Возникновение гос ва франков. Даты по всеобщей истории, необходимые для егэ по истории. Возникновение государства франков. Хлодвиг

Первой правящей династией Франкского государства были Меровинги, предки которых считаются скорее мифическими, чем реальными личностями. Точных данных о них существовало мало, и это давало право потомкам приписывать себе божественное происхождение. Так или иначе, но представители именно этой династии обеспечили возникновение государства франков.

Мифы и легенды средневековой Франции

Как в России существует источник «Повесть временных лет», некоторые данные которого оспариваются более поздними исследованиями, так и во Франции есть анонимная хроника «Книга истории франков», или «Деяния франкских королей». Как авторство русского летописного свода приписывают монаху Нестору, так и французский источник предположительно составил епископ города Тура Григорий Турский. Согласно этой книге, род Меровингов прослеживается вплоть до царя Приама, последнего правителя Трои, количество детей которого насчитывало 5 десятков. Одним из них был Маркомир, вождь франков в IV веке. А сын его Фарамонд, согласно указанному выше источнику, долгое время считался первым королем из династии Меровингов. Но позже само его существование было подвергнуто сомнению. Так что Фарамонд как первый правитель государства франков отпадает.

Истоки великой династии

Его сын, Хлодион Длинноволосый (390-447 гг.), правивший приблизительно в 427-447 годах, - тоже легендарная или мифическая личность. Хотя о нем известно несколько больше. Его считают королем салических или западных франков. Эта ветвь обособилась от остальных представителей этого народа и жила в Токсандрии (Северный Брабант, между реками Маас и Шельда) с 420 года, затем в Турнэ, городе, расположенном недалеко от нынешнего Брюсселя. Прозвище «Длинноволосый» Хлодион получил потому, что не стриженная с рождения шевелюра намекала на божественное происхождение и принадлежность к высшей королевской касте. Знаменит он тем, что сын его и преемник Меровей считается уже полулегендарной личностью, и считается, что именно из-за его имени было дано название первой правящей династие Франкского государства Меровингов. Но не он - первый правитель государства франков. Однако некоторые источники именно ему приписывают победу над гуннами на Каталаунских полях. Аттила отступил, а салические франки навсегда обосновались в Галлии.

Реально существовавшая личность

Меровей умер после десятилетнего правления, наследовал престол его сын Хильдерик I. И вот он является реально существовавшей личностью. Этому есть не только письменные, но и В 1653 году возле церкви Сен-Брис, входящей сейчас в кантон Северный Коньяк, при строительстве фундамента для приюта была найдена могила Хельдерика с его оружием, личными вещами и ювелирными украшениями, на которых было выгравировано его имя, переводящееся как «мощный воитель». Он расширил территории будущего Франкского государства, разгромил саксов и занял Анжу. Правителем салических франков он был с 457 по 481 год. Умер приблизительно в возрасте 40 лет.

Первый христианский правитель

Преемником его стал Хлодвиг I (466- 511) - самый талантливый и могучий король из династии Меровингов. Он правил страной с 481 по 511 годы. Именно он и есть создатель и первый правитель государства франков. Он, заключив тесный союз с Папой Римским, превратил ставшее при нем мощнейшим на обломках Римской империи Франкское государство в оплот католицизма. При нем страна стала не только могучей, но и христианской. В 496 году, уничтожив аллеманов (древнегерманское племя, с немецкого языка переводится как «все люди»), Хлодвиг принимает католичество. Его считали воплощением сочетания ума и жестокости, доблести и коварства. Благодаря этим его качествам, государство франков в несколько раз расширило свою территорию. Девизом его правления был лозунг: «Цель оправдывает средства». Но после его смерти мощная держава распалась.

Взлеты и падения

На протяжении своего существования с V по IX века Франкия (первые упоминания относятся к III веку) знала взлёты и падения, имела великих правителей и их бездарных последователей. Первый правитель государства франков и его последний король - Хлодвиг I и Карл Великий - были значительными личностями как во французской, так и в мировой истории. К заслугам первого короля, кроме значительного расширения территории и принятия христианской религии, относится и то, что он основал свою резиденцию в Париже и, очень сильно укрепив королевскую власть, сделал ее наследственной. Первый правитель франкского государства Хлодвиг I содействовал написанию представляющей собой одну из самых ранних "Варварских правд". "Правды" - это свод неписаных норм и обычаев, которые санкционировала. То есть это была попытка создания судебно-административного аппарата. Заслуги этого короля велики во многих областях. Но на вопрос о том, кто был крестителем Франции, существует четкий ответ: первый правитель государства франков Хлодвиг I.

Государственная структура

Но все-таки в государстве франков в период Раннего Средневековья была слабая централизация власти. По существу, в территориальной структуре господствовало родообщинное деление. Низшие, но играющие заметную роль единицы - «сотни», были объединены в паги, или округа, которые представляли собой измененные римские общины. Они уже не были родовыми, а были соседскими, или территориальными (по Энгельсу - «марками»). Общины, в свою очередь, объединялись в графства, совокупность которых и представляла собой раннее Франкское государство. Правители областей франкского государства - графы - не имели общей власти, в их ведении были только местные владения короля. Законами, их исполнением, сборами налогов ведали общины. Но при Хлодвиге страной постепенно начинает управлять королевский двор.

Укрепление королевской власти

При расширении государства и укреплении на всей его территории власти верховного правителя народные собрания теряют свое значение. Король становится и верховным судьей. В свободное от войны время он объезжал страну с целью решения тяжких преступлений. Мелкие нарушения по-прежнему выносились на суд общин. Со временем и наместники короля в областях - графы, укрепили свою власть и стали реальными правителями, осуществляющими общее управление. Необходимо подчеркнуть то, что первый правитель Франкского государства был коронован в 481 году в соборе города Реймса. Существует легенда о богоизбранности Хлодвига. Накануне коронации голубь принес с небес фиал, полный елея, для помазания короля на царство. В этом же соборе пятью годами позже, в 486, Хлодвига I крестили.

В Галлии V в. произошли глубокие социально-экономические преобразования. В этой богатейшей провинции Рима (территория , почти совпадающая с нынешней Францией) проявился глубокий кризис, охвативший Империю. Участились выступления рабов, колонов, крестьян, городской бедноты. Рим уже не мог защищать границы от вторжений иноземных племен и прежде всего германцев - восточных соседей Галлии. В итоге большая часть страны была захвачена вестготами, бургундами, франками (салическими и рипуарскими) и некоторыми другими племенами. Из этих германских племен в конечном итоге оказались наиболее сильными салические франки (возможно, так называлась в древности одна из рек нынешней Голландии). Им потребовалось чуть более 20 лет, чтобы в конце V - начале VI вв. захватить большую часть страны.

