В какую семью попала аксинья. Шолоховская весна. Отношение героини к революционным событиям


24 мая для жителей Верхнего Дона - день особый: 106 лет назад в степном хуторе Кружилине, приписанном к станице Вёшенской, в семье Александра Михайловича Шолохова, приказчика купца Парамонова, родился мальчик. Окрестили его по святцам Михаилом.

Сегодня хутор Кружилинский известен всему миру как родина великого русского писателя, лауреата Нобелевской премии, автора романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Они сражались за Родину», повести «Путь-дороженька», сборников рассказов «Донские рассказы» и «Лазоревая степь», рассказов «Судьба человека» и «Наука ненависти» Михаила Александровича Шолохова.

Более 35 тысяч человек собрал Всероссийский литературно-фольклорный праздник «Шолоховская весна-2011», который проходил с 27 по 29 мая на родине писателя.

Роман "Тихий Дон" прочитала раз 5-6,все 4 книги.Причем дозрела до него только после выхода на пенсию.Это-великое произведение великого автора! Потом купила аудиокнигу,где чтение диктора сопровождается настоящим казачьим пением.Слушаю в транспорте.Я-человек очень далекий от казачества,но этот роман стал моей настольной книгой.Глубина и талант Шолохова-всеобьемлющи.Поражаешься, как точно и как тонко изображает автор характеры своих героев.

В книгах Шолохова мы находим ответы на главные вопросы, учимся понимать общечеловеческие ценности. В этом и есть секрет вечной молодости и жизненности произведений писателя.

Этот памятник главным героям "Тихого Дона" Аксинье и Григорию установлен на берегу Дона у станицы Вёшенская:

Попыталась проанализировать жизнь Аксиньи,такую короткую и трагичную:

Аксинья Астахова-история болезни

Дата рождения примерно 1892 г.

    В 16 лет перенесла сильную психологическую травму-её изнасиловал собственный отец.Осенью в степи,где они пахали,верст за 8 от хутора Дубровского,где она тогда жила с родителями и братом.Потом она стала свидетельницей, брат и мать до смерти избили отца,который на её глазах скончался.Это произошло примерно осенью 1908 года.

    Через год,когда она вышла замуж за Степана,ей было 17 лет,на второй же день после свадьбы подверглась жестокому избиению со стороны мужа(за то,что была не девушкой)-удары в живот,в спину,в грудь.Свадьба прошла в осенний мясоед,т.е.поздняя осень,предзимье-1909 года

    Через полтора года после выхода замуж,т.е Аксинье было 18 с половиной лет,родила ребенка с помощью повитухи.Роды были не очень тяжелые.Схватки начались утром,а где -то после полудня уже родила.Но опять была психологическая травма-за час до рождения ребенка скончалась её свекровь,которая долго болела.Произошло это весной 1911 года

    Потеряла ребенка,который не дожил и до года.Аксинье не было еще и 20 лет. т.е.в конце 1911 года или в самом начале 1912 года,скорее всего зимой.

    Опять подверглась жестокому избиению со стороны Степана после его возвращения из майских лагерей(ежегодные военные сборы) в 1912 году.Причиной стала -ревность Степана,притом обоснованная т.к.Аксинья в открытую изменяла ему с соседским парнем Григорием,пока Степан был на сборах. Побои были страшные-кулаком в голову,кованым сапогом в живот,спину, по лицу.В романе говорится,что легко отделалась Аксинья,Степан мог и убить или изувечить на всю жизнь,так как сила в нем была немереная.Расплескал злобу в драке с Петром.

    После этого дня истязания мужа стали ежедневными-он унижал Аксинью и морально и физически-почти по-садистски закручивал кожу на ее груди,щипал,бил,зажимая ей рот.Вся грудь была у нее в вишнево-синих кровоподтеках.

    Беременность и роды. В июле 1913 года Аксиья родила девочку от Григория.Схватки начались в поле на уборке ячменя,Григорий не успел довезти ее до имения Листницких,где они тогда жили и были наемными работниками.Родила Аксинья без чьей либо помощи, на днище непокрытой повозки,во время бешеной езды по тряской дороге.Пуповину ребенку перегрыз и завязал лоскутком от собственной рубахи Григорий.Ребенок родился крепким.Аксинья быстро оправилсь после родов.Девочку назвали Таней.

    В сентябре 1914 года девочка заболела тяжелой формой скарлатины и через несколько дней умерла на руках у обезумевшей от горя Аксиньи.Григорий был призван на службу 26 декабря 1913 года,а летом 1914 года началась Первая мировая война,он воевал на фронте.аксинья жила сдочкой все это время,а когда Танечка умерла, осталась совсем одна в чужом поместье.

    После этой трагедии у Аксиньи больше не было детей,она не беременела.

