Территория волыни. Волынская область. Основные данные по географии и истории

Исторические земли Волыни сейчас в ходят в состав разных областей Украины, это собственно Волынская область,
части Львовской, Тернопольской и Ровенской областей.
Волынь - такое место, где вместе существуют памятники разных культур и религий.
Земли Волыни в разное время принадлежали разным государствам и империям,
поэтому на ее территории можно увидеть и замок польского шляхтича и царскую крепость,
православный храм и католическую церковь, немецкую кирху и еврейскую синагогу.
Город Луцк - столица современной Волынской области.
Основная достопримечательность Луцка - это замок Любарта, заложенный им в эпоху княжества Литовского.

Замок Любарта:


Немецкая кирха:

Домик местного чудака-архитектора:


Почаевская Лавра. Находится на территории современной Тернопольской области. Второй по значимости монастырь на Украине
после Киево-Печерской Лавры:

Недалеко от Лавры находится источник Святой Анны, где в любое время года паломники совершают омовения
в надежде на исцеление от своих телесных и душевных болезней. Температура постоянная около 10 градусов.

Острог - город в современной Ровенской области. Здесь первопечатник Федоров напечатал свою первую Библию.
Острожская крепость:


Евангелие Ивана Федорова:


Доминиканский монастырь в селе Подкамень (современная Львовская область):

Замок в селе Подгорцы. Здесь снимали эпизоды "Три мушкетера":


Владимир-Волынский. Успенский собор:

Зимненский женский монастырь:

Збаражский замок. Тернопольская область:


Тараканов форт. Брат знаменитой Брестской крепости. Так и не испытал ни одной осады. Сейчас мирно разрушается и зарастает.


Олеский замок. (Львовская область). Здесь родился один из Польских королей Ян III Собеский:

Межыричский монастырь. (Ровенская область):


Кременец. Городок в Терноаольской области. Вид с горы Бона. Бона - польская королева итальянского происхождения.
Замок на горе представляет сейчас только руины.


Замок в Дубно. (Ровенская область):


Такие вот раньше мельницы стояли. Музей под открытым небом:

Основные данные по географии и истории

Расположена в бассейне южных притоков реки Припять и верховьев Западного Буга.

С 10 века - в составе Киевской Руси, с конца 12 века - Галицко-Волынского княжества, со второй половины 14 века - Великого княжества Литовского, с 1569 - Речи Посполитой.

С 1793 - основная часть в составе Российской империи. С 1921 - в составе УССР и Польши, в 1939-91 - УССР. Ныне - территория Волынской, Житомирской, Ровненской, северных частей Тернопольской и Хмельницкой областей Украины, восточной части Люблинского воеводства Республики Польша.

Еврейское население в средние века

В архиве города Штральзунд (порт на Балтийском море, Германия) до Второй мировой войны хранилось письмо, датируемое XI-XII в., еврейской общины Владимира-Волынского общине Штральзунда об обмене товарами.

Первые сведения о евреях на Волыни в русских источниках содержатся в докладе о трауре евреев города Владимир-Волынский по смерти князя Волыни Владимира Васильковича в 1288 году.

Евреи продолжали жить на Волыни после ее присоединения к Великому княжеству Литовскому в XIV в. Среди общин, которым было предоставлено право жительства от великого князя Витольда, были общины Луцка и Владимира-Волынского .

В первой половине 15-го века богатый еврей арендовал промыслы в городе Владимир-Волынский и даже получил земельную собственность от великого князя. Еврейские землевладельцы в районе Луцка также упоминаются во второй половине этого века.

Евреи Волыни занимались главным образом торговлей, но были среди них и ремесленники (портные, меховщики).

В 1495 г. евреи Волыни были изгнаны вместе с евреями всей Литвы.

В Новое время

В 1503 году евреям было разрешено вернуться, им возвратили собственность (кроме земельных участков).

В 1507 году старые права жительства евреев были вновь подтверждены властями, и с тех пор до включения Волыни в территорию Короны Польской (1569), произошло значительное увеличение еврейского населения региона. В этот период было 13 еврейских поселений на Волыни, в том числе четырех основные общины (Острог , Владимир-Волынский , Луцк , Кременец), которые вместе насчитывали 3000 человек.

В 1540 году против евреев Волыни было выдвинуто обвинение в похищении христианских детей, обращении их в иудаизм и нелегальной переправке в Турцию. Для отпора этому обвинению была послана делегация к королю Сигизмунду I.

Между евреями и христианами-горожанами возникло напряжение на почве хозяйственных конфликтов и конкуренции. В это время власти, и особенно королева Бона (1493-1557) - в пределах ее поместий - защищали права евреев. Общая политика властей имела тенденцию к росту налогов с горожан (в том числе евреев).

