Говорить правду или быть честным? Правда и ложь. Что такое правда и что такое ложь? Что такое правда и ложь кратко

Психология отношений

1658

29.10.12 00:03

Прав не тот, кто прав,

а тот, кто счастлив.

С детства детей учат говорить правду. Во взрослой жизни мы стараемся быть честными людьми, любим доказывать свою правоту, даже боремся за правду, ищем истину.

Истина – это знание, соответствующее реальности, освобожденное от заблуждений и предрассудков, симпатий и предпочтений, от эмоций, от всего субъективного. Например, законы физики – это истина, они объективны, их действие не зависит от того, нравится это человеку или нет.

Истина важна для ученого, но в обыденной жизни мы гораздо чаще пользуемся словом «правда».

Что такое правда?

Задумай ся, ты може шь четко ответить на этот вопрос? Правда – это истина? Быть правдивым и быть честным – это одно и то же? Правда – это всегда добро? Попытаемся разобраться.

Правдой часто называют мнение большинства («Большинство так думает, значит, так оно и есть»), хотя это неверно. Истина одна, а правда у каждого своя.

Дело в том, что человек – это живое, не лишенное эмоций, существо. Человеку трудно оставаться безучастным, он дает оценку людям, событиям, особенно тем, которые как-то его касаются.

А там, где есть эмоции, субъективное мнение, там нет беспристрастного, объективного отношения к чему бы то ни было, то есть нет истины. Но есть правда.

Ты люби шь человека. Окружающие не считают его красивым, добрым, умным. А для тебя он самый лучший! И это главное. Говорят, со стороны виднее, но ты, скорей всего, не буде шь считаться с этим посторонним мнением.

Твоей сестре нравится петь, но ты види шь , что у нее это плохо получается, что медведь ей на ухо наступил. Ты честно об этом скаж ешь и попроси шь , чтобы она никогда больше не пела? И убье шь желание, разруши шь веру в себя.

Конечно, не следует убеждать ее в том, что ее таланту будут рукоплескать залы. Но надо найти слова, которые поддержат, помогут оценить себя, станут толчком к работе над собой.

Еще один пример. Родной человек тяжело болен, шансов на выздоровление никаких, и врачи считают лечение бессмысленным. Они с тобой , заметь, честны, и ты как человек, не терпящий лжи, сообщи шь об этом родственнику и прекрати шь лечение? Честно, но оправдано ли? Перечитай рассказ О"Генри «Последний лист », очень убедительно.

У каждого своя правда. Врач не может поступить иначе, а ты може шь, у тебя есть выбор. И ложь, в данном случае, гуманней истины. Сострадание, ложь во имя надежды и будет правдой.

Правда и ложь , добро и зло строго разграничены только в сказках. В реальности не все так однозначно, формальная логика и логика жизни – науки разные. Жизнь человека нельзя втиснуть в четко очерченные рамки, разделить на белое и черное. Каждый сталкивался с ситуациями, когда добро оборачивается злом, друг превращается во врага, любовь – в ненависть.

Это, конечно, крайности. Но и без них в жизни хватает ситуаций, когда мы чего-то недоговариваем или говорим неправду. И совсем не потому, что мы патологические лгуны (хотя встречаются и такие), а потому, что не хотим расстраивать близкого человека, обижать, ссориться и выяснять отношения. Иногда ложью приходится защищаться от слишком любопытных и назойливых.

Недосказанность, частичная правда выручает во многих ситуациях. Зачем сообщать мужу реальную цену нижнего белья или косметики, если это, с его точки зрения, неразумное транжирство? Философствование о различиях в мужской и женской психологии, потребностях, скорей всего, не поможет найти истину, но приведет к ссоре. Если ты наслаждае шься музыкой Чайковского, то разве тебе надо помнить, что он был гомосексуалистом?

Если быть честным с самим собой, то станет ясно: мы не хотим знать всей правды. Человек инстинктивно отгораживается от новостей, связанных со страшными болезнями, несчастьями, неприятностями. Тебе нужны натуралистические кадры с места преступления? Ты хо чешь быть свидетелем аварий, природных катастроф, сцен насилия?

Быть правдивым – это не значит: быть банально точным. Часто тот, кто любит резать правду-матку, оказывается человеком нетактичным, бесчувственным, лишенным сострадания субъектом. А, возможно, просто хамом. Если правда уничтожает, разрушает, убивает, кому нужна такая правда?

Конечно, ложь не является добродетелью и не может быть оправдана во всех случаях. Она неприемлема, если становится на службу зла. Критерий здесь – намерения человека, мотивация.

Если сокрытие правды способствует сохранению гармонии в отношениях, оберегает человека от ненужных переживаний и обид, вселяет в человека уверенность, дает ему силы действовать, такая ложь оправдана.