Основными судебными учреждениями страны, где рассматривалась подавляющая часть дел, были «суды сотни». Их форма на протяжении нескольких столетий не претерпела серьезных изменений. И это неслучайно. Чаще всех соприкасавшиеся с народом, постоянно и непосредственно вмешивавшиеся в его жизнь, суды должны были обладать не только принудительной силой, но и надлежащим авторитетом. И то и другое государственная власть на первых порах обеспечить в полной мере еще не могла. Сохраняя старую форму суда, сеньоры стремились использовать в своих интересах то уважение, которое суд имел у народа. Уже тогда, видимо, понимали и силу традиции - население привыкло к определенной форме разрешения споров.

Тем не менее постепенно, но неуклонно судебная власть сосредоточивалась в руках феодалов. Первоначально граф, центенарий или викарий только созывали мальберг - собрание свободных людей сотни, выбиравших из своей среды судей - рахинбургов. Суд проходил под руководством выборного председателя - тунгина. В состав суда выбирались, как правило, состоятельные, пользующиеся уважением люди. Но на судебном заседании должны были присутствовать все свободные и полноправные жители (взрослые мужчины) сотни. Уполномоченные короля лишь следили за правильностью судопроизводства .

Постепенно люди короля (его уполномоченные) становятся председателями судов вместо тунгинов. Каролинги завершили этот процесс. Их посланцы - миссии - получили право вместо рахинбургов назначать членов суда, так называемых скабинов. Обязанность свободных людей присутствовать на суде была отменена.

Последующее развитие феодализма привело к радикальному изменению всей судебной структуры. Сеньоры-иммунисты расширили свои права в области суда над крестьянами, живущими в их владениях. Приобрели черты иммунитета и судебные правомочия должностных лиц, а также высших иерархов церкви.

Войско. Структура войска медленно, но неуклонно эволюционировала от дружинной организации, сочетавшейся с народным ополчением свободных крестьян-франков, к феодальному рыцарскому ополчению. Военная реформа Карла Мартелла дала Каролингам сравнительно большое, хорошо вооруженное конное рыцарское войско, состоявшее из держателей бенефициев. Необходимость в народном ополчении отпала. Монархия получила возможность вести успешные завоевательные войны . Большое значение имела и надежность рыцарского войска в борьбе с народными восстаниями.

В начале IX в. Франкское государство находилось в зените своего могущества. Охватывая территорию почти всей Западной Европы и не имея на своих границах противника, равного ему по силам, оно казалось несокрушимым и незыблемым. Однако уже тогда оно несло в себе элементы приближающегося упадка и распада. Созданное путем завоеваний, оно представляло собой конгломерат народностей, ничем, кроме военной силы, не связанных. Сломив на время массовое сопротивление порабощенного крестьянства, франкские феодалы утратили былую заинтересованность в едином государстве. В этот период экономика франкского общества носила натуральный характер. Соответственно не было прочных стабильных хозяйственных связей между отдельными районами. Отсутствовали и какие-либо другие факторы, способные сдержать раздробление страны. Франкское государство завершало свой путь развития от раннефеодальной монархии к государственности периода феодальной раздробленности.

В 843 г. раскол государства был юридически закреплен в договоре, заключенном в Вердене внуками Карла Великого. Правопреемниками империи стали три королевства: западнофранкское, восточнофранкское и срединное (будущие Франция, Германия и отчасти Италия).

В Галлии V в. произошли глубокие социально-экономические преобразования. В этой богатейшей провинции Рима (территория, почти совпадающая с нынешней Францией) проявился глубокий кризис, охвативший империю. Участились выступления рабов, коло:

нов, крестьян, городской бедноты. Рим уже не мог защищать границы от вторжений иноземных племен и прежде всего германцев - восточных соседей Галлии. В результате большая часть страны была захвачена вестготами, бургундами, франками (салическими и рипуарскими) и некоторыми другими племенами. Из этих германских племен в конечном итоге оказались наиболее сильными салические франки. Им потребовалось чуть более 20 лет, чтобы в конце V - начале VI вв. захватить большую часть страны.

Возникновение классового общества у франков, наметившееся у них еще до переселения в Галлию, резко ускорилось в процессе ее завоевания. Каждый новый поход увеличивал богатства франкской военно-племенной знати. При дележе добычи ей доставались лучшие земли, значительное количество колонов, скота. Знать возвысилась над рядовыми франками, хотя последние еще оставались лично свободными и сначала не испытывали усиления экономического гнета. Они расселились на своей новой родине сельскими общинами (марками). Марка считалась собственником всей земли общины, включавшей леса, пустоши, луга, пахотные земли. Последние делились на наделы, которые довольно быстро перешли в наследственное пользование отдельных семей.

Галло-римляне, по численности в несколько раз превышавшие франков, оказались в положении зависимого населения. Вместе с тем галло-римская аристократия частично сохранила свои богатства. Единство классовых интересов положило начало постепенному сближению франкской и галло-римской знати, причем первая стала доминирующей. Это проявилось при формировании новой власти, которая должна была сохранить захваченную страну, держать в повиновении колонов и рабов. Прежняя родоплеменная организация не имела необходимых для этого сил и средств. Учреждения родо-племенного строя начинают уступать место новой организации во главе с военным вождем - королем и лично преданной ему дружиной. Король и его приближенные фактически решали все важнейшие вопросы жизни страны, хотя еще сохранялись народные собрания и другие институты прежнего строя франков. Формировалась новая публичная власть, которая уже не совпадала непосредственно с населением. Она состояла не только из вооруженных людей, не зависящих от рядовых свободных, но и из принудительных учреждений, которых не было при родоплеменном строе. Учреждение новой публичной власти связано с разделением населения. Земли, заселенные франками, стали делиться на паги (округа), состоявшие из более мелких единиц - сотен. Управление населением, проживавшим в пагах и сотнях, поручалось особым доверенным лицам короля. В южных районах Галлии, где по численности многократно преобладали галло-римляне, на первых порах сохраняется римское административно-территориальное деление. Но и здесь назначение должностных лиц зависело от короля.

Возникновение государства у франков связано с именем одного из их военных вождей - Хлодвига (486-511) из рода Меровингов. Под его главенством была завоевана основная часть Галлии. Дальновидным политическим шагом Хлодвига было принятие им и его дружиной христианства по католическому образцу. Этим он обеспечил себе поддержку галло-римской знати и господствовавшей в Галлии католической церкви.

Франкское государство занимало огромные территории в Центральной и Западной Европе, до 5 в. входившие в состав Западной Римской империи. Хронологическими рамками существования Франкии являются 481-843 гг. За 4 века своего существования страна прошла путь от варварского королевства до централизованной империи.

Столицами государства в разное время были три города:

  • Турне;
  • Париж;
  • Аахен.

Страной управляли представители двух династий:

  • С 481 по 751 гг. — Меровинги;
  • С 751 по 843 гг. – Каролинги (сама династия появилась раньше — в 714 г.).

