Русская культура XVI века. Культура и быт России конца XV - XVI вв Развитие культуры в 15 16 веках

Единство русских земель не могло не отразиться на культуре освобожденной Руси 16-го в. С размахом велось строительство, развивались архитектура, живопись и литература.

Архитектура

В 15-16-м вв. строительство было преимущественно из дерева, но его принципы применялись и в . Восстанавливались укрепления, крепости, в городах Руси строились кремли.

Архитектура Руси 16-го в. была богата на выдающиеся сооружения церковного зодчества.

Одними из таких сооружений считаются церковь Вознесения в с. Коломенском (1532) и храм Василия Блаженного в Москве (1555-1560). Многие возведенные церкви и храмы относятся к распространенному в то время (характерному для деревянных храмов Древней Руси) шатровому стилю.

Под руководством Федора Коня была возведена самая мощная крепость (в Смоленске) и окружен стенами и башнями Белый город в Москве.

Живопись

К живописи 16-го в. в России относится главным образом иконопись. Стоглавый собор принял в качестве канона в церковной живописи работы А. Рублева.

Ярчайшим памятником иконописи стала «Церковь воинствующая». Икона создавалась в честь взятия Казани, она трактует описанное событие как победу православия. В росписи Золотой палаты Московского Кремля чувствовалось влияния Запада. При этом церковь была противником проникновения жанровой и портретной живописи в церковную.

Типография

В 16-м в. на Руси появилась первая типография, началось книгопечатание. Теперь многочисленные документы, приказы, законы, книги могли быть напечатаны, хоть их стоимость и превышала рукописную работу.

Первые книги напечатаны в 1553-1556 гг. «анонимной» московской типографией. относится к 1564 г., напечатано оно Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем и называется «Апостол».

Литература

Перемены в политике, заключающиеся в становлении самодержавия, стимулировали идейную борьбу, которая способствовала расцвету публицистики. Литература Руси 16-го в. включает в себя «Истории о казанском царстве», «Сказание о князьях владимирских», 12-томник «Великие Четьи-Минеи», содержащий все чтимые на Руси произведения для домашнего чтения (произведения, не вошедшие в популярный сборник, отошли на второй план).

Мода

В 16-м в. на Руси простая по крою и форме одежда бояр приобрела необыкновенную эффектность и роскошь благодаря декоративным украшениям. Такие костюмы придавали образу пышность и величавость.

На огромной территории Руси проживали разные народы, поэтому одежда различалась в зависимости от местных традиций. Так, в северных регионах государства женский костюм состоял из рубахи, сарафана и кокошника, а в южных - из рубахи, кички и юбки-поневы.

Общим нарядом (усредненным) можно считать рубаху длиной до подола сарафана, распашной сарафан, кокошник и плетеную обувь. Мужской костюм: длинная рубаха из домотканого полотна (до середины бедра или до колен), порты (узкие и плотно облегающие ноги). При этом особых различий в стиле одежды знати и крестьян не наблюдалось.

Слайд 2

Особенности развития:

  • местные культурные традиции уступают место общерусским;
  • более весомо заявляют о себе мотивы патриотизма, национальной гордости;
  • сказывается растущее влияние самодержавной тирании и крайностей крепостничества, опричного террора на культурную среду русского общества.
  • Слайд 3

    Фольклор

    События той славной эпохи получили отражение в сказках.
    В “Сказке о Борме-Ярыжке" ее герой, простой русский человек, добывает для царя Ивана Грозного знаки царского достоинства в Вавилоне-граде.
    Сказки прославляют ум, сметливость выходцев из народа (“Умный мальчик-судья", “Огненный змей", “Мудрая дева" и др.), некоторые сказки вошли в “Повесть о Петре и Февронии" .

    Слайд 4

    Пословицы и поговорки

    Пословицы, которые вписал царь Грозный в свое послание старцам Кирилло-Белозерского монастыря: “Жалует царь, да не жалует псарь", “дати волю царю, ино и псарю".

    Слайд 5

    Жанр исторической песни

    Народ прославляет взятие Казани, особенно героев штурма - пушкарей, Ермака Тимофеевича.
    Царя народ, с одной стороны, воспевает за воинские подвиги, расправы с боярами; с другой - отмечает его жестокий нрав; в целом же поддерживает за защиту единой России - “Московского царства"
    рис. Взятие Казани.

