Виды памяти человека и их особенности. Основные виды памяти человека и их основные характеристики. Виды памяти по способу запоминания

Являясь одной из самых сложных психических функций человека, память имеет разные виды и формы . Выделяют такие виды памяти, как генетическая (наследственная), и прижизненная .

Генетическая память включает в основном инстинкты и почти не зависит от условий жизнедеятельности человека. Она хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Это единственный вид памяти, на который мы не можем влиять через обучение и воспитание. Генетическим путем из поколения в поколение происходит передача необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств.

Что касается прижизненной памяти , она является хранилищем информации, полученной с момента рождения и до смерти. Прижизненную память можно классифицировать по разным основаниям.

По наличию целевой установки и затрачиваемым на запоминание усилиям память можно разделить на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память - это автоматическое запоминание и воспроизведение информации, происходящее без усилий со сто­роны человека и установки на запоминание.

Произвольная память - запоминание со специальной установкой запомнить и требующее определенных волевых усилий.

По степени осмысленности память подразделяют на механическую и смысловую.

Механическая память основана на повторении материала без его осмысливания. При таком запоминании слова, предметы, события, движения запоминаются точно в таком порядке, в каком они и воспринимались. Механическая память выступает в форме способности к научению и приобретению жизненного опыта.Смысловая память предполагает осмысливание запоминаемого материала, которое основано на понимании внутренних логических связей между его частями. Осмысленное запоминание более действенно, поскольку требует от человека меньше усилий и времени.

В зависимости от установки на время хранения информации можно выделить кратковременную, оперативную и долговременную память.

Кратковременная память хранит информацию в среднем около 20 сек. Эта память сохраняет не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Она работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала.

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений в этой памяти определяется задачей, стоящей перед человеком, и рассчитан только на решение этой задачи. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной памятью.

Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Многократное и систематическое воспроизведение данной информации упрочивает ее следы в долговременной памяти. В долговременную память поступает информация, имеющая для человека стратегическое значение.

По материалу, сохраняемому памятью, ее можно разделить на когнитивную, эмоциональную и личностную.

Когнитивная память - процесс сохранения знаний. Знания, получаемые в процессе обу­чения, выступают сначала как нечто внешнее по отношению к личности, затем постепенно превращаются в опыт и убеждения человека.

Эмоциональная память - сохранение в сознании пере­живаний и чувств. Эмоциональная память на пережитое - непременное условие для развития способности к сопереживанию. Память на чувства - основа мастерства в ряде профессий (особенно связанных с искусством).

Личностная память обеспечивает единство самосознания личности на всех этапах ее жизненного пути. Человек не может стать личностью, если его память не хранит преемственности целей, поступков, отношений и убеждений.

По модальности сохраняемых образов выделяют словесно-логический и образный виды памяти личности .

Словесно-логическая память тесно связана со словом, мыслью и логикой. Человек, обладающий такой памятью, может быстро и точно запомнить смысл событий, читаемого текста, логику рассуждений. Этим видом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели.

Образную память подразделяют на зрительную, слуховую, двигательную, осязательную, обонятельную и вкусовую . Уровень их развития у каждого человека неодинаков, что позволяет говорить о словесно-логическом или образном видах памяти.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Данный вид памяти предполагает у человека способность к воображению, что способствует хорошему запоминанию зрительных образов.

Слуховая память - это запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков (музыкальных, речевых). Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам и музыкантам.

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании трудовых и спортивных умений и навыков.

Осязательная, обонятельная и вкусовая память играют в жизни человека меньшую роль, которая в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей, а также к обеспечению безопасности и са­мосохранения организма.

Память играет важнейшую роль в жизни человека. Наша психика не только получает непосредственную информацию об окружающем мире при помощи органов чувств и благодаря мышлению, но и хранит , накапливает ее. В течение всей жизни мы узнаем что-то новое и накапливаем информацию благодаря памяти. Сергей Леонидович Рубинштейн указывал, что без памяти человек представлял бы собой «существо мгновения», а, по словам Ивана Михайловича Сеченова , он постоянно находился бы в положении новорожденного. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшим познавательным процессом .