Самыми выдающимися правителями, при которых Франкское государство достигло пика своего могущества, были Карл Мартелл, Пипин Короткий и Карл Великий.

Становление Франкии при Хлодвиге

В середине 3 века племена франков впервые вторглись в пределы Римской империи. Они дважды предпринимали попытки занять римскую Галлию, но оба раза их изгоняли.В 4-5 в. Римская империя стала все чаще подвергаться нападениям варваров, в число которых входили и франки.

К концу 5 в. часть франков поселилась на побережье Рейна — в пределах современного города Кельна (в то время это был населенный пункт Колония). Их стали называть рейнскими или рипуарскими франками. Другая часть франских племён проживала к северу от Рейна, поэтому они получили название северных или салических. Управлял ими род Меровингов, представители которого и основали первое Франкское государство.

В 481 году Меровингов возглавил Хлодвиг, сын умершего короля Хильдерика. Хлодвиг был жаден до власти, корыстен и стремился во чтобы то ни стало расширить границы королевства путём завоеваний. С 486 года Хлодвиг стал подчинять себе окраинные римские города, население которых добровольно переходило под власть франкского правителя. В результате, он получил возможность даровать своим приближенным имущество и землю. Так началось формирование франкской знати, которая признавала себя вассалами короля.

В начале 490-х гг. Хлодвиг женился на Хродехильде, которая была дочерью короля Бургундии. Жена оказывала огромное влияние на поступки короля Франкии. Основной своей задачей Хродехильда считала распространение христианства в королевстве. На этой почве между ней и королем постоянно происходили споры. Дети Хродехильды и Хлодвига были крещены, но сам король оставался убеждённым язычником. Впрочем, он понимал, что крещение франков укрепит престиж королевства на международной арене. Приближение войны с аламаннами заставило Хлодвига в корне изменить свои взгляды. После битвы при Тольбиаке в 496 году, в которой франки одержали победу над аламаннами, Хлодвиг принял решение обратиться в христианство. В то время в Западной Европе помимо классического западно-римского варианта христианства господствовала и арианская ересь. Хлодвиг разумно остановил свой выбор на первом вероучении.

Обряд крещения совершал епископ из Реймса Ремигий, который обратил в новую веру короля и его воинов. Чтобы усилить значимость события для страны, весь Реймс был украшен лентами и цветами, в церкви была установлена купель, и горело огромное количество свечей. Крещение Франкии возвысило Хлодвига над другими германскими правителями, оспаривавшими своё право на главенство в Галлии.

Основным противником Хлодвига в этом регионе были готы, возглавляемые Аларихом Вторым. Решающая битва франков и готов произошла в 507 году при Вуйе (или Пуатье). Франки одержали крупную победу, но полностью подчинить готское королевство им не удалось. В последний момент Алариху на помощь пришел правитель остготов — Теодорих.

В начале 6 в. византийский император удостоил франкского короля титулами проконсула и патриция, что возвысило Хлодвига как христианского правителя.

На протяжении всего своего правления Хлодвиг отстаивал свои права на Галлию. Важным шагом в этом направлении стало перенесение королевского двора из Турне в Лютецию (современный Париж). Лютеция не только была хорошо укреплённым и развитым городом, но и центром всей Галлии.

У Хлодвига было ещё много амбициозных планов, но им не суждено было реализоваться. Последним великим деянием франкского короля стало объединение салических и рипуарских франков.

Франкское государство в 6-7 вв.

У Хлодвига было четверо сыновей – Теодорих, Хильдерберт, Хлодомер и Хлотарь, которые, в отличие от своего мудрого отца, не видели смысла в создании единого централизованного государства. Сразу после его смерти королевство было разделено на четыре части со столицами в:

  • Реймсе (Теодорих);
  • Орлеане (Хлодомер);
  • Париже (Хильдерберт);
  • Суассоне (Хлотарь).

Такое разделение ослабило королевство, но не помешало проводить франкам успешные военные компании. К самым знаковым для Франкского королевства победам стоит отнести успешные походы против Тюрингского и Бургундского королевств. Они были завоеваны и включены в состав Франкии.

После смерти Хдодвига королевство на двести лет погрузилось в междоусобные войны. Дважды страна оказывалась под властью одного правителя. В первый раз это случилось в 558 году, когда младший сын Хлодвига Хлотарь Первый смог объединить все части королевства. Но его правление продолжалось всего три года, и междоусобицы снова захлестнули страну. Второй раз объединить Франкское королевство удалось только в 613 году Хлотарю Второму, управлявшему страной до 628 года.

Результатами длительных междоусобиц стали:

  • Постоянное изменение внутренних границ;
  • Противостояния между родственниками;
  • Убийства;
  • Втягивание в политическое противостояние дружинников и обычных крестьян;
  • Политическое соперничество;
  • Отсутствие центральной власти;
  • Жестокость и распущенность;
  • Попрание христианских ценностей;
  • Снижение авторитета церкви;
  • Обогащение военного сословия за счёт постоянных походов и грабежей.

Социально-экономическое развитие при Меровингах

Несмотря на политическую раздробленность 6-7 вв., именно в это время франкское общество переживало бурное развитие социальных связей. Основой социальной структуры стал феодализм, возникший ещё при Хлодвиге. Король франков был верховным сюзереном, жаловавшим земельные угодья своим вассалам-дружинникам в обмен на верную службу. Так возникли две основные формы земельной собственности:

  • Наследственная;
  • Отчуждаемая.

Дружинники, получая за службу земли, постепенно богатели и становились крупными феодалами-землевладельцами.

Происходило выделение из общей массы и усиление знатных родов. Их могущество подрывало власть короля, следствием чего стало постепенное укрепление позиций майордомов – управляющих при королевском дворе.

Изменения коснулись и крестьянской общины-марки. Крестьяне получали землю в частную собственность, что вызвало ускорение процессов имущественного и социального расслоения. Одни люди сказочно богатели, а другие – теряли все. Безземельные крестьяне быстро попадали в зависимость от феодалов. В раннесредневековом королевстве франков было две формы порабощения крестьян:

  1. Через коммендации. Обедневший крестьянин просил феодала установить над ним покровительство и передавал ему за это свои земли, признавая личную зависимость от патрона. Помимо передачи земельного надела, бедняк был обязан выполнять любые указания сеньора;
  2. Через пекарий — особое соглашение между феодалом и крестьянином, по которому последний получал в пользование земельный участок в обмен на выполнение повинностей;

В большинстве случаев обнищание крестьянина неизбежно приводило к потере личной свободы. За считанные десятилетия большая часть населения Франкии оказалась закрепощённой.

Правление майордомов

К концу 7 в. королевская власть уже не была авторитетом во Франкском королевстве. Все рычаги власти сосредотачивали у майордомов, должность которых в конце 7 – начале 8 вв. стали наследственными. Это привело к тому, что правители династии Меровингов потеряли контроль над страной.

