Современное экологическое состояние окружающей среды. Современное состояние окружающей среды россии Материал о современном состоянии окружающей среды

Анализ экологической ситуации в нашей стра­не содержится в ежегодном

многостраничном ис­следовании, которое называется «Государственный

доклад о состоянии окружающей природной сре­ды Российской Федерации».

Экологическая безопасность России в опреде­ленной степени зависит не только от негатив­ных последствий деятельности национального хозяйства,

унаследованных от прошлого, но и от отрицательных последствий планетарной хо­зяйственной деятельности, главным образом в со­предельных странах, которые в пространствен­ном и временном аспектах угрожают российским территориям. Но эти угрозы нельзя считать чис­то внешними, так как они тесно связаны с внут­ренним экологическим поведением территории России.Экологическая ситуация в России сейчас опре­деляется такими негативными тенденциями, как превалирование природоёмких отраслей народного хозяйства, несовершенство технологий, сырьевая ориентация экспорта, остаточный принцип финансирования природоохранных мероприятий: программ экологического профиля.

В последнее время проблемы экологического профиля обострились из-за повышения вероятности аварии и ка­тастроф техногенного характера, нарушения норм охраны окружающей среды, растущей социальной напряженности, снижения производственной и других форм дисциплины, ослабления контроля, продолжающегося износа производственных фон­дов.

Для настоящего времени характерно потреби­тельское отношение к природе

молодого агрессив­ного поколения предпринимателей в ходе перво­начального накопления капитала. Это усугубля­ется отсутствием средств на экологию ввиду бюджетного кризиса и сложного финансового по­ложения индустриальной инфраструктуры.

В экологическом плане последствия расформи­рования СССР оказались также неутешительны­ми. Общее сокращение производства не привело к уменьшению антропогенного давления на окружа­ющую среду. Наоборот, нарастает заброшенность, «замусоривание» территорий. Некоторое сниже­ние уровня выбросов и сбросов от промышленных предприятий в связи со снижением производства компенсируется увеличением количества «залпо­вых» выбросов в результате аварий, усиления транспортного типа загрязнения. В современной России экологические катастро­фы становятся неизбежными вследствие изношен­ности основных производственных фондов. Напри­мер, износ нефтегазопродуктопроводов составля­ет 50%; около 35% автодорог оцениваются как критические; всего же в ремонте нуждается 65% автодорог.

Охрана окружающей природной среды является наукоемким видом деятельности. Это никак не согласуется с происходящим сейчас в России разрушением научного и технологического потенциалов, очень низким уровнем финансирования науки. Это приводит не только к потере собственных экологических разработок, но и к

непониманию глобальных угроз экологического свойства.

Антиэкологический характер носит социально-экологическая политика стран СНГ и Прибалтии. Бедные страны этой группы не могут в должной мере заботиться о чистоте среды обитания человека.

Расходы на защиту окружающей среды в рамках стран СНГ постоянно снижаются: в

1990 г. по сравнению с предыдущим годом - на 2%; в 1991 г. - на 8%; в 1992 г.

На 16%; в 1993 г. -10%; в 1994 г. - на 30%; в 1997 г. - на 38%, 1999г. - на 41%.

Негативную роль в развитии экологической ситуации в России играют страны Восточной Европы (бывшие социалистические). Они являются инициаторами транспортировки с Запада на Восток токсичных отходов, передислокации экологически опасных производств и т. д., т. е. Россия может превратиться в «экологическую колонию» развитых в хозяйственном отношении стран.

Южные границы России соприкасаются с целой группой государств с высокими темпами демографического роста, а следовательно, увеличением демографического давления на окружающую среду. В частности, прирост населения в Японии за 1950-1999 г. составил 148%, в Китае почти 210%, в Иране - 345%, границах Ирака - 350%. В России же в последние годы наблюдается сни­жение уровня рождаемости, увеличение смертно­сти.

Очень серьезную экологическую угрозу для Рос­сии представляет приграничный военный потен­циал. Эта опасность исходит от стран, обладаю­щих химическим и биологическим оружием, - США, Япония, Китай, страны ЕС.

Министр природных ресурсов и экологии Ю.Трутнев выступил перед депутатами Государственной думы в рамках Правительственного часа с программной речью о состоянии дел в области охраны окружающей среды и мерах по изменению экологической ситуации, сложившейся в стране за последние 8 лет.

Отдельные положения этого выступления заслуживают особого внимания, поскольку затрагивают чрезвычайно важную тему для каждого жителя нашей страны и достаточно редко звучат в выступлениях политиков высокого ранга. Кроме того, сотрудники российско-европейского центра, были приятно удивлены явной ориентацией доклада на адаптацию опыта ЕС в области технологического нормирования без привычных в наше время кивков в сторону «общемирового опыта».

