Современные материалы для письма. Материал и орудия письма. Оформление рукописных книг

Как уже отмечалось, понятие документа основано на двуедин- стве информации и материального носителя. Носители оказывают большое влияние на процессы создания, передачи, хранения и использования документированной информации. В частности, для передачи информации во времени нужны долговечные носители, тогда как для ее передачи в пространстве подобного рода характеристики не имеют существенного значения.

Необходимо иметь в виду, что носитель информации и носитель документированной информации - разные понятия. Это нашло отражение и в стандартизованных определениях. Так, в соответствии с ГОСТ Р 50922-96 «Защита информации. Основные термины и определения», «носитель информации - физическое лицо или материальный объект, в том числе физическое поле, в которых информация находит свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов». В отличие от этого определения, согласно которому носителем информации может выступать непосредственно и сам человек, в сфере делопроизводства и архивного дела «носитель (документированной) информации: материальный объект, предназначенный для закрепления, хранения (и воспроизведения) речевой, звуковой или изобразительной информации» 1 .

Носители информации самым тесным образом связаны не только со способами и средствами документирования, но и с развитием технической мысли. Отсюда - непрерывная эволюция типов и видов материальных носителей.

Появление письменности стимулировало поиски и изобретение специальных материалов для письма. Однако на первых порах человек использовал для этой цели наиболее доступные материалы, которые можно было без особых усилий найти в окру-

1 ГОСТ Р 7.0.8-2013. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. М., 2013. С. 3.

жающей природной среде: пальмовые листья, раковины, древесную кору, черепаховые панцири, кости, камень, бамбук и т. д. К примеру, философские наставления Конфуция (середина I тыс. до Р.Х.) первоначально были записаны на бамбуковых дощечках. В Древней Греции и Риме, наряду с деревянными дощечками, покрытыми слоем воска, использовались также металлические (бронзовые либо свинцовые) таблицы, в Индии - медные пластины, в Древнем Китае - бронзовые вазы, шелк.

На территории Древней Руси писали на коре березы - бересте. К настоящему времени найдено свыше 1 тыс. берестяных грамот того времени, древнейшая из которых относится к первой половине XI века. Археологи обнаружили даже миниатюрную берестяную книжечку из двенадцати страниц размером 5x5 см, в которой двойные листы сшиты по сгибу. Подготовка бересты к процессу записи была несложной. Предварительно ее кипятили, затем соскабливали внутренний слой коры и обрезали по краям. В результате получался материал основы документа в виде ленты или прямоугольника. Грамоты сворачивались в свиток. При этом текст оказывался с наружной стороны 1 .

На бересте писали не только в Древней Руси, но и в Центральной и Северной Европе. Обнаружены берестяные грамоты на латыни. Известен случай, когда в 1594 г. 30 пудов бересты для письма было даже продано нашей страной в Персию.

Основным материалом для письма у народов Передней Азии первоначально являлась глина, из которой изготавливались слегка выпуклые плитки. После нанесения нужной информации (в виде клинообразных знаков) сырые глиняные плитки высушивались или обжигались, а затем помещались в специальные деревянные или глиняные ящики либо в своеобразные глиняные конверты. В настоящее время в музеях мира, частных коллекциях хранится не менее 500 тыс. таких глиняных табличек, обнаруженных археологами при раскопках древних городов Ассирии, Вавилона, Шумера 2 . Наименее древние из числа найденных глиняных табличек относятся к 75 г. н. э.

  • 1 Виноградова Е. Б. Берестяные грамоты: вопросы документолога // Делопроизводство. 2004. № 1. С 78.
  • 2 ИстринВ.А. История письма. М., 1965. С. 171; Сквернюков П. Ф. Слово о бумаге. М., 1980. С. 20-24.

Использование природных материалов для целей письма имело место и в более поздние времена. Например, в отдаленных уголках России даже в XVIII веке иногда писали на бересте. Известны десятки рукописных книг религиозного содержания, выполненных на этом природном материале. В архивах Минска хранится несколько номеров газеты «Партизанская правда», напечатанной на бересте белорусскими партизанами в одной из своих лесных типографий в годы Великой Отечественной войны.

