Эрнст неизвестный. Э. Неизвестный Иллюстрации к "Преступлению и наказанию" Художник эрнст неизвестный

Трудно назвать эту графику "иллюстрациями". Это интерпретации. Это повод для размышления. Это момент истины, открытой Неизвестным.

Говорят учителя

Ольга Серафимовна Нестеренкова
Я после изучения романа даю творческую работу, где разрешаю детям выбрать иллюстрацию и, опираясь на содержание романа, прокомментировать её. Очень интересные работы получаются. Это уже не просто объяснение, а некое переосмысление прочитанного.

Светлана Васильевна Ерина
Подобные иллюстрации можно плодотворно использовать, поскольку позволяют сравнить символику текста романа и символику рисунка.

Отзывы учащихся

А во время учебы в школе на летних каникулах я прочитал две книги. В 10-11 классе - для необязательного чтения "Марсианские хроники" Брэдбери, а пораньше (не помню, в каком классе) - "Преступление и наказание". Толстенная книга (оказывается, там были еще какие-то письма, и не вошедшие куски, и прочее, и прочее!) поначалу вызвала у меня оторопь, но когда я понял, что роман - ее треть, решил все же почитать. Добавили впечатлений иллюстрации Эрнста Неизвестного, особенно портрет самого Достоевского. Прочитал я ее тогда и понял - книга потрясающая. Как и "Братья Карамазовы", и "Идиот", и "Униженные и оскорбленные", и "Бесы". Достоевский - безумен, Достоевский - гений. И читая его, тоже становишься безумным... И немножко - гением.

Павел Бабич

ЧЕРНОЕ СОЛНЦЕ РАСКОЛЬНИКОВА
(по иллюстрациям к «Преступлению и наказанию»)

Эрнесту Неизвестному

Личина. Лицо. И расколотый лик.
И пальцы руки. И сон в руку...
И черное солнце выводит по кругу
Топор под крестом в захлебнувшийся крик.
И черного солнца косые лучи,
Как черная шаль за спиной...
РАСКОЛЬНИКОВ.
Вижу – горящие три свечи –
На каждую смерть по одной.

1986

"Чёрное солнце" (Ракитина Елена)

На картине изображена голова Раскольникова со светящимся над ней чёрным солнцем. Чёрное солнце олицетворяет чёрную идею героя - убийство, которое светит ему чёрным светом, как признак греховности, зла и постоянно висит над его головой, тем самым не давая покоя. "Светя чернотой", солнце освещает всё вокруг темнотой. От этого и грязный город, и злые люди, и страшные сны, и неудачи в жизни. Это создаёт более нагнетающее состояние души и сумасшествия Раскольникова.

Но не только "чёрное солнце" заставило героя перейти в тёмный мир. Также у него в голове сидит чёрный человек, как бы показывая, что в голове у Раскольникова та самая тёмная идея. Не только обстоятельства извне заставили героя переступить, но и его второе тёмное "я". Этот чёрный человек в голове зародился в то время, когда герой задался вопросом: "Тварь ли я дрожащая или право имею?"

Лицо Раскольникова покрыто трещинами, что показывает раскол души, мыслей, идеалов. Он идёт на преступление, тем самым разрушая себя, убивая.

"Арифметика"

Светлана Яновская:

«Арифметика»

Раскольников после убийства давит на некоторых людей (Соня, Порфирий Петрович и самая последняя голова с расколотым черепом - жертва Раскольникова). Всех он держит в своём кулаке, держит над ними некую власть, издевается над их чувствами. Люди страдают, каждое страдание показано художником по-своему.
Человек на первом плане - Раскольников. А рука, сдавливающая людей, находится как бы в голове Раскольникова. Его душевное состояние как бы сдавливает людей вообще и людей, которых он любит: одно из лиц напоминает Соню. Он приносит страдания этим людям, они мучаются.
Это теория Раскольникова. Большое лицо - это лицо “необыкновенного” человека или возомнившего себя необыкновенным. Все люди находятся под его властью, страдают, рука крепко сжимает их, и им некуда деться.
На иллюстрации изображается рука, держащая головы людей. В руке на переднем плане изображается голова с расколотым черепом. Скорее всего, это череп старухи процентщицы. Рука, держащая головы, - рука Раскольникова. Раскольников, убив старуху, не спасает мир и людей, а наоборот, убивает и губит жизни. На втором плане после старухи изображена голова Лизаветы, далее - Николки. Иллюстрация показывает, что идея Раскольникова о спасении мира ошибочна, убийством он испортил жизнь себе и другим. Поэтому иллюстрация называется «Арифметика».
На иллюстрации отражена теория Раскольникова: “За одну жизнь - тысячи жизней, спасённых от гниения и разложения… ведь тут арифметика!” Голова на переднем плане изображает избранных, необыкновенных, а все остальные - ничтожные людишки, “вши”.

