Проблемы государственной политики по охране окружающей среды. Государственная политика охраны окружающей среды Политика государства в сфере охраны окружающей среды

Право каждого на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ, что предполагает возможность требовать соответствующего поведения от физических и юридических лиц, а также прибегать к помощи государства для обеспечения этого права.

Существует ряд законодательных актов регулирующих устойчивое развитие и функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов:

1. ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ

2. Указ Президента РФ от 04.02.1994 N 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития".

3. “Экологическая доктрина Российской федерации”, одобрена распоряжением Прав-ва РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р

4. Ряд кодексов, к примеру, воздушный, водный и др.

5. “Основные положениям региональной политики в Российской Федерации”, утвержденные Указом Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803.

6. “Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года”. Утверждена Указом Президента РФ от 12.05.2009 №537.

В соответствии с “Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года” утверждённой распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года, в разделе “Экологическая безопасность экономики и экология человека ” сказано, что целью экологической политики является - значительное улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств. Для достижения этой цели необходима реализация следующих направлений:

1. Первое направление - экология производства - поэтапное сокращение уровней воздействия на окружающую среду всех антропогенных источников.

2. Второе направление - экология человека - создание экологически безопасной и комфортной обстановки в местах проживания населения, его работы и отдыха.

3. Третье направление - экологический бизнес - создание эффективного экологического сектора экономики. Этот сектор может включить в себя конкурентоспособный бизнес в области общего и специализированного машиностроения, экологического консалтинга.

4. Четвертое направление - экология природной среды - сохранение и защита природной среды.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" (ст. 11-12) закрепляет комплекс экологических прав граждан и их объединений, в т.ч. право на:



Защиту окружающей среды от негативного воздействия; право создавать общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

Разрабатывать, прогнозировать и реализовать программы по защите своих прав и законных интересов в области охраны окружающей среды;

Привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

Участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан.

Действующее экологическое законодательство обязывает государственные органы и их должностных лиц оказывать всемерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав.

В соответствии со Стратегией национальной безопасности РФ, к числу приоритетных направлений деятельности государства в экологической сфере относятся:

а) рациональное использование природных ресурсов, воспитание экологической культуры населения;

б) предотвращение загрязнения окружающей среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронениями (утилизацией) токсичных, промышленных и бытовых отходов;

в) предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф;

г) экологически безопасное хранение и утилизация выведенного боевого состава вооружения (атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными установками), ядерных боеприпасов, жидкого ракетного топлива, топлива атомных электростанций;

д) безопасное для окружающих, природной среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия;

Целями государственной экологической политики в долгосрочной перспективе являются:



Обеспечение стабильности и поддержание устойчивого равновесного состояния экологических систем;

Формирование экологически ориентированной экономики, характеризующейся минимальным негативным воздействием на окружающую среду, малой ресурсоемкостью и высокой энергоэффективностью;

Создание благоприятной экологической обстановки как фактора улучшения среды обитания человека.

Защита окружающей среды – это дело не одного государства, а всей планеты, поэтому РФ имеет множество двусторонних договоров и соглашений с зарубежными странами

ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Основные принципы закона:

Права человека на охрану окружающей среды;

Охрана воспроизводства и рациональное использование природных ресурсов;

Платность природопользования и возмещение вреда нанесенного окружающей среде;

Сохранение экологического разнообразия;

Проведение государственной комплексной экологической политики;

Создание механизмов контроля за использованием окружающей среды.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. №1225-р принята «Экологическая доктрина РФ», которая направлена на процессы экологической безопасности. Главный принцип доктрины – обеспечение устойчивого природопользования и природоресурсной безопасности.

Для достижения этих принципов надо провести меры:

Введение комплексного природопользования;

Сокращение в структуре национальной экономики доли предприятий, которые эксплуатируют природные ресурсы, не восстанавливая их (например, лесная промышленность);

Максимально полное использование извлеченных полезных ископаемых;

Минимизация отходов деятельности предприятий национальной экономики;

Внедрение экологических и правовых систем;

Обустройство сельскохозяйственных земель и развитие с/х производства с учетом региональных возможностей;

Обеспечение государственного финансирования развития природных ресурсов;

Предотвращение всех видов нелегального использования природных ресурсов.

О региональной политике в сфере обеспечения экологической безопасности много говорится и в п. 4.4. в Указе Президента от 3.06.96 г. №803 «Об основных положения региональной политики в РФ»

В сфере обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды в условиях развития рыночных отношений на федеральном и региональном уровнях основными направлениями региональной политики являются:

Экологически обоснованное размещение производительных сил;

Экологически безопасное развитие промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства;

Рациональное использование природных ресурсов; предупреждение возникновения противоречий в экологически неблагоприятных регионах Российской Федерации между развитием производительных сил и сохранением экологического равновесия;

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций; обеспечение естественного развития экосистем, сохранение и восстановление уникальных природных комплексов при решении территориальных проблем;

Совершенствование управления в области охраны окружающей среды и природопользования.

Чтобы получить достоверные данные о состоянии окружающей среды, и контролировать её загрязнение необходим экологический мониторинг, который позволяет получить более полную картину состояния нашей природы. Так же экологический мониторинг может проводится на нескольких уровнях таких как: глобальный, государственный, региональный, локальный.

Экологический мониторинг - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

В настоящее время для защиты среды обитания в каждой стране разрабатывается природоохранное законодательство, в котором присутствует раздел международного права и правовой охраны природы внутри государства, содержащий юридические основы сохранения природных ресурсов и среды существования жизни. Организация Объединенных Наций (ООН) в декларации Конференции по окружающей среде и развитию (1992 г.) юридически закрепила два основных принципа правового подхода к охране природы :

1) государствам следует ввести эффективное законодательство в области охраны окружающей среды. Нормы, связанные с охраной окружающей среды, выдвигаемые задачи и приоритеты должны отражать реальную ситуацию в областях охраны окружающей среды и ее развития, в которой они будут реализовываться;

2) государство должно разработать национальное законодательство, касающееся ответственности за загрязнение окружающей среды и нанесение другого экологического ущерба и компенсации тем, кто пострадал от этого.

