зарплаты не надо.

Следует быть очень внимательным: если что-то прописали в учетной политике, обязательно строго этому следовать. Тоже самое касается норм, которые применяют по выбору. Например, стали использовать амортизационную премию или резерв по сомнительным долгам в налоговом учете. А в учетной политике возможность применять это не упомянули. Тогда даже и судьи не помогут (постановление ФАС Московского округа от 19 ноября 2013 г. № А40-17925/13).

Малые предприятие могут вообще не составлять учетную политику

Увы, но это не так. Для малых предприятий существует множество поблажек в части бухгалтерского учета и отчетности. В частности, они могут вести учет и составлять отчеты по упрощенной форме. Но возможность воспользоваться этой поблажкой следует прописать в учетной политике.

Кстати, летом 2016 года вступили очередные поправки-послабления в части бухучета. И воспользоваться ими удобней как раз с начала года. Напомним, речь о поправках, которые внесены в ПБУ приказом Минфина России от 16.05.2016 № 64н.

Во-первых, учитывать сырье и материалы теперь можно по цене поставщика. Раньше в стоимость активов дополнительно включали транспортные расходы, плату посредникам и т. д. Более того, по новым правилам все МПЗ можно списывать единовременно, если деятельность малого предприятия не предполагает существенных остатков по ним. Уровень существенности каждая компания определяет самостоятельно. Для микропредприятий нет и этих дополнительных условий, они могут списывать любые МПЗ без ограничений (п. 13.2 ПБУ 5/01).

Во-вторых, амортизацию по основным средствам можно начислять раз в год – 31 декабря. При этом амортизацию по производственному и хозяйственному инвентарю можно списать единовременно (п. 19 ПБУ 6/01).

С 1 января 2019 года государственные (муниципальные) учреждения будут применять ФСБУ «Учетная политика». Разъяснения по использованию данного стандарта приведены в Письме Минфина РФ от 31.08.2018 № 02-06-07/62480. О нормах этого документа поговорим в предложенном материале.

Целью разработки ФСБУ «Учетная политика» является обеспечение единства системы требований:

    к бухгалтерскому учету государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетному учету активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства (далее – бухгалтерский учет);

    к формированию информации об объектах бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетной отчетности (далее – бухгалтерская отчетность).

Учетная политика формируется главным бухгалтером субъекта учета или иным физическим (юридическим) лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и утверждается руководителем субъекта учета.

В случае если функции по ведению бухгалтерского учета и (или) составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности переданы в соответствии с законодательством РФ по договору (соглашению) другому государственному (муниципальному) учреждению, организации (централизованной бухгалтерии), особенности организации ведения бухгалтерского учета и (или) составления бухгалтерской (финансовой) отчетности устанавливаются договором (соглашением).

Документы, используемые при формировании учетной политики

В пункте 4 Письма Минфина РФ № 02-06-07/62480 приведено определение понятия учетной политики, согласно которому учетная политика – это совокупность принятых актами субъекта учета (документами учетной политики) способов (конкретных принципов, методов, процедур, правил) ведения бухгалтерского учета, подготовки и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При организации ведения бухгалтерского учета и подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности предполагается, что однажды принятые учетные принципы не будут меняться, а однотипные факты хозяйственной жизни будут учитываться одинаковыми методами.

Субъект учета формирует учетную политику исходя , отраслевых и иных особенностей деятельности, выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий и (или) функций. При формировании учетной политики субъект учета руководствуется:

    законодательством РФ;

    ФСБУ «Учетная политика»;

    иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

    учетной политикой органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя .

Установление требования о соответствии положений учетной политики учреждения положениям учетной политики органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, на наш взгляд, свидетельствует о том, что составленную учетную политику необходимо согласовать с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, во избежание противоречий и несостыковок. Схожие положения учетной политики как органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, так и всех его подведомственных учреждений приводят к единообразию бюджетного учета активов и обязательств РФ, операций, изменяющих указанные активы и обязательства. Тем самым достигаются цели разработки ФСБУ «Учетная политика».

Оформление учетной политики

По нашему мнению, важным является содержащееся в Письме Минфина РФ № 02-06-07/62480 пояснение, касающеесяоформления документа, названного учетной политикой. В нем сказано, что выбор формы оформления вида правовых актов (приказ, распоряжение, постановление, порядок и т. д.), а также способа издания (утверждения) – грифом «Утверждено» либо принятием отдельного акта – находится в компетенции субъекта учета (исходя из условий сложившейся практики делопроизводства). То есть учетная политика может быть утверждена приказом, распоряжением и т. п. При этом может использоваться любой из существующих способов ее утверждения (либо издается отдельный акт, либо на титульном листе учетной политики ставится гриф «Утверждено» за подписью руководителя субъекта учета).