    В ноябре этого же 1914 года в Ягодное неожиданно возвращается Григорий,на короткий отпуск после ранения в глаз.От конюха Сашки узнает,что Аксинья изменила ему с молодым паном Евгением Листницким.Григорий бьет ее кнутом по лицу,кинув оскорбительное слово,покидает ее и Ягодное,возвращается в семью,к родителям,где жила и его законная жена Наталья

    С этого дня по август 1918 года Аксинья жила в Ягодном уже без Григория.Когда появлялся Листницкий,жила с ним.Ее поставили горничной,тяжелую работу она уже не выполняла,поправилась,еще больше похорошела,но истинного счастья у нее не было.О ее болезнях в это время ничего не пишется.Она как-то оторвалась от деревенской жизни.Когда Листницкий привез молодую жену,смысла оставаться в Ягодном у нее не осталось,да пан сам ей прямо намекнул,что в ней уже не нуждается.

    И когда,вернувшийся с плена Степан,позвал ее обратно,Аксинья не долго раздумывала.Вернулась снова в Татарское,произошло это где-то в августе 1918 года.

    Жили они тихо,незаметно,подробностей в романе нет вплоть до начала Вешенского восстания в феврале-марте 1919 года.

    Красные пришли в Татарский 8 января 1919года.Начались репрессии,перегибы со стороны красных.Назревало восстание казаков.В конце февраля в Татарском и во многих других хуторах были сформированы конные и пешие сотни.Начались ожесточенные столкновения между казаками и красными по всему Верхнему Дону. В марте 1919 года погибает Петр Мелехов,брат Григория.Григорий на стороне казаков-повстанцев.

    После 4х с половиной лет разрыва Аксинья и Григорий впервые встретились только после начала восстания,когда Григорий вместе с Христоней и Аникушкой пришли в курень Астаховых к Степану,чтобы записать его в сотню,он наотрез отказывался воевать,но его заставили.Григорий мельком взглянул на испуганную Аксинью.Это было в конце февраля 1919 года.В середине апреля 1919 года Аксинья случайно встречает Григория на берегу Дона(им примерно по 26-27 лет уже).Он приехал из части,которая стояла по Чиру,на несколько дней на весеннюю пахоту и посев хлебов.Они встретились на том же месте, у Дона,где у них начиналась когда-то любовь.Вспыхнувшая с новой силой страсть уже будет с ними до конца,до самой смерти Аксиньи.

    К декабрю 1919 года белоказачья армия покатилась на юг под ударами красных.На Дону царили паника и разброд.Началось отступление.Григорий провалялся дома с тифом,как только немного оправился и окреп,решил тронуться в отступление вместе со всеми,чтобы найти свой полк.Решил взять с собой и Аксинью.К этому времени его жена Наталья умерла.Выехали в середине декабря.По дороге заболела тифом.У Аксиньи все началось с сильной головной боли,тошноты,упадка сил.Она жаловалась на озноб и головокружение,сильно потела во сне.У нее был горячий румянец и подозрительный блеск в глазах.Болела она несколько дней,пока совсем не обессилела.Они ехали несколько дней,ночевали в попутных деревнях.Они сильно овшивели.Начался сильный жар.Ее мучила жажда.На третьи или четвертые сутки Аксинье стало совсем плохо,она была у же в полузабытье.Она уже не могла встать с саней.Ее под руку ввели в очередной дом в Ново-Михайловском к случайным хозяевам.Глаза стали затуманенные,щеки были холодны,как лед,а лоб пылал,на висках проступила испарина.К вечеру этого дня Аксинья потеряла сознание.Перед этим попросила пить,только очень холодной,снеговой.Григорий с трудом уговорил хозяина квартиры оставить у себя больную.Было это в конце декабря 1919 года.А сам с Прохором и с другими беженцами вынужден был двигаться дальше на юг.Доехали они до Новороссийска до самого Черного моря.

    Аксинья болела долго,смогла встать на ноги только весной 1920года. У нее была надежда,что Григорий заберет ее,но узнав,что война не кончилась,что многие казаки подались в Крым,а те,которые остались,пошли в Красную армию и на рудники,она решила идти домой.Добиралась долго-около двух недель.Добралась в Татарское к конце марта 1920 года.Она сильно исхудала,у нее выпали волосы,продолжалась слабость.Но постепенно впряглась в хозяйство -работа в поле,посев,ремонт запущенного дома и т.д.Ведь мужчин не было,помогать некому.

    Григорий вернулся только в ноябре.На хуторе советская власть.А Григорий служил у белых.Дома уже нет матери,отца.Сестра Дуняша вышла замуж за Михаила Кошевого.Он живет в его отчем доме.Встреча холодная.Они когда-то были друзьями, а теперь-классовые враги.Он вместе с детьми перешел жить к Аксинье.Но прожили они вместе меньше недели.Над Григорием нависла опасность ареста.,чего он боялся больше смерти.Он скрылся из Татарского.

    Появился снова в хуторе с целью забрать Аксинью через полгода в короткую июльскую ночь.Оставив спящих детей на попечение Дуняше,в ту же ночь бежали.