В различные исторические периоды развития нашей страны система органов экологического управления, контроля и надзора всегда зависела от формы организации охраны окружающей природной среды. Когда вопросы охраны природной среды решались за счет рационального использования природных ресурсов, управление и контроль осуществлялись множеством организаций. В 1970-1980-е гг. в СССР управлением и охраной окружающей природной среды занималось 18 различных министерств и ведомств. Общий координационный орган, который бы объединял природоохранную деятельность, отсутствовал. Такая система управления и контроля порождала преступное отношение к природе прежде всего со стороны самих министерств и ведомств, а также подчиненных им крупных предприятий, которые явились основными загрязнителями и разрушителями природной среды.

С 1991 г. российский Комитет по охране природы был упразднен, а вместо него было организовано Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов. В его состав вошли преобразованные в комитеты природоохранные службы Гидромета, лесного хозяйства, водных ресурсов, охраны и использования недр, рыболовства. На базе шести реорганизованных министерств и ведомств был создан природоресурсный блок, соединяющий в едином центре всю службу охраны окружающей природной среды. Этот блок оказался неуправляемым, и годичная практика его функционирования показала, что он был не способен решать поставленные задачи.

Решение экологических задач на современном этапе должно реализовываться как в деятельности специальных государственных органов, так и всего общества. Целью такой деятельности является рациональное использование природных ресурсов, устранение загрязнения среды, экологическое обучение и воспитание всей общественности страны. Правовая охрана окружающей природной среды заключается в создании, обосновании и применении нормативных актов, которыми определяются как объекты охраны, так и меры по ее обеспечению. Эти меры образуют экологическое право, реализующее отношения между природой и обществом.

На базе принципов обеспечения безопасности взаимодействия человека с окружающей средой охрана окружающей природной среды осуществляется несколькими способами: правовой, естественнонаучный, экономический, санитарно-гигиенический, организационно-управленческий, культурно-воспитательный.

Правовой способ предполагает:

1) определение субъектов охраны природной среды;

2) установление запретительных, дозволительных, обязывающих, компенсирующих, уполномочивающих и иных норм, регулирующих экологические отношения; определение мер и средств осуществления государственного контроля;

3) установление мер юридической ответственности за экологические правонарушения и возмещение причиненного ущерба.

Экологическая функция государства требует своего рассмотрения в системе всех функций, выполняемых государством как политической организацией общества. Главное назначение экологической функции: обеспечение научно обоснованного соотношения экологических и экономических интересов общества, создание необходимых гарантий для реализации и защиты прав человека на чистую, здоровую и благоприятную для жизни человека природную среду.

В Указе "О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" обозначены следующие направления по реализации государственной экологической стратегии РФ :

1) обеспечение экологической безопасности;

2) охрана среды обитания;

3) оздоровление или восстановление нарушенных экосистем в экологически неблагополучных районах;

4) участие в решении международных и глобальных экологических проблем.

Цель экологического законодательства состоит в обеспечении окружающей природной среды в условиях хозяйственного развития общества средствами правового регулирования, что достигается путем разработки, принятия и применения норм права, которые отражают требования экологических закономерностей во взаимодействии общества и природы, закрепляющих научно обоснованные нормативы хозяйственного воздействия на естественную среду обитания.

По статистике, ежегодно в России используется 67 куб. м свежей воды, причем две трети потребляет промышленность, чуть больше 20 % - ЖКХ, чуть меньше 20 % - сельское хозяйство.

Несмотря на то, что вода в России дефицитом не является, ситуацию с водными ресурсами специалисты считают предкризисной. Проблему здесь составляет не количество, а качество как самой воды, которую попусту тратят и безобразно загрязняют, так и разнообразных сооружений водохозяйственной инфраструктуры (каналов, дамб, водохранилищ, гидроузлов, насосных станций, ливневой канализации и т. д. - общим числом около 65 тысяч).

Общий ущерб от загрязнения водных ресурсов для населения, отраслей экономики и природы оценивается почти в 70 млрд. рублей ежегодно, - говорится в проекте национальной программы по развитию водохозяйственного комплекса «Вода России - XXI век».

Отставание России по средней продолжительности жизни населения от промышленно развитых стран в значительной степени связано с потреблением некачественной воды. Только ущерб от потери здоровья населения в связи с потреблением некачественной воды в целом по России оценивается более чем в 30 млрд. рублей в год.

На сельское хозяйство приходится 1/6 объема сброса загрязненных сточных вод в природные водные объекты России. Сброс загрязненных сточных вод приводит к загрязнению водных источников и водоемов, что провоцирует заболевания или гибель рыбы, диких околоводных животных (бобер, выдра, выхухоль, норка, ондатра и др.) и птиц, околоводной растительности. Водоемы не могут быть использованы для водопоя скота, для хозяйственных целей, для отдыха людей и, самое главное, для питьевых целей. Загрязняются также подземные воды.

На современном этапе развития перед обществом повсеместно встала задача экологизации техники, оптимального согласования ее с природными процессами. Проблема экологизации действительно может показаться неразрешимой, потому что за долгие годы индустриального развития слишком односторонне набрана инерция развития техники в экологически беззаботном режиме, и переход на качественно новый режим кажется просто невыполнимым. Это впечатление поддерживается также тем, что принимаемые до сих пор меры экологизации техники радикально не решают проблему, а лишь оттягивают ее подлинное преодоление. На предприятиях борьба с загрязнением природной среды ведется пока преимущественно путем строительства очистных сооружений, а не путем смены существующей технологии производства. Однако одних этих мер для решения проблемы недостаточно.

Во-первых, очистные сооружения очень дороги и не поспевают в своих возможностях за ростом предприятий и сменой технологии.

Во-вторых, деятельность очистных сооружений ненадежна. Она не всегда достаточно эффективна, особенно если учесть нарастающую строгость норм предельно допустимых концентраций (ПДК), и, кроме того, не исключена возможность аварий очистных систем со всеми вытекающими отсюда последствиями для окружающей среды и людей. Уже сейчас расходы на очистные сооружения составляют заметную часть государственного бюджета в нашей стране, а ведь очистка отходов обеспечена пока лишь на 60 % предприятий. Если и дальше идти только по пути строительства очистных сооружений, то, как подсчитали специалисты, настанет время, когда стоимость очистных устройств сравняется и даже превзойдет стоимость основного производства. В некоторых уникальных природных комплексах, таких, как Байкальский, например, требования к эффективности очистных сооружений уже очень высоки.

В наше время процессы получения вещества и энергии из окружающей среды явно взяли верх над процессами утилизации изъятого вещества. Сам собой напрашивается вывод о том, что современное производство организовано с нарушением системных принципов. Таким образом, экологический кризис запрограммирован в существующей технологии производства. Но из этого не следует, что техника в принципе несовместима с природными процессами. Она вполне совместима с ними, но при том условии, что производство будет построено в соответствии с законами системной целостности саморегулирующихся систем.