Овчинников Никита "Арифметика":

В художественном произведении "Арифметика" автор описывает момент уединения Раскольникова. Это происходит после убийства. Главный герой преступил законы (Божий, государственный и моральный), из-за этого он отдаляется от всех людей, понимая, что, совершив грех, обрёк себя на казнь, которая заключается в уединении от людей. В Санкт-Петербурге (в кулаке) все жители связаны, даже те, кто покинул этот мир, но я вижу личность, у которой черты лица более выделены, следственно, есть отличие, которое заключается в непохожести на других.

С другой стороны на руке изображены Мармеладов, старуха, Лизавета - они вместе. Они умерли, а Раскольников физически - нет. Тогда вопрос: а почему он рядом с ними? Дело в том, что, убив старуху, он убил себя, так как лезвие было направлено в его сторону. Он в изоляции от мира, в душевных терзаниях, волнуется, душа покинула его во время убийства, и безжизненное тело плохо ощущает себя в этом мире. Но, покаявшись, он может вернуть себя обратно, это видно, ведь он ещё не в кулаке, следовательно, шансы есть.

Арифметика - это одна из причин преступления, этот момент никак не может быть после убийства. Смысл арифметической теории: одна жизнь за спасение многих. Но Достоевский развенчивает эту мысль, так как никакие блага земные не могут оправдать убийства и даже слезинки одного ребёнка.

"Между крестом и топором"

«Между крестом и топором»

На иллюстрации «Между крестом и топором» изображены два состояния Раскольникова - до (слева) и после убийства. Через оба лица проходят линии, которые сходятся на голове убитой старухи (посередине). Старуха является мостом из одного духовного мира в другой. Решив проверить свою теорию, Раскольников вступил на этот мост. Однако он совершил ошибку и перешёл в другой мир. Но после смерти старушки этот мост разрушился, и дорога назад исчезла. На протяжении всего романа он ищет дорогу назад. Преступление состарило его: на правом лице - морщины. После преступления он попадает на каторгу. Каторга является мостом в обратную жизнь. Там Раскольников переоценивает жизненные ценности. Весь путь Раскольникова проходит между крестом и топором. У левого лица вместо глаз впадины. Это значит, что Раскольников вступал на этот путь как бы слепым. Прозрел он на каторге, после этого он мог найти дорогу назад.
Здесь изображено душевное состояние Раскольникова до убийства. Он показывается с двух сторон. Правая сторона означает, что Раскольников готов совершить убийство, поэтому рука держит топор. А левая сторона иллюстрации означает, что душа не принимает убийства (рука держит крест). Между крестом и топором нарисована голова Раскольникова, означающая, что он находится в нерешимости перед преступлением.
Крест и топор символизируют Раскольникова, разрывающегося между преступлением и раскаянием. Выше креста и топора парят образы Сонечки и Раскольникова, которые как бы должны слиться в едином поцелуе. Их лица исстрадавшиеся (глубокие морщины на лбу, от раздумий, наверно). Раскольников изображается как бы слепым, а Соня - зрячая.
Лица на картине символизируют раздвоение личности у Раскольникова. В нём как бы борются два человека: один - праведник, другой - преступник, бессердечно убивший старушку.
Лицо, находящееся между крестом и топором, - это лицо Раскольникова. Топор символизирует его убийства, а крест - это кара, которую он несёт за свои преступления. Всё вместе выражается на его мучающемся лице.
Крест символизирует благие намерения и желания Раскольникова. В его голове происходит конфликт между добром и злом. На иллюстрации есть три еле заметные линии, образующие треугольник, который расходится и исходит из головы Раскольникова. Возможно, он создан для объединения его противоположных мыслей.
Внизу изображён сам Раскольников (меньшая часть картины), а большая (верхняя) часть отведена внутреннему миру героя. В верхней части картины изображены две противоборствующие стороны в душе Раскольникова: разум и сердце. Такие пропорции в работе не случайны. В романе Достоевского Раскольников интересует нас не со стороны его внешнего вида, а его душевное состояние, мировоззрение, внутренний мир. Руки с крестом и топором - аргументы к теории Раскольникова: за и против.
Картина изображает Раскольникова до крушения его теории и после, то есть это Раскольников обыкновенный и необыкновенный, и то, как мучился Раскольников в постоянном противоречии с самим собой. “Между крестом и топором” - главная проблема всего романа. Что выберет Раскольников? Поэтому изображается человек с крестом, человек с топором и маленький человек между ними. Лица одновременно грозные и выражающие страдание. Выбор, неизвестность… Это постоянная внутренняя борьба.

