Двигатель 14 16 клапанный калина. Достоинства Лады Калины

Характеристики двигателя 11194 - 1.4 16V

Марка двигателя 11194 1,4 л
Годы выпуска 2004-н.в.
Материал блока цилиндров чугун
Система питания инжектор
Тип рядный
Количество цилиндров 4
Клапанов на цилиндр 4
Ход поршня, мм 75.6
Диаметр цилиндра, мм 76.5
Степень сжатия 10.8
Объем двигателя, куб.см 1390
Мощность двигателя, л.с./об.мин 89/5250
Крутящий момент, Нм/об.мин 127/4200
Топливо 95
Расход топлива, л/100 км
- город
- трасса
- смешан.
-
-
7
Расход масла, гр./1000 км 100г на 1000
Масло в двигатель 5W-30
5W-40
10W-40
15W40
Сколько масла в двигателе 3.5
Замена масла проводится, км 10000
Ресурс двигателя, тыс. км
- по данным завода
- на практике
200
200
Двигатель устанавливался

Неисправности и ремонт двигателя 11194
Лада калина двигатель 1.4 16 клапанов 11194 это упрощенная версия приора мотора и эволюция всем известного доработанного, переработанного мотора 21083. Отличается от приоро мотора объемом, мощностными показателями и крутящим моментом в худшую сторону. Сам движок ижекторный рядный 4 цилиндровый с верхним расположением распределительных валов, ГРМ имеет ременный привод. Ресурс мотора 11194, по данным завода изготовителя увеличилась, относительно предыдущих разработок Автоваза, на 50 тыс и составляет теперь 200 тыс. км, на практике около того и есть.
По технической части двигатель 194 от 126 (Приора) отличается поршнями меньшего диаметра (было 82 мм стало 76,5 мм), за счет этого уменьшился объем с 1,6 л. до 1,4 л. и чуть меньшей камерой сгорания, в связи с этими преобразованиями момент на низах пропал, мотор едет только с 2000 об/мин и для нормального передвижения его нужно постоянно крутить, соответственно задуманная идея экономичного мотора не сработала. Кроме того, двигатель ВАЗ 11194 гнет клапана, ролики разваливаются, помпу клинит ремень ГРМ слетает, получаем дорогостоящий ремонт. Дабы избежать проблем, через каждые 60 тыс. км надо менять ремень ГРМ с роликом и помпу. Кроме того этот моторчик может стучать и издавать различные звуки, греться или не греться, обороты могут плавать, глохнуть и т.д. В чем причина и что делать в этих случаях смотрим ТУТ в разделе «Неисправности и ремонт». На данный момент двигатель 11194 снят с производства и выпускается только для вторички, на новых автомобилях его нет.

Тюнинг двигателя 11194 1,4 16V
Городской тюнинг калина мотора 1.4
11194 калина двигатель не самый удачный выбор для тюнинга, расточить 11194 до 79 мм или 82 мм чревато появлением раковин, а дорабатывать малообъемный мотор неэффективно. Ставить спортивные верховые распредвалы с ресивером значит просадить и так несуществующие низы. Рациональней всего будет начать тюнинг с замены блока на приоровский и строить по уже проверенным вариантам.
Но что делать если хочется немножко улучшить производительность без глобальных перемен… установим на нашу калину паук 4-2-1 выхлоп прямоточный на 51 трубе или паук 4-1 (замена катализатора), простенькие распредвалы Нуждин 8.7 (более широкий вал на вялом моторе ехать толком не будет), дроссельную заслонку 54 или 56 мм, ресивер и все это грамотно настраиваем, данный набор обеспечит нам до 110 л.с. на верхах, внизу мотор будет похуже стандартного, что в городе не очень удобно. Эту проблему решают подбором главной пары и выбором подходящего ряда КПП. Чтобы получить еще большую отдачу и заодно подтянуть низы, нужно растачивать каналы ГБЦ, ставить большие клапана и т.д., но такие процедуры лишняя трата времени на изначально неедущий мотор. В целом, несмотря на 16 клапанов, для тюнинга мотор 11194 непригоден.

Компрессор на Калину 1.4 16 клапанов
В отличие от остальных вазовских моторов, калиновский 194 двигатель имеет высокую степень сжатия и безболезненно установить на стандартный мотор питерский компрессор не получится. Нужно снизить степень сжатия путем установки тюнинговой поршневой, при таких вложениях отдача не оправдает ожидания.