40 млн. россиян проживают в неблагополучной среде, при этом 1 миллион из них живет в условиях, представляющих опасный уровень загрязнения, а 100% населения Москвы и Санкт-Петербурга «выживают» в условиях высоких и очень высоких уровней загрязнения воздуха.

Всего от стационарных источников и от автотранспорта в воздух выбрасывается 36 млн. тонн загрязняющих веществ, из которых 58% приходится на долю промышленности, а 48% -автотранспорта.

Несмотря на общее снижение водопотребления в стране и объема сброса загрязняющих веществ, в водоемы России продолжает сбрасываться огромное количество неочищенных стоков, больше половины которых (52%) приходится на долю сектора ЖКХ. Помимо муниципального сектора к группе «ведущих» загрязнителей относятся предприятия агропромышленного комплекса (8%), химии и нефтехимии (7%) и лесоперерабатывающие предприятия (7%).

Системного улучшения в политике управления отходами не произошло, а огромные массивы твердых бытовых отходов на необорудованных полигонах вблизи населенных пунктов и промышленные отходы высоких классов опасности стали представлять прямую угрозу здоровью населения. Главным поставщиком отходов являются предприятия угольной промышленности (55%), черной и цветной металлургии (16% и 17% соответственно).

Энергоэффективность и ресурсоемкость:

Российская экономика отстает от среднего для Европы уровня энергоэффективности более чем в 5 раз; объемы выбросов углекислого газа выше среднеевропейских в четыре раза, а водопотребление? в 50 раз.

Удельные показатели выбросов в атмосферу, сбросов в водные объекты, образования отходов на единицу продукции российских предприятий в несколько раз выше аналогичных зарубежных показателей.

Накопленный ущерб:

Министерство природных ресурсов и экологии РФ проанализировало ситуацию в этой сфере и выявило 194 «горячих» экологических точки, выделенных, в первую очередь, по степени влияния отходов на здоровье человека. В этих точках проживает более 10 млн. человек.

Для исправления сложившейся ситуации министерство планирует реализовать достаточно радикальные меры и, прежде всего, изменить существующее природоохранное законодательство. Основное внимание будет уделено развитию системы государственного природоохранного регулирования, внедрению современных методов управления и механизмов экономического стимулирования предприятий для перехода на передовые природоохранные технологии.

Министерство природных ресурсов и экологии РФ предлагает ликвидировать институт временных лимитов и приступить к поэтапному повышению платы за сброс стоков без должной очистки.

Следующим шагом реформы планируется осуществить переход на нормирование негативного воздействия на окружающую среду на базе наилучших существующих технологий (НСТ), для чего предстоит адаптировать на российском рынке европейские модели НСТ для более 6 тысяч видов промышленной продукции.

Министр выразил обеспокоенность в связи с ситуацией, сложившейся с институтом государственной экологической экспертизы после внесения поправок в Градостроительный Кодекс и высказал пожелание, чтобы сегмент экологической экспертизы вернул себе самостоятельный статус и учитывался бы при принятии окончательных решений.

Этот документ, наряду со «Стратегией социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года», впервые за последнее десятилетие устанавливает целевые показатели российской социальной, экономической и экологической политики.

Согласно положениям этих документов МПР РФ должно обеспечить:

  • * снижение объемов загрязнения воздуха, водоемов и образования отходов на 20% к 2012 году
  • * снижение уровня энергоемкости предприятий на 40% к 2020 году
  • * увеличение площади под ООПТ на 11 млн. га
  • * сокращение численности городского населения, проживающего в условиях неблагоприятной окружающей среды.

Отрадно сознавать, что приведенные цифры, в целом, сопоставимы по масштабу и направленности с озвученными немногим ранее амбициозными планами Европейского Союза по улучшению экологической ситуации за счет достижения к 2020 году 20-процентного повышения доли возобновляемых источников энергии, 20-процентного снижения выбросов парниковых газов и 20-процентного повышения энергоэффективности производства. Появляется надежда, что политика сближения экологических стандартов России и ЕС начинает давать первые реальные результаты.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГОРОДАХ

Н. Л. Лисина

CURRENT STATUS AND PROBLEMS OF THE URBAN ENVIRONMENT

В статье проведен анализ состояния окружающей среды в городах, выявлены их главные экологические проблемы, требующие решения. Автор приходит к выводу о том, что состояние окружающей среды в городах продолжает оставаться неудовлетворительным; отсутствует государственная политика экологического развития городов, базовые функции государственного управления не приспособлены к обеспечению качества окружающей среды городов. Автор считает, что необходимы неукоснительное соблюдение экологических требований в градостроительстве, специальная нормативная проработка мер охраны окружающей среды в городах, учитывающих специфику населенных пунктов и городской среды и спектр негативных воздействий.

The paper analyzes the state of the environment in urban areas and identifies their main environmental problems to be solved. The author concludes that the state of the environment in urban areas continues to be unsatisfactory; there is no state policy of environmental development of cities, the basic functions of government are not designed to ensure the quality of the urban environment. The author believes that there is a need for strict compliance with environmental requirements in urban planning, a special study of the regulatory measures for the protection of the urban environment, taking into account the specifics of settlements and the urban environment and a range of negative impacts.