Кто-то точно заметил, что надо быть правдивым с другими людьми, но честным с самим собой. Быть правдивым, значит смотреть на предмет, события глазами другого человека, учитывать его эмоциональное состояние, жизненные обстоятельства и даже его миропонимание.

Древняя мудрость гласит: человек – мера всех вещей . Его здоровье, душевное состояние, счастье. Так позволим окружающим, если это в наших силах, быть хоть чуточку счастливее.

Правда констатирует факт -и естественно правда не является сама по себе добром или злом
Например вы уронили и разбили тарелку -вы констатируете факт (правду) что осколки на полу
от этой правды мало пользы и она констатирует факт свершившегося зла.Или другой пример -вам в ногу вонзилась заноза- причем вы вытащить ее не можете -вам больно -вот именно от этой правды вам больно и эта правда является злом!!!То есть правда отражает факт какого то события произошедший на данный момент и сама по себе не является добром.ТО есть правда пассивна.
Сейчас рассмотрим вопрос --а является ли ложь безусловным злом-ответ нет!!!В примере с вонзившейся занозой вы начинаете строить планы как ее выташить и в принципе сделать
так,чтобы заноза в будущем не вонзалась в ногу --но прелесть данного суждения заключается в том,что любой план может быть потенциально ложным ---вы начинаете действовать и останавливаетесь на наилучшем (только для вас)решении и если ваш план приводит к удаче то бывшая ложь становится добром,если к неудаче то ложь становится злом.
Отсюда делаем вывод,что ложь также может быть добром или злом в зависимости от результатов--то есть если на своем пути ложь превосходит реальность в лучшую сторону она становится добром,если же на своем пути ложь становится хуже реальности она превращается во зло.Косвенным подтверждением моих слов являются сновидения-то есть во сне вы можете видеть себя либо в лучшей реальности -это для вас добро,либо в худшей реальности-это для вас зло. Другим блестящим примером превосходства лжи над серой реальностью -являются художественные фильмы --они лишь отражают лучшие эпизоды из жизни- но все события там ложны--спят ложно,убивают тоже ложно,грабят тоже ложно и т.д и т.п
В общем делаем фундаментальный вывод: не всякая правда есть добро(она лишь отражает свершившийся факт -и этот факт может быть ужасным,тогда правда есть зло),И не всякая ложь есть зло --если ложь по воплощению становится лучше реальности она превращается в добро,если же ложь по своему воплощению становится хуже реальности -она превращается во зло.Приведу еще один блестящий пример-вы покупаете 1 кг клубники и если продавец вас обвесит и даст 900гр то вы возмутитесь ибо эта ложь хуже правды,если вам продавец взвесит ровно 1кг вы молча уйдете -это пассивная правда,если вам продавец перевесит и даст 1,1кг клубники то вы возьмете и обрадуетесь что вам дали больше-это пример когда ложь лучше истины.Таким образом истина пассивна,а ложь активна -откуда делаем вывод что красивая ложь лучше горькой правды,но на своем пути красивая ложь должна превратиться в несокрушимую правду -должна превратиться в рай.но рай это состояние души и у каждого рай свой.
Таким образом я съел с дерева познания добра и зла,и получил в награду лишь то -что могу смеятся над всем- в том числе над самим собой,и в какаой то мере я счастлив.

Рецензии

Правда констатирует факт.Очевидно,какой-то факт - правда.4.1
Вопрос литературный,не логический:факт можно простить.
Тогда важна не правда,а правда.

Вы приводите пример:некое неблагоприятное событие.Чашка разбилась,неприятно,текстиль,дорого.
Насчет факта свершившегося зла - вы констатировали.Помните сказку про голого короля?Все убеждали себя,что он не может быть голым,так кажется,обман зрения.Но...неприятно,что он голый,неприятно,что он неприятен.Неприятно,что приятен.И так бывает.
Правда,что король голый,так ребенок сказал,все сказали "это стало правдой".Всегда было правдой,потом стало.
Предвзято,когда ложь вдруг становится правдой.

Тут узнала новую мысль:из идиллии происходит комедия.Не знаю правда или нет,добро или сокрытие.Чистая правда!

На мой взгляд, правда у каждого своя, а истина- одна. Разбили чашку, это -истина, а вот скажите Вы об этом правду или придумаете, что это мышка бежала и хвостиком махнула, чашка упала и разбилась,это неправда, но весёлая неправда. И ложью её как-то жалко называть. А ложь- всегда ложь, то есть обман. Успехов.
Л.Каминская

» Правда и ложь

© Е. Николаева

Говорить правду или быть честным? Правда и ложь

Фрагмент книги Николаева Е.И. Как и почему лгут дети? Психология детской лжи. М.: Питер. 2011

Что такое правда и ложь? Каковы причины детской лжи? Как ее распознавать и как с ней справляться? Ответы на эти и многие другие горячие вопросы вы найдете в книге известного петербургского психолога Елены Николаевой. Написанная просто и доступно, эта книга поможет вам разобраться в себе и преодолеть как реальные, так и мнимые трудности в воспитании собственных детей.