Исторически первым материалом, который специально изготавливался для целей письма, был папирус. Его изобретение примерно в середине третьего тысячелетия до Р.Х. стало одним из важнейших достижений египетской культуры. Главными преимуществами папируса были компактность и легкость. Папирус производился из рыхлой сердцевины стеблей нильского тростника в виде тонких желтоватых листов, которые затем склеивали в полосы длиной в среднем до 10 м (но порой их размеры достигали 40 и более м) и шириной до 30 см. В зависимости от качества различалось до девяти сортов папируса. Вследствие большой гигроскопичности и ломкости, запись на нем обычно велась с одной стороны, и хранили его в виде свитка.

В качестве материального носителя информации папирус использовался не только в Древнем Египте, но и в других странах Средиземноморья, причем в Западной Европе - вплоть до XI века. А последним историческим документом, написанным на папирусе, стало послание папы римского в начале XX в.

Другим материалом растительного происхождения, использовавшимся, главным образом, в экваториальной зоне (в Центральной Америке с VIII века, на Гавайских островах) была тапа. Она изготавливалась из лыка, луба, в частности, бумажного шелковичного дерева. Лыко промывалось, очищалось от неровностей, затем отбивалось молотком, разглаживалось и просушивалось.

Самым известным материалом животного происхождения, специально изготавливавшимся для целей письма и получившим широкое распространение в эпоху древности и средневековья, был пергамент (пергамен). В отличие от папируса, производившегося лишь в Египте, пергамент можно было получить практически в любой стране, так как изготавливался он из шкур животных (бараньих, козлиных, свиных, телячьих) путем их очистки, промывки, просушки, растяжки с последующей обработкой мелом и пемзой. Древним умельцам удавалось выделывать порой такой тонкий пергамент, что целый свиток мог поместиться в скорлупе ореха. В нашей стране пергамент стали изготавливать только в XV столетии, а до этого его привозили из-за границы.

На пергаменте можно было писать с обеих сторон. Он гораздо прочнее и долговечнее папируса. Однако пергамент являлся весьма дорогим материалом. Этот существенный его недостаток удалось преодолеть лишь в результате появления бумаги.

Первые писчие материалы

Камень. Вероятно, первым из материалов, на котором люди стали высекать сначала идеографические изображения, а позже – условные символы, слоговые знаки и буквы, был камень. Так, уже древнеегипетские мастера выбивали заточенными зубилами иероглифы на каменных обелисках.

Кирпич. Обитатели древней Месопотамии выдавливали знаки и буквы на сырых заготовках глиняных кирпичей и табличек различных габаритов. Делали они это костяным стержнем с клиновидным острием, а после нанесения символов глину обжигали. Обожженные таблички служили посланиями и имели такое же широкое хождение, как письма и счета в наше время. Зарождение клинописи в Междуречье относят к 3500 до н.э.

Металлы и их сплавы. Медь, свинец, латунь и бронза в античном мире тоже служили писчими материалами. На листах из свинца и других металлов фиксировались договоры, законы и союзы. Из 15 в. до н.э. до нас дошли древнекитайские надписи на гадательных камнях и ритуальных бронзовых сосудах.

В Библии упоминается (Иов, 19:24) о несостоявшейся мечте воспользоваться «резцом железным с оловом». Древние римляне писали хроники на бронзе, а легионеры перед боем выражали свою последнюю волю на металлических пряжках или ножнах мечей.

Олово и бронза в истории

Дерево. Книги в виде набора деревянных таблиц (в основном из срезов самшита или лимонного дерева) существовали задолго до времен Гомера (9 в. до н.э.). Поверхность таких таблиц обычно покрывали тонким слоем воска, мела или гипса, и буквы процарапывали с помощью металлического или костяного стержня, именовавшегося «стилем».

При таком способе письма тексты можно было исправлять, нанося в нужных местах новый слой покрытия. Отдельные дощечки скрепляли вместе тонкими кожаными ремнями – выходила книга, получившая у латинян название кодекса (codex).

Среди подобных книг встречались, наверное, и довольно увесистые: в одном из произведений римского комедиографа Плавта (254–184 до н.э.) описан случай, когда семилетний мальчик своими «табличками» умудрился проломить голову учителю. Похоже, книги-таблицы еще долго не выходили из употребления и после появления бумаги: в Европе имеются письменные свидетельства об их существовании еще в начале 14 в н.э., а, согласно Чосеру (1344–1400), в Англии ими пользовались и в конце 14 в.

