Когда была построена церковь вознесения в коломенском. Храм Вознесения Господня (Малое Вознесение). Современное состояние памятника

Памятник древнерусского зодчества, возведенный в XVI веке, стал первым шатровым храмом в России.

Точная дата закладки строения не установлена, но известно, что его освящение прошло в сентябре 1532 года во время правления Великого князя всея Руси Василия III. Некоторые историки полагают, что храм был заложен в честь его сына, будущего правителя Ивана IV Грозного, рожденного за два года до этого события (для Василия III, перешагнувшего пятидесятилетний рубеж, рождение наследника было чрезвычайно важным и счастливым событием).

Церковь Вознесения - краткое описание

Церковь Вознесения построена по проекту итальянского зодчего Ивана Фрязина (Пьетро Антонио Солари), работавшего в то время в России. Место для сооружения было выбрано рядом с тем местом, где находился целебный источник, о котором сложено немало легенд.

Согласно одному из преданий, Георгий-Победоносец (наиболее почитаемый в христианстве святой и великомученик) гнался по дну оврага на лошади за змеем и повсюду, где он проскакал, появлялись родники, исцеляющие от болезней. Место расположения храма считается святым.

Архитектура

Церковь Вознесения являлась одной из самых высоких построек в московском княжестве, ее высота составляет более 60 метров и долгое время она выполняла роль дозорной башни. Храм, расположенный на юге Москвы, был хорошим наблюдательным пунктом за южной границей княжества, откуда чаще всего грозила опасность, в первую очередь от татаро-монгольских набегов.

Церковь Вознесения выполнена в виде белокаменной башни с высоким шатровым завершением, что стало новшеством того времени. Шатер имеет четкие грани и украшен «бриллиантовым рустом» - отделкой в виде многогранников.

Плавный переход от одного яруса к другому выполняют ряды тройных кокошников. Входы в храм украшают остроконечные элементы - вимперги.

Храм опоясан двухъярусной галереей, имеющей три удивительные лестницы-арки, прекрасно вписывающиеся в окружающую местность.

В настоящее время под западным крыльцом расположен вход в подклет, где представлена выставка, рассказывающая об истории храма. Здесь Вы увидите фотографии и документы, а также найденные археологами интересные артефакты.

В подклете храма историки пытались найти знаменитую библиотеку Ивана Грозного. Именно он был последним владельцем ценных книг и документов, поиски которых вот уже несколько столетий ведутся безрезультатно.

Здесь же, в марте 1917 года была найдена Державная икона Богородицы, находящаяся в церкви Казанской богоматери в Коломенском . В подклете храма сейчас хранится ее список.

Внутреннее убранство

Церковь Вознесения являлась домовым летним храмом для княжеской семьи и поэтому внутреннее ее пространство сравнительно небольшое - около 100 кв. метров. Благодаря преобладанию белого цвета и умелому расположению окон, внутри храма очень светло и просторно.

Строгое декоративное убранство подчеркивает величие и стройность храма. Каждый элемент декора говорит о стремлении Петра Фрязина показать легкость и устремленность ввысь строения, символизирующего восшествие Христа в небо.

Первоначальная роспись, а также иконостас первой трети XVI века не сохранились. Иконостас, который Вы увидите, воссоздан в XVII веке из сохранившихся древних икон.

Храм был закрыт после революции. В 2000 году он была вновь освящен. Реконструкция и воссоздание строения завершились в 2007 году.

Церковь Вознесения Господня - это древнейший архитектурный памятник и шедевр мирового зодчества. В русской архитектуре, пожалуй, нет более совершенного строения по своим формам и пропорциям.

Режим работы музеев в церкви Вознесения - лето 2019

  • В летний период (с 1 апреля по 30 сентября)
    • Ежедневно, кроме понедельника и пятницы, с 10:00 до 18:00
    • По пятницам с 11:00 до 19:00
    • Понедельник - выходной день
  • В зимний период (с 1 октября по 31 марта)
    • С вторника по воскресенье с 10:00 до 18:00
    • Понедельник - выходной день

Стоимость билетов на выставку в основном объеме церкви Вознесения - лето 2019

  • Для взрослых - 150 руб.

Стоимость билетов на выставку «Тайны церкви Вознесения» в подклете - лето 2019

  • Для взрослых - 100 руб.
  • Для школьников и пенсионеров - 50 руб.
  • Для студентов дневных отделений государственных ВУЗов РФ - бесплатно
  • Для детей до 6 лет включительно - бесплатно

Вход бесплатный для всех категорий посетителей 14 июня, 19 июля, 16 августа, 13 сентября, 18 октября, 15 ноября и 13 декабря (Московская музейная неделя).

Церковь Вознесения в селе Коломенском по праву считается одним из шедевров не только русской, но и мировой архитектуры. Созданный во второй четверти XVI века храм стал самым ярким примером каменного шатрового зодчества, удивительным образцом безграничных возможностей человека.

Немного из истории Коломенского

Древнее село Коломенское с давних времен привлекало к себе внимание правящей в Московском княжестве династии как отличное место для загородной резиденции. Тихое уютное место, скрытое от посторонних глаз сосновым бором, расположенное на берегу живописной речки, - все это и сделало выбор в пользу этой деревеньки. Особое внимание ей уделил небезызвестный князь Василий III, во время правления которого были построены и величавый деревянный дворец, и церковь Вознесения в Коломенском. Храм настолько впечатлил правителя, что по окончании его постройки пиршества и торжественные мероприятия продолжались три дня.

Наперекор архитектурной традиции

Церковь в Коломенском замечательна тем, что стала первым каменным зданием, выполненным в шатровом стиле. До этого в данной технике строились только деревянные храмы, а если использовали камень, то придерживались крестово-купольного проекта, завезенного еще при Владимире Святом из Византии. Решившись на такой эксперимент, безвестный мастер мог навлечь на себя гнев своих высоких заказчиков, однако результат превзошел самые смелые ожидания. На долгие годы этот храм стал своеобразным образцом и мерилом деятельности русских зодчих.