Нельзя утверждать, что вся информация, с которой человек сталкивается в своей жизни, надолго хранится в психике. Память человека избирательна и работает по своим законам . С одной стороны, в психике сохраняется значимая для жизни индивида информация, а с другой - человек «избавляется» от «лишней» информации. Если бы сохранялась вся несущественная информация, то нервные сети оказались бы настолько перегруженными, что мозг, в конце концов, уже не мог бы отделять главное от второстепенного, а его бы деятельность была полностью парализована. Это и позволяет утверждать, что память - представляет собой способность не только к запоминанию, но и к забыванию.

Память - психический познавательный процесс, заключающийся в запечатлении, сохранении и последующем воспроизведении информации (того, что человек отражал, делал, переживал), что делает возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. К памяти относится и процесс забывания.

Таким образом, память - это важнейшее условие психической жизни личности. Она обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

Исследования памяти ведутся в рамках различных подходов. Физиологический подход сводится к изучению физиологических механизмов запоминания и сохранения информации. Например, О. Хебб (1949) установил, что информация кратковременно запоминается в психике благодаря возникновению электрической импульсной активности в замкнутых цепях нейронов, а переход этой информации в долговременную память связан с устойчивыми изменениями, возникающими в результате многократного прохождения импульсов через одни и те же синапсы («синапс» - место соединения нервных клеток). Это облегчает последующее прохождение биотоков по этим путям.

В исследованиях советского ученого Е. Н. Соколова показано, что повторяющееся воздействие внешнего раздражителя приводит к формированию в нервной системе «следа», сохраняющего параметры раздражителя. Этот след назван ученым «нервной моделью стимула». Биохимический подход предполагает, что память функционирует благодаря определенным химическим изменениям в нервных клетках. Признается, что сигналы из внешнего мира вызывают химические изменения в нервных клетках. При этом происходит перегруппировка между различными типами белковых молекул нейронов, что и является предпосылкой запоминания. Психологический подход исследования памяти связан с положениями ряда теорий относительно психических механизмов запоминания. Рассмотрим идеи некоторых теорий.


1. Ассоциативное направление . Представители данного направления считают, что в основе памяти лежат ассоциации (ассоциация - связь между двумя психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого). Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Мы можем, встретившись с одним из этих предметов, по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то, по мнению представителей этого направления, - значит связать то, что требуется запомнить, с чем-то уже известным - образовать ассоциацию.

2. Гештальттеория . При объяснении функционирования памяти сторонники данной теории используют понятие «гештальт », обозначающее целостную структуру, организацию, не сводимую к сумме составляющих его частей. В качестве основы образования связей здесь признается организация материала, которая определяет и аналогичную структуру следов в мозгу по принципу изоморфизма, т.е. подобия по форме.

3. Психоаналитическое направление . Психоаналитики большое внимание уделяют роли бессознательного уровня психики в запоминании, сохранении, забывании информации. В частности, ими показана значительная роль ранних эмоциональных переживаний, следы которых могут влиять на всю последующую жизнь человека. Также особое внимание уделяется ими тому, как негативная информация (воспринимаемая как несущая угрозу для Я) вытесняется из сознания и проявляет себя через сновидения, юмор, оговорки и другие проявления бессознательного.

4. Деятельностный подход . Основная идея, которая отстаивается учеными в рамках данной теории, сводится к следующему: процессы и механизмы памяти обусловлены содержанием и организацией осуществляемой человеком деятельности. Большое значение в изучении памяти имеет исследование конкретных механизмов интериоризации (интериоризация - формирование внутренних структур психики в результате усвоения структур внешней деятельности). Во многом на положениях именно этой теории строится учебная деятельность в школе: уделив должное внимание созданию оптимальных условий для учебной деятельности, мы способствуем развитию памяти детей.

Итак, согласно представлениям отечественных психологов физиологической основой памяти являются следы бывших раннее нервных процессов, сохраняющихся в коре больших полушарий головного мозга в результате пластичности нервной системы. Любой вызванный внешним раздражением нервный процесс, будь то возбуждение или торможение, не проходит для нервной ткани бесследно, а оставляет в ней «след» в виде определенных функциональных изменений, которые облегчают течение соответствующих нервных процессов при их повторении, а также их повторное возникновение при отсутствии вызвавшего их раздражителя.