В начале 8 в. законодательная и исполнительная власть перешла к знатному франкскому роду Мартеллов. Тогда должность королевского майордома занял Карл Мартелл, который провёл ряд важных реформ:

  • По его инициативе возникла новая форма собственности – бенефиций. Все земли и крестьяне, входившие в бенефиций, становились условной собственной вассала. Право на держание бенефиция имели только лица, несшие военную службу. Уход со службы означал и потерю бенефиция. Право раздавать бенефиции принадлежало крупным землевладельцам и майордому. Результатом этой реформы стало формирование прочной вассально-ленной системы;
  • Была проведена реформа армии, в рамках которой было создано мобильное конное войско;
  • Была укреплена вертикаль власти;
  • Вся территория государства была поделена на округа, возглавляемые графьями, назначенными непосредственно королём. В руках каждого графа была сосредоточена судебная, военная и административная власть.

Результатами реформ Карла Мартелла стали:

  • Быстрый рост и усиление феодального строя;
  • Укрепление судебной и финансовой систем;
  • Рост мощи и власти феодалов;
  • Увеличение прав землевладельцев, особенно крупных. В то время во Франкском королевстве существовала практика раздачи иммунитетных грамот, которые мог выдавать только глава государства. Получив такой документ, феодал становился полноправным хозяином на подвластных территориях;
  • Уничтожение система дарения собственности;
  • Конфискация имущества у церкви и монастырей.

Мартелла сменил его сын Пипин (751 г.), который, в отличие от отца, был коронован. А уже его сын — Карл, прозванный Великим, в 809 г. стал первым императором франков.

В эпоху правления майордомов государство значительно окрепло. Новому государственному строю были свойственны два явления:

  • Полная ликвидация органов местной власти, существовавших до середины 8 в.;
  • Укрепление власти короля.

Короли получили широкие властные полномочия. Во-первых, они имели право созывать народное собрание. Во-вторых, формировали ополчение, дружину и армию. В-третьих, издавали распоряжения, которые распространялись на всех жителей страны. В-четвёртых, они имели право занимать пост верховного главнокомандующего. В-пятых, короли вершили судопроизводство. И, наконец, в-шестых, собирали налоги. Все приказы государя были обязательны к исполнению. Если этого не происходило, нарушителя ожидали огромный штраф, телесное наказание или смертная казнь.

Система судебной власти в стране выглядела следующим образом:

  • У короля – высшая судебная власть;
  • На местах рассмотрением дел занимались сначала суды общин, а потом — феодалы.

Таким образом, Карл Мартелл не просто изменил страну, а создал все условия для дальнейшей централизации государства, его политического единства и усиления королевской власти.

Правление Каролингов

В 751 году на трон взошел король Пипин Короткий из новой династии, которая получила название Каролинги (от имени Карла Великого, сына Пипина). Новый правитель был невысокого роста, за что и вошел в историю под прозвищем «Короткий». Он сменил на престоле Хилльдерика Третьего – последнего представителя рода Меровингов. Пипин получил благословение от Папы Римского, который освятил его восхождение на королевский трон. За это новый правитель Франкского королевства предоставлял Ватикану военную помощь, как только Папа обращался за ней. Кроме того, Пипин был ревностным католиком, поддерживал церковь, укреплял ее позиции, дарил обширные владения. В результате, Папа Римский признал род Каролингов как законными наследниками престола франков. Глава Ватикана провозгласил, что любые попытки свергнуть короля, будут караться отлучением от церкви.

Управление государством после смерти Пипина перешло к двум его сыновьям Карлу и Карломану, который вскоре умер. Вся власть сосредоточилась в руках старшего сына Пипина Короткого. Новый правитель получил замечательное для своего времени образование, отлично знал Библию, занимался несколькими видами спорта, прекрасно разбирался в политике, владел классической и народной латынью, а также родным германским языком. Карл всю свою жизнь обучался, поскольку от природы был любознательным. Это увлечение привело к тому, что государь основал систему образовательных учреждений по всей стране. Так население стало постепенно учиться читать, считать, писать и изучать науки.

Но самыми значительными успехами Карла стали реформы, направленные на объединение Франции. Сначала король усовершенствовал административное деление страны: определил границы областей и посадил в каждой по своему наместнику.

Затем правитель начал расширять границы своего государства:

  • В начале 770-х гг. провел серию успешных походов против саксов и итальянских государств. Потом получил благословление от Папы Римского и пошел походом против Ломбардии. Сломив сопротивление местных жителей, присоединил страну к Франции. При этом Ватикан неоднократно пользовался услугами войск Карла, чтобы усмирить своих непокорных подданных, время от времени поднимавших восстания;
  • Во второй половине 770-х гг. продолжил борьбу с саксами;
  • Сражался с арабами в Испании, где пытался защитить христианское население. В конце 770-х – начале 780-х гг. основал на Пиренеях ряд королевств – Аквитанию, Тулузу, Септиманию, которые должны были стать плацдармами для борьбы с арабами;
  • В 781 г. создал Итальянское королевство;
  • В 780-е и 790-е годы победил аваров, благодаря чему границы государства были расширены в восточном направлении. В тот же период сломил сопротивление Баварии, включив герцогство в состав империи;
  • Были проблемы у Карла со славянами, которые проживали на границах государства. В разные периоды правления жесткое сопротивление франкскому господству оказывали племена сорбов и лютичей. Будущему императору удалось не только сломить их, но и заставить признать себя своими вассалами.

Когда границы государства были максимально расширены, корользанялся усмирением непокорных народов. В разных регионах империи постоянно вспыхивали восстания. Больше всего проблем причиняли саксы и авары. Войны с ними сопровождались большими людскими потерями, разрушениями, захватом заложников и миграциями.

В последние годы своего правления Карл столкнулся с новыми проблемами – нападениями данов и викингов.

Во внутренней политике Карла стоит отметить следующие моменты:

  • Установление четкого порядка сбора народного ополчения;
  • Укрепление границ государства за счёт создания пограничных областей – марок;
  • Уничтожение власти герцогов, претендовавших на власть государя;
  • Созыв сеймов дважды в год. Весной на такое собрание приглашались все люди, наделённые личной свободой, а осенью ко двору приезжали представители высшего духовенства, администрации и знати;
  • Развитие сельского хозяйства;
  • Возведение монастырей и новых городов;
  • Поддержка христианства. Специально для нужд церкви в стране был введен налог — десятина.

В 800 г. Карл был провозглашен императором. Скончался этот великий воин и правитель от лихорадки в 814 г. Останки Карла Великого были захоронены в Ахене. Отныне покойный император стал считаться покровителем города.

