Время держания поста. Что такое пост и как правильно поститься. Подготовка к началу Великого поста

Особенность уразы летом в том, что она приходится на самый длинный световой день. Так, в Казани верующие начнут поститься 18 июня в 0.57 и закончат лишь в 20.31. Для каждого региона устанавливается свое время в зависимости от времени восхода и захода солнца. Как правильно подготовиться к 20-часовому воздержанию?

Как питаться в уразу?

Общие рекомендации таковы: после заката солнца постящийся принимает легкую пищу, за два часа перед зарей — более плотную еду. Так как время для разговения в этом году весьма ограничено - около 4,5 часов, которые приходятся на ночь, - лучше избегать жирной и острой пищи, которая может вызвать жажду.

Мусульмане, ежегодно соблюдающие пост, замечают, что тяжело бывает в первые два дня, а затем организм перестраивается. Главное - не наедаться сразу после ифтара, сначала съесть финики, попить воды, а спустя время перейти к основным блюдам.

В уразу отдайте предпочтение легким блюдам. Фото: АиФ/ Алия Шарафутдинова «Если правильно подобрать продуты, то пост несложно соблюдать. Главное настроиться, - говорит глава Союза мусульманок Татарстана Наиля Зиганшина . - Если человек украсит свой день благими делами, то он отвлечется от мыслей о еде и день пройдет незаметно».

Наиля ханум советует в часы разговения пить столько, сколько требует организм. Еда должна быть сбалансированной по составу: «Мы дома добавляем в рацион много овощей и фруктов, едим рыбу, мясо готовим на пару. Такое питание не вызовет жажды и расстройство желудка».

«Чтобы в жару во время поста меньше хотелось пить, нужно меньше есть. Я, например, во время положенного утреннего приёма пищи не ем, а только пью воду. Мне так легче переносить пост, - рассказывает заместитель муфтия Татарстана Рустам хазрат Батров . -

«Нужно молиться, чтобы Всевышний облегчил тяжесть поста, - добавляет Наиля Зиганшина. - В прошлом году до наступления Рамадана стояла жара, а после коллективного совершения молитвы на весь месяц установилась прохладная погода. Поэтому желаю каждому постящемуся облегчения!»

Принципы уразы

Соблюдение 30-дневного поста связано с упоминанием в Коране о том, что в этот месяц Аллах через архангела Джабраила ниспослал Пророку Мухаммеду в виде откровения Коран.

«Пост был известен арабам еще до возникновения ислама и соблюдался не только из-за нехватки продуктов, а имел определенный религиозный смысл: не исключено, что арабы знали о целебных свойствах голода, так как все народы тысячелетиями копили знания о человеческом организме. Об этом свидетельствует наличие поста во всех религиях», - говорит краевед и хаджи Абдулла Дубин .

Почему время начала уразы постоянно сдвигается?

Мусульманское летоисчисление ведется по лунному календарю, который короче солнечного. Поэтому время наступления месяца Рамадан и всех мусульманских праздников постоянно смещается на 10 - 12 дней вперед. Таким образом, за весь 33-летний цикл мусульманин проходит через все сезонные и часовые периоды - от летнего до зимнего солнцестояний.

Ураза заключается в полном воздержании в светлое время суток от приема пищи и жевания жвачки, питья, курения, употребления алкоголя, сексуальных отношений. Но помимо телесного очищения, нужно и духовное.

«Это шанс, данный каждому из нас облагородить свои нравы, побороть вредные привычки и лишиться тяжкого груза собственных грехов, - говорит муфтий Татарстана Камиль Самигуллин . - Близкие нам люди, родственники, друзья, наши соседи и знакомые нуждаются в добром слове, помощи и сострадании. Пусть этот месяц станет временем для сплочения сердец, сделает нас великодушными и отзывчивыми».

На протяжении священного месяца Рамадан мусульмане не должны ссориться и спорить, испытывать негативные эмоции, а должны совершать богоугодные дела, давать милостыню, помогать нуждающимся и, конечно, больше внимания уделять молитве. Время молитвы для Татарстана смотрите здесь.

Просите Всевышнего облегчить вам пост. Фото: www.russianlook.com Пост обязателен для всех мусульман старше 12 лет за исключением тех, кто не может соблюдать его по уважительным причинам - болезнь, беременность, глубокая старость. Ислам допускает соблюдение поста только, если это не наносит вреда здоровью человека. В Коране указано, что больные, старики, путники, беременные и все те, для кого пост в тягость, могут отложить его до более благоприятного времени. Например, путник - до возвращения домой, больной - до выздоровления, беременная или кормящая мать - до окончания периода кормления ребёнка грудью.