Ключевые слова: охрана окружающей среды, городская среда, государственная экологическая политика, качество городской среды.

Keywords: environment, urban environment, state environmental policy, quality of the urban environment.

Город является сложным явлением окружающей нас действительности, представляет собой не только место проживания населения, но и место скопления созданных человеком объектов социально-культурного, бытового, производственного и т. п. назначения, обслуживающих интересы населения в различных сферах, существующих во взаимодействии с компонентами природной среды. Именно поэтому качество окружающей среды городов определяется различными факторами, обусловленными как воздействием человека, так и естественными процессами, которые за последние годы подвержены значительным негативным изменениям, трансформациям, обострениям.

Территориальное расползание мест расселения людей, процессы урбанизации, происходящие за последние годы в нашей стране, не приводят к гармоничным отношениям населения и окружающей их природной среды. Загрязнение атмосферного воздуха, почв, водных объектов и других компонентов природной среды, отделение населения от естественной природы, возрастающая численность населения является следствием роста городов и, по мнению некоторых ученых, недостатками больших городов .

По данным ООН, численность мирового населения в 2014 г. достигла 7,2 млрд чел. и возрастет на более чем 2 млрд чел. к 2050 г. В предстоящие десятилетия существенно увеличится численность населения Африки и Азии. Более половины населения Земли проживает в городах, растет количество городских агломераций. По прогнозам ООН, численность городских жителей будет ежедневно увеличиваться в среднем на 200 тыс. человек, к середине XXI в. каждый седьмой из десяти человек будет проживать в городских районах .

Уровень и характер взаимодействия населения со средой его обитания отражают экологическую ситуацию в городах, показатели состояния компонентов природной среды. Стремительный рост городов осложняет экологически безопасное существование населения и природных составляющих городской среды, взаимодействие жителей со средой их обитания. Так, только по официальным данным в 2013 г. объем выбросов загрязняющих веществ от стационарных и автомобильных источников на человека в год составил 222 тонны. В 57 % городов Российской Федерации степень загрязнения атмосферного воздуха характеризуется как очень высокая и высокая и только в 22 % - низкая. 52 % городского населения страны проживает в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения, в 81 % городов (где проживает 66,6 млн чел.) средняя концентрация одного или нескольких загрязняющих веществ превышает предельно допустимые концентрации . Причем эти показатели являются относительно стабильными за последние годы, что свидетельствует об устойчивом неблагоприятном состоянии окружающей среды многих городов нашей страны. В то же время отмечается ряд факторов, оказывающих позитивное влияние на качество атмосферного воздуха, к примеру, рост доли использования воздушного, железнодорожного и трубопроводного транспорта.

Актуальной остается проблема качества поверхностных вод. Отсутствие необходимых очистных сооружений на многих предприятиях, сброс неочищенных ливневых стоков с территорий крупных городов, накопление загрязняющих веществ в донных отложениях и т. п. - все это явления, характеризующие продолжающуюся антропогенную нагрузку на водные

объекты и недостаточность принимаемых мер на восстановление качества состояния поверхностных водных объектов. Антропогенные факторы особенно ощутимо сказываются на экологическом состоянии малых рек: Кольского полуострова, в бассейнах Оби и Енисея, экологическое состояние которых крайне неудовлетворительно; большинство из них характеризуются как «грязные», «очень грязные», отдельные как «экстремально грязные» . Отсюда и качество питьевой воды для населения по большинству показателей (санитарно-химическим, микробиологическим и др.) можно оценить как негативное. В 2013 г. доброкачественной питьевой водой было обеспечено 62,1 % населения Российской Федерации.

Не менее значимой проблемой в настоящее время остается деградация естественного ландшафта, загрязнение почв из-за размещения транспортных сетей городов, промышленных объектов, полигонов размещения отходов, отвода земель под застройку различных объектов. По данным Росреестра, изъятие земель из продуктивного оборота по всем категориям земле-отвода составило в 2013 г. 401405,0 тыс. га, что на 42,9 тыс. га больше, чем было в 2012 г. .

По показателям загрязнения почв твердыми металлами к опасной категории относится 2,6% обследованных в период за 2004 - 2013 гг. населенных пунктов, к умеренно опасной - 7,7 %. Сложная ситуация обстоит с загрязнениями почв нефтепродуктами, бенз(а)пиреном, нитратами и сульфатами.

Под воздействием хозяйственной и иной деятельности в городах неизбежно меняется природный ландшафт, деградирует, загрязняется, а это требует принятия восстановительных природоохранных мер. Одной из причин экологического неблагополучия городской среды является отсутствие ландшафтной политики, объектом правового регулирования должны выступать как природные ландшафты, не подвергшиеся антропогенному воздействию, так и при-родно-антропогенные ландшафты. В условиях активного формировании и роста городских агломераций учет разных ландшафтов необходим , поскольку их разрушение приводит в конечном итоге к ухудшению условий жизни городского населения.

