Исторический детектив: Корабли без капитанов. Потерянное покорение: что на самом деле случилось с пропавшими кораблями «Эребус» и «Террор Потерянная экспедиция франклина

Исследователи обнаружили знаменитый корабль «Террор», пропавший в середине 19 века во время экспедиции Джона Франклина (John Franklin).

«Террор» во время экспедиции 1836-1837 годов

Команда британского полярника собиралась найти так называемый северо-западный проход через Северный Ледовитый океан, но пропала без вести. Об этом сообщает The Guardian.

Закончившаяся самой страшной трагедией в истории Королевского военно-морского флота Великобритании полярная экспедиция была четвертой для сэра Джона Франклина. В 1845 году в нее на двух судах, «Террор» и «Эребус», отправились 129 человек.

Безуспешные поиски пропавших кораблей и моряков под давлением общественности и супруги Франклина начались в 1848 году и закончились только спустя 11 лет после исчезновения судов. «Эребус» удалось найти только в 2014-м, а судьба «Террора» до сих пор оставалась неизвестной. Считается, что все участники экспедиции погибли после того, как им пришлось бросить суда, застрявшие в арктических льдах.

Как сообщается, «Террор» удалось найти 3 сентября благодаря «наводке» одного из членов экипажа (речь идет об оставленных записях). 11 сентября члены Фонда исследования Арктики (Arctic Research Foundation) запустили управляемый удаленно батискаф в одну из пробоин обнаруженного на дне арктического залива судна.

«Мы успешно проникли в кают-компанию, осмотрели несколько кают и нашли хранилище еды, тарелки в котором до сих пор стояли на полках. Мы нашли две бутылки вина, столы и пустой стеллаж. Нашли рабочий стол с открытыми ящиками, в дальнем углу одного из которых что-то лежало», — руководитель экспедиционного судна Martin Bergmann.

Рулевое колесо «Террора»

Корабль, подходящий под известные описания и чертежи «Террора», был найден в 96 километрах южнее от предполагаемого места затопления. Как отмечает The Guardian, из-за этого историкам придется предложить новую версию трагедии.

«Эта находка изменит историю. Судя по местонахождению «Террора» и состоянию судна, можно почти наверняка сказать, что корабль был намеренно «законсервирован», после чего его экипаж переместился на «Эребус», на котором и встретил свою трагическую судьбу», — руководитель экспедиционного судна Martin Bergmann.

По словам исследователей, судно настолько хорошо сохранилось на глубине 24 метров, что после откачивания воды оно вполне могло бы держаться на поверхности: все три мачты оказались сломанными, но все еще стояли, все люки были закрыты, некоторые оконные стекла остались невредимыми. Судя по всему, на момент затопления у корабля был сброшен якорь.

На подтверждение подлинности экипаж Martin Bergmann потратил неделю, составив подробную 3D-модель «Террора». Одним из главных доказательств того, что найдено было именно это судно, стал дымоотвод. На «Терроре» был установлен паровой локомотивный двигатель с винтом, который позволял кораблю пробивать лед.

Согласно найденной ранее записке капитана «Террора» Фрэнсиса Крозье, датированной 25 апреля 1848 года, Джон Франклин скончался 11 июня 1847-го. Под его командованием на тот момент находилось 105 человек, а 9 офицеров и 15 матросов уже погибли.

Согласно основной версии, 26 апреля оставшиеся члены экипажа отправились в сторону реки Бак на канадском побережье, но большая часть из них погибла по дороге. А тех, кто все же добрался до северной части материка, ждала та же участь, так как до ближайших поселений их все равно отделяли сотни километров.

Свою интерпретацию событий трагичной экспедиции в 2007 году предложил писатель Дэн Симмонс в популярном романе «Террор», добавив в историю элементы мистики.

Подписывайтесь на Квибл в Viber и Telegram , чтобы быть в курсе самых интересных событий.

К середине 19-го века прошло два столетия с окончания эпохи Великих географических открытий. Однако увлеченных исследователей меньше не стало. Им во многом даже приходилось сложнее, чем тем, кто открывал новые маршруты в Америку, Азию, Африку и Океанию. Последними всегда остаются места, добраться до которых намного труднее.

Именно в таких исследованиях покрыл себя немеркнущей славой Джеймс Кларк Росс. Главным свершением его жизни стала Британская антарктическая экспедиция, проходившая в 1839-1843 годах. Корабли под командованием Росса трижды пересекали Южный полярный круг – это достижение смогли превзойти только в начале 20-го века. Экспедиция Росса была последней, совершенной к полюсам на парусных судах. После нее исследования Антарктики были возобновлены лишь через 30 лет.

Ранние годы исследователя

Судьбу родившегося в 1800 году в Лондоне Джеймса Кларка Росса предопределил род деятельности его дяди Джона Росса – британского мореплавателя и исследователя Арктики. Под влиянием именитого родственника мальчик поступил на флот и уже в 12 лет оказался на дядином корабле.

В 18 лет Джеймс вместе с дядей отправился в свое первое путешествие в Арктику. Исследованиями этого региона он занимался следующие полтора десятка лет. Экспедиция, в состав которой входил Джеймс, в 1831 году открыла Северный магнитный полюс.

Самостоятельное плавание

В 1839 году уже набравшегося опыта Джеймса Росса назначили командовать экспедицией, которая направлялась исследовать южные полярные воды. Ему предоставили два старых военных корабля: «Террор» и «Эребус». Это были тяжелые и тихоходные суда, но они обладали прочностью, необходимой для плавания среди давящих на борта паковых льдов – многолетних и имеющих толщину не менее 3 метров.

