Бэк терапия. Когнитивная терапия А. Бека. бека

«Stop it and give yourself a chance.» Аарон Бек

Факт № 1

Аарон Бек родился 18 июля 1921 года — и на сегодняшний день ему 94 года. Очень почтенный возраст!

Факт № 2

И несмотря на почтенный возраст, он до сих пор принимает активное участие в научной работе.

Как он говорит, практически все его ровесники, с кем он учился (те, кто еще жив), давным-давно перестали работать. «Но это не то, о чем я думаю. Я не думаю о моем возрасте, о моей истории, о том, что я сделал или что не сделал. Я смотрю только вперед: очень многое еще предстоит сделать.»

Факт № 3

Его родители — эмигранты из тогдашней Российской империи, а конкретно из городов Проскуров (ныне Хмельницкий) и Любеч — оба города расположены на территории современной Украины.

Факт № 4

Профессор Бек как-то сказал, что он вырос у любящих и заботливых родителей, и это было проблемой, когда он проходил курс собственного психоанализа: потому что он не мог рассказать своему психоаналитику ни о каком недовольстве или застарелых обидах на своих родителей:))

Факт № 5

В детстве он пережил серьезное заболевание: после перелома руки развился сепсис (заражение крови, тяжелое состояние), но Аарон чудом выжил. После этого несчастного случая, у него появился сильнейший страх перед любой хирургией или травмой. При малейшем намеке на травму или необходимость хирургического вмешательства, он сразу же падал в обморок от страха.

Как он сам говорил, одним из его самых больших желаний было преодолеть эту фобию. И он сделал это, по сути, с помощью метода десенситизации (десенсибилизации; или постепенного привыкания к страшным стимулам и снижения реакции со временем).

Как он добился результата: во время обучения в медицинской школе, ему часто приходилось посещать операционную. Разумеется, ему становилось плохо, но он все равно упрямо шел туда. Вот так, со временем, и преодолел свои страхи. С тех пор мы знаем об этом методе и применяем его ()

Факт № 6

Профессор Бек закончил Брауновский университет (Род-Айленд, США), где изучал английский язык и политику. А потом поступил в медицинскую школу Йеля, где изучал психоанализ. После обучения, он несколько лет практиковал психоанализ, однако, разочаровался в нем: Аарону Беку не хватало в психоанализе научной четкости, структуры и доказательств.

Что делать, если тебе не нравится психоанализ? Конечно, придумай свой психоанализ! И он придумал: когнитивную психотерапию.

Факт № 7

Поначалу применение своего нового авторского метода сильно ударило по его кошельку: потому что, в отличие от классического психоанализа, длящегося годами и десятилетиями, когнитивная психотерапия оказалась супер-скоростной. Буквально через несколько сеансов люди говорили ему: спасибо до свидания, вы нам здорово помогли, дорогой профессор Бек. И тогда ему пришлось искать работу на полное рабочее время:)

Факт № 8

У него огромная коллекция галстуков-бабочек: красные, черные, зеленые, коричневые, белые, в полосочку, в точечку, разноцветные и даже розовые.

Факт № 9

Как обычно это бывает у психологов, у профессора Бека тоже были отдельные особые интересы: это , суицид, некоторые психопатологические состояния и .

Факт № 10

Иногда говорят, что его мать страдала затяжной депрессией, поэтому, мол, он и выбрал депрессию как свой профессиональный интерес, но он сам утверждает, что у мамы, конечно, бывали перепады настроения, но депрессией он заинтересовался по сугубо практическим причинам — в то время, когда он начинал, было очень много депрессивных пациентов. Однако, как он говорит, если бы ему пришлось выбирать еще раз, он бы выбрал и фобии, потому что в его жизни был большой личный опыт борьбы с ними.

Факт № 11

В противовес распространенной в то время психоаналитической концепции происхождения депрессии, Бек обнаружил, что у депрессивных пациентов есть одна общая характеристика: относительно самих себя, а также негативное предсказание относительно своего будущего.

Факт № 12

Бек также обнаружил, что если научить пациентов объективному взгляду на ситуации, ощущения и чувства (вместо некорректного необъективного взгляда, который у них был), а также изменить их негативные ожидания, то у пациентов наблюдается значительное переключение в мышлении. Что тут же отражается на их поведении и эмоциях.

Факт № 13

Ещё один важный принцип, который следовал из открытия Бека, заключался в том, что пациенты могут принимать на себя активную роль в психотерапии самих себя. Они могут сами сделать свое дисфункциональное мышление нормальным и получать от этого облегчение.

Факт № 14

Аарон Бек разработал более десятка полезных и работающих вопросников и шкал, среди них, например,

1. Bloch S. A pioneer in psychotherapy research: Aaron Beck. Australian and New Zealand Journal of Psychiatry 2004; 38:855–867
2. Aaron Beck: Biography
3. Beck Institute : Beck founded, Beck led.
4. Annual Reviews Conversations: A conversation with Aaron T.Beck. 2012

Когнитивная терапия (разработана в 60-х г.) Аарона Бека

Структурированный, краткосрочный, ориентированный на настоящее подход. Первоначально был ориентирован на помощь депрессивным больным.