После смерти отца императорский трон перешел к его старшему сыну Людовику Первому Благочестивому. Это было начало новой традиции, которая означала наступление нового периода в истории Франции. Власть отца, как и территория страны, больше не должна была делиться между сыновьями, а передаваться по старшинству – от отца к сыну. Но это стало причиной новой волны междоусобных войн уже за право владеть императорским титулом среди потомков Карла Великого. Это настолько ослабило государство, что викинги, которые снова появились во Франции в 843 г. легко захватили Париж. Выгнать их удалось только после выплаты огромного выкупа. Викинги на какое-то время оставили Францию. Но в середине 880-х гг. они снова появились у Парижа. Осада города длилась больше года, но французская столица выстояла.

Представители Каролингской династии были отстранены от власти в 987 году. Последним правителем рода Карла Великого был Людовик Пятый. Потом высшая аристократия выбрала себе нового правителя – Гуго Капета, основавшего династию Капетингов.

Франкское государство было величайшей страной средневекового мира. Под властью его королей находились обширные территории, многие народы и даже другие государи, ставшие вассалами Меровингов и Каролингов. Наследие франков до сих пор можно найти в истории, культуре и традициях современных французской, итальянской и немецкой наций. Становление страны и расцвет ее могущества связано с именами выдающихся политических деятелей, навсегда оставивших свои следы в истории Европы.

В первой половине I тыс. на территории Западной Европы исторически заявили о себе германские племена. Они постепенно распространились из своей прародины (междуречья Рейна и Одера) по территории северных провинций Римской империи. Германские племена стали той внешней силой, которая ускорила распад западно-римской государственности. На основе новой политико-правовой общности выросла новая, феодальная государственность в Европе.
Германские племена вошли в активное соприкосновение с Римской империей и народами Галлии в I в. Тогда они находились на стадии родового быта и формирования надобщинной администрации. Соприкосновение с более развитой империей, необходимость вести с нею постоянные войны, а затем сотрудничать на военной основе ускорили становление у германских народов (не составлявших единого народа, а распадавшихся на союзы племен) протогосударственной организации. Эта организация сложилась без всякой опоры на города, что стало важнейшей исторической особенностью германского пути к государственности.
Основой социальных отношений у германцев была родовая община с коллективным владением основными средствами аграрного производства. Индивидуальная собственность была неизвестна, хотя использование родовых владений и имуществ было уже посемейным. В семейных хозяйствах применялся труд рабов. Особую прослойку составляли вольноотпущенники, которых ни в коем cлучае не приравнивали к членам общины. Выделялась родовая знать, общественный вес которой основывался уже не только на военных заслугах, но и на традиционных преимуществах в землепользовании, в накоплении богатств.
Своеобразие исторической ситуации сказалось на двойственности протогосударственной структуры у германцев: правление родовой знати переплеталось с военно-дружинным правлением, а нередко даже отступало перед ним. Во главе большинства племен и объединений стояли цари и, рядом с ними, военные вожди: Царская (королевская) власть была властью старейшины племени. Вожди же командовали ополчением племени или объединения и избирались по принципу наилучшей пригодности и личных заслуг на войне.
Строй военной демократии вызвал к жизни еще одно явление: большое значение дружин, группировавшихся вокруг военных вождей. Эти дружины складывались по принципу личной преданности и были важнейшим элементом превращения власти родовых вождей в военных королей, закреплявших влияние на дружины раздачами добычи, особыми пиршествами и пожалованиями. Из военно-дружинных отношений развился у германцев принцип личной службы королю - важный для последующей государственности.
Усиление военно-дружинного начала в протогосударстве, обособление ранней королевской власти (вплоть до превращения ее в наследственную) произошли к II - III вв., когда под влиянием глобальных этнических перемещений в Европе германцы усилили натиск на провинции Римской империи.
В IV - V вв. крупные перемещения варварских племен в Европе (стимулированные начавшимся из Азии Великим переселением народов) стали внешней причиной разгрома и затем распада Римской империи. На территории бывшей империи образовались новые варварские королевства. Их организация и отношения власти в них строились на переплетении традиций военно-родового строя германцев и институтов римской государственности.

1. ВАРВАРСКИЕ КОРОЛЕВСТВА

1.2. ВЕСТГОТСКОЕ И ОСТГОТСКОЕ КОРОЛЕВСТВО

Собственное государство у одной из наиболее мощных восточных ветвей германцев - вестготов - образовалось еще до окончательного краха Западной Римской империи. Вытесненные в конце IV в. из придунайских земель гуннами в ходе Великого переселения народов, вестготы внедрились сначала в Восточно-Римскую империю, а в начале V в. - в Италию. Отношения с Римской империей у вестготов первоначально основывались на военно-федеративном союзе. Но уже к середине века он стал номинальным. На протяжении V в. вестготы закрепились в Южной Галлии и Северной Испании.
В это время вестготское общество переживало ускоренный процесс формирования протогосударства. До середины V в. основную роль в управлении играли народные собрания. Во второй половине V в. усилилась королевская власть: короли присвоили право творить суд, издавать законы. Сложились особые отношения королей с военной знатью, которая постепенно перехватывала у народных собраний права избрания королей. Основой для закрепления власти знати стали земельные пожалования, производившиеся от имени короля. При короле Эйрихе у вестготов были изжиты важнейшие остатки военной демократии, издан свод законов (с использованием римского опыта), появились особые судьи и администраторы - комиты.
В начале VI в. вестготы были вытеснены из Южной Галлии франками (северной ветвью германцев) и образовали Толедское королевство (VI - VIII вв.) в Испании.

Власть короля была выборной и неустойчивой. Только в конце VI в. одному из вестготских правителей удалось придать ей некоторую стабильность; на протяжении VI в. королей регулярно смещали, убивая. Важнейшую роль в вестготском государстве играли собрания знати - гардинги. На них избирали королей, принимали законы, решали некото-рые судебные дела. Гардинги собирались без определенной системы, но их согласие было необходимо для крупных политических решений. В VII в. наряду с ними важными в жизни королевства стали церковные Толедские соборы, где решались не только церковные, но и общегосударственные дела. Большая роль собраний военной, церковной и управленческой знати вестготов в государстве подразумевала возрастание ее позиций в социальном строе: уже с VI в. здесь формировалась иерархия земельной собственности, создавшая разные уровни социальной подчиненности и привилегированности.
Эволюция вестготского государства в направлении новой государственности была прервана вторжением в Испанию арабов и завоеванием ими в VIII в. Толедского королевства.
Другая часть восточногерманской ветви племен - остготы - после недолгого федеративного союза с Восточно-Римской империей образо-вала собственное государство в Италии. Территория Остготского коро-левства (493 - 555 гг.) охватила также приальпийскую Галлию (современные Швейцария, Австрия, Венгрия) и побережье Адриатического моря. Остготы отторгли в свою пользу до трети земель прежних римских землевладельцев, ранее захваченных предыдущими завоевателями.
В отличие от других германских народов, остготы практически сохранили в своем королевстве прежний государственный аппарат Римской империи; римское и галло-римское население продолжало подчиняться своему праву, своей администрации. Продолжали существовать Сенат, префект претория, муниципальные власти - и все они оставались в руках римлян. Готское население подчинялось сложившемуся на основе германской военно-родовой традиции управлению, которое одновременно было общегосударственным.
Власть короля у остготов была весьма значительной с самого времени овладения Италией. За ним признавались права законодательства, чеканка монеты, назначения должностных лиц, ведение дипломатических сношений, финансовые полномочия. Власть эта считалась стоящей выше закона и вне законов.