При этом допустимо формирование учетной политики как путем принятия единого правового акта, включающего всю совокупность способов ведения учета, так и посредством принятия отдельных правовых актов либо включения в отдельные правовые акты соответствующих положений (например, в правовой акт об организации выполнения полномочий администратора доходов бюджета могут быть включены положения, устанавливающие особенности ведения учета, в части порядка заполнения (составления) и отражения в бюджетном учете первичных документов по администрируемым доходам бюджетов).

Состав положений документов учетной политики

При формировании учетной политики важно, чтобы она соответствовала требованиям нормативных актов, в частности, п. 6 Инструкции № 157н, п. 9 ФСБУ «Учетная политика». В этих пунктах установлен обязательный состав положений документов учетной политики. Отметим, что информация, приведенная в вышеназванных пунктах, схожа. В них, в частности, сказано, что актами субъекта учета, устанавливающими в целях учетную политику субъекта учета, обязательно утверждаются:

а) методы оценки объектов бухгалтерского учета, порядок признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия с учета) объектов бухгалтерского учета и (или) раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) рабочий , содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета (номера счетов бухгалтерского учета) либо коды счетов бухгалтерского учета и правила формирования номера счета бухгалтерского учета;

в) порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета;

г) формы первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета, других документов бухгалтерского учета, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, по которым законодательством РФ не предусмотрены обязательные для их оформления формы документов. Утвержденные субъектом учета формы документов бухгалтерского учета должны содержать обязательные реквизиты и соответствовать требованиям, предусмотренным ФСБУ «Концептуальные основы».

Информация, отражаемая в учетной политике

Как было отмечено выше, субъект учета формирует учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности. Разрабатывая учетную политику, субъект учета отражает в ней выбранный им метод ведения бухгалтерского учета. Документы учетной политики не должны содержать положения, дублирующие положения нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности (то есть не должны содержать методы, правила, способы ведения бухгалтерского учета, однозначно установленные нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности) (см. Письмо Минфина РФ № 02-06-07/62480). Часто субъекты учета, разрабатывая свою учетную политику, переписывают положения Инструкции № 157н, а после утверждения ФСБУ – еще и положения стандартов. Понимая это, Минфин в вышеназванном письме отметил, что так делать не нужно. Зачем в учетной политике отражать нормы, которые и так безоговорочно должны выполняться в силу норм законодательных актов? В частности, документы учетной политики не должны содержать однозначно установленные Инструкцией № 157н и ФСБУ «Концептуальные основы» положения о том, что:

    при ведении бухгалтерского учета объектов бухгалтерского учета применяется метод начисления;

    на взаимосвязанных балансовых счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета учреждения, применяется метод двойной записи, а на забалансовых счетах бухгалтерского учета учет ведется по простой системе бухгалтерских записей;

    основные средства стоимостью до 10 000 руб. включительно, кроме объектов библиотечного фонда, списываются с балансового учета с одновременным отражением объектов на забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации».

Положения документов учетной политики должны содержать нормы, в отношении применения которых нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотрен выбор методов ведения бухгалтерского учета. В этом случае субъекту учета необходимо выбрать конкретный метод учета факта хозяйственной жизни и установить его в учетной политике. Если законодательными актами не предусмотрен метод ведения бухгалтерского учета, субъект учета разрабатывает его самостоятельно и закрепляет в учетной политике.

Приведем примеры.

Пример 1.

Казенное учреждение достаточно часто сталкивается с ситуацией, когда необходимо определить справедливую стоимость актива для отражения в учете. ФСБУ «Концептуальные основы» предусмотрено два метода определения справедливой стоимости для различных видов активов и обязательств: метод рыночных цен и метод амортизированной стоимости замещения.

В учетной политике учреждения устанавливается, каким методом будет пользоваться комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов при определении справедливой стоимости актива.

Пример 2.

ФСБУ «Основные средства» установлено три метода начисления амортизации на объекты основных средств: линейный метод, метод уменьшаемого остатка и пропорционально объему продукции. Метод начисления амортизации выбирается субъектом учета исходя из условия наиболее точного отражения предполагаемого способа получения будущих экономических выгод или полезного потенциала, заключенных в активе. Для разных типов активов субъект учета может применять различные методы начисления амортизации, предусмотренные указанным стандартом.

При одинаковых способах получения будущих экономических выгод или полезного потенциала для объектов основных средств, входящих в одну группу основных средств, возможно применение одного метода начисления амортизации к группе основных средств в целом.

