Партия «Союз русского народа» (срн). Партия «Союз русского народа» (СРН) Социальный состав союза русского народа

СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА

"СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА" , крайне правая политическая организация, создана в ноябре 1905, центр в Санкт-Петербурге, свыше 500 отделений в других городах страны. Руководители: А. И. Дубровин, В. М. Пуришкевич, Н. Е. Марков. Программа наряду с требованием сохранения монархии и борьбы с "засильем инородцев" требовала улучшить положение трудящихся, избавиться от господства бюрократии. В результате раскола в 1908 выделился "Союз Михаила Архангела". В 1910-12 "С. р. н." вновь распался на две самостоятельные организации: "С. р. н." и "Всероссийский дубровинский союз русского народа". После Февральской революции 1917 деятельность "С. р. н." запрещена.

Источник: Энциклопедия "Отечество"


массовая патриотическая организация. Возникла в октябре 1905 в Петербурге для борьбы с революционным движением, иудейским и либерально-масонским подпольем. Основатель «Союза» - врач А.И. Дубровин (председатель Главного Совета). Союз объединил наиболее сознательную, национально мыслящую часть русского народа - горожан, помещиков, интеллигенцию. В патриотической деятельности «Союза Русского Народа» принимали участие выдающиеся общественные и государственные деятели, ученые, писатели, люди искусства. Среди них сам царь Николай II, свв. Иоанн Кронштадтский и будущий патр. Тихон, архим. Антоний (Храповицкий), протоиер. Иоанн Восторгов, протоиер. Михаил Алабовский, архим. Почаевской лавры Виталий (Максименко), архим. М. Гневушев; государственные деятели (министры, члены Государственного Совета и Государственной Думы) - И.Г. Щегловитов, Н.А. Маклаков, А.А. Римский-Корсаков, кн. А.А. Ширинский-Шихматов, Н.П. Муратов, Е.К. Климович, кн. В.М. Волконский, А.С. Стишинский; ученые: академики Д.И. Менделеев и А.И. Соболевский, профессора Б.В. Никольский, А.В. Стороженко, А.С. Вязигин, Д.И. Иловайский, В.Ф. Залесский, С.В. Левашов, Ю.А. Кулаковский, И.П. Сазанович; С.Ф. Шарапов, И.Е. Забелин, Г.В. Бутми, А. Фролов, Г.Г. Замысловский, Л.А. Балицкий, А.С. Будилович; писатели и публицисты: С.А. Нилус, В. В. Розанов, Л.А. Тихомиров, М.О. Меньшиков, П.Ф. Булацелъ, К.Н. Пасхалов, П.А. Крушеван, Н.Д. Жевахов, Н.Д. Тальберг, И.И. Дудниченко, А.П. Липранди, А. Муратов, Н.Д. Облеухов, В.А. Балашов, Н.П. Тих-менев, С.А. Кельцев, Д.Е. Куделенко, М.А. Орфенов («Рязанец»), С.К. Глинка-Янчевский; художники: В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, П.Д. Корин. В Совет «Союза» входили Н.Е. Марков, А.И. Коновницын, Э.И. Коновницын, Е.Д. Голубев, А.И. Трищажный, В.М. Пуришкевич, Б.В. Никольский, И.О. Оборин, С.И. Трищажный, А.А. Майков, В.А. Андреев, С.Д. Чекалов, Е.А. Полубояринова. Членами «Союза» могли быть только природные русские вне зависимости от пола, возраста, сословий и состояния, но обязательно христиане - православные, единоверцы, старообрядцы. Вступление в члены «Союза» лиц некоренного русского происхождения и инородцев могло быть разрешено по единогласному постановлению членов руководящего «Союзом» Совета. Категорически запрещался прием в «Союз» евреев, даже в том случае, если они принимали христианство.
Верховной целью «Союза» было развитие национального русского самосознания и прочное объединение русских людей всех сословий и состояний для общей работы на благо Отечества - России единой и неделимой. В программе «Союза» провозглашалось, что благо Родины - в незыблемом сохранении Православия, русского неограниченного Самодержавия и Народности. Русский народ, говорилось в программных документах «Союза», - народ православный, а потому Православной Христианской Церкви, которая, по мнению членов «Союза», должна быть восстановлена на началах соборности и состоять из православных, единоверцев и воссоединенных с ними на одинаковых началах старообрядцев, должно быть предоставлено первенствующее и господствующее в государстве положение. Самодержавие русское создано народным разумом, благословлено Церковью и оправдано историей; самодержавие - в единении царя с народом.
В документах «Союза» специально подчеркивалось, что члены «Союза» не отождествляют царскую власть и современный бюрократический строй, который заслонил светлую личность русского царя от народа и присвоил себе часть прав, составляющих исконную принадлежность Русской самодержавной власти. Именно этот бюрократический строй привел Россию к тяжелым бедствиям и потому подлежит коренному изменению.
При этом члены «Союза» стояли на той точке зрения, что изменения действующего строя должны совершаться не путем ограничения прав царской власти в форме каких бы то ни было конституционных или учредительных собраний, а посредством создания Государственной Думы как органа, осуществляющего связь между державной волей царя и национальным сознанием народа. Причем Государственная Дума не должна пытаться ограничить верховную царскую власть, а обязана правдивым осведомлением о действительных нуждах народа и государства помогать царю - верховному законодателю - осуществлять назревшие преобразования во благо русскому народу. Для этого Государственная Дума должна быть чисто совещательной и национально русской.
Важно подчеркнуть, что «Союз Русского Народа», говоря о Государственной Думе, вкладывал в нее значение чисто русской организации Земского Собора. Думу, которая существовала в 1906 - 07, «Союз Русского Народа» считал чужеродной и не признавал; свое присутствие в Государственной Думе, руководство которой осуществляли преимущественно масоны, русские патриоты рассматривали как работу в стане врага, считая необходимым упразднение этой чужеродной России организации и создание на ее месте представительного органа русского духа - Земского Собора.