"Убийство" (Бабичев Даниил)

На иллюстрации Неизвестного "Убийство" сразу видно три головы одного ребёнка под лучами луны. Но это очень поверхностно. В произведении Достоевского "Преступление и наказание" Раскольников убивает старуху. Данное произведение - это иллюстрация этого события.

Убийца - самая крупная фигура на картине. Глаза его прикрыты. К голове убийцы прислонено остриё. Следовательно, он убивает самого себя. Его цель, если присмотреться, похожа на нижнюю часть лица. Скорее всего, так автор картины хотел показать, что убийца сошёл с ума. Но Раскольников не дошёл до этого, хоть и был близок. Жертва же подняла голову вверх, подняла руку от мучения. Но на теле жертвы изображено дитя. Неизвестный посчитал, что тот, кого убивает Раскольников - старуха - дитя невинное. И правда, она ведь не виновата во всех бедах людей, а они сами виноваты. Рука, тянущаяся к небу, - это символ того, что жертва хочет жить, как утопающий человек поднимает руку и уходит под воду. Слева от руки расположилась женщина. Это свидетель деяния Раскольникова

У всех людей, относящихся к убийству, проходят линии по головам. Это говорит о расколе каждого. Жизнь перевернулась в миг у каждого из них. Луна же у автора неполная, очень тонкий полумесяц. Она выражает тёмный час смерти.

Это художественное произведение очень хорошо показывает и описывает события и смысл произведения. Оно написано абстрактно, но если присмотреться, то можно увидеть, насколько точное и правильное выражение мыслей.

"Болезнь"

"Болезнь" (Шестернёнкова Кристина)

Картина представляет собой злое лицо, окружённое путаницей линий. Линия - это буря, мысли, безумство. Лицо даже не похоже на лицо, это маска со злым, практически зверским выражением. Это маска убийцы, которую надел на себя Раскольников. Поток линий очень густой и плотный, что говорит о сильном душевном беспокойстве, об отчуждённости. Без посторонней помощи покинуть этот замкнутый руг не представляет возможности.

"Личина Раскольникова"

"Личина Раскольникова" (Купин Максим)

Личность расколота. Рука с топором как бы вырывает кусок плоти из тела. Вырывает веру Раскольникова, уродует его внутренний мир, обезображивает. Показан тот самый миг, когда герой замахнулся топором на себя. Топор расколол зеркало души. Если перевернуть вверх ногами иллюстрацию, то картина изображает чёрную фигуру в мантии, а над ней лежит бездыханное тело.

"Личина Рраскольникова" (Комарова Дарья)

На этой иллюстрации я вижу лицо Раскольникова, которое будто расколото на маленькие кусочки. Герой находится в беспамятстве, что доказывает его искорёженное лицо. Он находится на распутье, не знает, куда ему идти. Это доказывает рука, которая приложена к его голове. Раскольников терзает себя сомнениями в выборе своего пути: путь к покаянию либо путь преступника.

"Смеющаяся старуха" (Трошина Анна)

На иллюстрации Э. Неизвестного к произведению Достоевского "Смеющаяся старуха" изображена убитая старуха-процентщица. Это эпизод сна Раскольникова, когда он видит старуху, которая после убийства смеётся над ним, пока он пытается её убить. Мы видим страшное лицо её, которое склонилось над героем. Несмотря на то что она мертва, её лицо изображено более чётко. Раскольников же начертан символично, он как бы сам умер.

Это иллюстрацией художник показал, что герой убил не старуху, а себя и свою душу.

"Самоубийство Свидригайлова" (Янченко Илья)

Уже при первом взгляде на данный рисунок передаётся ощущение отвращения, паники и страха. Из названия можно сделать вывод, что изображён сам Свидригайлов, а не сторонний самоубийца. Его рот приоткрыт, он либо кричит, либо тяжело дышит. Изображена только голова персонажа, схваченная руками, а это значит, что причина его страданий находится в его собственном разуме, его характере и душе. Его глаза черны, затуманены, в них не видно зрачков, что лишний раз показывает зрителю больную личность мужчины, он "бредит наяву", ведь, как известно, взгляд человека отражает его нутро, его душу. В центре головы Свидригайлова мы видим большую чёрную дыру, которая, как раковая опухоль, опутывает своими нитями всю голову, всё сознание, что лишний раз показывает его безумие. Он опускается во тьму из-за собственных пороков. Свидиригайлов - это и его трагедия, и его искупление.