Я не люблю, когда мне врут,
Но от правды я тоже устал.
Виктор Цой, «Муравейник»

В моем детстве любимым развлечением взрослых было спрашивать детей о том, кого они больше любят - маму или папу? До сих пор помню поднимавшуюся во мне ненависть к вопрошавшему. Даже малыш понимает, что каков бы ни был его ответ, это будет предательством по отношению к одному из родителей или просто ложью. В послевоенные годы и то и другое в детской среде считалось недостойным поведением. Я любила обоих родителей, но это была разная любовь. Ее нельзя сравнивать. Моих филологических познаний было недостаточно, чтобы искренне выразить чувства словами. Я всегда отвечала однотипно: «И маму, и папу», - потому что, согласно правилам воспитания, взрослым нужно было отвечать, а не убивать их, даже мысленно и взглядом.

Зачем взрослые задавали такой вопрос? Им было все равно, что ответит ребенок, потому что при любом ответе можно было ввернуть что-нибудь ехидное и поддеть его родителей. До сих пор многие взрослые, пользуясь правом сильного, ничтоже сумняшеся загоняют ребенка в угол, из которого только один выход - ложь.

Однажды, когда мне было лет пять, я болела и лежала дома одна, потому что родители работали. Они пришли вечером, каждый - с чувством вины (но не пойти на работу никто из них не мог - еще живо было в памяти время, когда за опоздание давался лагерный срок) и яркой книжкой в твердой обложке. Это оказалась одна и та же книжка - «Приключения Буратино», поскольку на прилавках в те времена большого выбора не было. Родители решили вернуть одну книгу в магазин. Я не могла выбрать ту, которую нужно отдать, потому что очень боялась обидеть того, кто мне ее принес. Тогда я впервые почувствовала, но смогла сформулировать только сейчас, что говорить правду и быть честным - это разные вещи. Говорить правду нужно другим, а быть честным - перед собой.

Правда и ложь различаются только в сказках, в реальности же события каждый интерпретирует в меру собственных знаний и опыта. В привычной жизни мы рассматриваем факты в контексте, который нам знаком, а потому близок к истине. Но как только мы выпадаем из контекста, тут же оказываемся в зоне неопределенности. Это неверно, что существуют только правдивые и ложные утверждения, а третьего не дано. Например, Бородинское сражение считается победой и у русских, и у французов. При этом каждая сторона приписывает поражение противнику.

Мы уже говорили, что в повседневной жизни нас спасает контекст: постоянные условия, уточняющие ситуацию множеством факторов и оттенков ситуации и позволяющие не удаляться слишком далеко от реальности. Но можно провести эксперимент, который я часто провожу со студентами.

Я показываю им портрет Олега Васильевича Волкова. Поскольку студенты, как правило, ничего не знают об этом человеке, то можно сообщить и его фамилию. Но я поступаю иначе. Шесть добровольцев выходят из аудитории в коридор, а затем заходят по очереди. С оставшимися в аудитории я договариваюсь, что буду говорить только правду, чистую правду, ничего кроме правды, но лишь часть этой правды.

Затем заходит первый студент, и я сообщаю ему, что перед ним портрет писателя, но не Толстого (поскольку многие тут же пытаются соотнести привычный образ писателя с тем, что они видят). Я прошу ответить, глядя на портрет, какими особенностями обладал изображенный человек:

  • Был он добрым или злым?
  • Умным или глупым?
  • Была ли у него семья?
  • Если была, то как он к ней относился?
  • Как он относился к детям, если они были?
  • Каков достаток этого человека?
  • Была жизнь его легкой или трудной?

После ответов первого студента я вновь предупреждаю, что говорю правду и только правду.

Затем заходит второй студент, и я сообщаю ему, что перед ним портрет человека, который 25 лет провел в заключении и лагерях.

Следующему студенту я говорила, что перед ним человек, который отказался от своей жены и ребенка, а в тот период, когда был создан портрет, он женился на женщине моложе его на 30 лет, а его младшему ребенку один год.

Следующая информация состояла в том, что на портрете изображен человек, знающий восемь языков.

Затем было сказано, что это - человек, написавший несколько книг о лесе и охоте.

И, наконец, последнему добровольцу не сообщалось ничего из биографии человека на портрете.

Затем мы обсуждали со студентами то, какой жестокой неправдой может оказаться частичная правда, вырванная из контекста.

