У истоков исторической правды. Готы, ятвяги, пруссы, венеды Ятвяги этническая принадлежность

ЗАГАДОЧНОЕ ДРЕВНЕЕ ПЛЕМЯ

В Беловежской пуще по дороге на Городню есть небольшой холм, который называется горой Батория. Говорят, что когда-то король Баторий в этих местах охотился на ятвягов. Стрелял этих бедных дикарей, как зубров или медведей. Так говорттт народное предание.

Давно ушли тс времена, исчез ятвяжский народ и его язык . Но из глубины веков дошли до нашего времени названия населенных пунктов, разбросанных в пределах Гродненской и Брестской областей. Случилось так. что информация об исторической родине ятвягов. этого древнего и довольно загадочного племени, в литературе мало, а имеющиеся сведения во многом противоречивы и запутанны.

Причины такого положения не ясны, хотя племя ятвягов. как говорится в энциклопедиях, занимало значительные пространства от Мазурских озер (Польша). Пруссии (ныне Калининградская область) на западе и северо-западе до реки Нарев (бассейн Немана) на юго- востоке

К югу от Немана встречались лишь этнические "ятвяжскне острова ", т е небольшие участки, занятые ятвягами. К концу X века эти отдельные небольшие территории уже были окружены славянскими народами

В топонимии нашей республики сохранилась память об этом исчезнувшем племени в названиях с основой япш (Ятвязь, Етвезь. Ятвезь, Ятвсск и т.д.). Эти названия встречаются в Волковысском. Дятловском, Барановичском, Ивацевичском, Гродненском. Корсличском и других районах и являются самыми древними этнотопонимами В восточной части Беларуси таких названий не зарегистрировано. Сведения о племени ятвягов встречаются с X по XVII век. Расположение топонимов полностью соответствует былой территории расселения ятвягов

В польской хронике XII века говорится: "... Край ятвягов. где- воздух бальзам, леса медовые, реки богатые рыбой, земли урожайные, пахари трудолюбивые, воины бесстрашные... Край ятвягов. с которыми польский король всегда воюет, стремясь обратить их в истинную веру; но ни мечом, ни проповедью, ни подкупом невозможно было отстранить их от языческой веры, ни мечом смерти уничтожить ихний змеиный род...".

Название ятвяги образовано от термина я пит, что значит отряд, стая. Они жили в лесах и одевались в звериные шкуры. Тут некогда получил известность своими жестокими набегами на соседние владения Древней Руси и Польши предводитель ятвягов Комят о деяниях которого до сих пор напоминают старинные песни и легенды Гродненщины и Брестчины. Сохранились капища и божницы ятвягов . где совершались жертвоприношения языческим богам.

Живя по соседству с другими племенами, ятвяги. а вернее ятвяжский союз балтских племен, были активными участниками и свидетелями восточнославянской истории в течение трех столетий. Взаимоотношения между ними были в большей части напряженными.

Славяне неслн энергию молодого, перспективного этноса, о чем говорят многочисленные походы, что приводило к столкновениям между местными племенами и славянскими дружинами Два суперэтноса не могли всегда сосуществовать мирно из-за ограниченности ареала и борьбы за пищу Со стороны балтских племен, в том числе и ятвягов, сопротивление возникало как естественная реакция самозащиты Славяне укреплялись, сооружали, преимущественно но рекам, свои крепости-форпосты. Так возникли Городня (Гродно), известные с XII - XIII веков Волковысск и Слоннм Отсюда совершались походы на ятвягов. Сведения об этом хранит Ипатьевская летопись (поход Всеволода Юрьевича Городненского на Литву в 1136 году) Одно из последних упоминаний о ятвягах относится к 1284 году в трудах Болеслава Стыдливого: "... Ятвяги так побиты, что и памяти не осталось".

Примерно с этого времени Новогородок (Новогрудок) (некоторые историки считают его одним из древних центров Ятвягни) становится славянским городом и попадает под власть полоцких князей.

Летописные источники конца XIII века говорят о том, что ят- вяги были уничтожены полностью. О них перестали говорить, и в течение целого столетня земля эта была пустынею. Позже здесь появляются мазовецкис и прусские переселенцы. По утверждению А.Ю.Виду- гнрнса и Ф ДКлимчука. как раз в этот период отмечается продвижение оставшихся ятвягов на территорию Брсстско-Пинского Полесья до верховий Ясельды и Выгоновского озера.

Таким образом, полностью уничтожить целый этнос невозможно. что подтверждает и волынский летописец XIII век;»: "... Ятвязи как страны уже не существовало, но были отдельные их поселения в местных лесах и болотах.

По сей день у города Кобрина сохранился курган на правом берегу Мухавца. Еще в начале XX века вокруг кургана было много насыпанных копцов. окруженных камнями странной формы. Народное предание гласит, чт о курган - остаток древнего ятвяжского капища богини Мажанны. упоминаемой до сих пор в песнях и легендах этого края. Эту мысль подтверждает и А.Ф Рогалев. который в своей книге "Белая Русь и белорусы" пишет: "Современные научные исследования в области гидротопонимов позволяют предполагать, тго к XII - XIII векам ятвяжские поселения доходили до реки Мухавец".

Переселения ятвягов из области исконной Ятвягии в районы Брестчины и Гродненщины были связаны с неблагоприятной политической обстановкой, сложившейся к северу от Немана к XII веку. До XII столетия ятвяги, как и племя пруссов, противостояли русским, польским и литовским дружинам. У них на это еще хватало сил Но позже на историческую арену выходят крестоносцы

В канун нашествия крестоносцев ятвягам пришлось уходить к юго-востоку, в леса Беловежской пущи. Как раз с этими событиями в исторических документах появляется наименование довольно загадочной территории PoIIoxin (Полоксия).