30 сентября 1839 года корабли отплыли от британских берегов, на каждом из них было по 46 человек. В результате экспедиции на мировых картах появилась масса новых объектов:

  • море Росса;
  • вулканический остров Росса;
  • Земля Виктории – открытый Россом-младшим район Антарктиды;
  • вулканы Террор и Эребус;
  • Ледяной барьер Росса – крупнейший в Антарктиде шельфовый ледник.

Земля Виктория

Британская антарктическая экспедиция продолжалась три сезона. Первый закончился, когда корабли натолкнулись на Ледяной барьер Росса и не смогли преодолеть его. Джеймс в этот момент сделал правильный вывод о том, что именно шельфовые ледники порождают айсберги.

В ходе второго плавания (1841-1842) корабли обогнули Антарктиду, отправились на восток и дошли до Фолклендских островов. Здесь особое внимание уделялось исследованиям магнитного поля земли и орнитологического разнообразия южных широт.

В заключительном сезоне (1842-1843) экспедиция проникла не так далеко за Южный полярный круг, как в предыдущие годы. Ей помешали слишком суровые ледовые условия.

Росс открыл сразу несколько участков суши, но все же остался сторонником того, что полярного континента не существует. Все увиденные земли он считал островами. Тем не менее, вклад экспедиции в науку оказался огромным – одних только видов животных и растений было открыто более 3 000. По итогам исследований в 1859 году был опубликован шеститомник «Флора Антарктиды».

Отдельного внимания заслуживают организаторские таланты Джеймса Росса. В те времена, когда из Британии в Австралию парусник мог идти около года, болезни и смерть даже на обычных торговых судах были обыденным явлением. Экспедиция Росса продолжалась 4 года в сложнейших условиях – со многими опасностями, характерными для Антарктики, мореплаватели раньше просто не сталкивались. Снаряжение «Террора» и «Эребуса» было продумано настолько хорошо, что из 92 человек за все время погиб только один – его смыло за борт при шторме.

После такого триумфа Росс на родине был принят в рыцари и получил титул «сэра». Во Франции его достижения отметили Орденом Почетного легиона. В 1847 году Джеймс написал книгу, посвященную своим исследованиям. Открытый Россом путь в Антарктиду многие исследователи считают наиболее удобным и сегодня, поэтому им продолжают пользоваться.

Судьба Эребуса и Террора

История пары бомбардирских кораблей после плаваний Росса-младшего продолжилась и закончилась трагически. В 1845 году их передали сэру Джону Франклину, который отправился искать Северо-Западный проход, позволяющий попасть из Атлантического в Тихий океан. Корабли отплыли 19 мая, и около 10 лет об их участниках не было никакой информации.

На поиски пропавшей экспедиции отправлялись многие, в том числе, и Джеймс Росс в 1848-1849 годах на корабле «Энтерпрайз». Однако успеха его поход не принес. Жена Франклина организовала около 40 полярных экспедиций в поисках пропавших, потратив на это все имевшееся у нее состояние. Первые плоды поиски принесли в 1854 году. Шотландский исследователь Джон Рэй догадался пообщаться с эскимосами, которые рассказали о нескольких десятках белых людей, погибших от голода.


Совет по снаряжению экспедиции на поиски Джона Франклина

Аборигены поведали о фактах каннибализма среди умиравших моряков, и это известие всколыхнуло британскую общественность. Многие, в том числе, Чарльз Диккенс, назвали Рэя клеветником. Писатель на станицах британской прессы заявлял, что каннибализм – это принципиально невозможное явление среди моряков Королевского британского флота. Однако печальные факты в дальнейшем подтвердились – на костях погибших нашли характерные следы.

Дальнейшие исследования показали, что оба корабля были затерты во льдах и брошены экипажами, в полном составе погибшими от холода и голода. Люди пытались добраться по суше до ближайшего форпоста Компании Гудзонова залива, но сделать этого не смогли – до него было около 1 000 километров. Усугубило ситуацию и плохое качество взятых на борт консервов. Изучение останков моряков показало, что припасы были испорчены ботулизмом и примесью свинца.


Террор и Эребус

В экспедиции Франклина погиб, в том числе, и Фрэнсис Крозье, исследовавший Антарктику вместе с Россом-младшим в качестве капитана второго судна и бывший его ближайшим другом.

Джеймс Росс умер в 1862 году спустя 5 лет после смерти жены. Исследователь похоронен в графстве Бакингемшир вместе с супругой. В местном аббатстве есть сад и озеро с двумя островами, которые названы в честь кораблей «Эребус» и «Террор».

Корабли пропавшей экспедиции Франклина по изучению северо-западного прохода из Европы в Азию.

Корабли-бомбардиры с усиленным корпусом, который должен выдерживать удар мортиры. Размеры - приблизительно 35м на 7м, но водоизмещение - около 350 тонн. Для путешествий во льдах были переоборудованы - корпус укрепили листами металла, сделали специальные заслонки для винтов, поставили паровые котлы для локомотивных двигателей и отопления. Могли развивать скорость до 7.4 km/h только на двигателях. Так же на кораблях имелась библиотека - более 1000 книг. Запас провианта был заготовлен из расчета - 3 года.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/94/Franklinexpeditionnote.jpg

Заметка написана на одной из печатных форм, которые специально предназначены, чтобы оставить информацию о судне в случае каких-либо проблем. На форме на нескольких языках написана просьба отправить эту записку в Адмиралтейство Великобритании с указанием времени и места, где она была найдена. Текст на записке был написан по-видимому лейтенантом Гором. Было указано, что корабли вмерзли в лед на координатах 70°5" с. ш. и 98°23" з. д., сир Франклин управляет экспедицией и всё хорошо.

