Учебное исследование "юрта-национальное жилище бурят". Юрта - войлочный дом кочевников Круглые юрты

Казахская юрта

Казахстан - земля древней цивилизации Евразийского континента, где на протяжении веков возникали, гибли и вновь восставали из пепла могущественные империи и государства. Здесь проходили вахнейшие торговые пути, связывающие Восток и Запад.
Общеизвестно, о развитости той или иной цивилизации судят прежде всего по уровню культуры. В этом смысле Казахстан является страной богатейшего культурного наследия.
Казахский народ волей истории оказался на стыке восточной и западной культур, в результате чего образовался некий синтез, основу которого составляют тюркские корни, но при этом также ощутимо европейское влияние, осуществлявшееся через Россию.
Переносное жилище - юрта, седло и стремена для лошади, искусство верхового боя, ковровые узоры и орнаменты серебряных и золотых украшений - оригинальные изобретения кочевых культур.
Культура же современного человека основывается на традициях, берущих начало в глубокой древности.
В книге "Худуд ал-алам" ("Границы мира") говорится о "юртах, в которых люди живут летом и зимой, кочуют в поисках пастбища и воды".
Юрта, являющаяся величайшим изобретением кочевников Евразии, была воспринята казахами от своих предшественников и на протяжении многих веков служила основным переносным жилищем. Выделкой частей деревянного каркаса и войлочного покрытия юрты занимались талантливые мастера и, кроме того, женщины создавали различные предметы быта (войлочные и тканые ковры, специальные хранилища, красивые подушки, оригинальные сундуки и т.д.), без которых немыслим быт кочевников. Одно лишь существование юрты предполагает наличие многих домашних промыслов и ремесел, она концентрирует в себе изделия, выполненные в традиционном художественном стиле.
Юрта - традиционное жилище кочевников. Она быстро устанавливается и разбирается, легко перевозится на верблюдах и лошадях, ее войлочное покрытие не пропускает струи дождя. В знойные дни внутри юрты прохладно, зиму же можно пережить, покрыв ее стенки вторым слоем войлока и разогрев очаг внутри нее.

Установка юрты начинается с двери - есик, которую в старину обычно ориентировали на восток. В народе говорили: "Красота и богатство юрты начинаются с порога". Дверь радует взор резными узорами.

К ней с обеих сторон привязывают решетчатый раздвижной остов - кереге, затем при помощи приспособления - бакан поднимают купол юрты - шанырак. В его боковые отверстия вставляют уык - жерди, нижние концы которых привязывают к навершиям кереге.
С незапамятных времен способы и секреты установки юрты, требовавшие особого мастерства и знаний, передавались из поколения в поколение.

Наряду с конными состязаниями во время межродовых встреч устраивались также соревнования по установке юрт. Такие соревнования проводились в Наурыз и на различных празднествах.
По функциональному признаку казахская юрта в горизонтальной плоскости делится на семь частей: 1) почетное место "тор", расположенное в противоположной от двери части юрты, самая отдаленная от двери часть юрты; 2) место хозяина - чуть ближе к входу, слева от почетного места; 3) кухонная часть - ближе к двери от места хозяев; 4) место для молодых членов семьи - справа от почетного места; 5) место для хранения конской сбруи - ближе к входу от места молодых членов семьи, также в правой половине юрты; 6) входная часть, дверь - противоположная почетному месту часть юрты; 7) очаг - в центре юрты.
Тор - место для почетных гостей, сакрализованная часть юрты. Обычно здесь располагается "жукаяк", "жук" (постельные принадлежности на декоративной подставке), вывешиваютя ружья, декоративная плетка, домбра и другие сакральные ценности.
Навершие юрты - шанырак, является семейной реликвией, символом счастья и мира. Неслучайно именно он стал центральным элементом государственного Герба Казахстана.
Для казахов шанырак издревле являлся символом продолжения рода. По семейному праву казахов отец выделял старшим сыновьям, создавшим свой шанырак, некоторую долю своего состояния в самостоятельное пользование, и непременным атрибутом родительского подарка во все времена была юрта. Наследником отцовского шанырака является младший сын - кенже. Он же и занимал привилегерованное положение в семье. Главный шанырак семьи доставался в наследство именно ему, и на него также возлагалась святая обязанность вести заботу о родителях в преклонном возрасте. На сегодня эта старинная традиция сохраняется во всех казахских семьях.

