Герои плевны. Герои Плевны: общая история, общая память. Судьба русских воинов - освобождать другие народы

Ильинский сквер в самом центре Москвы, рядом с Кремлем. Старое Военное кладбище в Минске. Казалось бы, что может связывать эти районы двух столиц, разделенных сотнями километров. Оказывается, многое. Общая история. Общая гордость за подвиги и героизм наших предков. В этих знаковых местах стоят памятники нашим солдатам и офицерам, погибшим 135 лет назад, при героической осаде болгарского города Плевны, занятого турецкой армией.

В Москве - это знаменитая часовня, в народе называемая просто - памятник героям Плевны. В Минске - это храм Александра Невского, где покоятся останки героев-белоруссов, отдавших жизнь за свободу братьев славян в далекой Болгарии. И оба прекрасных памятника были воздвигнуты почти в одно и тоже время, с разницей в 10 лет. В Минске в 1898 году, в Москве в 1887 году.


Памятник героям Плевны в Москве

Есть старинная солдатская песня, тех времен.

ВЗЯТИЕ ПЛЕВНЫ

Не туман с моря поднялся,
Три дня кряду сильный дождик шел -
Князь великий переправлялся,
Через Дунай он с войском шел.
Он и шел с крестом-молитвой,
Чтобы турок победить,
Чтобы турок победить,
Всех болгар освободить.
Три мы ночи шли в походе,
Притуманилось у нас в глазах.
Государь нам дал свободу
На три часа погулять.
Мы гуляли эти три часа,
Про нас знали только небеса.
Вдруг в войсках огонь открылся
И ударил сильный гром —
Город дымом весь покрыло,
Три часа не виден город был!
Заплакала наша Плевна,
Запропала турецкая слава
И не будет больше никогда!


Храм Александра Невского в Минске

Очередная русско-турецкая война (1877-1878 гг.), а их в нашей общей истории было бесчисленная количество, быстро приобрела характер народной. Потому что цели были поставлены высокие и благородные. Освободить единоверцев, православных братьев болгар от турецкого порабощения. В Болгарии творился чудовищный геноцид христиан. Православных братьев безжалостно вырезали целыми деревнями, не щадя никого. В Европе лучшие умы того времени открыто выступали против зверств творимых турками. Виктор Гюго, Оскар Уйальд, Чарльз Дарвин публиковали в газетах гневные статьи. Но это были лишь слова. Реально болгарам помочь могла только Россия.

И вот была объявлена война Турции. В России царил патриотический подъем. Тысячи записывались добровольцами в армию, по всей стране собирали пожертвования в помощь армии и болгарским ополченцам. Многие выдающиеся люди того времени, культурная элита страны, такие как писатель В.И. Немирович-Данченко, (брат режиссера В.И. Немировича-Данченко), знаменитые медики Н.И. Пирогов, С. П. Боткин, Н.В. Склифосовский, писатели В. А. Гиляровский и В.М. Гаршин записались добровольцами в русскую армию. Лев Толстой писал: «Вся Россия там, и я должен идти». Ф.М. Достоевский видел в этой войне выполнение особой исторической миссии русского народа, заключавшейся в сплочении вокруг России славянских народов на основе православия.

Армию возглавил брат царя Александра Второго, Великий князь Николай Николаевич. Такие знаковые слова как перевал Шипка, форсирование Дуная были известны каждому. И конечно, осада Плевны.

28 ноября (11 декабря) 1877 года Русской армией была взята турецкая крепость Плевна. После трех кровавых неудачных приступов, после четырехмесячной осады, приблизилась развязка военной драмы. В русской главной квартире было все приготовлено. Было известно, что в запертой армии Османа-паши вышли почти все съестные припасы и, зная характер этого полководца, можно было предвидеть, что сдача с его стороны не обойдется без кровопролития и что он сделает последнюю попытку, чтобы прорваться сквозь осаждающую его армию.

Осман-паша собрал свои боевые силы на западе от Плевны. Утром 28 ноября, в 7 часов, осажденная турецкая армия с неистовством набросилась на Русские войска. Первый яростный напор заставил наши войска отступить и отдать туркам передовые укрепления. Но теперь турки попали под сосредоточенный артиллерийский огонь второй линии укреплений. Под тяжестью этого орудийного огня равновесие восстановилось. Генерал Ганецкий послал своих гренадер в атаку, которые смогли отбросить турок.