В документах «Союза Русского Народа» проводится мысль о господствующем значении русского народа в строительстве, развитии и сохранении государства.
Русской народности (объединяющей великороссов, белорусов и малороссов), собирательнице земли Русской, создавшей великое и могущественное государство, принадлежит первенствующее значение в государственной жизни и в государственном строительстве. Все учреждения Российского государства объединяются в прочном стремлении к неуклонному поддержанию величия России и преимущественных прав русской народности, но на строгих началах законности, «дабы множество инородцев, живущих в нашем Отечестве, считали за честь и благо принадлежать к составу Российской Империи и не тяготились бы своей зависимостью».
По земельному вопросу «Союз Русского Народа» стоял на позиции расширения крестьянского землевладения на началах неприкосновенности земельной собственности.
«Союз» предлагал целый ряд мероприятий для улучшения положения крестьян, в том числе:
1) уравнение имущественных и семейных прав крестьянского и прочих сословий, не принимая при том никаких насильственных мер ни против общины, ни против иных местных бытовых особенностей устройства крестьян;
2) передача земли малоземельным крестьянам на выгодных для них условиях и по доступным ценам, в том числе путем покупки за счет государства у частных владельцев;
3) увеличение помощи переселенцам для переезда на новые места;
4) создание государственных зернохранилищ для покупки крестьянского хлеба и выдачи под него ссуд;
5) учреждение и развитие мелкого государственного сельского кредита для поддержки мелких землевладельцев;
6) создание условий для облегчения крестьянам приобретения скота и улучшения сельскохозяйственных орудий.
По рабочему вопросу «Союз Русского Народа» стремился всеми мерами способствовать облегчению труда и улучшению быта рабочих, сокращению рабочего дня, страхованию рабочих на случай смерти, увечий, болезни и старости. «Союз» настаивал на необходимости организации Русского государственного промышленного банка с целью облегчения образования рабочих и промышленных артелей и товариществ и снабжения их дешевыми продуктами.
Свою программу деятельности «Союз Русского Народа» имел в области народного хозяйства. Здесь он ставил своими задачами всеми мерами способствовать развитию русской торговли и промышленности, освобождению их от иностранной зависимости и засилья евреев и переводу в русские руки. В числе главных экономических мероприятий, предлагаемых «Союзом», в частности, значились:
- увеличение количества денежных знаков путем уничтожения золотой валюты и введения национального кредитного рубля;
- освобождение русских финансов из подчинения иностранным рынкам;
- организация русских капиталистов на борьбу с еврейским и иностранным капиталом, чтобы вызвать приток государственных капиталов на арену борьбы русских предпринимателей с еврейскими и иностранными;
- уничтожение частных земельных банков, служащих эксплуатации населения, и образование общегосударственного земельного банка;
- создание такой хозяйственной системы, при которой все без исключения государственные заказы исполнялись бы в России, а не за границей и чтобы на промышленные и мореходные предприятия, получающие государственную поддержку, не допускались бы иностранцы;
- упорядочение внешней торговли посредством учреждения русских арбитражных комитетов и посреднических контор.
«Союз Русского Народа» требовал введения бесплатного всеобщего народного образования, и прежде всего земледельческого и ремесленного. Школа в России должна быть национально русской и воспитывать юношество в духе православных христианских начал: любви к Царю, Отечеству и преданности долгу.
В части осуществления русского порядка «Союз» ставил себе задачу добиваться всеми возможными методами устранения служебного произвола, судебной волокиты и восстановления правосудия.
«Союз» настаивал на введении смертной казни за преступления против государства и человеческой жизни, а также за грабеж; недозволенное приготовление, хранение, перевозку, ношение и употребление взрывчатых веществ и снарядов революционерами; укрывательство террористов-боевиков; насильственное снятие с работ и закрытие промышленных и торговых заведений; порчу мостов, путей и машин с целью прекращения движения или остановки работы; вооруженное сопротивление властям и революционную пропаганду в войсках.
«Союз Русского Народа», признавая, что русский суд находится иногда под влиянием евреев и благодаря этому весы правосудия пристрастно наклоняются в их пользу, брал на себя обязательство отстаивать интересы русского правосудия и русского народа на суде.
«Союз» настаивал на том, чтобы в судебном ведомстве прекратились случаи покровительства революции. Поэтому члены «Союза» настаивали на устранении от должности тех чинов судебного ведомства, которые принимали участие в политических партиях, враждебных Православию, Самодержавию и Русской народности.
Особое значение «Союз Русского Народа» придавал решению так называемого еврейского вопроса.
«Евреи, - отмечалось в 1906 в одном из документов «Союза», - в течение многих лет, и особенно в последние два года, вполне высказали непримиримую ненависть к России и ко всему русскому, свое невероятное человеконенавистничество, свою полную отчужденность от других народностей и свои особые иудейские воззрения, которые под ближним разумеют одного только еврея, а в отношении христиан допускают всякие беззакония и насилия, до убийств включительно.
Как известно и как заявляли неоднократно сами евреи в своих «манифестах» и прокламациях, переживаемая нами смута и вообще революционное движение в России - с ежедневными убийствами десятков верных долгу и присяге слуг Царя и Родины, - все это дело рук почти исключительно евреев и ведется на еврейские деньги.