Во второй половине XVI в. евреи начали арендовать постоялые дворы и заниматься разнообразными ремеслами, связанными с хозяйством поместий. Увеличение еврейского населения в этот период и укрепление его экономического положения превратило Волынь в центр еврейской культуры.

В это время там жили выдающиеся ученые:

  • Соломон Лурия - раввин в Остроге ,
  • Исаак бен Бецалель, раввин Владимира-Волынского.

Золотым веком для евреев Волыни считался период между присоединением ее к Польской короне в 1569 г. и «хмельничиной» 1648 г.

После аннексии Волыни евреи там получили правовой статус польских евреев, включавший больше прав, чем в Литве. Евреи Владимира-Волынского в 1570 году и Луцке в 1579 были освобождены от уплаты таможенных пошлин по всему Польскому королевству. В Луцке появились первые на Волыни еврейские ремесленные цеха.

Евреи Волыни пользовались защитой королевских чиновников, которые даже защищали их права перед аристократией и тем более перед другими классами. С ослаблением королевской власти на рубеже 16-17 веков, евреи перешли под защиту крупных землевладельцев, в основном из-за своей важной роли в экономике Волыни.

В конце 16-го века на Волыни получила распространение аренда евреями имений шляхты. Известен некий Авраам Шмойлович из Триска , арендовавший в это время обширные земли, деревни и даже местечко в районе Владимира-Волынского . Но таких было мало.

Многие евреи арендовали гостиницы, отдельные отрасли сельского хозяйства в деревне, или сбор налогов в отдельном городе или местечке. Аренда имений вместе с торговлей сельскохозяйственной продукцией, полученной из них, составляли основной источник средств к существованию евреев Волыни.

XVII век

К середине XVII в. на Волыни жило 15 тысяч евреев в 46 населенных пунктах. Четыре главные общины Волыни (Острог , Владимир-Волынский , Луцк и Кременец) стали важными духовными и общественными центрами. Многие выдающиеся законоучители занимали посты раввинов .

Представители волынских общин участвовали в заседаниях Ваада четырёх земель и локального польского ваада. Центральный бейт-дин Волыни находился в Остроге .

Крестьянско-казачье восстание, возглавляемое Хмельницким , подорвало основу жизни евреев на Волыни. Подавляющее большинство евреев, узнав о поражении польской армии, искало убежище в укрепленных городах. Но после резни евреев в укрепленном городе Полонном, захваченном восставшими в результате предательства горожан-украинцев, началось массовое бегство евреев Волыни на запад.

В 60-х гг. XVII в., когда в Польше было относительно спокойно, численность еврейского населения на Волыни, по-видимому, восстановилась; в конце 70-х гг. XVII в. там жило около 20 тысяч евреев.

На протяжении следующего столетия число евреев на Волыни постоянно росло, и в 1765 г. в 116 городах, селах и местечках Волыни было зарегистрировано 51736 евреев. Фактически их число было, очевидно, еще больше, потому что часть населения уклонился от переписи, которая была проведена в целях сбора налогов. Около 30 % евреев жили в более чем 2000 деревень; в трех общинах насчитывалось от 2000 до 2500 человек, а в шести общинах насчитывалось от 1000 до 2000.

Значительное число их в это время арендовало постоялые дворы и взяло на откуп отдельные отрасли сельского хозяйства. Некоторые евреи вели торговые дела разных землевладельцев, другие вели самостоятельную торговлю с крестьянами.

Часть еврейских торговцев на Волыни вела торговлю с другими областями Польши и даже посещала ярмарки в других странах. Росло число евреев-ремесленников.

В главных (так называемых «королевских») городах горожанам-христианам удалось в значительной степени подорвать экономические позиции евреев, зато их роль возросла в так называемых «частных» городах, которыми владели польские магнаты. Владельцы этих городов обязывали жителей снабжать евреев сельскохозяйственными продуктами.

Вследствие этого многие горожане постепенно переходили в предместья, превращавшиеся в полуаграрные поселения, в то время как в центрах городов продолжало расти еврейское население, сохранявшее свой чисто городской характер. Это привело постепенно к обострению отношений в городах между христианами и евреями, что создавало удобную почву для антиеврейской агитации со стороны духовенства.

XVIII век

Волынь на карте Украины

Начало XVIII в. ознаменовалось возобновлением преследований евреев. В 1702 г. вспыхнул казачий бунт, и несколько банд проникло в Волынь; польские войска и казаки Мазепы, прибывшие на подавление бунта, также грабили и убивали евреев.