Бек считал, что надо работать с когнитивными искажениями клиента, иррациональным мышлением. Для Бека, иррациональное мышление - это когнитивные искажения реальности.

Когнитивные искажения:

сверхобобщение, сверхгенеарелизация - чрезмерное обобщение, когда из одного или нескольких изолированных случаев выводятся общие правила или заключения («никому нельзя доверять», «никто меня не любит»)

дихотомическое мышление - мышление по типу «всё или ничего», характеризующееся максимализмом, т.е. в суждениях преобладают крайности, мир черно-белый и т.п.

персонализация - склонность интерпретировать сложные события жизни в аспекте личной ответственности кого-то (в разводе обвиняет только себе или только тещу)

«чтение мысли» - человек убежден, что он знает о том, что хотят другие; человек убежден в том, что другие знают, чего хочет он сам (он думает, что я боюсь его)

«наклеивание ярлыков» - наделение людей глобальными характеристиками на основе оценки отдельных поступков и черт (лентяй, ничтожество)

«тоннельное зрение» - избирательное восприятие события или человека, в зависимости от эмоц.состояния (муж и жена замечают только недостатки друг друга)

катастрофизация - преувеличенный негативный результат нежелательного события (если я не получу красный диплом, это будет ужасно, я не переживу)

произвольное умозаключение - бездоказательные и противоречащие очевидным фактам умозаключения.

Бек считает, что прообразы паттернов (шаблонов) личности взрослого могут быть выведены из нашего филогенетического (процесс исторического развития организмов) наследия. Давно сформировавшиеся когнитивно-аффективно-мотивационные стратегии влияют на наши автоматические процессы: интерпретацию событий, содержание чувств и образ действий.

Не события сами по себе определяют самочувствие людей, а способ, которым они их истолковывают. При столкновении с любыми жизненными ситуациями человека посещают мимолетные оценочные мысли, Бек называет их автоматическими мыслями.

Автоматические мысли вызывают определенные эмоции и поведение, и человек относится к ним не как к собственным мыслям, а как к реальности. Именно когниции бывают первичны, автоматические мысли - разновидность конгниций.

Автоматические мысли лаконичны, выражены в телеграфном стиле, неразвернуты, спонтанны, не зависят от нашего желания и воли, часто оказываются ошибочными. Бывают 2-х видов:

  • - вербальными - слова, предложения, т.е. мысли, выраженные на уровне внутренней речи
  • - образные - выражены в виде картин в воображении человека, еще менее осознаваемые, чем вербальные.

Другой вид когниций - УБЕЖДЕНИЯ. Если авт.мысли содержат оценку или отношение, интерпретацию каких-то конкретных событий, поступков (т.е. ситуативны), то убеждения более обобщенные когнитивные образования, обобщенные представления о мире, о себе; они могут быть выражены в виде отношений, правил, умозаключений.

И автом. мысли и убеждения могут содержать когнитивные искажения.

Цели когнитивной терапии Бека: основная - реалистическая оценка и изменение искаженного, или дисфункционального мышления, которые в свою очередь приводят к улучшению самочувствия и гармонизации поведения. Чтобы добиться результатов необходимо выявить, оценить и скорригировать дисфункциональные взгляды и убеждения, лежащие в основе любого психического расстройства. Отдаленной целью данного подхода является научить пациента стать собственным терапевтом.

На первом этапе надо работать с автоматическими мыслями и убеждениями.

Техники работы с автоматическими мыслями:

  • 1) техника заполнения пустоты - выявление авт.мыслей, определяющих в конкретной ситуации эмоциональный и поведенческий «ответ». Состоит из 4-х компонентов: ситуации, эмоции, поведение, автом.мысли.
  • 2) сократовский диалог - оценивание достоверности авт.мысли и степени интенсивности вызываемых ею эмоций. Терапевт воздерживается от самостоятельного оспаривания авт.мысли, это должен сделать клиент. Проводится по схеме (клиент сам отвечает письменно на вопросы), в конце терапевт просит клиента оценить, насколько он теперь доверяет авт.мысли и какова интенсивность негативной эмоции (в %). Затем вместе формулируют несколько позитивных утверждений, которые являются заменой дисфункциональной мысли.

После изменения авт.мыслей Бек рекомендует переходить к работе с более глубокими когнитивными структурами - промежуточными убеждениями. Они представляют собой правила, отношения и предположения (относительно себя, людей, мира в целом). Они труднее поддаются коррекции, чем авт.мысли, но всё же менее устойчивы, чем глубинные убеждения.