Виды памяти .

Существует несколько подходов к классификации видов памяти. Наибольшее распространение в психологии получили классификации по следующим основаниям: 1) по характеру психической активности; 2) по длительности сохранения; 3) по характеру целей деятельности, 4) в зависимости от способа запоминания.

1) По характеру психической активности , преобладающей в деятельности, память делят на 1) двигательную , 2) эмоциональную , 3) образную и 4) словесно-логическую .

Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений, и их последовательности. Данный вид памяти лежит в основе освоения таких конкретных видов деятельности, как ходьба, письмо, вождение автомобиля, спорт, вязание и др.

Эмоциональная память - это запоминание переживаний в связи с восприятием каких-либо значимых объектов, событий, ситуаций.

Образная память - это память, при которой информация запоминается в виде представлений (образы предметов, природы, искусства, запахов и т.д.). Условно можно сказать, что при образной памяти речь идет о запоминании образов восприятия (информации, полученной при помощи органов чувств). Когда человек способен сохранять и воспроизводить ранее воспринятые образы предметов и событий в самых подробных деталях, говорят о проявлении эйдетизма (или эйдетической памяти).

Словесно-логическая память связана с формами и операциями мышления и позволяет усваивать посредством слов продукты человеческой культуры.

2) По длительности сохранения воспринятой информации память бывает долговременной , кратковременной и оперативной (иногда выделяют также мгновенную и генетическую).

Кратковременная память - это быстрое запоминание информации на короткий срок. В течение каждого дня мы воспринимаем и запоминаем самую различную информацию, которая практически сразу забывается нами. Например, если вы переходите улицу и уступаете проезжающей машине, то чаще всего информация о ней вами будет забыта. Если же вас спросить об этом сразу, вы вероятнее всего сможете вспомнить цвет, форму и некоторые другие особенности машины.

Долговременная память - сохранение информации в психике в течение длительного времени. Считается, что долговременная память - самая сложная и важная система памяти, так как именно благодаря ней человек накапливает и трансформирует свой жизненный опыт. Информация запоминается нами на длительное время по разным причинам. Так, мы надолго запоминаем информацию, если: многократно воспринимаем те или иные объекты, ситуации, людей; при запоминании у нас возникают сильные эмоциональные переживания; если воспринимаемая информация очень значима для нас и др.

Оперативная память обеспечивает запоминание и сохранение информации, необходимой для обеспечения текущей деятельности. После прекращения деятельности эта информация чаще всего забывается, либо попадает в долговременную память.

3) По характеру целей деятельности память может быть произвольной и непроизвольной .

Непроизвольная память - это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить и, соответственно, не затрачивается никаких волевых усилий.

В тех случаях, когда мы целенаправленно запоминаем нужную нам информацию, говорят о произвольной памяти . Произвольная память важна в любой деятельности, осуществляемой человеком:

4) Кроме того, в зависимости от способа запоминания память может быть механической и смысловой . Механическая память предполагает запоминание информации посредством многократного повторения, без установления смысловых связей между разными объектами. Смысловая память связана с установлением смысловых связей между запоминаемой и имеющейся в психике информацией. Помимо смысловой связи человек может использовать и ассоциативные связи. Некоторые ученые считают, что продуктивность смыслового запоминания информации примерно в 25 раз выше механического.

Который позволяет человеку сохранять и восстанавливать при определенных условиях большое количество всевозможной информации, получаемой мозгом как от собственного тела, так и извне, именуется памятью. Человек запоминает не только то, что он воспринимает или ощущает, но и то, о чем он думает.

Связь памяти с иными психическими процессами

Память имеет тесную связь с чувствами, мышлением, волей. Так, воображение и мышление невозможны без участия памяти, ведь именно она хранит знания и впечатления, являющиеся материалом для образной и логической переработки посредством этих процессов. Связь памяти с чувствами проявляется в том, что человек запоминает и воспроизводит пережитые им чувства, что может происходить как непроизвольно, так и произвольно. Второй случай демонстрирует связь памяти и воли. Итак, память человеку необходима. Она дает возможность сохранять, накапливать, а затем использовать собственный жизненный опыт и частично опыт других людей, который усваивается в виде навыков, знаний, умений. Но человек запоминает далеко не все, что проходит через его сознание и воздействует на его мозг, а только то, что связано с его деятельностью, интересами, потребностями. Избирательна наша память!

