Откуда берется мрамор. Как добывают мрамор. Как складывается цена мраморного надгробья

В переводе с греческого мрамор означает "блестящий, сияющий камень". Именно способность мрамора преображаться в лучах солнца, являть глазу каждый раз новую, неповторимую игру света и заставила древних греков обратить внимание на этот материал, возвести из него десятки храмов, изваять статуи, грациозность и пластика которых вызывает у нас восхищение спустя сотни лет (у белых мраморов первые признаки "возрастных изменений" появляются только через 100-150 лет). Кроме этого, мрамор обладает еще целым рядом свойств, позволяющих ему оставаться одним из самых популярных натуральных строительных материалов: он пластичен, легко поддается полировке и шлифовке. Мрамор достаточно вязок и прочен, поэтому при ударах сразу не раскалывается, позволяя высекать изделия самой различной формы.

Мрамор - метаморфическая горная порода, состоящая в основном из минералов кальцита CaCO3 или доломита CaMg(CO3)2. Он тверже известняка и доломита (своих исходных материалов), но мягче магматических пород. Мрамор очень красив на срезе и хорошо полируется, что сделало его также одним из основных облицовочных материалов. Мрамор - это разновидность известняка, поэтому он может быть как мягким и способным поглощать влагу, так и довольно твердым и почти не пропускать воду.

Мрамор обладает низким коэффициентом водопоглощения (0,08-0,12%), благодаря чему может использоваться для отделки ванных комнат, бассейнов, фонтанов. Он практически не поглощает влагу, поэтому при воздействии низких температур ему не грозит появление микротрещин от замерзающей жидкости. Изделия из мрамора можно смело использовать в холодных помещениях. Также мрамор не подвержен воздействию высоких температур, что позволяет использовать его для изготовления каминов или применять для отделки помещений с температурами, существенно превышающими обычные. Как природный материал, он обладает пористостью и способен "дышать" - это создает в помещении благоприятный микроклимат.

Фонтан Треви, Рим (1732- 1762 г.г.)


До сих пор словом "мрамор" называют разные породы, схожие меж собой. Строители именуют мрамором любой прочный, поддающийся полировке известняк. Иногда за мрамор принимают похожую породу серпентинит. Истинный мрамор на светлом изломе напоминает сахар. Благодаря примесям этот камень становится пестрым, пятнистым, муаровым, свилеватым и с жилками. Слой чистого белоснежного мрамора толщиной до 30 сантиметров просвечивает насквозь. В мраморе почти всегда содержатся примеси других минералов, а также органические соединения. Примеси различно влияют на качество мрамора, снижая или повышая его декоративность. Окраска мрамора также зависит от примесей. Большинство цветных мраморов имеет пёструю окраску. Причудливые узоры или равномерный оттенок поверхности мрамора создавались природой тысячелетиями, каждая плита имеет свой единственный и неповторимый рисунок. Широкий выбор цветов и оттенков позволяет применять его в различных интерьерах в самых разных качествах - лестницы, колонны, облицовка бассейнов и порталов, элементы мебели, обрамление дверных проемов и окон, сувениры и т.д.


Благодаря своим декоративным свойствам мрамор получил широкое применение. Из мрамора могут быть изготовлены как крупные элементы интерьера - лестницы, стеновые панели, колонны, так и более мелкие, декоративные детали - столешницы, подоконники, статуэтки, вазы. По декоративным качествам, области применения и возможным способам обработки и мраморы делят на белые, серые и цветные. Белый мрамор слишком хрупок для внешних работ: он может покрыться пятнами и пожелтеть от метереологических воздействий. Серые мраморы легко поддаются обработке, хорошо полируются, и при этом в меньшей степени подвержены воздействию внешней среды. Поэтому их повсеместно используют как для наружной, так и для внутренней облицовки.