"Мысль-возмездие" (Жердева Марина)

Картина Неизвестного "Мысль-возмездие" наводит меня на мысль о том, что Бог мстит Раскольникову за его грехи. Здесь изображён молодой мужчина, такой же, как и сам главный герой. Он закрывает лицо рукой, как будто стыдится позора, ведь Раскольников и правда стыдится, его мучает совесть. Мужчина держит в руке кресты, Раскольников распял себя, как Иисус, на кипарисовом кресте, который дала ему Соня. Картина показывает состояние Родиона на протяжении всего произведения после убийства старухи. Причём на картине мужчина держит два креста, что ассоциируется с двумя убийствами, которые совершил герой.

Конечно, это неверная интерпретация. Возмездием за убийство, преступление, становится мысль самого Раскольникова. Какая же? А то, что он тварь. Убить - убил, а переступить не смог. Сначала именно это его больше всего мучает. Потом возникают и другие мысли.

"Мысль-возмездие" (Подшибякина Анастасия)

На картине Неизвестного изображён Раскольников, который закрывает лицо рукой и держит два креста. Лицо мужчина закрывает рукой, потому что хочет скрыть своё преступление, ведь ему стыдно и он раскаивается. Кресты символизируют распятие Раскольникова, он соединяется с Богом, взваливает на себя кипарисовый крест, который ему дала Соня, чтобы искупить своими страданиями свой грех. А два креста символизируют два убийства.

Картина Неизвестного показывает состояние героя после убийства и до конца произведения. Он говорит: "Я не старушонку, я себя убил", - показывая, что он умирает не физически, а духовно.

"Груз убитых"

Анализ иллюстрации «Груз убитых» Эрнста Неизвестного .

На этой картине художник иллюстрирует то, что в какой-то степени можно назвать идеей всего романа или опровержением идеи Раскольникова – права необыкновенных людей на убийство, право «переступить через препятствие» ради достижения цели. Эта иллюстрация доказывает, что душа человека, «переступившего через препятствие» уже никогда не будет чистой, и чем больше было этих «препятствий», тем тяжелее груз убитых давит на душу и сердце. «Груз убитых» можно соотнести с последними снами Раскольникова, в которых он сам уже осознаёт ошибочность теории и, в принципе, даже не с мыслями, а с подсознанием Родиона. Ведь в глубине души он знал с самого начала, что убийство – грех, который бесследно не исчезнет, независимо от того, через какого человека он «переступил» - через «вошь», или через «необыкновенного». Если бы Раскольников так не думал, то он бы просто пошёл и убил, без всяких рассуждений, он бы не боялся убийства и не подменял бы слово «преступление» на «дело» или «это».

Первое, что обращает на себя внимание на иллюстрации – это головы убитых, округлые, с большими глазницами, похожие на черепа. Заметно и то, что на картине – лишь головы, это наводит на мысль, что и у тех, кого Раскольников считал «обыкновенными» и бесполезными людьми, тоже была, так сказать, своя голова на плечах, у них были свои размышления, и ни один из них не был «вошью» - очередное опровержение теории.

Все иллюстрации Неизвестного можно разделить на три группы: представляющие эпизод, идею героя, либо идею романа. Последняя группа, к которой принадлежит и «Груз убитых», в свою очередь, делится на три части. Первая часть относится к тому периоду, когда Раскольников только начинает понимать, что предпосылка для возникновения его теории была неверной. Здесь ещё не очень много мелких деталей. Вторая группа олицетворяет размышления Раскольникова, в конце концов приводящие его к осознанию ошибки (это уже 3-я группа). В последних двух группах иллюстраций присутствуют повторяющиеся элементы: топор и крест. В третьей группе крест олицетворяет душевное возрождение Родиона. «Груз убитых» я бы отнесла к первой группе иллюстраций: нет повторяющихся элементов и мелких деталей, да и по смыслу она больше напоминает начало рассуждений Раскольникова, чем логическое завершение.

