Красота истинная и ложная (по роману Л.Н. Толстого 'Война и Мир'). Истинная и ложная красота по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.) Что такое истинная красота война и мир

Красота…Какая она бывает? Внешняя и внутренняя. Внешняя красота это привлекательное лицо, стройная фигура и изящные манеры. Внутренняя красота- это душевная красота, а душевная красота-это, прежде всего человеколюбие, высокая нравственность, душевность, искренность, желание понимать других людей и помогать им. Часто бывает, что в одном человеке внешняя и внутренняя красота не сливаются в единое целое. Именно поэтому людям свойственно ошибаться и принимать внешнюю красоту за внутреннюю. Недаром говорят: "Встречают по одёжке…". Понять характер человека очень сложно. Именно поэтому существует истинная и ложная красота. Слово "истинная" образовано от существительного истина, то есть то, что принято всеми. Истинная красота-это внутренняя красота. А что же такое ложная красота? Это внешность, которая так часто бывает обманчива. Истинное и ложное… Эти понятия на протяжении всего романа- эпопеи Л. Н. Толстого "Война и Мир" тесно переплетаются друг с другом. Я считаю, что в романе истинная и ложная красота наиболее полно раскрыты в образах Элен Курагиной и Наташи Ростовой. Впервые с Элен Курагиной мы встречаемся на вечере у Анны Павловны Шерер. Элен так хороша, что нет человека, который бы не восхищался этой красотой: "Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины…". Да, Элен бесспорно красива. Единственное, что настораживает в Элен, так это её улыбка. На самом деле за этой улыбкой-маской скрывается равнодушие к людям, пустая душа. Элен это сформировавшийся человек, статуя, которая не меняется и будет такой же через 20 и через 40 лет. А кто же такая Наташа? Наташа - это ребёнок. Она живая девочка со своими достоинствами и недостатками. Наташа живет насыщенной жизнью, радуется и огорчается, смеётся и плачет. А Элен не живет, а существует. Замужество нужно Элен только для одного: для денег, которые нужны ей для существования: балы, театры, гости и многочисленные любовники. Ни разу на протяжении романа Элен не проявила нормальных чувств: не испугалась, не обрадовалась за кого-то, никого не пожалела. А что же Наташа? У Наташи очень насыщенная жизнь и я не считаю, что это плохо. Да, может быть она поступила немного нехорошо, когда не смогла выдержать год без Андрея и влюбилась в Анатолия, но с другой стороны, со стороны Андрея тоже было нехорошо оставлять её одну на целый год. Наташа сначала совсем не понимала что у Анатолия Курагина изначально не было никаких серьезных намерений по поводу неё. Наташа - человек, он а "любит" людей, вспомните сцену когда она снимает вещи с телеги из-за раненых, которых не хочет оставлять. Поступила бы так когда-нибудь Элен? Я думаю, что никогда она бы так не поступила, у неё бы даже мысли такой не было, помочь людям. В чем же секрет чарующего обаяния Наташи? Я считаю что в искренности, ведь сущность натуры Наташи - любовь, а эти понятия нераздельны. Именно Наташа способна поддержать мать, обезумевшую от горя после смерти Пети. После замужества единственным смыслом жизни для Наташи становится семья. От Наташи исходит энергия освобождения от всего фальшивого, ложного. Фальшивое светское общество чуждо Наташе (после замужества она практически перестает бывать в свете). Только через любовь к Пьеру и обретение семьи Наташа, наконец, обретает покой. Толстой подчеркивает, что счастье не даётся от природы, его нужно заслужить той духовной работой, которая так ценится в людях. Именно поэтому счастье заслужила Наташа, и никогда не узнала счастья великолепная красавица Элен, ведь счастье, истинная красота и любовь- это три неразлучные вещи.

«Учитель - это человек, который учится всю жизнь». Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями новыми различными методами и формами преподавания.