Если же мусульманин по каким-то причинам держал уразу не полностью, он обязан возместить пропущенные дни после окончания Рамадана. За каждый день поста, пропущенный по состоянию здоровья, можно заплатить фидию - 200 руб. Размер фитр-садаки (милостыни разговения) в этом году для татарстанцев установлен в 100 или 500 рублей - сколько заплатить, верующий выбирает сам.

Цель поста – с помощью воздержания от пищи начать борьбу с грехом, встать на путь духовного совершенствования, отказаться от дурных мыслей и . Нельзя придерживаться поста только потому, что это модно или полезно для здоровья: в одном случае это бесполезная и даже вредная трата времени, а в другом - пост превращается в обычную диету, хотя на самом деле он не сводится только к набору определенных ограничений в еде. Многие священники говорят, что во время поста лучше воздержаться от негативных мыслей, но есть мясо, чем наоборот.

Если отказ от привычной пищи вызывает агрессию и злость, то нет никакого смысла придерживаться поста.

Впервые постящиеся люди, те, у кого нет привычки ограничивать себя в еде, люди со слабым здоровьем и другими ограничениями могут придерживаться поста, исходя из своих возможностей. Священники благословляют , кормящих , больных людей на послабление в соблюдении поста. Ведь резкий отказ от привычной еды может привести к проблемам со здоровьем и обострению некоторых заболеваний.

Поститься по строгим церковным правилам запрещено больным желудочно-кишечными заболеваниями, детям и подросткам до 14 лет.

Правила поста

Великий пост состоит из так называемой четыредесятницы, поста длительностью в 40 дней, и Страстной седмицы. В это время нельзя есть молочные и мясные продукты, яйца, рыбу и любые блюда, содержащие эти продукты, хотя в некоторые дни делаются небольшие исключения. Например, на Благовещение или Вербное воскресенье готовят рыбу, а накануне Вербного можно есть икру. Есть, наоборот, более суровые дни – так, в понедельник первой недели поста или в пятницу во время Страстной седмицы верующие ничего не едят.

Во время поста разрешено есть орехи, мед, варенья, овощи и фрукты, а также соевые продукты, которые отлично заменяют мясо и молочное. Желательно включать в меню бобовые, которые восполняют нехватку животного белка.

Очень важно во время поста следить за калорийностью рациона, она должна остаться на том же уровне, что и до ограничений. Пост – это не диета, питаться нужно разнообразно и сытно. Не забывайте пить свежевыжатые соки, зеленый чай, минеральную воду. Соленья во время поста разрешены, но не стоит ими увлекаться. Очень важно правильно выходить из поста в пасхальную неделю – не объедаться, вводить продукты в рацион постепенно, соблюдать умеренность.

Великий Пост дарит возможность радостных изменений, обновления и возрождения для светлой жизни с чистым, ликующим сердцем. Успех трансформации зависит от правильного настроя. НАС-ТРОИЦА: это Ум, Душа и Тело

Великий Пост дарит возможность радостных изменений, обновления и возрождения для светлой жизни с чистым, ликующим сердцем. Успех трансформации зависит от правильного настроя. НАС-ТРОИЦА: это Ум, Душа и Тело. Каждый день Великого Поста мы направляем свои силы и время на то, чтобы содержать тело в в чистоте, изучать природу своего ума и раскрыть свое духовное сердце!

При отсутствии опыта и знаний Великий Пост может показаться чрезмерно строгими. Здесь собран личный опыт, как держать ВЕЛИКОЙ ПОСТ для ДУШИ, УМА и ТЕЛА: поддержка, советы, рецепты постных блюд на каждый день, упражнения и очистительные практики для тела, мудрые книги и настройки и многое другое!

Что можно есть в Пост? Где взять рецепты постных блюд и постное меню на каждый день? Что нельзя есть в Пост? Каким должно быть питание в Великий Пост? Когда можно есть рыбу в Пост? Что можно пить в Пост? Что такое строгий Пост?

Постные продукты

Питание во время Поста определяется гастрономическими и смысловыми аспектами

Каким должно быть питание в Пост, указаны в Типиконе (Церковном Уставе), основная цель ограничений - воздержание плоти, освобождение от зависимостей, в том числе в питании.

Смысловой аспект проявляется в добровольном ограничении в еде, привычных удовольствиях, проявлении аскетизма, то есть определенном жертвовании. Если мы жертвуем чем-то ради достижения своей цели и получения опыта, то начинаем ценить приобретенное во много раз больше, нежели мы получили бы это даром.

Один телесный Пост не может быть достаточным для совершенствования, если он не будет соединен с Постом духовным. Смысл Поста - искоренение пагубных проявлений души и укоренение добра и любви. Поэтому не стоит доводить себя до изнеможения, соблюдая Пост исключительно формально, по внешним правилам. В конечном итоги, все ваши старания будут тщетны, если они не будут направлены на достижение главного смысла Великого Поста, или превратят Пост в очередную диету. Многие вопросы о Великом посте быди рассмотрены в статье Великий Пост в вопросах и ответах.