Двигатель Калина турбо 1.4
По аналогии с компрессором, меняем поршневую на кованную со снижением СЖ до 9, валы Нуждин 8.7 или 8.85, ставим небольшую турбину вроде Garrett 17, турбо коллектор, насос вальбро на 450 литров/час, форсунки БОШ 431 с производительностью 360сс, переходим на ДАД с ДТВ, блоу офф, выхлоп на 51 трубе, интеркуллер и расходники. Примерно 150+ л.с. получим, но тоже самое на приора блоке даст больший прирост. Делать или нет решать вам.

С момента производства Лада Калина, автомобиль стал всенародно любимым и практически получил звание «народный». Что касается двигателей, которые устанавливались на эти транспортные средства, то не всё так просто, как кажется на первый взгляд. Рассмотрим движок, который устанавливался на версию хетчбэк и имел маркировку 11194.

Технические характеристики

Двигатель ВАЗ 11194 имеет достаточно простые технические характеристики и конструктивно, почти не отличается от своих собратьев. Главным различием является объём мотора, который составляет 1.4 литра, а также наличие 16 клапанов.

Чтобы иметь более детальное представление о силовом агрегате необходимо рассмотреть технические характеристики, которые имеет двигатель ВАЗ 11194.

Все двигатели Лада Калина 16 клапанная с объёмом 1.4 литра оснащались 5-ступенчатой механической КПП. 11194 двигатель оснащается жидкостной системой охлаждения.

При этом рабочая температура двигателя составляет от 83 до 103 градусов Цельсия. Четыре цилиндра и шестнадцать клапанов позволяют оптимально использовать заложенный ресурс ДВС ВАЗ. Поскольку, двигатель Лада Калина 1.4 изначально рассчитывался для установки на бюджетные версии автомобилей ВАЗ, то и стоимость обслуживания подразумевалась не высокая.

Так, для этого силового агрегата идеально подходят недорогие полусинтетические масла с маркировками 5W-30, 5W-40, 10w-30 и 10W-40, что позволяет значительно сэкономить на ТО.

С удорожанием бензина, многие автолюбители стали устанавливать на свой автомобиль - газобаллонное оборудование. На первых моделях мотора, после недлительного использования стало ясно, что двигатель не адаптирован под газ, так как прогорала быстро поршневая группа и клапана. Поэтому в дальнейшем, конструкторы завода изготовителя учли и исправили недочёт.

Обслуживание

Техническое обслуживание движка ВАЗ Калина 1.4 ничем не отличается от стандартных силовых агрегатов этого класса. Более того, можно сказать, что двигатель 1.4 16 V обслуживается так само, как и мотор 11183 1,6 8 V. Итак, рассмотрим подробную техническую карту обслуживания:

ТО-1: Замена масла, замена масляного фильтра. Проводиться после первых 1000-1500 км пробега. Этот этап ещё называют обкаточный, поскольку происходит притирка элементов мотора.

ТО-2: Второе техническое обслуживание проводиться спустя 10000 км пробега. Так, Снова меняются моторное масло и фильтр, а также воздушный фильтрующий элемент. На данном этапе также проводится замер давления на двигателе и регулировка клапанов.

ТО-3: На данном этапе, который выполняется спустя 20000 км, проводиться стандартная процедура замены масла, замена топливного фильтра, а также диагностика всех систем мотора.

ТО-4: Четвёртое техническое обслуживание, пожалуй, самое простое. Спустя 30000 км пробега меняется только масло и масляный фильтрующий элемент.

ТО-5: Пятое ТО для двигателя, как второе дыхание. На этот раз меняется много чего. Итак, рассмотрим, какие элементы полежат замене в пятом техническом обслуживании:

  • Замена масла.
  • Замена фильтра масляного.
  • Замена воздушного фильтра.
  • Замена топливного фильтрующего элемента.
  • Меняются ремень ГРМ и ролик.
  • При необходимости ремень генератора.
  • Водяной насос.
  • Прокладка клапанной крышки.
  • Другие элементы, которые необходимо заменить.

Последующее проведение технического обслуживания проводится согласно карты проведения 2-5 ТО по соответствующему пробегу.