Высказывается точка зрения, согласно которой 11олсксию населяли полесяне, этническое наименование которых представляет собой польскую форму названия ятвягов . Не исключено, что этот этноним постепенно распространился и на остальные ятвяжские племена, причем произошло это при польском участии, по мерс установления тесных военных и политических отношений Польши с ятвягамн. А позже Польша объединяется с орденом крестоносцев для борьбы с ятвягамн Польские князья неоднократно совершали военные походы на ятвягов Так. в польских хрониках при описании очередного военного набега поляков с их королем Казимиром Справедливым на балтов в 1192 году рассказывается о битве с "гетами" и "подлясянами". или. иначе, с пруссами и ятвягами.

Территория ятвягов всегда входила в сферу политических интересов польских королей. Потому отдельные группы подлясян (ятвягов ) начиная со второй половины XII века и в начале XIII века вынуждены были перемещаться в южные районы. Это была вторая причина, по которой ятвяги оказались в пределах Брестского Полесья

В начале XIV века для обозначения земель Берестейского. Каменецкого и Кобринского уездов (сюда входила территория нынешнего Дрогичинского района) появляется название Подляшьс (Подлесье) ныне Брестское Полесье, население которого стало называться полесянами. а современная форма - полешуки

Наименование Pollexia - Подляшье, обозначавшее в разные времена территорию к северу и к югу от реки Нарев. косвенно отразилось в названии Литовское Полесье, которое употребил Ссменов- Гян-Шанский в своем труде "Живописная Россия".

Название Литовское Полесье связывают с территорией бывшей Гродненской губернии (в се состав входили и западные районы нынешней Брестской области), а также Вилснской и Ковенской (Ковно - прежнее название Каунаса) губернии.

О том, что этноним полесяне продолжал функционировать и после ассимиляции ятвягов, свидетельствуют этнографические материалы XIX века, в которых говорится, что здесь жили полесяне со свойственными для них говорами (оттенками языка) В свою очередь, они делились на бужан и пинчуков

Река Неман являлась восточной границей сплошного ятвяжского расселения. Верхнее течение Немана издавна было естественным историческим рубежом, разделявшим славян и балтов сшс с VI-VII веков. К северу господствовали литовские этносы. К ятвягам они относились как к инородным вкраплениям.

Для обозначения ятвягов у литовцев существовал этноним дайнава (дай нова). Этот термин появился в документах князя Мнндовга в середине XIII века, но в народе это слово функционировало гораздо раньше.

В "Живописной России" Ссмснова-Тян-Шанского упоминается Дайновскос княжество , существовавшее в юго-восточной части Лид- ского уезда до XIV века. Свидетельством этого является наличие в современном Лидском районе двух населенных пунктов с названием Дайнова. один из которых около самого города Лида, а второй, согласно автору "Живописной России", считали столицей бывшего княжества. В этом же труде жители Дайновского княжества причисляются к славянскому населению, которое ничем не отличается от белорусов. В этом утверждении нашел отражение реальный исторический факт ославянивання потомков древнего народа ятвягов. Русский историк XIX века II П.Барсов размешал область Дайнову по правым притокам Немана Это Лидский, Ошмянский и часть Виленского уездов, о чем свидетельствует наличие десяти топонимов Дайнава. Дайновка. Дайновцы и т.д. Перечисленные названия полностью расположены в пределах исторического княжества Дайнова.

Территории распространения топонимов, связанных с этнонимами ятвязь (ятвезь) и дайнова . не пересекаясь, взаимно дополняют друг друга и охватывают почти всю территорию Гродненской области. Границей между этими названиями служит река Неман, что еще раз подтверждает мнение о функционировании этнонима дайнова в литовской этнической среде, а этнонима ятвезь - в славянской этнической срсде. Подобное мнение подтверждается тем фактом, что на территории бывшего Слонимского уезда в начале XX века отмечалась деревня с двойным названием Ятвязь-Дайиова (сейчас село Ятвезь Дятловского района). Живя в контакте с другими народами, эти оставшиеся группы ятвягов переняли обычаи соседних литовцев и белорусов. Еще в XVII веке в Понсманье существовали островки поселений ятвягов. но уже говоривших на литовском и белорусском языках.

Подтверждением следов ятвяжского пребывания на территории Брестского Полесья могут служить названия деревень Збироги (Брестский район) от ятвяжского личного имени Збирог. а также Здитово (Березовский и Жабинковскнй) от ятвяжского личного имени Здит или Дит. По материалам В. А. Жучкевича, очень характерна для топотшмов Северной Польши в местах древнего расселения ятвягов.

Древнему загадочному племени ятвягов молодой белорусский поэт Сергей Иванов посвятил поэму "Душа ЗямлГ", отрывки из которой были напечатаны в журнале "Спадчына" (1990. № 4). Некоторые из них использованы в этом материале.

Местоположение одной из земель Литовского государства XIII в. - Дейновы до сих пор остается неопределенным. Упоминания Дейновы (Denowe) в древних письменных документах (грамота Миндовга середины XIII в., западнорусские летописи) не дают возможностей для определенной локализации этой земли. Известный исследователь литовской старины Т. Нарбутт, исходя из местоположения современного селения Дейновы (западнее г. Лиды Гродненской области), где, по преданиям, находилась столица Дейновского княжества, завоеванного Литвой, помещал Дейновскую землю на южной окраине древнего Литовского государства. По предположению этого исследователя, Дейновская земля граничила с Гродненским княжеством по р. Котре.