Дальнейшее развитие эти соглашения получили в принятом Генеральной ассамблеей ООН Постановлении о запрещении воздействия на природную среду в военных и иных целях, опасных для жизни и здоровья людей, а также в последующих документах этой организации о полном и безусловном запрещении применения атомного оружия во всех средах с поэтапным затем прекращением его производства.

Широкий размах приняло массовое международное движение за охрану природы, которое по многим вопросам стало смыкаться с движением за мир и демократию. Большой международный резонанс получили принятые в нашей стране правительственные решения об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов. Проблемы окружающей среды стали предметом серьезных научных исследований и неотъемлемой стороной организации современного производства. Постепенно они становятся также обязательным элементом воспитания и образования людей.

В конце 80-х годов XX века в зарубежной литературе в области экономики и экологии, социологии и политологии, глобалистики и права, как, впрочем, и в других гуманитарных науках, широкое распространение получил термин «устойчивое развитие», которым обозначалось социально-экономическое и экологическое развитие, направленное на сохранение мира на всей планете, на разумное удовлетворение потребностей людей при одновременном улучшении качества жизни ныне живущих и будущих поколений, на бережное использование ресурсов планеты и сохранение природной среды.

«Принципиальное значение для дальнейшего развития российского законодательства по охране окружающей среды при эксплуатации ГТС имеет учет передового опыта стран Европейского Сообщества. Пятая Программа по окружающей среде ЕС изменила акценты в экологической политике на стимулирование природоохранительной деятельности предприятий и организаций; долгосрочное управление природопользованием; борьбу с загрязнением окружающей среды и образованием отходов; усовершенствование схем размещения промышленности, транспорта, населения; улучшение в здравоохранении и безопасности.

В подготавливаемой шестой Программе по охране окружающей среды определены основные приоритеты экологической политики ЕС до 2010 г.: климатические изменения; природа и биоразнообразие; окружающая среда и здоровье населения; управление природными ресурсами и отходами».

В феврале 1994 г. вышел Указ Президента РФ «Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». В нем даются принципиальные ориентиры рационального природопользования в России на конец XX - начало XXI века. Попыткой их конкретизации явилась изданная в марте 1995 г. правительственная «Концепция перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития». В этом документе содержится констатация тяжелого и удручающего состояния, в котором Россия оказалась за 3,5 года так называемой рыночной экономики, дано изложение некоторых общих принципов и направлений перехода страны к модели устойчивого развития.

1 апреля 1996 г. был опубликован Указ Президента России о принятии Правительством страны концепции устойчивого развития, с тем чтобы она учитывалась во всех направлениях государственной политики, а также во всех вопросах социально-экономической и культурной жизни страны. В окончательном варианте концепции устойчивого развития были учтены многие предложения, высказанные в ходе широкого ее обсуждения в печати, на конференциях и съездах. Следующим этапом реализации рекомендаций конференции ООН «Рио-92» в России желательно принятие стратегии устойчивого развития, в которой будут намечены основные этапы перехода страны на эту модель в соответствии с аналогичными этапами в остальных странах мира как согласованных частях общей глобальной политики, ориентированной на сохранение биосферы как общечеловеческого достояния.

Можно утверждать, что к началу XXI века Россия уже имела массив законодательных актов в области окружающей среды, включающий Федеральные законы «Об экологической экспертизе», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «Об особо охраняемых природных территориях», «О континентальном шельфе», «О радиационной безопасности населения», «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», «Об отходах производства и потребления» и некоторые другие. Были обновлены природоресурсные акты законодательства.

Следует отметить, что в 90-е годы активно развивалось и смежное законодательство - в области атомной энергетики, промышленной безопасности, о чрезвычайных ситуациях, имеющих неблагоприятные экологические последствия. Да и в настоящее время все же идет процесс экологизации (т. е. отражения экологических требований) гражданского, уголовного, административного законодательства.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

департамент окружающий охрана

Российская Федерация играет ключевую роль в поддержании глобальных функций биосферы, так как на ее обширных территориях, занятых различными природными экосистемами, представлена значительная часть биоразнообразия Земли. Масштабы природно-ресурсного, интеллектуального и экономического потенциала Российской Федерации обусловливают важную роль России в решении глобальных и региональных экологических проблем.

Современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды.

Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.

Сохранение, восстановление природных систем и улучшение окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества. Природная среда должна быть включена в систему социально-экономических отношений как ценнейший компонент национального достояния. Формирование и реализация стратегии социально-экономического развития страны и государственная политика в области экологии должны быть взаимоувязаны, поскольку здоровье, социальное и экологическое благополучие населения находятся в неразрывном единстве.

Цель курсовой работы - рассмотреть реализацию государственной политики по управлению в области охраны окружающей среды.

Объектом исследования - является реализация государственной политики в области охраны окружающей среды.

Предмет исследования - деятельность Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области по реализации данной политики.

Задачи работы - рассмотреть государственную политику и государственное управление в области охраны окружающей среды в Курганской области;

рассмотреть роль и значение Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области в реализации государственной политики;

показать нормативно-правовое обеспечение деятельности Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области;

выявить основные противоречия и проблемы деятельности Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области в области охраны окружающей среды, предложить пути их разрешения.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Работа базируется на теории и методологии, изложенных в трудах отечественных ученых по проблемам реализации государственной политики по управлению в области охраны окружающей среды.

Обоснование теоретических положений и аргументация выводов осуществлялась автором на основе применения таких методов научного познания как системный и логический, также методов сравнительного анализа, синтеза и наблюдения. Нормативной основой явились положения действующего российского законодательства.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, 2-х глав с подглавами, заключения, библиографического списка.

1 . Формирование государственной политики в области охраны окружающей среды в Курганской области

1.1 Государственная политика в области охраны окружающей среды в Российской Федерации и её субъектах

Стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.

Для этого необходимо:

сохранение и восстановление природных систем, их биологического разнообразия и способности к саморегуляции как необходимого условия существования человеческого общества;

обеспечение рационального природопользования и равноправного доступа к природным ресурсам ныне живущих и будущих поколений людей;

обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения.

формирование эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, предусматривающей взаимодействие и координацию деятельности органов государственной власти;

совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности;

обеспечение экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий и др.