    Смерть Аксиньи.На следующую ночь они наткнулись на патруль и пуля сразила Аксинью.Пуля вошла Аксинье в левую лопатку,раздробила кость и наискось вышла под правой ключицей.Кровь хлестала из-под ключицы-перебит сосуд.Кровь текла из полуоткрытого рта,клокотала и булькала в горле.Дыхание-свистящее,захлебывающееся-в идимо,задето легкое.Умерла на руках Григория незадолго до рассвета,не приходя в сознание.Григорий похоронил ее в яру в2 км от того хутора,где ее ранили,название не дается.Единственный ориентир-река Чир.На могиле ни креста,ни камня.Аксинья погибла в июле 1921 года т.е. примерно 29 лет от роду.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Аксинья Астахова прожила совсем короткую жизнь-29лет.Погибла трагически.В жизни перенесла много испытаний,душевных потрясений,психических и физических травм.Рожала дважды, девочки.Обеих потеряла в младенчестве.Не смотря ни на что была довольно сильной,крепкой женщиной.Если бы не трагедия,могла бы еще прожить долго.

Образ Аксиньи

Особым обаянием наделил автор романа Аксинью. Ей присущи и внешняя, и внутренняя красота. Она упорно борется за свое счастье, рано испытав всю горечь женской доли, смело и открыто восстает против рабского, приниженного положения женщины, против патриархальной морали. В страстной любви Аксиньи к Григорию выражен решительный протест против загубленной молодости, против истязаний и деспотизма отца и нелюбимого мужа. Борьба ее за Григория, за счастье с ним - это борьба за утверждение своих человеческих прав. Мятежная и непокорная, с гордо поднятой головой, шла она против предрассудков, лицемерия и фальши, отвоевывая свое счастье с любимым человеком, вызывая злые толки и пересуды.

Аксинья необыкновенно красива. Вот как описывает ее Шолохов: «…Ветер трепал на Аксинье юбку, перебирал на смуглой шее мелкие пушистые завитки. На тяжелом узле волос пламенела расшитая цветным шелком шлычка, розовая рубаха, заправленная в юбку, не морщинясь, охватывала круглую спину и налитые плечи…» У героини красивая и гордая походка: даже ведра с водой она носит по-особому - очень величаво и грациозно.

Автор ничего не утаивает из жизни Аксиньи: ни то, что ее, шестнадцатилетнюю, изнасиловал пьяный отец, ни того, что потом бил муж. Молодость ее была поругана надругательством отца и истязаниями мужа. Любовь для героини - это своеобразный выход из беспросветного прошлого, вот почему она вся отдается своему чувству: «С лугового покоса переродилась Аксинья. Будто кто отметину сделал на ее лице, тавро выжег. Бабы при встрече с ней ехидно ощерялись, качали головами вслед, девки завидовали, а она гордо высоко несла свою счастливую, но срамную голову».

Аксинья чувственно и страстно любит Григория. Отношения между ними описываются очень сурово: «Он упорно, бугаиной настойчивостью ее обхаживал. И это-то упорство и было страшно Аксинье». Она своенравна и безоглядна в своей страсти и так любит Григория, что готова на все, даже на убийство мужа. Григорий начинает: «Надумал я, давай с тобой прикончим…» Аксинья додумывает про себя страшные слова: «…прикончим Степана, - но «он досадливо облизнул губы…» - и добавляет «прикончим эту историю. А?»

И Григорий любит Аксинью. «На губах Григория остается волнующий запах ее губ, пахнущих то ли зимним ветром, то ли далеким, неуловимым запахом степного, вспрыснутого майским дождем сена…». Это описание передает свежесть, здоровье, чистоту героини. Но писатель также подчеркивает ее «порочную и манящую красоту», ее губы «бесстыдно жадные, пухловатые», глаза вспыхивающие «балованным отчаянным огоньком» и улыбку.

Когда Аксинья узнает о решении Мелехова уйти из хутора и жить вместе с ней, «на губах ее, скрытая от глаз Григория, дрожала радостная, налитая сбывшимся счастьем улыбка». Она была безумно счастлива. В ее улыбке отражаются самые противоречивые чувства. Так, например, давняя боль и тоска, удивление и нежность отразились в улыбке Аксиньи, когда она после долгой разлуки встретила Григория на берегу Дона, у пристани: «Она улыбнулась такой жалкой, растерянной улыбкой, так не приставшей ее гордому лицу, что у Григория жалостью и любовью дрогнуло сердце…»

Одним из постоянных определений человеческой сущности Аксиньи, ее борьбы за счастье становится в романе эпитет «гордая». У Аксиньи «гордое» лицо, презирая хуторские сплетни, она «гордо и высоко несла свою счастливую, но срамную голову». После ссоры с Мелеховыми она не здоровается с ними, «с сатанинской гордостью, раздувая ноздри, проходила мимо». Неоднократно повторенное определение «гордая» служит для выделения одной из самых существенных черт характера Аксиньи. Аксинья гордится не только своей яркой, волнующей красотой. Гордость ее выражает постоянную готовность отстаивать свое человеческое достоинство, показывает жизненную стойкость, силу и благородство характера.