Рис 1. Карта распространения топонимов типа "Дейнова": 1 - топонимы Дейнова, Дейновка, Дейновщизна, Дайнова, Дайновка, Дайновская; 2 - топонимы Данова, Дановка, Дановски; 3 - местоположение столицы Дейновского княжества (по преданиям); 4 - северная, восточная и южная границы расселения ятвяжских племен (по данным гидронимики и археологии); 5 - ятвяжско-прусская и ятвяжско-галиндская границы (по А. Каминскому) .

Мнение Т. Нарбутта разделяли польский историк И. Ярошевич, автор статьи «Примечательнейшие древности в Виленской губернии», Э.А. Вольтер и др. Распространение предания о Дейновском княжестве среди старожилов села Дейновы отметил также Ф.В. Покровский. В том же районе локализовал Дейновскую землю Н.П. Барсов. На основе картографии населенных пунктов, сохранивших древнее областное название (Дейнова, Дайнова, Дойновка, Дайнувка, Дайнишки), Н.П. Барсов полагал, что Дейновская земля находилась в междуречье верхнего Немана и Вилии по притокам Немана - Меречанке, Дитве и Жижме.

Польский историк Г. Ловмяньский предпринял попытку локализации Дейновы исключительно на материалах грамоты Миндовга 1259 г., в которой названы волости этой земли. Полагая, что Сентане - это теперешняя Швейтайнен к юго-западу от Марграбова, Дернен - Дзярнов к востоку от озера Селмент и Кресмен - современный Кресмен к северо-западу от Райгорода, исследователь считает, что в XIII в. Дейновская земля находилась между Мазурскими озерами и р. Бебжей, являясь южной частью Судовии. В работах последних лет точка зрения Г. Ловмяньского получила широкое признание.

А. Каминский в монографии, посвященной ятвягам, считает, что Дейнова тождественна с Ятвягией. Дейнова, по мнению А. Каминского, литовское название ятвягов, чем и объясняется распространенность значительной части топонимов типа «Дейнова» в пограничье между Литвой и Русью. Вместе с тем польский историк допускает, что Дейнова не только литовское определение земли ятвягов, но и название одной из ятвяжских волостей, пограничных с Литвой.

Исследователи, занимавшиеся локализацией Дейновской земли, до сих пор не пользовались археологическими источниками. Между тем, именно археологические материалы в совокупности с данными топонимики позволяют наметить ареал древней Дейновы вполне определенно.

Картография всех известных топонимов, производных от «Дейновы», отчетливо выявляет основную область их распространения - часть междуречья Вилии и Верхнего Немана (рис. 1). Здесь сконцентрировано 80% всех географических названий этого типа. За пределами междуречья топонимы типа «Дейновы» немногочисленны и весьма разбросанны. В собственно ятвяжской земле XIII в. и в пограничье ятвягов с галиндами и мазовшанами известно семь названий типа Даново, Дановка, Дановски. Связаны ли они происхождением своим с Дейновой или имеют иную этимологию - сказать трудно.

Почти все топонимы типа «Дейнова» находятся в западнобалтском (ятвяжском) гидронимическом ареале, занимая северо-восточную часть его (рис. 1). Каменные курганы ятвяжского облика в междуречье Вилии и верхнего Немана известны с середины I тысячелетия н.э., что наряду с гидронимикой исключает предположение о сравнительно позднем (в раннем средневековье) заселении этого края западнобалтским населением. Каменные курганы правобережной части Верхнего Понеманья, несомненно, являются памятниками ятвяжского населения. Топонимические данные, наряду с отмеченными выше легендами о существовании здесь Дейновского княжества, позволяют высказать предположение о принадлежности этих погребальных сооружений северо-восточной группе ятвяжских племен - Дейнове.

Анализ материалов каменных курганов Вилийско-Неманского междуречья не выявляет существенных различий между ними и ятвяжскими курганами Сувалкии. Обнаруживаемые различия носят второстепенный характер. Так, сувалкские курганы отличаются от каменных курганов Верхнего Понеманья своими пропорциями - первые обычно ниже вторых, но диаметр их больше верхненеманских погребальных насыпей. В верхненеманских каменных курганах реже встречаются урновые захоронения по сравнению с сувалкскими. Наконец, в каменных курганах правобережной части Верхнего Понеманья сравнительно часто встречаются вещевые находки, часть которых имеет аналогии в восточнолитовских курганах, в то время как сувалкские курганы ятвягов второй половины I тысячелетия н.э., как правило, лишены вещевого материала. Однако подмеченные различия еще не дают оснований для выделения немано-вилийских каменных курганов в особую ятвяжскую группу памятников.

Более существенным признаком является самостоятельное для района концентрации топонимов типа «Дейнова» развитие погребальных памятников во II тысячелетии н.э. Как известно, обряд погребения в каменных курганах у верхненеманских ятвягов бытовал до XII-XIII столетий. В конце XII и в XIII в. в междуречье верхнего Немана и Вилии на смену каменным курганам приходят каменные могилы. В отличие от курганных сооружений последние не имеют поверхностных насыпей. На поверхности каменные могилы рассматриваемой территории имеют плоскую вымостку из булыжного камня в виде круга, овала или четырехугольника. Часто с одной (западной) или двух (западной и восточной) сторон таких могил положено по весьма крупному камню.

Первые раскопочные исследования каменных могил Верхнего Понеманья были произведены в 80-90-х годах прошлого столетия местным краеведом В.А. Щукевичем и Э.А. Вольтером. В 1903-1906 гг. В.А. Щукевич продолжил раскопки этих памятников. Всего было раскопано свыше 400 каменных могил, материалы которых до сих пор являются основным источником в изучении этих памятников.