Листья деревьев. Пальмовые и др. листья служили писчим материалом с незапамятных времен. Плиний Старший (23–79 н.э.), римский ученый, в своей энциклопедии знаний античности (Естественная история) повествовал, в частности, о технике письма на пальмовых листьях. Диодор Сицилийский, греческий историк 1 в. н.э., в труде Историческая библиотека сообщал, что судьи Сиракуз писали имена приговоренных к изгнанию на листьях оливы.

В некоторых районах Индии и Цейлона до недавних времен продолжали писать на пальмовых листьях. Цейлонцы пользовались листьями веерной пальмы талипот (Corypha umbraculifera), длинными и широкими. В Ассаме писали на листьях древовидного алоэ (Aquilaria agallocha), а в других районах Индии – на листьях пальмирской пальмы (Borassus flabellifer).

Огромные листья пальмирской пальмы нарезали полосами почти любой желаемой длины и шириной около 5 см. На поверхности листа металлическим стержнем выдавливали бороздки знаков, а затем эти углубления заполняли черным красителем, отчего письмена становились четко различимыми. Проделав по краю исписанных листов пару отверстий и пропустив через них шнуры, листы скрепляли вместе – получалась книга. Память о таком использовании пальмовых листьев сохранилась вплоть до наших дней – в названии «листов» современной книги.

Кора деревьев. Кора повсюду служила подходящим писчим материалом. Древние латины использовали для этого внутреннюю часть коры, которую называли словом liber (луб). Со временем это слово стало означать саму книгу.

Не менее интересна история трансформации русского слова «луб» в «лубок». На бересте – коре березы белой (Betula alba) – металлическими заостренными «писалами» в Средние века составляли свои послания новгородцы, шведы, татары Золотой Орды.

Американские индейцы с помощью деревянных палочек и жидкого пигмента наносили символы своей рисуночной письменности на белую поверхность коры березы Betula papyrifera. Коренные обитатели Мексики, Центральной и Южной Америки некогда изготавливали своеобразную бумагу из луба тутовых деревьев.

Пергамен и велень. Пергамен (пергамент), который как писчий материал тоже предшествовал бумаге, назван по имени древнего города Пергам в западной части Малой Азии. Хотя он применялся, вероятно, уже с 1500 до н.э., его появление связывают с Евменом II, царем Пергама (197–159 до н.э.).

Делали пергамен из расслоенной овечьей кожи. Внешний слой – со стороны волосяного покрова – дубили и превращали в шеврет для кожевенных поделок, а из внутреннего слоя (с мясной стороны) вырабатывали пергамен.

Велень делали из цельной кожи шкур телят, коз и ягнят, в отличие от овчины, предназначавшейся для пергамена. Поэтому велень можно отличить от пергамена благодаря присущим ему характерным признакам структуры эпидермы и остаткам фолликул шерстинок удаленного меха, из-за чего обработанная поверхность не кажется гладкой.

Современная технология выделки пергамена и веленя почти ничем не отличается от древней. Последовательность операций такова: шкуру моют, натирают известью, специальным скребком очищают от шерсти и мездры и снова моют. Затем эту частично очищенную кожу натягивают с помощью крепежных ремней на прямоугольную деревянную раму и сушат. Потом опять очищают и выравнивают, удаляя все неровности.

Наконец, ее натирают мелом (обезжиривают и отбеливают), и всю поверхность тщательно прочищают мягкой пемзой. Ни пергамен, ни велень не подвергаются дубильному процессу. Обрабатываются они известью и оттого по виду поверхности и на ощупь похожи на бумагу.

Рассматривая европейские рукописные книги, можно разглядеть, что во многих из них страницы противоположных сторон одних и тех же листов выглядят по-разному: «мясная» светлее «волосяной». Это различие в древних книгах заметнее, чем в более поздних, потому что при выделке пергамена мастера более позднего времени более обильно отбеливали его мелом и намного старательнее выскребали пемзой волосяную сторону.

Писец, приступая к работе над манускриптом, с особым вниманием подбирал пергаменные листы, сходные по цвету и текстуре. Более того, чтобы стороны каждого разворота будущей книги не слишком отличались одна от другой, он устанавливал такую последовательность страниц, при которой «волосяная» поверхность пергамена была обращена к «волосяной», а «мясная» – к «мясной».