Во время так называемой Северной войны Польши и России против Швеции, шведские полки вторглись в Волынь (1706) и наложили тяжелые поборы на население. За шведами последовали русские и польские армии, которые продолжали взыскивать с евреев непомерные налоги.

Начиная с 30-х гг. XVIII в. евреи Волыни стали жертвами неоднократных налетов гайдамаков . В 1740-60 гг. участились случаи кровавых наветов , возможно, на почве соперничества между католическим и православным духовенством. В 1747 году был кровавый навет в Заславле; в 1755 году попытка кровавого навета в Кременце ; и в 1756 году кровавый навет в Ямполе.

В течение этого периода, автономная Волынь оставался одной из провинций Ваада четырёх земель , и ее представители присутствовали на заседаниях. Деятельность провинциального совета, который созывался раз в три года с участием делегатов из главных общин, также продолжалась. В течение этого периода, общины Дубно и Ковель были добавлены к провинциальный совет.

Ближе к середине 18-го века на Волыни были частые споры; например, попечители провинции жаловались против общин Острога и Луцка за отказ внести свой вклад в расходы провинции. Споры также вспыхнули между главными общинами и мелкими общинами («пригородами»), которые стремились освободиться от власти больших общин. Стоит отметить, что даже после роспуска Ваада четырёх земель в 1764, главные общины провинции продолжали быть центрами консолидации еврейской жизни.

Хасидизм

Волынь, вместе с соседней Подолией, явилась центром возникновения хасидизма . Несколько выдающихся учеников Исраэля бен Элиэзера Баал-Шем-Това , а также видные руководители хасидизма второго поколения родились и принимали участие в общественной жизни Волыни.

Руководство в общинах Волыни к концу XVIII в. постепенно перешло к хасидам . Для всех назначений на общественные должности требовалось согласие хасидских цадиков . В XVIII в. наряду с главными общинами существовали еврейские центры в Дубно , Ковеле , Ровно и других городах и местечках .

Первый раздел Польши в 1772 году и разделение Волыни и Галиции оставили значительный след в еврейском населении региона. Большая ярмарка из Львова была переведена в Дубно и помогла развитию этой общины. Ярмарки также процветали и в ряде других городов Волыни.

К концу XVIII в., когда значительная часть Волыни была присоединена к России, важным торговым центром всей округи стал Бердичев .

XIX век. Ѓаскала

После окончательного раздела Польши традиционные рынки евреев Волыни (например, Броды) оказались за границей. Люди продолжали торговать, но это воспринималось властями как контрабанда. С 1812 года русские власти стали выселять евреев из 50-километровой полосы вдоль границы для борьбы с контрабандой. Эта практика была распространена на всю западную границу.

Приезд выдающегося писателя-просветителя рабби Ицхака Левинзона в Кременец (1821) положил начало распространению Ѓаскал́ы на Волыни. Этому также способствовала деятельность русского правительства, пытавшегося распространить светское просвещение среди евреев.

В начале 1830-х годов, по инициативе врача Рутенберга из Бердичева на Волыни был организован кружок маскилим под названием «Хеврат шохарей ор ве-hаскала» («Общество искателей света и образования»). В то время на Волыни жил писатель Авраам Бер Готлобер , который оказал влияние на многих молодых людей в духе Ѓаскалы.

Многие евреи торговали сельскохозяйственными продуктами и табаком. В 1885 число евреев Волыни, принадлежавших к купцам 1-й и 2-й гильдий, составляло 113 человек, к 3-й гильдии - 3749 чел.

В 1897 году было 395,782 евреев, живших на Волыни, составляющих 13.21% от общей численности населения; 30% из них жили в городах, 49% в местечках и 21% в селах. Евреи составляли половину населения городов.

40% евреев Волыни зарабатывали себе на жизнь торговлей, 25% от ремеслом, 12.5% работой по найму на государство и частных лиц, 3.7% перевозками и 2.3% - сельским хозяйством.

Отрасли промышленности, в которых они работали, были немеханизированными и состояли в основном из переработки сельскохозяйственной продукции, дерева, шкур, производства мыла и т. д.

В последней четверти XIX в. евреи Волыни, наряду с евреями других областей России, организовали свою общественную жизнь и вступили в политическую борьбу за свои права. В 80-х гг. XIX в. в городах и местечках Волыни были основаны ячейки Ховевей Цион .

В конце XIX - начале ХХ вв. больших масштабов набрала эмиграция еврейского населения Волыни. Основной поток эмигрантов направлялся в США , в меньшей степени - в Канаду , Францию , Великобританию , Аргентину , Австралию и другие страных. Параллельно шёл процесс алии в Эрец Исраэль .

XX век

В начале XX в. были организованы отделения Бунда и сионистские организации . Решающее влияние, однако, оставалось за хасидизмом .