Вскоре по получении сведений о раскопках каменных могил в Верхнем Понеманье ими заинтересовался А.А. Спицын. Погребальные памятники населения Черной Руси в то время еще не были выявлены. Поэтому А.А. Спицын высказал предположение, что каменные могилы, исследованные В.А. Щукевичем и Э.А. Вольтером, «впредь до дальнейших розысканий» можно предположительно отнести к древностям русского населения Черной Руси. Последующие археологические работы на территории Черной Руси показали, что погребальные памятники славянского населения здесь отличны от каменных курганов и каменных могил и идентичны восточнославянским курганам Верхнего Поднепровья, Волыни и бассейна Западной Двины. Однако исследователи продолжали рассматривать верхненеманские каменные могилы славянскими погребальными памятниками. В монографии, посвященной археологии Белорусского Понеманья, Ф.Д. Гуревич выделила каменные могилы в отдельную группу погребальных памятников, этническая принадлежность которой остается неясной. Попытка исследователя рассматривать каменные могилы как древности этнически смешанного населения, в состав которого входили переселенцы из Пруссии и Сувалкии, мазовшане, латыши при преобладании русских, не представляется удачной. Такое представление покоится исключительно на анализе вещевых материалов каменных могил Верхнего Понеманья и не учитывает специфики погребальных сооружений.

При характеристике археологических памятников Верхнего Понеманья Ф.Д. Гуревич не обратила внимание на наличие здесь значительной группы каменных курганов. Последние рассматриваются исследователем в числе славянских или восточнолитовских земляных курганов. Между тем, не подлежит сомнению, что каменные могилы вилийско-неманского междуречья и каменные курганы той же территории принадлежат к одной этнической группе населения и первые являются эволюцией вторых. Каменные могилы и каменные курганы часто образуют единые могильники (таковы могильники Сырни, Маркененты, Ст. Село, Карначиха, Козляны, Опановцы, Пузеле, Раки и др.). Имеются переходные формы между этими погребальными памятниками. Иногда весьма трудно, а порой и невозможно вовсе провести грань между каменным курганом и каменной могилой. В ряде случаев каменные могилы имеют кладку из двух ярусов камня общей высотой 0,35-0,40 м. Такую же высоту часто имеют и некоторые погребения, относимые исследователями к курганам. Сложены такие курганы из одного - трех ярусов камней. Крупные валуны с западной (реже с западной и восточной) стороны, такие же, как у каменных могил, встречаются и у курганообразных насыпей, сложенных из камней. По особенностям погребального обряда и вещевому инвентарю поздние каменные курганы ничем не отличаются от круглых и овальных каменных могил раннего периода их бытования. Постепенная эволюция каменных курганов в каменные могилы прослеживается почти во всех исследованных могильниках. Высказанная Ф.Д. Гуревич догадка о переселении в области междуречья Вилии и верхнего Немана мазовецкого населения из польского Подляшья, где имеются подобные каменные могилы, не имеет оснований. В Побужье происходила такая же эволюция каменных курганов в каменные могилы, как и в Верхнем Понеманье.

Таким образом, каменные могилы вилийско-неманского междуречья по своему происхождению связаны с ятвяжскими погребальными памятниками - каменными курганами. Территория их распространения обнаруживает ареалы, где в XII-XV вв. сохранилось балтоязычное население, причем не литовское, а ятвяжское.

Погребения в каменных могилах совершались по обряду ингумации. Ориентировка умерших - по преимуществу западная. В могильниках Вензовщизна, Рудня и Саланяцишки отмечены случаи восточной ориентировки, а в могильниках Ольшаны и Пузеле три погребения имели меридиональную ориентировку.

Вещевой материал каменных курганов с трупоположениями и каменных могил междуречья Вилии и Немана однотипен. Обычной находкой в женских захоронениях являются остатки головных венчиков, состоящих из разнообразных тисненых бляшек, окаймленных мелкими стеклянными бусами. К украшениям головы принадлежат также трехбусинные и перстнеобразные височные кольца с заходящими концами. В поздних погребениях на их смену появляются серьги в виде вопросительного знака, в русских древностях относящиеся к XIV-XV вв., и серьги, состоящие из проволочного кольца небольшого диаметра, к которому привешаны проволочные дротики с надетыми бусами. Шейные украшения не были характерны для населения, оставившего каменные курганы. Бусы встречены лишь в немногих погребениях. Они стеклянные или пастовые небольших размеров. В состав ожерелий также входили бронзовые спиральки, раковины каури и бубенчики. Набор нагрудных привесок невелик - ключики, бубенчики, крестики.

Довольно частыми находками в каменных курганах являются подковообразные застежки со стилизованными головками животных, браслеты (преобладают пластинчатые) и перстни.

Мужские погребения каменных могил отличаются от славянских курганных захоронений распространенностью оружия. Обычной находкой при мужских трупоположениях являются топоры и копья. К оружию могут быть отнесены также некоторые ножи. Изредка встречаются сабли и шпоры. В числе других предметов, происходящих из мужских погребений, находятся овальные и В-образные кресала, оселки, пряжки и перстни.

Большая часть украшений из каменных могил Понеманья имеет аналогии среди восточнославянских древностей. Несомненно, что древнерусская культура оказала большое влияние на культуру населения, оставившего каменные могилы. Вместе с тем анализ вещевого инвентаря обнаруживает и специфические отличия рассматриваемых памятников. Таковыми являются массовое распространение оружия в мужских захоронениях, своеобразный тип женского головного венчика, наличие некоторых украшений, распространенных почти исключительно у балтоязычных племен (спиральные браслеты, ромбовидные привески с ушком, спиральки, пряжки со стилизованными звериными головками, пряжки прямоугольные с, вогнутыми боками и окружные - с прямой рамкой).