Виды памяти

В зависимости от своеобразия удерживаемой информации можно выделить следующие виды.

  • Сенсорная память. Она характеризуется запоминанием образов явлений и предметов или же их свойств, ранее воздействовавших на органы чувств. Исходя из канала поступления информации ее можно подразделить на такие виды памяти, как осязательную, зрительную, вкусовую, слуховую, обонятельную. Так, зрительная память проявляется в запоминании формы, величины, цвета предметов, а, например, слуховая - в запоминании, узнавании и воспроизведении мелодий, речи, звуков и т. д.
  • Моторная память. Она проявляется в запоминании движений своего же тела. Именно благодаря ей образуются двигательные навыки: производственно-трудовые, спортивные и проч.
  • Эмоциональная память. Она заключается в запоминании пережитых эмоций и чувств.
  • Словесно-смысловая (вербально-логическая) память. Она характеризуется запоминанием мыслей, выраженных словесно. Важны все виды памяти человека, но эта имеет особенное значение. Она служит основой логического мышления, то есть посредством ее происходит усвоение знаний.

Механическая и логическая виды памяти

Человек не всю информацию, хранимую памятью, осмысливает одинаково. Исходя из степени осмысления, выделяют 2 вида памяти.

  • Механическая. Ее суть - в запоминании информационного материала без понимания его смысла, например, заучивание иностранных слов, запоминание телефонных номеров, зазубривание текста учебника.
  • Логическая. Она основана на понимании смысла информации.

Кратковременная и долговременная виды памяти

Часто кратковременную память называют оперативной, так как она особенно важна для операторов - лиц, которые обслуживают автоматизированное производство. Чтобы принять какое-либо решение, оператор на короткое время запоминает появляющийся на сигнализационной доске звуковой или световой сигнал, имеющий конкретное значение. Выполнив необходимую операцию, обозначенную сигналом информацию следует забыть и переключить внимание на другие сигналы. Если же используемую в деятельности информацию необходимо запомнить на длительное время, она переходит посредством закрепления в белковых молекулах клеток нервов в долговременную память.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Память – вид умственной деятельности и одна из психических функций, работа которой напоминает работу компьютера, ведь сначала информация кодируется, затем сохраняется, и потом уже, по необходимости открывается нужный файл. И сегодня я расскажу о том, какие существуют виды памяти у человека, чтобы вы знали, как ими пользоваться, чтобы эффективно запоминать и управлять информацией.

Введение

Чтобы быть работоспособным, осознанным, хорошо чувствовать себя как физически, так и эмоционально, нам необходима хорошая память. Ведь, как мы будем выполнять свои обязанности, если будем много чего забывать? Для развития и продвижения нам просто необходимо уметь не только улавливать информацию разными способами, но и хранить её, чтобы в подходящий момент воспользоваться. Иначе мы бы были похожими на младенцев, или, если верить мифу, на рыбок, которые могут помнить что-то только 3-4 секунды. Она многолика, поэтому обязательно следует добавлять прилагательное, которое объясняет её направленность и тип, а также уникальна, ведь, по факту, с её помощью мы можем соединить вместе прошлое, настоящее и будущее.

Классификация

Их характеристика определяется по следующим признакам:

По характеру психической деятельности

1.Образная

Это процесс запоминания, воспроизведения и сохранения непосредственно образов и представлений и имеет такие типы:

  • Зрительная – у кого хорошо развита, обычно с воображением не имеют проблем. Необходима людям с творческой профессией, например, художникам, композиторам…
  • Слуховая – запоминание звуков. Когда низкий уровень, становится сложно учить иностранные языки и вообще воспринимать на слух материал.
  • Вкусовая
  • Тактильная
  • Обонятельная

Последние 3 вида необходимы только для удовлетворения естественных, биологических потребностей (о них вы можете почитать ). Делать на них акцент следует только людям, профессия которых непосредственно связана с ними, к примеру, дегустаторам или парфюмерам.