Московское метро, станция "Курская"

Цветные мраморы могут иметь самую разную окраску - от желтой и розовой до зеленой или черной. Нередко в мраморе присутствуют прожилки другого цвета, и такой мрамор считается особенно ценным из-за своих высоких эстетических качеств. Рисунок определяется не только строением мрамора, но и направлением, по которому производится распиливание камня. Цвет и рисунок мрамора проявляются после его полировки.
Мрамор применяется с античности как конструкционный и облицовочный архитектурный материал благодаря своим пластическим и декоративным достоинствам (твёрдость; мелкозернистость, делающая мрамор податливым в обработке, способным принимать полировку, посредством которой выявляются тональное богатство мрамора и красота его однородной, пятнистой или слоистой структуры). Мрамор используется также для создания мозаичных композиций, рельефов и круглых изваяний (преимущественно однотонный мрамор, большей частью белый, реже - цветной или чёрный).

Где добывают мрамор?

Залежи мрамора разбросаны по всему миру. В древности славился греческий мрамор из каменоломен Пантеликона к северо-востоку от Афин. Из этого камня возведены все классические древнегреческие архитектурные сооружения. Особую красоту такому мрамору придали золотисто-желтые следы выветривания. Ныне греческие залежи полностью исчерпаны. Сейчас больше всего известен белый мрамор, который добывают близ города Каррара в Тоскане на севере Италии. Камень залегает по всему склону Апуанских Альп вплоть до самого гребня хребта. Из здешних каменоломен мрамор брали еще в Древнем Риме. Потом о них надолго забыли и вновь вспомнили в позднее средневековье и в эпоху Возрождения. Залежи здешнего чисто-белого камня кажутся неисчерпаемыми. Здесь в основном добывают молочно-белый мрамор, иногда с легким голубоватым оттенком. Встречается и чисто-белый камень, который ценят скульпторы. Великий Микеланджело искал для своих произведений особо светлый камень в разработках у Монте-Альтиссимо - самой высокой вершины хребта.


Залежи мрамора найдены и в разных местах России. Более всего, свыше 20 месторождений, находится на Урале, но добывают камень лишь из 8 залежей: белый мрамор получают на Коелгинском и Айдырлинском месторождениях, серый - дают Уфалейская и Мраморская залежи, желтый поступает с Октябрьского и Починского карьеров, черный мрамор приносит Першинское месторождение, розово-красный камень дает Нижне-Тагильская залежь.
Одно из самых известных уральских месторождений - село Мраморское северо-восточнее города Полевского Свердловской области. Месторождение мрамора известно здесь с XVIII века. В 1738 году началась добыча мрамора, и возникло поселение - Мраморский Завод. Еще в те далекие времена, когда первые рудознатцы вели здесь поиски железных руд, они встречали многочисленные выходы мрамора на огромном пространстве к югу от Екатеринбурга. Об этом свидетельствуют заявки на открытия этого ценного поделочного камня.

Мраморный карьер.


Основание села относят к 1738 году, когда в восьми верстах от Кособродской крепости были открыты большие запасы этого ценного поделочного камня. Горнощитская мраморная ломка - такое название получило первоначально будущее селение. В соседнем с ним Северском заводе была построена мельница для резки и полировки мрамора. Позднее на реке Чусовой была открыта пристань для отправки в Петербург шлифованных мраморных досок. Уже в середине 18 в. на славе стали мраморские камнерезы, герои многих бажовских сказов, пронесшие эту славу до наших дней. За два века завод дал тысячи изделий: мраморные вазы и чаши, памятники в Петербурге, Петергофе и Царском Селе.

Добыча мрамора.


Современный мраморный карьер расположен в 6 км к северо-западу от завода и поселка. О приближении его говорят многотонные мраморные кубы, попадающиеся на глаза сразу за ж/д переездом. Посещение карьера оставляет сильное впечатление. Глубокий, выработанный уступами разрез оснащен современными камнерезными машинами, подъемными лебедками. Мраморные монолиты загружаются в большегрузные машины и вывозятся на мраморный завод, в распиловочный цех, расположенный вблизи ж/д станции, откуда после распиловки и шлифовки мрамор идет в разные уголки нашей страны. Станции метро, подземные переходы, фойе театров, гостиниц и многое другое в городах страны отделаны уральским мрамором.