Итак, если восстановить хронологию:

Была зимовка на о. Бичи в 1845—1846гг. (дата в записке почему-то указана неверно), далее корабли повернули на юг...

24 мая 1847 года 2 офицера и 6 матросов сошли с корабля (Party consisting of 2 officers and 6 men left the ships on Monday).

28 мая 1847 года корабли уже полгода стоят севернее острова Кинг Вильям (3) - 70°5" с. ш. и 98°23" з. д. Тогда, судя по записке, Франклин был еще жив, и все было хорошо. (Sir John Franklin commanding the expedition. All well.) Записка подписана лейтенантом Гором.

Запись на полях от 25 апр 1848 года - корабли стоят во льду уже полтора года, и команда покинула корабли 22 апреля 1848 года . The officers and crews, consisting of 105 souls , under the command of Captain F. R. M. Crozier, landed here in lat. 69° 37" 42" N., long 98° 41" W. Сир Джон Франклин мертв, всего на этот момент потерь в экспедиции - 9 офицеров и 15 матросов.

Крозье возглавил экспедицию. Они должны были выдвинуться на следующий день 26 апр 1848 года на юг к реке Бак (до нее 300 км по прямой!!! запас провианта к этому времени должен был подходить к концу)

Координаты лагеря Крозье, скорее всего, указаны неверно, т.к., если предположить, что верно то, что они ушли на 5 лиг на ЮЮВ от кораблей, попадаем на самый северный мыс о. Короля Вильяма - Cape Felix, а указанные координаты - это пролив.

Так же в записке есть информация относительно переноса ее на текущую позицию из предыдущего места хранения (на 4 мили мили севернее около Point Victory), где она была ранее расположена бывшим коммандером Гором в июне 1847г в столбе (pillar) сира Джеймса Росса, сложенном в 1831 году.

КАРТЫ:


Найти корабли пытались на протяжении 170 лет. Было проведено несколько поисковых экспедиций... Эребус нашли севернее острова О"Райли (южнее о. Король Вильям) только в 2014 году. А Террор - в 2016, немного южнее о. Король Вильям около бухты Террор. При обследовании о. Короля Вильяма были найдены кости и остатки имущества экспедиции вдоль западного побережья острова - по ходу движения остатков команды Эребуса и Террора. Они почти достигли своей цели - реки Бак. Они дошли до о. Монтреал неподалеку от устья "Рыбной реки"...

Последний раз их видели в августе 1845 года. Два британских корабля под жуткими названиями Erebus («Мрак») и Terror («Ужас») с 129 моряками на борту ожидали в море Баффина недалеко от берегов Гренландии подходящей погоды, чтобы плыть дальше, в неизведанные воды Канадского Арктического архипелага. Оснащенная по последнему слову тогдашней науки и техники экспедиция во главе с сэром Джоном Франклином должна была поставить точку в поисках заветного Северо-Западного прохода, но исчезла в безжалостных полярных льдах, а загадка ее гибели с тех пор не дает покоя уже которому поколению искателей приключений.

Лишь в 2014 году канадские ученые обнаружили затонувший «Эребус», а совсем недавно, 3 сентября, после 170 лет поисков был найден и «Террор».

Открытие Америки при всей монументальности этого события для истории человечества не сняло с повестки дня другую сверхактуальную на то время задачу - поиска нового пути в Индию. Феноменальные богатства новой части света еще не стали известны европейцам, и обе Америки воспринимались пока как досадная помеха, преграждавшая путь в Азию. В 1522 году экспедиция Фернана Магеллана завершила первое кругосветное плавание в обход южноамериканского континента. На повестке дня оставался вопрос так называемого Северо-Западного прохода - перспективного морского пути вдоль северного берега Северной Америки.

Первая попытка обнаружить его была предпринята англичанами еще в 1497 году, но в конечном итоге поиски растянулись на четыре столетия. Справиться с задачей пытались лучшие мореплаватели своего времени - от Генри Гудзона до Джеймса Кука. Но на пути у героев вставали непроходимые льды Арктики, запутанный лабиринт проливов и заливов Канадского Арктического архипелага и экстремальная погода, что оставляло мало шансов на успех, зато исправно брало за покорение себя самую высокую цену - человеческие жизни.

Исследования канадской Арктики активизировались в XIX веке, и, несмотря на все объективные сложности, к середине столетия размер белого пятна на географических картах Северной Америки сократился до минимума площадью меньше территории современной Беларуси. Британскому адмиралтейству казалось, что оставалось сделать последний, но решительный шаг длиной в сотню миль, и совершить его было поручено Джону Франклину - опытному, хотя и довольно пожилому к тому времени 59-летнему полярнику, уже совершившему три масштабных арктических экспедиции.