Существует интересный факт, проводились исследования во время учебного процесса, в ходе которых было выявлено, что число тех студентов, которые прослушали лекцию и на следующий день могли пересказать её, составило только 10%. При этом, процент возрастал до 30 при самостоятельном прочтении, когда было задействовано зрение. Если они её ещё и повторяли, воспроизведя кому-то, то цифра составляла уже 50%. А практическая отработка материала, чтобы закрепить в виде навыка, достигала 90% успеха.

2.Двигательная

Это возможность запоминать и воспроизводить движения. У ребенка она появляется раньше остальных. С её помощью он учится познавать мир и развиваться. Благодаря ей мы, не практикуясь ездить на велосипеде лет 15, садимся, боимся, и при этом уверенно крутим педали, потому что тело помнит, как это делается.

3.Эмоциональная

На самом деле самая надёжная, и проявляется уже у полугодовалых малышей, которые радуются приближению приятных, близких людей и плачут, если появляется тот, кто когда-то напугал и прочее. Так устроена психика, что приятные моменты откладываются более надёжно, чем негативные. Но есть люди, которых называют обидчивыми, в силу того, что у них происходит наоборот.

4.Словесно – логическая

Уделяется внимание словам, мыслям, а также логике. Об этом типе мышления и о том, что он присущий только человеку, я рассказывал в статье . Таким людям проще запоминать формулы, термины, прочитанные книги... Появляется у ребёнка уже в возрасте 3-4 лет и ухудшается с возрастом. Может быть:

  • Механической – когда принудительно приходится заучивать какой-то набор слов, или просто повторяя текст, не включаясь в его смысл.
  • Логической – когда приходится привлекать ассоциации или ранее изученные термины.

По продолжительности сохранения материала


  1. Мгновенная – удерживает материал, который был получен органами чувств, не обрабатывая его.
  2. Кратковременная, является рабочей, и хранит данные в течение 20 секунд, но в будущем их возможно будет воспроизвести. Очень ценна для нас, так как даёт возможность переработать и отсеять ненужный материал. Обязательным условием для запоминания является обращение внимания. К примеру, вы могли много раз смотреть на свои часы, но если задать вопрос о том, какие именно там цифры, арабские или римские, вы затруднитесь ответить, пока специально не заострите внимание на этом нюансе. Также длительность сохранения зависит от объёма, и когда кратковременная память переполнена, новые данные замещают старые, которые удаляются безвозвратно. Бывали случаи, когда с кем-то знакомились, а потом не могли вспомнить имя? Вот-вот. Но, если это имя для вас важно, вы можете повторить его несколько раз, и оно отложится в следующий тип.
  3. Оперативная. Задаётся определённое время хранения данных, которые после исполнения задачи удаляются. Помните, как бывало в период студенчества, когда за одну ночь готовились к экзамену, а после успешной сдачи как будто наступала амнезия?
  4. Долговременная. Её особенности заключаются в том, что начинает свою работу не сразу, а по прошествии какого-то времени. К тому же данные надёжней закрепляются, если часто воспроизводятся.

По степени осознанности

  • Имплицитная — возникает без участия сознания. Например, человек усваивает ценности общества и семьи, не совсем понимая, как себя ведёт и какими принципами руководствуется в жизни. То есть, не осознаёт те знания, которые у него имеются.
  • Эксплицитная – соответственно осознанное пользование своими знаниями.

По характеру участия воли

  1. Произвольная – что-то пытаемся запомнить, применяя усилия, усердие.
  2. Непроизвольная – автоматически, порой, не обращая внимания. Бывали у вас ситуации, когда вы недоумевали, откуда знаете о чём-то? А всё потому, что когда-то заинтересовались чем-то, но особого значения не придали, а материал отложился.

