Не щит принес я вам но меч. О значении слов Христовых: "не мир пришел Я принести, но меч". Письмо молодому учителю, спрашивающему, есть ли сейчас истинные христиане

Спрашивает Алексей
Отвечает Александр Серков, 22.07.2015


Алексей пишет:

"Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,
ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.
И враги человеку - домашние его" ().
"Думаете ли Вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение" ().
Это слова не Сатаны, а Иисуса Христа! Почему люди ждали Мессию, Который установит мир на земле, а пришел Агнец, принесший меч на землю? Дети просили хлеба, но отец подал им змею!

Алексей, давайте расставим все по своим местам. Главное, нам надо понять, о каком разделении, о каком мече и о каких врагах говорил Иисус. Христос здесь рассеивает ошибочное мнение, которое, по-видимому, имели некоторые из учеников, что полученная ими весть выльется в сплошное согласие. Им не следует удивляться, если их служение из дома в дом приведет к разделению. Да, Христос - Князь мира. Это был Он, Который принес мир с неба на землю и наделил им людей:

"Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается" ().

Однако, когда человек примиряется с Богом, то мир (люди, живущие на земле) зачастую считают его своим врагом. Христос пришел, чтобы примирить грешников с Богом, но вместе с этим Он неминуемо вызвал их конфликт с теми, которые отвергают мирное предложение. Христианин никогда не должен искать и не должен довольствоваться миром, который происходит от соглашения со злом. Истинный христианин не может принять такой мир, чего бы отказ от него не стоил. Когда человек принимает Христа, то его самые близкие друзья часто превращаются в наиболее ожесточенных и безжалостных врагов.

Резюмирую ответ на Ваш вопрос: Да, люди ждали Мессию, Который даст мир, но они мечтали о земном мире на трупах всех язычников, особенно римлян, которые их оккупировали. Но Христос пришел принести душевный мир, мир с Богом. Глобальный же мир на земле будет только после Тысячелетнего небесного царства. Так что, Бог, в отличие от того жестокого отца, дает людям не змею, а хлеб жизни, а люди сами выбирают себе змею вместо хлеба, что и производит разделение между светом и тьмой, между последователями Бога и последователями сатаны.

С уважением, Александр

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

21 фев Не понимаю что значат слова Втор 23:2 Сын блудницы не может войти в общество Господне? Значит, он не имеет права на спасение, потому что не может быть крещён? (Лаура)

Толкования на Мф. 10:34


Свт. Иоанн Златоуст
Опять Спаситель предсказывает великие скорби, притом гораздо многочисленнейшие, – и что ученики могли бы Ему возразить, о том Сам говорит им наперед. Именно, чтобы слыша слова его, они не сказали: Итак, Ты пришел для того, чтобы погубить нас и наших последователей, и возжечь на земле всеобщую брань? – Он Сам предупреждает их, говоря: Не мир пришел Я принести на землю (Мф. 10:34). Как же Сам Он заповедовал им, входя в каждый дом, приветствовать миром? Почему же, равным образом, ангелы воспевали: Слава в вышних Богу, и на земле мир (Лк. 2:14)? Почему также и все пророки благовествовали о том же?


Потому что тогда особенно и водворяется мир, когда зараженное болезнью отсекается, когда враждебное отделяется. Только таким образом возможно небу соединиться с землею. Ведь и врач тогда спасает прочие части тела, когда отсекает от них неизлечимый член; равно и военачальник восстановляет спокойствие, когда разрушает согласие между заговорщиками. Так было и при столпотворении. Худой мир разрушен добрым несогласием, – и водворен мир. Так и Павел поселил раздор между согласившимися против него (Деян. 23:6). А согласие против Навуфея было хуже всякой войны (3Цар. 21).
Единомыслие не всегда бывает хорошо: и разбойники бывают согласны. Итак, брань была следствием не Христова определения, а делом воли самих людей. Сам Христос хотел, чтобы все были единомысленны в деле благочестия; но как люди разделились между собою, то и произошла брань. Впрочем, Он не так сказал. А что же говорит? Не мир пришел Я принести, – чем самым утешает их. Не думайте, говорит, что вы виноваты в этом: Я это делаю, потому что люди имеют такие расположения. Итак, не смущайтесь, как будто эта брань возникла сверх чаяния. Для того Я и пришел, чтобы произвести брань; такова именно Моя воля.