Тяжкие жизненные испытания не сломали Аксинью, а наоборот, раскрыли в ней все самое лучшее. Если в начале романа она могла под влиянием минутного настроения изменить Григорию с Листницким, оскорбить Наталью, накричать на Пантелея Прокофьевича, то в последнем томе она изменяется, проявляет любовь и понимание по отношению к другим людям. Новое чувство возникает у Аксиньи по отношению к нелюбимому мужу Степану - она начинает понимать его и жалеть по-своему. Меняется и отношение к Наталье: в последнем разговоре, когда Наталья приходит узнать, действительно ли Аксинья снова «завладала» Григорием, Аксинья уже не глумится над Натальей, как раньше, а здраво, почти как Ильинична, рассуждает: «Знаешь что? Давай об нем больше не гутарить. Жив будет... вернется - сам выберет». Аксинья любит детей Григория со всей полнотой материнских чувств («Они сами, Гриша, стали звать меня матерью, не подумай, что я их учила»). Не случайно Ильинична, так непримиримо раньше относившаяся к отношениям Григория с Аксиньей, как говорит Дуняшка, «прилюбила Аксинью в последнее время».

Как только в Аксинье пробуждается материнские чувства, все порочное и вызывающее в ней исчезает, и это сказывается на отношении ее к миру и другим людям. Так, Аксинья заботится о деде Сашке так же трогательно, как в свое время это делала Наталья по отношению к деду Гришаке. Однако Аксинье придется еще долго изживать своеволие, пока она, наконец, не откажется от желания завладеть Григорием любой ценой и не искупит, хотя бы частично, свой грех перед Натальей, заменив мать детям Григория.

Аксинья не может солгать, извернуться, обмануть. Лицемерие ей противно. Когда Наталья пришла к ней поговорить о Григории, который по слухам встречался с соседкой, Аксинья пытается отклониться от ответа. Но достаточно было Наталье упрекнуть ее, как Астахова, вспыхнув, гордо и резко подтверждает предположения обманутой жены.

Правдивость и прямота - в ее характере. Вот, например, сидят за одним столом Григорий и Степан. Когда Аксинья увидела их вместе, в глазах ее «плеснулся ужас». Муж с ненавистью и тоской предлагает ей выпить за долгую разлуку. Он хорошо знал, ради кого пришел к ним этот человек. Аксинья отказывается:

«- Ты же знаешь…

Я зараз все знаю… Ну, не за разлуку! За здоровье дорого гостя, Григория Пантелеевича.

За его здоровье выпью! - звонко сказал Аксинья и выпила стакан залпом».

И в этом порыве вся главная героиня, свободно и бесстрашно выражающая свои чувства. Если Наталья опускала голову под ударом судьбы, укоряла себя за то, что не могла изменить ход событий, то Аксинья встречала опасность с высоко поднятой головой, вступала в борьбу за счастье.

Аксинья доказала всей своей жизнью любовь и верность Григорию: «И о чем бы ни думала, что бы ни делала, всегда неизменно, неотрывно в думках своих была около Григория. Так ходит по кругу в Чигире слепая лошадь, вращая вокруг оси поливальное колесо...»

Ничего в мире не хотела видеть Аксинья кроме своего любимого, из-за него жила всегда в страшном напряжении и волнении, никогда не задумываясь над тем, на чьей стороне он воевал. По-первому его зову могла расстаться с чем и кем угодно, лишь бы быть рядом с ним. И в последний раз, когда он ночью пришел за ней, она без колебаний и даже с радостью собралась и пошла, сама не зная куда. На вопрос Григория: «Ну? Едешь? - она отвечает: «А как бы ты думал?... Сладко мне одной? Поеду, Гришенька, родненький мой! Пеши пойду, поползу следом за тобой, а одна больше не останусь! Нет мне без тебя жизни... Лучше убей, но не бросай опять!» Видя ее опухшие от слез, но сияющие счастьем глаза, Григорий, усмехаясь, подумал: «Собралась и пошла, как-будто в гости... Ничего ее не страшит, вот молодец баба...»

Но и эта, последняя, попытка Аксиньи наконец-то обрести счастье обернулась для нее гибелью. Вдали от хутора нашла она свое пристанище.

Образ Аксиньи построен на развитии мотива огня и жара, на мотиве особой жизнестойкости героини и её даре «вчувствования» в природу.

Мотив огня и жара впервые возникает в портрете героини на покосе, затем обретает роль символа необоримости любви-страсти. Запретная любовь оставляет отпечаток на гордом лице Аксиньи (на нём словно тавро выжжено ), а «бесстыдное полымя » любовной страсти проявляет себя мощно и агрессивно в столкновении с Пантелеем Прокофьевичем, и в разлуке с Григорием «в глазах, присыпанных пеплом страха, чуть приметно тлел уголёк , оставшийся от зажжённого Гришкой пожара ».