Вошедший в дом, даже если он зашел не в гости, а по делу, должен выказать уважение шаныраку - преклонить колено.
Сакральная граница дома и внешнего мира - ак босага (священный порог). От того, как вы переступите через порог, зависит и отношение к вам хозяев. Если вы переступите его правой ногой, низко склонив голову, значит вы полны уважения. Поступить наоборот - значит оскорбить честь и достоинство этого дома, хозяина, всего его рода. А чтобы этого не произошло по рассеянности или по небрежности порог намеренно делают высоким, а притолоку двери низкой.
Переступив порог, надо поздороваться, даже если в юрте никого нет: "Да прольется свет на ваш дом!"
В центре юрты на треножнике - темир стоит ошак символ благополучия семьи. Именно здесь расположен очаг (дословно: "голова огня") - место, где берет начало огонь. Там, где разжигают огонь, там начинается жизнь, там возникает семья. Здесь готовится пища, здесь приносятся жертвы священному Огню - хозяину очага.
Самым почетным местом в юрте был тор, куда приглашают сесть гостя. В прошлом дверь юрты всегда смотрела на восток, поэтому солнце первым входило в дом, и на правах первого гостя прямо восходило на тор юрты. По левую руку сидящего гостя - северная половина юрты - солтустик, по правую - южная - онтустик. Так, сидя в юрте, можно было обходиться и без компаса.
Казахи всегда славились своим гостеприимством, которое является одной из главных заповедей их жизни. Пришедшего в дом человека встречали как почетного гостя, приглашая пройти на почетное место. Гостя не отпускают без угощения - ауыз тию (отведать еду), что является показателем щедрости и гостеприимства народа. В любое время, независимо от того, сидят ли в доме за трапезой или нет, хозяйки выставляют на дастархан угощение и просят гостя отведать. Отправляясь в поездку, в длительное путешествие, каждый перед отездом должен отведать угощение в доме. Этот обычай сохраняется и сегодня.
По традиции левая сторона в доме считалась женской. Ближе к двери располагалась легкая, не загромождающая помещение мебель - асадал кебеже (шкаф и ларь для хранения посуды и продуктов). Здесь же на кереге висели войлочные и тканые сумы различного назначения: коржын (переметная сума с 2-мя отделениями: для вещей и продуктов), сандык (для хранения одежды и белья), аяк кап (для хозяйственной утвари), кесе кап (для перевозки пиал). Также на левой стороне дома стояла тосагаш (кровать), имеющая своеобразную форму с приподнятой нижней и верхней частями кровати. Еще в давние времена было замечено, что именно в этом положении человек лучше расслабляется, отдыхает. Ныне этот факт доказан современной медициной.