Рис 2. 1 - каменные могнлы; 2-ареал концентрации топонимов типа «Дейнова»; 1-Церемец; 2-Ульбины; 3-Киюце; 4-Саланяцишки (?) 5-Пузеле; 6-Раки; 7-Верки; 8-Уланы; 9-Коалины; 10-Шлавенце; 11-Концовщивна; 12-Вензовщизна; 13-Ганелки; 14-Собакинцы; 15-Дворчане; 16-Веребьи; 17-Глушня; 18-Тоболиче; 19-Угольники; 20-Мацики; 21-Сырни; 22-Кульбачин; 23-Дунич-Могилицы; 24-Опановцы; 25-Полянки; 26-Ольшаны; 27- Скуратов (?); 28-Маркенты; 29-Хотенчицы; 30-33-Красница, Старое Село, Ивашкевичи, Клепачи.

Рассматриваемые каменные могилы сосредоточены в тех районах междуречья Вилии и Немана, где обнаруживается концентрация топонимов типа «Дейнова» и где, согласно преданиям, находилось Дейновское княжество (рис. 2). Этот факт и бесспорно ятвяжское происхождение верхненеманских каменных могил дают основание полагать, что рассматриваемые памятники оставлены той группой ятвягов, которая называлась дейновой. При обследовании говоров населения Верхнего Понеманья зафиксирован случай, когда местное население, ныне говорящее на литовском языке, но сохранившее в языке явные признаки своего западнобалтского происхождения, называло себя дайнавой. В связи с этим предположение, что в древности Дейновой называлась не только территория (земля), но и одно из ятвяжских племен, расселившееся в части Немано-Вилийского междуречья и по имени которого была названа область, представляется очень вероятным. Недавно на основе лингвистических изысканий к аналогичному заключению пришел польский исследователь Е. Налепа. Он полагает, что дейнова наряду с ятвягами, судинами и полексянами были отдельными ятвяжскими племенами и входили в состав союза племен, образованного собственно ятвягами, давшими название всему союзу.

Если это так, становится понятным, почему литовцы называли всех ятвягов дейновой. Так называлось одно из ятвяжских племен, которое длительное время соседило с литовскими племенами. Из всех ятвяжских племен литовцы знали только дейнову, название этого племени было распространено ими на все ятвяжские племена. Аналогичный случай имел место у латышских племен, которые соседили с одним из славянских племен - кривичами, и до сих пор латыши всех русских называют «krievs».

Известия письменных источников о Дейнове не противоречат предлагаемым выводам. Текст западнорусской летописи свидетельствует о Ятвягии и Дейнове как о различных землях Литовского государства. В грамоте Миндовга 1259 г., по-видимому, речь идет не о Дейнове Вилийско-Неманского междуречья, а о Сувалкской Ятвягии. В этой грамоте названа Дейнова, называемая также Ятвягией («Denowe tota quam etiam quidam Jetwesen vocant. . .»). Для литовцев Сувалкская Ятвягия ведь тоже была Дейновой, но в отличие от собственно Дейновской земли, называемой также Ятвягией.

Nаrbutt T. Dzieje narodu litewskiego. Wilno, 1840. Т. VII. Приложения. С. 70.

Iaroszewiсz I. Obras Litwy pod wzgledem jej cywilizacyi // Cześć. Wilno. 1. 1844. С. 27.

Памятная книжка Виленской губернии на 1851 г. Вильно, 1851. Ч. II. С. 104-111.

Вольтер Э.А. Дейнова. Энциклопедический словарь Брокгауза. Т. X. СПб., 1893. С. 296.

Покровский Ф.В. Археологическая карта Виленской губернии. Вильно, 1893. С. 94, 95.

Барсов Н.П. Очерки русской исторической географии. Варшава, 1885. С. 237.

Lowmiański H. Studja nad poczatkami społeczeństwa i państwa Litewskiego. Wilno, 1932. Т. II. С. 39, 44.

Соловьев А.В. Политический кругозор автора «Слова о полку Игореве» // Исторические записки. 1948. Т. 25. С. 80, 81, 100-103; Пашуто В.Т. Образование Литовского государства. М., 1959. С. 29 и карта; Nalepa J. Jaćwiegowie. Białystok, 1964. C. 46 и карта.

Kamiński А. Jaćwieg. Terytorium, ludność, stosunki gospodarcze i społeczne. Lodź, 1953. С. 32-36, 80-86.

Седов В.В. Курганы ятвягов // Советская археология. 1964. № 4. С. 36-51.

Анализ погребальных обрядов и вещевого материала ятвяжских каменных курганов Сувалкии, Верхнего Понеманья и Среднего Побужья (Седов В.В. Указ. соч.).

Отчеты археологической комиссии (OAK) за 1882-1888 г. С. СССХХХ; OAK за 1889 г. С. 52, 53; Археологические раскопки в Лидском и Трокском уездах // Правительственный вестник. 1889. № 185; Реферат В.А. Щукевича об археологических местностях в Лидском и Трокском уездах (Труды Виленского отделения Московского предварительного комитета по устройству в Вильне IX Археологического съезда. Вильна, 1893. С. 99, 100); Szukiеwiz W. Kurhany kamienne w pow. Lidzkim (gub. Wileńska) // Swiatowit. 1899. Т. 1. С. 35-45; Архив ИА АН СССР. Д. АК № 1888/130, 1890/130, 1894/90, 1906/27.

Кроме того, единичные каменные могилы раскапывались С. Глогером, Ф.В. Покровским (Покровский Ф.В. Указ. соч. С. 25, 26), П.С. Рыковым (Рыков П.С. Могильник близ имения Маркененты // Записки Северо-Западного отделения РГО. 1914. Кн. 4. С. 18-22) и Ф.Д. Гуревич (Гуревич Ф.Д. Древности Белорусского Понеманья. М.; Л., 1962. С. 193).