Важным инструментом в деле охраны природных и природно-антропогенных ландшафтов должно послужить ландшафтное планирование . Кроме того, актуальной является проблема охраны зеленых насаждений в городах, являющихся составной частью ландшафта города, всегда играющих исторически важную роль в жизни городов, так как именно они обслуживают различные потребности населения городов (коммунально-бытовые, рекреационные, средо-защитные, санитарные, урбанистические и т. д.).

Одной из острых проблем городской среды является шумовое воздействие. Причем шумовое воздействие в городах имеет характер комплексного воздействия на объекты (природные, природно-антропоген-ные, население), поскольку источниками такого воздействия являются любые достижения научно-технического прогресса (автомобильный, рельсовый, воздушный транспорт, хозяйственная, строительная и производственная деятельность людей и т. п.) и все

могут воздействовать одновременно. При этом воспроизведение шума из каждого источника может осуществляться в пределах установленных нормативов, а в своей совокупности шумовое воздействие может оказывать негативное воздействие на состояние здоровья человека (вызвать раздражение, агрессию, повышение артериального давления, потерю слуха) и компоненты окружающей среды (например, объекты животного мира при громком звуке теряют ориентацию в пространстве, сами издают громкие звуки). Этим осложняется решение проблемы шумового воздействия на городскую среду и здоровье человека. Для обеспечения так называемого «акустического» благополучия в городах проводится ряд мер, и технических (технологических), и градостроительных, и санитарно-эпидемиологических. Но это задача еще и организационно-правовая - определение проблемы шумового воздействия в качестве одной из приоритетных в рамках реализации государственной экологической политики городов, что особенно актуально в условиях существующих намерений государства по созданию мегаполисов.

Следует отметить, что почти для 73 % населения Российской Федерации показатели загрязнения атмосферного воздуха, воды, почвы, продуктов питания являются определяющими факторами их среды обитания, оказывающими воздействие на здоровье человека. Поэтому напряженная ситуация с состоянием указанных компонентов природной среды крайне негативно отражается на состоянии здоровья человека. На протяжении последних десятилетий ученые медицинских и биологических наук активно и открыто исследуют причины возникновения и распространения экологически обусловленных заболеваний. Установлено, что заболеваемость населения в крупных городах до 40 % связана с загрязнением окружающей среды. Только 15 % горожан живут на территориях без превышения тех или иных нормативов . Так, по данным Роспотребнадзора, наиболее напряженная ситуация складывается в субъектах Российской Федерации, расположенных в Сибирском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах, где на уровни загрязнения атмосферного воздуха оказывают влияние природно-климатические факторы, препятствующие рассеиванию техногенных выбросов. В наибольшей степени негативному воздействию атмосферных загрязнений подвержено население, проживающее в зонах влияния стационарных выбросов промышленных предприятий и вблизи автомагистралей. Кроме того, более 30 административных территорий 13 субъектов Российской Федерации относятся к территориям с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, где превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ составляет 5 и более раз . Практически более 10 % территории Российской Федерации заслуживает статуса экологически неблагоприятных зон .

Спецификой загрязнения определяются демографические потери. С загрязнением атмосферного воздуха связаны онкологические заболевания и болезни органов дыхания. Действительно, смертность населения от новообразований ассоциирована с загрязнени-

ем атмосферного воздуха бенз(а)пиреном, формальдегидом и рядом тяжёлых металлов (прежде всего кадмия, свинца и его неорганических соединений) в 25 субъектах Российской Федерации, а заболеваемость всего населения болезнями органов дыхания ассоциирована с загрязнением атмосферного воздуха в 27 субъектах Российской Федерации .

Загрязнение питьевой воды и наличие в ней хрома, мышьяка, бора, молибдена, марганца, железа, стронция, нитритов, нитратов, хлороформа может вызвать развитие неблагоприятных эффектов со стороны желудочно-кишечного тракта, почек, сердечнососудистой, гормональной, иммунной систем, центральной и периферической нервных систем.

Таким образом, мы наблюдаем выраженную взаимосвязь состояния окружающей среды и здоровья населения городов. То, что десятилетиями озвучивалось медиками, сегодня подтверждается органами государственной власти. Однако придание огласке показателей негативного воздействия факторов окружающей среды на здоровье человека явно недостаточно. Необходимо принимать меры, направленные на сбалансированную охрану природных объектов и природных ресурсов в городах, так как именно их благоприятное состояние является определяющим фактором воздействия на здоровье человека наряду с другими (факторами образа жизни, социальные и т. п.). Ключевая роль, безусловно, всегда отводилась и должная отводиться праву, как регулятору общественных отношений, т. к. оно является наиболее эффективным инструментом управления поведением людей, имеет способность адаптировать экологические требования и выражать их в виде общеобязательных правил поведения . Однако за последние годы, государство, признавая важность охраны окружающей среды и обеспечения благоприятной среды обитания человека, строит правовое регулирование в обозначенной сфере строит неоднозначно, с дефектами, рассчитывая на идеальные общественные экологические отношения, неукоснительное соблюдение экологических требований в градостроительстве, делая акцент на социально-экономическое планирование и прогнозирование, без учета экологических и градообразующих факторов в полной мере.