Русский народ, сознавая все это и имея полную возможность, пользуясь своим правом хозяина земли Русской, мог бы в течение одного дня подавить преступные желания евреев и заставить их всех преклониться перед его волей, перед волей державного хозяина земли Русской, но, руководствуясь высшими задачами христианского вероучения и слишком сознавая свою силу для того, чтобы отвечать им насилием, избрал другой путь для решения еврейского вопроса, являющегося одинаково роковым вопросом для всех цивилизованных народов».
Чтобы решить еврейский вопрос мирным путем, «Союз Русского Народа» предлагает способствовать организации еврейского государства в Палестине и всячески помогать евреям переселиться в «свое государство».
Руководствуясь этим и веря в успешное осуществление данного проекта, идущего навстречу желанию самих евреев, «Союз Русского Народа» полагал, что поспешность осуществления этой задачи несомненно бы отразилась на нормальном выполнении евреями их гражданских обязанностей в странах, оказавших им гостеприимство, во вред народам, среди которых они живут.
А потому «Союз Русского Народа» обязал своих представителей в Государственной Думе требовать, чтобы все проживающие в России евреи были немедленно признаны иностранцами, но без каких бы то ни было прав и привилегий, предоставляемых всем прочим иностранцам. Такая мера в связи с другими ограничительными мерами, несомненно, поддержала бы энергию евреев в деле скорейшего переселения в собственное государство и обзаведения собственным хозяйством.
«Союз Русского Народа» настаивает на введении целого ряда ограничений для евреев. С трибуны Государственной Думы члены «Союза» требуют следующего:
1. Чтобы евреи не могли быть допущены ни в армию, ни во флот, ни военнослужащими, ни по вольному найму, ни в интендантство. Чтобы евреи не могли быть военными врачами, фельдшерами и фармацевтами. (С другой стороны, справедливо и необходимо заменить для евреев отбывание воинской обязанности денежной; непрерывное же поступление этой денежной повинности возложить на еврейское население с круговой порукой).
2. Немедленного восстановления строгой черты еврейской оседлости в прежних пределах, с предоставлением подлежащим обществам, входящим в черту оседлости, права делать постановления о недопущении евреев в свои пределы, а равно и о выселении из них.
Отмены всех законов, расширяющих черту оседлости евреев, дабы были восстановлены законы, действовавшие по ограничению евреев до 1903 года.
Отмены привилегий для евреев по образованию, ремеслам, предоставляющих им право повсеместного жительства.
Воспрещения евреям проживать и пребывать в портовых городах.
3. Недопущения евреев во все учебные заведения, где обучаются дети христиан, и лишения их права основывать учебные заведения высшие и средние.
Воспрещения евреям быть преподавателями и начальниками (директорами, инспекторами и т. п.) в казенных, общественных и частных учебных заведениях.
Воспрещения евреям быть домашними и сельскими учителями (воспрещение это распространяется и на евреек).
4. Недопущения евреев на государственные и общественные службы.
Воспрещения евреям получать какие бы то ни было концессии и участвовать в каких бы то ни было общественных и казенных подрядах и поставках.
Воспрещения евреям быть судовладельцами и судоводителями и вообще службы в торговом флоте и на железных дорогах.
Воспрещения евреям принимать участие в выборах в общественные учреждения и самоуправление, а равно иметь в оных своих представителей по назначении административной власти.
5. Недопущения евреев под каким бы то ни было видом в Государственный Совет и Государственную Думу, ни к выборам в оные.
6. Воспрещения содержать аптеки и аптекарские магазины, быть провизорами, управлять и служить в оных.
Воспрещения евреям производить торговлю медикаментами и медицинскими продуктами.
7. У евреев, уличенных в участиях в революционных действиях, - конфискации всякого имущества, каковое поступает в казну.
8. Недопущения евреев ни в редакторы, ни в издатели периодических изданий.
Воспрещения евреям иметь книжные магазины, типографии, литографии.
9. Воспрещения евреям - иностранным подданным пребывать в России.
«Союз Русского Народа» предлагал еврейским организациям оказать даже материальную поддержку, чтобы ускорить процесс переселения евреев в Палестину. Представители «Союза» обращались к правительству с просьбой - войти в сношение с иностранными правительствами о всяческом содействии евреям в переселение.
Идеи «Союза Русского Народа» приобрели широкую популярность.
В короткий срок «Союз» превратился в самую большую партию в России с собственной газетой «Русское знамя» (выходила с ноября 1905). Делая упор на массовую просветительскую работу путем открытия школ, устройства чтения, собраний, бесед, распространения книг и брошюр, издания своих газет и журналов, «Союз» вместе с тем превратился в активную, наступательную политическую силу. Для борьбы с революционерами члены «Союза» объединяются в вооруженные дружины, участвуют в подготовке выборов в Государственную Думу и органы местного самоуправления. «Союз» участвует в строительстве церквей, открывает больницы и приюты, дома трудолюбия, учреждает кассы взаимопомощи и промышленно-сберегательные товарищества для материальной поддержки своих членов.
К концу 1907 «Союз Русского Народа» насчитывал около 400 местных отделений, половина которых приходилась на сельскую местность. Число членов «Союза» доходило до 400 тыс. человек, но это был только патриотический актив. Общее число русских людей, связанных с деятельностью «Союза Русского Народа», составляло не менее 2 млн. человек.
В 1908-10 «Союз Русского Народа» разделился на три самостоятельные патриотические организации: «Союз Михаила Архангела» (под руководством В.М. Пуришкевича), «Союз Русского Народа» (под руководством Н.Е. Маркова) и «Всероссийский дубровинский Союз Русского Народа».
О. Платонов