Использование ИКТ уроках литературы и русского языка, базирующихся на применении компьютера, позволяет активизировать познавательные интересы учащихся, контролировать деятельность каждого, изучать новый материал, закреплять, выполнять практическую работу, включающую разные виды упражнений, углублять знания, проводить контроль. Учащиеся работают с увлечением на любом этапе урока, и это поддерживает интерес к предмету.

Истинная и ложная красота в романе.

(Урок- исследование в 10 классе).

Цель урока: исследование позиции автора , обобщение изученного, развитие исследовательского и ассоциативного мышления учащихся .

Задачи:

    Обучающая: исследовать позицию Л.Н.Толстого по отношению к «истинной и ложной» красоте человека.

    Развивающая: нравственное и эмоциональное развитие учащихся, развитие умения аргументировать, отстаивать своё мнение.

    Воспитывающая: воспитание чувства красоты на примере героев Л.Н. Толстого.

Оборудование:

Оформление доски.

На левой стороне:

Добро – Всё положительное, хорошее, полезное.

Красота – Всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

Правда – 1. То, что соответствует действительности, истина.

2. Порядок, основанный на справедливости, честности.

Простота – Добродушие, простодушие.

Духовность – Свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

На правой стороне:

Богатство – 1. Обилие материальных ценностей, денег.

Благополучие - 1. Спокойное и счастливое состояние. Семейное благополучие

2. Жизнь в довольстве, полная обеспеченность. Материальное благополучие.

Карьера – 1. Путь к успехам, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также само достижение такого поприща.

Тексты романа (том 4, эпилог, т. II ).

На столе учителя:

· невзрачное растение с красивым цветком;

· нераспустившаяся веточка;

· хрустальная ваза,

· свеча

Ход урока:

1. Музыкальная заставка.

Звучит старинный вальс. (На фоне музыки )

Слово учителя : Ребята, вы, конечно, хорошо знаете героев романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир». А теперь посмотрите иллюстрации, прочтите фразы, вспомните и назовите их имена.

Ответы учащихся.

Спасибо, продолжим урок.

2. Объявление темы и цели урока.

Слово учителя. Тема нашего урока: «Истинная и ложная красота в романе». Цель урока: исследовать позицию автора романа и ответить на вопрос, «какую красоту автор считал истинной, а какую ложной».

3. Вопросы для обсуждения:

Согласны ли вы с точкой зрения Л.Н.Толстого, что нет красоты там, где нет простоты, добра и правды?

4. Словарная работа (эмансипация, шестидесятники ). Актуализация знаний учащихся.

5. Самостоятельная работа.

Слово учителя. Основной композиционный приём, которым пользуется Толстой в романе – антитеза. К противопоставлению писатель обращается для того, чтобы подчеркнуть положительные и отрицательные явления, образы, истинную и ложную красоту. Кто противопоставлен военным трутням в романе? Простые солдаты, скромный капитан Тушин, которыми руководят не личные, эгоистические, а народные, освободительные мотивы. Иными словами, красота истинная противопоставлена красоте ложной. Учитывая данную точку зрения, заполните таблицу.

Заполнение сравнительной таблицы “Истинная и ложная красота в понимании Л.Н.Толстого”

6. Аналитическая беседа по результатам самостоятельной работы.

Назовите образы, противопоставленные любимым героям Толстого.

Почему блистающие внешней красотой герои, тем не менее, для Толстого не красивы внутренне?

С чьей точкой зрения Толстой спорит в романе?

Что объединяет представителей светского общества?

Как Толстой понимает истинную красоту?

Ответы учащихся.

Внешняя красота таких персонажей, как Элен, Анатоль, Вера, Берг прикрывает пустое и холодное сердце, меркантильные интересы, голый расчёт.

Лев Николаевич Толстой спорит в романе с позицией светского общества, имеющего ложное представление о красоте.