Ремонт

Первым и основным вопросом, который задают автолюбители и владельцы мотора - гнёт ли клапана в ГБЦ? Конструктивных отличий от остальных силовых агрегатов, производимых АвтоВАЗом, нет, а поэтому, конечно загнёт клапаны, если порвётся ремень газораспределительного механизма. Поэтому заменять деталь необходимо вовремя, спустя 45-50 тыс. км пробега.

Ещё одной проблемой, которая встречается также часто, как и загнутые клапаны - рассыпающиеся ролики. Также, часто встречается клин помпы, в данном случае, погнуть клапана не составляет лишнего труда, а головка блока цилиндров может иметь дополнительные внутренние неисправности и наличие деформаций.

Вывод

На сегодняшний день, двигатель 11194 снят с производства, поскольку, как показала практика, он не оправдал положенных на него надежд. Планируемый сниженный расход топлива со временем становился таким, как и у моторов 1118, а система ГРМ не оправдалась. Конечно, можно доработать силовой агрегат, но эффективный потребует уменьшения ресурса.

Казалось бы, меньший мотор - скромный, бюджетный вариант. Но цены на «Калины» противоречат привычной для нас логике: машины с «маленькими» моторами стоят на 5671 рубль дороже.

Восьмиклапанный 1,6-литровый двигатель 21114 - по сути, преемник полуторалитрового «восемьдесят третьего» мотора, имеющего богатую биографию. Операцию, добавившую мотору 100 кубиков, затеяли ради автомобилей «десятого» семейства. «Калине» он перешел по наследству.

Кстати, 1600-кубовый мотор может иметь индекс 11183 или 21114, но разные индексы связаны только с тем, что делают их два цеха. Чтобы исключить путаницу с порядковыми номерами, которые присваивают при сборке, один цех маркирует двигатели «11183-…», другой - «21114-…».

Двигатель 1,6 благодаря умеренной степени сжатия допускает использование 92-го бензина (к слову, АВТОВАЗ официально в этом не признается) и минерального моторного масла. Конструктивно более совершенный 16-клапанный 1,4 со степенью сжатия 9,8 нормально работает только на 95-м бензине.

Отсюда первая оценка: за современность конструкции и меньшую трудоемкость обслуживания предпочтение следует отдать мотору 1,4.

А какова разница в поведении автомобилей? Чтобы ответить на этот вопрос, отправляемся на полигон и выполняем традиционный набор упражнений.

Для оценки динамичности замеряем время разгона машин до сотни. «Большой» мотор тратит на это 13,3 секунды, а «маленький» успевает за 12,5. Разница невелика, и без приборов ее вряд ли почувствуешь. Тем не менее плюсик зарабатывает версия 1,4. Только плюсик этот на любителя. Мотору 1,6 при старте достаточно держать 3000–3500 об/мин, а меньший для максимально быстрого разгона нужно крутить до 4000–4500. Не всем понравится такая суета ради мизерного выигрыша 0,8 секунды.

Следующий тест - на максимальную скорость. «Калина» с «большим» мотором на четвертой передаче развивает 160 км/ч, а на пятой - всего лишь 155,9. С «маленьким» же на четвертой - 166,3, на пятой - 168,3 км/ч. Здесь бесспорное преимущество на стороне «малыша».

Обратим внимание: 1,6 наиболее быстр на четвертой передаче, а 1,4 - на пятой, однако максимум на прямой и повышающей передачах практически одинаков. Вероятно, если взять несколько двигателей 1,4, то в силу разного сочетания допусков часть их окажутся более быстрыми на четвертой, другая - на пятой.

Тест на экономичность снова выигрывает малый мотор: у него расход топлива - 5,6 л/100 км при скорости 90 км/ч и 7,8 л/100 км при 120 км/ч против 6,4 и 8,6 соответственно у 1,6. Разница вполне ощутимая: 0,5–1 л. Современная конструкция благодаря меньшим механическим потерям и более высокой степени сжатия эффективнее расходует топливо.