На мужской половине ближе к порогу развешивали оружие, конскую упряжь, различные талисманы.
Правая сторона юрты считалась священной. Существуют приметы, которые с давних времен имеют сакральное значение для казахов. Например, невеста, впервые входя в юрту свекра, должна была пройти на правую сторону. Тело умершего тоже клали на правой стороне юрты. В ежедневной жизни, а особенно по праздникам, мужчины никогда не проходили на женскую сторону и наоборот.
Тех, кто впервые посещал юрту в стародавние времена, и того, кто ныне входит в традиционную, доставшуюся нам от предков юрту, всегда поражало ее убранство: великолепные узорные кошмы и ковры - сырмак, текемет, тускииз, искусно изготовленные талантливыми народными мастерицами. Привлекает внимание разнообразная техника, неповторимые узоры, великолепное многоцветие казахских ковров.
Материальной основой издавна развитого у казахов декоративно-прикладного искусства были домашние производства, связанные с обработкой продуктов животноводства, растительного сырья, металлов. В замкнутом цикле процесса домашнего производства мог участвовать любой трудоспособный член семьи.
Стремление к удовлетворению эстетических потребностей, к максимальному использованию имевшихся возможностей для художественного оформления быта вызвало к жизни различные виды декоративно-прикладного искусства. Оно было отмечено изяществом и богатством форм, четкостью орнаментальных мотивов, высокой культурой цвета, разнообразием тонов. Большинство изделий домашнего производства и ремесел, имеющих ту или иную декоративную отделку, непосредственно использовалось в быту, имело определенное утилитарное назначение. В народном сознании прикладное искусство было неотделимо от всего бытового уклада.
Прикладное искусство у казахов представлено ковроткачеством, изготовлением разного типа узорных войлочных ковров и предметов домашнего обихода, плетением орнаментированных циновок, вышивкой, узорным ткачеством, тиснением по коже, резьбой по дереву и художественной обработкой металла.
Войлочное производство представляет собой сложный процесс, требующий определенных навыков. Из шерсти изготовляли различные предметы быта и одежду. В этом процессе - от заготовки шерсти, ее раскладки на циновку, вспрыскивания горячей водой, утрамбовки и до получения готового войлока - принимали участие все молодые жители аула. Первейшей необходимостью в жизни кочевника было создание различных частей покрытия юрты - туырлык (основания юрты), узюк (купола), тундик (кругового навершия юрты). Наиболее распространенным в быту казахов был узорчатый войлок, войлочный ковер (текемет) и войлочные панно. Из войлока делали потники под седла, шили войлочные головные уборы - калпак, плащи, войлочные чулки для сапог, ухваты для казана - казан туткыш и другие многочисленные красочные предметы в виде чехлов на сундуки -каршин, для хранения мягких вещей - коржин.
Особое место в казахском быту в целом занимали тканые изделия из овечьей шерсти: узорные полосы - баскур, узорная лента - белдеу бау, красочные паласы - алаша, ворсовые ковры - тукти килем, переметные сумы - коржын и т.п.
В летние и осенние месяцы ткацкий станок, установленный у юрты прямо среди степного разнотравья, создает вокруг себя атмосферу особого праздника. Оживленные движения работающих на них девушек и молодух в пестрых нарядах и женщин постарше в белых одеяниях словно подчинены пррекрасному танцевальному ритму. А в результате этого действа на свет появляются алаша и ковры, которые становятся непременным украшением каждого дома. Созданные для удобства и комфорта человека они в то же время чудесным образом преображают жилище.
Преобладающими цветами в коврах, ковровых изделиях и одежде являются мареново-красный, индигово-синий, желтый и небесно-голубой - все они были близки к природным краскам. Каждый цвет и оттенок несет в себе определенное значение. Например, синий - это цвет неба, белый - знак радости, хорошего настроения и счастья, желтый обозначает знание, красный - соответствует огню и солнцу, черный символизирует землю, ее плодородие. Первоначально казахи использовали для окраски шерсти растительные красители, позднее - анилиновые краски, применение которых ухудшило качество ковровых изделий.
При украшении ковровых изделий использовались определенные элементы. Узоры, предназначенные для ковров, нельзя было использовать в одежде.
Плетение циновок - один из древнейших, передаваемых из поколения в поколение видов народного творчества. Существует два вида плетеных циновок - шым ши и жай ши.
При изготовлении шым ши очищенные и подсушенные стебли степного тростника (чия), следуя предварительно нанесенному способом выжигания рисунку, посегментно оборачиваются выкрашенной в тот или иной цвет непряденой шерстью. Шым ши дополнял красочное декоративное убранство юрты, был незаменим в интерьере, защищая от пыли летом и холодных ветров в зимнюю стужу. Циновки, изготовленные без нанесения орнамента - жай ши - применялись при валянии войлока; выстилались для сушки творожных изделий (курт, иримшик); использовались как ширма, скрывающая от посторонних глаз кухонную утварь; служили в качестве оград для различного рода клади у дома.
Вышивкой украшали различные бытовые предметы, отдельные части одежды. Вышивали по войлоку, хлопчатобумажной ткани, сукну, бархату и шелку. По войлоку вышивали орнамент тускиизов. Вышивка использовалась также при изготовлении следующих изделий: панно, постельного покрывала, шымылдык - полог, которым отгораживали кровать, полотенце. Вышивкой украшали рукава, ворот, подол и нагрудную часть платья, белдемше (распашные юбки), части головных уборов замужней женщины, свадебного головного убора - саукеле, тюбетейки и т.д. В казахской вышивке применялись следующие традиционные швы: 1) биз кесте -тамбурый шов, создаваемый с помощью крючка; 2) шым кесте - тамбурный шов, наносимый иглой; 3)баспа - гладьевый шов с прикрепом и без прикрепа; 4) тыгу - шов в виде непрерывной и прерывной стежки; 5) шалма, шырыш кесте - двухрядовые петельные швы.
Тускииз - особо богатые, парадные ковры, которые являлись не только декоративным центром юрты, но и показывали благосостояние и положение хозяев. Тускииз входил в состав приданого девушки и будущая невеста сама должна была вышить его. По красоте ковра судили об искусности будущей хозяйки. Тускииз имел П-образное построение бордюра, обрамлявшего внутренний мотив - солярный круг, заполненный растительной вязью, образ солнца, дающего тепло и жизнь, божества, издревле почитаемого кочевниками. Таким образом, тускииз служит еще и реликвией семьи, своеобразным талисманом. Он украшается с особым великолепием, его берегут, им дорожат, передают из поколения в поколение.
Все богатство и разнообразие мотивов орнаментального искусства Казахстана можно условно разделить на геометрические, зооморфные, космогонические и растительные узоры и орнаменты. Особо распространены рогообразные орнаменты. Наиболее древние зооморфные: бараньи рога, парные рога, один рог. Такие мотивы, как воронья лапа, раздвоенное копыто, птичий клюв, птичье крыло, уходят в глубины сакского времени, базируясь на многочисленных сюжетах искусства "звериного" стиля. К древнейшим относятся и космогонические узоры. Предметы искусства с солярными знаками в древности были талисманами, оберегами. В солярных и геометрических мотивах: ромб, амулет, (треугольники), костыль (Т-образные), зигзаг, остроконечный, цепь, в многогранных, меандровидных и сетчато-персекающихся линиях заметны следы первобытного искусства скотоводов трехтысячелетней давности. Солнце, небо символизирует круг, четыре стороны света, крестовина, луч солнца, лунный цветок, полумесяц. Узор бараньи рога - один из древнейших.
В древности окраска изделий в определенные тона, использование в орнаментах тех или иных красок имели символическое значение, служили выражением определенных понятий и представлений. Таким образом, цвет и орнамент в древности имели ритуально-символическое значение.
Категорию специалистов-мастеров по выделке деревянных частей юрты казахи ценили особо. Ремесленник имел стационарную мастерскую, которая включала в себя печь для распарки жердей, решеток - мор, станок для выпрямления и изгиба деталей юрты - тез, сверлильный станок - уски и другие виды инструментов. Мастер сам заготавливал древесину и производил все детали юрты - кереге (раздвижная секция основания юрты), уык (купольная жердь), шанырак (круговое навершие юрты), сыкырлауык (двухстворчатая дверь с косяком).

Деревянный каркас и войлочное покрытие – основные части казахской юрты. Производством деревянных частей юрты (с үйек ) занимались особые мастера (үйші ). Главные требования к деревянной конструкции – это легкость и прочность материала , поэтому для изготовления использовалась древесина ивы, березы, тополя. Наилучшей издавна признана ива, или, как ее называют в народе – тал. Это твердый легкий материал, обладающий свойством гнуться, принимая желаемую форму, под действием несложных технических приемов, к тому же доступный – заросли его встречались во многих районах Казахстана.

Остов юрты составляют основные элементы: раздвижная решетчатая основа – кереге, купольные жерди – уы қ, полусферическое навершие – шаныра қ, дверь – есік .

Кереге юрты составляется из нескольких отдельных секций – қ анат ( «крыло» ). В жердях, образующих қанат , в местах скрещения по диагональной оси делались отверстия для крепежных ремешков . Это узкие полоски верблюжьей , воловьей или конской кожи , скреплявшиеся в узел и напоминающие нам гвоздь с кол пачком. Решетка, скрепленная эластичным материалом, легко сдвигалась и раздвигалась, в деревянной конструкции не применялось ни одного гвоздя. Основная масса казахского населения довольствовалась шестиканатными юртами, войлочное покрытие которых делалось из темно-серых тонов шерсти.