Представителей светского общества объединяет то, что в людях они видят, прежде всего, содержимое кошелька, возможность протекции. Их объединяет фальшь, бездуховность, пошлость и безнравственность.

Писатель видел красоту в человеческих взаимоотношениях, в поведении, в мыслях и чувствах человека, в природе и в искусстве. Такие образы объединяет нравственная чистота, естественность, бескорыстие, любовь, великодушие, вера.

Слово учителя. Обобщим всё сказанное (учащиеся делают вывод по результатам самостоятельной работы). Кто же является носителем истинной красоты в романе для русского писателя? Вы, наверное, догадались, что это женский образ. А какой именно? Предлагаю вам ответить на этот вопрос, используя ассоциативное мышление. Для этого мы используем следующие предметы: цветок, ваза, веточка, свеча.

7. Дискуссия .

Слово учителя . Свой ответ, вы должны дать, представив аргументы из текста, показав позицию автора, и сделать вывод по своему ответу.

Итак, с каким образом у вас ассоциируется это невзрачное комнатное растение с распустившимся прекрасным цветком? Вы можете сделать символический рисунок в тетради и соотнести с героями романа.

Ученик (ца).

Это неприметное растение с красивым цветком ассоциируется у меня с образом княжны Марьи. У неё некрасивое, болезненное тело, тяжёлые шаги, некрасивое лицо. Но у Марьи Болконской большие, лучистые, прекрасные глаза – зеркало души. Она считала, что слишком некрасива, чтобы мечтать о счастье. Толстой писал, что лицо её преображалось, когда она думала о других или плакала. А после встречи с Николаем Ростовым княжна Марья стала совсем другой. У неё появились грудной голос, грация и женственность. Всё это, по-моему, стало притягательным для Ростова, и он полюбил её. Для Толстого она прекрасна, т.к. у неё прекрасная душа.

Ученик (ца). Эта ваза напоминает мне образ Элен. Ваза очень красивая, но холодная, пустая. И Элен Курагина блистает в обществе внешней красотой, но внутренне она совершенно пуста. Толстой подчёркивает её красивые плечи, руки, грудь, но на ней как будто лак от всех взглядов. Элен женила на себе Пьера, а потом ещё выбирала себе мужей. У неё красивая улыбка, но это дежурная улыбка, она скрывает безнравственность и пошлость, корыстолюбие и эгоизм – главные признаки представителей светского общества. Я согласна с позицией Толстого. Это «ложная» красота.

Слово учителя. (Учитель зажигает свечу). С кем из героев романа ассоциируется у вас зажжённая свеча?

Ученик. Мне эта свеча напоминает Наташу Ростову. Она так же отдаёт себя людям без остатка. Наташа не может жить без любви. «Сущность её жизни – любовь», – сказал Толстой. Любовь к близким, любимому, родине… Она любит танцевать, она в восхищается красотой ночи в Отрадном, но в то же время делает ошибки и страдает из-за них. А в целом, это изменяющийся к лучшему образ. Она умеет делать добро, она чистая, живая, искренняя, и её нельзя не любить. Окружающим от неё светло, как от зажжённой свечи.

Ученик. Нераспустившаяся веточка мне напоминает образ Пети Ростова, который совсем юным ушёл на войну и погиб.

Ученик. Болконский – яркий и «обжигающий», как пламя, он погиб совсем молодым, как потухла эта недогоревшая свеча.

Ученик. Невзрачное растение с красивым цветком ассоциируется с Наташей.

Ученик . Свеча – это Пьер Безухов. Он освещает всех своей добротой и любовью. Но он колеблется в своих мыслях, как колеблется на ветру пламя.

8. Аналитическая беседа (по образу Наташи).

Слово учителя. Вспомните, в какие моменты Толстой описывает её некрасивой, даже дурной внешне?

Ответы учащихся.

На именинах: «некрасивая, но живая девочка».

«Распустив свой большой рот … заревела» из сострадания к Соне.