«По команде быстро раздвинулись войска, и только что турки бросились в открытое им пространство, сорок восемь медных зевов бросили огонь и смерть в их сплошные и скученные ряды... Картечь со злобным свистом врывалась в эту живую массу, оставляя по пути другую массу, но уже или недвижимую, бездыханную, или корчившуюся в страшных муках... Гранаты падали и рвались - и некуда было уйти от них. Как только гренадеры заметили, что огонь на турок произвел надлежащее действие... беглым шагом бросились на «ура». Еще раз скрестились штыки, еще раз заревели медные зевы орудий, и скоро бесчисленное скопище неприятеля опрокинулось в беспорядочное бегство... Атака шла блистательно. Отступающие почти не отстреливались. Редиф и низам, башибузуки и кавалеристы с черкесами - все это перемешалось в одно море коней и лав, неудержимо рвавшихся назад...».

Между тем румыны (союзники) с севера наступали на отступающую линию турок, а с юга легендарный генерал Скобелев начал за атаку, завладев слабо защищенными турецкими окопами, и вступил со своим войском в самую Плевну, отрезав, таким образом, Осман-паше путь к отступлению.

Василий Иванович Немирович-Данченко:

«...Во главе лучших своих таборов, сам впереди, Осман-паша бросился - чтобы последний раз попытаться прорвать наши линии. Каждый солдат, следовавший за ним, дрался за троих... Но всюду... перед ним вырастала стена грозных штыков, и прямо в лицо паши гремело неудержимое «ура!». Все было потеряно. Поединок оканчивался... Армия должна сложить оружие, пятьдесят тысяч лучшего боевого войска будут вычеркнуты из значительно поредевших уже ресурсов Турции...».

Осман-паша был тяжело ранен в ногу. Осознав всю безвыходность своего положения, он приостановил сражение и на многих пунктах выкинул белый флаг. Капитуляция совершилась. Плевненская армия турок сдалась безусловно. Эта последняя борьба у Плевны стоила русским 192 убитыми и 1252 ранеными, турки лишились до 4000 чел. ранеными и убитыми. Пленных оказалось 44 тыс., между ними гази («победоносный») Осман-паша, 9 пашей, 128 штаб- и 2000 обер-офицеров и 77 орудий.


Художник А. Д. Кившенко. «Сдача Плевны (Раненый Осман-паша перед Александром II). 1878 год». 1880 г.

Под знаменами легендарного генерала Михаила Скобелева и белорусского князя генерала Николая Святополк-Мирского сражались множество белорусов. Кстати, генерал Н. Святополк-Мирский это последний владелец знаменитого Мирского замка, неподалеку от Минска. Особенно отличились белорусские воины именно под Плевной. Они воевали как в ополчении, так и в регулярных частях. В составе Могилевского пехотного полка, белорусского уланского, Белорусского гусарского полков, 119-го Коломенского пехотного полка и 30-й Коломенской артиллерийской бригады. Названных по месту формирования в городе Коломне. Вот этим воинам, погибшим в боях и умершим от ран в Минском военном госпитале и посвящен храм Св. Александра Невского в Минске.

Внутри этой прекрасной церкви, на колоннах помещены мраморные доски, на которых золотом начертаны имена 118 воинов Коломенского полка и артиллерийской бригады. Слева от алтаря до сих пор находятся воинские реликвии тех лет - деревянная походная церковь и полковые хоругви 119-го Коломенского полка. За алтарной стеной храма устроено захоронение останков погибших воинов. Со дня освящения храма и по настоящее время четыре раза в году на Вселенские субботы, а также 3 марта здесь совершаются заупокойные богослужения, на которых все воины поминаются поименно.

Это один из самых красивых храмов Минска. В нем есть какая то нежная простота и душевность. Огромный зеленый массив ухоженного кладбища, как бы скрывает его от посторонних глаз. Делает его несколько отстраненным от уличной повседневной суеты. Наверное, так и Царство Божие, являет собой другой мир, спокойный и светлый.

Вот так, два здания разделенные сотнями километров, объединяет общая великая история. Которую нам всем нести в будущее.