Следующая проверка - на эластичность. Замеряем время разгона с 60 до 100 км/ч на четвертой передаче и с 80 до 120 на пятой. Как мы и предполагали, «большой» 8-клапанный мотор оказался более тяговитым на низах. Но насколько более? Внешние скоростные характеристики моторов АВТОВАЗ держит в строжайшем секрете! Только секрет этот легко выведать на любом (не обязательно заводском) испытательном стенде. Обе «Калины» поочередно встают на беговые барабаны, и уже через час у нас в руках свежие, не проходившие заводскую цензуру графики ВСХ. Внимательный читатель найдет в них немало интересного, что может повлиять на выбор двигателя. Беспристрастный стенд

показал, что мотор объемом 1,6 л по тяговым и мощностным характеристикам превосходит своего меньшего брата в самом востребованном диапазоне оборотов - вплоть до 4400 об/мин. Иным словами, если покупатель не планирует ездить по шоссе со скоростью, за которую лишают прав, или разгоняться от светофора в красной зоне тахометра, то двигатель 1,6 ему подойдет больше. В противном случае его выбор - «однорукий бандит» 1,4 (управлять машиной придется одной рукой, поскольку вторая будет постоянно занята переключением передач). Если, конечно, владелец желает насладиться восьмью лишними лошадиными силами. Заметим здесь, что для реализации этой мощности нужно обладать определенными навыками вождения и беспокойным характером.

Мы не стали заострять внимание на граммах, метрах и секундах разницы - она незначительна и в процентах особого впечатления не производит. К тому же не во всех номинациях ее можно посчитать. Куда важнее и интереснее особенности характеров двигателей.

Мотор 1,4 совершеннее технически, мощнее на высоких оборотах, экономичнее, дешевле в обслуживании и в эксплуатации. С ним у машины лучше динамика.

Его 1,6-литровый оппонент менее требователен к качеству топлива и моторного масла, более покладист в движении. Тяговитый, с ровным, «троллейбусным» разгоном, он не заставляет водителя лишний раз переключать передачи, с ним меньше чувствуются подъемы и встречный ветер да и держать высокие обороты нет нужды.

Какой все-таки лучше? Формально по совокупности статей наши предпочтения должны склониться в сторону меньшего по объему мотора, как более современного и экономичного, однако для кого-то достоинства большего могут оказаться куда важнее. Поэтому выбор, как водится, за вами, а мы лишь показали, на что нужно обратить внимание.

Мотор 1,4 проявляет свои лучшие качества при 4400 об/мин и выше. Тем, кто не любит раскручивать двигатель до звона, больше понравится «Калина 1,6».

Сразу скажу, что по моему глубокому убеждению Калина является лучшим автомобилем, выпускаемым АвтоВАЗом в первом десятилетии текущего века. До этого имел опыт эксплуатации ВАЗ 2101, 2103, 2106, 2107, 2109.

Автомобиль покупался с рук в 2012 году. Лада Калина 2009 года выпуска, в средней комплектации (АБС, кондиционер), кузов универсал, двигатель 1,4 литра, 16 клапанов. На момент покупки пробег составил почти 60 000 км. Отзыв будет касаться именно данной комплектации. На момент написания статьи (февраль 2014) автомобиль прошел 80 000 км.

Недостатки Лады Калины

Двигателя Калины объема 1,4 литра (89 л.с.) явно недостаточно. Слабый двигатель - главный недостаток Калины. Для езды вдвоем при минимуме багажа еще куда ни шло. Но все равно, на трассе, если нужно «кинуть» фуру и резко ускориться со скорости 90 км/ч, то включение четвертой или даже третьей передачи не особо «решает проблему». Если же стартовать с пятой, путем втапливания педали газа «в пол», то машина реагирует очень и очень вяло. Конечно же, положение еще больше усугубляется, если автомобиль загружен «под завязку» - в таком случае перед каждым обгоном приходится очень тщательно просчитывать дорожную ситуацию.

Включение кондиционера заметно нагружает двигатель - в момент включения появляется чувство, что Калина упирается во что-то невидимое, а в момент выключения, как будто кто-то дает ей пинка «под зад». Езда же со включенным кондиционером в городском цикле, когда в автомобиле сидят 5 человек превращается в настоящее испытание водительского мастерства. Чтобы стартовать со светофора при включенном кондиционере приходится изрядно пригазовывать. Конечно же, все это отражается на расходе топлива, причем не в лучшую сторону.

Отчасти проблема решается перпрошивкой «мозгов» Калины на современную тюнинговую версию. Субъективно автомобиль становится резвее, не так «болезненно» реагирует на включение кондиционера. При этом несколько возрастает расход топлива в городском цикле, но снижается при езде по трассе.