Спицын А.А. Предполагаемые древности Черной Руси // Записки Русского археологического общества. СПб., 1899. Т. XI. Вып. 1-2. С. 303-310.

Гуревич Ф.Д. Указ. соч. С. 135.

Там же. С. 138-142.

Иногда каменные могилы западных балтов сопоставляются с новгородскими жальниками. Последние заметно отличаются от понеманских могил. Новгородские жальники - это грунтовые погребения, огражденные на поверхности кругом, овалом или четырехугольником из камней, ведущие происхождения от словенских курганных погребений с каменным кольцом в основании. Кроме того, в Новгородской земле известны единичные каменные могилы, аналогичные неманско-бужским, которые безусловно связаны с прусско-ятвяжской группой балтов.

Исключением являются каменные могилы в Маркенентах, где были открыты трупосожжения (Рыков П.С. Указ. соч. С. 20-22).

Вольтер Э.А. Следы древних прусов и их языка в Гродненской губернии // Известия отделения русского языка и словесности АН. СПб., 1912. Т. XVI. Кн. 4. С. 159. Об ятвяжском происхождении этого населения см. статью Я.С. Огремского «Язык ятвягов» (Вопросы славянского языкознания. М., 1961. Вып. 5. С. 3-8).

Nalepa J. Указ. соч. С. 46.

Тройден назван князем Ятвяжским и Дейновским (ПСРЛ. Т. XVII. СПб., 1907. С. 238). При идентичности понятий Ятвягия и Дейнова это не имело бы смысла.

Валентин СЕДОВ

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова ятвяги

ятвяги в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

ятвяги

древнее литовское племя между реками Неман и Нарев. В 13 в. вошло в состав Великого княжества Литовского.

Ятвяги

Судовы, древнепрусское племя, этнически близкое к литовцам. Обитало в так называемой Судовии, между средним течением р. Неман и верховьями р. Нарев. Основные занятия Я. ≈ земледелие, охота, рыболовство. Развивались ремёсла. Древнерусские князья совершали неоднократные походы на землю Я. В 40≈50-х гг. 12 в. Я. были подчинены Галицко-Волынскому княжеству и Мазовии. В 1283 их земли захватил Тевтонский орден. Часть земель Я. вошла в состав Великого княжества Литовского.

Википедия

Ятвяги

Ятвя́ги - балтская племенная группа, этнически наиболее близкая к пруссам. Бесписьменный ятвяжский язык принадлежит к западной ветви балтской группы индоевропейской языковой семьи. В раннее средневековье испытывали сильное влияние литовского племени и уже на начальных этапах формирования Великого Княжества Литовского были отчасти асимилированы в южной части Дзукии. Начиная с XII века ятвяги участвовали в этногенезе литовской, белорусской и польской народностей.

Ятвяги (Жидачовский район)

Ятвяги , до 2015 года - Прибелье - село в Жидачовском районе Львовской области Украины.Ятвяг Гунарев из списка купцов в договоре с греками от 945 года имел здесь свои торговые склады с ятвягами из нынешней Литвы обслуживавших волок из Греков в Варяги через Днестр на Вислу.

Население по переписи 2001 года составляло 147 человек. Занимает площадь 0,64 км². Почтовый индекс - 81711. Телефонный код - 3239.

Ятвяги (Мостисский район)

Ятвяги - село в Мостисском районе Львовской области Украины.

Население по переписи 2001 года составляло 301 человек. Занимает площадь 0,835 км². Почтовый индекс - 81366. Телефонный код - 3234.

Ятвяги (значения)

Ятвяги :

  • Ятвяги - балтская племенная группа, этнически наиболее близкая к пруссам.
  • Ятвяги - село в Мостисском районе Львовской области Украины.

Примеры употребления слова ятвяги в литературе.

К востоку лежали земли Полоцкого княжества, с запада и юга жили литовцы, летты, самогиты, ятвяги и другие племена и народы.

Спор тут же заглох, потому что ятвяги освободили место для знатных зрителей.

Когда из ворот выскочили ятвяги , Анна почему-то решила, что русские уже победили: не могла отделаться от неосознанной убежденности в том, что смотрит кино.

Здесь жили литовцы, летты, самогиты, эсты, русские, литва, ливы, ятвяги , семигалы.

Ветром подхватило, чуть не сбило Анну с ног - мимо пролетели черными тенями с огненными бликами на лицах всадники Апокалипсиса - ятвяги , окружившие князя Вячко, передние с факелами, от которых брызгами летели искры.

Благодаря природе своей страны литовцы и ятвяги долее всех своих соседей сохраняли дикость первоначального быта, они набегали на окрестные страны, но сами были недосягаемы в своих неприступных природных укреплениях.

О происхождении ятвягов древние писатели разногласят: одни говорят, что ятвяги языком, религиею и нравами были схожи с Литвою, пруссами и самогитами, другие же, что ятвяги совершенно отличались языком от славян и литвы.

Дикие литовцы и ятвяги могли только беспокоить русские границы своими набегами.

Этот непобедимый воитель, именем которого половецкие женщины пугали плачущих детей в ночных вежах, из страха перед которым дикие ятвяги не смели вылезать из своих болот, испытывал нежность к птицам, поющим в дубравах.

Русские летописи упоминают ятвягов, начиная с X в. Среди послов Киевской Руси в Византию под 944 г. называется «Ятвяг Гунарев». Правда, по последним исследованиям, Ятвяг – это этноним, используемый как имя собственное, и был он послом от русинского князя Гунаря. Немецкие источники говорят о ятвягах-судовах.

Этноним «судовы» впервые назван Птолемеем (II в. н. э.). Они вместе с галиндами жили к востоку от Вислы. Наиболее изученным в археологическом отношении участком ятвяжской территории является бассейн р. Черной Ганьчи (Сувалкия, Польша). Здесь обнаружены материалы по истории ятвягов, начиная с первых веков н.э.