Реализация государственной политики осуществляется в соответствии со следующими принципами :

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях устойчивого развития и обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

приоритетность сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

презумпция экологической опасности планируемой экономической и иной деятельности;

обязательность оценки намечаемого воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении экономической и иной деятельности;

запрещение осуществления экономической и иной деятельности, последствия, воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

обеспечение соответствия экономической и иной деятельности установленным нормам и требованиям в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

соблюдение права каждого человека на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды;

участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду;

ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды;

полное возмещение вреда, причиненного окружающей среде;

участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, учет их мнения при принятии решений о планировании и осуществлении экономической и иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду;

развитие международного сотрудничества в решении глобальных экологических проблем и применении международных стандартов в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

При решении задачи формирования эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, предусматривающей взаимодействие и координацию деятельности органов государственной власти, используются следующие механизмы реализации государственной политики в области экологического развития:

а) совершенствование разграничения полномочий органов государственной власти в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

б) установление такого критерия оценки эффективности деятельности органов государственной власти, как состояние окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, определяемого на основе системы объективных показателей и индикаторов;

в) повышение эффективности государственного экологического надзора на федеральном и региональном уровнях;

г) внедрение в систему управления качеством окружающей среды методологии определения и оценки экологических рисков с целью повышения обоснованности принятия управленческих решений.

1.2 Государственное управление в области охраны окружающей среды в Курганской области

Основной задачей государственного управления в области охраны окружающей среды является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны. Данная норма базируется на положении части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации, в качестве одной из основ конституционного строя закрепляющем, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В то же время Президент Российской Федерации при определении системы и структуры федеральных органов исполнительной власти исходит из деления функций данных органов на функции по принятию нормативных правовых актов, функции по контролю и надзору и функции по управлению государственным имуществом.

Законодательство об охране окружающей среды определило, что государственное регулирование в области охраны окружающей среды осуществляется по четырем основным направлениям - управление, лицензирование, учет и контроль.

Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации». Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются субъектами Российской Федерации.

Президент Российской Федерации в соответствии со статьей 80 Конституции РФ является главой государства, определяет основные направления внутренней и внешней политики. Таким образом, Президент РФ может принять любое управленческое решение в области охраны окружающей среды, если только оно не противоречит федеральным законам и федеральным конституционным законам, Конституции РФ и международным договорам РФ. В соответствии со статьей 85 Конституции РФ, Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Правительство Российской Федерации в соответствии со статьей 110 Конституции РФ осуществляет исполнительную власть. Фактически Правительство РФ, может так же, как и Президент РФ принять любое управленческое решение в области охраны окружающей среды, с теми же ограничениями, с тем дополнительным условием, что по отношению к актам Правительства РФ акты Президента РФ имеют более высокую юридическую силу.

Правительство РФ согласно положениям статьи 1 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», основанным на соответствующих конституционных нормах: является органом государственной власти России; осуществляет исполнительную власть России; является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в России. В статье 18 названного Закона определены полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Так, согласно указанной статье Правительство РФ:

обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;

организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;

координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

Вопросы, входящие в компетенцию органов государственной власти Федерации и субъектов Федерации, можно подразделить на семь комплексных групп:

1. Определение основных направлений экологической политики, утверждение экологических программ, установление правовых и экономических основ регулирования охраны окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности.

2. Планирование, финансирование и материально-техническое обеспечение экологических программ, координация природоохранной деятельности.

3. Учет и оценка природных ресурсов, прогноз состояния окружающей среды, ведение кадастра природных ресурсов, осуществление мониторинга окружающей среды.

4. Утверждение нормативов вредных воздействий, платежей за использование природных ресурсов, за выбросы, сбросы вредных веществ. Выдача разрешений на природопользование. Формирование и расходование экологических фондов.

5. Государственный экологический контроль, государственная экологическая экспертиза. Привлечение к административной и уголовной ответственности за экологические преступления.

6. Организация заповедного дела, охрана памятников природы, ведение Красной книги, экологическое воспитание и образование.

7 . Международное сотрудничество.

Органы исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющие государственное регулирование в области охраны окружающей среды, представлены:

Главным управлением МЧС России по Курганской области;

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курганской области;

Уральским управлением Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области;

Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области;

Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области;

Отделом водных ресурсов Нижне-Обского бассейнового водного управления по Курганской области (Федеральное агентство водных ресурсов);

Отделом геологии и лицензирования по Курганской области Департамента по недропользованию по Уральскому федеральному округу (Федеральное агентство по недропользованию);

Отделом государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Курганской области (Федеральное агентство по рыболовству);

Курганским филиалом Федерального государственного учреждения «Территориальный фонд геологической информации по Уральскому федеральному округу»;

Филиалом ФГУ «Рослесозащита» - Центром защиты леса по Курганской области (Федеральное агентство лесного хозяйства);

Филиалом по сохранению, воспроизводству водных биологических ресурсов и организации рыболовства по Курганской области (ФГУ «Нижнеобьрыбвод»);

Филиалом федерального бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу» по Курганской области.

Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ согласно части 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации и пункта 4 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определяется высшим должностным лицом субъекта РФ в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. В этом порядке и определяются органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные на государственное управление в области охраны окружающей среды.

Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области является специально уполномоченным органом исполнительной власти Курганской области в сфере охраны окружающей среды; охраны атмосферного воздуха; обращения с отходами производства и потребления; государственной экологической экспертизы; водных отношений; лесных отношений; охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и среды их обитания; рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов; охоты и сохранения охотничьих ресурсов; регулирования использования, воспроизводства и охраны участков недр, находящихся в распоряжении Курганской области; безопасности гидротехнических сооружений.

Отдельные функции в сфере природопользования выполняют государственное казенное учреждение - «Территориальный государственный экологический фонд Курганской области» (ГКУ «Экофонд»), государственные казенные учреждения - лесничества.

Управление в области охраны окружающей среды также осуществляется органами местного самоуправления в пределах своей компетенции.

Государственное лицензирование. Согласно пункту 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию. Перечень видов деятельности подлежащих лицензированию перечислен в Федеральном законе от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях государственного регулирования природоохранной деятельности, а также текущего и перспективного планирования мероприятий по снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также оценка этого воздействия на окружающую среду осуществляется в порядке, установленном законодательством. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, и данные об их воздействии на окружающую среду подлежат государственному статистическому учету.