Осенью 1905 года, когда революционными беспорядками были охвачены все крупные города, а убийства верных слуг Царя стали чуть ли не повседневными, по всей стране начали создаваться многочисленные черносотенные организации. Общество активной борьбы с революцией и анархией в Петербурге, Общество русских патриотов в Москве, Русское братство в Киеве, Патриотическое общество в Тифлисе, Царско-народное общество в Казани, Народная монархическая партия в Саратове, Союз "Белое знамя" в Нижнем Новгороде, Народная партия порядка в Курске, Самодержавно-монархическая партия в Иваново-Вознесенске и десятки других организаций звали народ на борьбу с революцией.
Произошли изменения и в Русском Собрании. Начавшаяся смута вынудила и эту организацию перейти от чтения докладов и проведения литературных вечеров к активной политической деятельности. Однако новые задачи требовали прежде всего новых руководителей. И 19 марта 1906 года князь Дмитрий Голицын отказался от поста председателя под предлогом расстроенного здоровья. За заслуги по организации РС он был избран ее первым почетным членом. Не сразу удалось избрать нового председателя. Наконец, после долгих поисков 29 октября 1906 года председателем Совета Русского Собрания был избран князь Михаил Шаховской. С этого времени РС значительно активизировалось и начало превращаться в полноценную политическую организацию.
28 декабря была принята программа, в основу которой была положена русская триада "Православие, Самодержавие и Русская Народность ". Программа четко объясняла причины смуты: умаление веры в народе, расхищение Самодержавия представителями бюрократического слоя, ослабление национального чувства и патриотизма, упадок русского просвещения, инородческое, в особенности еврейское, преобладание во всех сферах русской жизни. Выход из этого состояния Русское Собрание видело в призвании выборных от народа, "которые сумеют на деле осуществить истинное единение народа с Царем в деле государственного строительства".
Основные положения программы были таковы. Православная Церковь должна и в дальнейшем оставаться господствующей как основа русского просвещения и народного воспитания. Церкви должна быть гарантирована свобода внутренней жизни и управления, в основании церковного строя должно лежать устройство прихода. В программе особо отмечалось, что православными русскими людьми нужно считать и старообрядцев.
Неограниченное Самодержавие , будучи совершеннейшей формой правления, является "залогом исполнения Россией ее всемирно-христианского призвания, внешнего государственного могущества и внутреннего государственного единства". Программа признавала жизненно необходимым единение Царя с народом "посредством центральных выборных совещательных учреждений, постоянно или периодически созываемых или местного самоуправления".
Программа провозглашала, что Русская народность должна занимать в России господствующее положение. Россия должна быть единой и неделимой, никакие автономии в ней не допустимы. В окраинной политике на первое место должны быть поставлены общегосударственные интересы и готовность каждой народности служить России. Русский язык должен быть государственным во всех учреждениях. Основой социального строя должна оставаться сословность как "организующее общественное начало, обеспечивающее порядок и дисциплину и неразрывно связанное с Самодержавно-монархическим строем". Но сословия должны быть гибкими.
Еврейский вопрос предлагалось разрешить особо "ввиду освященной талмудом и в то же время стихийно живучей враждебности еврейства к христианству и нехристианским народностям и стремления евреев ко всемирному господству".
Принятие программы потребовало внесения изменений в устав Русского Собрания. 27 января 1907 года общее собрание приняло решение дополнить устав РС. В статью третью, которая регламентировала права организации, был внесен пункт "ж", который гласил, что Русское Собрание имеет право "принимать участие в выборах в члены Государственного Совета и Государственной Думы... для проведения в жизнь целей, поставленных Русским Собранием".
Словом, русский народ очнулся и по всей Империи стал подниматься на борьбу с крамолой, создавая для этих целей многочисленные национальные союзы и общества. Но настоящим массовым движением стал " Союз Русского Народа" . 22 октября 1905 года в Петербурге состоялось первое организационное собрание будущего Союза.
А 8 ноября 1905 года был создан Главный Совет Союза Русского Народа. Его председателем был избран доктор Александр Дубровин. Товарищем председателя стал инженер Александр Тришатный, которого вскоре сменил Владимир Пуришкевич, казначеем - купец Иван Баранов, секретарем - присяжный поверенный Сергей Тришатный. Помимо них в первый состав Главного Совета вошли известные деятели черносотенного движения: неизменный защитник черносотенцев в судах, присяжный поверенный и публицист Павел Булацель, известный публицист, специалист по финансам и еврейскому вопросу Георгий Бутми (на фотографии), художник, автор проекта нагрудного знака СРН Аполлон Майков (сын известного поэта), председатель Совета петербургского Гостиного Двора купец Павел Сурин и др.
Уже 21 ноября Союз организовал первый массовый митинг в Михайловском манеже. А 28 ноября вышел первый номер газеты " Русское знамя" печатного органа Союза. В уставе цель Союза определялась как "развитие национального русского самосознания и прочное объединение русских людей всех сословий и состояний для общей работы на пользу дорогого нашего Отечества - России единой и неделимой". Уставные положения СРН перекликались с основными постулатами программы Русского Собрания, что и не удивительно. Согласно программным положениям СРН, Православная Церковь должна сохранить господствующее положение в России. Только через веру, богослужение и таинства можно установить прочное общение и единение Царя со своим православным народом. Выход из смуты виделся союзникам в реформировании церковно-государственных отношений, так чтобы основой церковного и государственного строения стал церковный приход как правоспособная и дееспособная церковно-государственная единица.
Подавляющее большинство членов организации были крестьяне, много было ремесленников, мелких служащих, наемных рабочих, т.е. костяк организации составлял простой народ, но в СРН входили представители всех сословий России. Это давало полное основание руководителям говорить о том, что СРН это и есть русский народ.
Высшим органом Союза провозглашались Всероссийские Съезды Русских Людей, но их решения имели для СРН рекомендательный характер. Обязательными были решения совещаний и съездов представителей отделов СРН, которые время от времени созывались для обсуждения важнейших вопросов и координации действий. Текущими делами ведал Главный Совет СРН, который состоял из 12 членов и 18 кандидатов. Он избирал председателя, его товарищей, казначея и секретаря. Со временем СРН стал иметь такую структуру: губернские отделы, уездные отделы, городские отделы (в крупных городах делились на районные) и сельские подотделы.
Союз рос стремительно. Новые отделы открывались по все России. Причина первоначальных успехов Союза Русского Народа стала понятной, когда удалось выяснить обстоятельства возникновения Союза. Обычно рассматриваются две версии. Первая: Союз был организован Петербургским градоначальником (впоследствии дворцовым комендантом) генералом Владимиром Дедюлиным. Вторая: Союз появился в результате инициативы "снизу" - его создал доктор медицины Александр Дубровин.
Однако ни та, ни другая версия не соответствуют истине. Вот свидетельство одного из основателей СРН петербургского купца Ивана Баранова. По его словам, Союз Русского Народа был создан по инициативе настоятеля Воскресенского монастыря Новгородской епархии игумена Арсения, который как раз и свел воедино доктора медицины Александра Дубровина, художника Аполлона Майкова, самого Баранова и московского мещанина Константина Полторацкого (организатора общества "Народная охрана"). Эти люди собрались в октябре 1905 года на квартире Баранова, где и "зародилась мысль об организации большого союза, который встал бы на защиту Православия, Неограниченного Самодержавия и Русской Народности".
Сам игумен Арсений рассказывал об этом историческом событии так: "В первых числах октября 1905 года прибыл я в Петербург из своей обители - Воскресенского миссионерского монастыря, встретил страх и ужас в народе от истребления православных. Толпа русского народа, узнав о моем прибытии, явилась ко мне за словом утешения. Моя квартира каждый день была переполнена плачущими.
12 октября Господь вложил мне благую мысль оказать противодействие революции открытием "Союза Русского Народа". Эта мысль тотчас же была объявлена мною собранию русских людей, между которыми присутствовал некто уважаемый Иван Иванович Баранов. Все одобрили мое предложение, и по чину святых Апостолов положили две записки пред иконою Тихвинской Божией Матери. С горькими слезами просили мы у Царицы Небесной благословения на открытие союза. Молитва наша была услышана. Взятый мною билетик оказался с благословением. После этого мы принесли благодарственное моление и приступили к открытию союза. Все мои почитатели с любовию спешили присоединиться к нам и между прочим - Александр Иванович Дубровин, которого единогласно мы избрали в председатели. Благодаря неутомимой энергии г. Дубровина, наш союз стал быстро разрастаться и привлек миллионы истинно-русских людей со всей России".
Вот она причина первоначальных успехов Союза Русского Народа - его создание благословила сама Матерь Божия ! А организатором Союза выступил священнослужитель Божий!