Владимир Казаков

В самом центре Москвы, на площади Ильинские ворота, стоит памятник. Памятник-часовня. Немногие москвичи бросают на него свой взгляд, и лишь несколько раз в год он становится центром торжеств и памятных мероприятий. Это Памятник героям Плевны. Гренадерам, погибшим при штурме этого города. Плевенская битва была одним из ключевых сражений русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Памятник построен в честь всех героев этой войны. Часовню соорудили по проекту известного архитектора Владимира Иосифовича Шервуда и торжественно открыли к десятилетней годовщине этого выдающегося сражения в 1887 году.

Историческая память русского народа ныне оставляет желать лучшего, и эту войну незаслуженно забывают. Как будто не было освобождения братской Болгарии от 500-летнего турецкого владычества, как будто не стоит сейчас в каждом болгарском селе и городе памятника героям, очистившим эту балканскую территорию от страшного исламского ига. Русско-турецкая война 1877-1878 годов резко выделяется на фоне других военных конфликтов, в которых участвовала Россия в XIX веке. Она выделяется, в первую очередь, целями и задачами. Все остальные войны диктовались исключительно интересами экспансионистской политики Российской Империи, стремлением к приращению новых территорий.

Рассматриваемая война велась не только не на русской территории, но даже не на территории сопредельного государства. И все же Россия вела эту войну целенаправленно. Болгарский народ – братский славянский и, что самое главное, православный – томился долгие столетия под гнетом Высокой Порты. У болгар отсутствовали какие-либо права. Первенцы нещадно изымались из семей для службы в мусульманской армии. Налоги душили финансовое благосостояние болгарского сообщества. Церковь была в унизительном положении, количество священнослужителей регламентировалось и являло собой крайне малую цифру, а церковные структуры вообще не развивались и находились под строжайшим османским контролем.

XIX век характеризовался новыми веяниями на международной арене. Феодальная Оттоманская монархия начала свое движение в сторону разложения. Оставаясь на месте в своем политическом развитии, стремясь сохранить и упрочить традиции средневековой Порты, и не желая приспосабливаться к условиям изменившегося времени, она становилась все более жестокой по отношению к угнетаемым национальностям. Но эти же самые народы начали понимать, что их властному врагу вскоре наступит конец и что истинный момент для попытки освобождения настает. Первопроходцами стали греки, сбросившие с себя турецкое владычество еще в 20-х годах XIX века.

Это стало сигналом и для других порабощенных народов. Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина переняли эту эстафету отвоевания национального суверенитета. В 70-х гг. XIX века за ними последовала и Болгария. В 1876 году произошло кровопролитнейшее Апрельское восстание, ставшее отчаянной попыткой озлобленного и измученного народа противостоять туркам. Результатом его явилось более сорока тысяч жертв, погибших от рук турецких янычар и башибузуков. В свою очередь, именно на Россию, как на единственную православную Империю, возлагали болгары свои надежды на освобождение. Александр II взвешивал все плюсы и минусы помощи болгарам.

В 1877 году стало ясно: ни один из способов не даст желаемого болгарами эффекта, кроме военного вмешательства. При этом в России были в разгаре «Великие реформы», сильно истощившие экономику Империи, выступления пролетариата приобретали массовый характер, а недовольство императором нарастало в умонастроениях русского общества. И все же Александр II решился на военное вторжение. 12 апреля 1877 года война была официально объявлена. Однако это событие вызвало небывалый ажиотаж в русском обществе, в положительном смысле, и привело к единению и совпадению точек зрения по вопросу вызволения единокровных и единоверных болгар из средневекового плена.

Люди не скупились на щедрые пожертвования освобождаемым, собирая крупные суммы денег и всевозможную гуманитарную помощь. Все это было не по принуждению, но по велению сердца, по единственно верному желанию помочь той стране, которая, хотя и не являлась непосредственным нашим соседом, но невидимые духовные связующие нити с которой интуитивно ощущались большинством русских людей в разных городах нашей страны. По истечении некоторого времени после начала войны император Александр II прибыл в Москву, чтобы в древней столице России получить поддержку своего решения. Результаты превзошли все его ожидания.