Остатки военной демократии у остготов были слабее: в конце V в. практически отсутствовали подобия народных собраний. Значительно большую роль (чем это было даже в Римской империи) играл Королевский совет. Это был и военный совет, и высший судебный орган. Его составляли советники короля, его оруженосец, дворцовое окружение - комитат. Комитат ведал назначением служителей церкви, определением налогов.
На местах, в особых округах, вся полнота власти принадлежала готским комитам, или графам, назначаемым королем. Они имели воен-ную, судебную, административную и финансовые полномочия в отношении как готского, так и римского населения, они контролировали деятельность прочих чиновников на своей территории. В их задачи входили также «сохранение спокойствия» на своих землях, полицейская деятельность. В пограничных областях роль правителей исполняли герцоги (duces), которым, помимо административной, военной и судебной власти, принадлежали и некоторые законодательные права на своей территории. Условное единство в работу такой полугосударственной администрации должны были вносить королевские посланцы - сайоны, которым поручались самые разные дела, в основном по контролю за другими управителями и чиновниками (без присвоения их функций), устранению правонарушений или особо важным происшествиям. Их полномочия также в равной мере касались и римского, и готского населения. Герцоги и графы также командовали готским войском, которое в Италии было уже постоянным и находилось на государственном обеспечении.
Остготское королевство оказалось недолговечным (в середине VI в. Италия была завоевана Византией). Но сложившийся в нем государственный строй был важным историческим примером значительного влияния традиций Римской империи на становление новой государственности.

1.2. ФРАНКСКОЕ ГОСУДАРСТВО МЕРОВИНГОВ.

В конце V в. в Северной Галлии (современная Бельгия и Северная Франция) сложилось раннее государство франков - наиболее мощного союза северных германских племен. Франки вошли в соприкосновение с Римской империей в III в., расселяясь из северных прирейнских областей. Во второй половине IV в. они поселились в Галлии на правах федератов Рима, постепенно распространяя свои владения и выходя из-под власти Рима. После падения Западной Римской империи франки (называвшие себя также салическими) захватили остатки римских владений в Галлии, разгромив образовавшиеся там самостоятельные полукоролевства. На завоеванных землях франки селились в основном целыми общинами-родами, забирая частью пустующие земли, частью земли бывшей римской казны, частью - местного населения. Однако в главном отношения франков с галло-римским населением были миролюбивыми. Это обеспечило в дальнейшем формирование совершенно новой социально-этнической общности кельтско-германского синтеза.
В ходе завоевания Галлии у франков возвысился вождь одного из племен - Хлодвиг. К 510 г. ему удалось уничтожить других вождей и объявить себя как бы представителем римского императора (номинальное сохранение политической связи с империей было одним из способов провозглашения своих особых прав). На протяжении VI в. сохранялись остатки военной демократии, народ еще участвовал в законодательстве. Однако значение королевской власти постепенно росло. В немалой степени этому способствовало увеличение доходов королей, которые установили регулярный сбор налогов в виде полюдья. В 496 г. Хлодвиг со своей дружиной и частью соплеменников приняли христианство, что обеспечило рождающейся государственности поддержку галло-римской церкви.

Ранее государство франков было слабоцентрализованным, воспроизводя в территориальной структуре родообщинное деление. Страна подразделялась на графства, графства - на округа (паги), прежние римские общины; низшей единицей, но весьма важной, была сотня. Округа и сотни сохранили самоуправление: окружные и сотенные народные собрания разрешали судебные дела, ведали раскладкой налогов. Граф не был общим правителем, он управлял только владениями короля в графстве (в других областях таких правителей звали сацебаронами); в силу домениальных прав ему принадлежали судебные полномочия и административные в отношении подвластного населения.
Основу государственного единства первоначально составляла преимущественно военная организация. Ежегодное собрание ополчения - «мартовские поля» - играли весомую роль в решении государственно-политических вопросов, в частности войны и мира, принятия христианства и др. К исходу VI в. они вышли из обыкновения. Но в VII в. восстановлены снова, хотя и обрели другое содержание. К VII в. на военную службу стали привлекать не только франков, но и галло-римское население, причем не только свободных, но и зависимых держателей земель - литов. Военная служба стала превращаться в общегосударственную обязанность, и «мартовские поля» стали по большей части смотрами военно-служилого населения.
Центром государственного управления в VI в. стал королевский двор. При короле Дагобере (VII в.) утвердились как постоянные должности референдария (он же - хранитель печати короля), королевского графа (высшего судьи), главы финансов, хранителя сокровищ, аббата дворца. Двор и ближайшее окружение, в основном церковное, образовывали королевский совет, который влиял на заключение договоров, назначения чиновников, земельные пожалования. Чиновники для особых дел, финансовые, торговые и таможенные агенты назначались от короля и смещались по его усмотрению. Несколько особое положение было у герцогов - правителей нескольких объединенных округов.

До двух раз в год происходили собрания знати (епископов, графов, герцогов и др.), где решались общеполитические дела, главным образом церковные, и о пожалованиях. Наиболее многочисленными и важными были весенние, осенние были узкими по составу и более дворцовыми.
По своей природе раннее франкское государство не было прочным. С рубежа VI -VII вв. началось заметное обособление трех областей королевства: Нейстрии (северо-запад с центром в Париже), Австразии (северо-восток), Бургундии. К концу VII в. на юге выделилась Аквитания. Области заметно различались и составом населения, и степенью феодализации, и административно-социальным строем. Текучий развал государства прежде всего вызвал ослабление королевской власти. В конце VII в. реальные полномочия оказались в руках королевских майордомов - правителей дворцов в отдельных областях. Майордомы взяли в руки дело земельных пожалований, а с этим и контроль за местной аристократией и вассалами. Последние короли из Меровингов самоустранились от власти.