Правомонархическая черносотенная организация, существовавшая в 1905-1917 гг.

Начальный этап существования организации

Инициаторами создания Союза русского народа были игумен Воскресенского миссионерского монастыря под Санкт-Петербургом Арсений (Алексеев), художник А.А. Майков и детский врач А. И. Дубровин. В ноябре 1905 г. был учрежден Главный совет организации. А.И. Дубровин стал председателем Союза, а А.А. Майков его заместителем.

Первой публичной акцией Союза стал митинг 21 ноября 1905 г. в Михайловском манеже в Санкт-Петербурге, где, по оценке участника события П.А. Крушевана, собралось 20 тыс. человек. На митинге выступили А.И. Дубровин, П.Ф. Булацель, В.М. Пуришкевич, писатель М.И. Волконский, публицист Н.А. Энгельгардт и другие известные монархисты.

Одной из основных задач на начальном этапе деятельности Союза была организация местных отделов. Благодаря усилиям члена Союза A.И. Тришатного было открыто около 60 отделов по всей стране, в том числе в Москве, Яро славле, Новгороде Великом, Одессе.

Большое внимание уделялось также агитационно-пропагандистской деятельности: печатались воззвания, обращения, листовки. Учредители Союза называли одной из главных задач оказание поддержки императору Николаю II в борьбе с революционным движением. Руководители и активисты Союза постоянно направляли на имя царя всеподданнейшие адреса, телеграммы, обращения и челобитные. В декабре 1905 г. состоялся Высочайший прием депутации Союза Николаем II. Это способствовало росту численности сторонников Союза и укрепления его позиций в обществе. К осени 1906 г. произошло окончательное становление Союза русского народа как ведущей правомонархической организации.

Идеология Союза русского народа

В августе 1906 г. был официально утвержден устав Союза. Целью организации было объявлено «развитие национального русского самосознания и прочное объединение русских людей всех сословий и состояний для общей работы на пользу дорогого нашего отечества - России единой и неделимой». Членами Союза могли быть «только природные русские люди обоего пола, всех сословий и состояний, преданные целям Союза». В отношении лиц нерусского происхождения устав предполагал особый способ приема - единогласное постановление соединенного собрания членов Совета и членов-учредителей. Евреи, даже принявшие христианство, в Союз категорически не допускались.

Устав определял, что благо России состоит «в незыблемом сохранении православия, русского неограниченного самодержавия и народности». В уставе особо отмечалось, что члены организации вовсе не являются сторонниками прежнего порядка, когда «бюрократический строй заслонил светлую личность Царя от народа и присвоил себе часть прав, составляющих исконную принадлежность русской самодержавной власти». Вместе с тем Союз подчеркивал, что изменения не должны быть направлены к ограничению власти монарха, а Государственная дума в России должна быть органом для «непосредственной связи между державною волею Царя и правосознанием народа». Особо отмечалось, что Государственная дума «должна быть национально-русской».

Высшим органом Союза являлось собрание членов-учредителей и Главного совета, которое избирало на 3 года членов Главного совета, ведавшего всеми делами Союза и состоявшего из 12 членов и 18 кандидатов. Совет избирал уже из своей среды председателя, двух его заместителей и секретаря, а также казначея и делопроизводителя из числа членов Союза. Официальным печатным органом Союза была газета «Русское знамя», первый номер которой вышел в ноябре 1905 г.

Раскол и дальнейшая судьба Союза

В 1907 г. среди руководителей организации начались противоречия. Заместитель председателя Союза В. М. Пуришкевич стал проявлять все бо́льшую самостоятельность, оттесняя А. И. Дубровина на второй план. На очередном съезде Союза русского народа, проведённом в июле 1907 г., по инициативе сторонников председателя Союза А.И. Дубровина было принято постановление, предписывающее не считать действительными документы, не прошедшие одобрение председателя. Постановление было направлено на пресечение деятельности Пуришкевича и его сторонников, не согласовывавших свои действия с Дубровиным. На съезде Союза в феврале 1908 г. в Петербурге противники Дубровина обратились с жалобой к члену Главного совета Союза графу А.И. Коновницыну, указывая на «диктаторское поведение» председателя Союза. Дубровин потребовал исключения оппозиционеров из Союза. Пуришкевич тем временем, объединившись с исключенными и покинувшими Союз русского народа участниками, в ноябре 1908 г. создает новую организацию под названием «Русский народный союз имени Михаила Архангела».

С 1909 по 1912 гг. сторонники и противники А.И. Дубровина проводили многочисленные собрания, обменивались противоречивыми заявлениями. В итоге Союз русского народа окончательно раскололся. В августе 1912 г. был зарегистрирован устав «Всероссийского дубровинского союза русского народа», а в ноябре 1912 власть в Главном совете Союза русского народа перешла к Н.Е. Маркову. Также от центра откололся ряд региональных отделений, заявивших о своей самостоятельности. Союз русского народа превратился в конгломерат враждовавших друг с другом организаций. Попытки воссоединения Союза, предпринимавшиеся в течение следующих нескольких лет, успехом не увенчались. После февральской революции 1917 г. все монархические организации были запрещены. Союз русского народа окончательно прекратил свое существование.

Союз русского народа, организация черносотенцев. Создана в ноябре 1905, центр в Санкт-Петербурге, св. 500 отделов в ряде городов. Руководители: А. И. Дубровин, В. М. Пуришкевич, Н.Е.Марков. Монархическая программа содержала одновременно требования улучшить положение трудящихся, избавиться от засилья бюрократии. В 1908 из него выделился “Союз Михаила Архангела”. В 1910-1912 распался на две самостоятельные организации: "Союз русского народа" и Всероссийский дубровинский союз русского народа. После Февральской революции деятельность союзов запрещена.

Подробнее смотрите в главе из книги Вадима Кожинова "Россия век XX" Кто такие черносотенцы?

Союз Русского Народа, массовая патриотическая организация. Возникла в октябре 1905 году в Петербурге для борьбы с революционным движением, иудейским и либерально-масонским подпольем. Основатель Союза — врач А. И. Дубровин (председатель Главного Совета). Союз объединил наиболее сознательную, национально мыслящую часть русского народа — горожан, помещиков, интеллигенцию.