Сила, устремленная ввысь

Церковь Вознесения в Коломенском имеет высоту 62 метра, а ее шатер достигает 28 метров. Такое построение придает всей конструкции воздушность, легкость и устремленность вверх. В этом, без сомнения, состоял особый смысл замысла архитектора: своим творением он хотел выразить порыв человеческой души ввысь, к Богу. Достичь этого можно, только отбросив все земное и ненужное, только всецело посвятив себя служению Христу.

Особенности конструктивного решения

Если смотреть на церковь Вознесения в Коломенском сверху, то в плане она будет представлять собой крест, все концы которого равны между собой. Данный стиль, характерный именно для XV-XVI вв., должен был указывать на все возрастающую силу православного учения: любой человек, находящийся в храме, оказывался как бы под защитой сводчатого креста. Никаких внутренних опор в храме нет, все держится за счет мощного фундамента и шатровой конструкции, вес равномерно распределяется по основанию. Весьма удачным следует признать и расположение окон: создается необычный эффект затененности вкупе с яркими световыми островками.

Значение храма в прошлом и в наши дни

Церковь Вознесения в Коломенском, помимо всего прочего, долгое время выполняла также функцию наблюдательного поста. При появлении кочевников стража была обязана зажечь сигнальный костер и предупредить москвичей о грозящей опасности. Сегодня храм, пусть и в несколько измененном виде, продолжает олицетворять собой не только силу русского православия, но и великие достижения русской культуры.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском возвели в последние годы правления великого князя Московского Василия III. Она стала своего рода памятником его княжению, а сегодня это шедевр мировой архитектуры, храм в Коломенском один из первых каменных шатровых .


Саша Митрахович 10.02.2017 09:52


История создания церкви Вознесения Господня в Коломенском доподлинно неизвестна. Разные источники указывают, что возведение церкви завершили в 1532 году. Но непонятно, сколько длилось строительство. Согласно преданию, великий князь Василий III велел построить новый храм по случаю рождения у него долгожданного наследника — будущего царя Ивана IV Грозного.


Саша Митрахович 10.02.2017 09:55


Высота церкви Вознесения в Коломенском составляет 62 метра, высота шатра — 20 метров. Площадь внутреннего помещения храма — 8,5 на 8,5 метра. Толщина стен местами достигает четырех метров, в иных местах —два-три метра. В качестве строительного материала использовался большемерный кирпич. Отдельного упоминания заслуживает уникальный фундамент. Это большая искусственная скала велич. . .


Саша Митрахович 10.02.2017 10:45


Первый ремонт церковь Вознесения в селе Коломенском пережила еще в 1570-е годы. Тогда переделали покрытие пола, и среди белых и серых плиток появились красноватые. Возможно, вместе с тем оказался утрачен пол на папертях. Если верить более поздним документам, касающимся первоначальной росписи, то она включала в себя образы Саваофа и святых — как вселенских, так и «московских». Вер. . .


Саша Митрахович 10.02.2017 11:07


К моменту падения советской власти над Вознесенской церковью нависла страшная угроза. Еще в 1970-е годы было решено повысить уровень воды в Москве-реке, тем самым улучшив условия для судоходства. В процессе укрепления берега прямо под храмом построили бетонную набережную и засыпали древние родники. Как итог — берег заболотился, появились промоины, в 1981 и 1987 годах под храмом произошли оползни.

Страна в конце 1980-х годов переживала тяжелые времена. Средств не хватало, и тщательно изучать состояние спуска к реке никто не собирался. Трещины решили заделать кирпичом, но риск оседания шедевра русского зодчества в воду не исчез.

Основной задачей последних двадцати лет стало спасение Коломенской церкви Вознесения Господня. К счастью, в 1994 году Музей-заповедник «Коломенское» включили в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, что помогло делу сохранения знаменитого Вознесенского храма для потомков.


Саша Митрахович 10.02.2017 11:20


Несмотря на величественный внешний вид, внутри церковь Вознесения Господня выглядит весьма скромно. Данный факт вполне объясним: храм строили как домовую церковь, в нее ходили только члены царской семьи и ее приближенные. Во время их отсутствия храм просто закрывали. Он бездействовал все зимнее время, по причине чего в нем так никогда и не появилось отопление.

Внутри церкви отсутствуют колонны и столбы. Стены покрашены в белый цвет, поскольку в ходе различных исследований удалось установить, что именно он преобладал в помещении изначально. По углам — мощные пилястры. Окна в нижней части церкви располагаются необычно — не на стенах, а по углам четверика. Еще столько же оконных проемов есть на разных гранях шатра. Они размещены на разных сторонах света. Кроме того, внутрь восьмерика выходят окошки лестницы, окаймляющей его с юго-западной стороны. Пол выложен треугольными керамическими плитами черного и коричневого цветов.

Древний иконостас XVI века и оригинальная роспись стен не сохранились. Сегодня можно увидеть только выемки в стене, на которые опирались тябла — горизонтальные тяги, выполнявшие роль опор иконостаса в старые времена. Нынешний иконостас установили в 2007 году, а освятили год спустя. Его изготовили на основе сохранившегося иконостаса Антониева монастыря в Великом Новгороде, который датирован как раз XVI столетием. Сегодня в иконостасе присутствуют иконы Вознесения Господня, Божией Матери «Смоленская», Иоанна Предтечи, Божией Матери «Тихвинская». Однако были ли они в действительности в старом иконостасе—установить не удалось.