Экологическая сертификация проводится в целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации.

Экологическая сертификация осуществляется в соответствии с положениями статьи 21 Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании».

Объектами обязательной сертификации по экологическим требованиям являются:

предприятия, производства (в том числе опытно-экспериментальные);

продукция, использование которой может причинить вред окружающей среде;

отходы производства и потребления, обращение с ними;

системы управления охраной окружающей среды.

Экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственный экологический мониторинг осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга, а также создания и эксплуатации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти государственного фонда данных.

Государственный фонд данных является федеральной информационной системой, обеспечивающей сбор, обработку, анализ данных и включающей в себя:

информацию, содержащуюся в базах данных подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

результаты производственного контроля в области охраны окружающей среды и государственного экологического надзора;

данные государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Государственная экологическая экспертиза осуществляет предупредительный контроль в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, следит за соблюдением законодательных и нормативных требований по вопросам технологической безопасности, конструктивной надежности, строительной устойчивости, экологической допустимости и экономической целесообразности реализации намечаемой деятельности в предплановой, предпроектной и проектной документации. При проведении экспертизы необходим анализ факторов риска. Комплекс мероприятий по анализу риска включает в себя: выявление основных видов аварийных ситуаций, определение критериев безопасности и надежности, методы анализа последствий, допущения при анализе риска. Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.

Государственный экологический надзор включает в себя:

государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

государственный земельный надзор;

государственный надзор в области обращения с отходами;

государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;

государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;

государственный экологический надзор на континентальном шельфе Российской Федерации;

государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;

государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал;

федеральный государственный лесной надзор;

федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;

федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;

федеральный государственный охотничий надзор;

государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

К отношениям, связанным с осуществлением государственного экологического надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

2 . Реализация государственного управления в области охраны окружающей среды на примере деятельности Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области

2.1 Роль и значение Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области

Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (далее - Департамент) является специально уполномоченным органом исполнительной власти Курганской области в сфере охраны окружающей среды; охраны атмосферного воздуха; обращения с отходами производства и потребления; государственной экологической экспертизы; водных отношений; лесных отношений; охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и среды их обитания; рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов; охоты и сохранения охотничьих ресурсов; регулирования использования, воспроизводства и охраны участков недр, находящихся в распоряжении Курганской области; безопасности гидротехнических сооружений.

Департамент осуществляет региональный государственный экологический надзор, в том числе государственный надзор за охраной атмосферного воздуха, государственный надзор за деятельностью в области обращения с отходами; контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) и федеральный государственный пожарный надзор в лесах; региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов; региональный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения; государственный надзор в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания; федеральный государственный охотничий надзор на территории Курганской области; охрану водных биологических ресурсов; иные виды надзора (контроля) в пределах своих полномочий, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

Департамент является специально уполномоченным органом исполнительной власти Курганской области в сфере:

1) охраны окружающей среды;

2) охраны атмосферного воздуха;

3) обращения с отходами производства и потребления;

4) государственной экологической экспертизы;

5) водных отношений;

6) лесных отношений;

7) охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания;

8) регулирования использования, воспроизводства и охраны участков недр, находящихся в распоряжении Курганской области;

9) безопасности гидротехнических сооружений;

10) рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов;

11) охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Задачами Департамента являются:

1) обеспечение потребностей экономики и населения Курганской области в лесных, водных, минерально-сырьевых ресурсах, ресурсах животного мира;

2) организация и регулирование рационального использования, воспроизводства и охраны лесов, минерально-сырьевых ресурсов, водных ресурсов, животного мира Курганской области;

3) обеспечение соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды;

4) сохранение разнообразия растительного и животного мира, организация развития сети особо охраняемых природных территорий регионального значения;

5) обеспечение безопасности гидротехнических сооружений на территории Курганской области.

К полномочиям Департамента в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

1) разработка и реализация ведомственных целевых программ по охране окружающей среды;

2) участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Курганской области;

3) осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;

4) ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, за которыми осуществляется региональный государственный экологический надзор;

5) контроль в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;

6) ведение Красной книги Курганской области;

7) осуществление экологического просвещения посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов;

8) подготовка и издание ежегодного доклада о состоянии и охране окружающей среды Курганской области;

9) осуществление государственного управления в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения.

К полномочиям Департамента в области экологической экспертизы относятся:

1) получение от соответствующих органов информации об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду в пределах территории Курганской области;

2) делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на территории Курганской области и в случае возможного воздействия на окружающую среду в пределах территории Курганской области хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другим субъектом Российской Федерации;

3) информирование населения о намечаемых и проводимых экологических экспертизах и об их результатах;

4) организация и проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня;

5) осуществление контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих государственному экологическому контролю, осуществляемому Департаментом;

6) аккредитация граждан и организаций, привлекаемых Департаментом в качестве экспертов, экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю.

Для осуществления своих полномочий Департамент имеет право:

1) привлекать в установленном порядке, в том числе на договорной основе, для разработки проектов, прогнозов, концепций и программ научно-исследовательские организации, высшие учебные заведения и другие организации, а также отдельных ученых и специалистов, создавать для этих целей временные комиссии и рабочие группы;

2) запрашивать, получать и использовать в установленном порядке от органов исполнительной власти Курганской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области, юридических и физических лиц материалы и информацию, необходимые для исполнения функций Департамента;

3) созывать совещания с участием представителей органов исполнительной власти Курганской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области;

4) разрабатывать и вносить в установленном порядке на рассмотрение Губернатора Курганской области, Правительства Курганской области проекты нормативных правовых актов Курганской области.

Таким образом, Деятельность Департамента в рамках своих функций и полномочий направлена на достижение стратегических целей по обеспечению потребностей экономики и населения Курганской области в лесных, водных, минерально-сырьевых ресурсах, ресурсах животного мира; организации и регулированию рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов; обеспечению соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды; сохранению разнообразия растительного и животного мира; организации развития сети особо охраняемых природных территорий регионального значения; обеспечению безопасности гидротехнических сооружений на территории Курганской области.

Система мер по достижению целей и решению задач сформирована исходя из стратегических приоритетов развития Курганской области, изложенных в Стратегии социально-экономического развития Курганской области на период до 2020 года; в программе социально-экономического развития Курганской области на 2013 год и среднесрочную перспективу; Концепции региональной политики в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области на период до 2015 года.