В патриотической деятельности “Союза Русского Народа” принимали участие выдающиеся общественные и государственные деятели, ученые, писатели, люди искусства. Среди них сам царь Николай II, свв. Иоанн Кронштадтский и будущий патр. Тихон, архим. Антоний (Храповицкий), протоиер. Иоанн Восторгов, протоиер. Михаил Алабовский, архим. Почаевской лавры Виталий (Максименко), архим. М. Гневушев; государственные деятели (министры, члены Государственного Совета и Государственной Думы) — И.Г. Щегловитов, Н.А. Маклаков, А.А. Римский-Корсаков, кн. А.А. Ширинский-Шихматов, Н.П. Муратов, Е.К. Климович, кн. В.М. Волконский, А.С. Стишинский; ученые: академики Д.И. Менделеев и А.И. Соболевский, профессора Б.В. Никольский, А.В. Стороженко, А.С. Вязигин, Д.И. Иловайский, В.Ф. Залесский, С.В. Левашов, Ю.А. Кулаковский, И.П. Сазанович; С.Ф. Шарапов, И.Е. Забелин, Г.В. Бутми, А. Фролов, Г.Г. Замысловский, Л.А. Балицкий, А.С. Будилович; писатели и публицисты: С.А. Нилус, В. В. Розанов, Л.А. Тихомиров, М.О. Меньшиков, П.Ф. Булацелъ, К.Н. Пасхалов, П.А. Крушеван, Н.Д. Жевахов, Н.Д. Тальберг, И.И. Дудниченко, А.П. Липранди, А. Муратов, Н.Д. Облеухов, В.А. Балашов, Н.П. Тихменев, С.А. Кельцев, Д.Е. Куделенко, М.А. Орфенов (“Рязанец”), С.К. Глинка-Янчевский; художники: В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, П.Д. Корин. В Совет “Союза” входили Н.Е. Марков, А.И. Коновницын, Э.И. Коновницын, Е.Д. Голубев, А.И. Трищажный, В.М. Пуришкевич, Б.В. Никольский, И.О. Оборин, С.И. Трищажный, А.А. Майков, В.А. Андреев, С.Д. Чекалов, Е.А. Полубояринова.

Членами Союза могли быть только природные русские вне зависимости от пола, возраста, сословий и состояния, но обязательно христиане — православные, единоверцы, старообрядцы. Вступление в члены “Союза” лиц некоренного русского происхождения и инородцев могло быть разрешено по единогласному постановлению членов руководящего Союзом Совета. Категорически запрещался прием в “Союз” евреев, даже в том случае, если они принимали христианство.

Верховной целью Союза было развитие национального русского самосознания и прочное объединение русских людей всех сословий и состояний для общей работы на благо Отечества — России единой и неделимой. В программе Союза провозглашалось, что благо Родины — в незыблемом сохранении Православия, русского неограниченного Самодержавия и Народности. Русский народ, говорилось в программных документах Союза, — народ православный, а потому Православной Христианской Церкви, которая, по мнению членов Союза, должна быть восстановлена на началах соборности и состоять из православных, единоверцев и воссоединенных с ними на одинаковых началах старообрядцев, должно быть предоставлено первенствующее и господствующее в государстве положение. Самодержавие русское создано народным разумом, благословлено Церковью и оправдано историей; самодержавие — в единении царя с народом.

В документах Союза специально подчеркивалось, что члены Союза не отождествляют царскую власть и современный бюрократический строй, который заслонил светлую личность русского царя от народа и присвоил себе часть прав, составляющих исконную принадлежность Русской самодержавной власти. Именно этот бюрократический строй привел Россию к тяжелым бедствиям и потому подлежит коренному изменению.

При этом члены “Союза” стояли на той точке зрения, что изменения действующего строя должны совершаться не путем ограничения прав царской власти в форме каких бы то ни было конституционных или учредительных собраний, а посредством создания Государственной Думы как органа, осуществляющего связь между державной волей царя и национальным сознанием народа. Причем Государственная Дума не должна пытаться ограничить верховную царскую власть, а обязана правдивым осведомлением о действительных нуждах народа и государства помогать царю — верховному законодателю — осуществлять назревшие преобразования во благо русскому народу. Для этого Государственная Дума должна быть чисто совещательной и национально русской.

Важно подчеркнуть, что “Союз Русского Народа”, говоря о Государственной Думе, вкладывал в нее значение чисто русской организации Земского Собора. Думу, которая существовала в 1906-07, “Союз Русского Народа” считал чужеродной и не признавал; свое присутствие в Государственной Думе, руководство которой осуществляли преимущественно масоны, русские патриоты рассматривали как работу в стане врага, считая необходимым упразднение этой чужеродной России организации и создание на ее месте представительного органа русского духа — Земского Собора.

В документах “Союза Русского Народа” проводится мысль о господствующем значении русского народа в строительстве, развитии и сохранении государства.

Русской народности (объединяющей великороссов, белорусов и малороссов), собирательнице земли Русской, создавшей великое и могущественное государство, принадлежит первенствующее значение в государственной жизни и в государственном строительстве. Все учреждения Российского государства объединяются в прочном стремлении к неуклонному поддержанию величия России и преимущественных прав русской народности, но на строгих началах законности, “дабы множество инородцев, живущих в нашем Отечестве, считали за честь и благо принадлежать к составу Российской Империи и не тяготились бы своей зависимостью”.

По земельному вопросу “Союз Русского Народа” стоял на позиции расширения крестьянского землевладения на началах неприкосновенности земельной собственности.

“Союз” предлагал целый ряд мероприятий для улучшения положения крестьян, в том числе:

уравнение имущественных и семейных прав крестьянского и прочих сословий, не принимая при том никаких насильственных мер ни против общины, ни против иных местных бытовых особенностей устройства крестьян;
передача земли малоземельным крестьянам на выгодных для них условиях и по доступным ценам, в том числе путем покупки за счет государства у частных владельцев;
увеличение помощи переселенцам для переезда на новые места;
создание государственных зернохранилищ для покупки крестьянского хлеба и выдачи под него ссуд;
учреждение и развитие мелкого государственного сельского кредита для поддержки мелких землевладельцев;
создание условий для облегчения крестьянам приобретения скота и улучшения сельскохозяйственных орудий.

По рабочему вопросу “Союз Русского Народа” стремился всеми мерами способствовать облегчению труда и улучшению быта рабочих, сокращению рабочего дня, страхованию рабочих на случай смерти, увечий, болезни и старости. “Союз” настаивал на необходимости организации Русского государственного промышленного банка с целью облегчения образования рабочих и промышленных артелей и товариществ и снабжения их дешевыми продуктами.