Евреи Волыни непосредственно не пострадали от погромов в России в 80-х гг. XIX в. и в 1905-1906 гг., но большие бедствия постигли их в Первой мировой войне и в гражданской войне в России. В 1915 году русские солдаты, учинили погромы на Волыни, как и в других регионах в непосредственной близости от фронта. Военные власти практиковали изгнание евреев из прифронтовой зоны в Россию из-за их предполагаемой неверности.

В ходе массовых убийств, практиковавшихся всеми сторонами гражданской войны в Украине, на Волыни погибли тысячи евреев. Во время польско-советской войны 1920 г. евреи Волыни пострадали от обеих воюющих сторон.

Время между двумя мировыми войнами

По Рижскому мирному договору между Польшей и Советской Россией (1921) большая часть Волыни отошла к Польше, а города Житомир , Овруч и их окрестности стали советскими. По переписи 1926 г., в советской Волыни насчитывалось 65,589 евреев; в польской Волыни в начале 30-х гг. проживало около 300,000 евреев.

Экономически евреи польской Волыни страдали от явной дискриминации, проводившейся польским правительством, как и в остальной Польше, но еврейская культурная и общественная жизнь процветала.

Евреи польской Волыни, как и всей Польши, играли важную роль в алие и укреплении ишува . Там сионистская молодёжь создала целую сеть организаций «Ѓе-Халуц ».

Ситуация в советской части Волыни была несколько иной. За кратким периодом культурного пробуждения в 1920 последовал спад и апатия 1930-х годов, когда многие активные евреи уехали из местечек в крупные города Украины и внутренней России.

Вторая мировая война и Холокост

После раздела Польши в сентябре 1939 г. вся Волынь отошла к Советскому Союзу , который немедленно стал проводить политику ликвидации еврейских партий, организаций и учреждений, продолжавшуюся вплоть до нападения немцев на СССР (июнь 1941 г.).

В первые дни войны между Германией и СССР началось истребление евреев Волыни. Во многих местах украинцы уничтожали евреев еще до прибытия немцев.

Волынь была ареной деятельности бандеровских отрядов УПА , вобравшей в себя с 1942 года украинскую полицию,

Wołyń ) - один из важнейших червенских городов . Время основания неизвестно. Впервые упоминается в 1018 году , когда Болеслав I Храбрый захватил его. Впервые упоминается в древнерусской летописи под 1018 годом в связи с междоусобной борьбой Ярослава и Святополка Владимировичей за киевский престол на Волынской земле. Волынь - центр восточнославянского племени волынян, столица Волынской земли. В XI веке значение города падает и политическим центром становится Владимир , основанный в княжение Владимира Святославича. В последний раз упоминается в 1077 году . Дальнейшая судьба города неизвестна.

Напишите отзыв о статье "Волынь (город)"

Отрывок, характеризующий Волынь (город)

– Я скажу ему, я всё еще раз скажу ему, – сказал Пьер; – но… я бы желал знать одно…
«Что знать?» спросил взгляд Наташи.
– Я бы желал знать, любили ли вы… – Пьер не знал как назвать Анатоля и покраснел при мысли о нем, – любили ли вы этого дурного человека?
– Не называйте его дурным, – сказала Наташа. – Но я ничего – ничего не знаю… – Она опять заплакала.
И еще больше чувство жалости, нежности и любви охватило Пьера. Он слышал как под очками его текли слезы и надеялся, что их не заметят.
– Не будем больше говорить, мой друг, – сказал Пьер.
Так странно вдруг для Наташи показался этот его кроткий, нежный, задушевный голос.
– Не будем говорить, мой друг, я всё скажу ему; но об одном прошу вас – считайте меня своим другом, и ежели вам нужна помощь, совет, просто нужно будет излить свою душу кому нибудь – не теперь, а когда у вас ясно будет в душе – вспомните обо мне. – Он взял и поцеловал ее руку. – Я счастлив буду, ежели в состоянии буду… – Пьер смутился.
– Не говорите со мной так: я не стою этого! – вскрикнула Наташа и хотела уйти из комнаты, но Пьер удержал ее за руку. Он знал, что ему нужно что то еще сказать ей. Но когда он сказал это, он удивился сам своим словам.

ВОЛЫНЬ (Волынская земля) — историческая область 9-18 вв. в бассейне южных притоков р. Припять и верховьев Западного Буга (Украина, восточные части Люблинского воеводства Полыни). Древнейшее население — дулебы, бужане, волыняне. С 10 в. в Древнерусском государстве, с конца 12 в. в Галицко-Волынском княжестве, со 2-й половины 14 в. в Литве и Польше. С 1793-95 в Российской империи.

