Конспект урока на тему "сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными". Предназначение поэта и тема невыразимого в лирике А.А. Фета Тема: СПП с несколькими придаточными

«Я видел твой млечный, младенческий волос…» Афанасий Фет

Я видел твой млечный, младенческий волос,
Я слышал твой сладко вздыхающий голос —
И первой зари я почувствовал пыл;
Налету весенних порывов подвластный,
Дохнул я струею и чистой и страстной
У пленного ангела с веющих крыл.

Я понял те слезы, я понял те муки,
Где слово немеет, где царствуют звуки,

Где дух покидает ненужное тело,
Где внемлешь, что радость не знает предела,
Где веришь, что счастью не будет конца.

Анализ стихотворения Фета «Я видел твой млечный, младенческий волос…»

Будучи уже пожилым человеком, Фет не прекращал писать о любви. Более того – его поздняя интимная лирика по силе, страсти, искренности выражения чувств ничуть не уступает произведениям молодых талантливых поэтов. При этом никаких романов у Афанасия Афанасиевича в старости не было. Его стихотворения – воспоминания о давно прекратившихся отношениях, воспоминания очень яркие, наполненные мельчайшими деталями. Среди величайших образцов любовной поэзии Фета, написанных на излете жизни, — «Я видел твой млечный, младенческий волос…» (1884). И если его ранняя интимная лирика зачастую носила характер камерный, то рассматриваемое произведение звучит мощно, масштабно и даже несколько торжественно.

Поэзия Фета удивительно музыкальна – это давно заметили и литературоведы, и простые читатели. Стремясь словами выразить невыразимое, Афанасий Афанасиевич часто прибегал к образам, которым нет нужды искать буквальное толкование – их необходимо воспринимать только в целостности, словно аккорд, состоящий из разных звуков. Сам поэт говорил, что музыка и лирика – «не только родственны, но и нераздельны». Искусство давало Фету возможность укрыться от прозаической действительности, от меркантильности, мелочности, ежедневных бытовых проблем. Впрочем, не стоит забывать, что Афанасий Афанасиевич, вернув себе дворянство, стал крепким хозяйственником, имение которого процветало и приносило неплохой доход. Двойственность его натуры (с одной стороны – поэзия и музыка, с другой – счета и мудрые деловые решения) нередко вызывали насмешки со стороны современников.

В стихотворении «Я видел твой млечный, младенческий волос…» важную роль играет антитеза – скучная реальность противопоставлена высшему миру:
…Где слово немеет, где царствуют звуки,
Где слышишь не песню, а душу певца,
Где дух покидает ненужное тело…
Эти три строки довольно точно передают характер значительной части фетовской лирики. Невыразимое легче выразить через музыку, нежели при помощи слов. Хорошо исполненная песня действительно отходит на второй план, на передний выводя душу певца. Тело – бренная оболочка, необходимая для того, чтобы наслаждаться всеми благами жизни земной, но в мире ирреальном она ни к чему. Согласно стихотворению «Я видел твой млечный, младенческий волос…», самый простой путь в этот благословенный высший мир – любовь. Именно она помогла лирическому герою оторваться от земли, поверить, что «счастью не будет конца».

Тема: сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

Цель: уметь распознавать предложения с несколькими придаточными; знать различные типы связи в предложениях с несколькими придаточными; формировать навык постановки знаков препинания.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник

Ход урока

1. Беседа:

-Какие виды сложноподчинённых предложений вам известны?

-В каких случаях не ставится запятая между частями сложноподчи¬нённого предложения?

В каких случаях однородные придаточные могут отделяться точкой с запятой?

2. Упражнение

II. Тренировочные упражнения.

1. Записать предложения. Определить тип подчинения. Выделить грамматическую основу. Обозначить орфограмму «Гласные в приставках».

Счастье завоёвывается и вырабатывается, а не получается в гото¬вом виде из рук благодетеля. И самая важная часть задачи состоит имен¬но в том, чтобы составить себе понятие о счастье и отыскать ту доро¬гу, которая должна к нему привести. Когда жизненная борьба уже превратилась в сознательное стремление к определённой цели, тогда чело¬век может уже считать себя счастливым, хотя бы ему пришлось упасть

и умереть на дороге...

Как понимает, что такое счастье, Д. Писарев?

2. Выразите письменно согласие или несогласие с утверждением критика. Предложение начните так:

Я согласен (не согласен) с тем, что если.... Полагаю, что, для того чтобы....

3. Записать предложения. Обозначить орфограмму «Разделительные ъ и ь». Определить вид подчинения. Обозначить границы простых предложений в составе сложных. Подчеркнуть основы предложений.

[Просыпаюсь я рано с первыми лучами и вижу], (как бьются они), (чтобы проникнуть в овраг сквозь туман). - Последовательное подчинение.

Трепещущие листики бьются друг о друга, стараясь оторваться и улететь. [Монетки осени так промёрзли или подсохли],(что слышно),(как в трепете друг о друга стучат) (М. Пришвин).

Ответьте:

Какой тип речи использован в тексте Пришвина?

Какое чувство (радости, грусти, умиления, тревоги, тоски и т. п.) вы¬зывает описание природы?

4. Записать предложение. Обозначить орфограмму «Гласные в лич¬ных окончаниях глаголов». Объяснить постановку знаков препинания при стечении союзов. Какое художественное средство используется в предло¬жении?

Кажется, что если вглядеться в аквамарин, то увидишь тихое мо¬ре с водой цвета звёзд.

5. Записать поэтический текст А. Фета с бессоюзным соединением однородных придаточных и присоединением к ним придаточных второй степени. Объяснить правописание гласных в личных окончаниях глаголов.

Я понял те слёзы, я понял те муки,

Где слово немеет, где царствуют звуки,

Где слышишь не песню, а душу певца,

Где дух покидает ненужное тело,

Где внемлешь, что радость не знает предела,

Где веришь, что счастью не будет конца.

6. Обратимся ещё к одному поэтическому тексту. Послушайте от¬рывки из стихотворения Н. Рыленкова и охарактеризуйте синтаксический строй текста. К сочинению на какую тему может служить эпиграфом по¬следнее предложение?

Как мне жалко людей, про которых

Говорят, что угрюмый их глаз

Видит лишь водоёмы в озёрах,

А в лесу древесины запас;

Кто не может с речушкой сдружиться,

Не заплачет навзрыд с куликом,

Кто не знает, как пахнет душица

На поёмном лугу вечерком...

Пей же всласть родниковую воду,

Росной свежестью луга дыши,

Кто не любит родную природу –

Тот не знает народной души!

Ответ. Синтаксический строй стихотворения характеризуется слож¬ностью и разнообразием. Использование сложноподчинённого предложе¬ния с несколькими придаточными даёт возможность точно, однозначно, лаконично выразить главную мысль стихотворения.

Найдите придаточные изъяснительные. К чему они прикрепляются? Ответ. Придаточные изъяснительные относятся к глаголам говорят,

не знает. Присоединяются с помощью союза что союзного слова как.

- Какими словами из текста можно проиллюстрировать правописание глаголов?

Ответ. Видит, любит, заплачет, пахнет, может, знает; не может, не знает, не заплачет, не любит; сдружиться.

Задание. Запишите глаголы, группируя их по видам орфограмм.

Вывод. В художественном произведении синтаксис помимо комму¬никативной задачи несёт и эстетическую функцию, участвуя вместе с дру¬гими приёмами языковой экспрессии в создании художественных образов, в передаче отношения к изображаемой действительности.

7. Записать предложение с двумя главными предложениями и общи¬ми придаточными.

По мере того как городской шум заглушается, по мере того как ос¬таются назади городские здания, суровые глаза унтер-офицера, везущего вас в трущобу, смягчаются, а густые, преднамеренно нахмуренные брови постепенно разглаживаются, делаются обыкновенными, редковолосыми бровями, приличествующими всякому человеку, не наторевшему в ремесле театрального разбойника (М. Салтыков-Щедрин).

III. Самостоятельная работа.

Составьте предложение по схеме: (Хотя...), , (который...), (что...).

Вариант ответа. Хотя нам надо было ехать, не пришёл ещё человек, который должен был быть нашим проводником и сказать, что нужно взять с собой.

IV. Индивидуальная работа.

Для индивидуальной работы можно использовать упражнения из учебника (202-205).

Возможно, по 2-3 предложения. Оценку поставить в журнал.

Домашнее задание.