Техники работы с промежуточными убеждениями:

для выявления промежуточных убеждений:

  • - распознавание убеждения, которое содержится в авт.мысли. Иногда авт.мысли могут представлять собой не оценку конкретной ситуации, а более базовые и обобщенные правила, ожидания (Раз я провалил это собеседование, значит, я никогда не найду хорошую работу)
  • - метод незаконченного предложения. Терапевт предлагает клиенту закончить предложение, стремясь обнаружить правила или отношения, которыми руководствуется клиент в жизни (Если вы не сделаете всё от вас зависящее…)
  • - непосредственное выявление правил, предположений и отношений. Терапевт может прямо спросить клиента, есть ли у него какие-то правила по поводу чего-либо (стремления к успеху, супружеских измен)
  • - техника падающей стрелы:
  • * сначала выявляются типичные авт.мысли
  • * затем терапевт спрашивает, что означает эта мысль для клиента
  • * этот вопрос в самых разнообразных формулировках задается многократно, пока не обнаружатся убеждения (почему это для вас плохо? Что плохого в том, что…? Почему это вас огорчает? Что это говорит о Вас?).

Критерии, свидетельствующие о том, что важное убеждение выявлено: клиент повторяет одно и тоже убеждение разными словами несколько раз; у клиента снижается настроение.

  • - поиск в разных авт.мыслях общих тем. Обнаружив повторяющиеся темы, терапевт высказывает сове предположение клиенту относительно наличия убеждения и просит оценить его достоверность.
  • 2) работа по когнитивной реструктуризации:
    • - сократовский диалог (тоже самое, что и с автом.мыслями)
    • - поведенческий эксперимент - одна из самых мощных техник. Терапевт вместе с клиентом придумывает процедуру «житейского эксперимента», призванного подтвердить или опровергнуть убеждения клиента. При этом убеждения выступают в роли гипотез. Проводится непосредственно в кабинете психолога. (Убеждение: «Я не могу заставить себя записаться на прием к врачу». Поведенческий эксперимент - терапевт предлагает клиенту позвонить врачу сейчас, из его кабинета).
    • - когнитивный континуум - данная техника используется при работе с убеждения и авт.мыслями, содержащими такие искажения, как дихотомическое мышление и навешивание ярлыков. (Я плохая мать, т.к. несправедливо наказываю своего сына. Психолог чертит на листе бумаги отрезок прямой линии, на котором предлагает условно разместить всех женщин, имеющих детей. На нижнем полюсе - самые плохие, на верхнем - самые лучшие. Терапевт спрашивает, куда клиентка поместит себя. Далее идет диалог, в котором выясняется какими качествами обладают плохие и хорошие матери и т.д.)
    • - рационально-эмоциональная ролевая игра. Игра состоит в том, что терапевт сначала представляет рациональную часть личности пациента, а клиент - эмоциональную, между ними проводится диалог и дискуссия. Затем они меняются ролями. Они оба используют местоимение «Я». Процедура дает возможность клиенту озвучить рациональные доводы против своего дисфункционального представления, сформулированные до него терапевтом. Терапевт помогает сформулировать более точные ответы на его конкретные сомнения.
    • - использование окружающих в качестве ориентира. Когда человек принимает в расчет убеждения других людей, он дистанцируется от своих дисфункциональных когниций и начинает видеть имеющиеся противоречия.
    • - действия «как если бы…» Психолог просит клиента вообразить, что он не верит в собственную дисфункциональную идею, и попробовать вести себя иначе, в соответствии с противоположной точкой зрения (клиентка, считающая, что за помощью обращаться недопустимо, ведет себя в течение нескольких дней иначе). Позже обсуждается.
    • - самораскрытие. Психолог делится с клиентом собственным опытом решения проблем, сходных с проблемой клиента.

Далее идет работа с глубинными убеждениями - это, согласно Беку, базовые представления человека о себе, людях и мире в целом. Они формируются с детства, в процессе взаимодействия со значимыми людьми. Труднее поддаются коррекции.

Cognitive Therapy:

Basics and Beyond

Judith S. Beck, Ph.D.

Foreword by Aaron T. Beck, M.D.

THE GUILFORD PRESS

Когнитивная терапия

Полное руководство

Джудит Бек, д-р философии

Предисловие Аарона Бека, д-ра медицины

Москва Санкт-Петербург Киев

Издательский дом "Вильямс"

Зав. редакцией Н.М. Макарова

Перевод с английского и редакция Е.Л. Черненко

Научный консультант канд. психол. наук Э.В. Крайников

По общим вопросам обращайтесь в Издательский дом "Вильямс"

по адресам:

Http://www.williamspublishing.com

115419, Москва, а/я 783; 03150, Киев, а/я 152

Бек, Джудит С.

Б42 Когнитивная терапия: полное руководство: Пер. с англ. - М.: ООО "И.Д. Вильямс", 2006. - 400 с.: ил. - Парал. тит. англ.

ISBN 5-8459-1053-6 (рус.)

Книга Когнитивная терапия: полное руководство представляет собой итог многолетней исследовательской и клинической практики автора. В этом полном руководстве рассматриваются основные концепции когнитивной психотерапии и показания к ее проведению. Излагаются основные методы терапевтического процесса, определяется их место в коррекции различных когнитивных искажений пациентов и лечении психологических расстройств. Приводятся теоретическое обоснование и пошаговое описание отдельных техник когнитивной терапии. Книга богато иллюстрирована клиническими примерами. Отдельная глава посвящена роли личности психотерапевта в практике психотерапии. Когнитивная терапия адресована психологам и психотерапевтам, придерживающимся когнитивно - поведенческой традиции, специалистам других направлений, стремящимся расширить границы профессионального знания, учащимся психологических факультетов высших учебных заведений.