В Российской Федерации на уровень государственного управления перешло возрастающее значение крупных городов, являющихся центрами социально-экономического развития, притягивающие прилегающие поселения, образующие вместе единую систему с социальными, культурными, экономическими,

рекреационными и т. п. связями. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г., разработанный Минэкономразвития России , признает, что базовой тенденцией пространственного развития России является, наряду с прочими социально-экономическими факторами, формирование 20 агломераций с численностью населения более 1 млн человек. Данные агломерации, по мнению Минэкономразвития России, будут способны выполнять специализированные интернациональные функции в мировом разделении труда, стать локомотивами роста, развивая новые инновационные кластеры. Однако возникает вопрос, какое значение для сохранения и поддержания качества окружающей среды, в том числе среды обитания человека, имеет подобное укрупнение городов, ставятся ли государством такие задачи или преследуются только экономические и социальные цели? Какое воздействие состояние окружающей среды мегаполисов окажет на здоровье человека? Ведь решение одновременно и социально-экономических, и экологических вопросов крайне сложно, занимает уже не один десяток лет и это несмотря на то, что «экономические, и экологические интересы едины по своей социальной направленности, поскольку они призваны обеспечить качество жизни человека, такого рода противоречия возникают в силу постоянного воздействия на природную среду вследствие ее потребления и использования. Подобное воздействие вносит отрицательные элементы в содержание экологической функции, выполняемой природой, путем ее загрязнения, истощения, разрушения» , «удовлетворение экономических интересов, связанное с использованием и потреблением природных ресурсов для производства материальных благ, неизбежно вносит негативные изменения в естественную среду, которые отражаются на качестве выполнения природой ее биологической функции» .

В современных условиях государство «формально» (т. е. его воля выражена в нормативных документах) ориентировано на решение социально-экономических задач, обеспечивающих сохранение благоприятной окружающей среды. Об этом свидетельствуют принятые за последние годы в нашей стране программные документы. В частности, Экологическая доктрина Российской Федерации , Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г. , предусматривают озабоченность государства сложившейся неблагоприятной экологической ситуацией и ставящие стратегической целью государственной политики в области экологического развития решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности . Для достижения указанной цели государство традиционно

ставит определенные задачи и предусматривает определенные механизмы реализации государственной политики в области экологического развития (нормативно-правовые, организационные, экономические, природоохранные, информационно-аналитические, идеологические), определяет направления государственной политики в обозначенной сфере, начиная от формирования эффективной системы государственного управления в области и охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности и заканчивая формированием экологической культуры, развитие экологического воспитания и образования. Прогнозируется, что переход на рельсы «зеленого роста» будет достигнут за счет реализации комплекса законодательных и институциональных мер, обеспечивающих рост энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии, внедрения мер экономического стимулирования сокращения выбросов, сбросов, образования и утилизации отходов .

Отметим, что для нашего государства подобные мероприятия не являются новыми (исключением можно считать лишь «зеленые» стандарты). За последние 15 лет была «осуществлена экологизация отдельных сфер хозяйственной деятельности, созданы организационные и правовые предпосылки для перехода к устойчивому развитию» , но применительно к охране окружающей среды в городах многие вопросы являются спорными, нерешенными, требующими специальной нормативной правовой проработки. Сложность правового регулирования в этой сфере заключается в том, что право, с одной стороны, должно повернуть сложившуюся модель поведения участников экологических отношений в благоприятное для населения городов русло, а, с другой стороны, решить социально-экономические задачи, обозначенные в прогнозных документах. Тогда, возможно, как указывается в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации, к 2030 г. количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха сократится со 126 в 2013 г. до 50 к 2020 г. и до 34 городов к 2030 г.

Необходима взвешенная единая политика государства, направленная на планирование, предупреждение, поддержание и восстановление качества окружающей среды в городах. Обеспечение качества окружающей среды в городах должно стать одним из основополагающих направлений в решении вопросов качества жизни человека. Последнее, как известно, по словам Президента Российской Федерации В. В. Путина, является одним из приоритетов науки в Российской Федерации , а, следовательно, должно стать приоритетным в развитии научно-обоснованной государственной экологической политики и экологического законодательства.