Красочно живописала торжественное прибытие императора в Москву 22 апреля 1877 года газета «Московские Епархиальные ведомости» (№19, 1877 г.): «Иллюминация Курского вокзала была великолепна, платформа представляла собою оранжерею тропических растений и живых цветов, среди которых красовался мраморный бюст Государя Императора; вдоль вокзала, с его внутренней стороны, горел целый ряд газовых звезд и орлов, а на площади против вокзала, из газовых же рожков, горела лента «Боже царя храни», слева громадный щит с вензелем Государя Императора и с надписью: «Царствуй на славу нам, царствуй на страх врагам». Трудно себе вообразить несметное множество собравшегося еще засветло народа».

После прибытия в город государя народный ажиотаж вспыхнул с еще более яростной силой: «Трудно изобразить взрыв народнаго энтузиазма при виде Государя. Народная волна заколебалась порывисто, и громовый клик пронёсся по Москве. Весь путь от Курской станции до Кремля был великолепно иллюминован и пестрел тысячами национальных флагов, торжественно развевавшихся в воздухе… Едва появилась коляска государя, народ, прорвав канаты оцепления, бросился за коляской с оглушительными кликами. Шапки полетели вверх… Кремлевские решетки были унизаны сплошными рядами, все галереи Ивановской колокольни были переполнены. Кремлевский звон и народные клики приветствовали появление Государя».

Государю в Москве была явно обеспечена поддержка. Москва стала и на протяжении всей войны главным оплотом царской поддержки. Россия выиграла эту войну. Достойно и с честью освободила болгар от турецкого ига. В марте-апреле 1878 года по городу торжественным маршем прошли русские войска, освободившие Болгарию, а уже через 9 лет был сооружен памятник героям Плевны. На открытии подполковник-гренадер И.Я. Сокол произнес следующие слова: «Пусть же этот памятник, воздвигнутый благодарными гренадерами своим павшим товарищам, напоминает грядущим поколениям, из года в год, из века в век, как умеют стоять за честь и славу Родины ее верные сыны!»

Внешний вид часовни массивен. Чугунный восьмигранный шатер на низком постаменте венчает православный крест. Боковые грани памятника дополнены четырьмя горельефами: русский крестьянин, благословляющий сына-гренадера перед походом; янычар с кинжалом, вырывающий ребенка из рук матери-болгарки; гренадер, берущий в плен турецкого солдата; раненный русский воин, последним усилием срывающий цепи с женщины. На гранях шатра надписи: «Гренадеры своим товарищам, павшим в славном бою под Плевной 28 ноября 1877 г.», «В память войны с Турцией 1877-78 годов» и перечень основных сражений – «Плевна, Карс, Аладжа, Хаджи-Вали».

В советское время часовня была заброшена и использовалась как общественный туалет. К сожалению, большая часть убранства, в том числе памятные плиты с именами, были безвозвратно утеряны. Часовня в Ильинском сквере казалась непонятным памятником давно ушедшего прошлого. Только с 1990 года началось ее восстановление. Ныне часовня являет собой настоящую отлитую в чугуне память о Русско-турецкой войне 1877-78 годов. Она напоминает нам о подвиге русского солдата, проливавшего свою кровь за братьев-славян. Не забудем же эту войну, будем сохранять эту священную память об этом важном событии русской истории!

У выхода из метро "Китай-город" стоит знаменитая часовня XIX века, посвященная русским гренадерам, погибшим в боях за Плевну при освобождении Балкан. Вокруг, в Ильинском сквере, во всю идут работы по благоустройству, а часовня вся в птичьем помете, краска, нанесенная год назад, облезла, из-под нее проглядывает ржавчина. Памятные надписи на крыше отваливаются. Скульптуры, украшающие стены, разъедает грибок. Керамическую мозаику внутри часовни — тоже.

"Сейчас здесь одни алкоголики да геи тусуются. Все приходит в упадок. Вот уже 10 лет мы пишем письма мэрии с просьбой отреставрировать здание. У нас даже крыша протекает. Плиты у основания стоят криво, шатаются, между ними щели. На них часто распивают алкоголь. Бутылки и мусор мы выкидываем, но "бычки", которые попадают между плит, достать трудно", — жалуется активист из православного общественного движения "Сорок Сороков" Андрей Куропатов.