Подготовиться к контрольному диктанту. Упражнение

Особое место в фетовской лирике занимает тема любви . «Любовь фетовской лирики, - писал Д.Д. Благой, - отнюдь не некое восхищенно-мечтательное, бесплотное, а самое что ни на есть естественное, порожденное природой для продолжения на земле чувство, именно в этой своей сущности бесконечно прекрасное - одно из высших проявлений «музыки» мира, подобно красоте, разлитой во вселенной».

Но следует отметить и другую особенность любовной лирики Фета : поэт поразительно сильно сумел передать мысль о преображении человека чувством любви: обретении им способности под влиянием переживаемого чувства открыть душу мира, его тайную прекрасную жизнь:

Я видел твой млечный, младенческий волос,
Я слышал твой сладко вздыхающий голос -
И первой зари я почувствовал пыл;
Налету весенних порывов подвластный,
Дохнул я струею и чистой и страстной
У пленного ангела с веющих крыл.

Я понял те слезы, я понял те муки,
Где слово немеет, где царствуют звуки,
Где слышишь не песню, а душу певца,
Где дух покидает ненужное тело,
Где внемлешь, что радость не знает предела,
Где веришь, что счастью не будет конца.

Созерцание возлюбленной, внимание ее голосу позволяет герою понять и красоту мира и придают ему поразительную мощь, способность к полету и обретению тайны мироздания - счастья и радости, скрытых в слезах и муках. Но любящему герою не только открывается красота и тайна мироздания. Любовь делает его всемогущим, помогая преобразить сам мир, передать ему частицу собственного огня - своей души, одухотворить - зажечь его своим чувством, внести тепло и свет в холодную мглу:

Теснее и ближе сюда!
Раскрой ненаглядное око!
Ты - в сердце с румянцем стыда,
Я - луч твой, летящий далеко.

На горы во мраке ночном,
На серую тучку заката,
Как кистью, я этим лучом
Наброшу румянца и злата.

Напрасно холодная мгла,
Чернея, все виснет над нами:
Пускай и безбрежность сама
От нас загорится огнями.

Пожалуй, впервые в русской поэзии чувство любви осознается как сила, меняющая человеческую природу, рождающая у человека способность к взлету - подобно птице или ангелу - над земным бытием. Столь характерный для последующего поэтического поколения - русских символистов мотив полета влюбленных источником имеет, конечно же, поэтически дерзкий образ А. Фета:

Люби меня! Как только твой покорный
Я встречу взор,
У ног твоих раскину я узорный
Живой ковер.

Окрылены неведомым стремленьем,
Над всем земным, -
В каком огне, с каким самозабвеньем
Мы полетим!

И, просияв в лазури сновиденья,
Предстанешь ты
Царить навек в дыханьи песнопенья
И красоты.

Современники не раз подшучивали над способностью старого поэта вдохновенно сочинять стихотворения о любви с юношеским пылом. Этой способности поэта хранить чистоту и непосредственность переживаний объяснение дал сам Фет. В одном из писем Я.П. Полонскому он утверждал: «Ты совершенно прав, полагая, что человек, не переживший лично всего любовного томления во всевозможных его оттенках, не способен писать о нем; но человек, бесповоротно теряющий пережитые душевные моменты, не может называться поэтом».

Пытаясь определить своеобразие звучания темы любви у Фета, исследователи отмечают неизменное соединение в переживаниях героя двух взаимоисключающих чувств - радости и страдания, усматривая в фетовской поэзии источник известного блоковского утверждения «Радость - Страданье - одно». Любовь, даже любовь счастливая, у Фета всегда вызывает не только свет, но и боль. Неразделимость этих двух чувств во многом и определяет переживания фетовского героя. Так, вспоминая о счастливом событии юности, герой говорит о горечи счастья («Глядя в огонь, я забывался, / Волшебный круг меня томил, / И чем-то горьким отзывался / Избыток счастия и сил»). Высшее переживание любви определяется героем с помощью оксюморона «страданье блаженства» («В страданьи блаженства стою пред тобою»).

Можно отметить еще одну особенность поэзии Фета , оказавшуюся столь необычной на фоне современной ему лирики и столь значимой для следующего поэтического поколения: героиня его стихов предстает не только идеальным воплощением земной женщины, но и богиней или небесным светилом. При этом идеальное явление обретает трепет и чувства человека, а в человеческом переживании соединяется земное чувство любви с преклонением и благоговением:

Упреком, жалостью внушенным,
Не растравляй души больной;
Позволь коленопреклоненным
Мне оставаться пред тобой!

Горя над суетной землею,
Ты милосердно разреши
Мне упиваться чистотою
И красотой твоей души,

Глядеть, каким прозрачным светом
Окружена ты на земле,
Как Божий мир на свете этом
В голубоватой тонет мгле!..

О, я блажен среди страданий!
Как рад, себя и мир забыв,
Я подступающих рыданий
Горячий сдерживать прилив!

То же соединение земного и небесного в образе героини можно увидеть в стихотворении «Ты вся в огнях, - твоих зарниц» , 1888):

Ты вся в огнях. Твоих зарниц
И я сверканием украшен...
Под сенью ласковых ресниц
Огонь небесный мне не страшен,

Но я боюсь таких высот,
Где устоять я не умею:
Как сохранить мне образ тот,
Что придан мне душой твоею?

Такие стихотворения позволили позднее Блоку говорить о том, что идея Вечной Женственности была прочно установлена еще Фетом. Можно сказать, что поэтический образ любви в лирике Фета поразительно совпадает с концепцией любви, утверждаемой в работах младшего фетовского современника, философа Вл. Соловьева. По мнению философа, есть два рода любви: к высшему существу - богине и к человеку. «Любовью восходящей» «мы любим высшее по отношению к нам существо, получая от него богатство, которым он обладает и которого мы не можем достичь своими собственными силами». «Любовью нисходящей» «мы любим низшее по сравнению с нами существо, которому мы даем имеющееся у нас духовное богатство, получив его от нашего высшего возлюбленного». И только соединение двух этих переживаний и составляет, по Вл. Соловьеву, любовь совершенную.

С поразительной силой любовь восходящая и нисходящая, земная и небесная соединяются в переживаниях героя в стихотворении «С какой я негою желанья» , 1863. Здесь высокая любовь к звезде позволяет герою осознать свою любовь к земной подруге, предназначенность ее ему:

С какой я негою желанья
Одной звезды искал в ночи!
Как я любил ее мерцанье,
Ее алмазные лучи!

<...> Любовь, участие, забота
Моим очам дрожали в ней
В степи, с речного поворота,
С ночного зеркала морей.

Но столько думы молчаливой
Не шлет мне луч ее нигде,
Как у корней плакучей ивы,
В твоем саду, в твоем пруде.

Любовь к земной женщине и любовь к богине не противопоставлены в лирике Фета. Пожалуй, можно сказать, что и «она» - богиня, и «она» - земная женщина в чем-то близки для лирического «я». Близкими, похожими их делает свет, излучаемый и юной возлюбленной, и небесным светилом («Если зимнее небо звездами горит...», «Ах, дитя, к тебе привязан...»).

«Природы праздный соглядатай...»

В 1843 году в журнале «Отечественные записки » появилось стихотворение тогда ещё никому не известного 23-летнего поэта «Я пришёл к тебе с приветом... », где он во всеуслышание назвал то, о чём пришёл рассказать в русской поэзии: о радостном блеске солнечного утра и страстном трепете молодой весенней жизни, о жаждущей счастья влюблённой душе и неудержимой песне, готовой слиться с веселием мира. «Подобного лирического весеннего чувства природы мы не знали во всей русской поэзии! » - воскликнул тогда критик Василий Боткин, автор одной из лучших статей о творчестве Фета.

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа всё так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что́ буду
Петь, — но только песня зреет.

Если у Некрасова природа тесно связана с человеческим трудом, с тем, что она даёт человеку, - то у Фета — лишь повод для выражения мыслей и чувств, лишь объект художественного восторга, эстетического наслаждения, созерцания. Обаяние этих стихов прежде всего в их эмоциональности.

Природы праздный соглядатай,
Люблю, забывши всё кругом,
Следить за ласточкой стрельчатой
Над вечереющим прудом...

Природа у Фета — точно в первый день творения: кущи дерев, светлая лента реки, соловьиное пение. Это один из замечательнейших поэтов-пейзажистов.

Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -
Я ничего не пойму...

Особенность фетовской лирики — в органической слиянности природного и человеческого, душевного мира.

Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!

Какая ночь! Все звезды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песней соловьиной
Разносится тревога и любовь.