Волынь на карте Украины

Золотым веком для евреев Волыни считался период между присоединением ее к Польской короне в 1569 г. и резней, учиненной Б. Хмельницким в 1648 г. К середине 17 в. на Волыни жило 15 тысяч евреев в 46 населенных пунктах. Четыре главные общины Волыни (Острог, Владимир-Волынский, Луцк иКременец) стали важными духовными и общественными центрами. Многие выдающиеся законоучители занимали посты раввинов.

Крестьянско-казачье восстание, возглавляемое Хмельницким, подорвало основу жизни евреев на Волыни. Подавляющее большинство евреев, узнав о поражении польской армии, искало убежище в укрепленных городах. Однако после резни евреев в укрепленном городе Полонном, захваченном восставшими в результате предательства горожан-украинцев, началось массовое бегство евреев Волыни на запад. В 60-х гг. 17 в., когда в Польше было относительно спокойно, численность еврейского населения на Волыни, по-видимому, восстановилась; в конце 70-х гг. 17 в. здесь жило около 20 тысяч евреев.

На протяжении следующего столетия число евреев на Волыни постоянно росло, и в 1765 г. в 116 городах, селах и местечках Волыни было зарегистрировано 51736 евреев (фактически их число было, очевидно, еще больше). Значительное число их в это время арендовало постоялые дворы и взяло на откуп отдельные отрасли сельского хозяйства. Некоторые евреи вели торговые дела разных землевладельцев, другие вели самостоятельную торговлю с крестьянами. Часть еврейских торговцев на Волыни вела торговлю с другими областями Польши и даже посещала ярмарки в других странах. Росло число евреев-ремесленников.

В главных (так называемых «королевских») городах горожанам-христианам удалось в значительной степени подорвать экономические позиции евреев, зато роль последних возросла в так называемых «частных» городах, которыми владели польские магнаты. Владельцы этих городов обязывали жителей снабжать евреев сельскохозяйственными продуктами. Вследствие этого многие горожане постепенно переходили в предместья, превращавшиеся в полуаграрные поселения, в то время как в центрах городов продолжало расти еврейское население, сохранявшее свой чисто городской характер. Это привело постепенно к обострению отношений в городах между христианами и евреями, что создавало удобную почву для антиеврейской агитации со стороны духовенства.

Луцкий замок, построенный во второй половине XIV века литовским князем Любартом

Начало 18 в. ознаменовалось возобновлением преследований евреев. В 1702 г. вспыхнул казачий бунт, и несколько банд проникло в Волынь; польские войска и казаки Мазепы, прибывшие на подавление бунта, также грабили и убивали евреев. Во время так называемой Северной войны Польши и России против Швеции, шведские полки вторглись в Волынь (1706) и наложили тяжелые поборы на население. За шведами последовали русские и польские армии, которые продолжали взыскивать с евреев непомерные налоги. Начиная с 30-х гг. 18 в. евреи Волыни стали жертвами неоднократных налетов гайдамаков. В 1740–60 гг. участились случаи кровавых наветов, возможно, на почве соперничества между католическим и православным духовенством.

Волынь, вместе с соседней Подолией, явилась центром возникновенияхасидизма. Несколько выдающихся учеников Исраэля бен Эли‘эзера Ба‘ал-Шем-Това, а также видные руководители хасидизма второго поколения родились и принимали участие в общественной жизни Волыни. Руководство в общинах Волыни к концу 18 в. постепенно перешло к хасидам; для всех назначений на общественные должности требовалось согласие хасидскихцаддиков. В 18 в. наряду с главными общинами существовали еврейские центры в Дубно, Ковеле, Ровно и других городах и местечках. К концу 18 в., когда значительная часть Волыни была присоединена к России, важным торговым центром всей округи стал Бердичев. В середине 19 в. некоторые зажиточные евреи взяли на откуп у правительства производство алкогольных напитков; вследствие этого возросло количество евреев-шинкарей.

Приезд выдающегося писателя-просветителя рабби Ицхака Левинзона в Кременец (1821) положил начало распространению Хаскалы на Волыни. Этому также способствовала деятельность русского правительства, пытавшегося распространить светское просвещение среди евреев. Важным центром Хаскалы на юго-западе России стал Житомир, в котором находилась одна из двух разрешенных правительством типографий, печатавших книги наиврите (с 1845 г.), и правительственная раввинская семинария (открыта в 1848 г.). В последней четверти 19 в. евреи Волыни, наряду с евреями других областей России, организовали свою общественную жизнь и вступили в политическую борьбу за свои права. В 80-х гг. 19 в. в городах и местечках Волыни были основаны ячейки Ховевей Цион, а в начале 20 в. были организованы отделения Бунда и сионистские организации (см. Сионизм). Решающее влияние, однако, оставалось за хасидизмом.