Итак, не смущайтесь тем, что на земле будут брани и злоумышления. Когда худшее будет отсечено, тогда с лучшим соединится небо. Так Христос говорит для того, чтобы укрепить учеников против худого мнения о них в народе. Притом, не сказал: войну, но, что гораздо ужаснее – меч. Если сказанное слишком тяжко и грозно, то не дивитесь. Он хотел приучить слух их к жестоким словам, чтобы они в трудных обстоятельствах не колебались. Поэтому и употребил такой образ речи, чтобы кто не сказал, что Он убеждал их лестью, скрывая от них трудности. По этой причине даже и то, что можно было бы выразить мягче, Христос представлял более страшным и грозным.


Блаж. Иероним Стридонский


Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч
Выше Он сказал: Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. А теперь Он показывает, что будет после проповедования. По вере в Христа весь мир разделился сам против себя: каждый дом имел и верующих, и неверных, и вследствие этого послана добрая война, чтобы прекратился худой мир. Это то же, что сделал Бог, - как пишется в книге Бытия, - против возмутившихся людей, которые двинулись с востока и поспешили построить башню, благодаря которой могли бы проникнуть в высоты неба, - , чтобы смешать языки их (Быт 11). Поэтому и в псалме Давид воссылает такую молитву: Рассыпь народы, желающие браней (Пс 67:31).

Блаж. Феофилакт Болгарский
Ст. 34-36 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю, не мир Я пришел принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с Отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку домашние его
Не всегда хорошо согласие: бывают случаи, когда хорошо и разделение. Меч означает слово веры, которое отсекает нас от настроения домашних и родственников, если они мешают нам в деле благочестия. Господь не говорит здесь, что должно удаляться или отделяться от них без особенной причины, - удаляться должно только в том случае, если они не соглашаются с нами, а скорее препятствуют нам в вере.
Толкование на Евангелие от Матфея.


Евфимий Зигабен


Не мните, яко приидох воврещи мир на землю: не приидох воврещи мир, но меч
Богослов говорит: что значит меч? Сечение слова, отсекающее худшее от лучшего и разделяющее верующего от неверующего, возбуждающее сына, дочь и сноху против отца, матери и свекрови, – новое и недавнее против древнего и ветхого. Но когда Христос родился, Ангелы говорили: слава в вышних Богу, и на земли мир (Лк. 2, 14). И пророки издревле предвозвестили Его мир; да и Сам Он повелел ученикам, входя в каждый дом, желать ему мира (Мф. 10, 12); каким же образом Он говорит: не приидох воврещи мир, но меч? Потому что этот меч должен был произвести тот мир, о котором говорили Ангелы, а прежде них – пророки. Мечом называет любовь к Нему, которая разделяет верующих от неверующих и непобедимой силой которой связанные самой дорогой любовью скоро разорвали взаимное сообщение и легко разлучились. И в другом месте, показывая могущественное ее действие, сказал: огня приидох воврещи на землю (Лк. 12,49). Нужно было прежде отсечь неизлечимое, а затем остальное умиротворить, как в отношении к Нему Самому, так и к Богу. Поэтому Он и говорит суровее, чтобы, зная это, они не смущались. И еще развивает речь о том же, изощряя слух их жестким словом, дабы они в трудных обстоятельствах не колебались.