С финансированием проблем не было. Для плавания Британский королевский флот предоставил два корабля, уже побывавших в арктических (и антарктических) походах. На «Эребус», ставший флагманом, и «Террор» погрузили почти сто тонн еды (муки, галет, солонины, овощных и мясных консервов). Не забыли и о средстве против цинги, этого бича всех мореплавателей: четыре тонны лимонного сока должны были помочь с ней справиться.

Корпуса парусников для плавания в сложной ледовой обстановке были укреплены металлическими листами, на них же в качестве дополнительных силовых установок смонтировали снятые с локомотивов паровые двигатели. Отопительная система и система дистилляции воды завершали передовое на тот момент техническое оснащение кораблей. Все было готово к многолетнему путешествию, целью которого был долгожданный Северо-Западный проход.

Экспедиция Франклина вышла в плавание 19 мая 1845 года. Сделав остановку в гренландском заливе Диско, где борт «Эребуса» и «Террора» покинули пять провинившихся матросов (тем самым спасших себе жизнь), корабли с 129 людьми на борту отправились дальше вглубь Северного Ледовитого океана. В августе китобои в последний раз видели их в море Баффина, после чего следы парусников и их обитателей были потеряны почти на десятилетие.

Тревогу в адмиралтействе забили только спустя два года. С одной стороны, было понятно, что покорение Северо-Западного прохода потребует зимовки (и, скорее всего, даже не одной), с другой - отсутствие всяких вестей начинало настораживать. В 1848 году на поиски Франклина и его отряда отправилась экспедиция авторитетного полярного исследователя Джеймса Росса, который сам плавал на «Эребусе» и «Терроре». Это мероприятие закончилось полным провалом, но у Росса появилось много последователей, чему в немалой степени способствовала объявленная британским правительством награда в £20 тыс. - значительная по тем временам сумма.

В августе 1850 года, спустя пять лет после того дня, когда корабли Франклина видели в последний раз, были наконец-то обнаружены какие-то их следы. На небольшом островке Бичи у Девона, крупнейшего необитаемого острова на планете, команда капитана Горация Остина обнаружила следы зимовки, а неподалеку - три могилы матросов из экипажа Франклина.

В безжизненном каменистом ландшафте забытого богом и людьми острова свое последнее убежище нашли кочегар Джон Торрингтон, матрос Джон Хартнелл и рядовой морской пехоты Уильям Брейн, умершие в январе - апреле 1846 года. Стало ясно, что они стали жертвами первой зимовки экспедиции, которую зажатые льдами «Эребус» и «Террор» провели у острова Бичи.

В 1854 году во время исследования полуострова Бутия отряд путешественника Джона Рэя собрал целый ряд рассказов местных инуитов. Аборигены в один голос утверждали, что видели группу из нескольких десятков «белых людей», умерших от голода в устье крупной местной реки Бак. При этом пришельцы, судя по свидетельствам эскимосов, перед смертью ели трупы своих товарищей. Предполагаемый каннибализм среди членов экипажа «Эребуса» и «Террора» глубоко возмутил их коллег, оставшихся в Великобритании, и вдову Франклина. Общественность напрочь отвергла инсинуации, предполагавшие, что моряк королевского флота мог опуститься до поедания себе подобных.

Кроме устных свидетельств, Рэй собрал и вещественные доказательства гибели экспедиции, выкупив у инуитов найденные ими столовые приборы с «Эребуса». Этого оказалось достаточно, чтобы Франклина и компанию признали умершими, а их поиски официально прекратились. Тем не менее история обреченных в полярной пустыне на этом совсем не закончилась.

Спустя еще четыре года очередной поисковый отряд, профинансированный на этот раз лично вдовой Франклина, во время изучения крупного острова Кинг-Уильям, расположенного между полуостровом Бутия и устьем реки Бак, сделал долгожданную находку. Среди полярных экспедиций, особенно когда что-то шло не так, было принято на всякий случай оставлять своим возможным спасателям послания под специальными каменными пирамидами - гуриями. Именно такой документ был обнаружен на Кинг-Уильяме, а его содержание пролило свет на судьбу путешественников.

Послание, по сути, представляло собой две записки, сделанные в разное время. Первая была написана после второй зимовки:

«28 мая 1847 года. Корабли Ее Величества „Эребус“ и „Террор“ зимовали во льду под 70°5′ с. ш. и 98°23′ з. д. Зиму 1846-1847 годов провели у острова Бичи под 74°43′28″ с. ш. и 91°39′15″ з. д., предварительно поднявшись по проливу Веллингтона до 77° северной широты и вернувшись по западной стороне острова Корнуоллис. Экспедицией командует сэр Джон Франклин. Все в порядке. Партия из двух офицеров и шести матросов покинула корабль в понедельник 24 мая 1847 года».

После ознакомления с этим текстом оставалось сразу несколько вопросов. Во-первых, очевидно, что ситуацию сложно было охарактеризовать как «все в порядке». Среди членов экипажей уже были первые жертвы, а целых восемь человек успели бросить свои корабли и товарищей, отправившись навстречу смерти. К тому же авторы послания по неизвестной причине запутались в датах. Зимовка у острова Бичи случилась годом ранее. Летом 1846 года освободившиеся корабли дрейфовали среди островов Канадского Арктического архипелага, в конце концов спустившись на юг к острову Кинг-Уильям, где они провели зиму 1846-1847 годов, а весной описали свои приключения в указанном документе.