Почаевская лавра

Евреи Волыни непосредственно не пострадали от погромов в России в 80-х гг. 19 в. и в 1905–1906 гг., но большие бедствия постигли их в Первой мировой войне и в гражданской войне в России. Во время польско-советской войны 1920 г. евреи Волыни пострадали от обеих воюющих сторон. По Рижскому мирному договору между Польшей и Советской Россией (1921) большая часть Волыни отошла к Польше, а города Житомир, Овруч и их окрестности стали советскими. По переписи 1926 г., в советской Волыни насчитывалось 65 589 евреев; в польской Волыни в начале 30-х гг. проживало около 300 000 евреев.

Экономически евреи польской Волыни страдали от явной дискриминации, проводившейся польским правительством, как и в остальной Польше, но еврейская культурная и общественная жизнь процветала. Евреи польской Волыни, как и всей Польши, играли важную роль в алие и укреплении ишува. После раздела Польши в сентябре 1939 г. вся Волынь отошла к Советскому Союзу, который немедленно стал проводить политику ликвидации еврейских партий, организаций и учреждений, продолжавшуюся вплоть до нападения немцев на СССР (июнь 1941 г.).

В первые дни войны между Германией и СССР началось истребление евреев Волыни. Во многих местах украинцы уничтожали евреев еще до прибытия немцев. В Житомире в последнюю неделю июля 1941 г. было истреблено 2,5 тыс. евреев, тысячи были заключены в гетто, ликвидированное 19 сентября того же года (в основном украинцами). Гетто, организованные в различных районах бывшей польской Волыни, существовали до осени 1942 г.; в сентябре–ноябре евреи были истреблены, а гетто Ровно, Кременца и Дубно ликвидированы. О современном положении еврейства Волыни.

В июле 1943 года массовые этнические чистки, зверские убийства мирных жителей, в том числе женщин и детей, достигли на территории Западной Украины своей кульминации. Произошедшие 75 лет назад события навсегда вошли в как Волынская резня или Волынская трагедия. В ночь на 11 июля 1943 года боевики Украинской повстанческой армии (ОУН-УПА)* ворвались сразу в 150 польских населенных пунктов на территории Западной Украины. Только за одни сутки тогда было убиты более десяти тысяч мирных жителей, главным образом этнических поляков.

Украинские националисты почувствовали силу сразу же, как только на территорию Украины вступили гитлеровские войска. Уже в 1941 году они участвовали в убийствах не только комсомольских работников, партийных функционеров и красноармейцев, но и представителей национальных меньшинств – евреев и поляков. В историю вошел печально известный львовский погром, который был хорошо документально зафиксирован. Немецкие войска вошли во Львов утром 30 июня 1941 года, в тот же день в городе начались местные погромы, которые 1 июля переросли в масштабный еврейский погром. При этом издевательства, убийства и пытки главным образом еврейского населения Львова продолжались на протяжении нескольких дней. За это время члены только что образованной «украинской народной милиции», националисты и добровольные помощники из числе жителей города успели истребить во Львове около четырех тысяч евреев.

Из опубликованных уже в послевоенные годы внутренних документов ОУН-УПА* следует, что врагами украинской государственности считались не только евреи и русские, но и поляки. При этом проведение этнических чисток польского населения планировалось еще до начала Второй мировой войны. К примеру, в военной доктрине украинских националистов, которая была разработана весной 1938 года, содержатся тезисы о необходимости «вычищения с западноукраинских земель чужого польского элемента» вплоть до последнего человека. Так украинские националисты хотели положить конец польским притязаниям на данные территории, которые на протяжении столетий входили в состав разных государств. При этом приступить к реализации своих планов украинским националистам сначала помешала Красная армия, которая заняла территорию Западной Украины в 1939 году. Правда, отсрочка для поляков продлилась недолго.

В 1941 году ОУН-УПА* издает очередную инструкцию о своей деятельности и борьбе. «Народной милиции» данный документ приписывал проведение «нейтрализации» поляков, которые не отреклись от своей мечты о создании Великой Польши, включающей в свой состав земли, расположенные на северо-западе Украины. В том числе историческую область – Волынь.

Львовский погром, 1941 год

Необходимо отметить, что Волынь – это древний регион, который еще в X веке входил в состав Киевской Руси (Волынское, а затем Владимиро-Волынское княжество). Позднее данные земли отошли Литовскому княжеству, а затем Польше. После нескольких разделов Речи Посполитой данный регион вошел в состав Российской империи. В 1921 году западная часть Волыни отошла Польше, а восточная – Украинской ССР. В 1939 году Западная Волынь также была присоединена к Украинской ССР. В годы Великой Отечественной войны данная географическая область оказалась оккупирована гитлеровскими войсками.