Употребление пергамена в Европе продолжалось даже после появления печати с деревянных досок и наборными штампами. Подсчитано, что для одного экземпляра первой изданной И. Гутенбергом (1399–1468) Библии потребовалось около 300 овечьих шкур.

В Европе массовое изготовление пергамена для печатных книг просуществовало до 16 в., но этот крепкий и долговечный материал пользуется спросом и поныне – на нем печатают дипломы и важные документы, создают произведения каллиграфическогоискусства. Так, еще в 19 в. патентная документация Великобритании и США оформлялась в виде печатных или рукописных пергаменов.

Папирус. Хотя папирус также, строго говоря, не является бумагой, именно он был тем первым писчим материалом, которому присущи многие свойства современной бумаги. Слова папироса, папильотка, папье-маше и подобные им произошли от греческого названия («папирус») многолетнего тропического травянистого растения семейства осоковых. Слово «библос» у греков означало внутреннюю плоть стебля папируса. У писчего материала, именуемого папирусом, – слоистая структура, а настоящая бумага состоит из разобщенных и измельченных волокон, но ее можно сделать и из стеблей папируса (Cyperus papyrus), т.к. в них содержится достаточно клетчатки (целлюлозы). До начала новой эры в Египте были обширные плантации папируса, но с ростом потребления бумаги они постепенно сокращались и в конце концов почти совсем исчезли.

Существует еще несколько пригодных для письма, рисования и черчения видов природных бумагоподобных материалов, по методам изготовления подобных папирусу, – «бумага хуун» (Huun) и «бумага аматал» (Amatal), делавшиеся из коры тутовых деревьев ацтеками и майя. «Бумага дэлованг» (Deloewang) из тщательно отбитой коры шелковицы с о. Ява. «Рисовая бумага» с острова Тайвань. Последний материал представляет собой тонкий спиральный срез из сердцевины дерева бумажная аралия (Fatsia papyrifera) и не имеет никакого отношения ни к рису, ни к бумаге.

1. ДРЕВНЕЙШИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПИСЬМА

Как уже отмечалось, понятие документа основано на двуединстве информации и материального носителя. Материальные носители оказывают большое влияние на процессы создания, трансляции, хранения и использования документированной информации. В частности, для передачи информации во времени нужны долговечные носители, тогда как для ее передачи в пространстве подобного рода характеристики не имеют существенного значения.

Необходимо иметь виду, что носитель информации и носитель документированной информации - разные понятия. Это нашло отражение и в стандартизованных определениях. Так, а соответствии с ГОСТ Р 50922-96 «Защита информации. Основные термины и определения», «носитель информации - физическое лицо или материальный объект, в том числе физическое поле, в которых информация находит свое отображение в виде символа, образов, сигналов, технических решений и процессов». А согласно ГОСТ Р 51141-98. «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» носитель документированной информации - это «материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе в преобразованном виде».

Материальный носитель информации, как правило, состоит из двух компонентов - материалы основы записи и вещества записи. Исключения составляют материальные носители, используемые для механической записи (высекание, выжигание, выдавливание, резьба, перфорирование, механическая звукозапись и некоторые другие), где отсутствует вещество записи, а знаки наносятся непосредственно на материальную основу, изменяя ее физическую, физико-химическую структуру.

Носители информации самым тесным образом связаны не только со способами и средствами документирования, но и с развитием технической мысли. Отсюда - непрерывная эволюция типов и видов материальных носителей.

Появление письменности стимулировало поиски и изобретение специальных материалов для письма. Однако на первых порах человек использовал для этой цели наиболее доступные материалы, которые можно было без особых усилий найти в окружающей природной среде: пальмовые листья, раковины, древесную кору, черепаховые щитки, кости, камень, бамбук и т.д. К примеру, философские наставления Конфуция (середина I тыс. до Р.Х.) первоначально были записаны на бамбуковых дощечках. В Древней Греции и Риме, наряду с деревянными дощечками, покрытыми слоем воска, использовались также металлические (бронзовые либо свинцовые) таблицы, в Индии - медные пластины, в Древнем Китае - бронзовые вазы, шелк.