У зажиточных казахов число қанатов в кереге доходило до восьми и более . Войлочный покров делали из светлой шерсти .

Шаныра қ , в отличие от других деталей юрты , изготовляемых из тала , создавался из березы . Изготовл ение шаныра қа – наиболее трудоемкая и ответственная работа , поэтому выбор необходимой заготовки мастер производил сам . Для этого выбиралась береза , имеющая искривление ствола . Ее срез производили не позднее середины лета , когда дерево было полно соков . Пос ле ошкуривания в сыром состоянии сразу же начинали обработку – догибали до нужных размеров, делали необходимые срезы и соединяли два полукружия в креплении.

В отверстие шаныра қа выходил дым из открытого очага , одновременно он служил и окном для освещения жилья, а на ночь закрывался войлочным покрытием – тундик (т үндік ).

Шанырак у казахов являлся семейной реликвией, признаком продолжения рода и передавался из поколения в поколение, от отца к младшему сыну (кенже). Эта юрта считалась у родственников старшим большим домом (үлкен үй ), домом черного закоптелого шанырака (қара ша ңыра қ), действительно становившимся таким от векового дыма . Старшие дети , отделившись от отцовского дома , приносили в большой дом «долю духов предков» (аруа қт ы ңсыба ғасы ) от забитого скота , а невестки приносили часть из своего приданого , несмотря на то , что хозяином юрты был младший брат . Считалось , что шанырак представлял собой силу и покровительство духов предков .


Внешним покрытием юрты служил войлок, состоящий из трех видов полотен, различных по своим размерам: туырлы қ– покрытие основания , үзік – покрытие купола , т үндік – покрытие ша ңыра қа . Войлочное покрытие изготовлялось из лучших сортов овечьей шерсти осенней стрижки , которая хорошо поддавалась обработке , и войлок получался очень плотным, не был рыхл и долго не изнашивался.

Войлочное покрытие защищает зимой от ветра и мороза, летом – от солнца, дождя и пыли.

Непременный атрибут юрты – шимши, узорная чиевая циновка,
помещаемая между кереге и войлоком.
Материалом для циновок служил чий (ши) – вид степного тростника, а также разноцветная шерстяная пряжа, которой обматывались стебли чия в определенном порядке, создавая целостный орнаментальный рисунок. Циновка служила фоном интерьера юрты и ее плетению женщины придавали большое значение. Неумение хозяйки плести циновки считалось зазорным и осуждалось.

Шым ши не только атрибут красоты, но и служит защитой от холодных зимних ветров, сохраняя тепло, и вместе с тем пропускает свет и свежий воздух летом, когда низ войлочного покрытия приподнят над землей.


Есік или сы қырлауы қ (при открывании и закрывании двери издают скрип, отсюда и их название) – дверь юрты состоит из трех частей: косяка, деревянных створок и войлочной накидки с пришитой узорной циновкой. На косяк и дверь шли сосновые доски (қара ғай). Дверь украшалась резным орнаментом или красочными узорами.

К внутренней стороне войлочной накидки двери юрты пришивалась узорная циновка - шым есік.

Юрта является результатом взаимодействия почти всех видов домашнего производства: мастера по дереву создавали различные части каркаса; из овечьей шерсти мастерицы валяли войлок для покрытия деревянного каркаса; без предметов внутреннего убранства нельзя представить себе традиционную казахскую юрту, и в производстве их участвовали мастера по выделке войлочных и тканых предметов, вышивке и плетению, обработке кож и дерева.

Завидные свойства юрты: сохранять тепло, компактность при транспортировке, легкость установки и разбора – были использованы в годы первой мировой войны, в Великую Отечественную, во время землетрясения 1988 года в Армении, когда сотни тысяч людей остались без крова.

Трудно переоценить достоинства юрты, своеобразного шедевра многовековой культуры казахского народа, ей отдается справедливое признание как лучшему переносному, экологически чистому виду жилища.

Назад

http://www.pushkinlibrary.kz/detki/administrator/index.php?option=com_content&view=article&layout=edit

Людям, не посвященным в тонкости того, из чего сделана юрта, такое жилище кажется ненадежным, достаточно холодным, и они искренне не понимают, как кочевники могут жить в них постоянно, при любой погоде и в любое время года. На самом деле юрта – это легкий переносной дом с уникальными эксплуатационными характеристиками. Летом в нем прохладно, даже если он установлен на солнцепеке, а зимой тепло и комфортно даже в самые сильные морозы.

Что такое юрта

Когда и кем была построена первая юрта, доподлинно не известно. Ученые могут лишь предполагать, что нынешняя юрта – это нечто похожее на жилье андроновцев, существовавших в 11-10 веках до нашей эры. Детального описания конструкций тех времен нет, современникам доступны юрты со следующими характеристиками:

  • легкие и простые в сборке и разборке,
  • имеющие низкий удельный вес,
  • комфортные для проживания в любое время года,
  • состоящие из деревянной основы и войлочного покрытия,
  • с высокими тепло- и звукоизоляционными свойствами.

У разных народностей устройство юрты разное – где-то их делают с двумя распашными дверцами из дерева, где-то вход в жилье закрывает полог. Есть различия и в размерах конструкции. Казахи делают юрты ниже, чем киргизы, из-за особенностей климата и постоянных ветров. А вот внутренне убранство юрты всегда богатое и необычайно красивое, с характерным для национальности декором, множеством тканых ковров и подушек, похожих на привычные нам диванные «думки».