Каждому человек должен научиться определять свою меру дозволенности и ограничения во время Поста, учитывать образ жизни, социальное положение и ответственность перед близкими, но в первую очередь - перед самим собой. Одни смогут соблюдать Пост в полной строгости, для других подобные ограничения могут вызвать весьма негативные последствия для здоровья и обострение заболеваний. Существенные послабления в Великий Пост для больных, поскольку считается, что болезнь уже своеобразный пост и испытание. Однако, при некоторых заболеваниях временное или полное воздержание от употребления некоторых продуктов наоборот может принести пользу. Будьте сознательны и спросите мнение вашего лечащего врача!

Существуют также послабления в Великий Пост для беременных, военнослужащих, для тех, что занимается тяжелым физическим или интеллектуальным трудом (например, работает в напряженном ритме или учится). Особый Пост для детей и подростков до 14 лет. Раньше школьникам разрешали соблюдать только первую неделю поста и последнюю. Деток во время Поста можно ограничить в конфетах и выпечке, при этом Пост для них должен носить больше игровой характер. А вот воздержание от молочного и рыбы для растущего организма явно не полезно.

Для определения собственной меры и строгости Поста существуют Подготовительные недели, предшествующие Посту, которые позволяют размеренно войти в режим ограничений, начиная поститься 2 дня в неделю - среду и пятницу, постепенно вводя гастрономические запреты и приближая нас к пониманию, как правильно поститься именно для нас. Это время для того, чтобы определиться с объемом необходимой пищи для поддержания работоспособности организма в нормальном режиме.

Какие степени ограничений существуют в Великий Пост?

Существует пять степеней строгости Поста (смотрите также Календарь Великого Поста):

1. Особо строгий пост: полное воздержание от пищи (например, в Чистый понедельник в первую неделю Великого Поста, в Великую пятницу на Страстной неделе).

2. Сухоядение: холодная пища без масла, вода, черный хлеб, фрукты, овощи, компоты, салаты из сырых овощей, квашеной капусты и соленых огурцов, которые заправляются не маслом, а различными салатными заправками на уксусной основе либо лимонным соком. Можно также добавлять орехи и изюм. Фруктовые салаты можно заправить медом. Отлично подойдут различные смузи без добавления молока или с соевым молоком. Любая не приготовленная пища. Так, например, подойдут вымоченные в воде крупы, не сваренные. (по пн, ср, пт).

3. Горячая пища без масла: вареные или тушеные овощи, супы, каши на воде (по вт и чт).

4. Горячая пища с растительным маслом и виноградным вином: салаты из овощей, супы, вторые блюда (сб и вс).

5. Разрешается рыба. Когда в Пост можно есть рыбу: Благовещение 7 апреля, Лазарева суббота 12 апреля, Вербное воскресение 13 апреля.

Самый строгий Пост в первые дни, с понедельника по среду, и в последнюю Страстную неделю - Великую пятницу и Великую субботу предписывается полное воздержание от пищи. На Страстной неделе разрешается употреблять в пищу сырые или полусырые овощи без масла и практически без соли.

Что можно есть в Пост?

Что нельзя есть в Пост: нельзя употреблять в пишу так называемые «скоромные» продукты (древнерус. скором – «жир, масло»): мясные продукты, рыба, яйца, молочные продукты (сливочное масло, сыр, творог, сметана, молоко…). Кратко – это продукты животного происхождения. Также воздерживаются от любого фаст-фуда, конфет, белого хлеба, майонеза, выпечки. Не рекомендуется употреблять алкоголь и острые специи, т.к. их употребление в излишних количествах на фоне скудного постного питания может вызвать весьма нежелательные явления и обострение заболеваний ЖКТ.

Что можно есть в Пост: можно есть хлеб грубого помола, фрукты, овощи, сухофрукты, квашеную капусту, соленые и маринованные овощи, грибы, орехи, каши на воде, кисели, чай, компоты из сухофруктов, квасы, морсы, смузи.

В Великий пост особенно важно употребление первых и вторых блюд в горячем виде, в те дни, когда они разрешены. Даже из самых простых продуктов можно приготовить вкусные постные блюда - следите на нашим разделом Постные рецепты на каждый день и подписывайтесь, чтобы получать рецепты, обновления и новости в Великий Пост.

Таким образом, разрешенные постные продукты можно разделить на:

    Домашние заготовки: соления и квашения, маринованные овощи и ягоды, соки и варенья, смузи

    Замороженные и свежие овощи, фрукты и грибы.

    Все виды бобовых.

    Сухофрукты, орехи, семечки и многочисленные блюда из них, например, витаминые конфеты.

    Зерновые.

    Зелень и пряности во всех видах: они способны разнообразить любые блюда.