Особенность коломенского храма — обширный (особенно на фоне не очень просторного основного помещения) подклет. Раньше там находились хозяйственные помещения. В наши дни в подклете развернута выставка, посвященная истории создания и реставрации церкви Вознесения Господня. Здесь же хранится список чудотворной иконы Божией Матери «Державная», которую обрели в подклете храма в 1917 году.


Саша Митрахович 10.02.2017 11:38


Существенные перемены в статусе церкви Вознесения Господня в Коломенском произошли в 1994 году. Тогда ее вместе с ансамблем Московского Кремля и Красной площадью включили в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Любопытно, что в том же году в храме после долгого перерыва возобновились богослужения, и он получил статус Патриаршего подворья.

Очередное освящение Вознесенского храма состоялось в 2000 году. Сегодня он находится в общем ведении Музея-заповедника «Коломенское» и Церкви. Службы в храме проходят только по большим церковным праздникам.

Уже в XXI веке церковь Вознесения пережила очередной ремонт. В 2003 году правительство Москвы приняло комплексную программу развития и выделило средства на реставрацию уникального храма, стоящего на высоком берегу Москвы-реки. Для перелицовки использовали 40 тысяч кирпичей. К сожалению, деревянные конструкции крыш над папертями, которые достались церкви «в наследство» от разобранных дворцов, сохранить не удалось.

Вместе с тем по окончании работ оказался почти полностью воссоздан интерьер храма. В рамках музейной экспозиции, развернутой в подклете, представлены царские врата, изготовленные для Вознесенской церкви в конце XIX века в иконописной мастерской купца Н.А. Ахапкина. Посетить эту экспозицию может всякий желающий. Кроме того, в подклете действует выставка «Археология и реставрация церкви Вознесения Господня». Там можно увидеть старые рисунки и фотографии храма, кинохронику разных лет.

Что же касается основного помещения церкви, то доступ туда в целях защиты храма от новых повреждений и разрушений открыт только с мая по сентябрь. В холодное время года храм закрыт.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском пережила многочисленные ремонты и угрозы обрушения. Для сохранения памятника в разные эпохи пришлось потратить огромное количество сил и средств. Но благодаря этому легкий, стремящийся в небо силуэт храма до сих пор радует глаз многочисленных гостей Музея-заповедника «Коломенское».

Храм в честь Вознесения Господня на Большой Никитской (с начала 1830-х годов именуемый «Малым Вознесением», чтобы отличать его от вновь построенного храма «Большое Вознесение» у Никитских ворот) расположен в самом центре Москвы, недалеко от Кремля. Со второй половины ХIV века здесь пролегал путь на Волоколамск и далее на северо-запад к Великому Новгороду; кипела жизнь в богатой слободе, где обосновались новгородские купцы, а затем и торговые люди из Великого Устюга. Их стараниями, по всей вероятности, и была построена Вознесенская церковь, первоначально деревянная.

Первое упоминание о храме найдено в Лицевом летописном своде Ивана Грозного и относится к 7056 (1548) году: «…князя Михаила изымал князь Петр Шуйской на посаде во дворе у вознесения... за Неглинною на Никитской улицы…» А годом ранее, в 1547-м, были канонизированы два святых покровителя Великого Устюга – праведные Прокопий и Иоанн. Особенно близок был торговому сословию блаженный Прокопий – ганзейский купец, родом из Любека, который безраздельно отдал свое сердце православию. Ныне существующий южный придел храма – единственный в Москве, освященный во имя Прокопия Устюжского – впервые упоминается в 1680 году. Недавние археологические исследования позволяют предположить, что изначально он существовал как отдельный храм и позднее был соединен с Вознесенской церковью.
Считается, что новая каменная церковь была возведена на месте древней царем Феодором Иоанновичем, сыном Иоанна Грозного, в память его венчания на царство в день праздника Вознесения Господня 31 мая/10 июня 1584 года.

Вскоре последовали события Смутного времени, и правившие Русью в течение шести столетий потомки Рюрика ушли с исторической арены. А храм стал свидетельством духовной преемственности двух царских династий: бояре Романовы (из рода которых происходила и мать царя Феодора, первая супруга Иоанна Грозного Анастасия) также имели непосредственное отношение к Вознесенской церкви. Именно в этой части старой Москвы располагались их земельные владения. Известно, что брат царицы Анастасии Никита Романович Захарьин в 1582 году выстроил неподалеку (Б. Никитская, 7) Никитский монастырь в честь своего небесного покровителя – великомученика Никиты, благодаря чему и возникло современное название улицы (монастырь уничтожен в 1930-х годах, сейчас на этом месте электроподстанция метрополитена).

Когда сын Никиты Романовича – и отец юного царя Михаила Романова – патриарх Филарет возвратился из польского плена и поселился в отчих пределах, палаты его находились совсем рядом с церковью Вознесения. По некоторым историческим сведениям, храм, возможно, удостаивался патриаршего служения.

Внешний облик храма с веками претерпевал некоторые изменения. Так, даже каменной церкви могли нанести ущерб печально знаменитые московские пожары 1629 года. После перестройки храма в конце XVII в. был освящен не только упомянутый южный Прокопьевский придел, но и изначально существовавший северный, сперва посвященный святителю Николаю, а с конца XIX в. и доныне именуемый в честь Усекновения Честной Главы Пророка и Крестителя Господня Иоанна.

До 1764 года храм имел двухшатровое завершение, но по прошению настоятеля, священника Василия Иванова шатры, из-за их чрезмерного веса, заменили восьмериком с граненым покрытием. Венчающий главу храма красивый крест с короной и с цатой (т.н. «полумесяцем» или «новолунием») – символом великокняжеской и патриаршей власти относится к концу XVIII века. Он сохранился и был восстановлен на своем месте в 1992 году.