    Слайд 6

    Просвещение

    • Центрами грамотности и просвещения оставались, как и прежде, монастыри;
    • “Мастера грамоты" появляются в городах и по деревням;
    • Учили сначала азбуку, потом-Часослов (молитвы, богослужебные тексты по часам церковной службы), письмо, Псалтирь (псалмы царя Давида). На этом учение обычно заканчивалось.
  • Слайд 7

    За нерадение учитель, в соответствии с обычаем, мог и должен был “сокрушать ребра", “учащать раны" ученикам своим. Той же цели - внушению “книжной премудрости" - служила и “душеспасительная" розга.

    Слайд 8

    Учебники

    • Появлялись руководства по грамматике - труды Максима Грека: “Начало грамоты греческой и русской", “Предисловие о буковице, рекше о азбуце", “Беседа о учении грамоте...", “Сказание грамотичным степенем";
    • появляется первое пособие по арифметике - “Книга, рекома по-гречески Арифметика, а по-немецки Алгоризма, а по-русски цыфирная счетная мудрость"
  • Слайд 9

    1 апреля 1564 г., Иван Федоров издал в ней “Апостол”

    Поворотное для просвещения значение имело появление книгопечатания.

    Слайд 10

    Научные знания

    • Составлялись пасхалии специальные таблицы с указанием дат Пасхи и других праздников по годам.
    • Знания в области физики, техники требовались мастерам-литейщикам при изготовлении пушек, пищалей, в том числе и нарезных орудий, созданных в России.
    • Солеварение и поташное производство, лечебное и иконописное дело требовали знаний из прикладной химии, медицины, и они отражены в рукописях рецептурного характера, травниках
  • Слайд 11

    • Во второй половине XVI - начале XVII в. появились детальные руководства по солеварению (“Роспись, как зачать делать новая труба в новом месте"), по писцовому делу (1556 г.), статья “О земном верстании, как землю верстать" (исчисление площади квадратов, прямо- и треугольников, параллелограммов, трапеций).
    • В “хождениях" авторы описывали страны, которые посетили.
  • Слайд 12

    Литература. Историческая и политическая мысль.

    • “Хронограф" (обзор всемирной истории) 1512 г;
    • “Повесть о Вавилонском царстве";
    • “Сказание о князьях Владимирских".
    • “Повесть о Молодинском сражении" 1572 г.,
    • “Повесть о прохождении Стефана Батория на Псков".
    • Грозный в письме к шведскому королю без тени сомнения утверждал: “Мы от Августа кесаря родством ведемся".
  • Слайд 13

    Многие публицисты обсуждают проблемы самодержавия и устроения государства, боярства и положения крестьян. И. С. Пересветов выступает сторонником сильной царской власти.Он писал: "Царю нельзя быть без грозы: как конь под царем без узды, так о и царство без грозы". Он выступает сторонником "правды" ("Бог не веру любит, а правду"), "книг", "мудрости", противником холопства, "которая земля порабощена, в той земле зло сотворяется... всему царству оскудение великое".

    Слайд 14

    Сильвестр, протопоп Благовещенского собора в том же Кремле, в посланиях, "Домострое" (ему принадлежит окончательная редакция памятника) проповедует рациональное хозяйствование, получение "правильного стяжания" (прибыли).

    Слайд 15

    «Нестяжатели» и «Иосифляне».

    • обличали стремление присвоить труд чужих рук, сребролюбие, чревоугодие, гордость, тщеславие и прочие пороки.
    • Нил Сорский.
    • Иосиф Волоцкий же говорил о другом: “Церкви богатство - Божье богатство".
  • Слайд 16

    Архитектура

    На рубеже XV-XVI вв. оформляется Кремлевский ансамбль в Москве - стены и башни, соборы и Грановитая палата. Возводили их итальянские архитекторы (Аристотель Фиораванти, ПьетроСолари, Марко Руффо, Алевиз Новый и др.)

    Слайд 17

    Хоромы Строгановых в Соли-Вычегодской. Гравюра И. Ческого. 1842 г.