Вторая записка была сделана годом позже на полях первой:

«25 апреля 1848 года. Корабли Ее Величества „Эребус“ и „Террор“ были покинуты 22 апреля в 5 лигах к северо-северо-западу от этого места, будучи затерты льдами с 12 сентября 1846 года. Офицеры и экипаж в составе 105 человек под командой капитана Ф. Р. М. Крозье стали лагерем здесь, под 69°37′42″ с. ш. и 98°41′ з. д.

Сэр Джон Франклин умер 11 июня 1847 года, общие потери экспедиции на настоящий момент - 9 офицеров и 15 матросов.

Джеймс Фитцджеймс, капитан корабля Ее Величества „Эребус“, Ф. Р. М. Крозье, капитан и старший офицер. Завтра выступаем на рыбную реку Бак».

В этом тексте верная хронология восстанавливается. Итак, у Кинг-Уильяма «Эребус» и «Террор» в конечном итоге провели целых две зимы: лето 1847 года оказалось слишком коротким и холодным, лед вокруг кораблей так и не успел растаять. К весне 1848-го из 129 членов экипажа умерло 24 человека, включая главу экспедиции Джона Франклина. Оставшиеся в живых моряки, чувствуя свое бессилие перед окружавшей их полярной полупустыней и оказавшись под угрозой голода и неминуемой смерти, пошли на отчаянную авантюру. Они решили с остатками припасов и снаряжения попробовать добраться до Большой земли. Ближайшая база компании Гудзонова залива в Форт-Резолюшне находилась в 2210 километрах к югу.

Обреченные полярники соорудили из шлюпок импровизированные сани, которые они вынуждены были тащить сами. Изможденные тремя зимовками, страдая от болезней, экстремальной погоды, голода, они из последних сил волокли эти сани, периодически теряя своих товарищей. Одна из шлюпок была найдена в 1854 году. Кроме двух скелетов, в ней обнаружили книги, мыло, швейные принадлежности, матросские перчатки, ружья и ножи, два рулона листового свинца, ботинки и шелковые платки - вещи как необходимые, так и абсолютно ненужные в предпринятом походе.

Скелетированные останки моряков периодически находились и на протяжении следующих десятилетий. Судя по всему, бо́льшая часть экипажа «Эребуса» погибла еще на Кинг-Уильяме. Выжившие сумели добраться до желанного устья реки Бак, где их и увидели эскимосы. Скорее всего, на этом этапе у них закончилась провизия, что привело к каннибализму: его следы были зафиксированы на обнаруженных позже человеческих костях.

В середине 1980-х годов канадские ученые решили провести эксгумацию тел трех моряков, погибших на острове Бичи еще во время первой зимовки в 1846 году. Сначала была вскрыта могила Джона Торрингтона, и фотографии его прекрасно сохранившейся за 140 лет в вечной мерзлоте мумии облетели весь мир.

Патологоанатомическое исследование останков показало, что несчастный кочегар, умерший 1 января 1846 года, страдал от истощения и пневмонии. Кроме того, в его тканях было обнаружено повышенное содержание свинца. Немедленно возникли версии, что причиной смерти Торрингтона (а вместе с ним и остальных членов команды Франклина) могло стать свинцовое отравление. Консервные банки, найденные на их стоянках, были запечатаны второпях, с использованием свинцового припоя, вступавшего в прямой контакт с пищей. Высокое содержание свинца было и в пресной воде, которую давали системы дистилляции, установленные на кораблях.

Само по себе отравление свинцом убить моряков не могло. Однако оно, судя по всему, существенно ослабило иммунитет членов экипажа, после чего они стали легкими жертвами погоды, голода, цинги и других заболеваний. Торрингтон и его товарищ Уильям Брейн, чьи тела сохранились до наших дней, умерли от пневмонии. Третий из похороненных на острове Бичи - матрос Хартнелл - погиб от туберкулеза. Скорее всего, подобная же участь ждала и остальных их коллег.

Для полного понимания случившегося с пропавшей экспедицией Франклина ученым не хватало только одного - найти ее пропавшие корабли. Десятилетия бесплодных поисков завершились совсем недавно. В 2014 году к югу от острова Кинг-Уильям на глубине в 11 метров был обнаружен «Эребус». Канадцы подняли на поверхность его судовой колокол и одну из десяти пушек.

3 сентября 2016 года нашли и «Террор». Корабль прекрасно сохранился и был законсервирован его командой: все двери, окна и другие отверстия были аккуратно закрыты. Оставление судна считалось в королевском флоте тяжким преступлением, и экипаж, по всей видимости, не терял надежды вернуться к нему. Спасения «Террор» не дождался, в конце концов затонув в бухте, носящей теперь его имя, к юго-востоку от побережья Кинг-Уильяма.

Находка «Эребуса» и «Террора», ответив на некоторые вопросы исследователей судьбы экспедиции Франклина, сразу же поставила новые. Исходя из содержания записки, найденной под пирамидой камней еще в 1854 году, оба корабля были покинуты одновременно в точке, находящейся в сотне километров от тех мест, где их в итоге обнаружили. Возможно, это связано с естественным дрейфом затертых льдами кораблей, затонувших в конечном итоге в разное время. Вторая версия утверждает, что по крайней мере некоторые члены экипажа, оставив парусники 22 апреля 1848 года, могли впоследствии вернуться на них, чтобы продолжить свой путь к устью реки Бак.