    Соевые продукты: майонез, йогурт, молоко, творог и сыр. Другие виды растительных продуктов:миндальное молоко или кокосовое молоко.

    Хлеб грубого помола и хлебобулочные изделия, не содержащие сдобы. К нему относится лаваш, простые лепешки, хлеб из ростков пшеницы и др.

Примечание:

1. Некоторые маргарины содержат молоко. Такие маргарины не постные.

2. Хлеб иногда содержит «vegetable shortening», это смягчитель или разрыхлитель, который готовят из растений. Такой хлеб постный.

3. Просто «shortening» может быть «animal shortening», то есть приготовленный из жира животных. Такой хлеб не постный.

4. Специи разрешаются, однако использовать их лучше умеренно.

Когда можно есть в Великий Пост?

Есть можно один раз в день, в обед или ужин; но по субботам и воскресеньям - два раза, в обед и вечером.

Примечание: Количество еды можно определить самостоятельно исходя из индивидуальных потребностей организма.

Стоит заметить, что правила Поста, рекомендованные Церковым уставом, относятся к монашескому образу жизни, а для светских людей есть существенные послабления в Великий Пост. Вместе с тем, предлагаемый порядок питания с точки зрения секретов правильного здорового питания кажется весьма эффективным.

  1. Воздержание от пищи до обеда или даже ужина позволяет организму эффективнее освободиться от токсинов, не нагружая его новыми порциями.
  2. Пост - это имеет много общего с питанием по чувству голода, а не по времени или социальным установкам (например, навязанным обеденным перерывом на работе итд). Достаточно проголодавшись мы способны выбирать именно те продукты, в которых наш организм нуждается именно сейчас.
  3. прием пищи 1 раз в день провоцирует максимальную активизацию метаболизма. При таком режиме пища лучше усваивается и мы получаем из нее максимальное количество полезных веществ.

Всегда нужно помнить, что превыше подвига в соблюдении Поста - ваша разумность. Тот образ жизни, который люди вели сто, двести или даже 1000 лет назад, отличен от того, как мы живем сейчас. Раньше жизнь была проще в интеллектуальном, но сложнее в физическом плане. Сейчас же социум, жизнь в городах и информационная перенасыщенность осложняют процесс невовлечения в ежедневную суету и круговорот, и в итоге мы устаем, перегружаемся, чувствуем упадок сил и необходимость в их восполнении через пищу. Естественно, образ жизни накладывает корректировки на классические правила питания в Пост.

Что можно пить в пост?

Во время Великого Поста в определенные дни разрешает пить немного вина или добавлять его при приготовлении пищи. Но речь, конечно де идет не об излишествах, а о разнообразии рациона питания, поскольку виноградное вино содержит антиоксиданты и вещества, препятствующие развитию гриппа, как утверждают ученые. В напитках, как и в еде, нужно соблюдать меру. В Уставе говорится о 2 емкостях вина (бокалах). Некоторым же стоит отказаться от алкоголя полностью.

Поскольку Пост призван освободить нас от привязанностей, в том числе и в пище, то некоторым стоит ограничить или отказаться от употребления чая и кофе. Во первых, эти напитки будоражат нервную систему, что может сказаться на психике и эмоциональном состоянии.

Если вы замечаете за собой зависимость от этих напитков, и пьете их каждый день, попробуйте заменить их, например, цикорием. Или откажитесь от них полностью хотя бы на несколько дней. Если вам будет очень тяжело, значит вы не просто «любитель кофе», а зависимы от него. А от любой зависимости нужно избавляться.

Где лучше питаться в Великий Пост?

Несомненно, питаться лучше дома и готовить самим. Это позволит быть уверенным в качестве блюда и составе ингредиентов. Кроме того, при приготовлении можно заряжать пищу своей энергией, приговаривая молитвы или определенные настройки, чтобы еда принесла вам здоровье, силы и радость. Вспомните бабушкины гостинцы - они всегда приготовлены с любовью и наилучшими пожеланиями добра! Постные блюда, приготовленные с любовью и правильным настроем, под хорошую музыку принесут намного больше пользы и удовольствия, чем магазинная или ресторанная еда.

Многие люди в современном ритме жизни и в условиях большого города не имеют другой возможности питания, кроме как в кафе или в ресторане, и в этом нет ничего предосудительного, поскольку многие заведения предлагают постное меню. Другое дело - это гастрономические извращения и излишества. К примеру, многие кафе конкурируют друг с другом в изысканности и сложности предлагаемых ими постных блюд, иногда еще более причудливых, чем непостная еда, тем самым создавая из еды культ, что прямо противоречит основной цели поста.

Календарь Великого Поста 2015

Каждая неделя Великого Поста имеет свой смысл и духовную направленность.