2.2 Нормативно-правовое обеспечение деятельности Департамента природных ресурсов и окружающей среды Курганской области в области охраны окружающей среды

В Конституции РФ отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка. В части 1 статьи 9 указывается, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов. Статья 42 закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду, а в части 2 статьи 9 провозглашается право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю. Согласно статье 72 пользование, владение, распоряжение природными ресурсами, природопользование, обеспечение экологической безопасности являются совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации

В соответствии с пунктом 2 статьи 76 Конституции РФ в целях правого регулирования в области охраны окружающей среды издаются федеральные законы и иные федеральные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Принимаемые по вопросам совместного ведения законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не должны противоречить федеральным законом. В случае противоречия принятого субъектом Российской Федерации нормативного правового акта федеральному закону действует федеральный закон.

Таким образом, в соответствии с основными принципами федерализма субъекты Российской Федерации имеют определенный объем полномочий, в том числе в области охраны окружающей среды, закрепленный Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

В то же время субъекты РФ с учетом требований статей 5, 6, 7 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» вправе своими законами и иными нормативными правовыми актами уточнять и конкретизировать отдельные институты в области охраны окружающей среды, закрепленные в федеральном законодательстве.

В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, Уставом Курганской области, законами Курганской области, указами и распоряжениями Губернатора Курганской области, постановлениями и распоряжениями Правительства Курганской области.

Департамент в ходе реализации государственной политики в области охраны окружающей среды руководствуется следующими нормативными правовыми актами:

Земельным кодексом Российской Федерации;

Лесным кодексом Российской Федерации;

Градостроительным кодексом Российской Федерации;

Водным кодексом Российской Федерации;

Федеральным законом от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;

Круг экологических вопросов, по которым могут издаваться указы и распоряжения Президента РФ, практически не ограничен. В их числе следует назвать:

Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 года №236 «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»;

Указ Президента РФ от 10 августа 2012 года №1157 «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды».

Постановления и распоряжения Правительства РФ также являются нормативно-правовыми актами. Постановления Правительства по вопросам экологии можно разбить на три группы.

К первой относятся те, которые принимаются во исполнение закона для конкретизации отдельных положений:

Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993 года №942 «Об утверждении Положения о государственной экологической экспертизе»;

Постановление Правительства РФ от 31 марта 2003 года №177 «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)»;

Постановление Правительства РФ от 24 сентября 2012 года №966 «О подготовке и распространении ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды» (вместе с «Положением о подготовке и распространении ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды») и др.

Вторая группа предназначена для определения компетенции органов управления и контроля. Например:

Постановление Правительства РФ от 29 мая 2008 года №404 «О министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации»;

Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 года №401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» и др.

Третья группа включает нормативно-правовые акты дальнейшего правового регулирования экологических отношений. Таким актом можно считать Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1995 года №1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Законы субъекта Российской Федерации:

Закон Курганской области от 20 ноября 1995 года №25 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области»;

Закон Курганской области от 3 марта 2008 года №335 «О недропользовании в Курганской области».

Нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации:

Постановление Администрации (Правительства) Курганской области от 25 сентября 2006 года №338 «О департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области»;

Постановление Администрации (Правительства) Курганской области от 25 декабря 2006 года №488 «Об утверждении перечня должностных лиц Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, осуществляющих государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (государственных инспекторов по геологическому контролю на территории Курганской области)»;

Постановление Администрации города Кургана от 19 ноября 2010 года №10433 «Об утверждении целевой Программы «Охрана окружающей среды и экологическая безопасность города Кургана на 2011-2013 гг.» (вместе с «Перечнем мероприятий целевой Программы «Охрана окружающей среды и экологическая безопасность города Кургана на 2011-2013 гг.»);

Постановление Правительства Курганской области от 29 декабря 2008 года №612 «О государственных природных (зоологических) заказниках» (вместе с «Положением о Мишкинском государственном природном (зоологическом) заказнике», «Положением о Притобольном государственном природном (зоологическом) заказнике»);

Постановление Администрации Курганской области от 5 ноября 1999 года №614 «О Красной книге Курганской области» (вместе с «Положением о Красной книге Курганской области», «Перечнем объектов растительного мира, включенных в Красную книгу Курганской области», «Перечнем объектов животного мира, включенных в Красную книгу Курганской области»)»;

Постановление Администрации (Правительства) Курганской области от 25 декабря 2006 года №486 «Об утверждении Положения о порядке организации и проведения государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня на территории Курганской области» и др.

2.3 Основные проблемы в деятельности Департамента в области охраны окружающей среды в Курганской области

В 2013 году в ходе программных мероприятий выполнено следующее:

1. В рамках снижения негативного воздействия на окружающую среду обеспечивается безопасное хранение запрещенных и непригодных к применению пестицидов и агрохимикатов на объекте хранения в 5 км юго-восточнее с. Хутора Лебяжьевского района.

2. Заключены договоры с ФБУ «ЦЛАТИ по УФО» на проведение химического анализа и отбора сточных вод, лабораторных исследований фактов загрязнения окружающей природной среды. Проведены мероприятия, направленные на экологическое воспитание, научно-исследовательскую и информационно-издательскую деятельности.

3. Заключен Договор с Федеральным государственным бюджетным природоохранным учреждением науки Ильменский государственный заповедник им. В.И. Ленина УрО РАН на выполнение научно-исследовательской работы по мониторингу объектов животного мира, включенных в Красную книгу Курганской области.

Наиболее, злободневной является проблема обращения с отходами производства и потребления. И в ее решении есть заметные достижения. В 2012 году начата реализация целевой программы Курганской области по обращению с отходами производства и потребления, рассчитанной на период до 2016 года. В рамках реализации программы за прошедший год из области вывезено на захоронение более 230 тонн непригодных и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов (более 1/5 общего объема хранения). Ликвидировано 31 место хранения опасных веществ в 7 районах. В ближайшие годы работа по вывозу опасных веществ должна быть завершена.

В соответствии с государственным контрактом ведутся работы по разработке схемы обращения с отходами производства и потребления на территории Курганской области. По результатам работы должны быть определены количество, производительность и территориальное расположение объектов сбора, сортировки, переработки и захоронения твердых бытовых отходов, объемы работ по ликвидации свалок, не подлежащих дальнейшей эксплуатации. Предстоит создать двухступенчатую схему работы с бытовыми отходами, при которой собранные от населения и организаций отходы сортируются, утильные фракции направляются на переработку, а неутилизируемые остатки уплотняются (брикетируются) и направляются на захоронение на ограниченное количество специально обустроенных полигонов. Внедрение этой схемы позволит сократить затраты на транспортировку отходов, уменьшит потребность в площадях, необходимых для их захоронения, снизит негативное воздействие на окружающую среду.