Аполлинарий Лаодикийский


Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч
Причина несогласия верных с неверными принадлежит грядущей вражде. И поскольку кажется подобающим мир между ними, Он говорит: не думайте, что это означает сохранять при любых обстоятельствах. Вы должны жить в мире со всеми. Но есть некоторые, кто восстает против вашего мира, и мир с ними вам не следует принимать. Ибо согласие о мире по Богу единственно , и это и есть настоящий мир.


Анонимный комментарий


Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч
Бывает мир благой, и бывает мир дурной. Благой мир существует среди добрых, верных и праведных, поскольку имеющие дар единой веры должны иметь общее согласие жизни. Ибо вера рождается словом Божиим, миром сохраняется и любовью питается, по слову апостола: Вера действует любовью (Гал 5:6). Но вера, лишенная любви, никакого плода доброго дела не может принести. Если же верные по причине какого- нибудь разномыслия окажутся разъединенными, то это - дурной раздор, как говорит Господь: Всякий дом, разделившийся сам в себе, не устоит (Мф 12:25). И если братство будет разобщено, то само себя истребит, по слову апостола: Если же друг друга угрызаете и обвиняете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом (Гал 5:15). А дурной мир - среди неверных и нечестивых, так как те, в ком пребывает одно лишь зло, в делании своего зла должны быть согласны. Ибо неверие и нечестие возникают по некоему дьявольскому наущению, а миром сохраняются. Значит, если неверные и нечестивые по какой-то причине разделятся внутри себя, то это - благой раздор. Потому что как при мире между добрыми людьми пребывают вера и правда, а неверие и неправда повержены, если же наступит раздор, то вера и правда повергаются, а неверие и неправда восстают; так и при мире среди нечестивых пребывают неправда и неверие, а вера и правда повержены. Стало быть, Господь послал на землю благое разделение для того, чтобы разорвать злое единение. Ведь все, как добрые, так и злые (то есть возлюбившие зло), все пребывали во зле, так же как и те, кто по незнанию блага утверждался во зле: как будто были все вместе заперты в одном доме неверия. Поэтому послал Господь меч разделения между ними, то есть слово истины, о котором говорит апостол: «слово Божие живо и действенно, и острие его острее всякого острейшего меча: оно проникает до самых глубин души и духа, суставов и мозгов, и исследует сердца и помыслы».


Свт. Николай Сербский


Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч. Так сказал Господь. Читай это так: «Не для того Я пришёл, чтобы помирить истину и ложь, мудрость и глупость, добро и зло, правду и насилие, нравственность и скотство, целомудрие и разврат, Бога и маммону; нет, Я принёс меч, чтобы отсечь и отделить одно от другого, чтобы не было смешения».
Чем же отсечёшь, Господи? Мечом истины. Или мечом слова Божия, так как это одно. Апостол Павел советует нам: возьмите меч духовный, который есть Слово Божие. Святой Иоанн Богослов в Откровении видел Сына Человеческого, сидящего посреди семи светильников, а из уст Его выходил острый с обеих сторон меч. Меч, исходящий из уст, что иное, как не слово Божие, слово истины? Этот меч и принёс Иисус Христос на землю, принёс ради спасения мира, но не ради мира добра со злом. И ныне, и присно, и во веки веков.


Правильность этого толкования подтверждают дальнейшие слова Христа: ибо Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее, и, если сын пойдёт за Христом, а отец останется во тьме лжи, меч истины Христовой разделит их. Истина не дороже ли отца? И если дочь пойдёт за Христом, а мать будет упорствовать в отрицании Христа, что общего может быть у них? Христос не слаще ли матери?.. То же самое между невесткой и свекровью ее (...)
В заключение приведу тебе духовное толкование этих слов Христа Феофилактом Охридским: «Под отцом, матерью и свекровью подразумевай все ветхое, а под сыном и дочерью - все новое. Господь же хочет, чтобы Его новые Божественные заповеди победили наши старые греховные привычки и обычаи».