Накопленный на протяжении многих веков исторический бэкграунд, этническая разобщенность региона и многочисленные старые обиды друг на друга, возможно, стали своеобразным запалом, который поджог пороховую бочку и привел весь регион, в первую очередь его мирное население, к настоящей катастрофе. К концу первой трети XX века сложилось стойкое польско-украинское территориальное и идеологическое противостояние. Обе стороны за многовековую историю успели многократно совершить в отношении друг друга многочисленные зверства, которые, впрочем, не выходили за рамки обычной практики того временного периода. В то же время события, произошедшие на Волыни в годы Второй мировой войны, по своей кровавости и жестокости затмевали собой средневековую историю.

Непосредственно УПА – Украинская повстанческая армия, как крыло Организации украинских националистов (бандеровского движения)*, была образована в 1942 году. Толчком к ее образованию стала победа Красной Армии под Сталинградом. После этой победы советские войска начали освобождение оккупированных немцами и их союзниками земель и все ближе приближались к рейсхкомиссариату «Украина», который был создан в 1941 году немецкими оккупационными войсками на территории Украинской ССР. При этом практически с первых же дней образования УПА* началось уничтожение этнического польского населения.

Украинские националисты в полной мере пользовались собственной безнаказанностью. После отступления Красной Армии противостоять бандам ОУН-УПА* было практически некому. Советское партизанское движение было наиболее массовым на территории Белоруссии, а у самих поляков не находилось достаточного количества хорошо вооруженных отрядов, которые могли бы оказать украинским националистам достойное сопротивление.

Бойцы УПА

Навсегда вошедшая в историю Волынская резня (массовое уничтожение польского населения) началась зимой 1943 года. Отправной точкой для данной трагедии называют 9 февраля 1943 года. В этот день боевики ОУН-УПА* вошли в польское поселение Паросля под видом советских партизан. В период между Первой и Второй мировыми войнами Паросля представляла собой небольшую деревню на 26 домов, расположенную недалеко от города Сарны, который в настоящее время находится на территории Ровенской области Украины. К моменту начала резни этническое польское население составляло, по различным оценкам, от 15 до 30 процентов всех жителей Волыни. Отдохнув и поев в домах местных жителей Паросли, бандеровцы приступили к расправе. Не щадили никого: убивали мужчин и женщин, стариков и младенцев. Только за то, что местные жители были поляками. По разным оценкам, в деревне было убито от 149 до 179 местных жителей, в том числе несколько десятков детей. При этом украинские националисты проявили звериную жестокость, большинство просто зарубили топорами. Также в ход шли ножи и штыки. Выжить удалось единицам.

Польское население истреблялось украинскими националистами по всей территории Западной Украины по одному сценарию: несколько вооруженных банд окружали польские поселения, всех жителей собирали в одном месте и планомерно уничтожали. Американский историк Тимоти Снайдер отмечал, что украинские националисты научились технологии массового уничтожения у немцев. Поэтому все этнические чистки, которые проводились силами УПА*, были настолько кошмарными. И именно поэтому в 1943 году волынские поляки оказались практически столь же беспомощными, как и волынские евреи в 1942 году, отмечает историк.

Нередко получалось так, что в акциях против польского населения принимали участие и их соседи – обыкновенные украинцы, часто односельчане. Дома убитых польских семей сжигали, а все ценное имущество просто расхищалось. При этом отличительной особенностью было то, что убивали в основном холодным и подручными средствами, сельскохозяйственным инвентарем, а не огнестрельным оружием. Расстрел в такой ситуации являлся легкой смертью. Орудуя топорами, пилами, ножами, штыками, кольями сторонники независимой Украины истребили десятки тысяч ни в чем не повинных мирных жителей.

Зверства украинских националистов на Волыни подтверждаются многочисленными документальными свидетельствами, фотографиями, показаниями чудом выживших людей и допросами самих исполнителей, большой пласт информации хранится в архивах спецслужб. К примеру, командир одного из взводов УПА* Степан Редеша на допросах свидетельствовал, что в некоторых случаях поляков живьем бросали в колодцы, а затем добивали из огнестрельного оружия. Многих забивали до смерти дубинами и топорами. В протоколе допроса преступника говорится о том, что он лично участвовал в одной операции против польского населения, она произошла в августе 1943 года. По словам Редеша, в операции участвовало более двух куреней в составе 500 человек с оружием и более тысячи человек из подполья ОУН*, которые были вооружены топорами и другими подручными средствами. «Мы окружили пять польских сел и за одну ночь и следующий день сожгли их, при этом все население от младенцев до стариков было вырезано, в общей сложности убито более двух тысяч человек. Мой взвод принимал участие в сожжении большого польского села и ликвидации близких к нему хуторов, мы вырезали порядка тысячи поляков», – рассказывал на допросе украинский националист.