Березы ждут. Их лист полупрозрачный
Застенчиво манит и тешит взор.
Они дрожат. Так деве новобрачной
И радостен и чужд ее убор.

Нет, никогда нежней и бестелесней
Твой лик, о ночь, не мог меня томить!
Опять к тебе иду с невольной песней,
Невольной - и последней, может быть.

Радость страданья

Продолжая традиции Жуковского и Тютчева , Фет оказал огромное влияние на последующее развитие русской поэзии. Он как бы мост от Державина и Батюшкова к Блоку.
Блок очень многое взял у Фета. Его знаменитая строка «Радость-страданье одно» из песни Гаэтана («Радость, о радость-страданье, боль неизведанных ран ») - это «радость страдания» Фета»: «Где радость теплится страданья »:

Страдать! Страдают все, страдает темный зверь
Без упованья, без сознанья;
Но перед ним туда навек закрыта дверь,
Где радость теплится страданья.

Блока поразила мысль Фета о том, что и в страдании есть своя утончённая радость, это то, что мы потом стали называть катарсисом.

А вот мнение Льва Толстого о другом его стихотворении: «Стихотворение Ваше крошечное прекрасно. Это новое, никогда не уловленное прежде чувство боли от красоты, выражено прелестно».

В дымке-невидимке
Выплыл месяц вешний,
Цвет садовый дышит
Яблонью, черешней.
Так и льнет, целуя
Тайно и нескромно.
И тебе не грустно?
И тебе не томно?

Истерзался песней
Соловей без розы.
Плачет старый камень,
В пруд роняя слезы.
Уронила косы
Голова невольно.
И тебе не томно?
И тебе не больно?

Красота в стихах Фета — это всегда преодолённое страдание, это радость, добытая из боли.

Идеал красоты

Фет всегда тяготел к темам так называемого «чистого искусства»: темам природы и любви. Искусство для него связано лишь с вечным идеалом красоты. В своих статьях он развивал эти идеи: «единственная задача искусства — передать во всей полноте и чистоте образ, в минуту восторга возникший перед художником, и другой цели у искусства быть не может ».

Шепнуть о том, пред чем язык немеет
Усилить бой бестрепетных сердец -
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак и венец!

С этим, конечно, не могла согласиться демократическая критика. Чернышевский писал о Фете: «Хороший поэт, но пишет пустяки ». Фет возражал: «В нашем деле пустяки и есть истинная правда ». И доказывал, что в стихах главное — не разум автора, а «бессознательный инстинкт (вдохновение), пружины которого от нас скрыты».

Сновиденье,
Пробужденье,
Тает мгла.
Как весною,
Надо мною
Высь светла.

Неизбежно,
Страстно, нежно
Уповать,
Без усилий
С плеском крылий
Залетать -

В мир стремлений,
Преклонений
И молитв;
Радость чуя,
Не хочу я
Ваших битв.

Ничему грубому, жестокому, вульгарному, безобразному доступа в мир фетовской лирики нет. Она соткана только из красоты. «У всякого предмета , - пишет Фет, - тысячи сторон, но художнику дорога только одна сторона предметов: их красота, точно так же, как математику дороги их очертания или численность ». В этой односторонности — специфичность лирики Фета, в ней её слабость — та узость кругозора, в которой так резко укоряли его критики-шестидесятники, но в ней же и её сила — художественное обаяние, эстетическая прелесть. В этих стихах мы встречаемся поистине с самой поэзией, чистой её субстанцией, освобождённой от балласта: это воздушный шар, с которого сбросили мешки с песком.
Эту красоту Фет видел в самых обычных будничных предметах. Я. Полонский вспоминал: «Юный Фет, бывало, говорил мне: «к чему искать сюжеты для стихов: сюжеты эти на каждом шагу, - брось на стул женское платье или погляди на двух ворон, которые уселись на заборе, вот тебе и сюжеты».
«Тайна поэзии сокрыта от глухих , - писал Фет, - глухие ищут в поэзии «воспроизведения жизни», в оценке обывателя поэт — безумец. А между тем... кто не в состоянии броситься с седьмого этажа вниз головой с непоколебимой верой в то, что он воспарит по воздуху, тот не лирик!»

Я загораюсь и горю,
я порываюсь и парю
в томленьях крайнего усилья.
И верю сердцем, что растут
и тотчас в небо унесут
мои раскинутые крылья.

Лирическая дерзость

В образах Фет подчас удивительно смел:

Зачем же за тающей скрипкой
Так сердце в груди встрепенулось,
Как будто знакомой улыбкой
Минувшее вдруг улыбнулось?

Лев Толстой писал о Фете: «И откуда у этого добродушного толстого офицера берётся такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?»

Устало всё кругом: устал и цвет небес.
И ветер, и река, и месяц, что родился...

Критики недоумевали: как может цвет небес устать? Как может минувшее улыбаться?
При таком словоупотреблении стушёвывается основное значение слова, а на первый план выступает его эмоциональная окраска. Эпитет уже не столько характеризует предмет, сколько выражает настроение поэта. Стирается грань между внешним миром и душевной жизнью.
Современников поражали такие эпитеты Фета, как «звонкий сад», «млечный голос», «румяная скромность», «мёртвые грёзы», «овдовевшая лазурь »... Они вызывали недоумение и насмешки. Редакторы ставили на полях его рукописей пометки: «не понимаю», «что это значит?», «чушь!» И это непонимание сопровождало Фета всю жизнь. Нам, прошедшим школу новейшей поэзии, ныне понятно, что такое «тающая скрипка» или «травы в рыдании », а ведь даже Полонский в 1888 году отвергал «золотое куку ».

Афоризмы Фета

Фет — это не только поэт чувства, но и поэт мысли. Многие заключительные строки его стихов — готовые афоризмы, поражающие своей мудростью, отточенностью формулировок и точностью наблюдений:

«Только песне нужна красота, красоте же и и песен не надо».
«Пора за будущность заране не пугаться, пора о счастии учиться вспоминать».
«Хоть смерть в виду, а всё же нужно жить. А слово «жить» ведь значит: покоряться».
«И лжёт душа, что ей не нужно всего, что ей глубоко жаль».
«И если жизнь — базар крикливый Бога, то только смерть — его бессмертный храм
».

Мимолётное

Особенности художественной манеры Фета - в стремлении передавать те чувства и озарения, которые невозможно определить точным словом, а можно только «навеять на душу » читателя. В умении уловить неуловимое, дать название тому, что до него было лишь смутным, мимолётным ощущением души человеческой.

Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук
хватает на лету и закрепляет вдруг
и тёмный бред души, и трав неясный запах...

Это поэт неопределённых мечтаний, неясных побуждений, недосказанных смутных чувств. Ему чужды цельные и внятные предложения, ему дороже «шёпот, шорох, трепет, лепет », у него звуки — самые тихие в нашей литературе, и вообще Фет, как кто-то сказал, — это шёпот русской поэзии. Он словно во сне говорит стихами или стихами припоминает то, что ему приснилось. Потому и лежит на его стихах как бы тонкая вуаль, и все они — «словно неясно дошедшая весть ».

С солнцем склоняясь за темную землю,
Взором весь пройденный путь я объемлю:
Вижу, бесследно пустынная мгла
День погасила и ночь привела.

Страшным лишь что-то мерцает узором:
Горе минувшее тайным укором
В сбивчивом ходе несбыточных грез
Там миллионы рассыпало слез.

Стыдно и больно, что так непонятно
Светятся эти туманные пятна,
Словно неясно дошедшая весть…
Всё бы, ах, всё бы с собою унесть!

Слова для него — материальны и тяжелы: «Людские так грубы слова, их даже нашёптывать стыдно! » Через всё творчество Фета проходит тема «бедности слова »: «О, если б без слова сказаться душой было можно!»

Поэзия бездумна, как «язык любви, цветов, ночных лучей », близка к «немой речи » природы, связана со снами, с неясным бредом. Слова только приблизительны. О, если б можно было отвергнуть их неискусное посредничество! Тишина, дыхание, вздохи, глаза, которые смотрятся в глаза другие, призыв, переданный «одним лучом из ока в око, одной улыбкой уст немых », золотое мигание звёзд — всё это гораздо красноречивее нашей бледной речи, всё это — понятные и чудные намёки, которые для Фета более желанны, чем отчётливость определяющего слова.

Не нами
бессилье изведано слов к выраженью желаний.
Безмолвные муки сказалися людям веками,
но очередь наша, и кончится ряд испытаний
не нами...