В учетной политике учреждения устанавливается один из указанных методов начисления амортизации, применяемых для отдельных видов объектов бухгалтерского учета. Так, для здания может быть предусмотрен линейный метод начисления амортизации, а для объектов основных средств, которых зависит от ожидаемой производительности актива (используемого оборудования), – метод начисления амортизации пропорционально объему продукции.

Продолжим рассматривать целесообразность установления в учетной политике применения разных методов начисления амортизации на примере.

Пример 3.

На балансе казенного учреждения числится автомобиль стоимостью 820 000 руб. Он относится к 3-й амортизационной группе. Срок полезного использования объектов, включенных в данную амортизационную группу, составляет от трех до пяти лет. Учетной политикой учреждения установлено, что в отношении объектов основных средств применяется максимальный срок, используемый для группы основных средств, в которую входит данный объект имущества. Объект был принят к учету в 2017 году. Исходя из норм действующего законодательства, на момент принятия объекта к учету применялся линейный метод начисления амортизации. С 1 января 2018 года учреждение вправе выбирать и использовать другие методы начисления амортизации, в частности, пропорционально объему продукции. В качестве измерителя объема продукции выступал пробег автомобиля. Показатели для выбора оптимального метода начисления амортизации были отражены в таблице:

Метод начисления
амортизации

Срок полезного
использования

Балансовая стоимость объекта, руб.

Предполагаемый пробег
автомобиля в 2018 году

Годовая сумма
амортизационных
отчислений, руб.

Размер ежемесячных
амортизационных
отчислений, руб.

Линейный

5 лет
(60 месяцев)

164 000
(820 000 руб. / 5 мес.)

13 667
(164 000 руб. / 12 мес.)

Пропорционально объему продукции

2 750 км (показатель взят из данных 2017 года), общий пробег – 33 000 км

68 333
(2 750 км х 820 000 руб. / 33 000 км)

Из таблицы видно, что при использовании метода начисления амортизации пропорционально объему продукции автомобиль будет полностью самортизирован позднее, чем при использовании линейного метода. Для учреждения в данной ситуации выгоднее применять линейный метод начисления амортизации.

Рассмотрим ситуацию, когда в учетной политике прописывается порядок принятия к учету обязательств.

Пример 4.

Казенное учреждение является плательщиком налога на имущество. Обязательство по уплате налога возникает с момента его начисления (размер налога определяется по завершении налогового периода – квартала, года). При этом в законодательных актах не сказано, на основании какого документа производится принятие обязательства по налогу на имущество, и не обозначен срок отражения принятого обязательства в учете.

В учетной политике учреждения может быть установлено, что признание обязательств по налоговым платежам осуществляется на основании налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организации, декларации по налогу на имущество, которые признаются первичными учетными документами по начисленным налоговым платежам. На основании налогового расчета, декларации составляется бухгалтерская справка (ф. 0503833), которая принимается к учету. Обязательство по уплате налога принимается к учету в финансовом году, в котором сформирован налоговый расчет, с отражением на соответствующих счетах раздела «Санкционирование» принятия указанного обязательства за счет учета плановых назначений (лимитов бюджетных обязательств):

    очередного финансового года – в части обязательств, подлежащих исполнению в очередном финансовом году;

    текущего финансового года – в части обязательств, подлежащих оплате в текущем финансовом году.

Первичным учетным документом по признанию расходов (обязательств) по начисленным налоговым платежам является , формируемая в финансовом году, следующем за отчетным годом (следующем за налоговым периодом исчисления налоговых платежей), следовательно, признание таких обязательств (денежных обязательств) осуществляется:

а) в финансовом году, следующем за отчетным годом (в году формирования налоговой декларации), с отражением на счетах санкционирования обязательств (денежных обязательств) за счет плановых назначений финансового года, в котором сформирована декларация (года признания обязательств);

б) в отчетном финансовом году в случае признания факта начисления налоговых платежей существенным событием после отчетной даты с отражением на счетах санкционирования обязательств (денежных обязательств) за счет плановых назначений текущего финансового года (года признания обязательств) либо очередного финансового года.

Случаи изменения учетной политики

ФСБУ «Учетная политика» установлены случаи внесения изменений в учетную политику учреждения, а также случаи, которые не расцениваются в качестве изменения учетной политики. Не все содержащиеся в данном стандарте случаи понятны для применения. В Письме Минфина РФ № 02-06-07/62480 на примерах рассмотрены особенности использования таких случаев. Итак, изменение учетной политики возможно:

1) когда изменяются требования, установленные законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

2) при разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, когда повышается качество информации об объекте бухгалтерского учета;

3) если существенно изменяются условия деятельности экономического субъекта.