Великому Посту предшествуют 4 подготовительные недели (3 седмицы), постепенно подводящие к строгому ритму жизни. Именно они позволяют определить потребности организма в количестве пищи и воды, понемногу и осознанно вводя ограничения, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, неспособности к ежедневным делам.

Реклама

Священный девятый месяц мусульманского календаря называется Рамадан. В 2018 году он начинается вечером 15 мая. Это девятый месяц лунного исламского календаря. Слово "рамадан" в переводе с арабского означает "знойный", "жаркий". Это связано с тем, что, как правило, Рамадан наступает в жаркое время года. Для мусульман это священный месяц обязательного поста и ежедневных молитв.

Поскольку календарь мусульман зависит от циклов луны, то каждый год священный месяц выпадает на разные даты. В 2018 году он пройдет с 17 мая и до 16 июня. Стоит отметить, что по мусульманскому календарю новый день начинается не с полночи, а тогда, когда солнце спрячется за горизонт. На сегодняшний день мусульмане живут в самых разных уголках земного шара, поэтому наступление Рамадана может немного смещаться во времени. Вместе с тем, само слово «рамадан» переводят с арабского языка как «палящий зной» и это действительно так - месяц выпадает на жаркое время года.

Во сколько можно есть в Рамадан 2018: Священный пост Рамадан начинается с рассветом и заканчивается с заходом солнца

В Исламе во время поста предусмотрены два ночных приема пищи: сухур - предрассветный и ифтар - вечерний. Завершить предрассветную трапезу желательно хотя бы за полчаса до рассвета, а ифтар нужно начать сразу после вечерней молитвы.

Соблюдение этих двух приемов пищи поощряется дополнительной наградой, хотя пропуск – не является нарушением поста. Согласно Корану, лучшая пища для ночной трапезы – вода и финики.

Предрассветная трапеза

Еще пророк Мухаммад говорил о важности предрассветного приема пищи. Он говорил: "Принимайте пищу перед рассветом в дни поста! Воистину, в сухуре - Божья благодать (баракят)!"

Мусульмане в течение всего Рамадана проводят утренний прием пищи еще до рассвета. Они верят, что за такое действие Аллах очень сильно вознаградит. Переедать во время сухура не стоит, но съесть следует достаточное количество еды – он придает сил на целый день.

Вечерняя трапеза

К вечернему приему пищи нужно приступить сразу же после захода солнца, то есть после четвертой, предпоследней молитвы в эти сутки.

Иша - ночная молитва - последняя из пяти обязательных ежедневных молитв, следует после ифтар. Медики ифтар пропускать не рекомендуют, это может плохо отразится на организме.

Во сколько можно есть в Рамадан 2018: символ духовной чистоты, возможность избавиться от греховных помыслов и свершения добрых дел

В это время верующие мусульмане держат пост. Это очень важно! Во время поста происходит не сколько физическое очищение, сколько и духовное, каждый мусульманин становится ближе к Аллаху. Этот месяц является самым главным для мусульманского мира и почитаемым. В это время мусульмане переосмысливают свою жизнь, свои поступки, не отвлекаются на развлечения и физические удовлетворения, у них есть время подумать о будущем, о прочности своей веры, задуматься над плохими чертами своего характера, попытаться найти способы изменить себя в лучшую сторону. Именно поэтому во время поста верующий мусульманин соблюдает следующие вещи:

  • нельзя употреблять пищу и воду, а также другую жидкость до наступления темноты. Запрещено жевать жвачку и вызывать обилие слюны. Утром же пищу можно принимать до того момента, пока солнце не стало выходить из-за линии горизонта. Многие заведения общественного питания в мусульманских странах открываются поздно вечером и не работают в дневные часы в Рамадан;
  • в Рамадан запрещено курить сигареты, кальян;
  • также запрещена половая близость;
  • запрещено в это время злословить, ругаться, допускать дурные мысли, желать кому-то зла;
  • в Рамадан запрещены всяческие развлечения;
  • во многих мусульманских странах запрещено слушать громко музыку в общественных местах;
  • нельзя играть в какие-либо игры, особенно азартные, посещать питейные заведения;
  • запрещено употребление лекарств;
  • необходимо также воздержаться от сплетен, лжи, споров. Ведь это время только для благих намерений и действий.

Вместе с тем, в дневное время верующим мусульманам разрешается чистить зубы, но так, чтобы вода не попадала в ротовую полость, можно целовать близких людей, можно купаться, сдавать кровь или делать инъекции, если это крайне необходимо.

В монастырях относительно поста вопросов не возникает, но люди, живущие в миру, часто пребывают в недоумении: как поститься, когда коллеги или домашние не постятся, когда нужно работать полный рабочий день и немало времени добираться до работы, когда одолевают болезни и немощи, усталость и стрессы?

Оптинские старцы пост считали весьма важным и давали множество наставлений о посте и воздержании.