Екатеринбург, железнодорожный вокзал.


Eщё одно из самых известных месторождений мрамора - мраморные разработки Рускеалы (Карелия) на горах Белая и Зеленая, названных так по цвету слагающих их мраморов. Самые первые разработки мрамора начались здесь в конце XVII века шведами, в основном для получения строительной извести, реже для постройки фундаментов и стен зданий в окрестностях. Промышленная добыча Рускеальского мрамора началась после 1768 года, и была поручена в первые, самые тяжелые годы, опытному горному инженеру Кожину. Главные работы по добыче мрамора (с 1769г. по 1830г.) велись на горе Белой. Здешний мрамор пошел в основном на украшение Исааковского собора Ринальди и Монферрана (1818-1858гг.). Часть этого камня пошла на изготовления наличников окон Мраморного дворца, облицовку южного фасада Михайловского замка, изготовление оконных досок зимнего дворца, сооружение постамента памятнику Петру I перед Михайловским замком и др. здания и сооружения Петербурга.

Мраморный дворец, С.-Петербург.

Также мрамор с горы Белой использовался в сооружении: Орловских ворот (1772г. А. Ринальди), фриза Екатеринского дворца (1782-1785гг. Камефон) и др. В начале XIX века, когда Рускеальские мраморные ломки находились в ведении «Комиссии по постройке Казанского собора», начал действовать карьер на Зеленой горе, расположенной неподалеку от горы Белой. Известно, что в «главной мраморной ломке» Рускеала (1769 по 1830гг.) было добыто больше 200 тыс. тонн мрамора. Большая часть этого камня отправлялась в Петербург, Царское село и Гатчину, меньшая, в виде окола и щебня складировалась в отвалы. Примечательно то, что подземные выработки Рускеала проходили практически без крепления сводов и стен, что объяснялось низкой трещиноватостью и устойчивостью пород к обрушению. Сейчас в Рускеале мрамор не добывают, теперь в этом карьере проходят экскурсии для туристов.

Мраморные разработки Рускеалы (Карелия)

Добывают мрамор и в других районах России. На Алтае и в Западной Сибири известно свыше 50 месторождений мрамора, разрабатывают же здесь три залежи: Пуштулимское месторождение дает уникальный тонкозернистый белый с красно-зелеными прожилками мрамор, сиренево-розовый камень получают на Граматушинском месторождении, серо-кремовый мрамор дает Петеневский карьер. В Красноярском крае расположено крупное Кибик-Кордонское месторождение, где более двадцати разновидностей белого, нежно-кремового, бледно-розового, оранжевого, желтого и зеленовато-серого мрамора.


Месторождение Буровщина в Иркутской области дает красновато-розовый крупнозернистый камень с сиреневым, оранжевым, зеленым, серым оттенками. Этим мрамором отделаны московские метростанции "Марксистская", "Третьяковская" и другие. На Дальнем Востоке в последнее время разведали и подготовили к добыче месторождение зеленого мрамора с разными оттенками. В Ленинградской области, на Елизовском месторождении, добывают серо-коричневый камень, напоминающий знаменитый американский гранит "dacotamahogany". В наши дни мрамор находит широкое применение в повседневной человеческой деятельности. Создаваемые с использованием камня здания и сооружения на протяжении длительного периода (столетия и тысячелетия) сохраняют свои прочностные и декоративные свойства. Тем самым, создается среда обитания, формируется архитектура, которая служит одним из главных критериев уровня культуры нации, цивилизации и всего человечества.

Московский метрополитен.