Стратегические мероприятия в деле охраны окружающей городской среды строятся без учета «специальных» инструментов, появившихся в законодательстве за последние годы, которые направлены, в том числе на охрану окружающей городской среды (например, в их числе территориальное планирование и градостроительное зонирование). На федеральном уровне в настоящее время отсутствует должное пра-

вовое обеспечение государственной экологической политики городов, учитывающие типологию населенных пунктов, специфику городской среды, спектр негативного воздействия и проч.

Безусловно, для обеспечения благоприятной среды в городах особое значение имеют: экологическое нормирование, экологическая экспертиза, государственный экологический надзор и экологический контроль, которые должны занять достойное место среди мероприятий по охране и улучшения состояния окружающей среды в городах. Однако решение актуальных вопросов для городов должно решаться и с учетом (даже «посредством») современных способов воздействия на общественные отношения на основании уровня «загрязненности» городов. Ведь на протяжении нескольких лет мы наблюдаем попытку дифференцирования городов, в том числе с учетом их экологической составляющей (так называемый «экологический рейтинг» городов, ежегодно составляемый под эгидой Минприроды России). За 2013 г. была собрана информация о состоянии городов 87 субъектов Российской Федерации и по словам заместителя Министра природных ресурсов Р. Гизатулина «почти во всех городах сложилась достаточно благополучная ситуация с состоянием атмосферного воздуха и водопользованием, а также с транспортом, использованием городских территорий и энергопотреблением» . Однако главная проблема этой, казалось бы, полезной для управленческой деятельности «инициативы» кроется в полноте и достоверности переданной и полученной информации. Отсюда - искажение данных о состоянии окружающей среды и ее компонентов и иных условий жизнедеятельности человека (известно, что для рейтинга информация собирается по семи ключевым категориям: воздушная среда, водо-потребление и качество воды, обращение с отходами, использование территорий, транспорт, энергопотребление, управление воздействием на окружающую среду).

Скажем, а может быть на федеральном уровне вовсе не должны заботиться о специфике городов, их классифицировать и типизировать? Возможно, но тогда ситуация не изменится - на федеральном уровне так и будут определяться общие существующие проблемы, предлагаться общие пути выхода из экологического кризиса без их дифференциации по сферам хозяйственной и иной деятельности, по степени их аккумулирования в пределах определенной территории (например, в пределах городской территории), а рейтинг составляться для самих же городов.

Таким образом, состояние окружающей среды городов продолжает оставаться крайне нежелательным для природной среды и населения. Важно помнить, что степень активности урбанизации, освоенности территории, вмешательства человека в естественные природные процессы являются главными факторами, определяющими качество окружающей среды, и, наоборот, состояние здоровья населения является отражением экологической ситуации городской среды. Главными экологическими проблемами городов, требующих своего решения, остаются: загрязнение атмосферного воздуха, вод, почв, шумовое воздействие,

сокращение площадей «зеленых» массивов городов и на прилегающих территориях; отсутствие государственной политики экологического развития городов; ориентация на укрупнение городов посредством создания мегаполисов является серьезным «давлением» на окружающую среду и человека (следовательно, укрупнение городов в социально-экономическом аспекте должно осуществляться одновременно с реше-

нием вопросов обеспечения качества окружающей городской среды, в т.ч. природной среды и среды обитания человека); неприспособленность (неадапти-рованность) базовых (основных) функций государственного управления к обеспечению качества окружающей среды городов; отсутствие четкой «экологизации» таких сфер управления, как территориальное планирование и градостроительное зонирование.

Литература

1. Боголюбов С. А. Экологизация отраслей российского законодательства // Журнал российского права. 2004. № 12. С. 149.

2. Вершило Н. Д. Охрана окружающей среды, устойчивое развитие: проблемы и пути решения // Материалы круглого стола «Правовое обеспечение экологической безопасности в субъектах Российской Федерации». М.: Юрлитинформ, 2010. С. 75.

3. Выпханова Г. В. Ландшафтное развитие городских и других территорий: информационно-правовые проблемы // Аграрное и земельное право. 2008. № 6. С. 105.

4. Гичев Ю. П. Здоровье человека и окружающая среда: SOS! М.: Реклайн, 2007. С. 18.

5. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2013 году» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Режим доступа: http://www.ecogosdoklad.ru/default.aspx (дата обращения: 16.07.2015).

6. Евдокимова Т. В. Правовая охрана эстетических свойств ландшафтов: монография / отв. ред. М. М. Бринчук. М.: Юрлитинформ, 2012. С. 104.

7. Колбасов О. С. Концепция экологического права // Право окружающей среды в СССР и Великобритании. М.: Изд-во ИГиП АН СССР, 1988. С. 3.

8. «Новые вызовы и приоритеты развития науки и технологий в Российской Федерации». Заседание Совета при Президенте России по науке и образованию 24 июня 2015 г. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/councils/49755 (дата обращения: 30.07.2015).

9. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2013 году: Государственный доклад. М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2014. С. 10.

10. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утв. Президентом Российской Федерации 30.04.2012 // СПС «Консультант Плюс».