Как и из чего делают юрту

Такой жилой дом представляет собой простую конструкцию. Обязательные требования к ней – мобильность, легкость и простота в сборке. Настоящую юрту могут установить и обустроить всего 2-3 человека. Состоит она из

  • решетчатых, как правило, складных стенок, изготовленных из деревянных тонких планок,
  • жердей, образующих купол юрты – длинных, тонких, но упругих,
  • круга из дерева, скрепляющего жерди на вершине купола юрты,
  • материал из войлока, которое крепится на каркас с помощью кожаных ремешков.

Внутреннее убранство юрты – это не просто украшения, а ее функциональное наполнение. В центре жилища располагается очаг (печь) – углубление в земельном полу, на котором готовят пищу, которое отвечает за обогрев юрты.

Вход обязательно должен быть расположен на южной стороне. В северном секторе, как правило, размещают культовые предметы – талисманы, изображения богов и другие вещи этого плана.

Женщины проживают в восточной части юрты, мужчины – в западной. Соответственно располагаются и вещи. Мужчины на своей половине хранят оружие, устройства для охоты и ремесла. На женской половине раскладывается кухонная утварь и другие женские «штучки». Хозяйская постель находится у входа в юрту – на них возложена обязанность охранять покой семьи.

Тип урока: экскурсия.

Цель урока: формировать эстетический вкус, учить бережно относится к культурным ценностям, побудить желание хранить культурные ценности и национальные традиции.

План урока:

  1. Oрг момент.
  2. Устройство юрты. правила рассаживания в юрте.
  3. Физ.минутка.
  4. Правила поведения, правила обращения с предметами домашнего обихода, порядок уважительного ухаживания.
  5. Подведение итога.

Ход урока

Ребята, глядя на эту картинку как вы думаете о чем пойдет речь?

Были ли вы хотя бы раз в юрте?

Как вы думаете есть ли правила поведения в юрте?

Ответ. Да.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с юртой как жилищем кочевников,так же с устройством юрты, поговорим о правилах поведения в юрте.

Начнем нашу экскурсию.

Урок экскурсию мы посветим юрте-жилищу кочевников. До наших дней войлочная юрта была основным типом жилища юго-восточных тувинцев. Она распространена и поныне, но преимущественно как летнее жилище кочевника скотовода. Наши предки говорили, что юрта сравнима с Чеди-Хааном – Большой Медведицей, потому что юрта не стоит на одном месте в течение четырех времен года, а кочует с одной стоянки на другую. Большая Медведица на просторах неба тоже не стоит на одном месте, причем, иногда она совсем исчезает и ее не видно с земли. Наши предки говорили: "Звезды тоже кочуют". В Туве жил прославленный охотник и сказатель Сат Сотпа. По его словам, юрта кочует по земле, также как передвигаются звезды в небесных просторах.

В VII веке китайский поэт Во Цзюй-и написал стихотворение "Белая юрта", фрагмент которого приведем:

Буря не оторвет юрту от земли,
Проливные дожди не просочатся в нее,
Нет углов в юрте, кругло поставленной,
Так тепло, когда уснешь, лежа в юрте.

Кто знает Из чего строят юрты, каковы ее составные части.

Войлочная юрта разборная и состоит из определенного количества стандартных деревянных частей, образующих ее каркас, и кусков войлока, составляющих ее покрытие. Размеры юрты определялись количеством хана (решетчатых звеньев) стандартного размера (от 4 до 12 хана). Юрта из 4-х хана была самой маленькой, предназначалась для бедняков. Самая большая юрта,состояла из 12 решеток-хана, ставилась нойонами и или богачами. Наиболее распространенной была юрта из 6-8 решеток.

Рассмотрим, из чего состоит юрта. Прежде всего, состоит из раздвижной решетки, сделанной из палочек, положенных друг на друга крестообразно и скрепленных в местах пересечения. При сборке юрты решетки устанавливают в определенном порядке от двери на лево (т.е. на запад, так как дверь обращена на юг).

Скажем несколько слов о дверной коробке. Она имеет порог, верхний брус и два боковых косяка: западный и восточный. Дверная рама закрывалась куском войлока, который верхним концом был привязан к палкам крыши. Когда нужно было открывать дверь, войлок просто откидывали наверх.

Дымовой круг, расположенный в куполе юрты, делается обычно из ели. Он представляет собой обод, с внутренней стороны которого сделаны отверстия или углубления для вставки острых концов палок крыши. Круг имеет крестовину из прутьев (по три прута параллельно), поставленную куполооб­разно. Ее назначение - удерживать кошомную покрышку, которой закрывают дымовое отверстие от дождя и снега.

При установке юрты ее обязательно связывают веревками из конского волоса в виде широкой ленты.

Вопрос: из скольки решеток-хана состоит юрта богача? Юрта представляет собой в отношении внутреннего устройства, следующую картину.