«Огненные» образы становятся знаком истинности и исключительности чувства Аксиньи, они непременно присутствуют в сценах и авторских описаниях, связанных с Аксиньей и Григорием. И даже в момент признания Григория в нелюбви к жене присутствие Аксиньи обозначено «мерцающей кумачной крапинкой костра» в степи, «крапинкой», из которой вновь разгорается пламя: во время свидания в зимнем лесу горят стыдом и радостью Аксиньины щёки, а глаза вспыхивают «балованным отчаянным огоньком », а потом «вся в огне и дрожи» она ждёт известия от Григория, и даже боль, вызванная беременностью, боль до огненных брызг, не оставляет сомнений в том, что носит Аксинья ребёнка Григория, в её материнской любви - отсвет пламенной любви к Григорию: Аксинья и к дочери прикипала жгучим чувством.

Встреча Григория и Аксиньи в Ягодном пронизана антитезными мотивами холода и огня: Григория бьёт озноб , а руки пламенно горячи ; на красных губах Аксиньи - замёрзшая улыбка. И завершается сцена пейзажной зарисовкой, которая параллельна состоянию Аксиньи, понимающей неизбежность разлуки как расплаты за измену тому чувству, что связало её с Григорием. А мотив огня получает, казалось бы, завершение в мыслях Григория об Аксинье: «Губительная, огневая красота её не принадлежала ему». Эта красота подчёркнута вновь автором и в сцене расставания Листницкого с Аксиньей: уходя, он видит в жёлтом проёме покинутую любовницу - она смотрит на огонь и улыбается. И Степан, вернувшийся на хутор, тоскуя, долго смотрит на текучее стремя Дона, на огнистый след месяца на донской воде, и приходит решение вернуть огневую Аксинью, начать жизнь заново.

Мотив жара и огня получает продолжение в сцене случайной встречи Аксиньи и Григория на берегу Дона, «по-новому завернувшей» их жизнь и достигает кульминации в описании трёх «полыхающих жаром» дней в Вёшенской.

Параллельно с развитием этого мотива есть и другие природные зарисовки, созвучные ощущениям и переживаниям шолоховской героини (символический образ «жёлтой стыни», «солнечный» знак на щеке Аксиньи в сцене в подсолнухах, развёрнутые сравнения с вытоптанными колосьями и снежной лавиной, пейзажи периода жизни Аксиньи в Ягодном и другие), а открывшееся Аксинье «сокровенное звучание» леса в эпизоде с ландышем не случайно. Удивительно тонко выписанная картина природы поражает многозвучием, многопредметностью и детальностью, стереоскопичностью авторского взгляда, подчёркивает природность шолоховской героини, а мотивы печали, томительного ожидания, быстротечности жизни и неудовлетворённости желаний распахивают горизонты смысла конкретного эпизода.

Смерть Натальи, отступление вместе с Григорием, тяжёлая болезнь и возвращение в родной хутор, привязанность к детям Григория - всё это изменило Аксинью, в её глазах увидел вернувшийся домой Григорий не огонёк горячечной страсти, а преданность и сияние . Способность Аксиньи ценить свою семейную жизнь восхищает автора. «В сущности, человеку надо очень немного, чтобы он был счастлив. Аксинья, во всяком случае, была счастлива в этот вечер», - формулирует он главную мысль своего масштабного повествования.

И последний день Аксиньи отмечен сиянием её глаз. Аксинья наслаждается прелестью летнего утра, её настроение удивительно созвучно окружающему миру, и она вновь готова идти за своим счастьем, идти бездорожно , твёрдо веря: «Найдём и мы свою долю!». И вся сцена приобретает двуплановость: в одной плоскости - вера Аксиньи в возможность обретения «полновесного счастья», в другой - трезвый авторский взгляд, обозначенный словами: «Снова призрачным счастьем манила её неизвестность», «мир казался ей ликующим и светлым», ретроспективой и символическим образом венка с цветами шиповника.

Ночной пейзаж, наполненный тревогой и знаками надвигающейся беды, пронзает огненная вспышка, несущая смерть «огневой» Аксинье. Мотив огня и жара получает своё завершение: дневной свет теряет силу, потому что исчезновение символа «Аксинья - огонь, жар», влияет на солнце: оно становится чёрным, а исчезновение параллели последних эпизодов «Аксинья - свет», делает чёрным не только солнце, но и небо. Жизнь Григория без Аксиньи уподобляется чёрной, выжженной палами степи.