11. Петров В. В. Концепция взаимодействия общества и природы - научная основа экологического права // Методологические проблемы правоведения. М.: Изд-во Московского ун-та, 1994. С. 133.

12. Петров В. В. Научно-технический прогресс, природа и право. В кн.: Научно-технический прогресс и правовая охрана природы / под ред. В. В. Петрова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. С. 15.

13. Перцик Е. Н. Города мира. География мировой урбанизации. М.: Международные отношения, 1999. С. 23.

14. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России). Режим доступа: http://www.economy.gov.ru (дата обращения: 16.07.2015).

15. Экологическая доктрина Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 № 1225-р // СЗ РФ. 2002. № 36. Ст. 3510.

17. State of world"s cities 2012/2013. Prosperity of Cities. United Nations Human Settlements Programme, 2012. P. 25.

Лисина Наталья Леонидовна - кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса КемГУ, [email protected]

Natalia L. Lisina - Candidate of Law, Assistant Professor at the Department of Labour and Environmental Law and Civil Process, Kemerovo State University.

Актуальны для России. Следует признать, что страна является одной из самых загрязненных в мире. Это сказывается на качестве жизни и пагубно влияет на здоровье людей. Возникновение экологических проблем в России, как и в других странах, связано с интенсивным влиянием человека на природу, которое приобрело опасный и агрессивный характер.

Какие же распространенные проблемы экологии существуют в России?

Загрязнение воздуха

Загрязнение вод и почвы

Бытовые отходы

В среднем на каждого жителя России приходится 400 кг твердых бытовых отходов в год. Единственный выход – это переработка отходов (бумага, стекло). Предприятий, которые занимаются утилизацией или переработкой отходов действует в стране очень мало;

Радиоактивное загрязнение

На многих атомных станциях оборудование устарело и ситуация приближается к катастрофической, ведь в любой момент может случиться авария. Кроме того, недостаточно утилизируются радиоактивные отходы. Радиоактивное излучение опасных веществ вызывает мутацию и гибель клеток в организме человека, животного, растения. Загрязненные элементы попадают в организм вместе с водой, едой и воздухом, откладываются, и последствия облучения могут проявиться спустя время;

Уничтожение заповедных зон и браконьерство

Эта беззаконная деятельность ведет к гибели как отдельных видов флоры и фауны, так и уничтожению экосистем в целом.

Проблемы Арктики

Что касается специфических экологических проблем в России, то кроме глобальных, существует несколько региональных. В первую очередь – это проблемы Арктики . Этой экосистеме был нанесен урон во время ее освоения. Здесь имеются в большом количестве труднодоступные запасы нефти и газа. Если их начнут добывать, возникнет угроза разлива нефтепродуктов. приводит к таянию ледников Арктики, они могут полностью исчезнуть. В результате этих процессов вымирают многие виды северных животных, и существенно изменяется экосистема, есть угроза затопления континента.

Байкал

Байкал – это источник 80% питьевой воды России, и этой акватории был нанесен вред деятельностью бумажно-целлюлозного комбината, который сбрасывал неподалеку промышленные, бытовые отходы, мусор. Также пагубно влияет на озеро Иркутская ГЭС. Не только разрушаются берега, загрязняется вода, но и падает ее уровень, уничтожаются места нерестилищ рыб, что приводит к исчезновению популяций.

Наибольшей антропогенной нагрузке подвергается Волжский бассейн. Качество воды Волги и ее приток не соответствует рекреационным и гигиеническим нормам. Очищается лишь 8% сточных вод, сбрасываемых в реки. Кроме того, в стране существует значительная проблема снижения уровня рек во всех водоемах, а также постоянно пересыхают мелкие реки.

Финский залив

Самой опасной акваторией России считается Финский залив, поскольку в воде содержится огромнейшее количество нефтепродуктов, которые разлились в результате аварий на танкерах. Еще здесь ведется активная браконьерская деятельность, в связи с чем сокращаются популяции животных. Также происходит неконтролируемый отлов лосося.

Строительство мегаполисов и транспортных магистралей уничтожает леса и другие природные ресурсы по всей стране. В современных городах существуют проблемы не только загрязнения атмосферы и гидросферы, но и происходит шумовое загрязнение. Именно в городах наиболее остро стоит проблема бытовых отходов. В населенных пунктах страны недостаточно зеленых зон с насаждениями, а также здесь происходит плохая циркуляция воздуха. Среди наиболее загрязненных городов мира второе место в рейтинге занимает российский город Норильск. Плохая экологическая ситуация образовалась в таких городах РФ, как Москва, Санкт-Петербург, Череповец, Асбест, Липецк и Новокузнецк.