ББК (Ю) 88.4

Все права защищены. Никакая часть настоящего издания ни в каких целях не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, будь то электронные или механические, включая фотокопирование и запись на магнитный носитель, если на это нет письменного разрешения издательства Guilford Publications, Inc..

All rights reserved. No part of this book may be reproduced, stored in retrieval system, or transmitted, in any form or by any means, electronic, mechanical, photocopying, microfilming, recording, or otherwise, without written permission from the publisher.

Russian language edition published by Williams Publishing House according to the Agreement with R&I Enterprises International, Copyright © 2006.

Authorized translation from English language edition published by Guilford Publications, Inc., Copyright

ISBN 5-8459-1053-6 (pyc.) © Издательский дои «Вильямс», 2006

ISBN 0-8986-2847-4 (англ.) © The Guilford Press, 1995

_________________________________________________________

Глава 1. Введение 19

Глава 2. Когнитивная концептуализация 33

Глава 3. Структура первой терапевтической сессии 47

Глава 4. Вторая и последующие сессии: структурирование

и формат 69

Глава 5. Трудности в структурировании терапевтической сессии 87

Глава 6. Выявление автоматических мыслей 101

Глава 7. Выявление эмоций 121

Глава 8. Оценивание автоматических мыслей 133

Глава 9. Ответы на автоматические мысли 155

Глава 10. Выявление и изменение промежуточных убеждений 169

Глава 11. Глубинные убеждения 201

Глава 12. Дополнительные когнитивные и поведенческие техники 231

Глава 13. Образные представления 271

Глава 14. Домашнее задание 293

Глава 15. Завершение терапии и профилактика рецидива 319

Глава 16. Составление плана лечения 335

Глава 17. Трудности терапии 355

Глава 18. Профессиональный рост когнитивного терапевта 371

Приложение А. Рабочий бланк терапевтического случая 375

(и терапевтов) 383

Приложение Г. Информация для когнитивных терапевтов 384

Библиография 386

Предметный указатель 393

Предисловие 13

Вступление 17

Глава 1 . Введение 19

Развитие когнитивного терапевта 29

Как пользоваться этой книгой 29

Глава 2. Когнитивная концептуализация 33

Когнитивная модель 34

Убеждения 35

Отношения, правила и предположения 36

Взаимосвязь поведения и автоматических мыслей 37

Пример случая 39

Глава 3. Структура первой терапевтической сессии 47

Цели и структура первой терапевтической сессии 48

Определение повестки дня 50

Оценка настроения 52

Знакомство с жалобами пациента, выявление его текущих проблем

и определение целей терапии 53

Обучение пациента когнитивной модели 56

Ожидания от терапии 59

Сегодня коррекция любых психологических проблем проводится при помощи самых разных методик. Одна из самых прогрессивных и действенных – когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ). Давайте разберёмся, как работает эта методика, в чём она заключается и в каких случаях наиболее эффективна.

Когнитивный подход исходит из предположения о том, что все психологические проблемы вызваны мыслями и убеждениями самого человека

Когнитивно-поведенческая психотерапия – направление, которое берёт начало в середине XX века и сегодня лишь с каждым днем усовершенствуется. Основа КПТ – мнение о том, что человеку свойственно допускать ошибки при прохождении жизненного пути. Именно поэтому любая информация может стать причиной тех или иных изменений в мыслительной или поведенческой деятельности человека. Ситуация рождает мысли, которые в свою очередь способствуют развитию определённых чувств, а те уже становятся основой поведения том или ином случае. Затем поведение порождает новую ситуацию и цикл повторяется.

Ярким примером может стать ситуация, в которой человек уверен в своей несостоятельности и бессилии. В каждой сложной ситуации он испытывает эти чувства, нервничает и отчаивается, и, как итог, пытается избежать принятия решения и не может реализовать свои желания. Часто причиной возникновения неврозов и других подобных проблем становится внутриличностный конфликт. Когнитивно-поведенческая психотерапия помогает определить первоначальный источник сложившейся ситуации, угнетённости и переживаний пациента, а затем и разрешить проблему. Человеку становится доступным навык изменения своего негативного поведения и стереотипа мышления, что положительно влияет и на эмоциональное состояние, и на физическое.

Внутриличностный конфликт — одна из частых причин возникновения психологических проблем

КПТ преследует сразу несколько целей:

  • купировать и навсегда избавиться от симптомов нервно-психического расстройства;
  • добиться минимальной вероятности повторного возникновения заболевания;
  • способствовать повышению результативности назначенных лекарственных препаратов;
  • устранить негативные и ошибочные стереотипы мышления и поведения, установки;
  • разрешить проблемы межличностного взаимодействия.