Неужели такой праведный и милостивый человек не понимает глубинного значения этих слов? Думаю, что ты понимаешь его, только ищешь подтверждения. Праведным и милостивым Господь Сам открывает тайны Свои. Если бы ты был единственным кузнецом в Иерусалиме, когда евреи распинали Господа, некому было бы выковать для них гвозди.

Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч . Так сказал Господь. Читай это так: "Не для того Я пришел, чтобы помирить истину и ложь, мудрость и глупость, добро и зло, правду и насилие, нравственность и скотство, целомудрие и разврат, Бога и маммону; нет, Я принес меч, чтобы отсечь и отделить одно от другого, чтобы не было смешения".

Чем же отсечешь, Господи? Мечом истины. Или мечом слова Божия, так как это одно. Апостол Павел советует нам: возьмите меч духовный, который есть Слово Божие . Святой Иоанн Богослов в Откровении видел Сына Человеческого, сидящего посреди семи светильников, а из уст Его выходил острый с обеих сторон меч . Меч, исходящий из уст, что иное, как не слово Божие, слово истины? Этот меч и принес Иисус Христос на землю, принес ради спасения мира, но не ради мира добра со злом. И ныне, и присно, и во веки веков.

Правильность этого толкования подтверждают дальнейшие слова Христа: ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее , и, если сын пойдет за Христом, а отец останется во тьме лжи, меч истины Христовой разделит их. Истина не дороже ли отца? И если дочь пойдет за Христом, а мать будет упорствовать в отрицании Христа, что общего может быть у них? Христос не слаще ли матери?.. То же самое между невесткой и свекровью ее.

Но не пойми это так, что тот, кто познает и возлюбит Христа, должен сейчас же телесно отделиться от своих родных. Это неправильно. Об этом не говорится. Достаточно отделиться душою и не принимать в нее помыслов и дел неверующих. Ибо, если верующие немедленно отделились бы от неверующих, в мире образовалось бы два враждебных лагеря. Кто бы тогда учил и исправлял неверующих? Сам Господь три года терпел рядом с Собой неверного Иуду. Мудрый апостол Павел пишет: неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим .

В заключение приведу тебе духовное толкование этих слов Христа Феофилактом Охридским: "Под отцом, матерью и свекровью подразумевай все ветхое, а под сыном и дочерью – все новое. Господь же хочет, чтобы Его новые Божественные заповеди победили наши старые греховные привычки и обычаи".

Таким образом, слова о мече, принесенном на землю, вполне соответствуют Христу Миротворцу и Миродавцу. Он дает Свой небесный елей всем, кто искренне верует в Него. Но Он пришел не для того, чтобы примирить сынов света с сынами тьмы.

Поклон тебе и детям. Мир вам и Божие благословение.

Святитель Николай Сербский. Миссионерские письма

Это знаменитое изречение Христа, известное нам из Евангелия от Матфея, поистине может повергнуть человека, впервые открывающего для себя Новый Завет, в недоумение и даже возмущение. Кто-то после этого закрывает эту Книгу, полагая ее мрачной и фанатичной, кто-то пытается «проскочить» смущающие его фразы, вынося из Писания лишь то, что ложиться на сердце, что удобно, кто-то некритично принимает такие фразы «на веру», не пытаясь проникнуть в их глубину. Мы – живые люди. Любой нормальный человек, вне зависимости от его конфессиональной и религиозной принадлежности, знает, что мир – это благо и добро, а меч и война – зло, горе и страдание. Означает ли, что слова Господа призывают отказаться от этой убежденности? Что Евангелие призывает к насилию?