Образ этой героини изумителен в своем драматизме, прямоте и страстности чувства. Именно страстность, мощная, почти звериная эротическая, жизненная энергетика объединяет Григория с Аксиньей - прежде всего на глубинно-натуральном уровне темперамента. Это два великолепных природных экземпляра казака и казачки, причем с ярко выраженным обратным и оттого особенно притягательным половым знаком: он - воплощение мужественности (диковатая красота черных горящих глаз, густых разлетных бровей, коршунячьего носа, упругого сильного тела с густо поросшей шерстью грудью...), она - женственности, магнетической притягательной прелести. Не тепл, а горяч Григорий во всем: в типе эмоциональности, в порывистых реакциях, в неистовых вспышках гнева, в боевой лихости, в любви («Черт бешеный! ... истованный черкесюка» - брат Петро о нем). Аксинью тоже сопровождает образ жара, огня («жгла его полымем черных глаз»), эротической неистовости («А и люта же, братцы, баба! На Степке-то рубаху хоть выжми... Прикипела к лопаткам! - Выездила она его, в мылу весь...»). При всей огневой доминанте ее эротической натуры не чужда ей и такая податливая, ласковая, преимущественно женская стихия, как вода, влага («влажные черные глаза», «В глазах Аксиньи, увлажненных и сияющих...» - тут, к концу романа, появляется еще и свет).

Аксинья естественна, не зажата и моментами даже бесстыдна в своих желаниях, в проявлениях своей чувственной природности - это неотразимо и зажигает мужчин. Казалось бы, в определенной женской типологии Аксинья походит на Дарью: сильной чувственностью, некоторой причастностью к эротическим безднам, даже конкретными чертами облика, подчеркиваемыми Шолоховым, - жаром глаз и рта, «порочно-жадными» губами, покачивающейся в бедрах походкой. Обеих писатель лишает материнства (в самом начале «Тихого Дона» мелькает Дарья, поющая колыбельную младенцу, который потом бесследно исчезает, надо думать, помирает, как умирает, «не дожив до года», ребенок Аксиньи от Степана, а скарлатина в том же младенчестве уносит дочь ее и Григория), по-разному делая ударение на их выдающихся качествах женщин-любовниц по преимуществу. И тем не менее главное и определяющее разводит их: Дарья живет в безличной стихии эроса, являя собой своеобразную казачью гетеру, с равной жаркой благосклонностью реагируя на попадающихся ей на пути мужчин; Аксинья - при том, что она зажигающе-страстна и со Степаном, и с Листницким, - прежде всего отмечена индивидуальным избранием единственной, абсолютной любви.

Эта любовь Аксиньи и Григория рисуется в романе в скупой чреде нескольких ее взлетов: первое схождение, когда Степан уехал в лагеря, потом уход Григория от Натальи и совместная жизнь с Аксиньей в Ягодном, разрыв и только через четыре года новая встреча у Дона, примирение, одна ночь любви, затем трое суток в Вешенской, совместное отступление, когда сбылась мечта Аксиньи уехать с любимым, быть вместе, но уже ни одной, даже самой целомудренной, сцены эротической любви, а вступают в свои права дорожные лишения, грязь, вши, тиф, и, наконец, короткий тревожный период их любви после возвращения Григория из армии Буденного и в финале новый побег и смерть героини.

Интересно, что Аксинья в любви (не считая, может быть, первого ее периода, когда ее с «бугаиной настойчивостью» добивался и добился молодой Гришка Мелехов) как бы первична - увлекает, зажигает, раздувает огонь страсти. Особенно это становится очевидным ко второй половине романа, когда ее возлюбленный прошел через такие ужасы, душевное опустошение, взвалил на себя такие тяжкие грехи, каких не знает Аксинья. Через несколько лет после катастрофы их отношений они снова встречаются у Дона, их «многолетнее» чувство вспыхивает с новой силой, но кличет Григория сама Аксинья, и уходят они вдвоем на ночь «в степь, манившую безмолвием, темнотой, пьяными запахами молодой травы», - тут их любовной стихии словно тесна горница, нужна сама природа... Но что думает Григорий на следующий день, уезжая в дивизию? «Ну вот, опять по-новому завернулась жизня, а на сердце все так же холодновато и пусто... Видно, и Аксютка зараз уже не сумеет заслонить эту пустоту».

А при новой встрече в Вешенской это она «обвилась диким хмелем», «осыпая короткими поцелуями нос, лоб, глаза, губы» Григория, неотрывно гладила его, говорила «несказанно-ласковое, милое, бабье, глупое», «у нее на щеках все сильнее проступал полышущий жаром румянец, и словно синим дымком заволакивались зрачки», - Шолохов выразительно рисует именно ее проявления чувств, ее, истинной носительницы зажигающего эроса, увлекающей любимого в мощный выплеск страсти, оргию чувства и чувственности. На руинах жиз-ни, в постоянной угрозе навеки потерять любимого, горит огонь ее безоглядного и абсолютного эроса. Мощный контраст создает писатель в этой сцене: красные наступают на пятки, вокруг паника, суматоха, бегство, безумие, светопреставление,а они - на якоре своей любви, на жгучем острове страсти, где нет никого и ничего, кроме них двоих. И когда на третьи сутки Григорий выныривает из этого сладкого, одуряющего омута, решая съездить в Татарское, «разузнать, где семья», Аксинья в полной мере обнаруживает свои претензии на абсолют: или только она у него и с ним или... «Езжай! Но ко мне больше не являйся! Не приму. Не хочу я так!.. Не хочу!»