Музыка груди

С лирической дерзостью связан и такой иррациональный момент фетовской лирики, как её музыкальность. Когда цель стиха — не смысловое сообщение, а передача настроения, чувства. Однажды в письме Льву Толстому Фет, в очередной раз сокрушаясь, что в словах передать ничего нельзя, написал: «Всё понимается музыкой груди ». Музыкальность Фета — это и есть мучительная и сладкая музыка груди, задевающая сердечные струны читателя, чтобы исторгнуть из них ответный звук.
Чайковский писал: «Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область. Это не просто поэт, а поэт-музыкант ». Фет откликался: «Чайковский тысячу раз прав, так как меня всегда из определённой области слов тянуло в неопределённую область музыки, в которую я уходил, насколько хватало сил моих ».

Лесом мы шли по тропинке единственной
В поздний и сумрачный час.
Я посмотрел: запад с дрожью таинственной
Гас.

Что-то хотелось сказать на прощание,-
Сердца не понял никто;
Что же сказать про его обмирание?
Что?

Думы ли реют тревожно-несвязные,
Плачет ли сердце в груди,-
Скоро повысыплют звезды алмазные,
Жди!

Фет так сочетает вопросы и восклицания, так строит фразу, чтобы свойственные интонациям речи повышения и понижения слагались в своего рода мелодию. Часто тема стихотворения развивается как музыкальная тема — переплетением повторяющихся мотивов. Такие стихи находятся на грани между поэзией и музыкой, а иные и прямо вызваны музыкальными впечатлениями:

Я понял те слезы, я понял те муки,
Где слово немеет, где царствуют звуки,
Где слышишь не песню, а душу певца,
Где дух покидает ненужное тело,
Где внемлешь, что радость не знает предела,
Где веришь, что счастью не будет конца.

Близость «мелодий» Фета сразу почувствовали композиторы. В 60-е годы Салтыков-Щедрин констатирует, что «романсы Фета распевает чуть ли не вся Россия ». Чайковский написал несколько романсов на его стихи. Один из самых известных и пленительных: «Сияла ночь. Луной был полон сад... » Послушайте его в исполнении Олега Погудина : http://video.mail.ru/mail/likinas/621/309.html

«Опять»

Любопытна история, как это стихотворение появилось на свет. Героиня и адресат его — Татьяна Берс, в замужестве Кузьминская, сестра Софьи Андреевны Толстой, которая была, как известно, одним из прообразов Наташи Ростовой.

Татьяна Берс, сестра жены Л.Толстого, адресат нескольких стихотворений А. Фета

Она вдохновила Толстого на одну из лучших глав «Войны и мира », где он описывает удивительное пение Наташи.
Когда-то, в 1866 году, 20-летняя Татьяна Кузьминская пела в Ясной Поляне в присутствии Фета, и тот был глубоко растроган её доверительной и глубокой интонацией. Позже им было написано посвящённое ей стихотворение «Певице »:

Уноси мое сердце в звенящую даль,
Где как месяц за рощей печаль;
В этих звуках на жаркие слезы твои
Кротко светит улыбка любви.

О дитя! как легко средь незримых зыбей
Доверяться мне песне твоей:
Выше, выше плыву серебристым путем,
Будто шаткая тень за крылом.

Уноси ж мое сердце в звенящую даль,
Где кротка, как улыбка, печаль,
И всё выше помчусь серебристым путем
Я, как шаткая тень за крылом.

Прошло 11 лет, и вновь в Ясной Поляне пела Кузьминская летней короткой ночью.

Тогда-то и родилось знаменитое стихотворение Фета «Сияла ночь.. .», названное им первоначально «Опять ». Фет написал его той ночью под впечатлением пения Кузьминской и утром при всех преподнёс певице. Все были восхищены и несколько шокированы этим откровенным и страстным признанием в любви — тем более, что при сём присутствовала жена поэта Мария Петровна (Боткина).
«Сияла ночь. ..» представляет собой несомненную параллель к пушкинскому «Я помню чудное мгновенье» : в обоих стихотворениях говорится о двух встречах, двух сильнейших повторных впечатлениях. Два выступления Кузьминской, пережитые Фетом, и дали в соединении тот поэтический импульс, в котором личность певицы, её пение, покорившее поэта, оказались неотделимыми от того любимейшего Фетом романса, который звучал в её исполнении: «и вот опять явилась ты » - «и вот в тиши ночной твой голос слышу вновь ». Так родилось одно из самых прекрасных стихотворений Фета о любви и музыке.
На своей лекции я демонстрировала эти стихи и романс на них на фоне вот этой картины И.Крамского «Лунная ночь », написанной в то же время, что и стихотворение — в 1877 году.

Изящная фигура женщины в белом на фоне высоких деревьев осеннего кунцевского парка таинственна и романтична. По настроению эта картина очень близка стихам Фета. Во многих рецензиях на неё писали, что картина напоминает сцену из какого- то романа или фразу из старинного романса.

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна - любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь,

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Между экстазом и хандрой

Фет в своей сфере — поэт редкой эмоциональности, редкой силы заражающего чувства, при этом чувства светлого, жизнеутверждающего. Преобладающее настроение поэзии Фета — состояние душевного подъёма. Упоение природой, любовью, искусством, женской красотой, воспоминаниями, мечтами...

В моей руке — такое чудо! -
твоя рука,
и на траве два изумруда -
два светляка.

***
Пей, отдавайся минутам счастливым, -
трепет блаженства всю душу обнимет,
пей и не спрашивай взором пытливым,
скоро ли сердце иссякнет, остынет.

Едва ли не каждое стихотворение Фета производит впечатление головокружительного полёта.

И в дальний блеск душа лететь готова,
не трепетом, а радостью объята,
как будто это чувство ей не ново,
а сладостно уж грезилось когда-то.

Лирический экстаз, поэтическое безумство — это то, что Фет более всего ценил в лирике. В письме Я. Полонскому он пишет: «Поэт есть сумасшедший и никуда не годный человек, лепечущий божественный вздор».

Когда ж под тучею, прозрачна и чиста,
поведает заря, что минул день ненастья, -
былинки не найдёшь и не найдёшь листа,
чтобы не плакал он и не сиял от счастья.

Но в жизни Фет был совершенно иным человеком, нежели в стихах. Угрюмым, нелюдимым, подверженным приступам мрачной хандры. Тургенев писал о нём в письме: «Я не знаю человека, который мог бы сравниться с ним в умении хандрить ». Сейчас это называют депрессией.
Резкие переходы от кипучей энергии к полному упадку сил, приступы тоски и меланхолии были симптомами психического недуга, унаследованными поэтом от больной матери. Душевнобольными были также сёстры Фета, оба брата, сын сестры. Он очень боялся наследственного безумия и поклялся себе, что при первых же его признаках покончит с собой. Аполлон Григорьев — друг детства и юности Фета — писал о нём: «Я не видел человека, которого бы так душила тоска, за которого бы я более боялся самоубийства. Я боялся за него, я проводил часто ночи у его постели, стараясь чем бы то ни было рассеять страшное хаотическое брожение стихий его души».
Этот певец любви и природы был мрачным ипохондриком. Но в стихах Фета вы ничего этого не увидите. Для этого угрюмого, озлобленного человека, не верящего в людей и в счастье, акт поэтического творчества был актом освобождения, преодоления трагизма жизни, воспринимался как отдушина, как выход из мира скорбей и страданий в мир светлой радости.

Какое счастие: и ночь, и мы одни!
Река — как зеркало и всё блестит звездами,
а там-то — голову закинь-ка да взгляни:
какая глубина и чистота над нами!..

Верующий атеист

Фет уже студентом-первокурсником был непоколебимо убеждённым атеистом. Для юноши 30-х годов 19 века, поэта-романтика, принадлежавшего к кругу молодежи, увлечённой идеалистической философией, эта позиция необычная: там были мучительные сомнения в религиозных истинах, настроения богоборчества - здесь же было спокойное и твёрдое отрицание. Когда Аполлон Григорьев, исполненный религиозного рвения, бил поклоны в церкви, безбожник Фет, пристроившись рядом, нашёптывал ему в ухо мефистофельские сарказмы.
Если Пушкин в конце жизни пришёл к Богу, то Фет непреклонным атеистом остался до последних дней. Когда, незадолго до его смерти, врач посоветовал жене поэта вызвать священника, чтобы причастить больного, она ответила, что «Афанасий Афанасьевич не признаёт никаких обрядов » и что грех этот (остаться без причастия) она берёт на себя. Этот факт сообщает биограф Фета Б. Садовский, который даёт к этим словам такое пояснение: «Фет был убеждённым атеистом. Когда он беседовал о религии с верующим Полонским, то порой доводил последнего, по свидетельству его семьи, до слёз ». Об атеизме Фета, о спорах, в которых он опровергал догматы религии, рассказывает в своих воспоминаниях старший сын Льва Толстого Сергей.
Однако такой парадокс: у атеиста Фета - умнейшие стихи о Боге, по велению коего светлый серафим однажды «громадный шар возжёг над мирозданьем ». И, обращаясь к Творцу мира, человек говорит:

Нет, Ты могуч и мне непостижим
тем, что я сам, бессильный и мгновенный,
ношу в груди, как оный серафим,
огонь сильней и ярче всей вселенной.