Я рассказывала о человеке огромных знаний, свободно владеющем восемью языками, которого в 1928 году впервые арестовали и который провел в общей сложности 25 лет в ссылках и лагерях. Он был невероятно образованным человеком. Чтобы спасти свою семью, он отказался от жены и ребенка. Вернувшись через 25 лет, он понял, что с прежней женой они уже разные люди, и женился на женщине, с которой познакомился в лагере. Затем он написал несколько книг о лесе и замечательную книгу о годах, проведенных в лагерях.

Частичная правда нередко является ложью. Каждая вырванная из контекста часть правды уже неправда. Но главное - эта ложь воздействовала на слушателя, и он видел в человеке на портрете то, что слышал в комментарии. Если речь шла о писателе, герою приписывали положительные качества и в глазах находили мудрость. Если утверждалось, что на портрете - преступник, то в глазах чудилась хитрость и злоба. Если упоминалось, что герой отказался от ребенка, то в характере обнаруживался эгоизм, а жизнь его рисовалась легкой и безоблачной и т. д.

Проблема состоит в том, что и о себе ребенок знает исходя не из собственного опыта, а из слов окружающих. Далее запускается механизм самоосуществляющегося пророчества. Мать утверждает: «Из тебя ничего не получится!» И в какой-то ответственный момент человек, уже взрослый, вспоминает эти слова и бросает учиться, не приходит на важную встречу и т. д. «Мать была права», - скажут окружающие. Но, может, она укоренила в ребенке ложь о себе самом?

Если слова родителей ведут к личностному росту ребенка и учат его преодолевать препятствия, они полезны. Если же они ведут к разрушению личности - они вредны. Но слова в данном случае не могут являться ни правдой, ни ложью. Это - интерпретация, основанная на единичных фактах вне контекста жизни ребенка.

У нас есть внутренний страж наших действий - совесть, которая следит за тем, как наши деяния соотносятся с принятыми в социуме нормами. Но Зигмунд Фрейд смог доказать, что для того, чтобы человек действовал в соответствии с совестью, она не должна быть гипертрофированной. Оказывается, что и слабая совесть, и выраженная совесть не способствуют честности. Мы обладаем специальными неосознанными механизмами - механизмами психологической защиты, которые удаляют из осознания информацию, не приятную чрезмерно выраженной совести, а потому мы либо просто забываем о своих плохих поступках, либо находим им веские оправдания. Слово «оправдание» в этом случае очень подходящее: нечто, вообще не имеющее отношения к правде, но выдаваемое за нее.

Зигмунд Фрейд смог найти выход из положения. Если совесть не оказывает на человека сильного давления (когда нельзя практически все), а позволяет принимать ошибки и исправлять их, то человеку незачем лгать, в том числе и себе. Следовательно, родители не должны постоянно взывать к совести ребенка, чтобы тот мог видеть свои ошибки и исправлять их, а потому не лгать.

Существуют люди, которые считают, что никогда не лгут, им приходится что-то делать с той информацией, которая противоречит этому тезису. Ведь ложь возникает не потому, что мы ее запланировали. Мы можем услышать прогноз погоды, предсказывающий, что завтра дождя не будет, и всем рассказать об этом. Но наутро польет дождь. Человек с адекватным чувством совести посмеется над своей ошибкой и скажет, что не стоит слишком доверять прогнозам. Человек с выраженной совестью либо забудет о своих словах, либо скажет, что он говорил про другой регион, другое время и т. д. Механизмы психологической защиты обнаруживают себя в виде отсутствия юмора и выраженной эмоциональности высказывания.

В одном из психологических экспериментов студентов просили в коротком разговоре с незнакомым человеком сделать все, чтобы ему понравиться. Студенты справились с заданием. Оказалось, что более 60 % из них добились желаемого за счет того, что говорили неправду. Кто-то преувеличивал свои достоинства, кто-то менял свой статус. Кто-то говорил то, что, как он чувствовал, нравилось собеседнику, и поддакивал ему. Если же студенты знали, что более с этим человеком никогда не увидятся, то врали практически 80 % из них.

Воспитывая детей, не стоит каждый раз жестко указывать им на их ошибки и ложь. Нужно прощать, чтобы дети понимали, что главное - не избегать ошибок всеми силами, а уметь исправлять их. Только в этом случае ребенок сможет находить верное решение, быть инициативным, что вкупе обусловит его личностный рост. Стоит отметить, что он не получит абсолютных истин, абсолютных представлений о себе, но сможет принимать и себя, и других в той мере, в которой сможет достичь удовольствия от взаимного общения, совместных действий и достижений. Возможно, наиболее значимый механизм защиты от лжи - самоирония, юмор, легкость восприятия жизни. Как только мы захотим добиться вечных окончательных истин, нам придется лгать.

Эту относительность многих жизненных явлений отразил Стивен Фрай в романе «Теннисные мячики с небес», утверждая, что враг может в один прекрасный день обратиться в друга, а друг - во врага, ложь может стать правдой, правду могут признать ложью, покойника же никогда и никакими средствами оживить не удастся. Гибкость - вот что важнее всего.