2. ФРАНКСКАЯ ИМПЕРИЯ КАРОЛИНГОВ

2.1. ФОРМИРОВАНИЕ ИМПЕРИИ

С конца VII в. формирование государства у франков началось практически заново, и пошло оно другим политическим путем. Хотя сложившийся аппарат королевского двора и королевского управления создавал несомненную историческую основу для этого процесса. После длительной борьбы между разными ветвями франкской знати реальное управление страной перешло к майордомам Австразии.
К началу VIII в. в землях франкского королевства отчетливо проявился процесс формирования новых социальных сил. С одной стороны, это - крупные землевладельцы галло-римского происхождения и, меньше, германского (владения которых в большинстве были сформированы за счет королевских пожалований и охранялись иммунитетами). С другой стороны - немалочисленная категория зависимых крестьян, вольноотпущенников, вступивших в кабалу или под покровительство крупных землевладельцев и приобретших статус наподобие римских колонов. Крупнейшие земельные владения сконцентрировались у католической церкви, ко-торая стала играть почти государственно-политическую роль в королевстве. Объективной задачей нового государства было увязать новую социальную структуру с политическими институтами - без такой связи любая государственность не вышла бы за пределы королевских дворцов.
Решение такой исторической задачи было осуществлено в ходе реформы Карла Мартелла (первая половина VIII в.), преемника Питана. Сущность ее заключалась в том, что земельные пожалования королей (по сути, майордомов) военно-служилым слоям становились не полной и независимой, а условной собственностью. Первые такие пожалования - бенефиции известны вообще с 730-х гг. в церковных владениях. Это соответствующим образом перестраивало и военную организацию, в чем также настояла особая нужда, поскольку Франкская монархия вела активные войны с арабами в Испании, с непокорными германскими племенами и полугосударствами на Востоке и с собственными мятежными магнатами.

Ближайшие последствия реформы были значительными. Благодаря ей удалось создать многочисленное конное войско, которое тогда вышло на передний план, в ведении войны - рыцарство. Но что более важно, между монархией и основной массой привилегированного и свободного населения установилась реальная служило-политическая связь, основанная на иерархии земельной собственности, - феодальная в узком смысле.
При сыне и преемнике Карла Пипине Коротком совершился другой существенный для государства политический переворот. Опираясь на поддержку церкви, Пипин Короткий низложил последнего из Меровингов и провозгласил себя официальным королем франков. «Ассамблея всех франков», а по сути, собрание знати, подтвердила избрание. С тем чтобы придать новой монархии особый священный характер, Пипин короновался через особую процедуру миропомазания. Новый статус королевской власти, новая военная организация и социально-поземельная система, особые отношения правового и идейно-политического плана с церковью стали основами новой франкской монархии Каролингов (751 - 987 гг.), получившей название по самому знаменитому ее представителю Карлу Великому.

В правление Карла Великого (768 - 814 гг.) территория королевства значительно увеличилась за счет успешных завоеваний. Владения Каролингов охватили большую часть Европы: от Центральной Испании до Балтийского моря и от Северной Франции до Центральной Италии и Адриатического побережья; столицей был избран г. Ахен (современная Германия). Такое разрастание государства, без всякой опоры на этническое и социальное единство, безусловно повело к ослаблению единой государственной структуры. Опорой новой монархии становились только расширявшиеся вассально-служилые отношения и выросший из королевского двора новый государственный аппарат. В 800 г., вследствие особого политического давления Римской церкви (пытавшейся сделать из королевства орудие своих притязаний на гегемонию в Европе) государство было провозглашено империей. С этим значительно должны были сократиться статус и независимость отдельных земель в государстве.

Общеполитический процесс укрепления новой монархии закономерно отразился на формировании качественно новой государственной организации. Путями этого формирования стали, во-первых, многократное усиление политического и административного влияния королевского двора, во-вторых, постепенное огосударствление местного самоуправления, которое было одним из важных образующих элементов для варварского раннего государства. Велико было также воздействие церкви и церковных установлений, а также римской традиции политических институтов.
Королевская (императорская) власть приобрела особый характер и полномочия. Власть и личность императора получили священное признание со стороны церкви, тем самым как бы и особое божественное содержание. Императорские отличия власти означали, что франкские короли как бы уравнивают себя с византийскими (восточно-римскими) императорами, перенимают сходные полномочия и, соответственно, роль в отношении церкви. Центральный государственный аппарат по-прежнему был сосредоточен в королевском дворе. Он разросся, и в нем началась известная управленческая специализация. Должность майордома была упразднена еще Пипином в VIII в. Государственные дела в основном распределялись между 8 дворцовыми чинами: сенешал руководил делами дворца, пфальцграф (или королевский граф) осуществлял королевское правосудие, маршал и коннетабль заведовали военным делом и принимали по поручению короля командование войском, камерарий ведал королевским имуществом и казной, канцлер вел дипломатические и общегосударственные дела, подготовку законодательства.

При Каролингах собрания знати стали отождествляться с вообще «генеральной ассамблеей франков». Проводились они традиционно весной (но уже в мае) и осенью. Созывал собрания король в своем дворце (при Карле Великом такие собрания проводились 35 раз). Обычно на согласие собраний король выносил свои законы-капитулярии, а также крупные акты о земельных пожалованиях. Обсуждение длилось по 2 - 3 дня. Заседали раздельно духовные и светские чины, но наиболее важные вопросы решали вместе.
Основной фигурой государственного управления на местах оставался граф, однако его статус и полномочия существенно изменились. Граф не был больше условным главой местных общин, а чисто королевским назначенцем. Старые графские округа были уничтожены, и на их месте образовано 600-700 новых. Полномочия графов стали шире и приобрели в основном общеправительственный характер. Графства делились на сотни с судебными и финансовыми полномочиями; сотню возглавлял викарий или центенарий (сотник).
Новым административным институтом Каролингов стали королевские посланцы (missi). Это были королевские назначенцы с высшими контрольными полномочиями. Главной их задачей был контроль за графским управлением и выполнение некоторых особых, чаще финансовых и военных поручений короля: «Наши миссы поставлены для того, чтобы доводить до сведения всего народа обо всем, что мы постановили нашими капитуляриями, и для того, чтобы пещись об исполнении наших постановлений всеми во всей полноте».
Военная организация основывалась на теоретически всеобщей воинской обязанности свободного населения (землевладельцев). Однако реально службу обязаны были нести лица, обладавшие необходимым минимумом дохода (вооружение и другое обеспечение проводилось за личный счет). Способствовала подмене всеобщей обязанности своего рода рекрутчиной сотенная организация: сотни выставляли нужное количество воинов. С развитием вассальных отношений в круг военной обязанности втягивалась клиентела вассалов.
Империя только в общеполитическом смысле представляла единство. Реально она распадалась на различные области, каждая из которых сохраняла в большей или меньшей степени свои административные и политические традиции. С 802 г. историческая часть империи была разделена на особые зоны, родственные церковным большим округам; во главе каждой такой зоны ставилась группа особых государственных посланцев (из высших духовных и светских чинов), осуществлявших надзор за графами и другими властями. Присоединенные области (Аквитания, Прованс) подразделялись на прежние королевства, главы которых сохраняли звание принцев и, частично, прежние полномочия. Наконец, окраины (главным образом восточные) управлялись очень по-разному; наиболее типичным было управление посредством назначенных префектов.
Большую роль в государственных делах и текущей администрации играли церковные власти - епископы, которые пользовались не только церковными землями и людьми, но и располагали общей юрисдикцией, были частью и военной организации.