Присутствие цвета на этой картине показалось бы неестественным, многоцветье здесь будет мешать. Любопытно и то, что нет даже серого цвета, который вполне может присутствовать на графических картинах – цветовая гамма чётко делится на два цвета: чёрный и белый. Первая ассоциация: плохое и хорошее, преступление и наказание, обыкновенные и необыкновенные люди… По всему роману идёт в разных местах разделение надвое, то же происходит и на иллюстрациях. Если бы картина была написана краской, то это бы ещё усложнило её восприятие, ведь у цветов тоже есть свои значения, они тоже с чем-то ассоциируются. А наличие лишь двух цветов с какой-то стороны упрощает понимание этой нетрадиционной, если не сказать больше, иллюстрации.

Я не могу сказать, что картина запутала или изменила моё восприятие романа. Скорее, она дополнила его. Ничего не изменила, а именно дополнила, как если бы к роману была дописана ещё одна часть. От иллюстраций остаётся такое же мрачное впечатление, как и после прочтения книги, они дополняют изображение слов Раскольникова, личностей Свидригайлова, Сони, Достоевского и других, раскрывая черты характеров и ситуации, которые описал Фёдор Михайлович , подробнее.

"Вера-отчаянье"

"Вера и отчаянье" (Симонова Катерина)

Резкая черта делит картину на две части, символизируя раскол в душе героя. С одной стороны мужское лицо, выражающее крайнее отчаянье и символизирующее душевные муки Раскольникова после убийства. С другой стороны личико Сони, кроткое и доброе. В романе Достоевского Соня - символ веры, и Раскольникову на этой иллюстрации она тоже несёт веру. К изображению Сони как будто ведёт дорога, и это означает, что герой, поборов в себе отчаянье, отделённое от веры, изберёт дорогу веры и начнёт в конце концов возрождаться. Вера, принесённая Соней, является спасением от негатива и заблуждений в душе Раскольникова, недаром её лицо чётко проступает на фоне перекрещивающихся чёрных линий.

ТАСС-ДОСЬЕ. 9 августа 2016 г. в больнице "Стони Брук" (штат Нью-Йорк, США) на 92-м году жизни скончался скульптор Эрнст Неизвестный.

Эрнст Иосифович Неизвестный родился 9 апреля 1925 г. в Свердловске (ныне - Екатеринбург) в семье Иосифа Моисеевича Неизвестного (1898-1979) и Беллы Абрамовны Дижур (1903-2006). Его отец во время Гражданской войны был белогвардейским офицером, затем несколько десятилетий работал в Свердловске детским врачом. Мать была писательницей.

В 1939-1942 гг. Эрнст Неизвестный учился в школе для одаренных детей сначала в Ленинграде (ныне Санкт- Петербург), а затем в эвакуации в Самарканде (Узбекская ССР, ныне Узбекистан). В 1942 г. в возрасте 17 лет записался добровольцем в Красную армию, был отправлен в военную школу воздушно-десантных войск в город Кушка (ныне - Серхетабад, Туркмения). В 1943-1945 гг. служил в войсках 2-го Украинского фронта. В апреле 1945 г. в Австрии был тяжело ранен, по ошибке признан погибшим и "посмертно" награжден орденом Красной Звезды.

В 1945 г. Эрнст Неизвестный преподавал черчение в военном училище в Свердловске, в 1946 г. учился в Академии художеств в Риге (Латвийская ССР, ныне Латвия). В 1947-1954 гг. обучался в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова (ныне - Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова при Российской академии художеств), также в это время посещал занятия на философском факультете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Его дипломная работа, скульптура "Строитель Кремля Федор Конь", была выдвинута на соискание Сталинской премии и приобретена Русским музеем.

В 1955 г. был принят в секцию скульпторов московского отделения Союза художников СССР. В 1956 г. стал лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов за скульптуру "Нет ядерной войне!". В 1959 г. Эрнст Неизвестный выиграл конкурс на создание монумента Победы в Великой Отечественной войне (проект не был осуществлен). Также в конце 1950-х - начале 1960-х гг. скульптором были созданы работы "Мертвый солдат", "Самоубийца", "Адам", "Усилие" и др.

В 1962 г. первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев подверг резкой критике выставку художников-авангардистов "30 лет МОСХ" в Манеже. В присутствии свидетелей Эрнст Неизвестный, который в своем творчестве был далек от методов социалистического реализма, вступил в устную полемику с Хрущевым и попытался защитить экспонаты от нападок главы государства. В результате этого события скульптор на некоторое время лишился заказов.