Во время эвакуации из Москвы, когда вбежала к родителям, узнав, что они не хотят отдавать подводы раненым, лицо её было безобразным.

У постели раненого князя Андрея лицо Наташи «было страшно».

Слово учителя. В какие моменты она прекрасна, все любуются ею?

Ответы учащихся.

На своём первом балу она сияла от счастья.

Рядом с князем Андреем (до их помолвки).

На спектакле, где её заметили все, в том числе и Анатоль.

Учитель. Итак, мы с вами исследовали позицию автора романа «Война и мир». Так чья же красота истинная? Кто является носителем этой красоты?

Наташа Ростова.

(Звучит вальс из оперы Сергея Прокофьева «Война и мир».)

9. Работа с текстом.

Слово учителя. Н аряду с образами Андрея Болконского, Пьера Безухова, княжны Марьи, это любимый образ Льва Толстого, но ещё образ Наташи - идеал, истинной красоты. И наш урок был бы неполным без рассказа о ней в эпилоге романа. Ещё при жизни Толстого Наташа в эпилоге выдержала много критики. Обратитесь к тексту, найдите строки, показывающие Наташу после замужества (Эпилог, часть 1, глава X).

«…у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын…Она пополнела и поширела».

«Теперь часто видно было одно её лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка».

Слово учителя. Как теперь выглядела она?

Наташа опустилась, отказалась от светского общества, она «не заботилась ни о своих манерах, ни о деликатности речей», забыла о локонах и костюме…

Слово учителя. Почему? Что стало теперь главным в её жизни?

«Предмет, в который погрузилась вполне Наташа, – была семья, то есть муж… и дети, которых надо было носить, рожать, кормить, воспитывать».

Слово учителя. Какое у неё было отношение к мужу?

Наташа ревновала Пьера к Соне, к гувернантке, ко всякой красивой и некрасивой женщине”.

«Наташа у себя в доме ставила себя на ногу рабы мужа… Стоило ему выразить желание, чтобы Наташа вскакивала и бежала исполнять его».

Слово учителя. Такой предстаёт перед нами Наташа в эпилоге. Что вы не приемлете в образе замужней Наташи?

Неопрятность, ревность, мысли только о муже и детях, никаких увлечений, отказ от света.

Слово учителя. Ребята, сейчас вы подтвердили точку зрения, которая существует в литературной критике более 140 лет. Но поверили бы мы Толстому, если бы он нарисовал в эпилоге прежнюю Наташу – мать четырёх детей, порхающую на балах, мечтающую, чтобы её пригласили на танец? Нет, конечно. Могла ли быть иной мать, проводящая ночи без сна у постели больного ребёнка, поглощённая заботами о большой семье, встревоженная долгим отсутствием мужа? Значит, в эпилоге Наташа такая, какой хотел видеть женщину Лев Николаевич Толстой, эта перемена является логическим продолжением её характера. Именно в семье проявилась её настоящая красота, именно в семье она нашла настоящее счастье, о котором мечтает каждый человек. А как вы относитесь к выражению «плодовитая самка»?

Ответы учащихся.

Писатель сказал это с иронией. Кому так сказал Толстой? Может быть, он с кем-то спорил, изображая Наташу такой в замужестве?

10. Словарная работа.

Сообщение учащегося. В 60-х годах XIX века в России существовало движение эмансипации женщин. Их назвали “шестидесятниками”. Они боролись за права женщин быть наравне с мужчинами, за самоотречение от женских обязанностей. Это отразилось даже на женской моде: эмансипированные женщины отказались от корсетов, впервые надели брюки, что было крайне возмутительным в то время. Образ Наташи Ростовой, и противоречивый, и цельный, отражает отношение Толстого к семье и материнству. Русский писатель считал, что для женщины должно быть высшее призвание и назначение – материнство. Поэтому Наташа в эпилоге, пополневшая и поширевшая, – идеал Толстого. Возможно, этим образом Лев Николаевич спорил шестидесятниками, которые хотели уравнять в правах женщин с мужчинами.