От целей исследования


  • Генетическая – благодаря ей мы обладаем инстинктами, рефлексами…
  • Эпизодическая – хранит части информации, зафиксировав ситуацию, в которой была получена. Чтоб было понятнее, приведу пример. Вы попадаете в новый город, и прогуливаясь, обращаете внимание на магазины, продавцов, вывески, по которым будете потом ориентироваться, возвращаясь обратно, чтобы не заблудиться.
  • Репродуктивная – это воспроизводство чего-то путём воспоминания. Например, художник пишет портрет девушки, которая впечатлила его в автобусе.
  • Реконструктивная – восстанавливает изначальную форму чего-то. Женщина, потеряв рецепт, пытается вспомнить, какие и в какой последовательности класть продукты в борщ.
  • Ассоциативная – когда мы устанавливаем связи, чтобы воспроизводить нужную информацию. Например, разговаривая с подругой, которая рассказывает, что была в новом ресторане и отведала прекрасный десерт, вам приходит в голову, что забыли купить печенье к чаю.
  • Автобиографическая – это события из жизни, которые удерживаются в голове и проявляются с помощью воспоминаний.

Механизмы

Я приведу здесь основные процессы, которые приходится проходить каждому ежедневно:

  1. Запоминание – это процесс, при котором новое закрепляется при помощи связывания его со старым, уже приобретённым. Является избирательным.
  2. Сохранение – переработка и удержание необходимых данных.
  3. Воспроизведение – извлечение сохранённой информации.
  4. Забывание – избавление от не нужного, или чем очень давно не пользовались. Может быть как позитивным, когда, к примеру, стирает события, которые вызывали неприятные ощущения, мешали двигаться вперёд, или просто перегружали. А также, негативные, когда полезные и нужные данные стираются целыми блоками, и появляется необходимость обратно их изучать.

Заключение

Напоследок хочется сказать, что не только психология уделяет внимание этим сложным процессам с целью изучить характер и направленность личности, а также физиология с биохимией исследуют образование нервных связей и изменение состава нашей РНК (рибонуклеиновая кислота).

О том как развивать свою память вы можете прочитать в статье: « ».

И вообще, я рекомендую каждый день тренировать свою память, что бы держать мозг в тонусе и в старости сохранить свою активность. Вот лучшие курсы , на территории России по развитию памяти.

На этом всё, уважаемые читатели! Подписывайтесь на блог, чтобы не пропустить интересные рекомендации о том, как прокачать и улучшить свою память. Успехов вам!

— интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности.

Способность хранить информацию и избирательно ее актуализировать, использовать для регулирования поведения — основное свойство мозга, обеспечивающее взаимодействие индивида со средой. Память интегрирует жизненный опыт, обеспечивает непрерывное развитие человеческой культуры и индивидуальной жизнедеятельности. На основе памяти человек ориентируется в настоящем и предвидит будущее.

Начало экспериментального изучения памяти было положено в конце XIX в. исследованиями немецкого психолога Г. Эб- бингауза (1850-1909), обобщенными в его работе «О памяти» (1885). Это был первый выход психологического эксперимента за пределы сенсорных процессов. Г. Эббингауз вывел «кривую забывания», графически иллюстрирующую наибольший процент забывания в период, непосредственно следующий за заучиванием нового материала. В настоящее время в связи с актуализацией проблемы машинного накопления и поиска информации память становится объектом междисциплинарных исследований. Но от машинной, электронной памяти память человека отличается активно-реконструктивным сохранением материала. Человеческая память подвержена влиянию социо-культурных факторов.

В процессе развития индивид все в большей мере ориентируется на смысловые, семантические связи запоминаемых структур. Один и тот же материал по-разному хранится в памяти в зависимости от структуры личности, ее потребностно-мотивационных особенностей. Память машины — механическая память. Память человека — ценностно-интегрированное хранение информации. Накопление материала в памяти (архивация) осуществляется в двух блоках: в блоке эпизодической и в блоке семантической (смысловой) памяти. Эпизодическая память автобиографична — в ней хранятся различные эпизоды из жизни индивида. Семантическая же память нацелена на категориальные структуры, сформированные в культурно-исторической среде. Здесь же хранятся все исторически сформированные правила логики умственных действий и построения языка.

Особенности памяти человека

В зависимости от особенностей запоминаемого материала существуют специальные способы его кодификации, архивации и извлечения. Пространственная организация среды кодируется в форме схематических образований из смысловых опорных точек, характеризующих наше физическое и социальное окружение.

Последовательно наступающие явления запечатлеваются в линейных структурах памяти. Формально организованные структуры запечатлеваются ассоциативными механизмами памяти, обеспечивающими группировку явлений и предметов по определенным признакам (предметы быта, труда и т. п.). Все смысловые значения категоризуются — относятся к различным группам понятий, находящихся в иерархической взаимозависимости.