Почему мы постимся

Преподобный Амвросий писал о необходимости соблюдения постов:

«О необходимости соблюдения постов мы можем видеть и в Евангелии и, во-первых, из примера Самого Господа, постившегося 40 дней в пустыне, хотя Он был Бог и не имел нужды в этом. Во-вторых, на вопрос учеников Своих, почему не могли изгнать беса из человека, Господь отвечал: “По неверию вашему”, – а потом прибавил: – “Сей род не может выйти иначе, как только от молитвы и поста” (Мк. 9: 29).

Кроме того, есть в Евангелии указание и на то, что мы должны соблюдать пост в среду и пятницу. В среду Господь предан был на распятие, а в пятницу был распят».

Старец объяснял, почему мы воздерживаемся в пост от скоромной пищи:

«Пища же скоромная не есть скверна. Она не оскверняет, а утучняет тело человека. А святой апостол Павел говорит: “Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний обновляется со дня на день” (2 Кор. 4: 16). Внешним человеком он назвал тело, а внутренним душу».

Преподобный Варсонофий напоминал, что если мы угождаем плоти, то потребности ее растут неимоверно быстро и подавляют всякое духовное движение души:

«Справедлива пословица: “Чем больше ешь, тем больше хочется”. Если мы только утолим голод и жажду и займемся делом или станем молиться, нас еда не будет отрывать от нашего занятия. Это я сам на себе испытал.

Если же мы угождаем плоти, то ее потребности растут неимоверно быстро, так что подавляют всякое духовное движение души».

Не вредит ли пост здоровью?

Старец Амвросий наставлял:

«Разумеется, иное дело, если кто нарушает пост по болезни и немощи телесной. А здоровые от поста бывают здоровее и добрее и сверх того долговечнее бывают, хотя на вид и тощими кажутся. При посте и воздержании и плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются».

Преподобный Варсонофий также объяснял своим чадам, что пост не только не вредит здоровью, но, напротив, сохраняет его:

«А заповеди Господни не тяжки. Церковь Православная нам не мачеха, а мамашенька добрая, любвеобильная. Она предписывает нам, например, соблюдать умеренный пост, и он нисколько не вредит здоровью, а, напротив, сохраняет его.

И хорошие врачи, даже неверующие, теперь утверждают, что постоянно питаться мясом вредно: необходима по временам растительная пища – то есть, другими словами, прописывают пост. Теперь в Москве и других больших городах заводятся вегетарианские столовые, чтобы желудок отдохнул от мяса. Напротив, из-за постоянного употребления мясной пищи случаются всякие болезни».

Нужно ли поститься больным?

Бывают случаи таких телесных немощей, когда пост не вреден, а, наоборот, полезен. Старец Варсонофий приводил пример из своей пастырской практики, когда больная не соблюдала постов, боясь ухудшения здоровья и даже смерти. Но когда начала поститься по совету старца, не только не умерла, а полностью поправилась:

«Приезжали ко мне двое супругов из купеческой семьи, ведущие благочестивую жизнь. Он здоровый человек, но жена постоянно хворала и никогда не соблюдала посты. Я говорю ей:

– Начните поститься, и все пройдет.

Она отвечает:

– А что если я умру от поста? Такой опыт сделать страшно.

– Не умрете, – отвечаю, – а поправитесь.

И действительно, Господь помог ей. Начала она соблюдать установленные Церковью посты и теперь совершенно здорова, как говорится – “кровь с молоком”».

Больному чаду, не желающему нарушать пост, старец Амвросий отвечал:

«Письмо ваше получил. Ежели совесть ваша не соглашается, чтобы употреблять вам в пост скоромное, хотя по болезни, то не должно презирать или насиловать совесть свою. Скоромная пища не может исцелить вас от болезни, и потому после вы будете смущаться, что поступили вопреки благим внушениям совести вашей. Лучше из постной пищи выбирайте для себя питательную и удобоваримую вашим желудком.

Бывает, что некоторые больные употребляют в пост скоромную пищу как лекарство и после приносят в этом покаяние, что по болезни нарушили правила святой Церкви о посте. Но всякому нужно смотреть и действовать по своей совести и сознанию и сообразно с настроением своего духа, чтобы смущением и двоедушием себя еще больше не расстроить».

Однако болезни и немощи у разных людей разные, и при одних можно ограничивать себя, а при других лучше не нарушать предписания врачей. Невкушение той или иной пищи не должно быть самоцелью. Пост предназначен для людей здоровых, для больных же постом является сама болезнь. От поста обычно освобождаются беременные женщины, больные люди, маленькие дети.

Так, в связи с наступающим постом старец Амвросий давал наставления хозяйке дома, обремененной многочисленными хлопотами с детьми и не имеющей крепкого здоровья:

«Наступающий пост старайтесь проводить рассудительно, соображаясь с телесными силами. Вам должно помнить, что вы хозяйка дома, окруженная детьми; к тому же и нездоровье привязывается к вам.