2.2. РАСПАД ФРАНКСКОЙ ИМПЕРИИ И ФОРМИРОВАНИЕ НЕМЕЦКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Несмотря на усиление королевской власти Каролингов и рост значения централизованного управления, государственно-политическое единство империи было условным. Со смертью Карла Великого и переходом власти к его наследникам, оно стало почти иллюзорным. Империя позволила окрепнуть крупным феодальным магнатам, которые не нуждались более в единой государственности, тем более возложившей на себя мессианскую задачу. Только церковь активно выступала за сохранение единства империи, при том что позиции значительной части епископов в отдельности были иными.
В противоречии с интересами государственности как целого находились и домениальные традиции Каролингов. Еще Карл Великий был готов ликвидировать единство империи, в 806 г. издав особый капитулярий о разделении власти между своими наследниками. Разделение это касалось не только территорий, но и политических полномочий. Под давлением церкви преемник Карла Людовик был вынужден изменить порядок престолонаследия и сохранять политическое единство. Согласно капитулярию 817 г., историческая часть империи вместе с императорским достоинством должны были наследоваться по принципу майората - одним из сыновей, остальные получали обычные королевские титулы и права над остальными частями бывшей империи. Доминирование империи над остальными королевствами предусматривалось более политико-идейным, чем реально правительственным. Правда, вскоре капитулярий был отменен. И после нескольких лет политических споров сыновья Карла заключили Верденский договор 843 г. Согласно нему, Франкское королевство политически разделялось на три примерно равные части. Каждый из братьев получил часть исторической территории Франкского государства, и далее раздел шел в основном по сложившимся королевствам.
Однако даже образовавшиеся королевства были чрезмерно велики для государственных связей того времени, когда все они основывались по преимуществу на личных связях и отношениях вассалитета. Уже в середине IX в. Карлу Лысому пришлось заключать дополнительные соглашения о власти вначале со своими братьями, затем с крупными феодалами.
С распадом империи Каролингов (середина IX в.) на исторических территориях германских племен образовалось самостоятельное Восточно-Франкское государство. В королевство вошли земли преимущественно с германским населением. Такая этническая сплоченность была редкой для средневековья. Королевство не обладало, однако, государственно-политическим единством. К началу Х в. Германия представляла совокупность герцогств, крупнейшими из которых были Франкония, Швабия, Бавария, Тюрингия, Саксония.
Герцогства не были реально взаимосвязаны друг с другом, они существенно различались даже по социальному укладу. В западных областях прочно утвердился вотчинно-ленный феодализм, почти не осталось свободного крестьянства, возникали новые социально-экономические центры - города. В восточных областях феодализация общества была слабой, социальный уклад был сориентирован на общинные связи, сохранялись значительные территории с догосударственным бытом варварских времен; там только появлялись позднейшие из варварских правд.
Единство государства окрепло с утверждением на королевском престоле Саксонской династии (919 - 1024). Были временно преодолены междуусобные распри, несколькими удачными внешними войнами в основном определены территории, принадлежащие королевству, установлено особое политическое место короля в феодальной иерархии - король Оттон I был коронован (в условном центре государства - Аахене). Формирование единой государственной организации королевства было своеобразным в силу большой зависимости королевской власти от племенных герцогств. Становление государственности в Германии шло в опоре на церковь как единственную носительницу государственного начала.
Единственными органами государственного управления в королевстве были церковные институты: монастыри, аббатства, епископства. Только они реально и были заинтересованы в создании более централизованного государства: Назначение на высшие церковные должности производилось королем. Тем самым церковная администрация превращалась, по сути, в государственную, учитывая, что священнический стаж большинства высших иерархов начинался только с назначением.

Варварские королевства, которые сложились в Европе во второй половине I тыс. главным образом благодаря политическому становлению германских народов, были различными по территориям и существовали весьма разное время - от полустолетия до нескольких веков. Несмотря на все внешние различия, это была государственность одного исторического типа и одной формы - все они были раннефеодальными монархиями, родственными по государственной организации, системе властных отношений в обществе и принципам осуществления государственной деятельности.
Становление раннефеодальных монархий, варварских королевств, исторически происходило под огромным влиянием традиций государственности Римской империи. Не только потому, что почти все эти государства германских народов существовали на бывшей территории империи. Новая государственность формировалась как синтез учреждений, институтов и идей, унаследованных от Рима, и тех, что выросли на собственной основе политической эволюции и собственных традициях военно-родового быта. В истории одних королевств влияние римских традиций и институтов было небольшим вначале (Франкское королевство), у других (остготов или лангобардов) могло быть преобладающим. Однако это не значило, что в итоге такого исторического синтеза возродился прежний античный тип государственной организации. Раннефеодальные монархии были новыми государствами в самом широком смысле этого слова, отличавшимися целым рядом качественно новых черт политической организации. Главнейшие учреждения и принципы деятельности раннефеодальной государственности в равной мере отличны и от римского строя, и от протогосударственных институтов германских народов.
Основой политических отношений в новых государствах стали особые, обусловленные новыми формами поземельных отношений, феодальные связи, выросшие из военной службы и личных отношений прежних дружинников к своему вождю-королю. Эти связи образовали особую иерархию сюзеренитета-вассалитета, выражавшуюся как в обладании земельными богатствами страны, так и в принципах военной службы и правовых основах государственности.
Одной из двух главнейших осей новой государственности была поэтому военная организация. Второй такой исторической осью была церковная организация, которая в большинстве раннефеодальных монархий была не только важнейшим накопителем общественных богатств и финансовым аккумулятором, но и реальной административной институцией, особенно важной тем, что по природе своей подчинялась единой власти римских духовных правителей. Монархия - единоличная власть и связанные с нею институты - не носила общеполитического характера, а была патримониальной, неразрывной с полномочиями и правами короля в отношении своих собственных вотчин, где он выступал как наиболее могущественный и полновластный хозяин-патрон, по-своему и только в собственных видах устраивавший государство. Раннефеодальная государственность с самого начала была начисто лишена каких-либо демократических традиций и ориентиров; сословный строй был оборотной стороной раннефеодальной монархии, и укреплялись они параллельно.
Несмотря на то что для германских народов раннефеодальная монархия была также первой исторической формой государственности, выросшей для этих народов на месте протогосударственных структур (как и античный полис для Рима и Греции), раннефеодальная монархия составляла новую и более высокую историческую форму по своему влиянию на общество и по охвату общественных связей государственным регулированием.