Меж тем как я, добыча суеты,
игралище её непостоянства,
во мне он вечен, вездесущ, как Ты,
ни времени не знает, ни пространства.

У Фета - прекрасные стихи о Христе, об искушении его сатаною в пустыне («Когда Божественный бежал людских речей . ..»).

И. Крамской. «Христос в пустыне»

Атеизм атеизмом, но Фет ощущал мир как высшее художественное творение и себя как персонаж некоего грандиозного, не постижимого разумом сюжета.

Душа в тот круг уже вступила,
куда невидимая мгла
её неволей увлекла...

***
Чего хочу? Иль, может статься,
бывалой жизнию дыша,
в чужой восторг переселяться
заране учится душа?..

Душа для Фета - совершенно самостоятельная реальность, субстанция, наблюдаемая поэтом при всех её трансформациях, странствиях, мытарствах, воплощениях. А так видеть её может только человек, пронизанный верой, живущий ею и по-другому жить не умеющий. Так что ж, атеист ли Фет? Да, всё-таки атеист, но такой, который в ощущении Бога не уступит и людям, проникнутым органичной для них верой.
Однажды Фет, по свидетельству очевидца, во время спора вскочил, стал перед иконой и, крестясь, произнёс с чувством горячей благодарности: «Господи Иисусе Христе, Мать пресвятая Богородица, благодарю Вac, что я не христианин! ». Однако, как сказал один религиозный мыслитель, «душа - по природе своей христианка ». Можно добавить: стихи по природе своей связаны с божеством. Ведь поэзия и возникла как молитва, заговор, заклинание. И что бы ни думал, что бы ни говорил поэт в жизни, в стихах он никуда от Бога не уйдёт. Такова сила поэтической традиции, таков язык, так устроено наше сердце, таково благоговение перед жизнью и благодарность, диктующая стихи.

«В напевах старческих твой юный дух живёт»

Иные поэты к концу жизни что называется исписываются, исчерпывают свой творческий потенциал, начинают перепевать себя или вообще замолкают. Но есть такие, кто до глубокой старости сохраняют свежесть чувств и вдохновенность творческих порывов. Таким был Фет. Незадолго до смерти он выпускает сборник стихов "Вечерние огни " — после 20 лет молчания, а затем, с промежутками в 2-3 года — ещё три небольших сборника под тем же заглавием. Пятый выпуск "Вечерних огней" вышел уже после его кончины.
Это было очень точное название — то были именно огни, свет в конце жизни, подлинное чудо возрождения: старик Фет творил так же вдохновенно, что и в молодые годы, поистине обретя новое поэтическое дыхание.

Полуразрушенный, полужилец могилы,
о таинствах любви зачем ты нам поёшь?
Зачем, куда тебя домчать не могут силы,
как дерзкий юноша,один ты нас зовёшь?

Томлюся и пою. Ты слушаешь и млеешь;
в напевах старческих твой юный дух живёт.
Так в хоре молодом "Ах, слышишь, разумеешь?" —
цыганка старая одна ещё поёт.

И в "старческих" любовных стихах Фета было всё то же чувство влюблённости в жизнь, в её вечную красоту, осознаваемую поэтом на исходе лет с ещё большей остротой:

Ещё люблю, ещё томлюсь
перед всемирной красотою
и ни за что не отрекусь
от ласк, ниспосланных тобою.

Покуда на груди земной
хотя с трудом дышать я буду,
весь трепет жизни молодой
мне будет внятен отовсюду.

Покорны солнечным лучам,
так сходят корни в глубь могилы
и там до смерти ищут силы
бежать навстречу вешним дням.

Творчество А. Фета похоже на куст, на котором из года в год расцветают всё те же цветы.

Всё, всё моё, что есть и прежде было,
в мечтах и снах нет времени оков,
блаженных грёз душа не поделила:
нет старческих и юношеских снов.

За рубежом вседневного удела
хотя на миг отрадно и светло,
пока душа кипит в горниле тела,
она летит, куда несёт крыло.

В другом облике, но в той же сущности донёс Фет до последних дней свою душу, донёс её неутомлённой, неразмененной, неувядшей. Фету как художнику была свойственна человеческая цельность. И потому и в 70 лет он мог напечатать вот такое стихотворение:

На качелях


И опять в полусвете ночном
средь верёвок, натянутых туго,
на доске этой шаткой вдвоём
мы стоим и бросаем друг друга.

И чем ближе к вершине лесной,
тем страшнее стоять и держаться,
тем отрадней взлетать над землёй
и одним к небесам приближаться.

Правда, это игра, и притом
может выйти игра роковая,
но и жизнью играть нам вдвоём —
это счастье, моя дорогая!

Фельетонисты издевались над Фетом, называя "мышиным жеребчиком". "Не везёт бедному Фету! В 68 лет писать о свиданиях и поцелуях, — иронизировал один. — Вообразите сморщенную старуху, которая ещё не потеряла способности возбуждаться, — крайне непривлекательный вид у Музы г-на Фета!"
"Представьте себе , — подтрунивал другой, — этого старца и его "дорогую", "бросающих друг друга" на шаткой доске... Представьте себе, что "дорогая" соответствует по годам "дорогому", как тут не рассмеяться на старческую игру новых Филемона и Бавкиды, как тут не обеспокоиться, что их игра может окончиться неблагополучно для разыгравшихся старичков "?

А вот что писал сам Фет по поводу этого стихотворения:
"Сорок лет тому назад я качался на качелях с девушкой, стоя на доске, и платье её трещало от ветра, а через сорок лет она попала в стихотворение, и шуты гороховые упрекают меня, зачем я с Марьей Петровной качаюсь ".

Ты изумляешься, что я ещё пою,
как будто прежняя во храм вступает жрица,
и, чем-то молодым овеяв песнь мою,
то ласточка мелькнёт, то длинная ресница.

Не всё же был я стар, и жизненных трудов
не вечно на плеча ложилася обуза:
в беспечные года, в виду ночных пиров,
огни потешные изготовляла муза.

Как сожигать тогда отрадно было их
в кругу приятелей, в глазах воздушной феи!
Их было множество, и ярких, и цветных, —
но рабский труд прервал весёлые затеи.

И вот, когда теперь, поникнув головой
и исподлобья вдаль одну вперяя взгляды,
раздумье набредёт тяжёлою ногой
и слышишь выстрел ты, — то старые заряды.

Вечный гражданин мира

В период 1882-1892 годов на седьмом и восьмом десятке лет Фет пишет особенно много любовных стихов, и они почти впервые говорят о теперешней, а не о прошедшей любви, обращены к ныне любимой, а не только к образу прежней возлюбленной. Можно было бы говорить о втором любовном цикле Фета, если бы было известно, к кому он обращён, хотя бы к одной женщине или к нескольким, вызывавшим в поэте чувство влюблённости.

Только в мире и есть, что тенистый
Дремлющих клёнов шатёр.
Только в мире и есть, что лучистый
Детски задумчивый взор.
Только в мире и есть, что душистый
Милой головки убор.
Только в мире и есть этот чистый
Влево бегущий пробор.

Всё, как бывало, веселый, счастливый,
Ленты твоей уловляю извивы,
Млеющих звуков впивая истому;
Пусть ты летишь, отдаваясь другому.
Пусть пронеслась ты надменно, небрежно,
Сердце мое всё по-прежнему нежно,
Сердце обид не считает, не мерит,
Сердце по-прежнему любит и верит.