Мебель располагалась по кругу у решетчатых стен в определенном по­рядке. Направо от входа помещались деревянные полки или шкаф для кухон­ной посуды, за которым стоял деревянный шкафчик-аптара, а к нему при­мыкала деревянная кровать хозяев юрты. Между этими предметами имелось небольшое пространство. Здесь на верхних концах решетки юрты висело изображение духа покровителя. За изголовьем кровати, вдоль стен по кругу устанавливались деревянные шкафчики. Между изголовьем постели и этими шкафчиками оставалось маленькое пространство, здесь висело ружье с при­надлежностями к нему, ножи и др. мужские вещи. За ним по кругу лежали кожаные сумины с различным содержанием. Меблировка завершалась дере­вянной вешалкой из ствола дерева с сучками, на которую, вешали узды, арканы, седло и т.п. Здесь же стояли сосуды для заквашивания молока. У самой двери оставалось небольшое свободное место, куда помещался в холодное время родившийся молодняк скота.

Юрта не имеет перегородок, правая сторона при входе считается женской- здесь, почти у самой двери, находится кухня; левая сторона- мужская, у дверей лежат седла, сбруя. Прямо от входа, за очагом, находится почетный угол(тор), где принимают гостей и сидит хозяин. Хозяин юрты сидел за очагом, у изголовья кровати, хозяйка - у ног по­стели, а между ними было место для маленьких детей. Детей тувинцы воспитывали с раннего детства в строгости поэтому когда приходили гости, они сидели так тихо, что никто их не замечал. Детям нельзя было ходить по юрте, громко разговаривать (так же воспитывают детей и сегодня многие тувинцы, особенно в селах) слева от матери, по направлению к двери сидели старшие дочери, а сыновья сидели около отца. Гостья женщина могла пройти на место по левой стороне, мужчина же никогда не должен был входить на женскую половину. Даже семилетние мальчики и девочки хорошо знали порядок входа в юрту и как вести себя в ней. Левую часть юрты от двери до почетного места называли левой людной стороной, т. к. гости проходят и выходят по этой стороне юрты. Правую часть юрты от почетного места до двери называли спокойной стороной, ибо по старинному обычаю тувинцев гостям не положено по этой стороне проходить и выходить.

В правой стороне юрты у стены должна быть кровать хозяев, на которой не положено сидеть посторонним, даже почетным гостям. На этой же стороне, ближе к двери, должен стоять улгуур – большой деревянный шкаф для посуды, а в самой северной части юрты у стены, тувинцы, как правило, складывают несколько деревянных сундуков – аптара, где хранятся самые дорогие вещи. Перед кроватью должны находиться хозяйка, ее дочери и близкие родственницы.

Считалось скверным и грешным, если женщина сади­лась на то место в юрте, где должны сидеть мужчины Место для высоких гостей находилось за очагом у аптара, между кроватью и домашним алтарем. Перед алтарем сидеть никому не разрешалось. Ламы садились у аптара, находящегося по левую сторону от домашнего алтаря. Ниже, и «против солнца», располагались гости мужского пола по кругу в зависимости от общественного положения и возраста.

Наши предки передавали молодым знания обо всех порядках и обычаях переноса юрты с одной стоянки на другую в соответствии с четырьмя периодами года. Кочевка с весенней стоянки на летнюю, с летней на осеннюю, с осенней на зимнюю стоянку – таково неизбежное движение юрты. На новой стоянке юрту ставили дверью на юг или на восток.

Юрту условно делили на четную и нечетную стороны.

От двери кругом, по часовой стрелке, до почетного места юрты – нечетной стороной юрты. А от почетного места юрты по часовой стрелке до двери, называется четной стороной юрты.

Нельзя входить в юрту внезапно или незаметно. Посторонний человек, подходя к юрте, должен покашлять, почистить обувь, нарочно громко постукивая прутиком, особенно хорошо вычистить подошвы, если там грязь или снег, и только после этого входить в юрту. После обмена приветствиями он садится. Того же, кто стоит в юрте и не садится, называют человеком в деревянных штанах. Если в гости пожаловал почетный или пожилой человек, то молодые люди открывают ему дверь юрты.

Вопрос: какое главное правило должны были соблюдать люди когда они находились в юрте?

Традиционные правила рассаживания людей в юрте

По тувинскому обычаю любого человека, зашедшего в юрту, принимают как почетного гостья. Не принято сразу же спрашивать его имя.

Если в юрту входит пожилой человек или чиновник, хозяин вежливо приглашает его со словами:

– Добро пожаловать! Проходите на почетное место, располагайтесь на коврике!

Если пришел знакомый или молодой человек, то хозяин юрты тоже вежливо обращается:

– Проходите, проходите.

Если в юрту пришел подросток ему говорят:

– Проходи по-быстрому.

В правой стороне юрты у стены должна быть кровать хозяев, на которой не положено сидеть посторонним, даже почетным гостям. На этой же стороне, ближе к двери, должен стоять улгуур – большой деревянный шкаф для посуды, а в самой северной части юрты у стены, тувинцы, как правило, складывают несколько деревянных сундуков-аптара, где хранятся самые дорогие вещи. Перед кроватью должны находиться хозяйка, ее дочери и близкие родственницы.

Считалось скверным и грешным, если женщина садилась на то место в юрте, где должны сидеть мужчины. Если мужчина садился на место хозяйки, то это считалось унижением. Запрещалось сидеть и стоять на пороге юрты.

Физминутка.

Седло красит спину лошади, прямое сиденье красит стан человека (пословица).

Порядок сидения у тувинцев существовал с давних времен. Наши предки точно определяли человека по тому, как он сидит – важный чиновник или простой человек.