О практической значимости добычи мрамора в промышленности говорит следующее сопоставление: оборот индустрии мрамора более чем в 2,5 раза превышает оборот алмазодобывающей отрасли. Как алмаз, так и мрамора традиционно служат для изготовления предметов роскоши и, соответственно, ориентированы на определенный сегмент рынка. Во многих странах (Италия, Испания, Китай. Индия и т.д.) эта отрасль является существенной частью национальной экономики, о чем свидетельствуют объемы продаж и доля камня в экспортно-импортном балансе. Россия обладает большим потенциалом для развития своей камнедобывающей и камнеобрабатывающей промышленности, но в этой отрасли очень много проблем. После распада СССР месторождения высокодекоративных разновидностей мрамора остались в Украине и в Узбекистане, и сегодня Россия может производить только блоки рядовой цветовой гаммы, которые на международном рынке имеют цену, не покрывающую затрат производителей. Есть интересные месторождения мрамора в Иркутской области, в Южной Якутии и на Кольском полуострове, но дороги к этим месторождениям просто отсутствуют.


Если сложить затраты на их строительство с себестоимостью добычи и переработки, то цена добытого мрамора получается настолько высокой, что его просто никто не будет покупать, проще купить и привезти его из Греции или Турции. Отсутствие дорог и к менее отдаленным месторождениям приводит к тому, что купить за рубежом готовую плиту и привезти её в Россию оказывается дешевле, чем необработанные блоки из этих месторождений. Также немаловажно, что производители камнедобывающего оборудования и основные поставщики синтетических алмазов для камнеобработки также оказались за пределами России, а высокие таможенные пошлины сделали неконкурентоспособной продукцию отечественных предприятий, использующие эти комплектующие изделия.

Прекрасным примером метаморфической породы может служить хорошо всем известный мрамор. Он широко используется у нас для внутренней отделки зданий, для изготовления статуй и различных бытовых поделок - чернильных приборов, пепельниц и т. д.

По своему химическому составу мрамор ничем не отличается от известняка, но посмотрите, как они не похожи друг на друга: известняк - матовый и плотный; мрамор же, особенно на свежем расколе, обнаруживает мелкокристаллическое строение, и грани мельчайших кристалликов сверкают, как в кусковом сахаре.

В природе мы можем проследить, как известняк превращается в мрамор . Мрамор залегает в местах прорыва глубинными породами толщ известняков: чем ближе мрамор к месту соприкосновения, иначе - к контакту, с глубинными породами, тем крупнее его зерно и темнее окраска (синеватая, красноватая и др.), по мере же отдаления от контакта зерно становится мельче и окраска светлеет (сероватая, желтоватая).

Под влиянием огромного давления вышележащих пород, а также в связи с процессами горообразования глины уплотняются и превращаются в глинистые сланцы. Они обладают способностью раскалываться при ударе на тонкие пластинки, не размокают от воды и отличаются от глины большей твердостью. Отсюда нетрудно сделать вывод, какие глубокие изменения производят в минеральном веществе (не изменяя его химического состава) высокие температуры и давления.

Примером метаморфйзма (преобразования) под воздействием растворов являются брекчии, конгломераты я песчаники, о которых мы уже говорили выше.
Во многих местах нашего Союза, особенно в Карелии, Украине и Забайкалье, непосредственно на поверхность земли выходят серые светлоокрашенные кристаллические породы, имеющие одинаковый минералогический состав с гранитами. В них также входят полевой шпат, кварц и слюда, только слюда расположена не беспорядочно, как в граните, а более или менее отчетливыми рядами; Такие породы называются гнейсами.

Между гранитами и тонкослоистыми или сланцеватыми гнейсами существует ряд переходов в виде гранито-гнейсов.

Гнейсы возникли путем метаморфизации как осадочных, так и изверженных пород. В строении земной коры гнейсы играют огромную роль. Они служат фундаментом для осадочных пород на таких равнинных пространствах земного шара, как, например, Великая Русская равнина. И действительно, всюду на ней, на той или иной глубине, буровые доходят до гранито-гнейсовой постели, на которой покоятся толщи осадочных пород. Под Питером гранито-гнейсовые породы были обнаружены на глубине 198 метров, а под Москвой - на глубине 1655 метров.