Есть поэты, напоминающие в своём стремительном движении многоступенчатую ракету. Вторая половина жизни Фета (после 1860 года) оказалась как бы новым витком спирали. Но звёздный час поэта был в прошлом — эпоха 50-х ушла безвозвратно. Последний выпуск «Вечерних огней » вышел мизерным тиражом в 600 экземпляров и не разошёлся до самой его смерти, то есть даже в течение 20 лет.
Однако вопрос о ценности писателей прошлого решает время. И тот, кого при жизни называли одним из лучших «второстепенных поэтов», сегодня считается великим. При жизни мало читаемый и чтимый, Фет для нас — один из самых выдающихся русских лириков, вошедший в плоть и кровь нашей духовной культуры. Фет сравнивал себя с угасшими звёздами (стихотворение «Угасшим звёздам »), но угасло много других звёзд, а звезда поэзии Фета разгорается всё ярче. И в его стихах наряду с готовностью оставить эту жизнь звучит неповторимо-фетовская вера в бессмертие жизни.

Проходят юноши с улыбкой предо мной,
И слышу я их шепот внятный:
Чего он ищет здесь средь жизни молодой
С своей тоскою непонятной?

Спешите, юноши, и верить и любить,
Вкушать и труд и наслажденье.
Придет моя пора - и скоро, может быть,
Мое наступит возрожденье.

Приснится мне опять весенний, светлый сон
На лоне божески едином,
И мира юного, покоен, примирен
Я стану вечным гражданином.

С каким обстоятельственным придаточным нам осталось познако­миться? (Следствия.)

III. Знакомство с обстоятельственными придаточными предло­жениями следствия. Работа с учебником.

1. Упражнение 184.

2. Упражнение 185.

3. Словарный диктант.

Выделить грамматические основы предложений, укажите вид придаточных.

I. 1) Если кукушка закуковала, то пора сеять лен. (Пословица) 2) Когда я проходил мимо него, он отвернулся и стал смотреть на стеклянную дверь на улицу. (К. Евграфов) 3) За любую работу брался, не задумываясь даже, сумеет ли справиться с ней. 4) На другое утро, хотя было дождливо и холодно, я позволил себе прогуляться по родным местам. 5) По мере того как они продвигались вперед по шелковистой воде, контуры острова становились четче.

II. 1) Его взгляд был направлен вперед, туда, где должна была находиться дичь. (В. Мясников) 2) Я воспользовалась случаем, чтобы получше рассмотреть портрет, и подошла поближе. (Е. Яковлева) 3) С привычками, которые вошли в плоть и кровь, так просто не расстанешься. (О. Погорелов) 4) Стояли они недалеко от скверика, где были скамейки. (В. Шукшин) 5) Чтобы пленяла красота, нужны ей ум и доброта. (О. Константинова)

III. 1) Солнце вот-вот должно было нырнуть за верхушки елей, так что поперек дороги уже протянулись черные тени. 2) Тогда наступает то таинственное время, когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет. (Н. Гоголь) 3) Через пару минут мы услышали, как отъезжала машина. 4) Чтобы тебя поняли, лучше сказать все прямо. (В. Ленцов) 5) Побежали к лодке, что лежала метрах в ста отсюда и далеко от воды. (В. Шукшин)

Домашнее задание.

Упражнение 186 Запомнить написание слова в рамке на с. 83 («будущее»).

Тема: СПП с придаточными присоединительными .

Цели:

1. Познакомить учащихся с придаточными предложениями присоединительными.

2. Формировать умения постановки знаков препинания в сложно­подчинённых предложениях.

3. Употреблять в речи предложения присоединительные.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход урока

I. Повторение домашнего задания.

П. Подготовка к экзамену!!!

(16)Из дому пришло письмо. (17)Чужой рукой бы­ло написано о нашей маме. (18)И мне захотелось бе­жать из детдома куда-нибудь. (19)Но рядом была моя сестричка. (20)И следующий вечер мы сидели, при­жавшись друг к другу, и смотрели фотографии.

(21)- Вот папа наш, он на фронте, и тетя, и ма­ленькая Людочка...

В3. Из предложений 16-20 выпишите слово, право­писание приставки в котором определяется пра­вилом: «Пишется приставка ПРИ-, если исполь­зуется в значении присоединения, близости к чему-либо».

В5. В приведенных ниже предложениях из прочи­танного текста пронумерованы все запятые. Вы­пишите цифру, обозначающую запятую при обо­собленном уточняющем члене предложения.

И вдруг нам сказали, (1) что детей возвраща­ют в Москву, (2) к родителям. Нас обошли с тетрадкой и спросили, (3) к кому мы собираем­ся ехать, (4) кто у нас есть из родственников. А потом меня вызвала завуч и сказала, (5) гля­дя в бумаги, (6) правленные карандашом: - Мальчик, (7) здесь на некоторое время оста­ется часть наших воспитанников.

В8. Выпишите из предложений 18-19 словосочетание со связью согласование.

B9. Напишите номер варианта правильно указанной грамматической основы предложения 18,

1) мне захотелось бежать

2) захотелось

3) бежать из детдома

4) захотелось бежать

Ответы; В3 прижавшись В5: 2 В8 моя сестричка В9: 4

III. Знакомство с обстоятельственными придаточными предло­жениями присоединительными. Работа с учебником.

1. Чтение правила на с. 80

2. Упражнение 187

3. Упражнение 188

Домашнее задание.

Выучить правило, упр 190.

Тема: Закрепление темы «Сложноподчиненные предложения»

Цели:

1. Повторить и закрепить знания учащихся по теме: «Сложноподчи­нённые предложения».

2. Проверить и закрепить знания учащихся и применение этих зна­ний на практике.

3. Воспитывать желание к совершенствованию письменной речи (текст о творчестве).

Ход урока

I. Работа со сложноподчинёнными предложениями (разминка).

Задание.

1. Записать предложения под диктовку.

2. Выделить грамматическую основу предложений.

3. Объяснить правописание н - нн в прилагательных, причастиях, наречиях.

4. Объяснить постановку знаков препинания.

5. Определить тип придаточных предложений.

6. Какова тема предложений?

7. Какая главная мысль объединяет предложения?

8. Какой вывод мы можем сделать для себя из высказываний знаме­нитых людей?

О ТВОРЧЕСТВЕ

1. Хотя гений и вспыхивает в юности, лишь зрелый возраст и ста­рость способны давать завершённые, подлинно зрелые художественные произведения (Гегель). 2. Федин садился писать только в том случае, если очередная глава была строго обдумана, выверена, обогащена размышле­ниями и воспоминаниями (К. Паустовский). 3. Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск (К. Паустовский). 4. Прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена (Вольтер). 5. Талант имеет то драгоцен­ное свойство, что он не умеет лгать (В. Гончаров).

III. Тест «Сложноподчинённое предложение».

Тестовые задания в отличие от обычных контрольных работ , оцени­вающих только конечный результат, помогут выявить причину, по которой ученик не справился с заданием, т. е. получить основу для анализа резуль­татов обучения. Тест составлен по требованиям государственной програм­мы по русскому языку , по материалам справочного пособия «Тесты к школьному курсу: русский язык. 9 класс . - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. С. 30-51, 84-88. Тест состоит из трёх уровней: 1. Задания, позволяющие прове­рить, насколько учащийся может повторить новую информацию. 2. Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся понял учебный материал и научился применять полученные знания. 3. Задания повышен­ного уровня сложности и творческие задания.

Уровень 1.

1. Вписать недостающие слова.

Если сложносочинённое предложение состоит из равноправных про­стых, то сложноподчинённое - из двух (или более) простых, одно из кото­рых по смыслу _______________другому и связано с ним_________________________________________________________________________.

Независимое предложение в составе называется_____________________________________

а зависимое (по смыслу и грамматически)______________________________________________.

2. Выбрать средства связи в сложноподчинённом предложении:

1) сочинительные союзы; 2) подчинительные союзы; 3) предлоги; 4) союзные слова; 5) местоимения .

3. Заполнить пропуски.

Указательные слова помогают ____________________ от главного предложения к придаточному. Указательные слова в главном предложении указывают не только на наличие другого предложения, но и на его_____________________________.

4.Ответить на вопросы, подчеркнув слова да или нет.

Всегда ли придаточное предложение следует за главным? (Да, нет.)

Может ли придаточное предложение стоять перед главным? (Да, нет.)

Можно ли иногда менять местами главное и придаточное предложе­ние? (Да, нет.)

5. Завершить утверждение, вписав пропущенные слова.

Если сложносочинённое предложение состоит из равноправных про­стых, то сложноподчинённое - из двух (или более) неравноправных пред­ложений, потому что от одного простого предложения к другому можно

Предложение, от которого зависит одно или несколько подчинённых ему предложений, называется__________________________.

6. Вписать недостающие слова в утверждение.

Указательные слова в главном предложении указывают на наличие в

сложноподчинённом ___________________. Указательные слова

помогают_____________от главного предложения к придаточному.