Второй аспект, который влияет на динамику - это качество заправляемого топлива . Многие будут смеяться, но я заправляюсь на WOG 95-м «Мустангом» по цене около 1,5 долларов за литр. Наверняка, некоторые автолюбители, прочитав эти строки, покрутят у виска пальцем, считая, что для такой машины «с головой» хватит и 92-го. Но я придерживаюсь другого мнения. Проверено не единожды во время дальних поездок по маршруту Луганск-Киев. При заправке дорогим качественным бензином я немного проигрываю в общем в цене, поскольку небольшая экономия не компенсирует в полной мере ценовую разницу. Зато я намного увереннее чувствую себя за рулем, поскольку у Калины возрастает динамика - машина еще меньше «реагирует» на работу кондиционера, и «живее» ведет себя на дороге.

Зимой двигатель 1,4 довольно долго прогревает салон Калины. Скажем так, на холостом ходу для прогрева салона при "минус 10" за бортом, потребуется минут 20-30. Заметно ускоряет процесс прогревание в движении - будет достаточно 10 минут, чтобы машина нагрелась. В дальнейшем, на разогретой машине печка греет хорошо.

Что же касается расхода топлива , то в городском цикле потребление бензина на Ладе-Калине лежит в пределах 7,5 литров, а по трассе многое зависит от скоростного режима. При средней скорости в 75 км/ч расход составляет 6,2 литра. При 82 км/ч - 6,5 литра. При 68 км/ч - 5,9 литра.

Вторым существенным недостатком Лады Калины является слабый металл в местах верхних креплений передних стоек, в простонародии этот элемент кузова называют «стаканом». Самое неприятное заключается в том, что на правом «стакане» выбит номер кузова автомобиля, поэтому его ремонт связан с большой «головной болью», поскольку органы ГИБДД очень подозрительно относятся к любому ремонту номерных деталей кузова. Устраняется эта проблема достаточно просто установкой специальных усилителей, которые представляют собой кусок железяки толщиной 2-3 мм.

Следующим существенным недостатком Калины я бы назвал ее плохую шумоизоляцию . До 2500 оборотов еще куда ни шло, но после 3000 шумы довольно сильные. Неприятен также «хрюкающий» звук двигателя на низких оборотах.

К особенностям 16-клапанной Калины можно отнести чрезвычайно малое свободное пространство под капотом . Элементарная замена ламп ближнего или дальнего света превращается в настоящую муку.

Достоинства Лады Калины

Отличная обзорность во всех направлениях.

Хороший свет ночью.

Высокий клиренс , следовательно хорошая проходимость. Паркуясь в городе не обращаешь внимания на высоту бордюра.

Достаточно просторный салон при малых внешних габаритах.

В общем, неплохая экономичность , учитывая древность силовой установки. Если хватит терпения ехать по трассе со скоростью в районе 90 км/ч, то на одном баке можно проехать километров 850-900.

ИТОГ

Ладу-Калину можно смело назвать первым отечественным микро-кроссовером. Это довольно "юркий" автомобиль, в котором достаточно комфортно могут расположиться четверо взрослых людей средней комплекции. Автомобиль стал бы на порядок лучше, если бы на него установили хороший современный двигатель, скажем 1,5 литра (100 л.с.), которого бы "с головой хватило" для того, чтобы уверенно себя чувствовать на трассе и в городе, оставив практически на том же уровне потребление топлива. И еще надо сделать хорошую шумоизоляцию. ВСЕ. Уверен, что такой бы автомобиль пользовался куда большим спросом, чем нынешняя Калина-2, которая, откровенно говоря, разочаровала.


Поперечный разрез двигателя 11194*: 1
- пробка сливного отверстия поддона картера; 2 - коленчатый вал; 3 - масляный фильтр; 4 - каталитический коллектор; 5 - насос охлаждающей жидкости; 6 - поршень; 7 - прокладка каталитического коллектора; 8 - датчик концентрации кислорода; 9 - свеча зажигания; 10 - клапан выпускной; 11 - головка блока цилиндров; 12 - распределительный вал выпускных клапанов; 13 - корпус подшипников распределительных валов; 14 - крышка головки блока цилиндров; 15 - впускной модуль; 16 - впускной клапан; 17 - катушка зажигания; 18 - гидротолкатель; 19 - распределительный вал впускных клапанов; 20 - форсунка; 22 - диагностический штуцер топливной рампы; 21 - топливная рампа; 23 - прокладка головки блока цилиндров; 24 - поршневые кольца; 25 поршневой палец; 26 - блок цилиндров; 27 штуцер системы вентиляции картера; 28 - шатун; 29 - шатунные вкладыши; 30 - маховик; 31 - прокладка поддона картера; 32 - маслозаборник; 33 - поддон картера двигателя

На автомобиле установлен двигатель модели 11194. Двигатель бензиновый, четырехтактный, четырехцилиндровый рядный двигатель с верхним расположением распределительных валов и жидкостным охлаждением.