Значительное место среди метаморфических пород занимают слюдистые сланцы. В состав их входят главным образом слюда и кварц. Слюда бывает светлая и темная. Иногда в сланцах присутствуют обе разности.

Характерной особенностью слюдистых сланцев является резко выраженное сланцевое сложение, откуда и идет их название - «сланцы». От примеси полевого шпата сланцы переходят в гнейсы, а в случае преобладания кварца - в кварциты.

Породы, образовавшиеся в результате метаморфизации главным образом кварцевых песков и песчаников, путем перекристаллизации зерен и связующего их цемента. Кварцит представляет сплошную плотную массу, в которой неотличимы отдельные зерна песка. Кварциты обладают значительной твердостью. Наши карельские кварциты, преимущественно тёмнокрасные, пользуются заслуженной известностью как прочный строительный и облицовочный материал, особенно красивый в полированном виде. Красный кварцит использован в строительстве мавзолея на Красной площади в Москве.

Большой промышленный интерес представляют железистые кварциты, с которыми связаны крупнейшие наши железнорудные месторождения - Кривой Рог на Украине и знаменитая Курская аномалия. Аномалией она названа потому, что компас дает здесь неправильные показания стрелки.

Курская магнитная аномалия занимает огромную площадь к юго-востоку и югу от Курска (около 250 километров длины и 40 километров ширины). У метаморфических пород свои особенности: они не содержат окаменелостей, но по своей структуре все же напоминают осадочные породы, так как минеральные зерна располагаются иногда отчетливыми рядами.

Мы кратко ознакомились с основными типами горных пород. Наибольшее значение в строении земной коры имеют такие магматические породы, как граниты, затем - осадочные, особенно песчаники и известняки, а из метаморфических - гнейсы и глинистые сланцы.

Даже если вы никогда не бывали в городе на Неве, то хотя бы на фотографиях видели красивейшие Исаакиевский и Казанский соборы, Михайловский замок и Эрмитаж. Почему я назвала именно их? Да все просто, именно в отделки этих сооружений использовался мрамор, добытый в Рускеале. Им облицован Исаакиевский собор, выложены полы Казанского собора, изготовлены подоконники Эрмитажа, обрамлены окна Мраморного дворца и фасад Михайловского замка. Также рускеальским мрамором отделаны подземные залы станций Петербургского метрополитена «Приморская» и «Ладожская».
На сегодняшний день мрамор в Рускеале уже не добывают, а сам карьер превращен в туристический парк.

Рускеальские мраморные каменоломни расположены в 25 км к северу от города Сортавала, на высоком берегу порожистой реки Тохмайоки («бешеной, дурной»), вблизи старинного поселка Рускеала. Название поселка, вероятно, произошло от местного названия реки Тохмайоки – Русколка (от карельского «ruskea» – коричневый, рыжий, красный), в которой вода всегда коричневая, темно-рыжая из-за растворенных в ней соединений железа.
С приходом к власти Екатерины II в России начались крупномасштабные поиски природного камня для строительства Санкт-Петербурга. Камень искали и в Выборгской губернии, в том числе, в районе Сердоболя и Рускеалы. В августе 1765 года в Рускеалу для осмотра залежей мрамора из Санкт-Петербурга приехал подмастерье каменных дел Андрей Пилюгин.
9 августа 1766 года в Рускеале началась опытная добыча мрамора, которая показала хорошие перспективы месторождения. В сентябре 1767 года в Рускеалу из столицы приехали горные инспекторы – гвардии капитан Кожин и полковник Иван Васильевич Зверев. Они осмотрели месторождение и составили отчет о проделанной работе. В итоге, 19 января 1768 года императрица Екатерина II подписала указ Сената о начале разработки мрамора в Рускеале для строительства Исаакиевского собора. На берег реки Русколки с Урала приехали мастера-каменотесы с семьями – так возник рабочий поселок Рускеала.