По поводу превращений правды в ложь и обратно мне хотелось бы привести еще один пример. Я родилась в маленьком сибирском городке, который за время сталинских репрессий из маленького поселка превратился в город. Когда мама забеременела мной, тамошние врачи настаивали на аборте, поскольку у нее были проблемы со здоровьем. Но это был 1953 год. Благодаря сфабрикованному «делу врачей» Сибирь пополнилась высококвалифицированными врачами, один из которых отбывал ссылку в моем родном городе. Именно он настоял на том, что ребенка надо оставить. Я не сторонница сталинских репрессий и, безусловно, лучше, когда проживание в любом городе страны комфортно для профессионалов. Но сколько еще детей и взрослых были спасены на периферии нашей родины руками репрессированных врачей?

Даже столь печальные факты имеют потенциал для интерпретации. Но есть нечто, что вообще не нуждается в интерпретации - это наши чувства. Искренность либо есть, либо ее нет. Доверие либо есть, либо его нет, и каждый может точно сказать, что он чувствует. Мы ошибаемся только в любви, потому что привыкли называть этим словом разные вещи. Любви обучают в семьях. Ребенок знает, что то, что делают его родители, - это и есть любовь. Но он приходит в другую семью и видит, как там под любовью понимают нечто иное. Таким образом, очень сложно определить, что такое любовь, но поскольку это эмоция, то легко понять, когда она прекращается. Вот как это описывает Марина Цветаева:

Ты, меня любивший фальшью
Истины - и правдой лжи,
Ты, меня любивший - дальше
Некуда! - За рубежи!
Ты, меня любивший дольше
Времени - Десницы взмах!
Ты меня не любишь больше: Истина в пяти словах.

Большинство психологов сходится в том, что базовое чувство, необходимое человеку для выживания и дальнейшей самореализации, - это доверие миру. Оно не предполагает отсутствие лжи. Оно предполагает, что ошибки исправляются, и, подав нужный сигнал, мы получим необходимый ответ.

Если заглянуть внутрь себя, то можно обнаружить, что нам и не нужна вся правда. Нам не нужно, чтобы при сообщении об убийстве того или иного человека камера показывала его в том состоянии, в котором он был найден. Неподготовленному человеку тяжело наблюдать процесс рождения детей, и отцам совсем не нужны подробности появления на свет их сыновей и дочерей. Многие из нас не смогут сказать близкому человеку, что у него рак в терминальной стадии. Но именно в этом случае сказать правду может быть более значимо, чем не сказать ее: чтобы человек подготовил нужные документы и вещи, чтобы он смог дать необходимые распоряжения, которые облегчили бы жизнь его близким. Но у нас не хватает мужества, чтобы причинить столь невыносимую боль тому, кого мы любим.

Питер Хег в романе «Женщина и обезьяна» говорил, что умный человек отличается от глупого тем, что лепит не всю правду-матку, а пропускает ее через фильтр, в зависимости от собеседника.

Человек получает удовольствие, слушая музыку Чайковского. Разве в этот момент ему необходимо помнить, что композитор был гомосексуалистом? И нужно ли обсуждать это после смерти композитора, когда он не может ответить своим критикам?

Иногда правда превращается в ложь. Нобелевский лауреат Лев Давидович Ландау создал несколько теорий, каждая из которых могла претендовать на Нобелевскую премию. Но, будучи творческим человеком, он экспериментировал и в жизни. У него было много женщин. Но когда поставили фильм по воспоминаниям его жены Коры Дробанцевой, написавшей их после его смерти, безусловно, у зрителя возник вопрос, если все было так плохо, то почему об этом нужно говорить сейчас, а не тогда, когда человек мог ответить? Жена Ландау не ушла от него при жизни и пользовалась всеми благами, которые имел тогда Нобелевский лауреат. Почему мы должны доверять ее видению ситуации? В этом фильме актер смог сыграть только сексуальность, но не смог передать гениальность героя, а потому история превратилась в чистую ложь. Когда о гении пишет бездарность и играет бездарность, то правды не может быть.

Можно предположить, что каждый человек хотя бы раз в жизни солгал, солгал не из страха или ради получения выгоды, а просто по незнанию. Следуя нити, которая проходит сквозь всю книгу, можно сказать, что проблема не во лжи как таковой, а в том, какой вывод человек сделал из этого.