Блок цилиндров - чугунный, с выточенными в нем цилиндрами. Внутренние полости блока для охлаждающей жидкости образованы при его литье, а каналы подачи масла выполнены сверлением. В нижней части блока цилиндров расположены пять опор коренных подшипников коленчатого вала. Крышки коренных подшипников не взаимозаменяемы и имеют маркировку порядкового номера подшипника, начиная от шкива коленчатого вала. В крышке второго коренного подшипника выполнены два резьбовых отверстия под болты крепления маслозаборника. В опоры и крышки установлены сталеалюминиевые вкладыши коренных подшипников. По обеим сторонам опоры третьего коренного подшипника выполнены гнезда для установки упорных полуколец, препятствуюших осевому перемещению коленчатого вала. Переднее полукольцо - сталеалюминевое, заднее металлокерамическое, желтого цвета с обеих сторон.

Двигатель отличается от предыдущих моделей серийно выпускавшихся двигателей ВАЗа облегченной шатунно-поршневой группой.

Поршни с короткой юбкой, отлиты из алюминиевого сплава. В днище каждого поршня сделаны четыре небольшие выточки под тарелки клапанов, но они не предотвращают контакт клапана с поршнем при нарушении фаз газораспределения или обрыве ремня привода ГРМ. На каждом поршне установлено два компрессионных и одно маслосъемное кольцо. Нижнее компрессионное кольцо скребкового типа с проточкой и острой кромкой на нижней плоскости. Внутрь маслосъемного кольца устанавливается пружинный расширитель. Все кольца более тонкие, чем на предыдущих моделях двигателей, что призвано сократить внутренние потери двигателя на трение.

Пальцы плавающего типа, фиксируются в поршнях двумя пружинными стопорными кольцами.

Шатуны - «колотые». В верхней головке шатуна запрессована сталебронзовая втулка. Крышки шатунов не взаимозаменяемы и устанавливаются на шатун только в одном положении. Снизу к блоку цилиндров крепится поддон картера. Система смазки двигателя комбинированная под давлением и разбрызгиванием. Масляный насос шестеренного типа с внутренним зацеплением и приводом от переднего конца коленчатого вала. Через маслозаборник, насос забирает масло из поддона картера и под давлением нагнетает в каналы системы смазки двигателя. Для контроля за количеством масла в поддоне установлен измерительный щуп - указатель уровня. Масляный фильтр - полнопоточный, с бумажным фильтрующим элементом и обратным клапаном, препятствующим вытеканию масла из каналов системы смазки в поддон картера после остановки двигателя.

В опорах коренных подшипников установлены масляные форсунки. Масло из форсунок подается на внутренние поверхности поршней для их охлаждения. Часть масла попадает на верхние головки шатунов и через выполненные в них конические отверстия стекает на поршневые пальцы, смазывая их.

В теле коленчатого вала просверлены каналы. По ним масло поступает к шатунным шейкам, смазывая их. В каналы коленчатого вала масло поступает из блока цилиндров через отверстия во вкладышах коренных подшипников и коренных шейках. Технологические отверстия каналов закрыты стальными штампованными заглушками.

С левой стороны блока выполнена полость для установки насоса охлаждающей жидкости и прилив для установки масляного фильтра.

Сверху на блок цилиндров установлена алюминиевая головка. Соединение головки и блока цилиндров уплотнено металлической двухслойной прокладкой. В головку блока цилиндров установлены два распределительных вала и шестнадцать клапанов. Привод клапанов осуществляется через толкатели, с гидрокомпенсаторами. Поэтому регулировка тепловых зазоров в приводе клапанов не требуется. Распределительные валы впускных и выпускных клапанов невзаимозаменяемые. Опоры распределительных валов выполнены в головке, а их крышки объединены в корпус подшипников, устанавливаемый на головку. Сверху корпус подшипников закрыт крышкой головки блока с маслоотражателем и маслозаливной горловиной. Для установки свечей зажигания сверху головки блока цилиндров выполнены цилиндрические углубления - свечные колодцы. В каждый колодец вставлена катушка зажигания. При этом высоковольтный вывод катушки надет на свечу зажигания.