Свою программу деятельности “Союз Русского Народа” имел в области народного хозяйства. Здесь он ставил своими задачами всеми мерами способствовать развитию русской торговли и промышленности, освобождению их от иностранной зависимости и засилья евреев и переводу в русские руки. В числе главных экономических мероприятий, предлагаемых “Союзом”, в частности, значились:

увеличение количества денежных знаков путем уничтожения золотой валюты и введения национального кредитного рубля;
освобождение русских финансов из подчинения иностранным рынкам;
организация русских капиталистов на борьбу с еврейским и иностранным капиталом, чтобы вызвать приток государственных капиталов на арену борьбы русских предпринимателей с еврейскими и иностранными;
уничтожение частных земельных банков, служащих эксплуатации населения, и образование общегосударственного земельного банка;
создание такой хозяйственной системы, при которой все без исключения государственные заказы исполнялись бы в России, а не за границей и чтобы на промышленные и мореходные предприятия, получающие государственную поддержку, не допускались бы иностранцы;
упорядочение внешней торговли посредством учреждения русских арбитражных комитетов и посреднических контор.

“Союз Русского Народа” требовал введения бесплатного всеобщего народного образования, и прежде всего земледельческого и ремесленного. Школа в России должна быть национально русской и воспитывать юношество в духе православных христианских начал: любви к Царю, Отечеству и преданности долгу.

В части осуществления русского порядка “Союз” ставил себе задачу добиваться всеми возможными методами устранения служебного произвола, судебной волокиты и восстановления правосудия.

“Союз” настаивал на введении смертной казни за преступления против государства и человеческой жизни, а также за грабеж; недозволенное приготовление, хранение, перевозку, ношение и употребление взрывчатых веществ и снарядов революционерами; укрывательство террористов-боевиков; насильственное снятие с работ и закрытие промышленных и торговых заведений; порчу мостов, путей и машин с целью прекращения движения или остановки работы; вооруженное сопротивление властям и революционную пропаганду в войсках.

“Союз Русского Народа”, признавая, что русский суд находится иногда под влиянием евреев и благодаря этому весы правосудия пристрастно наклоняются в их пользу, брал на себя обязательство отстаивать интересы русского правосудия и русского народа на суде.

“Союз” настаивал на том, чтобы в судебном ведомстве прекратились случаи покровительства революции. Поэтому члены “Союза” настаивали на устранении от должности тех чинов судебного ведомства, которые принимали участие в политических партиях, враждебных Православию, Самодержавию и Русской народности.

Особое значение “Союз Русского Народа” придавал решению так называемого еврейского вопроса.

“Евреи, — отмечалось в 1906 в одном из документов “Союза”, — в течение многих лет, и особенно в последние два года, вполне высказали непримиримую ненависть к России и ко всему русскому, свое невероятное человеконенавистничество, свою полную отчужденность от других народностей и свои особые иудейские воззрения, которые под ближним разумеют одного только еврея, а в отношении христиан допускают всякие беззакония и насилия, до убийств включительно.

Как известно и как заявляли неоднократно сами евреи в своих “манифестах” и прокламациях, переживаемая нами смута и вообще революционное движение в России — с ежедневными убийствами десятков верных долгу и присяге слуг Царя и Родины, — все это дело рук почти исключительно евреев и ведется на еврейские деньги.

Русский народ, сознавая все это и имея полную возможность, пользуясь своим правом хозяина земли Русской, мог бы в течение одного дня подавить преступные желания евреев и заставить их всех преклониться перед его волей, перед волей державного хозяина земли Русской, но, руководствуясь высшими задачами христианского вероучения и слишком сознавая свою силу для того, чтобы отвечать им насилием, избрал другой путь для решения еврейского вопроса, являющегося одинаково роковым вопросом для всех цивилизованных народов”.

Чтобы решить еврейский вопрос мирным путем, “Союз Русского Народа” предлагает способствовать организации еврейского государства в Палестине и всячески помогать евреям переселиться в “свое государство”.

Руководствуясь этим и веря в успешное осуществление данного проекта, идущего навстречу желанию самих евреев, “Союз Русского Народа” полагал, что поспешность осуществления этой задачи несомненно бы отразилась на нормальном выполнении евреями их гражданских обязанностей в странах, оказавших им гостеприимство, во вред народам, среди которых они живут.

А потому “Союз Русского Народа” обязал своих представителей в Государственной Думе требовать, чтобы все проживающие в России евреи были немедленно признаны иностранцами, но без каких бы то ни было прав и привилегий, предоставляемых всем прочим иностранцам. Такая мера в связи с другими ограничительными мерами, несомненно, поддержала бы энергию евреев в деле скорейшего переселения в собственное государство и обзаведения собственным хозяйством.

“Союз Русского Народа” настаивает на введении целого ряда ограничений для евреев. С трибуны Государственной Думы члены “Союза” требуют следующего:

1. Чтобы евреи не могли быть допущены ни в армию, ни во флот, ни военнослужащими, ни по вольному найму, ни в интендантство. Чтобы евреи не могли быть военными врачами, фельдшерами и фармацевтами. (С другой стороны, справедливо и необходимо заменить для евреев отбывание воинской обязанности денежной; непрерывное же поступление этой денежной повинности возложить на еврейское население с круговой порукой).

2. Немедленного восстановления строгой черты еврейской оседлости в прежних пределах, с предоставлением подлежащим обществам, входящим в черту оседлости, права делать постановления о недопущении евреев в свои пределы, а равно и о выселении из них.

Отмены всех законов, расширяющих черту оседлости евреев, дабы были восстановлены законы, действовавшие по ограничению евреев до 1903 года.
Отмены привилегий для евреев по образованию, ремеслам, предоставляющих им право повсеместного жительства.
Воспрещения евреям проживать и пребывать в портовых городах.

3. Недопущения евреев во все учебные заведения, где обучаются дети христиан, и лишения их права основывать учебные заведения высшие и средние.

Воспрещения евреям быть преподавателями и начальниками (директорами, инспекторами и т. п.) в казенных, общественных и частных учебных заведениях.
Воспрещения евреям быть домашними и сельскими учителями (воспрещение это распространяется и на евреек).

4. Недопущения евреев на государственные и общественные службы.