Марк Твен (1980) вспоминает, что когда был мальчиком, ходил в школу, где наказание березовыми прутьями было привычным делом. Писать на парте строжайше запрещалось, под угрозой штрафа в пять долларов или публичной порки - на выбор. Однажды он этот закон преступил. Отец решил, что публичная порка слишком тяжелое испытание для сына, и дал ему пять долларов. В те времена пять долларов были немалой суммой, тогда как порка, согласно представлениям маленького Твена, особых последствий не имела. Так он заработал свои первые пять долларов. Данная ложь не имела последствий, поскольку не было пострадавших. Отец продемонстрировал любовь к сыну, следствием чего явились инициативность и творчество (творить легко, когда тебя любят). А мальчик смог сделать самостоятельный ответственный выбор.

Мы говорили, что частичная правда - это ложь. Мы обсуждали и то, что, по большому счету, нам не нужна вся правда. Но истина в том, что иногда ложь важнее правды, особенно если это касается человеческих отношений.

На занятиях по психологии в первом классе я часто зачитывала отрывок из произведения М. Твена «Приключения Тома Сойера». Особенная атмосфера возникала в тот момент, когда учитель Доббинс обнаруживал, что некто порвал его книгу. Учитель в гневе поднимает одного ученика за другим и страшным голосом задает один и тот же вопрос - не он ли порвал книгу. Маленькие слушатели уже знают, что именно Бекки нечаянно сделала это. Наказанием в этой ситуации должна быть порка. Девочка никогда не испытывала ее на себе. Она трепещет. Мы чувствуем ее переживания. Учитель с вопросом приближается к ней. Сейчас на нее обрушится катастрофа. Когда я читаю этот отрывок, в классе всегда стоит полная тишина. Сказывается гениальность автора, сумевшего описать все так, что каждый ребенок ставит себя на место героини. И вдруг Том Сойер вскакивает и говорит, что это он порвал книгу. В классе, где я читаю отрывок, проносится легкий вздох облегчения, а одна девочка даже вскрикивает от радости.

Для ребенка не существует просто истины. Она всегда соотносится с объектом. Если ребенок любит объект, то ему приписывается больше правды. Если не любит - ребенок позволяет по отношению к нему ложь. Бекки и Том - любимые герои, а учитель Доббинс - нет, его можно обмануть. И эту истину нам поведал не только Марк Твен.

Еще более щемящая история лжи из-за любви описывается в рассказе О’Генри «Последний лист». Художник узнает, что соседская девочка тяжело больна. Она лежит на кровати и может видеть в окно, как осенний ветер срывает с дерева листья. В бреду она решает, что умрет, когда оборвется последний лист. Художник забирается на дерево и рисует на оконном стекле зеленый лист. Девочка видит, что ветер рвет листья, но ему не удается справиться с одним, сохранившим зеленый цвет. И этот лист придает ей силы для борьбы с болезнью. Она выздоравливает и узнает, что пожилой художник в соседней комнате простудился и умер. Художник обманул девочку. Но мы благодарны ему за ложь.

Людские отношения не следуют прямой «правда - ложь». Мы не можем повторить одну и ту же информацию одними и теми же словами. Это обусловлено особенностями нашей памяти. Мы не вспоминаем каждый раз, а заново восстанавливаем события из той информации, которую имеем. Но каждый день мы получаем разную информацию, а потому восстанавливаем разные вещи.

Еще в начале ХХ столетия психолог Фредерик Бартлетт предложил своим студентам скопировать один рисунок. Затем он попросил воспроизвести рисунок по памяти несколько раз через разные промежутки времени. Все рисунки у студентов получились разными. Чем больше времени проходит, тем больше наше воспоминание отличается от реальности.

Эта изменчивость нашей памяти позволяет нам менять представление о прошлом, даже о детстве. Многочисленные эксперименты показывают, что описывая взрослым людям ложные события их детства, можно активировать их воспоминания об этом.

Именно поэтому, когда человек начинает фразу словами «на самом деле…», подчеркивая тем самым, что он единственный обладатель правды, то он не прав. И любая книжка с названием «Вся правда о...» обязательно содержит очередную порцию лжи, которую либо не осознает (а значит, он некомпетентен), либо осознает (тогда он лжет) ее создатель.

Русская пословица передает это понимание: «На небе солнце и луна, а на земле - правда да кривда». Они так слились, что трудно представить одну без другой.

Правда хороша с теми, кому доверяешь, но есть люди, которым нельзя сообщать правду. Сколько жизней сохранила ложь в разные периоды человеческой вражды. Яркий пример - список Оскара Шиндлера, спасшего более 1000 евреев во времена Холокоста. С помощью лжи спасали идеи. И большинство с любовью повторяет шотландскую балладу «Вересковый мед», переведенную Самуилом Яковлевичем Маршаком на русский язык.

См. также: © Николаева Е.И. Как и почему лгут дети? Психология детской лжи. М.: Питер. 2011
© Публикуется с разрешения издательства
Спрашивает Евгений
Отвечает Василий Юнак, 15.06.2007


Приветствую Вас, Брат Евгений!