От организации материала в памяти зависит возможность его быстрой актуализации, извлечения. Информация воспроизводится в той связи, в какой она первично формировалась.

Многие жалуются на плохую память, но не жалуются на плохой ум. Между тем ум, способность устанавливать взаимосвязи и является основой памяти.

Извлечение усвоенного материала из памяти в целях использования при узнавании, припоминании, воспоминании называется актуализацией (от лат. actualis — действительный, настоящий). Необходимый материал мы ищем в памяти точно так же, как необходимую вещь в кладовой: по предметам, находящимся по соседству. Образно говоря, в фонде нашей памяти все развешено «на крючках» ассоциаций. Тайна хорошей памяти — в установлении прочных ассоциаций. Вот почему люди лучше всего запоминают то, что связано с их житейскими заботами, профессиональными интересами. Энциклопедическая эрудиция в одной сфере жизни может сочетаться с невежеством в других сферах. Одни факты задерживаются в нашем сознании силой других хорошо известных нам фактов. Механическое же «задалбливание», «зубрежка» — самый неэффективный способ запоминания.

Возможности актуализации у человека значительно шире, чем это ему представляется. Трудности памяти, скорее, трудности воспроизведения, чем трудности сохранения. Абсолютного забвения впечатлений не существует.

Фонд человеческой памяти пластичен — с развитием личности происходят изменения и в структурных образованиях его памяти. Память неразрывно связана с деятельностью индивида — прочно запоминается то, что включено в активную деятельность человека, отвечает его жизненной стратегии.

Операциональная система поведения и деятельности человека, т. е. его умения и навыки — запечатленные в памяти образы оптимальных, адекватных действий. При многократном повторении необходимых действий из них устраняются ненужные, излишние движения, в памяти закрепляется образ оптимального действия, отдельные операции интегрируются в единый функциональный комплекс.

Память, интеллект, чувства и операциональная сфера индивида — единое системное образование.

Память — психический механизм ориентации человека как во внешнем, так и во внутреннем, субъективном мире, механизм локализации событий во времени и в пространстве, механизм структурного самосохранения личности и ее сознания. Нарушения памяти означают нарушения личности.

Классификация явлений памяти

Различаются процессы памяти — запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание и формы памяти — непроизвольная (непреднамеренная) и произвольная (преднамеренная).

В зависимости от вида анализаторов, сигнальной системы или участия подкорковых образований мозга различают виды памяти: образную, логическую и эмоциональную.

Образная память — представления — классифицируется по видам анализаторов : зрительная, слуховая, двигательная и т. д.

По способу запоминания различают непосредственную (прямую) и опосредованную (косвенную) память.

Связь между запоминанием и воспроизведением

След от каждого впечатления бывает связан со множеством следов сопутствующих впечатлений. Косвенное запоминание и воспроизведение — это запоминание и воспроизведение данного образа по той системе связей, в которую образ входит, — по ассоциациям. Непрямое, ассоциативное всплывание образов психологически гораздо содержательнее, чем прямое запоминание, оно приближает явления памяти к явлениям мышления. Основная работа памяти человека состоит из запоминания и воспроизведения следов по ассоциациям.

Различаются три вида ассоциаций.

Ассоциация по смежности. Это элементарный вид связи без существенной переработки информации.

Ассоциация по контрасту. Это связь двух противоположных явлений. Данный вид связей основан уже на логическом приеме противопоставления.

Ассоциация по сходству. Воспринимая одну ситуацию, человек по ассоциации вспоминает другую сходную ситуацию. Ассоциации по сходству требуют сложной переработки полученной информации, выделения существенных признаков воспринимаемого объекта, обобщения и сопоставления с тем, что хранится в памяти. Объектами ассоциации по сходству могут быть не только наглядные образы, но и понятия, суждения, умозаключения. Ассоциации по сходству — один из существенных механизмов мышления, основа логической памяти.

Таким образом, по способу запоминания память может быть механической и ассоциативной (смысловой).