Вознесенская церковь помнит многих. Сын сподвижника Петра I, князя Федора Юрьевича Ромодановского – Иван Федорович, в 1719–1729 годах «главный начальник» и генерал-губернатор Москвы, был щедрым вкладчиком храма, а после его смерти «Малому Вознесению» продолжала благодетельствовать его супруга Анастасия Федоровна (урожденная Салтыкова).

В XIX столетии под сводами храма бывали многие известные люди. Глава двух российских академий, графиня Е. Р. Воронцова-Дашкова владела усадьбой, стоявшей прямо напротив храма, и почти тридцать лет была его прихожанкой. В 1832 году в доме Дашковой снимали квартиру родители А. С. Пушкина, и естественно предположить, что поэт, всегда живо интересовавшийся русской стариной, заходил в церковь, тем более что неподалеку располагались владения Гончаровых, родителей его жены, а также дома близких друзей – Е.А. Баратынского, П.А. Вяземского.
В конце XIX в. известности храма много поспособствовала деятельность его настоятеля, протоиерея Гавриила Сретенского (1828–1890), ставшего активным помощником ныне прославленного в лике святых равноапостольного просветителя Японии архиепископа Николая (Касаткина). Отец Гавриил горячо пропагандировал в русском обществе дело Японской миссии. Когда в 1880 году будущий святитель приехал в Москву для сбора средств на поддержание миссии, настоятель «Малого Вознесения» повсюду его сопровождал, что особо было отмечено в дневниках архиепископа Николая, как и дата служения (вероятно, не единственного) владыки в храме: 7 мая 1880 г. – панихида по безвременно ушедшему сыну о. Гавриила. Впоследствии протоиерей Гавриил немало сделал и для устроительства Императорского Православного Палестинского Общества.

После 1917 года храм два десятилетия продолжал действовать, в 1930-х годах, еще до закрытия, с него сбили и отправили на переплавку колокола. В последние годы перед закрытием здесь часто проходили архиерейские службы: митрополит Трифон (Туркестанов) возглавлял в «Малом Вознесении» все престольные праздники и ранние Литургии. Здесь же он совершил и последнее в своей жизни богослужение – позднюю Литургию в субботу Светлой седмицы 1934 года.

По воспоминаниям современников, многие священники, оставшиеся без своих приходов, находили в храме на Никитской временный приют и возможность служить. Имя по крайней мере одного из них история сохранила, это протоиерей Павел Никанорович Левашов, принявший мученическую кончину на Бутовском полигоне.
В 1937 году храм был закрыт, варварски перестроен, полностью утратил внутреннее убранство.

1992 год – дата второго рождения «Малого Вознесения». Примерно за год до официального его возвращения Русской Православной Церкви стала складываться община, объединенная любовью и трудами замечательного священника, протоиерея Геннадия Огрызкова (1948–1997). Отец Геннадий, будучи сам талантливым архитектором и художником, привлек к восстановлению храма многих представителей творческой интеллигенции Москвы. Ныне существующие росписи выполнены Иваном Глазуновым, Ириной Старженецкой, Дмитрием Алимовым. Над иконостасом работал живописец Сергей Федоров, росписями которого украшены ныне храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов в Даниловом монастыре, православная церковь в Бауске в Латвии (впоследствии художник также писал иконы в православной традиции для Вестминстерского аббатства, Рочестерского и Винчестерского соборов). Несколько икон для храма создал его прихожанин, известный иконописец Евгений Мамиконян. Снаружи на стенах здания находятся оригинальные рельефные композиции скульптора Анатолия Комелина.

Сейчас в храме хранится несколько православных святынь - икона благоверных князей Петра и Февронии Муромских с частицей их святых мощей, ковчежец с частицами мощей Киево-Печерских святых (в алтаре), иконы святителя Феофана Затворника, благоверного князя Романа Угличского и покровителя столицы благоверного князя Даниила Московского с частицами святых мощей, икона святой блаженной Матроны с частицей ее гроба.

«Малое Вознесение» любят и те, кто ценит красоту церковного пения, так как в его хоре поют музыканты-профессионалы, в том числе студенты и выпускники консерватории. В 2015 году в храме появилась икона святых покровителей музыкантов и поэтов, она была написана по заказу храма и является единственной в своём роде.

Статья подготовлена прихожанкой Храма Вознесения Господня (Малое Вознесение) Еленой Володиной.

"...бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала прежде сего в Руси" (Львовская летопись, 1532 г.). Церковь Вознесения является первым из сохранившихся до нашего времени и самым совершенным каменным шатровым храмом, положившим начало новому типу храма, который получил широкое распространение на Руси в XVI в., прервав византийскую традицию крестовокупольной церкви (в середине XVII в. при Патриархе Никоне шатровые храмы были признаны не соответствующими церковному чину, и на их строительство был наложен запрет). Здание носит подчеркнуто центрический характер - все четыре фасада его столпа обработаны одинаково (алтарная абсида отсутствует). Полагают, что храм был заложен по велению Василия III либо в 1529 г. как моленный о даровании сына - наследника престола, либо в 1530 г. в честь рождения этого сына - будущего царя Ивана Грозного, и освящен в 1532 г. Крестчатый четверик, установленный на высоком подклете, переходит в восьмерик, который завершается шатром, увенчанным небольшим куполом. Столп храма опоясан галереей на аркадах с лестницами-всходами, благодара которой вертикаль основного объема органично вписывается в рельеф берега Москвы-реки (первоначально галерея была открытой). Применение ордера и итальянизирующий характер ряда деталей декора, не встречавшихся до того в памятниках русского зодчества, дает основание предполагать участие в постройке храма итальянского архитектора. Существует мнение, что им был Петр Малый, прибывший в Москву в 1528 г. На восточной стороне галереи-гульбища расположен трон. Внутри шатер храма открыт, отчего в небольшом по площади помещении церкви (8,5 X 8,5) создается впечатление обширного пространства и общей устремленности всех форм вверх (высота столпа здесь 41 м). Не исключено, что шатер имел орнаментальную роспись. Иконостас церкви - XVII в.