Я понимаю, что есть большая разница между тем, что люди называют правдой и ложью или обманом, и что Бог понимает под этим. Конечно же, я не могу в совершенстве знать мышление Бога, потому основываюсь на своем понимании Библии.

В качестве иллюстрации хочу обратиться к примеру, который я часто повторяю, потому что он весьма наглядный. Этот пример может оказаться несколько отвлеченным от данного вопроса, но он прекрасно иллюстрирует разницу между "правдой" человеческой и правдой Божьей.

Во времена Советского Союза одним из тяжких преступлений считалась спекуляция - перепродажа товаров по цене выше закупочной. Если я, к примеру, купил сапоги за 100 рублей в одном городе, привез их в другой город, потратив N-ную сумму на дорогу и прочие расходы, и хочу продать эти сапоги другому, то я не имею права получить за них более, чем уплаченные 100 рублей по ценнику, иначе я стану спекулянтом. А спекуляция наказывалась строго - подчас тюремным заключением с конфискацией имущества. Церковь также не жаловала спекулянтов. Но вот наступило время рыночных отношений, и все спекулянты стали называться коммерсантами и бизнесменами - весьма уважаемыми людьми. Государство стало смотреть на перепродажу товара по более высокой цене как на норму. Покупатели тоже приняли это как должное. Церковь? Молчит... Вопрос: что изменилось в Божьем отношении к такому бизнесу? Почему "Бог" осуждал спекуляцию вчера, а сегодня то же действие "Он" не осуждает? Я умышленно заключил в кавычки слово "Бог", потому что не считаю, что Бог имеет или имел какое либо отношение к вопросу спекуляции. И если Бог что-либо осуждал в этом вопросе, то в первую очередь осуждал не получение прибыли за услуги продаж, а нарушение государственного закона, неподчинение властям.

Вы понимаете, что люди могут устанавливать свои нормы морали, которые могут расходиться с нормами морали Бога. Возвратимся к вопросу о правде и лжи. Нам изветсны такие формулировки лжи, как умолчание правды или недосказывание правды. И некоторые "праведные" христиане часто осуждают своих ближних за "святую ложь", пытаясь доказать, что это и есть нарушение заповеди Божьей. Но значит ли, что христианин должен выдавать абсолютно все, что он знает по любому первому требованию другого? Если христианин умолчит о чем-то, недоскажет, или обобщит некоторые факты, значит ли это, что он соврал, обманул, согрешил? Я считаю, что мы должны исполнять не БУКВУ закона, а ДУХ закона, и потому использовать принципы правды и лжи, которые отличаются от объявления точных фактов.

Что такое "правда"? В русской Библии слово "правда" часто стоит там, где в оригинале стоит "праведность". А праведность имеет совершенно иное значение, отличное от называния фактов. Праведность - это образ жизни, это отношение к ближнему.

Что такое "ложь", "обман"? Приведу еще одну иллюстрацию: Матрос во время дежурства был пьян, и капитан отметил в вахтенном журнале этот факт. Матрос решил отомстить, и в свою очередь записал в вахтенный журнал: "Сегодня капитан был трезв". Он написал сущую правду, но так, что капитану здорово досталось, потому что в вахтенный журнал заносятся только чрезвычайные события, и если туда записали, что капитан в этот день был трезв, то напрашивался вывод, что все остальное время он был пьян. Итак, что такое ложь? Утаивание истинных фактов? искажение или извращение фактов? Упомянутый матрос ничего не исказил. По-человечески, он не обманул, не солгал, он сказал правду. А по Божьему?

Вспомните заповедь: "Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего". Эта заповедь не говорит: "Не обманывай" или "Не говори неправду". Она акцентирует внимание на ближнем и его благополучии. Это заповедь из раздела любви к ближнему.

Итак, что такое правда и что такое обман? Все то, что приносит вред моему ближнему - есть ложь. Все то, что приносит благо ближнему - есть правда. И это вовсе не зависит от полноты или правильности передачи фактов. Потому, когда врач говорит "ложь" пациенту о состоянии его здоровья, это может быть самой настоящей правдой в глазах Божьих. Когда укрывающий еврея от нацистов в годы Второй мировой войны говорил, что у него никто не скрывается, его слова были настоящей правдой в глазах Божьих. Потому что заповедь Божья гласит: спасай взятых на смерть.

Я мог бы привести еще примеры из Священного Писания, когда пророки и апостолы говорили "ложь" или скрывали "правду". Я даже могу привести примеры, когда сам Иисус Христос умалчивал "правду" от некоторых вопрошавших Его. И все это будет только лишь дополнительным свидетельством в пользу того, что правда и ложь определяются не соответствием сказанного фактам, а мотивами высказанного и результатами, последовавшими за сказанными словами.

Господь да даст Вам мудрость использовать свои слова так, чтобы они нас потом не осуждали, ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.

Благословений!