К сожалению, сегодня некоторые верующие люди, в особенности, стоящие на радикальных политических позициях, воспринимают это изречение буквально и полагают, что война – в действительности хорошее явление, что она полезна для духовного состояния народа и т. д. Такой откровенный цинизм, прикрывающийся благочестием, прокладывающий дорогу бесчисленными цитатами из святых, вырванными из контекста, конечно же, не имеет отношения к христианству, глубоко еретичен по сути и безнравственен. Новый Завет однозначен в полном, не терпящим полутонов и исключений, отрицании насилия и ненависти, без которой оно не существует: «Вы слышали, что сказано, люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему заходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:43-45); «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего напрасно подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону» (Мф. 5: 21-22).

Но тогда перед нами очевидное противоречие. Краеугольным камнем христианства является Откровение и знание Бога как абсолютной и бесконечной Любви, которая никогда не оскудеет и не перестанет изливаться на сотворенный Им мир. Именно поэтому так недоуменно мы воспринимаем слова Спасителя «Не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10:34). Но этого недоумения не стоит бояться и бежать от него, ибо оно должно заставить нас глубже и вдумчивей вчитаться в евангельский текст. Попытаемся это сделать.

Сначала отметим, что истолкование любого текста Священного Писания должно по возможности заключать в себе три обязательных составляющих. Во-первых, ни одна фраза не может быть вырвана из контекста. Мы должны читать и осмыслять ее как часть одного целого: стиха, главы, книги. Во-вторых, контекст, помимо, собственно, текстуального аспекта, включает в себя и исторический. Это не означает, однако, что любой человек при чтении Евангелия или посланий апостолов, должен обязательно прибегать к сложной научной библеистической литературе или учить древние языки, чтобы читать эти тексты в подлиннике, достаточно просто иметь в виду наличие исторического момента в Писании. Такая историчность также не означает, что те или иные фразы актуальны лишь для прошлого, а в настоящем могут всерьез не восприниматься , т. к. большинство из них, особенно в Новом Завете, обращены к исторической реальности в ее первооснове, выходящей за границы конкретных эпох, той первооснове, благодаря которой мы можем в древних людях узнать самих себя, в давно минувших временах разглядеть самую острую и живую современность. И, наконец, третьей составляющей является богословие. Читая тот или иной текст Библии, мы должны увидеть, как в нем открывается Сам Бог. Здесь присутствует, как личный опыт, ибо проникновение в Священное Писание есть форма молитвы, так и кафолический опыт Церкви, который выражен, собственно в вероучении, но также и в других видах богословского творчества.

По этому пути мы и пойдем в осмыслении, интересующего нас изречения Спасителя. Каков же его контекст?

Если смотреть на Евангелие в целом, то можно без труда прийти к заключению, что эта Книга противоречит всем нашим обыденным представлениям о человеке, его надеждах и счастье. Вспомним заповеди блаженства. Кого Христос именует блаженными? Нищих духом, плачущих, кротких, изгнанных за правду. Такие люди составляют соль земли, ее смысл, глубинное содержание. Как сложно принять такой взгляд на мир, когда видишь величие земных владык, славу гигантских проектов, осуществлявшихся в истории. Но тем не менее Правда Божия с самого начала уводит нас от этого обольщения. Не в блеске мирского владычества лежит основание бытия, а в том, что на первый взгляд кажется таким тонким и хрупким, что не выдержит и самого слабого удара, но в действительности оказывается крепче брони и разрушает надменность земного великолепия.

Но, хотя и с большим трудом, человек может согласится с таким взглядом. Ведь все мы, так или иначе, ощущаем страшную и разрушительную силу гордыни, ее ненависть, испепеляющую все доброе и нежное в мире. Барьером к принятию слов Господа является, пожалуй, естественный скепсис: это хорошо и правильно, но в действительности гордость и честолюбие всегда одержат верх, ибо они помогают человеку достичь результата здесь и сейчас, а нищие духом, плачущие, изгнанные за правду, будучи прекрасными и святыми, не на йоту не изменяют этот мир, по-прежнему пребывающий во зле и насилии – с волками жить, по-волчьи выть – так думают многие, но это философия Великого Инквизитора.