В отрядах украинских националистов, которые участвовали в массовых убийствах польского населения, имелись так называемые «резуны» – боевики, которые специализировались на совершении жестоких казней и использовали для убийств в основном холодное оружие – топоры, ножи, двуручные пилы. Они в прямо смысле этого слова вырезали мирное население Волыни. При этом польские историки, работавшие над изучением «Волынской резни», насчитали порядка 125 способов умерщвления, которые в своих расправах использовали «резуны». От одного описания этих способов убийств кровь у нормального человека буквально стынет в жилах.

Особенно массовые и кровавые события произошли на Волыни в ночь на 11 июля 1943 года, когда многочисленные отряды УПА* напали одновременно на 150 польских сел, деревень и хуторов. Только за один день тогда погибло больше десяти тысяч человек. К примеру, 11 июля 1943 года в Киселине было убито сразу 90 человек, которые собрались на мессу в местном костёле, в том числе был убит и ксёндз Алексей Шавлевский. Всего же в Волынской резне, по разным оценкам, погибло до 60 тысяч поляков (непосредственно на территории Волыни), а общее количество убитых поляков на всей территории Западной Украины оценивается примерно в 100 тысяч человек. В ходе Волынской резни было уничтожено почти все польское население данного региона.

Зверства со стороны националистов ОУН-УПА* не могли не получить ответа со стороны поляков. К примеру, подразделения Армии Крайовой также совершали налеты на украинские села, в том числе проводили собственные акции возмездия. Считается, что они уничтожили несколько тысяч украинцев (до 2-3 тысяч гражданских). Общее же количество погибших украинцев может достигать 30 тысяч. При этом следует учитывать, что значительная их часть могла быть убита своими соотечественниками – украинскими националистами. Бойцы УПА* убивали украинцев, которые пытались оказать полякам помощь и спасти их, также они требовали от украинцев, имеющих смешанную семью, совершать убийства ближайших родственников-поляков. В случае отказа – убивали всех.

Массовые убийства поляков и украинцев были остановлены лишь после того, как вся территория Украины была освобождена бойцами Красной Армии. При этом даже тогда примирить два народа между собой уже не представлялось возможным. Именно поэтому в июле 1945 года СССР и Польша заключили совместное соглашение об обмене населением. Поляки, которые проживали на территориях, вошедших в состав Советского Союза, переезжали на территорию Польши, а украинцы, жившие на польских землях – отправлялись на территорию Украинской ССР. Операция по переселению получила кодовое название «Висла» и продлилась почти два года. За это время удалось переселить более 1,5 миллионов человек. Такое «переселение народов» позволило снизить градус напряженности между поляками и украинцами. При этом на протяжении всей советской истории данную больную тему старались лишний раз не вспоминать и не трогать. Волынская резня не имела широкой огласки в СССР, а в Польской Народной Республике в те годы вышло всего несколько работ, посвященных данной трагедии. Вновь к этим событиям историки и широкая общественность вернулись лишь в 1992 году, уже после распада СССР.

Памятник жертвам Волынской резни в Кракове

Политика нового киевского руководства в последние годы обострила многие исторические вопросы между Польшей и Украиной. Так, Варшава последовательно осуждает Киев за героизацию членов ОУН-УПА*, а также регулярные акты вандализма, которые проводятся в отношении польских мест памяти. В июле 2016 года сейм Польши признал 11 июля Национальным днем памяти жертв геноцида граждан Польской Республики, совершенного украинскими националистами. При этом премьер-министр Польши не так давно заявил о том, что окончательное примирение между польским и украинским народом станет возможным лишь тогда, когда будет признана правда о Волынской резне.

В то же время, по данным РИА « », власти Украины настаивают на пересмотре положения польского закона Об институте национальной памяти, которое касается украинцев. Данный закон, вступивший в силу весной 2018 года, предусматривает уголовную ответственность за пропаганду «бандеровской идеологии» и отрицание Волынской резни.

*Экстремистские организации, запрещенные в Российской Федерации.

Источники информации:
https://ria.ru/defense_safety/20180711/1524304863.html
https://www.gazeta.ru/science/2018/02/09_a_11642473.shtml?updated
http://www.aif.ru/society/history/volynskaya_reznya_geroi_ukrainy_ubivali_polyakov_ot_mala_do_velika
Материалы из открытых источников