Источник: Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979.



Единственный сохранившийся в Москве «шатровый храм», воздвигнутый Петроком Малым в честь рождения у Василия III долгожданного сына (будущего Ивана Грозного). В 1994 году церковь получила статус памятника Всемирного наследия. Факт. В период строительства церковь была самым высоким зданием Москвы - 62 метра. Сейчас. Храм был открыт в 2007 году после серьезной реставрации. В подклете размещена выставка, посвященная созданию и строительству собора. Богослужения - по воскресеньям и великим церковным праздникам. Вход на территорию музея-заповедника «Коломенское» бесплатный.

Из газеты "Антенна", сентябрь 2008



Подмосковное село Коломенское, на берегу реки Москвы, издревле принадлежало к вотчинам московских князей. В 1532 г. отец Грозного Василий Иванович построил в этом селе церковь Вознесения Господня, о которой современный летописец говорит: «та церковь была вельми чудна высотою и красотою, и светлостью, какой прежде того не бывало на Руси, и что великий князь возлюби и украси ее всякою добротою». На освящении в сентябре того же года три дня пировали у великого князя в коломенских великокняжеских хоромах: митрополит с собором духовенства, братья княжеские и бояре.

В писцовых книгах Московского уезда государевых дворцовых сел и волостей, письма и меры Афанасия Отяева и подьячего Василия Арбенева 1631 - 33 гг. о селе Коломенском говорится: «в селе церковь Вознесения Господня; на церковной земле дворов церковных: во дворе поп Михайло Афанасьев, во дворе поп Артемий Мартынов, да у них же в припуске в огородах место дворовое митрополичьего двора, во дворе дьякон Демид Мартынов, во дворе пономарь Гришко Федоров, во дворе просвирница Анница, да у просвирницы на земле 2 двора бобылей; на дьяковой земле 4 двора бобылей…».

Вознесенская церковь была обложена данью, которая собиралась в патриаршую казну; церковная дань распределялась по числу приходских дворов, по количеству церковной земли и сенных покосов, находившихся во владении церковнослужителей. К сожалению, прямых указаний о числе приходских дворов при Вознесенской церкви не встречается. Известно, что церковной дани с той церкви платилось за 1628 г. 9 алтын 5 денег, кормовая гривна; за 1635 г. - 6 руб. 13 алтын, десятильничих и заезда 3 алтына 2 деньги.

По переписным книгам 1646 г. значится: «дворцовое село Коломенское, на реке Москве, а в нем церковь каменное строение вверх шатром во имя Вознесения Господня, двор великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси да другой двор государев конюшенный; у церкви во дворе поп Артемий Мартынов, во дворе поп Гаврило Михайлов, во дворе дьякон Давид Мартынов, во дворе земской дьячок Ортюшко Дмитриев, во дворе пономарь Федоско Алексеев, во дворе просвирница Анна Петрова; церковных бобылей 3 двора, да в селе ж крестьян и бобылей 52 двора».

С 27 января 1650 г., по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича указу и по выписке за пометою думного дьяка Семена Заборовского, с церкви Вознесения Господня данных «денег имать не велено». По указу св. патриарха и по выписке за пометою дьяка Перфилия Семенникова с 1677 г. великого государя дворцового села Коломенского, что у реки Москвы, церкви Вознесения Господня велено данные деньги с 1677 г. впредь имать, по сказке той церкви попов Максима и Парфения с причетники, с приходских дворов и с сенных покосов по 2 руб. 14 алтын с деньгою, заезда гривна.

В 1680 г. при досмотре церквей и церковных земель, по указу патриарха, оказалось, что церковная земля при церкви Вознесения Господня взята в государеву десятинную пашню, а попы с причетники живут на руге. В памяти из Патриаршего духовного приказа от 12 апреля 1701 г., за приписью дьяка Василия Русинова, написано: «в 1700 году 11 июля, по именному великого государя указу и по докладной выписке, за пометою думного дьяка Никиты Моисеевича Зотова, велено: села Коломенского вознесенским попам и дьякону с причетники денежную одну ругу давать по прежнему… и впредь сей Вознесенской церкви в дани в приходных окладных книгах не писать и из оклада выложить».

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVII - XVIII ст.». Выпуск 8, Пехрянская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1892 г.



Летописец ХVI века отмечал: "Великий князь Василий поставил церковь камену Вознесения Господа нашего Иисуса Христа вверх на деревянное дело в своем селе Коломенском". Разные источники указывают, что возведение церкви завершили в 1532 году. Но непонятно, сколько длилось строительство. Согласно преданию, великий князь Василий III велел построить новый храм по случаю рождения у него долгожданного наследника - будущего царя Ивана IV. Соответственно, решение о строительстве он принимал после августа 1530 года. Однако многие современные учёные сомневаются, что храм мог вырасти за какие-то два года при технологиях ХVI века. Ведь даже строительство возрождённого храма Христа Спасителя в 1994-1997 годах шло дольше. А стены и пилоны Исаакиевского собора в Петербурге возвели за восемь лет (с 1828 по 1836 гг). По этой причине датой начала работ чаще называют 1528 год. Так, исследователь истории Москвы и окрестностей А. Корсаков писал в 1870 году: "Великий князь Василий был здесь в 1528 году, когда готовился встретить крымских татар, приблизившихся к Оке... Через четыре года по его повелению здесь была построена каменная церковь Вознесения". Отсюда возникла версия, что храм воздвигли по случаю победы Василия над полчищами крымского хана Ислам-Гирея. Правда, существует гипотеза, что речь шла просто о моленном храме. Князь хотел замолить грехи и дождаться наследника.