Все это показывает, что вам нужно более заботиться о душевных добродетелях; касательно же употребления пищи и других телесных подвигов, у вас должно стоять впереди всего благое рассуждение со смирением

Святой Лествичник приводит слова: “Не постихся, ни бдех, ни на земли возлегах; но смирихся, и спасе мя Господь”. Представьте со смирением немощь вашу Господу, и силен Он устроить все во благое».

Преподобный предостерегал:

«Немощь и болезненность телесная мудрена, и мудрено с ней справляться. Не без причины святой Исаак Сирин, первый из великих постников, написал: “Если понудим немощное тело паче силы его, то приходит смущение на смущение”.

Поэтому, чтобы бесполезно не смущаться, лучше снисходить немощи телесной, сколько потребно будет».

Старец Анатолий (Зерцалов) писал:

«Рыбку кушать, по немощи, можно. Только, пожалуйста, не злись да помыслов долго не держи».

Как быть, если постной пищей не наедаешься?

Некоторые люди жалуются, что не наедаются постной пищей. Но на самом деле это не так. Пресыщенное чрево требует все больше пищи, но она не идет на пользу. Преподобный Иосиф советовал:

«Пишете, что страшновато остаться без молока. Но силен Господь силу немощному естеству подать. Хорошо бы питаться окунями и ершами…»

Сам старец пищи употреблял очень мало. Удивляясь этому, однажды спросили у него, трудно ли ему было достигнуть такого воздержания или это уже от природы ему дано? Он отвечал такими словами:

«Если человек не будет понуждаться, то хотя бы он все снеди Египта поел и всю воду Нила выпил, его чрево все будет говорит: алчу!»

Преподобный Амвросий говаривал как всегда кратко, но метко:

«Объястливые уста – свиное корыто».

Как совместить пост и социальную жизнь (когда приглашают на юбилеи, банкеты и тому подобное)?

Здесь также потребно рассуждение. Бывают такие банкеты и праздники, где наше присутствие совершенно необязательно, и можно спокойно отказаться от этого празднества, не нарушая пост. Бывают застолья, где можно незаметно для окружающих поесть чего-нибудь постного, не превозносясь своим постом над другими.

В случаях нарушения поста «ради гостей» преподобный Иосиф учил:

«Если когда ради гостей нарушишь воздержание, то смущаться не надо, а укоряй себя за это и приноси покаяние».

Наставлял:

«Пост бывает двоякий: внешний и внутренний. Первый есть воздержание от скоромной пищи, второй – воздержание всех наших чувств, особенно зрения, от всего нечистого и скверного. Тот и другой пост неразрывно связан друг с другом. Некоторые люди все внимание обращают только на внешний пост, совсем не понимая внутреннего.

Например, приходит такой человек куда-нибудь в общество, начинаются разговоры, в которых сплошь и рядом – осуждение ближних. Он принимает в них деятельное участие и много похищает от чести ближнего. Но вот наступает время ужина. Гостю предлагают скоромную пищу: котлетку, кусочек поросеночка и т.д. Он решительно отказывается.

– Ну покушайте, – уговаривают хозяева, – ведь не то, что входит в уста, оскверняет человека, а то, что из уст!

– Нет, я насчет этого строг, – заявляет он, совершенно не сознавая, что, осуждая ближнего, он уже нарушил и даже совсем уничтожил пост».

Пост в дороге

Существуют и другие ситуации, когда мы не можем в полной мере соблюдать пост, например во время путешествий. Когда мы путешествуем, мы живем в особых, не зависящих от нас условиях.

Хотя если путешествие недолгое и есть возможность покушать постной пищи, то следует воздержаться от скоромной.

Можно по этому поводу вспомнить наставления старца Варсонофия:

«Молодая девица, Софья Константиновна, приехавшая гостить к Нилусам в Оптину Пустынь, на исповеди пожаловалась старцу, что, живя в чужом доме, она лишена возможности соблюдать посты. “Ну а зачем же вы теперь в пути в постный день соблазнились колбасой?” – спросил ее старец. С.К. ужаснулась: как мог это узнать старец?»

Если пост кажется ненужным, излишним

Иногда люди отрицают значение поста, заявляют, что согласны со всеми заповедями, но вот соблюдать пост не хотят, не могут, считают ненужным, излишним. Старец Варсонофий по этому поводу говорил, что это вражьи помыслы: враг так настраивает, потому что ему ненавистен пост:

«Мы познаём силу поста и его значение хотя бы из того, что он как-то особенно ненавистен врагу. Приходят ко мне на совет и на исповедь – советую соблюдать святые посты. Со всем соглашаются, а как дело коснется поста – не хочу, не могу и прочее. Враг так возбуждает: не хочется ему, чтобы соблюдались святые посты…»

О воздержании и трех степенях сытости

Также нужно помнить, что и постной пищей можно пресыщаться до такой степени, что это будет чревоугодием. Для людей разного телосложения и имеющих различную физическую нагрузку количество еды тоже будет разным. Преподобный Никон напоминал:

«Для тела одного человека достаточно одного фунта хлеба, для тела другого человека надо четыре фунта хлеба: меньшим количеством хлеба он не насытится. Поэтому святой Иоанн Златоуст говорит, что постник не тот, кто потребляет малое количество пищи, а тот, кто употребляет пищи меньше того, что требуется для его организма. В этом-то и заключается воздержание».