Сидеть, скрестив ноги. один из учащихся демонстрирует. Когда в юрту приходили пожилые или почетные люди, для них стелили специальные коврики, чтобы они сидели на них. Так встречали и принимали своих гостей зажиточные араты, люди небольшого достатка для гостей стелили обработанную шкуру овцы, козы, тельца и даже косули. Крупные чиновники, начальники, ламы, почетные и пожилые люди сидели, скрестив ноги. Но старинному обычаю тувинцев простым людям нельзя сидеть, скрестив ноги. Для того, чтобы сидеть, скрестив ноги, нужно сначала сесть на коврик или на мягкую шкурку, потом скрестить ноги перед собой. При скрещивании левая нога должна быть внизу, а правая – над ней.

Посадка на одном колене, выставив другое вперед .

Так сидели в юрте те люди обоего пола, которые хорошо знали народный обычай и свято соблюдали его. Мужчина кладет правую ногу на землю или пол и садится на нее, а ступню левой ноги – плотно ставит на землю. Так может сидеть парень в полушубке или куртке, а если он одет в длинную шубу или халат, то нужно подоткнуть полы. Девушки и женщины при такой посадке закрывают ноги подолом своих халатов. Даже в тувинских сказках говорится, что женщинам не положено открывать подол одежды.

Сидеть, опустившись на колени (учащийся демонстрирует позу). Так сидеть в юрте у тувинцев было издревле строго запрещено. Можно присесть.на колени где-нибудь, например, в безлюдной степи. Но это редкий случай. На коленях сидят следующим образом: оба колена упираются в землю, при этом человек садится на заднюю часть голени. В древней Туве на колени сажали преступников и били их по спине шерстобитными прутьями, т. е. совершали один из видов экзекуции.

Посадка преклонив колени. учащийся демонстрирует позу). Таким способом садятся при совершении молитвенного поклонения. В юрте запрещено садиться таким образом. Колени преклоняют только во время религиозных церемоний и обрядов, а также «простолюдины, перед власть имущими очень высокого ранга. В связи с этим родители объясняли детям с раннего возраста, как можно и как нельзя сидеть в юрте и в местах, где совершаются различного рода общественные мероприятия.

Нельзя сидеть, вытянув ноги. (учащийся демонстрирует позу). Ни гостям, ни хозяевам нельзя садиться, вытянув ноги вперед, особенно в сторону очага. Садиться так в людных местах запрещалось всем, независимо от возраста. Говорили, что так сидят только лодыри.

Не положено сидеть с расставленными ногами. Когда человек сидит, развернув левую ногу в левую сторону, а правую – в правую сторону, это называется сидеть с расставленными ногами. Категорически запрещалось так сидеть, где бы то ни было. Говорили, что так сидят только самые бесстыжие люди.

Нельзя сидеть, скрестив ноги. (учащийся демонстрирует позу). Если человек сидит, положив бедро одной ноги на бедро другой, значит, он сидит, скрестив ноги. Говорили, что сидящий таким образом станет сиротой.

Правила поведения в юрте в присутствии посторонних (рассказывает учащийся)

Наши предки говорили: когда в юрте присутствуют знакомые или незнакомые люди, дети не должны баловаться, кричать. Если они будут кричать при посторонних, их постигнет проклятие покойных родственников.

Нельзя скрипеть зубами. Если дети скрипят зубами в юрте, то этим они навлекают на себя гнев бабушки.

Нельзя свистеть в юрте. Если свистеть в юрте, то тут же набегут черти.

Нельзя щелкать нёбом в юрте, а то может разразиться голод.

Нельзя плевать в огонь очага. Если будешь плевать, то разгневается бог огня.

Нельзя бегать в юрте. Если дети будут бегать в юрте, то возникнет лишняя длинная поездка.

Девочкам родители строго говорят: "Не допускайте неприличного поведения!"

Нельзя громко отрыгивать в юрте. Если в юрте отрыгнуть, то счастье покинет эту юрту.

Нельзя громко зевать. Если в юрте громко будут зевать, то обнаружится скверное нутро.

В юрте нельзя облизываться и глотать свою слюну, иначе это плохо отразится на добром имени отца.

Нельзя в юрте показывать язык. Если кто-то в юрте показывает язык, то это к слезам матери.

Вывод: к поведению в юрте нужно относиться серьезно, и соблюдать элементарные правила поведения и этикета. Юрта, это святое место для человека живущего в ней.

Правила обращения с предметами домашнего обихода в присутствии постороннего человека в юрте (рассказывает учащийся)

У наших предков были особые правила обращения с вещами в присутствии постороннего человека в юрте. Например, нельзя оставлять ножницы не сложенными – будут скандалы из-за пустяков.

Нельзя класть ведро дном вверх. Ведро для тувинца – посуда счастья. Если так класть ведро, то вся семья разорится.

Нельзя шуметь щипцами очага, в противном случае будет сплетня между женщинами.

Нельзя вытаскивать нож из ножен, в противном случае, т. е. если оставить нож не вложенным в ножны, ночью придет черт и, превратившись в волос, залезет в ножны.

Нельзя обмениваться наперстками. Если девушка обменяется наперстком со своей подругой, то суженый покинет ее.

Всегда нужно быть подпоясанным. Если мужчина или женщина будет ходить в халате без пояса, то идол киргизского шамана выест спину не подпоясанного.

Давайте подведем итог: человек должен быть собранным, аккуратным и постоянно следить за собой.

Порядок уважительного ухаживания за гостем рассказывает учитель

Гость, который приходит каждый день, уронит уважение к себе (поговорка).

У древних тувинцев была традиция гостевания. Такого взаимного гостевания друг у друга требовал обычай постоянного укрепления родственных отношений. Было принято ездить друг к другу в гости через три года, шесть и девять лет. Молодые ездили в гости к пожилым родственникам отца или матери, что означает продолжение и закрепление родственных связей между родственниками по крови.