Как получилось, что памятник русской воинской доблести в самом центре Москвы оказался в таком состоянии и кто может его спасти — в материале РИА Новости.

Русские забыли, как Балканы освобождали

"В 1992 году часовня была передана в пользование Русской православной церкви, но при этом осталась на балансе Москвы. Церковь не имеет права проводить реставрацию памятника, только мэрия", — говорит староста часовни, помощница настоятеля, протоиерея Александра Салтыкова (также настоятеля храма Воскресения Христова в Кадашах. — Прим. ред.) Наталья Степанова.

Два раза в год — 10 декабря и 3 марта — в часовне проводится богослужение: в день взятия Плевны русскими войсками и в день окончания русско-турецкой войны, освободившей Балканы от османского ига.

"Каждый год к нам приезжают на панихиду именитые гости. Например, космонавт Алексей Леонов, первый человек, вышедший в открытый космос. Сюда направляют своих представителей Совет Федерации, Государственная дума, МИД. Регулярно приезжает посол Болгарии с делегацией, представители Болгарской православной церкви и архиереи Русской православной церкви. Нам перед ними просто стыдно, что святыня в таком состоянии", — сетует Степанова.

По ее словам, в Болгарии 3 марта — национальный праздник, там помнят, что получили независимость благодаря России. Часовня была построена к 10-летию победы под Плевной на средства гренадеров, пожелавших увековечить имена товарищей, павших в бою.

"Памятники, посвященные этой войне, в Болгарии сейчас в прекрасном состоянии. Мы часто упрекаем европейские страны за попрание монументов, связанных с нашей общей историей. Но при этом сами забываем про памятники нашей воинской славе", — говорит староста часовни.


Спасти до зимы

Изначально часовня была украшена позолотой, бронзой, серебром, а сейчас на былую роскошь не осталось даже намека.

"Еще в 1887 году памятник был передан в ведение Москвы с поручением содержать его в должном состоянии на городские средства. Получается, уход был заповедан", — замечает Степанова.

Согласно архивным данным, до революции рядом с часовней стояла сторожка. Ее, как и саму часовню, спроектировал архитектор Шервуд, автор проекта здания Исторического музея на Красной площади. Сейчас архиерейское облачение вместе с метлами и лопатами хранится внутри часовни, на 13 квадратных метрах. Помещение заставлено настолько, что не видно таблиц с именами погибших гренадеров. Помощнице настоятеля пришлось отодвинуть массивный подсвечник и несколько коробок, чтобы показать мне хотя бы одну из них.

"Нам просто необходимо восстановление сторожки, где можно было бы хранить церковный инвентарь", — объясняет староста.

В этом году в часовне планируется отметить двойной юбилей — 140 лет взятия Плевны и 130 лет со дня открытия памятника. Если ситуация не изменится, высокопоставленные гости рискуют увидеть часовню в плачевном состоянии.

"До реставрации все окна были разбиты, плитка внутри рушилась, на полу лежали тюфяки, на которых спали бомжи. В 1998 году памятник отреставрировали. К сожалению, за прошедшие годы часовня вновь пришла в неудовлетворительное состояние. Ввиду некачественной реставрации кровля протекает с первых дней передачи памятника Церкви. Из-за протечек разрушается покрытие стен. Снаружи на часовне есть следы коррозии, ржавчины. Все горельефы, изображающие эпизоды освободительной войны, запачканы. А водоотводная система засорена", — рассказывает Степанова.

Еще одна беда — отключено электричество. Провода, ведущие к часовне, просто отрезали — они до сих пор висят на стене. А теперь еще и всю проводку — в рамках благоустройства в округе — убрали под землю.

"Приближаются юбилеи, памятник необходимо срочно, до наступления морозов, помыть специальными техническими средствами, подать электричество. Мы очень надеемся, что нас услышат", — говорит староста часовни.

© Фото: предоставлено пресс-службой движения "Сорок сороков"


© Фото: предоставлено пресс-службой движения "Сорок сороков"

Реставрация не запланирована

В Мосгорнаследии РИА Новости уточнили, что памятник героям Плевны принят под государственную охрану в 1960 году.

В Москве почтили память героев Плевны Памятные церемонии на Ильинской площади в центре Москвы проходят регулярно, два раза в год: 3 марта, в день подписания Сан-Стефанского мирного договора, и 10 декабря, в день окончания осады болгарской Плевны.