В 1960-е и 1970-е гг. Эрнст Неизвестный создал 150-метровый рельеф "Монумент всем детям мира" в пионерском лагере "Артек" (1966), 970-метровый декоративный рельеф для фасада Московского института электронной техники (1971) и др. В 1968 г. он стал победителем международного проекта мемориала "Цветок лотоса" в честь строительства Асуанской плотины в Египте (установлен в 1971 г., высота 75 м). Одной из последних работ советского периода творчества стал надгробный памятник Никите Хрущеву на Новодевичьем кладбище (1974), созданный скульптором по просьбе семьи политика.

В 1976 г. Эрнст Неизвестный покинул СССР. В 1976-1977 гг. жил в Цюрихе (Швейцария), в 1977-2016 гг. - в штате Нью- Йорк (США). Читал лекции по искусству и философии в нескольких американских университетах, продолжал творческую деятельность. В конце 1980-х гг. создал цикл "Man through the Wall" ("Человек, проходящий сквозь стену").

С 1989 г. часто бывал в России. В 1995 г. в Одессе (Украина) был открыт памятник "Золотое дитя", в 1996 г. - мемориалы в Магадане ("Маска скорби" в память о жертвах политических репрессий) и Элисте ("Исход и возвращение", посвящен депортации калмыцкого народа в Сибирь), в 2003 г. - монумент "Память шахтерам Кузбасса" в Кемерове.

В Москве установлены его работы "Возрождение" (2000) и "Древо жизни" (2007). В 2007 г. в Перми был открыт памятник Сергею Дягилеву.

Эрнстом Неизвестным была создана статуэтка Орфея, которая вручается победителям телевизионной премии "ТЭФИ". Также по эскизу скульптора выполнена статуэтка "Золотой эльф", ей награждаются обладатели премии "Триумф" в области литературы и искусства.

Эрнст Неизвестный являлся автором графических работ (в том числе иллюстраций к произведениям Данте, Федора Достоевского и Сэмюэла Беккета, библейской Книге Экклезиаста и др.), ювелирных изделий. На русском языке были изданы письма скульптора, а также его книги "Говорит Неизвестный" (1984), "Кентавр" (1993).

С 1987 г. в городе Уттерсберг (Швеция) действует музей, посвященный творчеству скульптора. В 2013 г. Художественный музей Эрнста Неизвестного был открыт в Екатеринбурге.

Был награжден орденами "За заслуги перед Отечеством" III степени (1996), Почета (2000). Являлся лауреатом Государственной премии РФ (1995), Царскосельской художественной премии (1998).

Был дважды женат. Первая супруга - Дина Мухина, художник-керамист; дочь от первого брака Ольга. Вторая супруга - Анна Грэм, уроженка СССР, эмигрировавшая в США в 1980 г.

сайт поздравляет Эрнста Иосифовича с 85-летием, рассказывает о творчестве знаменитого шестидесятника и публикует рекомендации для коллекционеров и инвесторов

Сегодня, 9 апреля 2010 года знаменитому русскому скульптору Эрнсту Неизвестному исполняется 85 лет. Мы поздравляем Эрнста Иосифовича с днем рождения!

Говоря об этом мастере-шестидесятнике, невозможно не упомянуть событие, благодаря которому он, вопреки своей фамилии, стал известен даже в далеких от искусства кругах. Это, конечно же, знаменитая выставка в Манеже 1962 года, где художник вступил в спор с «советским зрителем номер 1» - тогдашним премьер-министром Никитой Хрущёвым. По воспоминаниям очевидцев, глава государства, уже изрядно настроенный на негатив своим окружением - в том числе Михаилом Сусловым, мечтавшим свести счеты с одним из своих номенклатурных соперников, - коршуном налетел на «абстракцистов», в частности на Неизвестного, обрушив на него и других художников, чьи работы ради интриги выставили на втором этаже, поток некомпетентных оценок и попросту брани. А потом - идеологическая комиссия, последствия. Пусть позже Хрущёв сожалел о сказанном тогда в Манеже, а еще позже именно Неизвестный создал надгробие на его могиле, но отголоски Манежа слышались чуть ли не во всей дальнейшей «неофициальной» истории советского искусства. После этой выставки даже тот творческий нонконформизм, что был далек от политики и социальных проблем, обрел ореол диссидентства. За эту славу новым авангардистам пришлось заплатить высокую цену - доступ к зрителю на долгие годы был практически закрыт. Если, как говорил Неизвестный, писателю-диссиденту можно писать «в стол», то что делать скульптору, особенно такому, как он, у которого все грандиозно, все «с большой буквы», все требует немалых средств?.. Устав от чинимых на каждом шагу бюрократических препон, в 1976 году художник, которому уже минуло пятьдесят, принял решение уехать из Советского Союза - в Европу, Швейцарию, а позже, в поиске простора для любимой монументальности, в Америку.