Когнитивно-поведенческая психотерапия эффективна при самых разных расстройствах и психологических проблемах. Но чаще всего она применяется в случае необходимости получения пациентом быстрой помощи и краткосрочного лечения.

Например, применяется КПТ при девиациях пищевого поведения, проблемах с наркотиками и алкоголем, неумением сдерживать и проживать эмоции, депрессиях, повышенной тревожности, различных фобиях и страхах.

Противопоказаниями к применению когнитивно-поведенческой психотерапии могут стать лишь тяжёлые психические отклонения, которые нуждаются в применении медикаментов и других регулирующих действиях, серьёзно угрожают жизни и здоровью пациента, а также его близким людям и окружающим.

Специалисты не могут точно сказать, с какого возраста применяется когнитивно-поведенческая психотерапия, так как в зависимости от ситуации и подобранных врачом методах работы с пациентом этот параметр будет различным. Тем не менее, при необходимости возможны такие сеансы и диагностика и в детском, и в подростковом возрасте.

Использование КПТ при тяжелых психических отклонениях неприемлемо, для этого применяются специальные препараты

Основными принципами когнитивно-поведенческой психотерапии считаются следующие факторы:

  1. Осознание человеком проблемы.
  2. Формирование альтернативного паттерна поступков и действий.
  3. Закрепление новых стереотипов мышления и апробирование их в повседневной жизни.

Важно помнить, что за результат такой терапии ответственны обе стороны: врач и пациент. Именно их слаженная работа позволит достигнуть максимального эффекта и значительно улучшить жизнь человека, вывести его на новый уровень.

Преимущества методики

Основным преимуществом когнитивно-поведенческой психотерапии можно считать видимый результат, отражающийся на всех сферах жизни пациента. Специалист выясняет, какие именно установки и мысли негативно влияют на чувства, эмоции и поведение человека, помогает критически воспринять их и проанализировать, а затем научиться заменять негативные стереотипы на позитивные.

На основе выработанных навыков у пациента создается новое мышление, которое корректирует ответную реакцию на конкретные ситуации и восприятие самим пациентом их, меняет поведение. Когнитивно-поведенческая терапия помогает избавиться от многих проблем, причиняющих дискомфорт и страдания самому человеку и его близким людям. Например, таким способом можно справиться с алкогольной и наркотической зависимостью, некоторыми фобиями, страхами, расстаться со стеснительностью и нерешительностью. Длительность курса чаще всего не очень длинная – около 3-4 месяцев. Иногда может потребоваться значительно больше времени, но в каждом конкретном случае этот вопрос решается в индивидуальном порядке.

Когнитивно-поведенческая терапия позволяет справиться с тревогами и страхами человека

Важно лишь помнить, что когнитивно-поведенческая терапия оказывает положительный эффект только в том случае, когда пациент сам решил измениться и готов довериться и работать со специалистом. В других ситуациях, а также в особенно тяжёлых психических заболеваниях, например, при шизофрении, эта методика не применяется.

Виды терапии

Методы когнитивно-повдеенческой психотерапии зависят от конкретной ситуации и проблемы пациента, преследуют определённую цель. Главное для специалиста – докопаться до истоков проблемы пациента, научить человека позитивному мышлению и способам поведения в подобном случае. Наиболее часто применяемыми методиками когнитивно-поведенческой психотерапии можно считать следующие:

  1. Когнитивная психотерапия, при которой человек испытывает неуверенность и страх, воспринимает жизнь как череду неудач. При этом специалист помогает выработать пациенту положительное отношение к себе, поможет принять себя со всеми недостатками, обрести силы и надежду.
  2. Реципрокная ингибиция. Все негативные эмоции и чувства при этом в ходе сеанса заменяются другими более позитивными. Поэтому они перестают так негативно воздействовать на поведение и жизнь человека. Например, страх и гнев замещаются расслаблением.
  3. Рационально-эмотивная психотерапия. При этом человеку специалист помогает осознать тот факт, что все мысли и поступки необходимо согласовать с жизненными реалиями. А неосуществимые мечты – путь к депрессиям и неврозам.
  4. Самоконтроль. При работе с этой методикой реакции и поведение человека в определённых ситуациях закрепляется. Такой способ действует при немотивированных вспышках агрессии и других неадекватных реакциях.
  5. Методика «Стоп-кран» и контроль тревожности. При этом человек сам говорит «Стоп» своим негативным мыслям и поступкам.
  6. Релаксация. Эта методика чаще применяется в комплексе с другими для полного расслабления пациента, создания доверительных отношений со специалистом, более продуктивной работы.
  7. Самоинструкции. Эта методика заключается в создании самим человеком себе ряда заданий и самостоятельного их решения в положительном ключе.
  8. Самонаблюдение. При этом может вестись дневник, который окажет помощь при отслеживании источника проблемы и негативных эмоций.
  9. Исследование и анализ угрожающих последствий. Человек при негативных мыслях меняет их на позитивные, исходя из ожидаемых результатов развития ситуации.
  10. Метод поиска преимуществ и недостатков. Пациент сам или в паре со специалистом анализирует ситуацию и свои эмоции в ней, разбирает все преимущества и недостатки, делает позитивные выводы либо ищет способы решения проблемы.
  11. Парадоксальная интенция. Эта методика разработана австрийским специалистом-психиатром Виктором Франклом и заключается в том, что пациенту предлагается проживать пугающую или проблемную ситуацию раз за разом в своих ощущениях и поступал наоборот. Например, если он боится уснуть, то врач советует и не пытаться это сделать, а как можно больше бодрствовать. При этом человек через некоторое время прекращает испытывать негативные эмоции, связанные со сном.