Но какой же наступает шок, когда Христос подвергает сомнению и то, что человек считает за самое доброе, близкое, нежное. То, за что он готов отдать свою жизнь, что действительно пробуждает в нем благородство, мужество, любовь: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и не следует за Мной, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший свою ради Меня сбережет ее» (Мф. 10:34-39). Как же это можно понять? Поддается ли это вообще какому-либо осмыслению? Ведь, на первый взгляд, эти слова лишают человека шанса на самое минимальное счастье на земле.

Иудеи ждали Мессию-Помазанника, который установит идеальный земной порядок. Порядок этот будет удерживаться справедливостью божественного закона, в нем не будет бедных, страдающих, обездоленных, утвердится царство всеобщей гармонии – рай на земле, основанный на поклонении Единому Богу. Боль, злоба, ужас мира уйдут, уступив место добру и любви. Не стоит недооценивать эти чаяния иудеев, они были выстраданы ими за века страшной и тяжелой истории Израиля. Тем не менее, Царство Божие мыслилось ими, в образах и категориях земного счастья. Пришествие Мессии, соответственно, понималось как наступление эры благоденствия – социальной и духовной стабильности.

Прежде всего, Христос разрушает именно этот стереотип. Не уютную благоустроенность сулит Его приход в этот мир, но разделение, соблазн, ненависть к Нему. Не пир в царских чертогах Он может дать Своим ученикам, но мученичество, презрение людей, арену Колизея. Тот, кто принимает Христа всем сердцем, оказывается выброшенным за рамки привычных связей и отношений между людьми. Семья вдруг становится враждебной к нему, друзья подозрительными. Даже самому себе человек не может довериться до конца, ибо в глубине души знает, что может не выдержать этого бремени: «Человекам это невозможно…». Но ни семья, ни все то, что считается правильным и моральным в этом мире, не может быть адекватной «заменой» Христу, ибо Он есть начало и конец всему, Господин Субботы.

Таков текстуальный и исторический аспект изречения Христа о мире и мече. Разделение исходит не от Него, но от мира, привычные устои которого оказываются поколеблены в самой их основе. Но здесь начинает отчетливо вырисовываться и богословский смысл этих слов.

Что мы ненавидим в этой жизни? То, что противоречит воле к ней – врага. Врагом этим может быть грех, как мой личный, так и грехи мира в целом, смерть, воля к разрушению и самоуничтожению. Это основной критерий, по которому человек различает доброе от злого, это фундамент этики. Границы здесь достаточно очевидны: легко отличить моральное от безнравственного. Но Иисус ставит под радикальное сравнение именно их. Оказывается, не только уродство, низость следует ненавидеть, но и все то, что связывается с самым прекрасным возвышенным.

Различия между добром и злом очевидны для каждого, но ощущаются они лишь исходя из мира, в рамках земных категорий. Когда же происходит движение в плоскость Иного, Внеземного, находящегося за пределами тварного, различия эти становятся более зыбкими, прозрачными. В конце концов, они могут вовсе исчезнуть. Иисусу противится не только откровенный грех, но и то, что является моральным, благочестивым. В Евангелии можно встретить огромное количество эпизодов, когда ненависть ко Христу, сопротивление Его Воле рядится в одежды праведности, следования закону.

Спаситель говорит: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14:27). Но оказывается, что это Божий Мир принципиально не сводим к каким-либо человеческим представлениям о нем, к тому, что люди ждут от Бога: «не так как мир дает, Я даю вам». Это новая реальность, приходящая со Христом, скрыта от глаз: «Подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет, и продает все, что имеет, и покупает поле то. Еще: подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» (Мф. 13:44-46).

Вдумаемся в смысл этой знаменитой притчи. Человек ограничен своим полем: он возделывает его, строит дом, заводит семью, живет праведно. Все это выступает залогом его покоя, самодостаточности, стабильности. Но внезапно в такую размеренность врывается иная реальность: он обнаруживает то, что заставляет радикально переоценить все на чем он основывал всю свою жизнь. Отдать все, накопленное трудом и потом, ради приобретения нового сокровища.