Покрыто туманом и имя создателя церкви Вознесения. Чаще других называют работавшего тогда в Москве итальянского зодчего Петрока Малого, или Петра Малого Фрязина. В ходе реставрации памятника в 1979 году на белокаменном карнизе крестовой части храма обнаружили надпись "1533" арабскими цифрами. Подобные вещи были характерны только для памятников, возводимых выходцами из стран Западной Европы. Если отталкиваться от версии, что церковь построил Петрок Малый в 1532 году, а сама идея исходила от великого князя, желавшего искупить свои грехи, то история строительства храма могла выглядеть следующим образом. В 1527 году истёк двухлетний срок епитимии, наложенной на Василия III из-за двоежёнства. Дело в том, что Церковь не признала его развода с не сумевшей подарить ему наследника Соломонией Сабуровой и нового брака с Еленой Глинской. Желая отмолить грех и дождаться насдедника, князь и велел построить храм. После этого Петрок Малый приступил к работе.

Местом для церкви выбрали подмосковное село Коломенское, бывшее к тому моменту вотчиной московских князей. Оно располагалось на высоком правом берегу Москвы-реки, там, где река поворачивает на юг. Следовательно, церковь можно было увидеть издалека. Согласно современным расчётам архитекторов, исследовавших фундамент, высота основного храма составляет 62 метра, высота приделов - почти 25 метров, высота западного притвора - свыше 14 метров. Окончательное решение о том, как выглядеть будущему храму, по всей видимости, приняли летом 1529 года. В том же году приступили к сооружению подклета, а в 1530-м - четверика. Спустя ещё год настала очередь кокошников и восьмерика. Наконец, в первой половине 1532 года сделали шатёр. Далее поставили столбы второго яруса папертей, на южном крыльце выросла звонница. В завершении настелили полы и обустроили "царское место".

3 сентября 1532 года церковь Вознесения Господня в Коломенском освятил митрополит Московский Даниил. На церемонии присутствовал Василий III, княгиня Елена Глинская и царевич Иван Васильевич. Историк И. Е. Забелин в 1872 году так описал последующий пир: "На освящении, в сентябре того же года, три дня пировали у великого князя в коломенских великокняжеских хоромах: митрополит с собором духовенства, братья княжеские и бояре". Церковь нарекли в честь Вознесения Господня. Есть версия, что гора в Коломенском находилась от Кремля на том же расстоянии, что и Елеонская гора от древней части Иерусалима. Именно на Елеонской горе свершилось Вознесение Спасителя. А поскольку в те времена господствовала идея "Москва - третий Рим", то было логично предположить, что Господь перед концом света сойдёт на Землю именно в Москве. Московская легенда гласит, что в восточной церкви Вознесения даже приготовили место для Господа. Так или иначе, но над Коломенским вознёсся храм.

В 1542 году летописец отмечал: "Бе же церковь та вельми чудна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала прежде на Руси". В ХVI-ХVII вв Вознесенский храм служил летней церковью царей, но отчасти выполнял и функцию военного объекта. Он располагался на южных подступах к Москве, мимо него к столице нередко шли отряды крымских или казанских "гостей". В этих условиях высокий шатёр играл роль наблюдательного пункта. С него был виден шатёр церкви в селе Остров ниже по течению Москвы-реки. Заметив чужаков, зажигали костры, таким образом сообщая об опасности в столицу.

По всей видимости, первоначально церковь окружала двухъярусная галерея, покрытая крышей в виде "бочек". Вероятно иконостас в первые десятилетия существования храма был одноярусным. На "царском месте" во время торжественных служб восседали московские митрополиты, затем (с 1589 года) - Патриархи. Пол покрывали треугольные белые и чёрные керамические плиты. В 1980-х годах на южном крыльце нашли часть звонницы, просуществовавшей до ХVIII века. В обширном подклете храма могла храниться великокняжеская казна, её привозили в Коломенское вслед за хозяином. Позднее помещение использовали в хозяйственных целях.

Первый ремонт церковь пережила ещё в 1570-е годы. Тогда переделали покрытие пола, и среди белых и серых плиток появились красноватые. Возможно, вместе с тем оказался утраченным пол на папертях. Если верить более поздним документам, касающимся первоначальной росписи, то она включала в себя образы Саваофа и святых - как вселенских, так и "московских". Вероятно ещё в ХVI столетии роспись претерпела изменения - во всяком случае, источники ХVII века указывают на более раннее обновление "стенного письма". Вид церкви менялся и впоследствии.

Царь Алексей Михайлович очень любил Коломенское. Здесь для него воздвигли дворец, который современники называли "восьмым чудом сета". Обновляли и храм, где у царской семьи наверняка имелось специальное место для молитвы. Сохранилось упоминание о том, что в 1669 году на обивку места государя было дано "сукон, галуна серебряного, атласа и бумаги хлопчатой". Молва гласила, что по окончании молитвы царь раздавал щедрую милостыню.

В течение ХVII столетия обновили иконостас. Это потребовалось из-за высокой влажности в никогда не отапливавшемся храме, из-за которой живопись приходила в негодность. К концу века бочковидную крышу сменила двускатная. Стены храма в ту пору украшали многочисленные фрески. В ХVIII веке значение церкви Вознесения снизилось. Столицу перенесли из Москвы в Петербург, дворец Алексея Михайловича разобрали. Императоры посещали Коломенское не так часто, как прежде, хотя такие посещения случались. Пётр I в 1709 году остановился в селе после победы под Полтавой, а его дочь, будущая императрица Елизавета Петровна, родилась в Коломенском. В свою очередь, Екатерина II велела построить тут новый дворец. Его возведение велось во второй половине 1760-х годов. И тогда же, по всей видимости, имела место очередная перестройка храма.