На территории Древней Руси писали на коре березы - бересте (рис.2). К настоящему времени найдено свыше 1 тыс. берестяных грамот того времени, древнейшая из которых относиться к первой половине XI века. Археологи обнаружили даже миниатюрную берестяную книжечку их 12 страниц размером 5 x 5 см, в которой двойные листы сшиты по сгибу. Подготовка бересты к процессу записи была не сложной. Предварительно ее кипятили, затем соскабливали внутренний слой коры и обрезали по краям. В результате получался материал основы документа в виде ленты или прямоугольника. Грамоты сворачивались в свиток. При этом текст оказывался с наружной стороны.

На бересте писали не только в Древней Руси, но и в Центральной и Северной Европе. Обнаружены берестяные грамоты на латыни. Известен случай, когда в 1594 году 30 пудов бересты для письма было продано нашей страной в Персию.

Основным материалом для письма у народов Передней Азии первоначально являлась глина, из которой изготавливались слегка выпуклые плитки. После нанесения нужной информации (в виде клинообразных знаков) сырые глиняные плитки высушивались или обжигались, а затем помещались в специальные деревянные или глиняные ящики либо в своеобразные глиняные конверты. В настоящее время в музеях мира, частных коллекциях храниться не менее 500 тыс. таких глиняных табличек, обнаруженных археологами при раскопках древних городов Ассирии, Вавилона, Шумера. Последнее из числа найденных глиняных табличек относятся к 75 году.

Исторически первым материалом, который специально изготовлялся для целей письма, был папирус. Его изобретение примерно в середине третьего тысячелетия до Р.Х стало одним из важнейших достижений Египетской культуры. Главными преимуществами папируса были компактность и легкость. Папирус производился из рыхлой сердцевины стеблей нильского тростника в виде тонких желтоватых листов, которые затем склеивали в полосы длиной в среднем до 10 м (но порой их размеры достигали 40 и более м.) и шириной до 30 см. В зависимости от качества различалось до 9 сортов папируса. Вследствие большой гигроскопичности и ломкости, запись на нем обычно велась с одной стороны, и хранили его в виде свитка.

В качестве материального носителя информации папирус использовался не только в Древнем Египте, но и в других странах Средиземноморья, причем в Западной Европе - вплоть до XI века. А последним историческим документом, написанным на папирусе, стало послание папы римского в начале XX века.

Другим материалом растительного происхождения, использовавшимся, главным образом, в экваториальной зоне (в Центральной Америке с VIII века, на Гавайский островах) была тапа. Она изготавливалась из лыка, луба, в частности, бумажного шелковичного дерева. Лыко промывалось, очищалось от неровностей, затем отбивалось молотком, разглаживалось и просушивалось. Самым известным материалом животного происхождения, специально изготавливавшимся для целей письма и получившим широкое распространение в эпоху древности и средневековья, был пергамент (рис.3). В отличие от папируса, производившегося лишь в Египте, пергамент можно было получить практически в любой стране, так как изготавливался он из шкур животных (бараньих, козлиных, свиных, телячьих) путем их очистки промывки, просушки, растяжки с последующей обработкой мелом и пемзой. Древним умельцам удавалось выделывать порой такой тонкий пергамент, что целый свиток мог поместиться в скорлупе ореха. В нашей стране пергамент стали изготавливать только в XV столетии, а до этого его привозили из-за границы.

На пергаменте можно было писать с обеих сторон. Он был гораздо прочнее и долговечнее папируса. Однако пергамент являлся весьма дорогим материалом. Этот существенный недостаток пергамента удалось преодолеть лишь в результате появления бумаги.

"Листая пожелтевшие страницы…" (по материалам газеты " Знамя Ильича")

В архиве деда оказались вырезки из местной газеты "Знамя Ильича", переименованной 10 сентября 1991года в "Сельские вести". Уникальность этих газетных страниц состоит в том, что там печатались воспоминания еще живых фронтовиков - наших земляков...

Башкортостан в годы Великой Отечественной войны

Города Беларуси XI-XIII вв.

Деятельность автономной индустриальной колонии "Кузбасс"

«В последний год существования колонии руководство решилось на некую «реорганизацию», смысл которой, по сути вещей, сводился к тому, чтобы расправиться с ненужными или неугодными, особенно же -- с протестующими и жалующимися...

Древнейшие цивилизации Востока

История развития мебельного искусства

Современная мебель - это подчеркнутая простота, блеск и отсутствие загроможденности. Она характеризуется четкими линиями и приглушенными оттенками. Это сочетание комфорта и стиля, это совершенство с эргономической точки зрения...