Некоторые из этих видов конгнитивно-поведенческой психотерапии могут проводиться самостоятельно или же выступать в роли «домашнего задания» после сеанса специалиста. А в работе с другими способами без помощи и присутствия врача не обойтись.

Самонаблюдение считается одним из видов когнитивно-поведенческой психотерапии

Техники когнитивно-поведенческой психотерапии

Техники когнитивно-поведенческой психотерапии могут быть разнообразными. Вот наиболее часто применяющиеся из них:

  • ведение дневника, куда пациент будет записывать свои мысли, эмоции и предшествующие им ситуации, а также все волнующее в течение дня;
  • рефрейминг, при котором путём задавания наводящих вопросов врач помогает изменить в положительную сторону стереотипы пациента;
  • примеры из литературы, когда врач рассказывает и приводит конкретные примеры литературных героев и их действия в сложившейся ситуации;
  • эмпирический путь, когда специалист предлагает человеку несколько способов опробовать в жизни те или иные решения и приводит его к позитивному мышлению;
  • смена ролей, когда человеку предлагается встать «по другую сторону баррикад» и почувствовать себя тем, с кем у него сложилась конфликтная ситуация;
  • вызванные эмоции, например, гнев, страх, смех;
  • позитивное воображение и анализ последствий того или иного выбора человека.

Психотерапия Аарона Бека

Аарон Бек – американский психотерапевт, который обследовал и наблюдал людей, страдающих от невротической депрессии, и сделал выводы, что депрессия и различные неврозы развиваются у таких людей:

  • имеющих негативный взгляд на всё происходящее в настоящем, даже если оно способно принести положительные эмоции;
  • имеющих чувство бессилия что-то изменить и безнадёжности, когда при воображении будущего человек рисует только негативные события;
  • страдающих от низкой самооценки и снижения чувства собственного достоинства.

Аарон Бек в своей терапии использовал самые разные методы. Все они были направлены на определение конкретной проблемы как со стороны специалиста, так и со стороны пациента, а затем искалось решение этих проблем без коррекции конкретных качеств человека.

Аарон Бек — выдающийся американский психотерапевт, создатель когнитивной психотерапии

При когнитивно-поведенческой психотерапии Бека расстройств личности и других проблем пациент и врач сотрудничают в экспериментальной проверке негативных суждений и стереотипов больного, а сам сеанс представляет собой серию вопросов и ответов на них. Каждый из вопросов направлен на продвижение пациента выяснить и осознать проблему, найти пути ее решения. Также человек начинает понимать, куда ведут его деструктивное поведение и мысленные посылы, вместе с врачом или самостоятельно собирает необходимую информацию и проверяет её на практике. Одним словом, когнитивно-поведенческая психотерапия по Аарону Беку – это тренировка или структурированное обучение, позволяющее вовремя обнаружить негативные мысли, найти все «за» и «против», изменить шаблон поведения на тот, который даст положительные результаты.

Что происходит во время сеанса

Огромное значение в результатах терапии имеет выбор подходящего специалиста. У врача должен быть диплом и разрешающие деятельность документы. Затем между двумя сторонами заключается контракт, в котором прописываются все основные моменты, включая подробности прохождения сеансов, их длительность и количество, условия и время встреч.

Сеанс терапии должен проводиться лицензированным специалистом

Также в этом документе прописываются основные цели когнитивно-поведенческой терапии, по возможности желаемый результат. Сам курс терапии может быть краткосрочным (15 сеансов по часу) или же более продолжительный (более 40 сеансов по часу). После окончания диагностики и знакомства с пациентом врач составляет индивидуальный план работы с ним и сроки проведения консультативных встреч.

Как видите, основной задачей специалиста в когнитивно-поведенческом направлении психотерапии считается не только наблюдение за пациентом, выяснение истоков проблемы, но и разъяснение своего мнения на сложившуюся ситуацию самому человеку, помощь ему в осознании и построении новых мысленных и поведенческих стереотипов. Для увеличения эффекта от такой психотерапии и закрепления результата врач может давать пациенту специальные упражнения и «домашние задания», использовать различные методики, которые смогут помочь больному в дальнейшем действовать и развиваться в позитивном направлении самостоятельно.

Собственную модель психотерапевтической помощи независимо от А. Эллиса разработал Аарон Бек (род. 1921), опираясь на достижения поведенческой психологии.