Василий Юнак

Читайте еще по теме "Закон, грех":

ПРАВДА И ЛОЖЬ ПРАВДА И ЛОЖЬ

Если вы исключите невозможное, то, что останется, и будет правдой, сколь бы невероятным оно ни казалось.
Артур Конан Доил
Захватывающая история редко бывает правдивой.
Сэмюэл Джонсон
Правда бывает удивительней вымысла, зато вымысел правдивее.
Фредерик Рафейэл
Правда - это то, что каждый из нас обязан рассказать полицейскому.
Бертран Рассел
Правда - самое ценное из того, что у нас есть; будем же расходовать ее бережно.
Марк Твен
Две ненавидящие друг друга правды способны родить тысячи видов лжи.
Владислав Гжегорчик
Какой смысл лгать, если того же результата можно добиться, тщательно дозируя правду?
У. Форстер
Правду всегда трудно сказать, ложь всегда легко слушать.
Сюзанна Броан
Иногда ради точности к правде добавляют мелкую ложь.
Войцех Бартошевский
Правда настолько горька, что служит обычно только приправой.
Владислав Гжещик
Если приходится выбирать между неправдой и грубостью, выбери грубость; но если приходится выбирать между неправдой и жестокостью, выбери неправду.
Мария Эбнер-Эшенбах
Не будь снобом. Никогда не лги, если правда лучше оплачивается.
Станислав Ежи Лец
Полправды - целая ложь. Уши людей недоверчивее, чем их глаза.
Геродот
Трудно поверить, что человек говорит тебе правду, если знаешь, что ты сам на его месте солгал бы.
Генри Луис Менкен
Каждый дурак может говорить правду, но нужно кое-что иметь в голове, чтобы толково солгать.
Сэмюэл Батлер
По свету ходит чудовищное количество лживых домыслов, а самое страшное, что половина из них - чистая правда.
Уинстон Черчилль
Если истина многогранна, то ложь многоголоса.
Уинстон Черчилль
Правда путешествует без виз.
Фредерик Жолио-Кюри
Ложь обойдет полсвета прежде, чем правда успеет надеть башмаки.
Английская пословица
Все больше истин прикидываются ложью, чтобы привлечь слушателей.
Веслав Брудзиньский
Часто бывает, что человек, который ни разу в жизни не соврал, берется судить о том, что правда, а что ложь.
Марк Твен
Женщины с легкостью лгут, говоря о своих чувствах, а мужчины с еще большей легкостью говорят правду.
Жан Лабрюйер
Еще никому не удавалось побить ложь оружием правды. Побороть ложь можно только еще большей ложью.
Станислав Ежи Лец
Между правдой и ложью есть место для чего-то более человеческого.
Доминик Опольский
(см. ЛОЖЬ И ЛЖЕЦЫ)

(Источник: «Большая книга афоризмов.» Душенко К. В. Изд. 5-е, исправленное. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.)


. Академик . 2011 .

Смотреть что такое "ПРАВДА И ЛОЖЬ" в других словарях:

    Худая харя зеркала не любит. Кривая рожа от зеркала отворачивается. Не ищи правды в других, коли ее в тебе нет. Коли чихнул, так правда. Чох на правду (поверье). Какова резва не будь ложь, а от правды не уйдет. Грех (или: Неправда) выйдет наружу …

    правда / истина - ложь / фальшь - ангельская ложь безгрешный грех безгрешный грешник бессовестная честность бесчестье в чести … Словарь оксюморонов русского языка

    Ложь бывает четырех видов: ложь, наглая ложь, статистика и цитирование. Не следует беззастенчиво лгать; но иногда необходима уклончивость. Маргарет Тэтчер Верь только половине того, что видишь, и ничему из того, что слышишь. Английская пословица… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Правда есть, так правда и будет. См. ПРАВДА НЕПРАВДА ЛОЖЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Правда прямо идет, а ни обойти ее, ни объехать. См. ПРАВДА НЕПРАВДА ЛОЖЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Правда прямо идет, а с нею не разминешься. См. ПРАВДА НЕПРАВДА ЛОЖЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Правда Фаддея: горбат, да дело бат. См. ПРАВДА НЕПРАВДА ЛОЖЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Правда, что шило в мешке не утаишь. См. ПРАВДА НЕПРАВДА ЛОЖЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    ПРАВДА - понятие, близкое по значению понятию истина, но в русской философии оно служит также выражению дополнительного смысла, связанного с указанием, с одной стороны, на подлинную вселенскую истину, а с другой с указанием на предельную личную… … Современный философский словарь

    Воспитание * Величие * Гений * Здравый смысл * Идеал * Манеры * Мнение * Мораль * Помощь * Поступок * Привычка * Репутация * Совет * Тайна * Талант * Характер … Сводная энциклопедия афоризмов