Источниковедение истории советского общества

Письма -- уникальный, ни на что не похожий вид исторического источника. Они представляют большую ценность для исторических исследований...

Клады в Кыргызстане (страницы истории)

Древнейшие клады Кыргызстана были зарыты в землю примерно три тысячи лет тому назад. В то далекое время обширные пространства Приуралья, Сибири...

Культура Китая в X-XIII веках

Все эти новшества стимулировались, прежде всего, запросами эпохи. Известно, что в 1041--1048 гг. в Китае простолюдин Би Шэн изоб-рел подвижной (наборный) шрифт...

Палеография Древней Руси

Вопрос о материале для письма принадлежит к числу важ-ных вопросов палеографии, так как он тесно связан с вопросом об эволюции почерков. Последние изменялись в зависимости от того, наносился ли текст на твёрдых предметах (камень...

Основным писчим материалом в Средневековье служил пергамент. На раннем этапе его иногда красили, обычно в пурпур, писали золотом или серебром. Манера красить пергамент перестала практиковаться лишь в 13 веке...

Рукописная книга европейского средневековья

Производство рукописной византийской книги отличалось от того, что имело место в Западной Европе, только в деталях. Здесь с первых столетий нашей эры папирусный свиток был вытеснен кодексом на пергаменте.Как и в Западной Европе...

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Мемуары это воспоминания автора которые пишутся чаще всего для потомков, в них обычно рассказывают о важных событиях, встречах с выдающимися людьми, обычаи и нравы общественности и т.д. Автобиографии так же в основном пишутся для потомков...

Хараппская цивилизация

Наиболее древние и наиболее интересные памятники, позволяющие судить о существовании древнейших городов и государств в Индии, были обнаружены в Северо-Западной Индии, в бассейне реки Инда...

Вопрос о материале для письма принадлежит к числу важ­ных вопросов палеографии, так как он тесно связан с вопросом об

эволюции почерков. Последние изменялись в зависимости от

того, наносился ли текст на твёрдых предметах (камень, распространение означало и распространение письменности среди более широких общественных слоев в связи с процессом феодализации. Купить пеноплекс гео пеноплэкс оранжевый кирпич купить.

Материалом для русских письменных памятников до ХIV в. служил пергамен. Памятники письма на пергамене первоначально назывались на Руси «харатейными», «харатья», «кожами», «мехом», «телятинами».

Кроме пергамена в качестве материала для письма в Древ­ней Руси употреблялась береста. Буквы наносились острым костяным орудием или металлическим, или вообще каким-либо заострённым предметом на внутреннюю гладкую сторону берё­зовой коры, которая свертывалась в виде свитка. По-видимому, береста, предназначенная для письма, предварительно обра­батывалась. Куски бересты с сохранившимися текстами обре­заны сверху, снизу или с боков. Наличие на бересте природных трещин, изгибов, чёрточек, точек, а также свободных мест, получавшихся при выпадении кусочков коры в результате вдавливания или выцарапывания письмен, затрудняет чтение.

Берестяные грамоты лучше пергаменных сохраняются в земле.

На вид чернила русских рукописей имеют коричневатый, бурый оттенок. Они глубоко проникали в пергамен, засыхали на его поверхности довольно густым слоем и отличались боль­шой прочностью; письмо ими до сих пор выглядит очень чёт­ким, если, конечно, рукопись не портилась от сырости и т. п. По своему химическому составу чернила русских рукописей были железистого происхождения. Они содержали соли, же­лезо и дубильные вещества. В качестве последних применя­лись обычно так называемые чернильные орешки - особые наросты на местах поражения листьев дуба насекомыми-вре­дителями.

Употреблялись и чернила из сажи («копчёные») и из отвара ольховой пли дубовой коры.

Для просушки чернил на бумаге употреблялся

кварцевый песок. Им посыпали лист из песочницы,

имевшей крышку с дырками для равномерной посыпки. Чернильницы бывали разнообразными по форме и делались

из дерева, глины, рога, металла.

Кроме чернил, для письма употреблялись краски,

особенно красная, издавна служившая для заголовков и инициалов (начальных букв). От наличия в рукописях красных заго­ловков и заглавных букв ведут своё происхождение такие термины, как «рубрика» (от латинского ruber - красный) или «красная строка». Последнее название даётся строке, от­крывающей раздел и отмечаемой в печати так называемым «аб­зацем» - небольшим пропуском в начале текста, передвигае­мого слегка вправо. Краски употреблялись и для орнамен­тации рукописей (писания заставок, концовок) и для миниатюр.