Причину возникновения неврозов А. Бек усматривает в нарушениях процессов обработки информации. Он выделяет основные группы психологических механизмов, в которых возможны нарушения: когнитивные элементы, когнитивные процессы и когнитивное содержание.

Когнитивные элементы разделяют на базовые информационные ссылки (сигналы, сообщения), которые содержат глубинные представления об окружающем мире, других людей, себя ("я никому не нужна, меня никто не любит", "нельзя верить людям"), и автоматические мысли, сопровождающих переработки информации в определенный момент времени. Так они названы через самопроизвольность, быстротечность и бессознательное. При этом способе человек не выбирает информацию для размышлений, а сосредотачивается на ней самопроизвольно. Эти мысли очень отличаются от осознанных, предусматривающих определенный контроль над предметом и логикой размышлений. Однако субъективно они кажутся вполне правдоподобными.

Когнитивные процессы объединяют базовые ссылки и автоматические мысли, они обеспечивают соответствие между новой информацией и бывшими представлениями. Например: "Меня никто не любит, я некрасивая и глупая. А если кто-то и полюбит, я не буду с ним дела - у него плохой вкус".

Когнитивное содержание объединяет элементы и операции вокруг определенной специфической темы («Я сексуально неполноценный", "Никогда не выйду замуж" и др.).

Клиент - молодой преподаватель - обратился к психотерапевту с такой проблемой. Он пригласил старшую коллегу на свою лекцию, долго и тщательно перед этим готовился, но остался недоволен тем, как ее прочитал:

"Все получилось ужасно, хуже некуда. Первую часть, о Канте, я читал, не отрываясь от конспекта. Студенты поняли, что я этим материалом не владею. О экзистенциалистов я пытался рассказывать, но почти все забыл, смял. Конечно, Тамара Михайловна прав: надо уметь увлечь слушателей. А я говорил монотонно. Я вообще не могу так красиво говорить, как она. Худший конец: нужно было подать итоги, четкие определения, а я не успел. И мнение терял несколько раз. Хорошо, что больше никого на лекции не было - забрали бы у меня этот спецкурс. Плохой я преподаватель. Уже три года работаю и не могу научиться простых вещей. Я никогда не буду читать лекции так, как мой научный руководитель. И даже как Евгений Владимирович. Он историк, гуманитарий, а я всьогонавсього бывший инженер.

Ведь готовился целую неделю, столько всего прочитал. Хотел поразить эрудицией - и такой провал. Конечно, все, что я читал, на ее фоне - капля в море. Она даже не критиковала сильно, но видно, что жалеет меня, непутевого. Хуже всего - это сочувственный тон.

А хвалила она незаслуженно, только для того, чтобы меня поддержать. На самом деле я знаю, которые ей лекции нравятся. Если бы она сказала все, что думает о моей лекцию, я бы, наверное, повесился. А она, собственно, почти ничего и не похвалила. Снисходительная ирония - это все, что я заслужил, моя справедливая оценка. Не получится ничего с меня - преподаватель я слаб, диссертацию не пишу и вообще. "".

В этом примере автоматические мысли касаются профессиональных умений клиента, базисное ссылки которого звучит так: "Если я не умею всего, что может мой научный руководитель, то как преподаватель я - ничтожество". Когнитивные процессы (среди которых особенно выделяется необоснованное сравнения) обесценили все положительное, что было на лекции, и превратили восприятия похвалы коллеги как иронии и жалости. Когнитивное содержание "Я плохой, слабый преподаватель" дополнительно усилился.

Среди основных логических нарушений, сопровождающих автоматические мысли, наиболее распространены следующие:

Произвольный вывод ("Студенты прогуляли мою лекцию. Это значит, что я никчемный преподаватель")

Избирательность и надузагальнення ("Во время моего доклада руководитель вышел. Он мной недоволен и собирается меня уволить»);

- "Черно-белое" мышление (склонность мыслить в категориях "все - ничего", "прекрасный - ужасный", "святой - мерзавец»);

Персонификация (стремление воспринимать в свой адрес нейтральные высказывания и действия: "Чего это они заговорили о дураках? Меня имеют в виду. Издеваются")

Недооценка или преувеличение важности отдельных событий или поступков.

Когнитивная терапия А. Бека рассматривает роль неточной, неупорядоченной, надузагальненои и гиперболизированной информации в процессе возникновения психологических проблем. Если лишить личность патологических когнитивных образований, автоматические мысли, вызывающие трудности, можно посмотреть и избавиться от тех, которые вредят уверенности или самооценке.

Когнитивная психотерапия начинается с попытки понять автоматические мысли. Сосредоточившись на них, клиент лучше представляет их содержание и последствия. Одна из техник, которую широко применяют для этого, - заполнение пропуска, когда человек учится замечать последовательность внешних событий и своих реакций на них. Например, произошло определенное событие А: клиентка встретила на улице свою бывшую однокурсницу, но и с ней не поздоровалась. В результате она весь вечер чувствовала грусть и беспричинную тоску (состояние В). Необходимо найти то, что заполняет пробел между А и В. Им могут быть такие мысли: "Ну вот, Ирина меня не заметила. Скорее всего, не узнала. Значит, я очень постарела. А сама она почти не изменилась. И одета, как всегда, шикарно. Конечно, таких женщин, как я, средних лет, в дешевых пальто и туфлях без каблуков, никто не замечает. Ирина о таких говорила в группе - "тети". Я типичная "тетя", как ни смотри ". Осознание звена событий помогает найти причину тоски, поведения или депрессивного состояния, стали привычным фоном бытия.