  • Слайд 18

    Живопись

    • На рубеже XV - XVI вв. в иконописи и фресковой живописи прославились Дионисий с сыновьями и соратниками.
    • Церковь после Стоглавого собора 1551 г. усиливает надзор за иконописцами.
    • В конце XVI в. получают известность иконы “строгановского письма". Они отличаются миниатюрностью, тонкостью и изяществом прорисовки, декоративностью и праздничностью.
  • Слайд 19

    Быт

    • С конца XV в. начинается расцвет искусства эмали, забытого во времена ордынского ига;
    • В церковном обиходе часто использовали изделия с художественным шитьем;
    • Знатные люди жили в хоромах, обычно двухэтажных, с разными пристройками, жилыми и хозяйственными, для себя, дворни, скота и птицы. Дома в основном - деревянные, но встречались и каменные.
  • Развитие русской культуры в этот период происходило под воздействием множества факторов. Это и развитие прежних традиций, особенно связанных с христианскими ценностями и церковными интересами. Появляются и новые факторы, влияющие на культуру: собирание русских земель вокруг Московского княжества и создание единого централизованного государства, утверждение национального самосознания в борьбе против золотоордынского ига. От века к веку все заметнее становится роль Москвы, московских великих князей. Московская Русь превратилась в центр не только объединительных процессов, но и развития культуры.

    Литература. В русской литературе большое место занимала тема борьбы с ордынским игом. Особенно выделяются произведения Куликовского цикла (“Задонщина”, “Сказание о Мамаевом побоище”). Они проникнуты чувством патриотизма и восхищения подвигами русских воинов.

    Во второй половине XV в. новое рождение переживает старый жанр хождений (описаний путешествий). Особенно популярным было чтение о приключениях тверского купца Афанасия Никитина, дошедшего до Индии. “Хождение за три моря” - описание восьмилетнего драматического странствия, которое завершается возвращением в родные края.

    Сохранялись и умножались летописные традиции. В XIV в. в Москве создается общерусский летописный свод, а составленный в 1442 г. “Хронограф” включает описание всемирной истории.

    В первой половине XVI в. вокруг митрополита Макария сформировалась группа образованных людей, которые создали знаменитые “Великие Четьи-Минеи”. Это собрание наиболее читаемых на Руси книг: житийной литературы, поучений, сказаний и др. - как правило, не носивших богослужебного характера, но напрямую связанных с православной традицией.

    Важным культурным событием стало появление книгопечатания. Оно связано с именами Ивана Федорова и Петра Мстиславца, которые создали первую печатную книгу “Апостол” (1564). Эта книга была выполнена на высоком для того времени полиграфическом уровне. Из-за преследований и обвинений в ереси Иван Федоров перебрался в Великое княжество Литовское и продолжил свою просветительскую деятельность там. Во Львове был выпущен первый русский букварь с грамматикой. Несмотря на трудности, книгопечатание продолжало развиваться и в Московском государстве - здесь вновь возникают типографии. Реакция церкви на книгопечатание была столь отрицательной, что даже в XVII в. печатная книга не смогла вытеснить рукописную.

    Общественно-политическая мысль. Среди русских письменных источников XV-XVI вв. много произведений, в которых авторы размышляют о судьбе России. В “Сказании о князьях Владимирских” подчеркивалась идея преемственности власти московских правителей от византийских императоров. Псковский монах Филофей в послании Василию III доказывал, что Москва - это “Третий Рим”. “Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти”, - утверждал он.

    Свидетельством обмирщения культуры являются публицистические произведения Федора Карпова и Ивана Пересветова. Оба рассуждали о природе сильного, справедливого государства, о власти.

    Заметный памятник духовной культуры XVI в. - “Домострой”, одним из редакторов которого был приближенный Ивана IV - Сильвестр. В этом произведении, ставшем образцом организации быта, поведения русских людей на протяжении веков, мы находим наставления разного характера: об исполнении религиозных обрядов, советы по воспитанию детей, о взаимоотношениях мужа и жены, как хранить запасы и просушивать белье, когда покупать товары на рынке и как принимать гостей.