10. Заключительное слово учителя. Так, начиная с первых страниц и заканчивая эпилогом, Толстой подводит нас к своему пониманию предназначения человека, его истинной красоты. И таким идеалом для Толстого была Наташа Ростова. И если бы писатель свой воплотил первоначальный замысел – написать о возвращающемся декабристе, мы не сомневаемся в том, что Пьер вышел бы на Сенатскую площадь в 1825 году. И так же мы не сомневаемся в том, что Наташа, конечно, поехала бы за ним в Сибирь. В этом образе звучит одна из главных идей романа: красота и счастье там, где есть простота, добро и правда.

Кто ещё из героев романа Толстого, на ваш взгляд, приближается к идеалу?

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ

14. Отметки .

Сочинение по тексту: “Я видел это на приго­родной танцплощадке. Весёлый, горбоносый, гибкий, с фиолетовым отливом чёрных глаз, он пригласил её танце­вать… ” Бондарев Ю. В.

Проблему истинной и ложной красоты человека поднимает писатель Ж Ю. Бондарев.

Случай, произошедший много лет назад на одной пригородной танцплощадке, потряс автора и врезался ему в память, о чем свидетельствуют слова НЕЛЬЗЯ ПОЗАБЫТЬ и само подробное повествование. Молодой человек с яркой, привлекательной внешностью решил выставить на посмешище девуш­ку, пригласив её на танец. Он изображал из себя городского кавалера, чувствуя собственное превосходство на фоне робкой, неумелой, некрасивой партнёрши. Девушка, конечно же, «поняла… всю его непростительную низость» и приняла этот вызов. Так на глазах у всех произошло чудо: самовлюблённый, высокомер­ный, весёлый красавец поблек, «переменился в лице», пытаясь скрыть свое cмущение. А неловкая дурнушка вдруг преобразилась в красавицу, исполненную достоинства и внутренней силы.

Проблема истинной и ложной красоты подробно и глубоко рассматривается в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Так, бездуховная, насквозь «телесная» Элен Курагина противопоставляется одухотворённой, обаятельной Наташе Рос­товой. Элен эгоистична, меркантильна, и поэтому она, по мнению писателя, без­образна. А Наташу делает поистине прекрасной напряжённая внутренняя работа, естественность, искренность, талант любить.

На мой взгляд, красота души освещает лицо человека особенно ярко в по­чтенном возрасте (она более заметна по контрасту с морщинами). Вспоминается Матрёна – главная героиня рассказа А. И. Солженицына «Матрёнин двор». Дей­ствительно, теплый, умиротворяющий свет исходит от этой русской женщины, с её смирением, мудростью и любовью к миру.

Подводя итог сказанному, можно заметить, что главным отличительным кри­терием истинности красоты человека является совершенство и безупречность его морального облика.

Здесь искали:

  • я видел это на пригородной танцплощадке
  • я видел это на пригородной танцплощадке сочинение егэ
  • проблема истинной красоты

Пример выполнения задания 17.3 на ЕГЭ по литературе с примерами и цитатами из текста.

Широко известен тот факт, что Лев Николаевич Толстой был благосклонно принят при дворе и какое-то время вращался в избранных кругах. Однако с возрастом писатель начал осознавать, как много лжи и фальши скопилось в этом высшем обществе, как притворно люди ведут себя по отношению друг к другу, как бесчестье прикрывает себя вуалью аристократического происхождения. Постепенно он покинул свет и начал искать правду среди простых крестьян и ремесленников, с которыми общался и открывал для себя много простого, но, в то же время, нового и удивительного. Именно поэтому в своей книге «Война и мир» автор поднимает тему истинности и ложности наших ценностей, понятий и принципов.