Сама по себе экспедиция Франклина, целью которой было окончательное покорение Северо-Западного прохода, завершилась полным крахом в самом начале этого пути. Куда больше полезной информации для человечества принесли ее драматичные и затянувшиеся на десятилетия поиски. Еще в 1853 году одна из многочисленных спасательных партий во главе с Робертом Мак-Клуром, двигаясь с запада, фактически прошла этот столь желанный маршрут, правда, бросив по дороге свой корабль и закончив его на санях по земле. Окончательно же Северо-Западный проход на корабле осилил лишь знаменитый норвежец Руаль Амундсен только в самом начале XX века.

Спустя столетие из-за таяния льдов этот заветный проход стал доступен для навигации в летние месяцы без сопровождения ледоколов. Летом 2016 года дорогой, мечта о которой погубила сотни путешественников, прошел первый большой круизный корабль. Около тысячи пассажиров, выложив из собственного кармана от $22 тыс., за месяц с небольшим добрались из Анкориджа на Аляске в Нью-Йорк. По пути лайнер Crystal Serenity миновал и остров Кинг-Уильям, и остров Бичи. 129 моряков, три года проживших в ледяном аду, отдали свои жизни в том числе и ради этого.

По мотивам истории на днях вышел сериал Террор.

«Террор» - американский телесериал, основанный на одноимённом романе американского писателя Дэна Симмонса. Премьера в США состоялась 26 марта 2018 года, в России - 29 марта.

В 1845 году экспедиция под командованием опытного полярного исследователя сэра Джона Франклина отправляется на судах «Террор» и «Эребус» к северному побережью Канады на поиск северо-западного прохода из Атлантического океана в Тихий - и бесследно исчезает. Поиски ее затянулись на несколько десятилетий, сведения о ее судьбе собирались буквально по крупицам, и до сих пор картина происшедшего пестрит белыми пятнами.

В завершении трейлер.


Американский писатель Дэн Симмонс - один из тех авторов, которым удаются произведения абсолютно любого жанра. На его счету монументальные научно-фантастические романы о поисках Бога в мире будущего, шпионские триллеры о противостоянии разведок в эпоху Второй мировой войны и просто крутые детективы.

При этом у книг Симмонса есть одна отличительная черта: в них почти всегда присутствуют реальные исторические личности. Английский поэт XIX века Джон Китс в фантастическом мире «Песен Гипериона». Писатель Эрнест Хэмингуэй в шпионском триллере «Колокол по Хэму» и Чарльз Диккенс в «Друд, или Человек в чёрном». А ещё 129 членов команды двух британских кораблей «Эребус» и «Террор», что в 1845 году отправились на поиски Северо-Западного прохода и пропали. О них у Симмонса в 2007 году вышел объёмный роман «Террор».

Телеканал AMC запустил в эфир одноимённый сериал по мотивам романа. Отличный повод вспомнить, про что была книга и насколько Симмонсу удалось приблизиться к разгадке тайны исчезновения двух кораблей.

Пропавшая экспедиция Франклина
После того, как корабли Христофора Колумба упёрлись в земли Америки в конце XV века мореплаватели решили не сдаваться и всё-таки найти короткий путь из Европы в Азию. Искали в основном на севере, из-за чего этот гипотетический путь и получил своё название - Северо-Западный проход. Экспедиций по его обнаружению было много, благодаря чему мореплаватели очень подробно изучили побережье того, что сейчас называется Северной Америкой. Однако пройти через льды современной Канады из Атлантического океана в Тихий им всё никак не удавалось.

Но мореходы не теряли надежду раз за разом отправлялись в опасные экспедиции. Благодаря этому, к середине XIX века в канадской Арктике остался неисследованным лишь небольшой участок площадью порядка 180 тысяч квадратных километров. Это примерно как четыре Московских области. Предполагалось, что где-то в этом неизведанном районе и находится заветный Северо-Западный проход. Именно туда отправились корабли «Эребус» и «Террор».
И «Эребус», и «Террор» относились к так называемым «бомбардирским кораблям» - то есть их строили для войны. В XVIII веке такие суда, как правило, использовались для артобстрела приморских крепостей.

«Террор» был спущен на воду в 1813 году и успел поучаствовать в Англо-Американской войне 1812-1815 годов. Его, например, использовали в боях в Коннектикуте и в Джорджии. «Эребус» же впервые вышел в плавание в 1826 году, поэтому войну не застал.

Оба корабля разрабатывались с большим запасом прочности - они должны были выдерживать чудовищную отдачу трёхтонной мортиры. Поэтому когда английскому Адмиралтейству понадобились прочные корабли для исследования Антарктики, выбор остановился на этих двух судах.
Оба корабля могли идти под парусом, однако перед экспедициями их дополнительно оснастили локомотивными двигателями, позволявшими двигаться со скоростью 7,5 километров в час.

Чтобы команды не мерзли, на обоих кораблях сделали систему отопления - трубы с паром. Кроме того, деревянные корпуса укрепили металлом, а под гребные винты и рули инженеры добавили специальные бронированные ниши, в которых они могли укрываться ото льда.

В 1840 году корабли отплыли из Тасмании на юг и вскоре достигли Антарктиды. После этого на карте самого южного континента появились два новых географических объекта - вулканы Эребус и Террор.