О воздержании и трех степенях сытости преподобный Амвросий писал так:

«Пишешь о пище, что трудно тебе привыкать к тому, чтобы понемногу есть, так, чтобы после обеда еще быть голодной. Святые отцы установили касательно пищи три степени: воздержание – чтобы после принятия пищи быть несколько голодным, довольство – чтобы не быть ни сытым, ни голодным, и сытость – чтобы есть досыта, не без некоторого отягощения.

Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и по своему устроению, – здоровый и больной».

Если нарушил пост по невнимательности

Случается, что человек съедает скоромную пищу в постный день по невнимательности, рассеянности, забывчивости. Как относиться к такой оплошности?

Преподобный Иосиф приводит пример человека, который съел в постный день скоромный пирожок, причем сначала ел, забыв о постном дне, а потом уже вспомнив, все равно доел, рассуждая, что и так согрешил:

«Во втором письме описали вы случай, бывший с вами в Петербурге: одну половину скоромного пирожка в среду скушали вы по забвению, а другую половину скушали, уже опомнившись. Первый грех извинителен, а другой не извинителен. Это похоже на то, как если бы кто по забвению бежал к пропасти, но среди дороги опомнился бы и все-таки продолжал бы бежать, презирая угрожающую ему опасность».

Если нарушил пост по недостатку силы воли

Иногда человек старается держать пост, но не выдерживает, по недостатку силы воли нарушает и впадает от этого в уныние. Таким преподобный Иосиф советовал:

«Когда не можешь воздерживаться, то хоть смиряться и укорять себя будем и не осуждать других».

Также старец Иосиф на сокрушения чада, что не смог поститься как следует, отвечал:

«Пишете, что плохо постились – ну, благодарите Господа и за то, как Он помог повоздержаться, да помните слово преподобного Иоанна Лествичника: “Не постихся, но смирихся, и спасе мя Господь!”»

О неумеренном, неблагоразумном посте

Преподобный Амвросий предостерегал от неблагоразумного поста, когда человек, никогда ранее не постившийся, возлагает на себя неумеренный пост, возможно и подстрекаемый бесом тщеславия:

«А то у нас тут был один пример неблагоразумного поста. Один помещик, проводивший жизнь в неге, захотел вдруг соблюсти суровый пост: велел себе во весь Великий пост толочь конопляное семя и ел его с квасом, и от такого крутого перехода от неги к посту так испортил свой желудок, что доктора в продолжении целого года не могли поправить его.

Впрочем, есть и святоотеческое слово, что мы должны быть не убийцами тела, а убийцами страстей».

Пост не цель, а средство


Отказ от скоромной пищи – внешняя сторона дела. И мы должны помнить, что соблюдаем посты не ради воздержания от пищи, а для того чтобы достичь высот на нашем духовном пути.

Преподобный Лев не одобрял тех, кто, оставив благоразумную умеренность, вдавался в чрезмерные телесные подвиги, надеясь спастись как будто ими одними:

«Не опровергаю воздержание, оно всегда имеет свои силы, но не в том его сущность и сила, чтобы пищи не кушать, но да изженет от сердца всякое памятозлобие и сему подобное. Вот истинный пост, какового от нас паче всего требует Господь».

Старец Варсонофий также напоминал:

«Конечно, пост, если не сопровождается молитвой и духовной работой, не имеет почти никакой цены. Пост не есть цель, а средство, пособие, облегчающее нам молитву и духовное совершенствование».

Преподобный Анатолий (Зерцалов) писал:

«Не есть хлеба и не пить воды или чего иного – не есть еще пост. Ибо и бесы не едят и не пьют совершенно ничего, а все-таки злы…»

А старец Никон метко и коротко замечал:

«“Истинный пост есть злых дел отчуждение” (так сказано в одной стихире великопостной)».

Искушения поста

Во время поста в нас часто просыпается раздражительность, гневливость. Пост же должен высвобождать наши духовные силы для добрых дел.

Преподобный Амвросий учил:

«Воздержание нужно иметь не только от различных снедей и пития, но от страстей вообще: от гнева и раздражительности, от зазрения и осуждения, от тайного и явного возношения, от упрямства и неуместной настойчивости на своем и подобного».