7. Выбрать правильный вариант утверждения, подчеркнув нуж­ное слово в скобках. В третьем предложении дописать недостающее слово.

1) Придаточное предложение, которое относится к слову в главном предложении, всегда стоит (перед ним / после него). 2) Придаточное пред­ложение, которое относится ко всему главному предложению, может сто­ять (перед ним / после него). 3) Придаточное предложение может стоять не только перед или после главного предложения, но и ______

8. Отметить основные группы придаточных предложений:

1) сравнения; 2) времени; 3) определительные; 4) условия; 5) изъясни­тельные; 6) уступки; 7) обстоятельственные.

Правда, я легко мог пропустить её потому что часто останавли­вался и смотрел в глубину улиц, выходивших на набережную.

Он знал где лежит дорога к человеческому благородству, достоин­ству и счастью и оставил все приметы этой дороги.

И та же волна смоет её при случае в один миг как бы вы ни хотели продлить её пребывание здесь. __________________________.

У всех кто рассматривает эту амфору она вызывает прежде всего мысли об Одиссее и Эгейском море. ______________________.

Так смеются люди когда сбываются мечты. _____________.

Если у вас есть особые причины туда стремиться то я только развожу руками. _________________________________.

2. Преобразовать предложения. Зачеркнуть неподходящий со­юз, вставить необходимый, добавить одно-два слова, где это необходи­мо по смыслу, соответственно изменить знаки препинания, если это требуется:

а) преобразовать в сложное предложение.

Когда мастер открыл нам дверь, ____свет из комнаты упал по­лосой в шумную темноту и осветил волны, бившие о мол.

б) преобразовать в бессоюзное предложение.

Мы трое пошли вечером на ялтинскую пристань, чтобы _____

купить на проходящем теплоходе мандарины.

в) преобразовать в сложноподчинённые предложения.

Мы вышли с вокзала - ________синеватый свет уже брезжил над Феодосией.

Говорили: ______он погас навсегда.

Только днём в саду было тихо: __________беспокойные птицы улетали на юг.

Мой друг завёл себе большую собаку, которая должна охранять дом от воров, которая поможет на улице в схватке с хулиганами и которая хорошо поддаётся воспитанию.

2. Сколько форм может быть у местоимения чей, если известно, что оно изменяется по числам, родам и падежам. Сколько придаточных предложений с различными вариантами чей вы сможете придумать (не ме­няя главного предложения) за пять минут?

Домашнее задание: выполнить вариант №6 из сборника ГИА русский язык Сениной.

Цели:

1. Уметь распознавать предложения с несколькими придаточными.

2. Знать различные типы связи в предложениях с несколькими придаточными.

3. Формировать навык постановки знаков препинания.

Ход урока 1

I. Проверка домашнего задания.

II. Объяснение нового материала.

Работа с таблицей.

III. Работа с учебником.

1. Чтение теоретического материала (с. 86-87).

2. Беседа:

Назовите основные группы сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными.

В каких случаях между придаточными предложениями не ставится запятая?

Когда между придаточными предложениями может ставиться точка с запятой?

Может ли в сложноподчинённом предложении быть несколько ком­бинаций придаточных?

3. Выполнение упражнения 200.

IV. Дополнительное задание.

Разберите предложение, выпишите грамматическую основу.

Как ни огромно было расстояние между тем, кто он был, и тем, чем хотел быть, для пробудившегося духовного существа представлялось всё возможно ().

В этом предложении четыре части. Главная часть: для пробудивше­гося духовного существа представлялось всё возможно, К ней относится придаточное уступки, присоединяемое словами «как ни» - как ни огромно было расстояние между тем...и тем.... К придаточному уступки относят­ся неоднородные придаточные изъяснительные, присоединяются союзны­ми словами кто и чем: между тем, кто он был и тем, чем хотел быть. Придаточные изъяснительные относятся к разным словам, поэтому неод­нородны.

Домашнее задание.

Теория (с. 86-87). Упражнение 201.

Тема: СПП с несколькими придаточными.

Цели:

1. Закрепить навыки постановки знаков препинания в сложноподчи­нённых предложениях с несколькими придаточными.

3. Воспитывать стремление к счастью.

Ход урока 2

I. Проверка домашнего задания.

1. Беседа:

Какие виды сложноподчинённых предложений вам известны?

В каких случаях не ставится запятая между частями сложноподчи­нённого предложения?

В каких случаях однородные придаточные могут отделяться точкой с запятой?

2. Упражнение 201.

II. Тренировочные упражнения.

1. Записать предложения. Определить тип подчинения. Выделить грамматическую основу. Обозначить орфограмму «Гласные в приставках».

Счастье завоёвывается и вырабатывается, а не получается в гото­вом виде из рук благодетеля. И самая важная часть задачи состоит имен­но в том, чтобы составить себе понятие о счастье и отыскать ту доро­гу, которая должна к нему привести. Когда жизненная борьба уже превратилась в сознательное стремление к определённой цели, тогда чело­век может уже считать себя счастливым, хотя бы ему пришлось упасть

и умереть на дороге...

Как понимает, что такое счастье, Д. Писарев?

2. Выразите письменно согласие или несогласие с утверждением критика. Предложение начните так:

Я согласен (не согласен) с тем, что если.... Полагаю, что, для того чтобы....

3. Записать предложения. Обозначить орфограмму «Разделительные ъ и ь». Определить вид подчинения. Обозначить границы простых предложений в составе сложных. Подчеркнуть основы предложений.

[Просыпаюсь я рано с первыми лучами и вижу], (как бьются они), (чтобы проникнуть в овраг сквозь туман). - Последовательное подчинение.

Трепещущие листики бьются друг о друга, стараясь оторваться и улететь. [Монетки осени так промёрзли или подсохли],(что слышно),(как в трепете друг о друга стучат) (М. Пришвин).

Ответьте:

Какой тип речи использован в тексте Пришвина?

Какое чувство (радости, грусти, умиления, тревоги, тоски и т. п.) вы­зывает описание природы?

4. Записать предложение. Обозначить орфограмму «Гласные в лич­ных окончаниях глаголов». Объяснить постановку знаков препинания при стечении союзов. Какое художественное средство используется в предло­жении?

Кажется, что если вглядеться в аквамарин, то увидишь тихое мо­ре с водой цвета звёзд.

5. Записать поэтический текст А. Фета с бессоюзным соединением однородных придаточных и присоединением к ним придаточных второй степени. Объяснить правописание гласных в личных окончаниях глаголов.

Я понял те слёзы, я понял те муки,

Где слово немеет, где царствуют звуки,

Где слышишь не песню, а душу певца,

Где дух покидает ненужное тело,

Где внемлешь, что радость не знает предела,

Где веришь, что счастью не будет конца.

6. Обратимся ещё к одному поэтическому тексту. Послушайте от­рывки из стихотворения Н. Рыленкова и охарактеризуйте синтаксический строй текста. К сочинению на какую тему может служить эпиграфом по­следнее предложение?

Как мне жалко людей, про которых

Говорят, что угрюмый их глаз

А в лесу древесины запас;

Кто не может с речушкой сдружиться,

Не заплачет навзрыд с куликом,

Кто не знает, как пахнет душица

На поёмном лугу вечерком...

Пей же всласть родниковую воду,

Росной свежестью луга дыши,

Кто не любит родную природу –

Тот не знает народной души!

Ответ. Синтаксический строй стихотворения характеризуется слож­ностью и разнообразием. Использование сложноподчинённого предложе­ния с несколькими придаточными даёт возможность точно, однозначно, лаконично выразить главную мысль стихотворения.

Найдите придаточные изъяснительные. К чему они прикрепляются? Ответ. Придаточные изъяснительные относятся к глаголам говорят,

не знает. Присоединяются с помощью союза что союзного слова как.

Какими словами из текста можно проиллюстрировать правописание глаголов?

Ответ. Видит, любит, заплачет, пахнет, может, знает; не может, не знает, не заплачет, не любит; сдружиться.

Задание. Запишите глаголы, группируя их по видам орфограмм.

Вывод. В художественном произведении синтаксис помимо комму­никативной задачи несёт и эстетическую функцию, участвуя вместе с дру­гими приёмами языковой экспрессии в создании художественных образов, в передаче отношения к изображаемой действительности.

7. Записать предложение с двумя главными предложениями и общи­ми придаточными.