    Интересна с точки зрения развития русского языка, а также по содержанию переписка царя Ивана Грозного и князя Андрея Курбского. Это был спор двух ярых противников о путях централизации власти, об отношениях государя и подданных. Царь отстаивал идею холопства всех подданных по отношению к самодержавной власти. Он так формулировал основной принцип деспотизма: “А жаловати есмя своих холопей вольны, а и казнити вольны же”. Курбский представлял себе царскую власть иначе - царь отвечает за свои деяния не только перед Богом, но и перед людьми, он не может нарушать права своих подданных, должен слушаться мудрых советников.

    Архитектура. Москва становится столицей огромной державы, накопление богатств в руках московского князя дает возможность приступить к невиданному ранее по размаху каменному строительству. Дмитрий Донской в 1366-1367 гг. начал строительство нового московского Кремля. На месте деревянных укреплений, построенных при Иване Калите, возник новый белокаменный Кремль. Москва стала неприступной по тем временам крепостью.

    Расцвет зодчества в конце XV в. связан с интенсивным строительством в Москве. Иван III приглашает для работы итальянских архитекторов, среди которых выделяется Аристотель Фиораванти. Под его руководством в Кремле был построен новый Успенский собор -кафедральный храм митрополитов. За образец его был взят Успенский собор во Владимире. Фиораванти составил проект возведения новых стен и башен. Кремль и стены были построены из красного кирпича (существуют и доныне). Правда, кремлевские башни еще не имели шатров - они были поставлены позднее, в XVII в. Окончательно сложилась и внутренняя планировка Кремля. Здесь были построены Грановитая палата для торжественных приемов, Архангельский собор (усыпальница московских князей и царей), домовая церковь для государей - Благовещенский собор и другие постройки. Одно из самых замечательных сооружений Кремля - колокольня Ивана Великого. Она поставлена на месте древней церкви Ивана Лествичника, поэтому получила название Ивановской. Великой ее назвали за необычайную высоту - более 80 м. Колокольня долгое время была самым высоким сооружением Руси. Заложили ее в начале XVI в. одновременно с Архангельским собором, а достроили только в 1600 г., при Борисе Годунове.

    Строительство московских укреплений продолжалось в течение всего XVI в. К Кремлю пристроили полукольцо укреплений Китай-города, а в конце века “городовых дел мастер” Федор Конь возвел “Белый город” длиной около 9,5 км. Ф. Конь построил также стены Кремля в Смоленске.

    Во второй половине XVI в. из традиций деревянного зодчества, но уже в камне, возникает шатровый стиль. Замечательным образцом его является церковь Вознесения в Коломенском. Шатровое церковное зодчество не распространилось широко, поскольку противоречило церковным канонам и запрещалось церковными властями. В 1551-1561 гг. мастера Постник Яковлев и Барма построили на Красной площади Покровский собор (более известный как храм Василия Блаженного). Это сооружение было посвящено взятию Казани.Живопись. Во второй половине XIV - первой половине XV в. работали два великих русских художника - Феофан Грек и Андрей Рублев. Феофан, выходец из Византии, жил в Новгороде, а затем в Москве. Для его фресок и икон характерна особая эмоциональность. Живопись А. Рублева уникальна по композиции и только ей свойственному колориту. Эти черты наиболее ярко проявились в его знаменитой иконе “Троица”. Традиции Андрея Рублева были продолжены и после его смерти. Особенно выделяются фресковые росписи Дионисия (лучше всего они сохранились в Ферапонтовом монастыре в Белозерском крае). Решения Стоглавого собора оказали влияние не только на архитектуру, но и на живопись. Живописцы обязаны были строго придерживаться греческих образцов и иконописи А. Рублева. Это привело к тому, что совершенствовались только технические приемы письма. Ремесло. В XIV-XVI вв. продолжалось развитие ремесла. Главными центрами ремесленного производства были города, монастыри, некоторые крупные вотчины. В конце XV в. в Москве создается Пушечный двор. Первые пушки появились на Руси в последней трети XIV в. В последующие века сложилась целая школа пушечных мастеров. Одним из ее представителей был Андрей Чохов, создатель знаменитой Царь-пушки. На ее изготовление ушло около 2,5 пудов цветных металлов, ее калибр 89 см, длина ствола почти 5,5 м.