Если клиент умеет распознавать автоматические мысли и выявлять их дезадаптивным сущность, он относится к ним объективно, понимает, как искажается в них реальность. Благодаря этому он дистанцируется от их разрушительного воздействия.

Дистанцирование (лат. Distantia - расстояние) - способность к объективному рассмотрению автоматизма (действий, которые происходят без участия сознания).

Здоровые люди обладают способностью отличать свои мысли и взгляды, гипотезы и предположения от реальных фактов и событий жизни. У невротиков она нарушена, они часто склонны наделять особым значением события, которые их не касаются, искать свою причастность к ним. Депрессивная женщина чувствует вину не только за то, что подгорел пирог, но и за дождь, который испортил загородную прогулку. Параноидальный директор считает все успехи и достижения своих подчиненных этапами коварного плана, имеют целью подрыв его авторитета. Тревожная мать не отпускает сына-подростка гулять и готова вести его в школу за руку из-за того, что в газете написали о очередной скачок преступности против несовершеннолетних.

Убедить клиента в том, что он не всегда является центром всех событий, помогает использование техники децентрации.

Децентрация (лат. B е - префикс, означающий отличие, и это ntrum - центр, средоточие) - преодоление эгоцентричностью личности благодаря изменению ее взглядов, позиций при сопоставлении их с взглядами и позициями других людей.

Эта методика особенно успешна в группах, участники которых удивленно убеждаются в том, что проблемы, которые казались им уникальными, достаточно типичны, а центром мировых явлений, оказывается, считает себя почти каждый человек.

Клиент, который научился проверять правдивость своих мыслей, достоверность и точность выводов, становится не только более реалистичным, но и эффективным. Для оценки таких ситуаций применяют валидность - представление о том, насколько определенное правило, закон, формула выражают или характеризует предмет, для которого они предназначены. Оценки и мнения людей об окружающей действительности также могут быть валидными или невалидный. Человека с существенными когнитивными нарушениями и многочисленными иррациональными установками можно считать психологическим инвалидом - это словосочетание указывает и на природу ее проблем.

Умение не путать мысли с реальностью - важнейшая составляющая психического здоровья и личностного благополучия. Первоочередной задачей рационально-эмотивной и когнитивной психотерапии является формирование единства опыта и знания, опираясь на которые, человек может руководствоваться разумом, здравым смыслом в решении любых сложных проблем, не утруждая свое сознание навязчивыми невротическими мыслями и чувствами. По специфике этого подхода сильного терапевтического эффекта можно достигать, даже читая соответствующую литературу, хотя работать с терапевтом всегда лучше, чем учиться самостоятельно.

В одной из работ А. Бека подано своеобразный "моральный кодекс непременно невротика":

1) я должен быть щедрым, тактичный, благородным, мужественным, самоотверженным и красивым;

2) я должен быть идеальным любовником, другом, отцом, учителем, студентом, человеком;

3) я должен справляться с проблемой легко и с полным самообладанием;

4) я должен всегда уметь быстро находить решение любой проблемы;

5) я никогда не имею страдать; я всегда должен быть счастливым и беззаботным;

6) я все знать, понимать и предвидеть;

7) я должен всегда владеть собой и управлять своими чувствами;

9) я никогда не должен быть уставшим или больным;

10) я должен быть всегда на пике эффективности.

Итак, когнитивный направление в психотерапии основывается на концепции классической рациональности и т. Н. компьютерной метафоре, что рассматривает психику человека как сложное устройство для обработки информации об окружающем мире. Психологические проблемы и трудности возникают вследствие «сбоев» в действии Прист, а когнитивная психотерапия ликвидирует "сбои" и обеспечивает адекватное психическое и личностное функционирование.

Когнитивная терапия А. Бека и рационально-эмотивная терапия А. Эллиса незначительно отличаются, акцентируя определенные аспекты когнитивной активности индивида. А. Эллис считает причинами неврозов иррациональные когниции личности, дефицит позитивной поддержки и чрезмерную сосредоточенность на негативных ожиданиях. Модель А. Бека основывается на представлении о ведущей роли абсолютистских требований в возникновении неврозов; причины их он усматривает в нарушениях процессов обработки информации и выделяет три основные группы механизмов, в которых возможны «сбои»: когнитивные элементы, когнитивные процессы и когнитивное содержание. Анализ и просмотр иррациональных установок и невротических обязательств помогает личности освободиться от неадаптивных принудительных реакций и форм поведения, а когнитивная психотерапия предлагает конкретные формы и способы таких оздоровительных для сознания процедур.