Работами в Коломенском в 1766-1767 гг. руководил князь П. В. Макулов. Вероятно, он занимался и обновлением церкви Вознесения. В ходе ремонта сняли белокаменные резные капители со столбов второго яруса галерей, возвели парапеты с ширинками. Пол храма стал кирпичным. На старых капителях воздвигли новый кирпичный парапет. История переустройства Вознесенской церкви продолжилась в первой четверти ХIХ века, в годы правления Александра I, который приезжал в Коломенское ещё мальчиком. Он распорядился возвести на месте дворца Екатерины новый дворец. Стены церкви Вознесения украсила колерная архитектурная живопись. Выполненный тогда образ вселенских святых и московских чудотворцев по сторонам "царского места", по свидетельству очевидцев, представлял большую художественную ценность. Очередной ремонт церкви пришёлся на 1830-е годы, руководил им архитектор Е. Д. Тюрин. Согласно его предписанию от 1834 года, "имеющийся образ святых, написанный на стене паперти сверх места царского, сохранить во всякой целости, для чего заделать оный временно плотницкими щитами". Существовавший до того иконостас разобрали, заменив иконостасом из Вознесенского монастыря в Кремле. Позже востановили иконостас ХVII века с уцелевшими древними иконами.

В 1836 году по проекту Тюрина над "царским местом" водрузили "бочку" с гипсовым орлом, закрывшую половину окна, а также установили кованую решётку и гипсовые детали на парапете. Многочисленные ремонтные работы ничуть не умаляли достоинств храма. Напротив, они позволили сохранять церковь в надлежащем виде, и ею были очарованы не только русские, но и иностранцы. В 1866-1867 годах Коломеский храм ждал новый ремонт, которым руководил архитектор Н. А. Шохин. В южной грани верхнего восьмерика пробили дверь, после чего была опровергнута легенда о существовании в этой части храма потайного помещения. Кроме того, вместо первоначальной белокаменной главы появилась более плоская металлическая, а с основания креста сняли лестницу, пропустив её в только что сделанный проём. Архитектор также заменил тянувшийся от северной до южной двери иконостас, вдвое сократив его ширину. Именно Шохин первым попытался произвести историко-архитектурную оценку церкви. Эстафету работ в храме принял архитектор Н. Ф. Кольбе. При нём в 1873 году реставрировали стены подклета, а полы на папертях выстелили большими белокаменными плитами. При этом использовали доски и брус от разобранного годом ранее дворца Александра I. Роспись стен длительное время оставалась нетронутой. Однако, в 1884 году рабочие скололи изображения святых. Стену обили цинковыми листами, после чего её расписали маслом. Для тогдашней эпохи это, увы, была обыкновенная практика. В 1911 году архолог и спелеолог Игнатий Стеллецкий, памятуя о том, что в Коломенском часто бывал Иоанн Грозный, начал в подклете церкви поиски пропавшей библиотеки Грозного царя.

Несмотря на бушевавшую Первую мировую войну, в 1914-1916 годах изыскали средства на проведение очередного "раунда" реставрационных работ в Коломенском. Участвоваший в них юный архитектор Б. Н. Засыпкин, тогда ещё учащийся Московского училища живописи, ваяния и зодчества, обнаружил крайне неприятную вещь: весь объём церкви оказался расколот осевыми трещинами на четыре блока. Данный вывод подтвердил спустя более полувека и другой исследователь памятника - архитектор С. А. Гаврилов. В рамках ремонта удалось переложить шатёр храма специально изготовленным большемерным кирпичом. Но одной лишь реставрацией тогда не ограничились. Тогда же Засыпкин впервые провёл археологическую разведку местности, обмерил памятники, сфотографировал детали. В 1915 году он описал ценнейшие архитектурные детали церкви - северный портал и "царское место".

После прихода советской власти храм отобрали у Русской Православной Церкви, но к счастью, не снесли. Свою роль здесь сыграла деятельность архитектора-реставратора П. А. Барановского, по инициативе которого в Коломенском в 1923 году был создан музей. Церковь Вознесения вошла в его состав. До 1970-х годов советское государство не выказывало интереса к проведению масштабных реставрационных работ в церкви Вознесения. И только в 1972-1990 годах здесь был произведён ремонт под руководством архитекторов Н. Н. Свешникова, А. Г. Кудрявцева и С. А. Гаврилова. Кроме архитекторов, на территории памятника трудились археологи, снявшие в 1970-е годы культурный слой высотой в метр. В 1990 году они нашли более 400 фрагментов резьбы от капителей столбов и от порталов церкви. Результаты их деятельности помогли развеять миф о том, что на месте церкви Вознесения когда-то стоял другой храм.

К концу 1980-х годов над храмом нависла страшная угроза. В процессе укрепления берега Москвы-реки прямо под храмом построили бетонную набережную и засыпали древние родники. Как итог - берег заболотился, появились промоины, в 1981 и в 1987 годах под храмом произошли оползни. Трещины тогда заделали кирпичом, но риск оседания шедевра русского зодчества остался. Основной задачей последних двадцати лет стало спасение памятника. К счастью, в 1994 году Музей-заповедник "Коломенское" включили в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, что помогло делу сохранения знаменитого Вознесенского храма для потомков. Освящение храма состоялось в 2000 году. Сегодня он находится в общем ведении Музея-заповдника "Коломенское" и Церкви. Службы в храме проходят только по большим церковным праздникам.