"Техническое состояние памятника — удовлетворительное, экспозиционное — неудовлетворительное. По информации, полученной в рабочем порядке, проведение работ по ремонту памятника запланировано департаментом капитального ремонта города Москвы в рамках работ по благоустройству сквера в 2017 году", — говорится в документе, предоставленном Мосгорнаследием.

Как пояснила представительница пресс-службы Мосгорнаследия, "технически часовня не опасна, не обрушается, но вид у нее не самый лучший — есть внешние сколы и другие повреждения". В организации также уточнили, что планов по консервации и реставрации памятника нет.

Мало просто покрасить

Специалисты недоумевают. По словам архитектора Николая Аввакумова, нынешняя покраска памятника — странное решение. "До реставрации часовня была чугунного цвета. Точно не знаю, какой был первоначальный замысел, но в темном цвете она лучше смотрелась. При реставрации 98-го года ее полностью разобрали, а потом собрали заново. Многие сочли такое вмешательство неоправданным, ведь обычно при этом вносят изменения, не соответствующие авторскому замыслу. Кроме того, после таких работ здания часто начинают быстро разрушаться", — объясняет архитектор.

По его словам, что когда часовню при передаче ее Церкви открыли, керамика внутри была словно расстреляна или разбита острыми предметами. "После реставрации все пробоины замазали каким-то составом. А керамические иконы "прописали" сверху масляной краской. Из-за этого возникло ощущение чего-то ненастоящего", — говорит Аввакумов.

А еще куда-то исчезли все камни, которые видно на дореволюционных фотографиях. Когда-то их привезли из Болгарии, чтобы создать ощущение ландшафта тех мест, где происходили бои.

"Это, конечно, уникальный объект. Как православный храм он еще интересен наличием скульптур. Хорошо бы все восстановить. Сейчас юбилейный год, а получается, что все это куда-то выкинули. Все проржавело настолько, что одной покраски мало — надо сначала от ржавчины избавиться. Конечно, за такими объектами необходим постоянный уход. Как только что-то не так, необходимо немедленно это устранять. Ведь у нас климат суровый для сохранности таких редких зданий", — убежден Аввакумов.

"Нехорошее место"

От часовни мы с Андреем Куропатовым дошли по Ильинскому скверу до памятника святым Кириллу и Мефодию. В основании монумента — окошко с лампадой, но огонь в ней не горит.

"Раньше каждый год на Пасху сюда доставляли Благодатный огонь из Иерусалима и все 12 месяцев поддерживали пламя. Но, видно, место здесь какое-то нехорошее, да и контингент, который в парке собирается… В общем, последние два года не горит здесь Благодатный огонь", — подытожил православный активист.

На фотографии памятник гренадёрам, павшим под Плевной, установленный в Москве у Ильинских ворот (Снимок сделан в 1904 г.

Памятник гренадёрам, павшим под Плевной

После окончания войны 1877-1878 гг. известный русский скульптор и архитектор академик В.О. Шервуд разработал проект монументального памятника, который предполагали установить в Плевене.

Этот памятник в разобранном виде был доставлен из Петербурга в Одессу и здесь был погружен на корабль для доставки в Варну. Болгарская газета "Марица" тогда писала: "В Одессу прибыл из Петербурга памятник, который будет воздвигнут в Болгарии в честь храбрых русских воинов, павших в последнем бою. Общий вес памятника 209 пудов, а самая его тяжёлая часть весит 60 пудов".

Однако впоследствии, - как нам сказала Мария, – по неизвестным причинам, памятник был отправлен в Москву и установлен у Ильинских ворот, где и поныне его знают как "памятник героям Плевны".

И я лет через десять после поездки в Болгарию, увидев этот памятник, вспомнил о словах Марии, обошёл его со всех сторон, внимательно прочитал всё, что на нем написано и поудивлялся его форме. Но тогда, в 70-е годы, мне была неизвестна его история. Я её узнал только теперь.

«Жизнь» у памятника была сложной. Оказывается, архитектор спроектировал не просто памятник, а часовню-памятник. Сооружена она была по инициативе Русского археологического общества и офицеров и солдат Гренадерского корпуса, расквартированного в Москве.