При создании роскошных рукописей для письма заглавий и отдельных букв употреблялось золото. Известны два сорта золота: 1) листовое, накладываемое на предварительно выписанные клейким веществом знаки, и 2) творёное (в виде краски: истёртое в порошок и смешанное с клейкими веществами). Серебро в русской письменности встречалось редко.

Обычно процесс письма чёрными чернилами и красками не был одновременным. Вначале исполнялось чёрное письмо, а для красных букв или строк оставлялись пустые места, за­полнявшиеся красками уже потом. Такая манера приводила, между прочим, к тому, что по невнимательности писца пред­назначаемые для последующей раскраски места так и не рас­крашивались. Впоследствии такие пробелы становились источ­ником частых ошибок для позднейших переписчиков, не всегда уже понимавших, какая именно буква оказывалась пропущен­ной в копируемом ими оригинале.

Иконопись
В XIV–XV веках окончательно сложились иконописные школы отдельных земель. В Новгород приехал из Византии Феофан Грек, оказавший большое влияние на русских иконописцев. Созданные Феофаном образы проникнуты огромной духовной силой. Учеником Феофана был Андрей Рублев. Для Андрея характерна особая округлость, плавность линий, светлая гамм...

Государственные должности и замещения
Патриции были полноправными гражданами. Они распадались на три племени. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию. Курии образовывали общее народное собрание римской общины (куриатные комиции). Оно принимало или отвергало предложенные ему законопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало в каче...

Внешняя политика Сталина накануне Великой Отечественной Войны
…надо ясно знать своего врага. В. И. Ленин Сталин был трудным соперником и партнером по переговорам. Об этом говорят многие видные политические деятели, дипломаты той эпохи, прежде всего Черчилль. Сталин в большинстве случаев достигал того, чего он хотел достичь на переговорах. Многие объясняют его успехи актерскими способностями, пос...

Вопрос о материале для письма принадлежит к числу важ­ных вопросов палеографии, так как он тесно связан с вопросом об эволюции почерков. Последние изменялись в зависимости от того, наносился ли текст на твёрдых предметах (камень, распространение означало и распространение письменности среди более широких общественных слоев в связи с процессом феодализации.

Материалом для русских письменных памятников до ХIV в. служил пергамен. Памятники письма на пергамене первоначально назывались на Руси «харатейными», «харатья», «кожами», «мехом», «телятинами».

Кроме пергамена в качестве материала для письма в Древ­ней Руси употреблялась береста. Буквы наносились острым костяным орудием или металлическим, или вообще каким-либо заострённым предметом на внутреннюю гладкую сторону берё­зовой коры, которая свертывалась в виде свитка. По-видимому, береста, предназначенная для письма, предварительно обра­батывалась. Куски бересты с сохранившимися текстами обре­заны сверху, снизу или с боков. Наличие на бересте природных трещин, изгибов, чёрточек, точек, а также свободных мест, получавшихся при выпадении кусочков коры в результате вдавливания или выцарапывания письмен, затрудняет чтение.

Берестяные грамоты лучше пергаменных сохраняются в земле.

На вид чернила русских рукописей имеют коричневатый, бурый оттенок. Они глубоко проникали в пергамен, засыхали на его поверхности довольно густым слоем и отличались боль­шой прочностью; письмо ими до сих пор выглядит очень чёт­ким, если, конечно, рукопись не портилась от сырости и т. п. По своему химическому составу чернила русских рукописей были железистого происхождения. Они содержали соли, же­лезо и дубильные вещества. В качестве последних применя­лись обычно так называемые чернильные орешки - особые наросты на местах поражения листьев дуба насекомыми-вре­дителями.

Употреблялись и чернила из сажи («копчёные») и из отвара ольховой пли дубовой коры.

Для просушки чернил на бумаге употреблялсямелкийкварцевый песок. Им посыпали лист из песочницы,имевшей крышку с дырками для равномерной посыпки. Чернильницы бывали разнообразными по форме и делалисьиз дерева, глины, рога, металла.