С 1769 года Рускеальские мраморные ломки были переданы в ведение Комиссии по строительству Исаакиевского собора. Горными работами поначалу руководили итальянские мастера. Основная добыча мрамора велась на горе Белой, названной так по цвету слагающего ее мрамора светло-серой, голубовато-серой окраски, с тонкими белыми и серыми прожилками.
В 1770-1780-е годы рускеальские мраморы широко применялись архитектором Антонио Ринальди для украшения Мраморного дворца, Исаакиевского собора (в Санкт-Петербурге), триумфальных колонн во славу русского оружия и графов Орловых (в Царском Селе и Гатчине). Примечательно, что в конце XVIII-начале XIX века земли Рускеалы принадлежали графине Анне Алексеевне Орловой-Чесменской.

В 1790-е годы, когда Рускеальские каменоломни практически бездействовали, здешний мрамор архитектор В. Бренна использовал для украшения Михайловского замка, памятника Петру I, обелиска «Румянцева победам» в столице и павильона Орла в Гатчине.

С 1819 года в Рускеале возобновилась добыча мрамора для украшения нового Исаакиевского собора, который целых 40 лет строился по проекту архитектора Огюста Рикару Монферрана.

С 1898 по 1939 годы Рускеальское месторождение интенсивно разрабатывалось на известь, декоративную крошку, щебень и облицовочные блоки акционерным обществом «Рускеала мрамор»

После войны, с осени 1944 года, началось восстановление Рускеальского известкового завода и мраморных карьеров.

Разработка мрамора Рускеальского месторождения на участке «Рускеала-1» закончилась в конце 1980-х годов.

В 2005 году был образован Горный парк Рускеала, который является уникальным техногенно-природным и ландшафтно-туристическим объектом.


На сегодняшний день парк "Рускеала" пожалуй одно из самых посещаемых туристами мест в Карелии.
Здесь можно просто погулять и полюбоваться природными красотами, можно пощекотать нервы пройдя по натянутому веревочному мостику, пролетев над каньоном или прыгнув с 20-метровой высоты. Любители дайвинга могут погрузиться на дно карьера.
Но на мой взгляд самое лучшее, что можно тут делать это взять лодку и неспеша покататься, разглядывая узоры на мраморных стенах и заплывая в небольшие гроты. Главное нужно помнить, что купаться и прыгать в воду с лодок строго запрещено.

Если соберетесь приехать в парк, то не забудьте удобную, без каблуков обувь и средство от комаров (если приезжаете сюда в теплое время года), т.к. вечноголодные карельские комары включены в программу посещения парка)). И конечно же я бы советовала приезжать сюда в будни, ибо в выходные в хорошую погоду тут как в московском метро в час пик. Мы даже в будний день часа полтора ждали, пока освобидится лодка,т.к. лодок мало, а желающих много.

Мы все видели памятники из мрамора, на статуе бывает камень белый и гладкий, а на пьедестале - шероховатый и сделан из камня разных цветов. Существует множество видов мрамора, и ещё больше есть способов его обработки.

Откуда берётся мрамор?

Мрамор добывают в горах. Если находят скалу из красивого камня без трещин, её разрезают на блоки или плиты. Каменоломни находятся высоко в горах. Каменотёсы стальными пилами распиливают скалу на огромные блоки и спускают их вниз (на канатах), подкладывая брёвна под салазки. На горной дороге подъёмный кран ставит блоки на мощный грузовик, и их везут в камнерезную мастерскую, где распилят на плиты.

Скульптура

Самые красивые блоки мрамора передают скульпторам, которые обтёсывают их: по специальным стамескам осторожно бьют молоточком, удаляя всё лишнее и превращая камень в статую. Самый знаменитый мрамор для скульптур добывают в Италии, в Карраре.