Показательное видео проблем экологии в России

Проблема состояния здоровья населения

Рассматривая разнообразные экологические проблемы России, нельзя пройти мимо проблемы ухудшения состояния здоровья населения страны. Основные проявления этой проблемы следующие:

  • — деградация генофонда и мутации;
  • — увеличение численности наследственных заболеваний и патологий;
  • — многие заболевания приобретают хронический характер;
  • — ухудшение санитарно-гигиенических условий проживания отдельных слоев населения;
  • — увеличение численности наркоманов и алкоголезависимых людей;
  • — повышение уровня детской смертности;
  • — рост мужского и женского бесплодия;
  • — регулярные эпидемии;
  • — увеличение числа больных раком, аллергиями, сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Данный список можно продолжать. Все эти проблемы со здоровьем являются основным последствием ухудшения состояния окружающей среды. Если не решать экопроблемы в России, то число больных людей будет увеличиваться, а численность населения будет регулярно сокращаться.

Пути решения экологических проблем

Решение экопроблем напрямую зависит от деятельности представителей государственной власти. Необходимо контролировать все направления экономики, чтобы все предприятия уменьшали свое негативное воздействие на экологию. Также нужна разработка и внедрение экотехнологий. Их можно позаимствовать и у иностранных разработчиков. Сегодня требуются кардинальные меры для решения экологических проблем. Однако мы должны помнить, что многое зависит и от нас самих: от образа жизни, экономии природных ресурсов и коммунальных благ, соблюдения гигиены и от нашего собственного выбора. К примеру, каждый может выбрасывать мусор, сдавать макулатуру, экономить воду, тушить костер на природе, использовать многоразовую посуду, покупать бумажные пакеты вместо полиэтиленовых, читать электронные книги. Эти небольшие действия помогут вам сделать свой вклад в улучшение экологии России.

Экологическая безопасность России в определенной степени зависит не только от негативных последствий деятельности национального хозяйства, унаследованных от прошлого, но и от отрицательных последствий планетарной хозяйственной деятельности, главным образом в сопредельных странах, которые в пространственном и временном аспектах угрожают российским территориям. Но эти угрозы нельзя считать чисто внешними, так как они тесно связаны с внутренним экологическим поведением России.

Анализ экологической ситуации в нашей стране приводится в ежегодном многостраничном исследовании, которое называется "Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Российской Федерации".

Экологическая ситуация в России сейчас определяется такими негативными тенденциями, как превалирование природоемких отраслей народного хозяйства, несовершенством технологий, сырьевой ориентацией экспорта, остаточным принципом финансирования природоохранных мероприятий и программ экологического профиля. В последнее время проблемы экологического профиля обострились из-за повышения вероятности аварий и катастроф техногенного характера, нарушения норм охраны окружающей среды, растущей социальной напряженности, снижения производственной и других форм дисциплины, ослабления контроля, продолжающегося износа производственных фондов.

Для настоящего времени характерно потребительское отношение к природе молодого агрессивного поколения

предпринимателей в ходе первоначального накопления капитала. Это усугубляется отсутствием средств на решение экологических проблем ввиду бюджетного кризиса и сложного финансового положения индустриальной инфраструктуры.

В экологическом плане последствия распада СССР оказались также неутешительными. Общее сокращение производства не привело к уменьшению антропогенного давления на окружающую среду. Наоборот, нарастает заброшенность, "замусоривание" территорий. Некоторое снижение уровня выбросов и сбросов от промышленных предприятий в связи со снижением производства компенсируется увеличением количества "залповых" выбросов в результате аварий, усиления транспортного типа загрязнения. В современной России экологические катастрофы становятся неизбежными вследствие изношенности основных производственных фондов. Например, износ нефтегазопродуктопроводов составляет 50%; около 35% автодорог оцениваются как аварийные, всего же в ремонте нуждается 65% автодорог.

Охрана окружающей природной среды является наукоемким видом деятельности, что никак не согласуется с происходящим сейчас в России разрушением научного и технологического потенциалов, очень низким уровнем финансирования науки. Это приводит не только к потере собственных экологических разработок, по и к непониманию глобальных угроз экологического свойства.

Антиэкологический характер носит социально-экологическая политика стран СНГ и Балтии. Страны этой группы не могут в должной мере заботиться о чистоте среды обитания человека. Негативную роль в развитии экологической ситуации в России играют страны Восточной Европы (бывшие социалистические). Они являются инициаторами транспортировки с Запада на Восток токсичных отходов, передислокации экологически опасных производств и т.д., в результате чего Россия может превратиться в "экологическую колонию" развитых в хозяйственном отношении стран. Южные границы России соприкасаются с целой группой государств с высокими темпами демографического роста, а следовательно, увеличением антропогенного давления на окружающую среду. В частности, прирост населения в Японии к концу XX в. составил 148%, в Китае - почти 210%, в Иране - 345%,

в границах Ирака - 350%. В России же в последние годы наблюдается снижение уровня рождаемости, увеличение смертности.

Очень серьезную экологическую угрозу для России представляет приграничный военный потенциал. Эта опасность исходит от стран, обладающих химическим и биологическим оружием, - США, Японии, Китая, стран ЕС.