Вознесенская церковь состоит из нескольких частей. Внизу расположен обширный подклет. Над ним - расчленённый четверик, ещё выше - восьмерик и восьмигранный шатёр. Наверху стоит восьмигранный барабан с маленьким куполом и крестом. Между четвериком и восьмериком имеются три ряда кокошников. По углам фасады "столпа" украшают пилястры, а стены четверика - треугольные арки. В плане храм похож на равноконечный крест с маленькими ветками. К его особенностям относится отсутствие полукруглых апсид на восточной стороне. В отличие от большинства православных храмов, его восточная стена плоская. По всему периметру церковь окружает галерея, что также нетипично для русских храмов.

"Небольшая размером внутри, церковь, благодаря своей высоте и широко раскинувшимся галереям подклета, производит впечатление грандиозности и важности... Не отступая от установившихся ранее окончаний фасадных стен закомарами, даже сохраняя за ними раннемосковский тип, строитель сохранил и систему выдвигающихся один за другим рядов кокошников..." - писал в "Истории русского искусства" Игорь Грабарь, оценивая художественные особенности церкви Вознесения Господня. По мнению корифея истории архитектуры, храм в Коломенском являет собой пример продолжения традиций русского деревянного зодчества. "С внешней стороны структура Коломенского храма обнаруживает свой прообраз, создававшийся в дереве. Главный четверик, перекрытый крутой четырёхскатной кровлей, служит подножием восьмерику, покоящемуся на трёх рядах кокошников. Исполнить такую затею в камне и кирпиче трудно, и нужно удивляться, как зодчий Коломенского храма справился с ней", - отмечал Грабарь.

В 1920-е годы исследователь Москвы В. В. Згура обратил внимание на то, что в архитектуре храма присутствуют и западные мотивы. "Приходится с безусловностью указать на значительность влияния декорций Архангельского собора и строительных приёмов, принесённых в Москву итальянцами ХV века. Наблюдается также и некоторое, правда очень скромное, влияние готики, выразившееся главным образом в стрелах, прорезающих стены нижнего креста", - писал он. В тоже время Згура признавал, что в основе своей облик церкви оставался в русле русских традиций.

Особенностью внешнего убранства церкви является наличие килевидных кокошников. Три пояса этих украшений формируют переход от четверика к восьмерику. Ещё один венец кокошников расположен выше. Он, в свою очередь, отделяет восьмерик от основания шатра. Храм со всех сторон окружает обходная галерея, куда ведут три крыльца с лестницами. Такая конструкция впервые встречается в русской архитектуре, поскольку до той поры никто не помещал какую-либо пристройку к востоку от алтаря. Подобное убранство можно найти в чертежах итальянских архитекторов, однако даже в Италии здания с похожей галереей мы не найдём. На восточной стене галереи стоит каменный трон. Считается, что на нём сидел Алексей Михайлович, любовавшийся прекрасным видом на зеречную пойму. Согласно легендам, государь, расположившись на троне, раздавал милостыню. Оформление трона выполнено в стиле, свойственном европейскому Ренессансу.

Главным новшеством церкви Вознесения Господня является шатёр, похожий на вытянутую пирамиду. Его грани соответствуют восьми граням расположенного под ним восьмерика. Пропорции шатра подчёркивают ромбовидные ячейки из белокаменных бусин алмазной огранки. Перетяжки из маленьких квадратиков создают впечатление сетки. Почти во всю высоту стоят фальшивые окна. Замыкается шатёр восьмигранным поясом, над которым расположен маленький купол с крестом. Высота церкви - 62 метра, высота шатра - 20 метров. Площадь внутреннего помещения храма - 8,5 на 8,5 метра. Толщина стен местами достигает четырёх метров, в иных местах - два-три метра.

Отдельного упоминания заслуживает уникальный фундамент. Это большая искусственная скала величиной 26 на 24 метра и объёмом в три тысячи кубических метров. На склоне речной террасы вырыли огромный котлован, а его дно укрепили сваями. Монолитный фундамент, имевший разную глубину, сложили из скреплённых раствором блоков известняка. Верхний ряд фундамента можно видеть на поверхности спускающегося к реке склона холма. Несмотря на величественный внешний вид, внутри церковь выглядит весьма скромно. Данный факт вполне объясним: храм строили как домовую церковь, в неё ходили только члены царской семьи и её приближённые. Во время их отсутствия храм просто закрывали. Он бездействовал всё зимнее время, по причине чего в нём так никогда и не появилось отопление.

Внутри церкви отсутствуют колонны и столбы. Стены покрашены в белый цвет, поскольку в ходе различных исследований удалось установить, что именно он преобладал в помещении изначально. По углам - мощные пилястры. Окна в нижней части церкви располагаются необычно - не на стенах, а по углам четверика. Ещё столько же оконных проёмов есть на разных гранях шатра. Они размещены на разных сторонах света. Кроме того, внутрь восьмерика выходят окошки лестницы, окаймляющей его с юго-западной стороны. Пол выложен треугольными керамическими плитами чёрного и коричневого цветов.

Древний иконостас ХVI века и оригинальная роспись стен не сохранились. Сегодня можно увидеть только выемки в стене, на которые опирались тябла - горизонтальные тяги, выполнявшие роль опор иконостаса в старые времена. Нынешний иконостас установили в 2007 году, а освятили год спустя. Его изготовили на основе сохранившегося иконостаса Антониева монастыря в Великом Новгороде, который датирован как раз ХVI столетием. Сегодня в иконостасе присутствуют иконы Вознесения Господня, Божией Матери "Смоленская", "Тихвинская", Иоанна Предтечи. Однако были ли они в действительности в старом иконостасе - установить не удалось.

Особенность коломенского храма - обширный (особенно на фоне не очень просторного основного помещения) подклет. Раньше там находидились хозяйственные помещения. В наши дни в подклете развёрнута выставка, посвящённая истории создания и реставрации церкви Вознесения Господня. Здесь же хранится список чудотворной иконы Божией Матери "Державная", которую обрели в подклете храма в 1917 году.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №16, 2012 г.