Кроме чернил, для письма употреблялись краски,особенно красная, издавна служившая для заголовков и инициалов (начальных букв). От наличия в рукописях красных заго­ловков и заглавных букв ведут своё происхождение такие термины, как «рубрика» (от латинского ruber - красный) или «красная строка». Последнее название даётся строке, от­крывающей раздел и отмечаемой в печати так называемым «аб­зацем» - небольшим пропуском в начале текста, передвигае­мого слегка вправо. Краски употреблялись и для орнамен­тации рукописей (писания заставок, концовок) и для миниатюр. 1

При создании роскошных рукописей для письма заглавий и отдельных букв употреблялось золото. Известны два сорта золота: 1) листовое, накладываемое на предварительно выписанные клейким веществом знаки, и 2) творёное (в виде краски: истёртое в порошок и смешанное с клейкими веществами). Серебро в русской письменности встречалось редко.

Обычно процесс письма чёрными чернилами и красками не был одновременным. Вначале исполнялось чёрное письмо, а для красных букв или строк оставлялись пустые места, за­полнявшиеся красками уже потом. Такая манера приводила, между прочим, к тому, что по невнимательности писца пред­назначаемые для последующей раскраски места так и не рас­крашивались. Впоследствии такие пробелы становились источ­ником частых ошибок для позднейших переписчиков, не всегда уже понимавших, какая именно буква оказывалась пропущен­ной в копируемом ими оригинале.

При письме золотом, так же как и при писании красками, среди чёрного текста оставалось свободное место, заполняв­шееся впоследствии золотыми буквами или же заглавием в целую строку. Писал золотом, так же как и красками, обычно специалист-художник, на долю которого приходилась также работа над миниатюрами и заставками, украшавшими рукопись заглавными разрисованными буквами и т. д.

Все русские рукописи написаны пером. Письмо палочкой тростью (каламом), изображаемое на некоторых миниатюра евангелий, фактически не имело применения в Древней Руси. Очевидно, подобные лицевые изображения были продуктом не которой стилизации.

1) В. Н. Щепкин. Учебник русской палеографии. – М, 1967

Феодальная идеология (религиозные, правовые, политические, философские взгляды господствующего класса) нашла своё отражение в ряде литера­турных памятников (летописных сводах, воинских повестях, церковных проповедях и т. д.). В этих памятниках прославля­лись древнерусские князья как создатели государственности на Руси, описывалась их деятельность по объединению славян­ских племён и военные подвиги, давалось религиозное обосно­вание идеи о необходимости общественного неравенства, осу­ждались народные движения. Идеологическому обоснованию незыблемости княжеской власти, защищавшей интересы фео­дальной знати, служат и величественные архитектурные соору­жения Киева: собор св. Софии, Золотые ворота и т. д. Уже наме­чалась противоположность двух культур - господствующего класса и непосредственных производителен материальных благ.

Однако произведения зодчества, изобразительного искус­ства, литературы, используемые господствующим классом в це­лях идеологического воздействия на трудящихся для укрепле­ния своей власти, являются памятниками культуры всего рус­ского народа. Замечательные произведения древнерусской архитектуры, занимающие одно из первых мест в мировом искус­стве, построены руками русских зодчих, выходцев из трудового народа. Городские мастера создали замечательные памятники изобразительного искусства. В феодальную литературу широ­кими струями проникали мотивы народного творчества.

Феодальная литература Древней Руси имела прогрессив­ный характер. В замечательном памятнике русской историче­ской мысли и литературы XII в., Повести временных лет, про­водится идея единства Русской земли и русского народа, - показатель того, что к этому времени уже сложилась древне­русская народность. Это памятник, в котором отражён глубо­кий патриотизм.

Рукописный орнамент и миниатюра

Художественные украшения, встречающиеся в рукописных памятниках, носят название орнамента (от латинского слова ото-украшаю). Эти украшения бывают нескольких видов:

1) заставки - особые узоры (виньетки), находящиеся перед началом статьи, главы или вообще какого-нибудь крупного раздела книги размером в ширину страницы;

2) инициалы - разрисованные за­главные буквы, открывающие соответствующий раздел текста;

3) концовки - художественные украшения (виньетки) в конце текста, меньших размеров и менее сложной конструкции, чем заставки;

4) полевые украшения - узоры на полях (по термино­логии более поздних старообрядческих письменных памятни­ков - цветки).

Орнамент не следует смешивать с миниатюрами или рисун­ками (иллюстрациями) в красках, часто на особых листах.