Также в рамках реализации программы для 11 больниц области приобретено 14 установок для утилизации медицинских отходов, приобретено транспортное средство для перевозки медицинских отходов. С целью обеспечения безопасного хранения биологических отходов проведены ремонт и реконструкция 8 действующих скотомогильников в 3 муниципальных образованиях Курганской области.

В рамках работ по ликвидации накопленного ранее экологического ущерба собрано и вывезено 40 тонн отходов мазута с загрязненного земельного участка в с. Половинное. За счет средств федерального бюджета начаты работы по очистке от нефтяного загрязнения территории бывшей войсковой части в г. Шадринске. Очищено 2 га. Основные работы предполагается провести в 2013-2014 гг. Подготовлена проектная документация по очистке от нефтяного загрязнения территории в районе ОАО «КАВЗ» в г. Кургане.

Ведется активная работа с федеральными органами власти по включению мероприятий Курганской области в федеральные целевые программы, направленные на ликвидацию накопленного экологического ущерба и обеспечение химический и биологической безопасности.

Лицензией на деятельность по обращению с отходами производства и потребления (обезвреживание и размещение) владеют 16 хозяйствующих субъектов, в числе которых МУП «Меркурий» - по обезвреживанию ртутьсодержащих отходов, ООО «Центр» (г. Шадринск) по переработке отходов пластмасс, ООО «Рус-Ойл», применяющее технологии по термическому и микробиологическому обезвреживанию загрязненных нефтепродуктами грунтов. Недавно введенное в эксплуатацию одно из самых современных предприятий по производству стеновых блоков - ООО «Пораблок» - успешно использует в производстве продукции угольную золу из отвалов. К сожалению, пока не в полной мере решается вопрос утилизации отходов производства древесины, особенно опила.

Остаются проблемными вопросы обустройства объектов размещения бытовых отходов. Только в некоторых районах начата работа по их обустройству (например, в Частоозерье обустроена свалка, ведется сбор отходов от населения). Много лет не решается вопрос полигона в Кетово и Шадринске. На действующем Шуховском полигоне твердых бытовых отходов (г. Курган) проводится работа по модернизации технологического процесса и улучшению качества обслуживания входящего транспорта, введен в эксплуатацию современный комплекс весового контроля с видеорегистрацией.

В вопросах обращения с отходами немаловажная роль принадлежит организации контрольно-надзорной деятельности, работе с населением и хозяйствующими субъектами.

В целях предотвращения организации несанкционированных свалок специалистами Департамента проводилось совещание с председателями садоводческих некоммерческих товариществ на предмет соблюдения экологических требований при обращении с отходами. На совещании даны рекомендации по организации работы с отходами и обустройству контейнерных площадок на территории СНТ.

В течение 2012 г. по предписаниям инспекторов Департамента ликвидировано 117 свалок общей площадью 23,332 га, вывезено 7046,9 куб. м отходов. Суммарный предотвращенный экологический вред составил 15,2 млн. руб.

В Курганской области наблюдается стабильное снижение выбросов в атмосферный воздух от стационарных источников, что обусловлено, главным образом, переводом отопительного оборудование с твердого на газовое топливо, внедрением новых технологий, повышением эффективности работы газо-пылеочистных установок, проведением контрольно-надзорной и профилактической деятельности. В 2012 году объем выбросов составил 41,1 тыс. тонн. Ни одно предприятие области не осуществляет свою деятельность с превышением установленных нормативов предельно допустимых выбросов.

К сожалению, остается пока нерешенной проблема высокого индекса загрязнения атмосферы в г. Кургане, обусловленного повышенными концентрациями бенз(а) пирена и формальдегида. Одной из причин этого являются нерегулируемые низкие и неорганизованные источники выбросов - автотранспорт, частный жилой сектор, котельные предприятий малого бизнеса. Над решением этой проблемы сегодня работают и предприятия и органы власти области.

С целью снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха при эксплуатации автотранспортных и иных передвижных средств ежегодно проводится операция «Чистый воздух». По итогам акции наблюдается ежегодное снижение доли автомобилей, выбросы которых не соответствуют установленным нормативам.

С качеством поверхностных вод ситуация гораздо сложнее. Основные реки области - Тобол, Исеть, Миасс, Уй по индексу загрязнения воды относятся к 4 классу качества (грязная вода). Причем этот показатель формируют, главным образом, природные факторы - поступление взвешенных веществ, солей с водосборной площади. Особенно значительно по отношению к предельно-допустимым концентрациям содержание в воде рек ионов марганца. Конечно, очень большое влияние оказывают и сбросы загрязненных сточных вод соседними областями. В результате в реках наблюдаются повышенные концентрации ионов аммония, нитритов, нефтепродуктов.

В связи с уменьшением количества осадков в последние годы наблюдается ухудшение качества воды в озерах. Падает уровень воды, увеличивается соленость, возрастают концентрации вредных веществ, ухудшается кислородный режим. Это негативно сказывается на развитии рыбохозяйственной отрасли, создает проблемы с водоснабжением отдельных населенных пунктов. Среди регионов УрФО Курганская область является наиболее бедной водными ресурсами (средние многолетние ресурсы речного стока - около 1 км 3).

Всего в Зауралье в 2012 году действовало 29 канализационных очистных сооружений со сбросом в поверхностные водные объекты, из которых лишь 2 работали в пределах установленных нормативов. Очистка сточных вод на остальных очистных сооружениях осуществляется на ненадлежащем уровне из-за несоответствия применяемых технологий очистки современным требованиям, отсутствия технологий глубокой очистки стоков, поэтому в водные объекты области ежегодно сбрасывается свыше 42 млн. куб. м недостаточно очищенных сточных вод.

Негативное воздействие на состояние водных объектов оказывает и хозяйственная деятельность человека на водосборных площадях водных объектов, связанная с распашкой земель, применением пестицидов и агрохимиктов, строительством дорог, мостов и газо - нефтепродуктопроводов. В настоящее время по территории области проложено и эксплуатируется более 9000 км автомобильных дорог, 415 мостов, более 2000 км магистральных газо-нефте-продуктопроводов с 15 подводными переходами через водные объекты.