Системы памяти человека

Рассмотрим системы памяти. В любом виде деятельности задействуются все процессы памяти. Но различные уровни деятельности связаны с функционированием различных механизмов, систем памяти.

Различаются следующие четыре взаимосвязанные системы памяти: 1) сенсорная; 2) кратковременная; 3) оперативная; 4) долговременная.

Сенсорная память — непосредственный чувственный отпечаток воздействующего объекта, непосредственное запечатление сенсорных воздействий, т. е. сохранение наглядных образов в виде четкого, полного отпечатка чувственных воздействий объекта на очень краткий промежуток времени (0,25 сек). Это так называемые послеобразы. Они не связаны с закреплением следов и быстро исчезают. Этот вид памяти обеспечивает непрерывность, целостность восприятия динамических, быстроизме- няюшихся явлений.

Кратковременная память — непосредственное запечатление совокупности объектов при одноактном восприятии ситуации, фиксация объектов, попавших в поле восприятия. Кратковременная память обеспечивает первичную ориентировку при одномоментном восприятии обстановки.

Время функционирования кратковременной памяти — не более 30 сек. Объем ее ограничен пятью-семью объектами. Однако при воспроизведении образов кратковременной памяти из них может извлекаться дополнительная информация.

Оперативная память — избирательное сохранение и актуализация информации, необходимой только для достижения цели данной деятельности. Продолжительность оперативной памяти ограничивается временем соответствующей деятельности. Так, мы запоминаем элементы фразы, чтобы осмыслить ее в целом, помним определенные условия задачи, которую решаем, помним промежуточные цифры при сложных вычислениях.

Продуктивность оперативной памяти определяется способностью человека организовывать запоминаемый материал, создавать целостные комплексы - единицы оперативной памяти. Примерами использования различных блоков оперативных единиц может служить чтение по буквам, слогам, целым словам или комплексам слов. Оперативная память функционирует на высоком уровне, если человек видит не частные, а общие свойства различных ситуаций, объединяет сходные элементы в более крупные блоки, перекодирует материал в единую систему. Так, запомнить номер АБД125 легче в виде 125125, т. е. перекодировав буквы в цифры соответственно месту букв в алфавите.

Функционирование оперативной памяти сопряжено со значительным нервно-психическим напряжением, так как она требует одновременного взаимодействия ряда конкурирующих центров возбуждения. При оперировании с объектами, состояние которых изменяется, в оперативной памяти может удержаться не более двух переменных факторов.

Долговременная память — запоминание на длительный срок содержания, имеющего большую значимость. Отбор информации, входящей в долговременную память, связан с вероятностной оценкой его будущей применимости, предвидением будущих событий.

Объем долговременной памяти зависит от релевантности информации, т. е. от того, какой смысл информация имеет для данного индивида, его ведущей деятельности.

Типы памяти — индивидуально-типологические особенности памяти

Они различаются по следующим качествам, встречающимся в различных комбинациях: объем и точность запоминания; скорость запоминания; прочность запоминания; ведущая роль того или иного анализатора (преобладание у данного человека зрительной, слуховой или двигательной памяти); особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем (образный, логический и средний типы).

Различные сочетания индивидуально-типологических особенностей дают многообразие индивидуальных типов памяти (рис. 1).

Существуют большие индивидуальные различия в скорости запоминания материала и продолжительности его сохранения в памяти. Так, в ходе психологических опытов было установлено, что для запоминания 12 слогов одному человеку требуется 49 повторений, а другому — лишь 14.

Существенная индивидуальная особенность памяти — направленность на запоминание определенного материала. Известный криминалист Г. Гросс рассказывал о крайне плохой памяти своего отца на имена людей. Отец не мог безошибочно сказать, как зовут его единственного сына, в то же время он очень точно и надолго запоминал разнообразный статистический материал.

Одни люди запоминают материал непосредственно, а другие стремятся использовать логические средства. У одних память близка к восприятию, у других — к мышлению. Чем выше уровень умственного развития человека, тем больше его память приближается к мышлению. Интеллектуально развитый человек запоминает преимущественно с помощью логических операций. Но развитие памяти не находится в прямой связи с интеллектуальным развитием. У некоторых людей очень развита образная (эйдетическая) память.

Рис. 1. Классификация явлений памяти