Впрочем, некоторые свои крупные замыслы ему удалось осуществить еще до отъезда. Среди них - 150-метровый декоративный рельеф в Артеке, монумент «Цветок лотоса» для Асуанской плотины (кстати, одна из самых больших в мире скульптур) и надгробный памятник Хрущеву - скульптурная голова, заключенная в контур, одна половина которой является черной, другая белой, что символизирует неоднозначность фигуры советского премьера. В 1956-м Неизвестный начал работу над ключевым проектом - гигантской скульптурной композицией «Древо жизни», своеобразного «гимна человечеству», в котором находит выражение «дуалистическо[e] противоречи[e] человека и природы, человека и второй природы, самого человека». Крона фантастического дерева, охваченная семью листами Мебиуса, напоминает человеческое сердце. Художник задумал возвести огромное сооружение, в которое можно будет войти, настоящий лабиринт, но пока что все варианты скульптуры, увидевшие свет, и близко не подбирались к таким масштабам. Это, конечно же, не отбирает у них внушительности: высота московского «Древа», пустившего корни в 2004 году в деловом центре «Москва-Сити», составляет 7 метров.

Искусство Эрнста Неизвестного отличает эмоциональность и мощь. Он деконструирует человеческую фигуру в духе кубизма, одухотворяя ее бурной экспрессией: герои Неизвестного будто стремятся вырваться за пределы тела. Нередко кажется, что тела в его работах (как в скульптурах, так и в живописи и графике) составлены из отдельных частей, что вызывает ассоциации с роботами или киборгами (очень в духе 1960-х). Эта эстетика придает новую жизнь используемым художником классическим образам - Орфея, кентавра, пророка и т. д. - в полном соответствии с мировоззрением Неизвестного, который делает произведения на вечные темы и верит в научно-технический прогресс. Монументальность и пафос в сочетании с динамизмом сделали Неизвестного востребованным автором городской скульптуры: на его счету потрясающая «Маска скорби» в Магадане, посвященная памяти жертв сталинских репрессий, а также памятник сталинской депортации калмыцкого народа в Элисте.

Пока три первых места в списке самых дорогих аукционных работ, Неизвестного как ни странно, занимают картины. Скульптуры выдающегося монументалиста на арт-рынке появляются в два раза реже, чем живописные произведения. Ценовой рекорд принадлежит тоже картине - композиции «Головы», проданной 29 ноября 2007 года за 42,5 тысячи фунтов (аукцион Christie’s). Эстимейт полотна составлял 8–12 тысяч. На тех же торгах картина «Человек в цепях» принесла 36,5 тысячи при такой же предварительной оценке.

Комментарий редактора:

Ценители творчества художника наверняка согласятся с тем, что стихия Неизвестного - скульптура и графика. А его поздняя живопись, пусть декоративная (даже излишне), пусть правильная и по темам, очевидно лишена пусть не всей, но значительной части первобытной энергии автора, эмоционального буйства, мощи, экспрессии, прославившей скульптора. В этом свете инвесторам стоит внимательнее присмотреться не столько к исполинским полутораметровым холстам с яркой «анилиновой» палитрой (которые в изобилии появились в конце 1980-х - начале 1990-х и активно предлагаются на аукционах), сколько к среднеразмерной скульптуре и очень выразительной графике 1960–80-х годов. Ведь графика, как говорят, - это душа художника.

На мировых аукционах цены мощных хороших рисунков большого размера находятся в диапазоне 8–10 тысяч долларов. Поздняя живопись торгуется в диапазоне 25–40 тысяч долларов, и если эстимейт приближается к 50 тысячам, то шансы найти покупателя уже уменьшаются. Крупная, высотой 50–80 см, скульптура с характерной темой (торсы, кентавры и пр.), отсылающая к 1960-м годам, может стоить 20–50 тысяч долларов. Цена сильно варьируется в зависимости от декоративности и мощи произведения: не самые убедительные экземпляры при прочих равных могут стоить в несколько раз дешевле. В свою очередь, для микроинвестиций стоит рекомендовать компактные, высотой 20–30 см, скульптуры (особенно Неизвестному удавались распятия), которые куда более доступны, не менее выразительны, а по комфорту владения имеют явные преимущества перед массивными вещами.. Сложившиеся ценовые уровни очевидно не соответствуют не только месту художника в истории послевоенного неофициального искусства, но и объективному художественному значению его творчества. Как ни странно это звучит, но новому российскому зрителю, похоже, предстоит открывать художника заново - через значительные выставки, ретроспективы и публикации. И юбилей - отличный тому повод.