Воспрещения евреям получать какие бы то ни было концессии и участвовать в каких бы то ни было общественных и казенных подрядах и поставках.
Воспрещения евреям быть судовладельцами и судоводителями и вообще службы в торговом флоте и на железных дорогах.
Воспрещения евреям принимать участие в выборах в общественные учреждения и самоуправление, а равно иметь в оных своих представителей по назначении административной власти.

5. Недопущения евреев под каким бы то ни было видом в Государственный Совет и Государственную Думу, ни к выборам в оные.

6. Воспрещения содержать аптеки и аптекарские магазины, быть провизорами, управлять и служить в оных.

Воспрещения евреям производить торговлю медикаментами и медицинскими продуктами.

7. У евреев, уличенных в участиях в революционных действиях, — конфискации всякого имущества, каковое поступает в казну.

8. Недопущения евреев ни в редакторы, ни в издатели периодических изданий.

Воспрещения евреям иметь книжные магазины, типографии, литографии.

9. Воспрещения евреям — иностранным подданным пребывать в России.

“Союз Русского Народа” предлагал еврейским организациям оказать даже материальную поддержку, чтобы ускорить процесс переселения евреев в Палестину. Представители “Союза” обращались к правительству с просьбой — войти в сношение с иностранными правительствами о всяческом содействии евреям в переселение.

Идеи “Союза Русского Народа” приобрели широкую популярность.

В короткий срок “Союз” превратился в самую большую партию в России с собственной газетой «Русское Знамя» (выходила с ноября 1905). Делая упор на массовую просветительскую работу путем открытия школ, устройства чтения, собраний, бесед, распространения книг и брошюр, издания своих газет и журналов, “Союз” вместе с тем превратился в активную, наступательную политическую силу. Для борьбы с революционерами члены “Союза” объединяются в вооруженные дружины, участвуют в подготовке выборов в Государственную Думу и органы местного самоуправления. “Союз” участвует в строительстве церквей, открывает больницы и приюты, дома трудолюбия, учреждает кассы взаимопомощи и промышленно-сберегательные товарищества для материальной поддержки своих членов.

К концу 1907 “Союз Русского Народа” насчитывал около 400 местных отделений, половина которых приходилась на сельскую местность. Число членов “Союза” доходило до 400 тыс. человек, но это был только патриотический актив. Общее число русских людей, связанных с деятельностью “Союза Русского Народа”, составляло не менее 2 млн. человек.

В 1908-10 “Союз Русского Народа” разделился на три самостоятельные патриотические организации: “Союз Михаила Архангела” (под руководством В.М. Пуришкевича), “Союз Русского Народа” (под руководством Н.Е. Маркова) и “Всероссийский дубровинский Союз Русского Народа”.

О. Платонов

Подпишитесь на нас

«Союз русского народа» - самая крупная черносотенная организация. "Союз" появился после опубликования Манифеста 17 октября 1905 г. В "Союзе" были представлены все сословия и социальные группы, но главную роль в его создании сыграла интеллигенция. Официальным органом "Союза русского народа" была ежедневная газета "Русское знамя". К концу 1907 г. "Союз" располагал 2124 отделами в 66 губерниях России, численность членов "Союза" составляла примерно 350 тыс. чел. Председателем "Союза русского народа" был избран доктор медицины А.И. Дубровин. Товарищем (заместителем) председателя стал бессарабский помещик, бывший чиновник министерства внутренних дел В.М. Пуришкевич. Программа "Союза" была выработана в 1906 г. Краеугольным камнем программ всех партий в то время явился национальный вопрос. В конце XIX - начале XX в. на окраинах империи происходил подъём националистических движений, появилось большое количество партий, имевших националистическую окраску. Сепаратизм окраин вызвал ответную реакцию. Черносотенные организации связывали себя исключительно с русским населением. В области внешней политики "Союз русского народа" выступал за осторожную, взвешенную политику. Члены "Союза" выступали за единую и неделимую Россию и заявляли, что "завоёванные кровью предков земли" навсегда останутся в составе России. В программе организации был выдвинут тезис "Россия для русских". В партийных документах подчёркивалось, что "русская народность, как собирательница земли Русской и устроительница Русского государства, есть народность державная, господствующая и первенствующая", только русским должно принадлежать "право государственного строения и управления". Под русскими члены "Союза" подразумевали также украинцев и белорусов. В духе насильственной русификации члены "Союза" собирались решать проблему языка и культуры. Русскому языку отводилась роль государственного и обязательного для всех подданных. Но они настаивали на том, чтобы просвещение и образование строились на национальных началах. Низшее образование предполагалось полностью передать в ведение Русской Православной Церкви. Среднее и высшее образование должно было стать привилегией русского населения и приравненных к нему народов. Русские наделялись "исключительными" и "преимущественными" правами. Так, русские должны были иметь исключительное право на государственную службу, преподавательскую и адвокатскую деятельность. Программные документы "Союза" обещали уважать религию, культуру, обычаи нерусских народов. Все народы, населявшие Российскую империю, были поделены ими на "дружественные" и "недружественные" русским. К "дружественным" относились народы, исконно населявшие Россию. Их "союзники" называли "равными себе, своими верными и добрыми соседями, друзьями и сородичами". К потенциальным врагам России относили народы, чьи представители принимали активное участие в революционном и национально-освободительном движении, а также финнов, поляков, некоторые кавказские народы. "Союз русского народа" был единственной партией, открыто заявившей о своём антисемитизме. Черносотенцы требовали строго соблюдать "черту оседлости", наложить полный запрет на получение евреями образования, не допускать их на государственную и общественную службу, лишить избирательных прав, запретить заниматься врачебной деятельностью, адвокатурой, журналистикой. Целью "Союза" являлось выселение евреев в Палестину. В политической области "Союз" высказывался за неограниченную монархию. В аграрном вопросе выступали против любых попыток конфискации частнособственнических земель. Они предлагали покончить с крестьянским малоземельем путём продажи государственных земель "по доступным ценам", организацией переселения, развитием мелкого сельского кредита, улучшением агротехники. В рабочем вопросе высказывались за "упорядочение условий труда", "возможное сокращение рабочего дня". В начале 1908 г. по политическим расхождениям из "Союза" вместе с группой единомышленников вышел В.М. Пуришкевич и создал "Русский народный союз имени архангела Михаила". "Союз русского нарда" прекратил свою деятельность вместе с отречением Николая II от престола.