Абсолютно все составляющие в романе, начиная с названия и заканчивая идеями, строятся на контрастах: Кутузов и Наполеон, военные баталии и мирные сцены, искренние герои и лжецы. Противопоставляя одно другому, Толстой дает понять, что есть истинное и ложное в красоте, патриотизме и любви. Каждый человек должен определить это для себя, чтобы лучше понять мир, людей и, конечно же, самого себя.

Истинный и ложный патриотизм в романе Война и мир

В романе «Война и мир» есть настоящие и ложные, квасные патриоты. К примеру, многие дворяне перестали говорить по-французски и обрядились в сарафаны и кафтаны, когда началась война 1812 года. Князь Ростопчин, генерал-губернатор Москвы, и вовсе источал из себя безвкусные, наигранные, ура-патриотические воззвания, и это вместо того, чтобы действительно помочь и поддержать напуганных, отчаявшихся людей, покидавших родную землю.

Истинный патриотизм проявили простые люди, которые, будучи небогатыми, все равно сжигали свои дома, вещи, пашни, лишь бы ничего не оставить врагу, не помогать ему пожитками и кровом добраться до Москвы. Оставшись обездоленными, эти неизвестные герои шли в леса и организовывали партизанские отряды, а потом наносили французам сокрушительные удары, рискуя жизнью ради освобождения родины. В то же время многие дворяне не видели разницы между русским царем и иностранным захватчиком: свои личные интересы они ставили выше национальных. Они спокойно принимали захватчиков и лебезили перед ними ради сохранения своих привилегий.

Истинный и ложный героизм в романе Война и мир

Об истинном и ложном героизме задумывается князь Андрей, когда идет на войну ради славы. При Шенграбене он участвует в битве и видит подвиг батареи скромного и неловкого капитана Тушина, прорыв отряда капитана Тимохина, который обращал французов в бегство, смельчака Долохова, героически пленившего французского офицера. Герой не может разобраться, кто из них настоящий герой, хотя ответ лежит на поверхности. К примеру, Долохов требовал награды за свой поступок, хвастался им на построении, а Тушина за его скромность едва не лишили командования, и лишили бы, если бы за него не заступился Болконский. Кто же из них герой? Корыстный Долохов или неизвестный герой Тушин? Как решить, ведь оба они рисковали жизнью ради общей цели?

В битве при Аустерлице Андрей поднимает солдат на смертельный кровопролитный бой, которого можно было бы избежать. Герой, как и Долохов, польстился на славу и не считал головы, по которым шел к ней. Недаром Кутузов учил его беречь жизни, но Болконский этому совету не внял. Это и есть ложный героизм, в чем князь убедился на собственном опыте.

Истинная и ложная красота в романе «Война и мир»

Толстой описывает множество некрасивых женщин, ведь его задача – изобразить правду жизни. Например, о Наташе Ростовой он пишет: «Некрасивая, худая…», не забывает упомянуть некрасиво растянувшийся рот плачущей девушки, ее угловатость и несовершенства на лице. О княжне Болконской он и вовсе высказывается прямо: «Некрасивая княжна Марья…».

Зато завсегдательница салонов и балов Элен — ослепительная красавица. Она великолепно сложена, ее плечи вскружили даже самые горячие головы.

Однако истинная красота для Толстова заключается не во внешности: «Некрасивая княжна Марья всегда хорошела, когда плакала, а плакала она всегда не от обиды, а от грусти или жалости». Душа этой девушки была прекрасна и светила изнутри, когда ей давали волю. Наташа Ростова тоже красива в своем милосердии и простосердечии. Так же ее несравнимая ни с чем прелесть проявлялась в творчестве, ведь Наташа великолепно пела и талантливо танцевала.

Таким образом, истинная красота всегда выражается в естественности, доброте, творчестве, но никак не в аппетитных формах, лишенных духовного содержания. Тому, кто не понимает истинной красоты, не обрести счастья и гармонии в жизни, как Пьеру Безухову, который обманулся в Елен.