В финале «Тихого Дона» это требование и жажда абсолюта, которые обнаруживают глубины любви, еще раз прямо высказываются Аксиньей: «Везде пойду за тобой, хоть на смерть!». Кстати, только такая абсолютно любящая женщина смогла наиболее точно определить положение Григория в тисках судьбы и лихого времени: «Никакой он не бандит, твой отец, - объясняет она Мишатке. - Он так... несчастный человек». И эту почти формулу Мелехова писатель недаром припас читателю к самому концу, к итогу романа. Но тот же финал «Тихого Дона» гениально обнажает всю иллюзию обретения такого абсолюта в условиях земной любви и смертных земных обстоятельств. «Снова призрачным счастьем манила ее неизвестность» - Аксинья переживает взлет радости, но сколь кратким оказался этот миг! На полянке, пока спит Григорий, Аксинья то обрывает «губами фиолетовые лепестки пахучей медвянки», то нарывает «большую охапку» «душистых пестрых цветов» и плетет из них «нарядный и красивый» венок, воткнув в него еще «несколько розовых цветков шиповника». На последнее прощанье с героиней Шолохов щедро и тонко, предвосхищающе ведет мотив цветов, так таинственно близко стоящих и к высшей красоте видимого физического мира, и к его пахучести, но и к быстротечности явлений этого мира, да и к человеческому гробу и могиле, всегда усыпаемым теми же цветами.

Представляя Аксинью своего рода эталоном «любовной красоты» казачки, читатели (а вслед за ними и некоторые исследователи) чаще всего сравнивают её с языческими богинями (Афродитой, Венерой, Астартой и так далее). Действительно, в любви Аксинья в чём-то сродни языческим богиням. Яростная коловерть её страстей буквально завораживает, ослепляет, уводя на второй план, в так называемый внутренний сюжет, иные романные образы казачек.

В самом деле, Шолохов мастерски использует почти весь арсенал средств, которым пользовались языческие богини и их жрицы в любовной практике. Сцены встреч Аксиньи с Григорием почти всегда сопровождаются «природными стихиями». Шолохов постоянно обновляет накал страстей между ними, то разлучая, то вновь сводя их. Трудно вспомнить цветы, которых бы автор не бросал на алтарь любовных чувств Аксиньи. И постоянно смущает подтекст: если это ландыши, то уже отцветающие, если листья, то «прошлогодние», тронутые тлением, гниющие, если красота, то «губительная», если любовь, то «маняще-порочная». И уже не случайным представляется в самом начале романа предупреждение: «Не лазоревым алым цветом, а собачьей бесилой, дурнопьяном придорожным цветёт поздняя бабья любовь». Перекличка с иной (не христианско-православной) культурой здесь явная: афродизиаки широко использовались служительницами языческих храмов в практике приобщения мужчин к божественным ценностям. Не хуже «цветов Афродиты» возбуждали Григория «порочно-зазывающий взгляд» Аксиньи, её «порочно-жадные красные губы», «припухшие, слегка вывернутые, жадные», «зовущие, слегка вывороченные, порочно-красные».

Постоянно подчёркивает Шолохов «исступлённость», «неистовство», «бесстыдство» чувств этой героини. Вот Аксинья, провожая мужа на службу, «держась за стремя, снизу вверх, любовно и жадно, по-собачьи заглядывала ему в глаза». Проводив Степана, уже с Григорием «неистовствовала в поздней горькой своей любви». При этом «так необычайна и явна была сумасшедшая их связь, так исступлённо горели они одним бесстыдным полымем», что смотреть на них «было срамно».

Мир в сознании Аксиньи излишне четко делится на «мое» и «чужое». И она постоянно это деление подчеркивает. В той или иной мере каждый человек и социальная группа делит мир на «своих» и «чужих». Объем каждой из этих групп определяет взгляд на мир: чем больше «своих», тем дружелюбнее мир. И наоборот. У Аксиньи «свой» - один, весь остальной мир враждебен: «Кроме Гришки нету у меня мужа. Никого нету во всем свете»; «У тебя хоть дети, а он у меня один на всем белом свете». Потому так яростно и защищает Аксинья «свое»: мой, им владею, не отдам, не лезь.