Мир Божий противопоставлен, прежде всего, иллюзии земного покоя. Трагедия грехопадения состояла в воле и стремлении человека к самодостаточности, пусть даже и ценой ухода от Бога. Мир земной с тех пор всеми силами пытается доказать себе же свою прочность, объяснимость, предсказуемость. Земное счастье притягательно, его страстно ищут и ждут. Но именно эту мнимую прочность уничтожает Христос. Он бросает вызов миру, который не видит, насколько в действительности он истерзан, какие бесчисленные преступления он совершает в своей жажде к покоя и благополучия. В стремлении открыть человеку иную реальность, Господь пренебрегает самыми привычными связями: подлинная радость состоит не в возделывании поля, а в следовании Богу, благоволившему дать Своему малому стаду Царство.

Итак, Христос призывает ненавидеть мир в его падшем и греховном состоянии, которое часто стремится принять добрый и моральный облик. Попытка земного защитить себя от слов Господа, доказать собственную значимость и приводит к мечу, к Голгофе, к истреблению христиан, к лютой злобе на них. Так кратко можно охарактеризовать изречение Спасителя о мире и мече. Но как их понять практически? Мы ведь знаем о таинстве христианского брака, о великой христианской культуре, вовсе не пренебрегающей земной красотой.

Зададимся вопросом: а возможно ли вообще совместить обладание земным счастьем и стремление к Царству Небесному? Кажется, что ответ на этот вопрос очевиден и хорошо нам знаком: первым и главным для христианина должен быть Христос, а затем все остальное. Кто-то призван к монашескому пути и старается отринуть мирскую жизнь, целиком посвятив себя Богу, кто-то служит Богу в браке, также основанному на жертвенной и чистой любви. Здесь земное счастье как-бы пронзено Светом Христа, который изымает его из мира мирской обусловленности. Ибо мир, в его изначальной сущности, сотворен для того, чтобы быть открытым Творцу, и будучи с Ним, вновь обретает свое истинное бытие.

Но путь обладания земным по-христиански чудовищно тяжел. «Иметь, как не иметь» (1 Кор. 7:29) может лишь тот, кто внутренне отказался от жажды комфорта. Вне зависимости от статуса, социального положения христианин должен всегда сознавать, что в мире нет ни единого места, вещи, связи, которые были бы нейтральны с позиции его стремления к Царству Небесному. Опасность для человека, следующего за Христом, заключается не только в откровенном зле, она скрыта и в очевидном благе.

Невозможно обрести мир Божий, не подвергая сомнению, переосмыслению те ценности, которыми живет мир человеческий, ибо в Божественном понимании они могут быть не столь очевидными. Земное благо, таким образом, должно быть коренным образом пересмотрено христианином. Быть с евангельской истинной значит принять ее всем сердцем и разумением, без полутонов и исключений. В этом и состоит подвиг веры, ее поистине фундаментальный вызов земному порядку вещей.

Один из самых глубоких немецких мыслителей XX века Мартин Хайдеггер как-то написал о том, как он понимает суть философского творчества: философ, говорил он, это тот, кто постоянно выходит за рамки привычного образа мыслей и рассуждений, он находится в какой-то мере по ту сторону мышления, в стремлении постичь, скрывающееся за сущим, бытие. В таком ключе можно сказать и о христианине, ибо он также, являясь частью этого мира, внутренне живет за его пределами. Земное, с его представлениями о добре и зле, моральном и безнравственном, прекрасном и уродливым, как-бы преображается Христом, чтобы обрести свой истинный смысл, который заключается лишь в Боге. Он создал этот мир для Себя и лишь с Ним и в Нем тварное бытие становится подлинно прекрасным, добрым, излучающим свет и любовь.