Исследователи западнобалтских погребальных памятников неоднократно отмечали, что для племен западных балтов в течение длительного времени было характерно применение камня при захоронениях. Обряд погребения под каменными курганами распространился у всех западнобалтских племен еще в I тыс. до н. э. У пруссов и галиндов в I тыс. н.э. произошла эволюция. Однако применение камня в виде кладок или вымосток сохраняется длительное время, в частности, у пруссов вплоть до XIII – XIV вв.

У ятвягов в III – IV вв. обряд трупоположения сосуществовал с обрядом трупосожжения. Захоронения по обряду трупоположения найдены в Среднем Побужье в д. Растолты и д. Кутово близ р. Нарева. Они датируются III в. Каменные курганы с захоронениями несожженных умерших известны и на правом берегу Немана на территории современной Летувы при д. Слабоделе (во времена ВКЛ – Слабодка) – IV в. К этой же группе памятников относится и часть курганов, исследованных в деревнях Мигонис, Палгарникас и Скворби, датируемые IV – V вв.. Слабая изученность территории Верхнего Понеманья не позволяет, как считают ученые, ответить на вопрос, занимали ли ятвяги еще в первой половине I тыс. эту область.

Начиная с V в. трупосожжения становятся господствующими, а вскоре – единственным обрядом у ятвягов. Ареал каменных курганов с трупосожжениями обширен. Он занимает территорию Сувалкии (Польша), польского Подляшья, Верхнего Понеманья, Среднего Побужья, Летувисского Занеманья; простирается на северо-востоке в глубь современной территории Летувы, захватывая правобережье среднего теченья Немана с бассейном р. Мяркис и часть левобережья Вилии.

В VIII в. ареал каменных курганов на территории Летувы сокращается. В междуречье Вилии и Мяркиса каменные курганы сменяются земляными насыпями – погребальными памятниками так называемых восточнолитовских курганов.

Начиная с конца X в. в погребальном обряде ятвягов начинается эволюция. Первый этап – конец X – начало XI вв. происходит переход от захоронений с трупосожжениями к захоронениям с трупоположениями. В период с конца XI в. до середины XIV в. каменные курганы заменяются каменными могилами. Правда, как переход к захоронениям с трупоположениями, так и переход к каменным могилам совершается неодновременно по всей территории расселения ятвягов. Так, в отдельных местах Немано-Вилейского междуречья обряд кремации удерживался до начала XIV в, а в Брестском Побужье последние сожжения в каменных курганах датируются XI в. Во многих могильниках каменные курганы соседствовали с каменными могилами.

В это же время происходит увеличение территории, занятой населением с таким обрядом захоронений. Они расселяются по рекам Вилии, Березине (Днепровской) и ее притокам, а также по левым притокам Зап. Двины и в районе Лепельских озер. Памятники на этой территории, как правило, смешанного типа: курганы и каменные могилы. Это Борисовский, Докшицкий, Глубокский, Лепельский, Ушачский, Березинский и другие районы. Но это расселение происходило не естественным, а насильственным путем:

«В.Е. Данилевич, ссылаясь на В.И. Татищева, сообщил, что в 1102 г. Борис Всеславович (Полоцкий) совершил поход на своих западных соседей-ятвягов. Поход был удачным. Возвращаясь назад, Борис Полоцкий построил город и назвал его в свою честь Борисовом. Возможно, что он построил город для пленных ятвягов. Кроме того, есть сведения о том, что Глеб Менский часто врывался в земли Литовского князя и брал в плен его подданных. Взятых в плен он частично селил в пустынных околицах Березины (начало XII в.)».

Еще одним важным моментом при определении территории расселения того или иного племени или народа являются данные гидронимии.

«Одним из наиболее убедительных аргументов для разграничения западнобалтских и восточнобалтских групп являются названия, содержащие в себе элементы «ape» и «upe» (об этом было сказано выше).

Другую группу гидронимов, обнаруживающих западнобалтское происхождение, составляют названия, этимологизирующиеся исключительно из прусского языка. Сюда, прежде всего, относятся речные названия с аппелятивом «stab» - из прусского «stabis» - «камень» (Стабна, Стадля, Стабница, Стабенка). В восточнобалтских областях этот аппелятив полностью отсутствует. Но используются летувисское «aktio» - «камень», латышское «akmes» - то же камень. В.Н. Топоров, изучая изголосу «akmes», отметил, что географические названия с этим компонентом территориально охватывают всю территорию Летувы, всю Латвию, прилегающие к ним районы Беларуси (территория т.н. восточнолитовских курганов) и южную часть Псковской области.

К третьей группе гидронимов западнобалтского происхождения принадлежат интересные названия с присутствием -з- вместо -ж-. Отсутствие звука «ж» в прусском при наличии его в летувинском и латышском языках делает западнобалтское происхождение этих гидронимов весьма вероятным. Таковы Азарза (варианты Заржа, Жарки), Зубир (Жубр, Зуберь, Зубер), Завушща (Жавушща) в бассейне верхнего Сожа, Залазенка (Залазжа, Жалижа, Жалож), Загулинка (Жагулинка) и Визенка (Виженка) в южной Смоленщине, реки Вузлянка, Зуйка, Вязынка – бассейн Вилии; реки Вязовка, Вязенская, Гавязненка, Зальванка, Уздзянка, Лазовка – бассейн Немана; р. Закованка – бассейн Припяти.

К числу бесспорных западнобалтских гидронимов принадлежат и названия с суффиксом «-da», представленные на днепровском левобережье единичными примерами (Немда, Овда) и большим количеством в Среднем Побужье и Верхнем Понеманье (Груда, Лебежда, Сегда, Невда, Гривда, Ясельда и т.д.).