Оба корабля два раза были в Антарктиде, где неплохо показали себя, поэтому впоследствии Адмиралтейство и направило их в канадскую Арктику на поиски Северо-Западного прохода. Думали чиновники над этим недолго.
А вот над чем подумать пришлось, так это над тем, кто возглавит экспедицию. Кандидатов хватало, но все они отсеивались один за другим. Сначала хотели отправить человека, организовавшего одну из самых первых экспедиций на Северный полюс - Уильяма Перри. Но он отказался. Тогда должность командующего предложили сэру Джеймсу Россу, который, кстати, за пару лет до этого и водил «Эребус» с «Террором» в Антарктиду. Но ему запретила жена.

Перебрав ещё несколько «неподходящих» кандидатур, - один слишком молод, у другого неподходящее «ирландское» происхождение - чиновники решили назначить командующим опытного полярного исследователя Джона Франклина. Ему в тот момент было 59 лет.

Франклин руководил экспедицией с корабля «Эребус», а непосредственными капитанами были два человека, до этого претендовавшие на роль командующего. «Эребусом» правил молодой Джеймс Фитцджеймс, а «Террором» - ирландец Френсис Крозье, который, кстати, до этого уже командовал кораблём во время экспедиции в Антарктиду.


Слева направо: командующий Джон Франклин, капитан
Френсис Крозье, капитан Джеймс Фитцджеймс. В жизни и в сериале

Оба корабля отплыли от берегов Англии в мае 1845 года. Изначально на борту было 134 человека - среди них 24 офицера. Впоследствии пятерых за неподобающее поведение отправили обратно на берег, поэтому итоговый состав команды обоих кораблей насчитывал 129 человек.

В августе 1845 года «Эребус» и «Террор» попались на глаза двум китобойным кораблям. Это было в море Баффина - к западу от Гренландии. После этого их больше никто не видел.

Причина гибели
Экспедиция была рассчитана на несколько лет - запаса еды хватило бы на три года сытой жизни во льдах: 55 тонн муки, 8 тысяч консервных банок с овощами, мясом и супом. Поэтому в Англии не сразу хватились двух пропавших кораблей - лишь в 1848 году была начата поисковая операция. Искали и на воде, и на суше. И в 1850 году поиски частично увенчались успехом.
На маленьком островке Бичи были найдены могилы трёх членов пропавшей экспедиции, умерших вскоре после того, как «Эребус» и «Террор» попали в канадскую Арктику. Забегая вперёд, скажем, что спустя больше ста лет, в 1984 году, учёные эксгумировали их тела, чтобы исследовать. Оказалось, что незадолго до смерти они болели туберкулёзом и пневмонией. Кроме того, в мёртвых тканях наблюдалось повышенное содержание свинца, что свидетельствовало о свинцовом отравлении.
В 1859 году членам поисковой операции повезло ещё раз - на острове Кинг-Уильям, который находится примерно в 700 километрах к югу от острова Бичи, была найдена пирамида, сложенная из камней. В ней - листок с двумя сообщениями. Первое было написано в мае 1847 года группой из двух офицеров и шести матросов, сошедших на берег. Второе - в апреле 1848 года капитаном «Террора» Френсисом Крозье. В первом сообщении говорилось, что корабли провели прошлую зиму у острова Бичи, что экспедицией по-прежнему командует Джон Франклин и что всё хорошо.
Та самая записка. В рукописном тексте сообщается, что всё хорошо. На полях - запись, сделанная годом позже. Настроение у команды уже другое: всё плохо. Печатный текст на разных языках сообщает, что всякий, кто найдёт эту записку должен передать её представителям Адмиралтейства в Лондоне.
Во второй записке, написанной на полях первой, говорилось, что «Эребус» и «Террор» были заперты во льдах неподалёку от острова Кинг-Уильям, и командам пришлось покинуть их. К тому моменту из 129 человек в живых оставалось 105. Под руководством капитана Френсиса Крозье они разбили лагерь на суше.

Также в ней говорилось, что командующий экспедицией Джон Франклин умер 11 июня 1847 года. Причина смерти неизвестна, равно как и место захоронения. Впоследствии выяснилось, что из 105 человек, сошедших на берег под командованием Крозье выжить тоже никому не удалось. Их кости, найденные гораздо позже в различных частях острова Кинг-Уильям, свидетельствовали о том, что в какой-то момент моряки отчаялись настолько, что дошли до каннибализма.

Тайна исчезновения двух кораблей волновала человечество на протяжении всего XIX и XX веков. В 2014 году исследователи нашли под водой рядом с островом Кинг-Уильям остатки корабля «Эребус». А в сентябре 2016 года в тех же краях был найден и «Террор». Команда одного из кораблей заметила старинную мачту, выглядывавшую из воды. «Террор» был почти цел, причём часть его кают оказалась запечатана на зиму.

О том, что же случилось с «Эребусом» и «Террором» ходит много версий. Самая реалистичная на данный момент - плохая подготовка к экспедиции. Провизия собирались в спешке, из-за чего еда во многих консервных банках оказалась отравлена свинцовым припоем. Кроме того, свинец поступал в организм матросов с водой из опреснительных систем кораблей. Массовое отравление тяжёлым металлом усугубила начавшаяся эпидемия цинги.

Эта болезнь возникает из-за нехватки в организме витамина «С» и может привести к мучительной смерти. На «Эребусе» и «Терроре» было больше четырёх тонн лимонного сока, чтобы уберечь команду от этой напасти, однако из-за долгого хранения он потерял свои целебные свойства. Сказалась и неопытность команды: из 129 человек, только командующий Джон Франклин, капитан Френсис Крозье, да пара лоцманов бывали за полярным кругом.