Хотя очень многие тексты Ветхого Завета утеряли свою актуальность для христианства и воспринимаются Святыми Отцами как ценные источники для понимания истории нашего спасения.

А втор Артемий Сафьян.

Мф., 38 зач., 10, 32–36; 11, 1

Сказал Господь Своим ученикам: всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его.

И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедывать в городах их.

«Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным», – говорит Христос. Что бы ни происходило с нами, речь всегда идет о самом существенном, о нашей душе. Речь идет о нашем исповедании веры! О исповедании веры перед людьми. И значит, не такой глубоко скрытой от всех веры, которую никто не может заметить. Недостаточно называть себя верующими, когда это совершенно безопасно и не ни к чему не обязывает, и ничего не меняет в нашей жизни. Речь идет о исповедании Христа перед судом, перед теми, кто противится вере и пытается заставить нас согласиться с ними, перед теми, кто смеется над нашей верой, кто грозит нам карами или отправкой в «психушку», как это было порой относительно недавно в нашей стране. Исповедуем ли мы Христа перед людьми? Живем ли по нашей вере? Какой ценой это нам дается? Чем мы жертвуем ради этого? Служим ли мы на самом деле Христу Богу? Или только самим себе?

«А кто отречется от Меня пред людьми, – добавляет Христос, – отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным». Снова и снова нам дается понять, что мы сами, теперь, уготовляем свой последний Суд. Господь не отделяет Себя ни от кого, кроме тех, кто отделяет себя от Него. Он не отрекается ни от кого, кроме тех, кто первыми начали отрекаться от Него. Когда мы говорим об отречении от Христа, мы думаем об отречении апостола Петра, которого Господь так чудесно простил после его тройного исповедания веры и любви на вопрошание: «Любишь ли Меня?» Это значит, что никакое отречение не может быть непоправимо гибельным, бесповоротным. Нет такого греха, сколь бы ни был он тяжким, который бы был непрощаем. При условии покаяния и исповедания Христа, твердой веры, что Бог спасает и прощает.

Все самое драгоценное и подлинное в даре человеческой свободы заключается в этой способности сказать: «верую» – до пролития крови, если нужно. Вот о чем нельзя никогда забывать. До пролития крови! Это вовсе не обязательно означает мученичество. Но это часто требует от нас героической верности Господу в исполнении наших каждодневных обязанностей, требует мужества перед лицом приходящих к нам испытаний.

«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч». Наша вера – самое требовательное и самое бескомпромиссное, что есть на земле. Где компромисс с ложью, там не может быть мира с Богом, мира с совестью и с другими людьми. Христос дал Своим ученикам меч слова, чтобы они могли поражать им всякое учение, восстающее на истину и угрожающее вечному спасению многих. Бог объявляет войну, и кто устоит! В этой войне мир всегда разделяется на тех, кто принимает Христа и тех, кто отвергает Его. И в этой войне врагами человека могут оказаться домашние его.

Может случиться, что любовь к жене или к детям, к близким, заставит отказаться от опасного служения, от жертвы – потому что недостанет мужества оставить родных или подвергнуть их опасности. Бывает, что кто-то не решается посвятить свою жизнь всецело Богу вследствие личной привязанности к одному человеку. Вспоминается евангельская притча о званых на пир, и всегда находящих повод сказать: «Имей меня отреченна». Во всех обстоятельствах, если мы не хотим утратить и небесного, и земного, все самое драгоценное, что есть у нас на земле, должно уступить место верности Богу.

Сегодняшнее евангельское зачало завершается стихом, взятым из следующей главы: «И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедывать в городах их». Совершая множество чудес, Господь показывает, что учение и проповедь должны всегда сопутствовать им и идти впереди их. Исцеление болящих – спасение тела, проповедь истины – спасение души. Господь проповедует в городах их – в самых населенных местах. Он забрасывает сеть там, где больше всего рыбы.