К гидронимам западнобалтского типа нужно отнести также группу названий с суффиксом «-ва»». Гидронимы с суффиксом «-ва» были описаны немного выше.

Таким образом, ятвяги к середине XIII в. занимали обширную территорию. «Но это ятвяги. А где же литвины?» – спросите вы.

индоевропейской языковой семьи . В раннее средневековье испытывали сильное влияние литовского племени и уже на начальных этапах формирования Великого Княжества Литовского были отчасти ассимилированы в южной части Дзукии . Начиная с XII века ятвяги участвовали в этногенезе литовской , белорусской и польской народностей.

Обращение к письменным источникам показывает, что принятая в некоторых исследованиях классификационная схема, согласно которой ятвяги, судовы, дайновы и поллексяне (полешане) были четырьмя частями одного целого «племени», не соответствует действительности: в XIII веке все эти названия функционировали в разных языковых традициях для обозначения одной и той же реальности .

Отсюда до угров и до ляхов, до чехов, от чехов до ятвягов , от ятвягов до литовцев, до немцев, от немцев до карелов, от карелов до Устюга, где обитают поганые тоймичи, и за Дышащее море; от моря до болгар, от болгар до буртасов, от буртасов до черемисов, от черемисов до мордвы - то все с помощью божьею покорено было христианским народом, поганые эти страны повиновались великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, князю киевскому, деду его Владимиру Мономаху, которым половцы своих малых детей пугали….

На востоке [Прусии], в направлении Руси (Russiam), к ней присоединяется Ятвезия (Jetwesya). Её начал крестить я с товарищем. За Пруссией, на север от этого народа, лежит Самбия (Zambia) .

Их стольным городом и замком был Дрогичин , существующий и ныне. Начиная с Волина, они заселили все Подляшье до самой Пруссии, а также владели замком Новогрудок и окрестными волостями в Литве… Ныне они ещё частично остались около Новогрудка Литовского , также около Райгарда (Rajgrodu) и Инстербурга (Isterboka) в Пруссии , а также в Курляндии и Лифляндии . А ещё их землица есть около Великого Новгорода Московского, [там] они зовутся ижорянами (Igowiany), чему я и сам свидетель.

В X-XII веках южные и восточные окраины ятвяжского края неоднократно подвергались нападениям со стороны киевских великих князей.

В 983 г., после удачного похода на ятвягов, в Киеве было решено по жребию принести в жертву юношу Иоанна, сына варяга Федора. Отец заступился за сына, толпа язычников убила того и другого (память их 12 июля).

С XII века западная часть ятвяжских земель была подчинена Мазовии , южной частью Судавии в XII-XIII веках время от времени владело Галицко-Волынское княжество , затем Судавия (с центром в г. Райгород) входила в состав Великого княжества Литовского .

В 1112 году - «Ярослав ходи да Ятвязе сын Святополчь и победи я». (Ипатьевская летопись).

В 1229 году волынские князья Даниил и Василько отправились на помощь мазовецкому князю Конраду, .

«оставиша в Берестии Володимера Пиньского и Угровьчане и Берестьяны, стеречи земле от Ятьвязь»

В год 6756 (1248). Воевали ятвяги около Охоже и Бусовна и всю страну ту покорили, пока ещё Холм не был поставлен Даниилом. Василько погнался за ними из Владимира, настиг их у Дорогичина на третий день пути из Владимира. В то время, когда они бились у дорогичинских ворот, и настиг их Василько. Они повернули против Василька, но, не выдержав натиска его, с божьей помощью, обратились в бегство злые язычники. И нещадно избивали их, и гнали их много поприщ, и было убито сорок князей, и многие другие были убиты, и не устояли ятвяги. И послал Василько весть об этом брату своему в Галич . И была большая радость в Галиче в тот день. Василько был среднего роста, отличался умом и храбростью; он много раз сам побеждал язычников, и много раз Даниил и Василько посылали войска на них. Так Скомонд и Борут, свирепые воины, были убиты посланными. Скомонд был волхв и знаменитый гадатель по птицам; скорый, как зверь, пешком ходя, он завоевал Пинскую землю и другие области; и был убит нечестивый, и голова его была воткнута на кол. И в другие времена, по божьей милости, перебиты были поганые, о которых не хотим писать,- так много их было….И так они шли, разоряя и сжигая землю Ятвяжскую, и когда перешли реку Олег, то хотели остановиться в лощине; увидев это, князь Даниил воскликнул, сказав: И они прошли теснину, захватывая врагов в плен, и вышли в чистое поле, и встали станом. Ятвяги же, несмотря ни на что, нападали на них, а русские и ляхи гонялись за ними, и многие князья ятвяжские были убиты; и гнали их до реки Олега (Лыка), и прекратилась битва.

„О мужи-воины! Разве вы не знаете, что христианская сила в широком пространстве, а поганым - в узком, им привычна битва в лесу“.

В 1251 году ятвяги и войско Данилы оказали помощь жемайтскому князю Викинту при нападении на замок Миндовга Воруту (Руту).

В 1254 году вице-ландмейстер Пруссии Буркхард фон Хорнхаузен заключает соглашение о военной помощи с галицким князем Даниилом и мазовецким князем Земовитом . Основным пунктом этого соглашения была передача «третьей части [земли Ятвяжской] », которую ещё предстояло завоевать, князьям «» в обмен на военную помощь и иные услуги в борьбе против этого племени и «любого другого, воюющего против веры христианской ». Кроме того, орденские братья обязывались также не вступать в контакт с врагами других сторон и не препятствовать желанию своих подданных помогать в конфликтах князьям