Смысл романа «Война и мир» заключается в перманентом движении к истине, ведь только те герои, которые смогли это движение совершить, поняли себя и обрели счастье.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Красота-это такая особая сила, способная увлечь, очаровать человека. Но красота бывает истинной и ложной, и тот, кто не умеет отличить одну от другой, легко может запутаться, попав под влияние ложной красоты, что зачастую чревато последствиями. В своем произведении "Война и мир" Лев Николаевич Толстой удачно показал это различие между истинной красотой и ложной.

С первых страниц романа Толстой знакомит нас с "идеальной" Элен-представительницей ложной красоты. Эта девушка так хороша собой, что не только все мужчины, но и женщины восхищаются ее привлекательностью, ее умением преподносить и держать себя в обществе. В разговорах она всегда занимает роль слушателя, потому что ей нечего сказать собеседнику, которого она, на самом деле, не слушает, витая в облаках, думая о чем-то своем, лишь улыбаясь в ответ.

Улыбка ее, как бы ни была прекрасна, остается фальшивой и наигранной. Если же Элен говорит, то что-то очень глупое и ненужное в этом разговоре, но ее окружение, такое же "пустое" и глупое, как она сама, не замечает этого. Элен цинична и эгоистична, она всегда знает, чего хочет и умеет добиваться своей цели любыми путями. Она знает, что ее внешность прекрасна, умеет пользоваться этой красотой ради своей выгоды, располагая к себе людей, очаровывая их и потом используя. Любовь для Элен не смысл жизни, а лишь один из способов получения выгоды. Ей не свойственны такие понятия как "нравственность", "человечность", "сострадание", "любовь". Она выходит замуж по расчету, чтобы обеспечить свою жизнь роскошью, балами и выходами в высший свет, где такие же "неживые" люди сплетничают, критикуют и обсуждaют друг друга. В течение романа Элен не развивaется, не меняется как личность и не вызывает никакого интереса у читателя, Толстой описывает только ее внешнюю красоту, ведь внутренней она просто не имеет.

Представительницей истинной красоты является Наташа Ростова-полная противоположность Элен. Внешне Наташа не красива, но она "живая" искренняя, настоящая, и людей это притягивает. Говорят, что глаза-зеркало души, и Толстой выделяет в Наташе именно оживленность глаз, заставляющую окружающих улыбаться. Ее некрасивость компенсируется набором лучших моральных качеств, которыми она похожа на Соню Мармеладову- героиню "Преступления и наказания" Достоевского, таких как: отзывчивость, доброта, сострадание, любовь, честность. В Наташе нет этой светской фальшивости, как у Элен, она не скрывает своих чувств и не боится их проявлять, не беспокоясь о чужом мнении. Не зря Толстой сравнивал ее с ребенком - символом чистоты и искренности. Хоть Наташе и не свойственна верность, но она любит искренне, всем сердцем. Она ошибается и признает свои ошибки, в дальнейшем служащие ей уроком, за который она платила муками совести, в отличии от Элен, "никогда не ошибавшейся". Наташе характерно сострадание и любовь к ближнему: до последней минуты она ухаживала за раненным Андреем, всегда плакала, когда Соне, ее подруге, было плохо, а когда Наташа отдала все подводы раненным в трудной ситуации, лишив свою семью целого состояния, что также является показателем ее щедрости и отзывчивости.

На сколько мы знаем, у безнравственной и бездуховной Элен, не любившей и не имевшей детей, в отличии от Наташи, имеющей трех дочерей и одного сына. Толстой называет Наташу "самкой", чем сближает ее с природой, показывая, что дарить, рожать детей - это истинное предназначение и счастье женщины, в этом ее красота. И это счастье заслуживает не каждая. Элен же вскоре умирает от болезни, и читатель про нее забывает.

Значит самое главное, что должно быть в человеке- его истинная красота, красота души. И это Толстой хорошо показал в романе "Война и мир".

Обновлено: 2018-05-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.