сайт поздравляет сегодня не только выдающегося скульптора, но и героя-фронтовика Эрнста Неизвестного с наступающим Днем Победы.

Материал подготовила Юлия Максимова, AI

Эрнст Неизвестный, 1925

Да простят меня мои старшие товарищи искусствоведы, но Неизвестного и Церетелли объединяют две вещи – во-первых, наличие государственных заказов во внушительном количестве. Второе – это чувство некоторой растерянности, возникающее перед творением рук вышеупомянутых персонажей. Но если в случае с Церетелли растерянность обоснована неспособностью (моей лично) соотнести его работы с контекстом истории искусств мировой и отдельных стран в частности, то в случае с Неизвестным всё объясняется намеренной деформацией чаще всего человеческого тела, дабы усилить выразительность. И тогда становится понятно, что работы Неизвестного это, прежде всего, мощная пластика, в которой реалистические формы невероятным образом соединяются с абстракцией.

Само слово абстракция, да и вообще всё то, чем Неизвестный занимался, не очень соответствует методу социалистического реализма, чем он и вызывал неоднократное недовольство властей. Всем известен громкий эпизод разговора с Хрущёвым «за искусство» в стенах ЦВЗ Манеж в 1962 году. Разговор не оказался продуктивным. В итоге Неизвестный, как сам говорит, был лишён возможности работать в качестве художника вплоть до его выселения из страны в 1976 году.

А ведь как всё начиналось! Опуская некоторые подробности романтической биографии Неизвестного, а также его заслуги перед Отечеством, упомяну его преподавателей в Институте имени Сурикова – Манизер, Меркуров, Вучетич, Томский – крайне официальными художники, официальней не придумать. Мало того, ещё тогда, студенческие работы Неизвестного были приобретены в собрание Русского музея и Третьяковки. Впечатляет, но: «Однако ещё при Сталине, будучи студентом, я начал делать вещи неофициальные, конспирируя их. Разногласия с соцреализмом возникли в первую очередь у фронтовиков. Многие из этих людей были даже коммунистами, но их переживания и жизненный опыт не соответствовали гладкописи соцреализма. Мы не теоретически, а экзистенциально выпадали из общепринятого, нам требовались иные средства выразительности».

И всё-таки, сказать, что Неизвестный - представитель неофициальной культуры нельзя, он и сам с такой постановкой вопроса не согласен. До эпизода 1962 года у Неизвестного были и официальные и полуофициальные выставки, среди которых даже «Выставка конкурсных проектов памятника В.И. Ленина, монумента Победы и здания Дворца Советов». Да и после «30 лет МОСХа» Неизвестный продолжал отстаивать собственную позицию – так в 1963 году на 2й встрече представителей партии и творческой интеллигенцией в Доме приёмов на Ленинских горах: «Я убеждён что скульптор должен стремиться к простоте… Искусство скульптуры – идейно… Я с верой смотрю в будущее... Я думаю, что меня назовут помощником партии… Я работаю…» (из воспоминаний Б. Жутовского). Также было установлено несколько монументов авторства Неизвестного, но все они были заказаны до 1962 года. Были и выставки, преимущественно в республиках Советского Союза и на Западе (например, 1964 – Aspects of Contemporary Soviet Art, London; 1967 – 60 Years of Russian Art: the Great Experiment and after – Chicago; 1971 – “50 лет итальянской коммунистической партии” и т.д.).

В 1974 году был установлен памятник Хрущёву на Новодевичьем кладбище авторства Неизвестного, а через два года Неизвестного выслали в Швейцарию. При чём, на момент 1975 года в беседе с Б. Жутовским Неизвестный был уверен, что вернётся года через два.

В заключении хотелось бы вспомнить знаменитую максиму Кошелохова (в пересказе Е. Андреевой) «хуярить, хуярить и хуярить» - главный принцип человека творческого, а не «хуячить, хуячить и хуячить»: «Что такое «хуячить»? Вот работяги-халтурщики асфальт кладут, дыры латают спустя рукава. А где-нибудь в Сибири шахтёр вгрызается отборным молотком в породу и хуярит, не жалея себя, изо всех сил, так и картину пишешь». В случае с Неизвестным ещё и отливаешь бронзу или бетон. За это ему и респект.

Алеся Подлесных

Официальный сайт художника