При этом в целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловлено причиной такого изменения.

Пример 5.

Ранее учреждение применяло метод учета материальных запасов по средней фактической стоимости, а со следующего года оно будет применять метод их учета по фактической стоимости каждой единицы.

Изменение метода учета материальных запасов является изменением учетной политики.

Изменение учетной политики в течение отчетного года, не связанное с изменением законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов, принятием и (или) изменением нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, производится субъектом учета по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и финансовым органом соответствующего публично-правового образования.

Изменением учетной политики не считаются:

1) применение правила (способа) организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни , которые отличаются по существу от фактов хозяйственной жизни , имевших место ранее . В частности, не будут признаны изменением учетной политики:

а) установление субъектом учета особенностей отражения в бухгалтерском учете на счетах рабочего плана счетов (включая дополнительную аналитику):

    операций по выплате заработной платы в безналичной форме в рамках реализации зарплатных проектов, при условии что ранее выплата заработной платы осуществлялась наличными деньгами (через кассу);

    операций по приобретению оборудования на условиях рассрочки платежа и перехода права владения таким имуществом по факту полной оплаты по договору либо на условиях предоставления залога в виде имущества учреждения;

    объектов учета, возникающих при реализации договора концессии, предусматривающего передачу помимо объектов недвижимого имущества (по ранее имевшей место практике) объектов движимого имущества;

б) изменение графика документооборота, а также введение особенностей формирования первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета при переходе на электронный документооборот;

2) утверждение нового правила (способа) организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые возникли в деятельности субъекта учета впервые .

Входящие остатки каждого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, на которые повлияло изменение учетной политики, корректируются, начиная с наиболее раннего из представленных периодов отчетности, а сравнительные показатели раскрываются для каждого представленного периода, как если бы новая учетная политика применялась всегда.

Последствия изменения учетной политики

Изменение учетной политики, как правило, приводит к появлению несопоставимых в ретроспективном анализе данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, поэтому субъекту учета необходимо оценить эффект от изменения учетной политики, которое повлияет на сопоставимость показателей отчетности. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на показатели, отражающие финансовое положение, финансовые результаты деятельности субъекта учета (субъекта консолидированной отчетности) и (или) движение его денежных средств, оцениваются в денежном измерении (стоимостном выражении) (п. 6 Письма Минфина РФ № 02-06-07/62480). Оценка в денежном измерении (стоимостном выражении) последствий изменения учетной политики производится на дату, с которой применяются указанные изменения.

Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов, принятием и (или) изменением нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности согласно положениям нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 9 Письма Минфина РФ № 02-06-07/62480).

Пример 6.

Казенное учреждение изменило метод начисления амортизации на объект основных средств.

Пунктом 61 ФСБУ «Основные средства» установлено, что при смене метода начисления амортизации сопоставимые показатели отчетности по объему начисленной амортизации ретроспективно (за годы, предшествующие первому применению стандарта) не пересчитываются, но корректируются входящие остатки по счетам бухгалтерского учета. Корректировка входящих остатков на начало отчетного периода бухгалтерского баланса (ф. 0503130) производится по строкам, отражающим соответствующие показатели, и строке «0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».

Изменение показателей баланса дополнительно отражается в сведениях об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173) (по соответствующим строкам) с указанием причины изменения: «Пересчитано ввиду изменения учетной политики».

Суммы корректировок сравнительных показателей отражаются в периоде, в котором произошло изменение учетной политики, с применением корреспонденций в межотчетный период со счетом 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».

При этом утвержденная бухгалтерская (финансовая) отчетность за год (годы), предшествующий (предшествующие) отчетному (году, в котором изменилась учетная политика), не подлежит пересмотру, замене и повторному представлению пользователям отчетности.

В случае, когда осуществить оценку в денежном измерении (стоимостном выражении) последствий изменения учетной политики в отношении предшествующих годов (ретроспективное применение измененной учетной политики) не представляется возможным, субъект учета применяет измененную учетную политику к фактам хозяйственной жизни, возникающим после изменения учетной политики (перспективное применение измененной учетной политики).

Обратите внимание. Ретроспективное применение измененной учетной политики не представляется возможным, если оценка в денежном измерении (стоимостном выражении) последствий такого изменения:

а) не может быть произведена в связи с недостаточностью (отсутствием) информации за соответствующий предшествующий год;

б) требует использования оценочных значений, основанных на информации, которая не была доступна на дату представления бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год.

В завершение предлагаем в форме схемы отразить основные рассмотренные моменты.