Плита

Пласты мрамора долго полируют и моют, пока они не начинают блестеть, как зеркало. Такими плитами облицовывают лестницы, полы, а также стены дворцов. В скалах встречаются небольшие вкрапления полудрагоценных камней, таких как агат и оникс. Они очень красивы, с интересным рисунком, поэтому из них делают разные фигурки. Такие сувениры стоят недёшево.

Мраморные надгробья наряду с гранитными, являются одними из самых популярных среди заказчиков. Они действительно очень красивы, что предопределяется высокими декоративными свойствами самого материала. Этот камень является великолепным произведением природы. У него разнообразная цветовая гамма, замечательная фактура, высокая пластичность. Художники-камнерезы всегда охотно и плодотворно работают с мрамором, делая из него разнообразные стелы, создавая прекрасные барельефы и статуи.

Откуда берется материал

Производители приобретают мрамор как отечественного, так и импортного происхождения.

Зарубежную породу, пригодную для изготовления надгробий, купить довольно сложно, хотя в принципе импортный камень представлен на рынке широко.

Очень много камней необычных расцветок привозят из Италии, Индии, Китая, Греции. Такой мрамор чаще всего поставляется плитами толщиной 2 - 3 см. Такие заготовки возможно использовать в строительной сфере. Например, они могут быть предназначены для облицовки стен и полов. Но из них нельзя сделать памятник.

Если кому-либо очень нужно изготовить из этих тонких плит именно надгробную стелу, то приходится прибегать к их «сращиванию», чтобы достичь необходимой толщины плиты. Конечно, есть возможность организовать поставку под заказ нестандартных заготовок из камня, и это иногда практикуется. Но стоимость такого материала, конечно, оказывается дороже.

Мраморные памятники в России

чаще делают из отечественного минерала, который минимум в два раза (а то и во все 10) дешевле импортного. В России есть несколько месторождений, где добывается разный мрамор:

Уфалейский - серый с белыми разводами.

Полевской - светло-серый с белыми разводами

Коелгинский самый белый, поэтому наиболее любимый материал для ритуальных изделий. Слово "мрамор" именно с ним и ассоциируется.

У отечественного добывающего предприятия можно заказать мраморные блоки такой толщины, которая наиболее предпочтительна для производства (обычно это 8 и 10 см.). Кроме того, возможно приобретение и кусков породы определенных размеров для создания скульптурных композиций.

Как СКЛАДЫВАЕТСЯ ЦЕНА МРАМОРНОГО НАДГРОБЬЯ

Чаще всего, чтобы облегчить собственные усилия и уменьшить время, необходимое для изготовления товара, частные мастерские заказывают сразу мраморные заготовки для памятников.

Стоят они недорого. В результате комплект для мемориала, состоящий из стелы высотой 80 см., постамента и цветника, обойдется мелкооптовому покупателю в сумму около 2200 - 3200 рублей (если заказ делается у производителя). Впоследствии мастерские прибавляют 100% к стоимости, и розничному покупателю все это будет стоить уже 5000 - 7000 рублей за камень без оформления.

В России существуют месторождения мраморов разных цветовых оттенков, что дает клиентам возможность выбора. Чаще всего они останавливаются на привлекательных светлых вариантах. Действительно, белая мраморная стела смотрится нарядно. Но надо понимать, что этот камень более подвержен порче и распаду, так как сам по себе гораздо пористее, чем гранит, а значит, в него легче проникают влага, споры и семена растений.

На светлом мраморе быстро появляются пигментные и грязевые пятна, начинает расти мох и лишайник. Даже при условии регулярного профессионального ухода такой памятник постепенно теряет свой первоначальный вид.

КАРЕЛЬСКИЙ ГРАНИТ

Поэтому самым популярным камнем для изготовления надгробий считается карельский гранит - габбро-диабаз. Его глубокий траурно-черный цвет выглядит на кладбище очень уместно и придает могиле величественный вид.