Средства на его постройку – около 50 тыс. рублей – собрали оставшиеся в живых гренадёры, участники Плевненского сражения. Вернули памятник в Москву по требованию москвичей, которые видели памятник в разобранном виде в Нескучном саду.

Открытие Плевненской часовни состоялось в декабре 1887 года, в честь десятилетия битвы под Плевной. Открытие было торжественным: парад частей Гренадерского корпуса, принятого генерал-фельдмаршалом великим князем Николаем Николаевичем Старшим, а городскому голове Н. А. Алексееву был вручён акт о передаче памятника-часовни Москве. Часовня-памятник гренадёрам, была построена по инициативе и на добровольные пожертвования оставшихся в живых гренадёров - участников Плевненского сражения. Открытие Плевненской часовни состоялось (28 ноября) 11 декабря 1887 года, в день десятилетия битвы под Плевной. Открытие было отмечено парадом частей Гренадерского корпуса, принятого генерал-фельдмаршалом великим князем Николаем Николаевичем Старшим; городскому голове Н. А. Алексееву был вручён акт о передаче памятника-часовни Москве. Выступая на открытии, подполковник И. Я. Сокол сказал: «Пусть же этот памятник, воздвигнутый благодарными гренадёрами своим павшим товарищам, напоминает грядущим поколениям, из года в год, из века в век, как умеют стоять за честь и славу Родины ее верные сыны…».

Чугунный восьмигранный шатёр-часовню на низком постаменте венчает православный крест. Отлитые из чугуна детали собирались и монтировались с идеальной точностью - на поверхности не видно ни единого шва.

Боковые грани памятника украшены 4-мя горельефами:
- русский крестьянин, благословляющий сына-гренадера перед походом;
- янычар с кинжалом, вырывающий ребёнка из рук матери-болгарки;
- гренадёр, берущий в плен турецкого солдата;
- раненный русский воин, последним усилием срывающий цепи с женщины, олицетворяющей Болгарию.

На гранях шатра надписи:
«Гренадёры своим товарищам, павшим в славном бою под Плевной 28 ноября 1877 г.», «В память войны с Турцией 1877-78 годов» и перечень основных сражений - «Плевна, Карс, Аладжа, Хаджи-Вали».

Перед памятником - чугунные тумбы с надписями «В пользу увечных гренадер и их семейств» (на них стояли кружки для пожертвований).

В интерьере часовни, отделанном полихромными изразцами, помещались живописные образа Александра Невского, Иоанна Воина, Николая Чудотворца, Кирилла и Мефодия, бронзовые плиты с именами погибших гренадёров - 18 офицеров и 542 солдат.

В советский период часовня была заброшена, большая часть внутреннего убранства, украшения и бронзовые плиты с именами погибших гренадёров утрачены. Вот, что я прочёл дальше в Википедии:

«После 1917 года большая часть внутреннего убранства была утрачена, часовня была закрыта и разорена. В ней устроили туалет. Часовня в обезображенном виде простояла до середины 1940-х годов, к концу войны её привели в порядок, восстановили крест и позолотили надписи. Но без совершения служб часовня быстро разрушалась. В конце 1950-х годов она была полностью покрыта консервирующим составом и приобрела вид чёрного чугунного памятника».

Только в конце 90-х годы в часовне начались богослужения, посвящённые памяти погибших гренадёров.

1 марта 1998 года в ознаменование 120-летнего юбилея освобождения Болгарии и подписания Сан-Стефанского мирного договора состоялось освящение и открытие часовни-памятника в присутствии патриарха Алексия II. Третьего марта, в день национального праздника Дня освобождения Болгарии от османского ига у вновь освящённой часовни состоялось торжественное поминовение воинов духовенством Русской и Болгарской Православных Церквей. В торжествах приняли участие офицеры Московского военного округа, военных академий и широкая общественность.

Теперь на этом месте регулярно совершается заупокойное богослужение.

В ЖЖ размещены отличные фотографии памятника:
http://bonooooo.livejournal.com/67528.html

Каков должен быть моральный облик эпохи, чтобы устроить туалет в этом священном месте? Какая должна быть короткая память?

И где потомки тех гренадёров? Знают ли они о героизме своих пра-прадедов? Гордятся ли ими?

Продолжение следует.