По мере того как городской шум заглушается, по мере того как ос­таются назади городские здания, суровые глаза унтер-офицера, везущего вас в трущобу, смягчаются, а густые, преднамеренно нахмуренные брови постепенно разглаживаются, делаются обыкновенными, редковолосыми бровями, приличествующими всякому человеку, не наторевшему в ремесле театрального разбойника (М. Салтыков-Щедрин).

III. Самостоятельная работа.

Составьте предложение по схеме: (Хотя...), , (который...), (что...).

Вариант ответа. Хотя нам надо было ехать, не пришёл ещё человек, который должен был быть нашим проводником и сказать, что нужно взять с собой.

IV. Индивидуальная работа.

Для индивидуальной работы можно использовать упражнения из учебника (202-205).

Возможно, по 2-3 предложения. Оценку поста­вить в журнал.

Домашнее задание.

Подготовиться к контрольному диктанту. Упражнение 206.

Тема: Контрольный диктант №2 по теме «Сложноподчиненные предложения».

Цель: проверить качество усвоенного материала по пройденным темам.

Ход урока.

1. Чтение диктанта.

2. Запись текста под диктовку.

3. Грамматическое задание:

1) Потому что молодость - это время сближения.

2) Потому что пожилые люди не должны дружить.

3) Потому что настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости.

4) Потому что друзья должны вести активный образ жизни.

2. Из предложений 3-7 выпишите слово с чередующейся глас­ной в корне.

3. Из предложения 8 выпишите словосочетание(-ия), постро-енное(-ые) на основе подчинительной связи управление.

Вариант 2

1. В каком из высказываний , приведенных ниже, содержится ответ на вопрос «Почему горе человеку, если он один»?

1) Потому что подлинные друзья приобретаются в моло­дости.

2) Потому что человек так устроен.

3) Потому что и в радости, и в пору утрат человек нуждается в поддержке друзей.

4) Потому что одному трудно справляться с повседневными

заботами.

2.Из предложений 7-10 выпишите слово, правописание при­ставки в котором определяется правилом: «Приставка ПРИ-придает слову значение присоединения, приближения, близо­сти».

3. Из предложения 8 выпишите словосочетание(-ия), постро-енное(-ые) на основе подчинительной связи согласование.

Ответы: вариант1: 1, росли, приобретаются в молодости.

Вариант 2: 3, приобретаются, подлинные друзья.

Тема: Р/Р Устная сопоставительная характеристика «Портрета » работы О. Кипренского с работой В. Тропинина.

ЦЕЛИ: Открыть новую тему “Описание внешности человека. Дать общее представление о портрете, имеющее самое прямое отношение к описанию внешности человека; Показать значимость данной темы в системе уроков развития речи.

Дидактический материал: карточки для групповой работы .

(Класс разбит на 4 группы, на столах - иллюстративный материал: портреты кисти других художников).

ХОД УРОКА

I. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.

Учитель : Я надеюсь, что, глядя на оформление доски, рабочих мест, вы самостоятельно определите тему нашего урока.

Да, тема урока “Портрет”. Она имеет самое прямое отношение к одному из высказываний в нашей речи, то есть к описанию внешности человека.

Серьезно поработав над этой темой,

    вы научитесь быть наблюдательными и внимательными к окружающим вас людям; обогатите речь “портретной” лексикой, которой вы еще недостаточно владеете на уроках литературы. Именно через описание внешности можно передать внутренний мир героя, выразить свое отношение к нему.

Данный перечень задач показывает, как важна такая работа и серьезное отношение к ней, как нужны наши деловые качества, умение сотрудничать, работать коллективно , помогая друг другу, проявляя инициативу.

II. МОТИВАЦИЯ.

Учитель : Задача поставлена, но чтобы выполнить ее, что нужно иметь?

Совершено верно. Как и в любом другом деле, нужны знания. В данном случае - знания о портрете. Запомните, если художник – живописец, график или скульптор изображает человека (или группу людей), существующих в действительности, значит, он создает портрет (от французского “изображать”).

А какова история портрета, как он вошел в нашу жизнь, вы сейчас узнаете.

III. МИНИ-СООБЩЕНИЯ.

Ученик 1 группы.

Портрет – один из жанров изобразительного искусства.

И живописцы, и скульпторы, и графики любят работать в этом жанре. А зародилось искусство портрета в глубокой древности.

В 1887 году археологи вели раскопки в Египте и обнаружили древнее кладбище. В бинты мумий (особым образом высушенных тел) на месте лица были вставлены портреты людей. Ученые считают, что они (по месту находки их назвали фаюмскими) писались еще при жизни людей, украшали их дома, а после смерти попадали в захоронения. Но это не самые древние портреты – им меньше двух тысяч лет.

В Музее изобразительных искусств имени наряду с фаюмскими портретами хранится, например, скульптурный портрет фараона Аменемхета III, созданный в XIX веке до нашей эры.

Русское портретное искусство начиналось с парсуны (искаженное латинское слово “персона” - “личность”). Первые парсуны очень походили на иконы, но имели уже сходство с изображаемым лицом. А сходство для портрета очень важно.

Постепенно росло мастерство художников-портретистов, и на свет появились выдающиеся произведения, такие как портрет Федора Шаляпина, Александра Сергеевича Пушкина, Струйской, написанные Рокотовым, Боровиковским, Серовым и другими.

Да, поистине волшебна кисть художника.

Не зря Николай Заболоцкий, поэт, дал высокую оценку мастерству живописцев в стихотворении “Портрет”.

Ученик 2 группы.

Портрет.

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг. Полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

II I. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОРТРЕТОВ.

Учитель:

На первый взгляд, тема одна – портрет литературного героя. Но так ли похожи представленные материалы. Давайте сравним.

Ученик 3 группы показывает бюст (работа О. Кипренского, 1827 год) и проводит сопоставительный анализ с портретом:

Есть ли общее в работах художника и скульптора?

В чем отличие портрета и бюста?

Звучит музыка.

На фоне музыки ученик ведет рассказ: “Творчество – яркая страница не только отечественного, но и зарубежного музыкального искусства. Родился в Пермской области. Получил образование и диплом Училища правоведения в Петербурге, служил в юстиции Министерства и в это время серьезно начал заниматься музыкой. В 1865 году окончил Петербургскую консерваторию. Чайковский обращался практически по всем музыкальным жанрам и формам. Часто обращался к произведениям литературы, на основе которых создал лаконичные и эмоционально насыщенные музыкальные образы, которые по-другому можно назвать музыкальными портретами.

Учитель:

Описание внешности человека может быть деловым, научным и художественным.

    На художественных описаниях внешности мы сегодня остановились подробно. Описание внешности этнической группы, расы, национальности, например, портрет африканца, киргизской девушки, якута представляет собой научное описание. А деловое описание мы создадим сегодня на уроке в мини-проекте. Но сначала проведем небольшую разминку.

Определенную сумму знаний (теоретическую) вы получили на уроке. Переходя к практической работе , понимаем, что не избежать нам ошибок. Чтобы их было как можно меньше, сделаем работу над ошибками в работах ваших сверстников.

I V . РАБОТА С КАРТОЧКАМИ.

Карточка № 1 (1-я группа).

Задание: Данные примеры содержат речевые ошибки. Укажите (по возможности) тип каждой речевой ошибки.

Я сказал Сереже, чтобы он не возникал. Маруся посмотрела на меня своими коричневыми глазами. В конце аллеи появился молодой юноша. В этом рассказе рассказывается о подвиге русского разведчика. Мне нравятся ихние цветы. Мне бы очень хотелось наследовать примеру этих людей.

Карточка № 2 (2-я группа).

Задание: Отметьте нарушения языковой нормы.

Я помогаю маме мыть посуды. Он не боялся опасностей и рисков. Мы сделали во дворе большую качель. Один брат был богатей другого. Гаврик рос круглой сиротой. Гринев жил недорослью.

Карточка № 3 (3-я группа).

Задание: Исправьте грамматические ошибки.

Я скоро выздоровею. Игрушки, выпущенные фабрикой, красивые и прочны. Я всегда радуюсь хорошей книгой. Справа стоит кровать у моей сестры. Он был похож на смертельно усталым человеком. Крестьянство не успевали убрать урожай. Заговор

V . ВЗАИМОПРОВЕРКА И ВЗАИМООЦЕНКА РАБОТ.

V I. ИТОГ УРОКА. ВЫВОДЫ.

В жизни умение указывать приметы какого-либо лица может оказаться полезным. Этот вид работы требует умения видеть характерные детали внешности человека, а значит, развивает наблюдательность, учит давать информацию точно, кратко, “по-деловому”.

Пример - передача “Жди меня”.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Упражнение 205 письменно.