В то же время в области проводится большая работа по снижению негативного воздействия на водные объекты.

За последние годы введены в строй очистные сооружения в городе Катайске, п. Плановый, Курганском пограничном институте, ЗАО «Курганстальмост», активно ведется строительство новых очистных сооружений в Шадринске. Наиболее крупные очистные сооружения канализации ОАО «Курганводоканал» работают в проектном режиме. Серьезная работа по экономии воды в производственных процессах, внедрению оборотного водоснабжения ведется на ОАО НПО «Курганприбор», ЗАО «Курганстальмост», ОАО «Синтез». На ОАО «Курганмашзавод» внедряется система биохимической очистки гальваностоков, что позволит предприятию не только снизить сброс загрязнителей от собственных источников, но и оказывать услуги по обезвреживанию гальваношламов других предприятий.

С целью улучшения гидрологических характеристик водоемов за последние годы проведены работы по расчистке русел рек Черная (г. Курган) и Канаш (г. Шадринск), оз. Болдинцево (Кетовский район).

Безусловно, важным достижением природоохранной деятельности последнего времени следует признать выход в свет 2 издания Красной книги Курганской области. Это издание стало более полным по охвату систематических категорий, по содержанию повидовых очерков. В Красную книгу включены 152 объекта животного мира и 204 объекта растительного мира.

Для сохранения природных сообществ и ландшафтов Зауралья, охраны редких видов животных и растений в Курганской области создана и развивается сеть особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ), к которым относятся заказники, памятники природы и лечебно-оздоровительные местности. В число особо охраняемых природных территорий регионального значения входят 18 государственных природных заказников, 99 памятников природы, 3 лечебно-оздоровительные местности (курорта). Общая площадь, занимаемая ООПТ федерального и регионального уровней, с учетом частичного наложения границ составляет 6,8% территории Курганской области.

Подобные документы

    Понятие и основные принципы государственного управления в области охраны окружающей среды, его методы и функции. Система государственных органов регулирования охраны окружающей среды. Структура Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.

    реферат , добавлен 11.11.2011

    Основные направления и принципы норм международного права в правовом регулировании охраны окружающей среды в Российской Федерации. Российское законодательство в области охраны окружающей природной среды. Регулирование экологических отношений.

    дипломная работа , добавлен 29.10.2008

    Основные этапы развития законодательства об охране окружающей среды, конституционные и региональные правовые основы данного процесса. Проблемы эффективности мер уголовной ответственности в области охраны окружающей среды, кодификация законодательства.

    дипломная работа , добавлен 06.12.2013

    Правовой анализ сущности полномочий Правительства Республики Беларусь в области охраны окружающей среды. Изучение нормативно-правовых актов и их совершенствование с учетом потребностей исполнительной власти при решении задач охраны окружающей среды.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2014

    Нормирование в области охраны окружающей среды. Ответственность за преступления в области охраны и использования природных объектов и ресурсов. Установление государственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями законодательства.

    реферат , добавлен 27.12.2009

    Цели осуществления лицензирования в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Перечень видов лицензий – документов, дающих право на пользование одним видом природного ресурса в установленном месте и на определенных условиях.

    контрольная работа , добавлен 19.12.2012

    Компетенция Российской Федерации, а также органов специальной компетенции в области природопользования и охраны окружающей среды. Система исполнительных органов, специально уполномоченных на осуществление управленческой деятельности в исследуемой области.

    курсовая работа , добавлен 08.08.2011

    Основные этапы развития законодательства об охране окружающей среды. Конституционные и региональные правовые основы ее защиты. Нормативно-правовое обеспечение и проблемы деятельности органов местного самоуправления в области природоохранной деятельности.

    дипломная работа , добавлен 04.12.2013

    Рассмотрение структуры органов управления в области охраны окружающей среды и природопользования: высшие (Президент РФ, парламент, Правительство), специальные (Министерство природных ресурсов) органы, и ознакомление с подходами к их систематизации.

    контрольная работа , добавлен 25.03.2010

    Охрана окружающей естественной среды. Принципы и объекты охраны окружающей естественной среды. Государственное экологическое регулирование. Государственное управление в области охраны окружающей естественной среды. Корректирования экологической политики.

Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды – это составная часть социального управления, выражается в организационной деятельности государства, его органов, а также общественных организаций по разработке и выполнению правовых актов, планов, программ, мероприятий в области рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Государственное управление осуществляется посредством предоставления обязательных для исполнения предписаний (правовых актов) и контроля за выполнением этих предписаний. При этом управление осуществляется либо непосредственно, либо через уполномоченные органы. Система государственных органов, осуществляющих комплексный контроль за охраной окружающей среды в России, представлена на рисунке.

Управление природопользованием государственными органами согласно закону «Об охране окружающей среды» (глава II) заключается в следующем:

    Установление правовых основ регулирования природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

    Определение основных направлений политики в области природопользования;

    Принятие экологических программ, планов, их финансирование и материально-техническое обеспечение;

Управление природопользованием предполагает рациональное расходование

природных ресурсов и основано на планировании и прогнозировании их потребления. В природопользовании можно рассматривать два уровня управления:

1.управление природными системами:

а)»жесткое»- сплошная вырубка лесов или освоение целинных земель без соблюдения правильной агротехники;

б)»мягкое»- выборочная вырубка и использование научно-обоснованных агроприемов, способствующих самовосстановлению лесных богатств и плодородия почвы.

2.управление природопользователями:

а)командно-административное;

б)экономическое.

Эти уровни управления взаимосвязаны между собой. Первый основывается на изучении и использовании естественных законов, в частности, экологических и осуществляется через второй уровень, опирающийся на юридические и экономические законы.

По Конституции РФ природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности составляют совместную компетенцию Федерации и субъектов Федерации.

Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды является органом исполнительной власти области, осуществляющим государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в области природопользования и охраны окружающей среды

Задачами комитета является:

Реализация государственной политики в области использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов и охраны окружающей среды в пределах компетенции.

Разработка и реализация мер, направленных на обеспечение охраны, оздоровления и улучшения качества окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, развития и освоения минерально-сырьевой базы области.

Для реализации поставленных задач комитет осуществляет следующие функции:

В сфере охраны окружающей среды:

Участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории области;

Разработка и реализация областных долгосрочных целевых программ в области охраны окружающей среды;

Участие в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды

Предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

Ведение Красной книги Псковской области;

Участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории области;