Главный враг - не монстр, а плохая подготовка
Несмотря на свежие открытия, в этой истории ещё достаточно пробелов - и Дэн Симмонс в романе «Террор» попытался заполнить их. Получилось или нет, сказать сложно. Автор основательно поработал с источниками, досконально изучив уклад жизни на корабле XIX века, застрявшем во льдах. Из-за этого порой кажется, что читаешь не художественное произведение, а чьи-то мемуары.

Словно моряк, не раз побывавший за полярным кругом, Симмонс щедро делится нюансами подобных экспедиций. Просторная шуба из шкуры животного, надетая на голое тело спасёт от холода лучше, чем непромокаемая шинель, фуфайка, свитер и несколько слоёв шерстяных рубах под ней. Свежее сырое мясо спасёт вас от цинги. Но печень белого медведя в еду не годится, так как она ядовита. А добраться до человеческого мозга проще, если пробить ложкой нёбо во рту мертвеца…

Но назвать роман историческим язык не поворачивается, потому что там, где в реальности не хватает фактов, Дэн Симмонс прибегает к помощи мифологии гренландских эскимосов.

По сюжету, «Эребус» и «Террор» не просто застряли во льду, но и стали добычей некоего существа, похожего на огромного белого медведя. Оно ловко плавает под водой, без усилий прогрызает металлические переборки и способно одним махом разорвать человека на куски. И что самое жуткое, монстр явно разумен.

В книге Симмонс почти до самого финала сохранял имя и природу этого существа в тайне. Мутант? Некая разновидность белого медведя? Переодетые эскимосы? Но в сериале AMC секрет раскрывается в первой же серии в самой первой сцене: «Его зовут Туунбак. Он сделан из плоти и чар».
Раз за разом тварь нападает на моряков, утаскивает их под лёд или просто разрывает на части, а потом собирает из кровавых кусочков жуткий пазл, вгоняя взрослых мужчин в панику. Люди не знают, с чем столкнулись и пытаются одолеть существо с помощью хитрости и оружия.

Они расставляют ловушки, но монстр оказывается хитрее, превращая каждую новую встречу с ним в резню. Можно было бы обвинить Дэна Симмонса в пошлости: взять и превратить богатый исторический материал в историю в духе «Чужого».

Однако Туунбак у автора - это не столько монстр, сколько аллегория на Арктику, которая убивает людей, не готовых к встрече с ней. Туунбак в «Терроре» почти всегда стоит за кулисами. Он убивает матросов, но не является главной причиной гибели экспедиции.

«Эребус» и «Террор» были обречены задолго до встречи с ним. Лёд, который постепенно сминает застрявшие в нём корабли, нехватка еды, отравленные консервы и цинга - вот истинные враги людей. Моряки не знают, как охотиться на моржей и тюленей, не могут добыть себе свежего мяса, чтобы наесться. День за днём голод делает их слабыми, а запущенная цинга рвёт кровеносные сосуды, обрекая на мучительную смерть.
Моральный дух команды падает. На пороге неминуемой смерти чины и положение в обществе уже не имеют никакого значения. Начинается борьба за власть. На поверхность поднимаются самые подлые и низкие люди, а какой-нибудь подлый помощник конопатчика внезапно оказывается властелином душ и судеб.

Тут можно было бы вспомнить «Под куполом» Стивена Кинга или его же «Мглу». Но герои Симмонса не заперты в изолированном от мира месте. Они вольны пойти куда угодно, благо арктический воздух даже воду превратил в твердую поверхность. Средств для выживания тоже предостаточно, ведь выживают же в этих краях эскимосы.

Однако надо точно знать, в какую сторону идти и что делать, чтобы выжить, потому что малейшая ошибка равносильна смерти. Но с этим то как раз и проблемы. Эскимосы, которые могли бы научить, то и дело гибнут от пули белых людей. А попытка предупредить командование о том, что надо поворачивать, иначе скоро льды сомкнутся, игнорируется из-за тщеславия.

В жизни командующий Джон Франклин был уважаемым полярным исследователем, но в романе Дэна Симмонса он изображён недалеким человеком, который держится на высокой должности только за счёт своих былых достижений.
Он принимает неверные решения, а в момент наивысшей опасности думает лишь о том, какими словами потом будет рассказывать о своём чудесном спасении на каком-нибудь званом ужине. Именно его Дэн Симмонс обвиняет в том, что «Эребус» и «Террор» застряли во льдах.

Одно неверное решение Франклина стало катализатором всех бед, которые выпали на долю команды двух кораблей. Оно, а не монстр, стало причиной гибели экспедиции. Создатели сериала прекрасно уловили эту мысль. Поэтому первая серия сосредоточена на решениях Джона Франклина. Монстр Туунбак тоже присутствует, но пока он - лишь зловещий силуэт вдалеке, замеченный одним из матросов.

В романе Дэна Симмонса десятки персонажей, а события охватывают несколько лет. Это огромное полотно с тысячью мельчайших деталей. Радует, что авторы сериала решили не идти по пути упрощения.
Начало сериала внушает надежду, что мы получим не менее подробную картину гибели экспедиции Франклина, чем у Симмонса. Остаётся только надеяться, что чувство меры им не изменит и они не превратят историю о выживании в хоррор про людей и монстра.

ЗЫ: в третьей серии сериала "Террор" нам дают намек, что в гибели экспедиции возможно главную роль сыграли русские. Нет, даже советские попаданцы!