Могут приехать к родственникам в гости: один человек, муж с женой, женщина с сыном или дочерью, мужчина с сыном или дочкой.

Есть 4 вида гостевания. При каждом из них преследовались определенные цели.

Во-первых, свекор и свекровь отправляют невестку через год после свадьбы к ее родителям и близким родственникам в гости. Девушка, как правило, приезжает в гости с мужем. Родители и родственники дарят им скот и другое имущество. Таким образом, молодая семья становится богаче.

Во-вторых, ездят в гости для того, чтобы навестить уважаемого родственника с целью узнать, как он живет, и самим показаться ему на глаза.

В-третьих, посещают какого-то зажиточного родственника, чтобы попросить у него что-либо. Например, просят у него кошму для юрты, когда собираются выдать свою дочь. Просили также что-то из скота и т.д.

В-четвертых, ездят к пожилым родственникам, живущим где-то вдалеке, чтобы показать им дочь или сына, которых те еще не видели.

Кто собирается съездить в гости к родственникам или близким знакомым, тот должен приготовиться по мере своих возможностей. Например, у него должны быть большой когээржик с аракой, мешочек сушеного сыра, сваренные грудинка и курдюк жирного барана, другое мясо. Все это он преподносит хозяевам.

Гость, который приехал к родственникам, может находиться у них от суток до трех дней.

Какой вывод можно сделать?

Благодарность юрте А. Даржай

Читает ученик

В этот мир огромный – мир степей широких,
Рек неудержимых, гор – до звезд высоких,
В мир сердец открытых, в мир любви и света, –
Из тебя я вышел. И тебе за это
Кланяюсь я низко, старенькая юрта.

Воды что уплыли, не вернутся снова,
Мертвые уходят от родного крова,
Но летят к гнездовьям птицы год от года.
Так и я- хранитель, продолжатель рода –
Прихожу к истокам, дедовская юрта.

Птицы молодые рвутся в поднебесье –
Если жить на свете, надо жить как в песне.
Я преодолею бури и печали,
Потому что где-то в маленьком аале
Ты стоишь. Спасибо, старенькая юрта!

В этот мир огромный, зыбящийся вьюжный,
Где, как в грозной битве, каждый – самый нужный,
Где клокочет время как река живая
Из тебя я вышел, в общий ряд вставая,
Чтобы жить. Спасибо, дедовская юрта.

В этом мире бурном сердце помнить в силах
Все, чему так долго ты меня учила.
Наполняясь лаской добротой и светом,
Обещаю жить я по твоим заветам,
Старенькая юрта, дедовская юрта.

Подведем итог:

Ребята что нового из нашего урока экскурсии сегодня вы узнали? Какие обычаи и традиции вы узнали только сегодня, а какие знали до нашей экскурсии?

У каждого народа есть свои обычаи и традиции, и где бы мы не жили, мы должны знать, соблюдать, и уважать традиции, и обычаи наших предков.

Я предлагаю написать маленький отзыв о нашем уроке.

Спасибо за урок-экскурсию.

- (монг. урто стойбище). Жилище большинства сев. кочев. народов, делаемое из дерев. планок, затем обтянутых войлоком. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЮРТА жилище сибирских инородцев, из конусообразно… … Словарь иностранных слов русского языка

См. жилище... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. юрта дом, жилище, кибитка, кош; гэр Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

ЮРТА, юрты, жен. (тюрк. jurt). Переносное жилище, кибитка у некоторых кочевых народов (обычно конусообразной формы). Киргизская юрта. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

юрта - ЮРТА, ы, ж. Дом, квартира. Ср. общеупотр. «юрта» переносное жилище кочевников … Словарь русского арго

юрта - ЮРТА, кибитка, кош … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

- (тюрк.) переносное жилище из войлока у народов Центр. и Ср. Азии и Сибири. Преимущественно круглое в плане с куполообразной крышей … Большой Энциклопедический словарь

ЮРТА, ы, ж. У нек рых кочевых народов Азии и Южной Сибири: переносное, конусообразной формы жилище, крытое кошмами, звериными шкурами. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Слово, часто употребляемое для обозначения жилища большинстванаших инородцев; на самом же деле его следовало бы применять лишь кжилищам монгольских кочевников (монголов, бурят и калмыков), так как онопроисходит от монгольского урто, что значит… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

юрта - юрта, ы (жилище) … Русский орфографический словарь

ЮРТА - или уй, ой (тюрк.), переносное жилище из войлока у народов Центральной и Средней Азии и Южной Сибири круглое в плане с куполообразной крышей. Стены составлены из решёток, крыша из шестов, верхними концами соединённых в центральный обруч,… … Этнографический словарь

ЮРТА - Южно Российское туристическое агентство http://www.yurta travel.ru РФ … Словарь сокращений и аббревиатур

Книги

  • Юрта Ворона (аудиокнига MP3 на CD) , Иван Ефремов. В предлагаемых рассказах сочетаются приключения и научная фантастика. Их герои - геологи, чей самоотверженный поиск природных ресурсов особенно важен в годы Великой Отечественной войны и… аудиокнига
  • Юрта Ворона. Избранные рассказы , Ефремов Иван. Представляем вашему вниманию аудиокнигу Юрта Ворона. Избранные рассказы, в которой собраны лучше рассказы Ивана Ефремова. Запись 2016 года… аудиокнига