Привод распределительных валов и насоса охлаждающей жидкости осуществляется зубчатым ремнем от коленчатого вала двигателя. Для направления движения ремня по шкивам установлен направляющий ролик, натяжение ремня осуществляется натяжным роликом с автоматическим натяжным устройством. Ремень привода ГРМ закрыт пластмассовыми крышками.

Генератор приводится в действие поликлиновым ремнем от шкива коленчатого вала двигателя.

Ресивер и впускной трубопровод неразъемные, выполнены из пластмассы единым блоком. Выпускной коллектор - стальной, совмещен с каталитическим нейтрализатором. Его соединение с головкой уплотняется двухслойной металлической прокладкой.

Основные данные для контроля, регулировки и обслуживания

Порядок работы цилиндров двигателя

Минимальная частота вращения коленчатого вала на холостом ходу, об/мин

Минимальное давление в системе смазки двигателя при температур.^ масла 85 °С и при частоте вращения коленчатого вала 5400 об/мин, кПа (кгс/см")

441,3-637,4 (4,5-6,5)

Минимальное давление в системе смазки двигателя, кПа (кгс/см)

Объем масла в системе смазки двигателя, л

Группа моторного масла по API

Класс вязкости моторного масла по SAE*: -25 -С - +25 -С -20 "С - +35 "С -30 "С - +35 "С -35 -С - +30 -С

10W30 10W40 5W40 0W40

Применяемый масляный фильтр

2105-1012005 2108-1012005 2108-1012005-07

Применяемый герметик (фиксатор резьбы)**: резьбовая часть шпилек, завернутых в головку блока цилиндров болты крепления головки блока цилиндров и маховика крышка головки блока цилиндров

* Вязкость масла выбирается в зависимости от сезонных колебаний температуры окружающей среды. ** Можно заменить герметиками аналогичного типа.

Моменты затяжки резьбовых соединений двигателя

Наименование узлов и деталей

Резьба

Момент затяжки,

Н-М (КГС"М)

Болты крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала

68,3-84.4 (7,0-8,6)

Болты крепления крышек щатунов

43,3-53,5 (4,4-5,5)

Болты крепления масляного насоса

8,3-10,3 (0,9-1,1)

Резьбовая пробка редукционного клапана масляного насоса

45,5-73,5 (4,6-7,5)

Болты крепления корпуса масляного насоса

7,2-9,2 (0,7-0,9)

Болт крепления маслоприемника к масляному насосу

6,9-8,2 (0,7-0,8)

Болты крепления маслоприемника к крышке коренного подшипника

8,3-10,3 (0,9-1,1)

Болты крепления маховика

61,0-87,4 (6,2-8,9)

Болт крепления шкива коленчатого вала

97,9-108,8 (9,9-11,1)

Болты крепления поддона картера

5,2-8,2 (0,5-0,8)

Болты крепления головки блока цилиндров

См. в руков.

Болты крепления корпуса подшипников распределительного вала

18,4-22,6 (1,9-2,3)

Болты крепления шкивов распределительных валов

67,4-83,3 (6,9-8,5)

Болты крепления крышки головки блока цилиндров

1,9-4,6 (0,2-0,5)

Штуцер масляного фильтра

37,5-87,5 (3,8-8,9)

Датчик аварийного давления масла

Болты крепления насоса охлаждающей жидкости

7,6-8,0 (0,8-0,8)

Гайки крепления патрубка термостата

16,0-22,6 (1,6-2,3)

Болты крепления фланца трубы системы охлаждения к блоку цилиндров

4,2-5,2 (0,4-0,5)

Болты крепления правой и левой опоры силового агрегата к кронштейнам

41,7-51,5 (4,3-5,3)

Болты крепления кронштейна правой опоры силового агрегата к блоку цилиндров двигателя

32,2-51,9 (3,3-5,5)

Гайки и болты крепления правой и левой опоры силового агрегата к лонжерону

41,7-51,5 (4,3-5,3)

Болты крепления кронштейна левой опоры силового агрегата к картеру коробки передач

32,2-51,9 (3,3-5,5)

Гайки болтов крепления кронштейна задней опоры силового агрегата к картеру коробки передач

60,7-98,0 (6,2-10,0)

Гайки крепления задней опоры силового агрегата к кузову

27,5-34,1 (2,8-3,5)