Цель Аксиньи: искусить - завладеть - беречь, не отдавать: «Одно она решила накрепко: Гришку отнять у всех, залить любовью, владеть и как раньше». Но любовь перерождает и ее. В ее речи появляются слова жалости и ласки: она сулит Григорию любить его и жалеть («Гриша, дружечка моя… родимый… давай уйдем. Кохать тебя буду, жалеть»), жалеет осиротевших Натальиных детей (« Только детишек жалко, а об себе я и «ох» не скажу»,

«… Скучали, спрашивали - где батя? Я с ними по - всячески, все больше лаской»); «… А Михаил ничего с ними обходился, ласково. И Григорий, вспоминая Аксинью, представляет ее такой: «Вот она поворачивает голову, озорно и любовно, из-под низу разит взглядом огнисто-черных глаз, что-то несказанно-ласковое, горячее шепчут порочно-жадные красные губы…»

Через всю жизнь пронесла Аксинья любовь к Григорию, сила и глубина ее чувства выразилась в самоотверженности, в готовности следовать за любимым на самые тяжкие испытания. Во имя этого чувства она бросает мужа, хозяйство и уходит с Григорием батрачить к Листницким. Во время Гражданской войны она идет за Григорием на фронт, разделяя с ним все невзгоды походной жизни. И в последний раз по его зову она покидает хутор с надеждой найти вместе с ним свою «долю» на Кубани. Вся сипа характера Аксиньи выразилась в одном всеохватывающем чувстве - любви к Григорию.

Женские характеры, с большим мастерством раскрытые автором в данном произведении, сложны и многогранны. Михаил Александрович Шолохов, создавая «Тихий Дон» в переломные годы революции и гражданской войны, большое место уделяет женщине-казачке: ее нелегкому труду в поле и дома, ее горю, ее щедрому сердцу. В образах донских казачек - Аксиньи, Натальи, Ильиничны воплощены лучшие женские черты, своеобразно дополняющие некоторые качества главного героя Григория Мелехова.

Аксинью автор наделил противоречивым характером. Создавая ее образ, Шолохов ставил задачу показать ее «живой, со всеми ее поступками, оправданными и убедительными». Горячо любя Григория, Аксинья сходится с Листницким; не любя Степана и вопреки решению не встречаться с ним, Аксинья, возвращается к нему. Понять ее поступки можно, проследив за ее состоянием. Ее связи с Листницким предшествовало трагическое событие - смерть дочери. Аксинья «сильнее ощущала свое одиночество», «терзала ее невыплаканная тоска», «рос в горле крик, но слез не было», «хотела и не могла плакать». В ее сознании смешались сон и явь: «То ей казалось, что дочь ее спит рядом с ней, то слышала невнятный шепот: “Мама, пить”». И в это тяжелое время рядом с Аксиньей оказался Евгений. Аксинья немногословно объясняет Евгению причину своей связи с ним: «Меня нужда такой сделала. Измучилась я одна».

И именно нужда и одиночество вынуждают Аксинью, вопреки «черной гордости» и беззаветной любви к Григорию, вернуться к Степану, который «жизнь ее молодую затолочил», «сердце высушил». Несмотря на порочные с точки зрения морали поступки, читатель не может осуждать и презирать Аксинью, потому что они жизненно оправданы. Отношения Аксиньи с Листницким и Степаном не порочат ее, а подчеркивают красоту и глубину ее женской любви к Григорию.

Аксинья не святая и далека от идеала, но на протяжении многих десятилетий читатели не прекращают восхищаться ее любовью и силой характера. Автор многократно подчеркивает ее «порочную красоту», «порочно-зазывающий взгляд», «зовущие, порочно-раскрытые губы». Но в конце романа, после смерти Натальи, мы видим совсем другую Аксинью - цельную и мудрую. К ней тянется Дуняшка, ее право на сына признает Ильинична, дети Натальи называют ее мамой, и даже Степан стал с уважением относится к ее чувству к Григорию. Аксинья пронесла любовь к Григорию через всю свою трудную, исковерканную жизнь. Простая, неграмотная казачка, она обладала сложной, богатой душой. ...Жизнь без Григория, без любви была для Аксиньи невыносима, поэтому на призыв любимого ехать с ним она отвечает: «Гришенька, миленький, поползу...» Яркая, порывистая, самоотверженная Аксинья остается надолго в памяти читателей.

Аксинья, в отличие от Натальи, наделена даром сопереживания, такта и соучастия. Она замечает и понимает мельчайшие оттенки настроения Григория, живет жизнью любимого, он для нее - сама жизнь. «...Мир умирал для нее, когда Григорий отсутствовал, и возрождался заново, когда он был около нее», - отмечает Шолохов. Она увидела и поняла его душевную раздвоенность, когда он метался между красными и белыми, надеясь отыскать третью правду: «Она знала, о чем он думал, она сама страдала, видя, как ему тяжело. Она ни о чем не спрашивала. Пусть он решает сам». Когда Григорий мечется между ней и Натальей, воспитывавшей его детей, она с насмешкой советует ему завести гарем. Но когда Наталья умирает, Аксинья, чувствуя себя виноватой в ее смерти, ждет, пока Григорий заговорит с ней первым.

Наталья - добрая, трудолюбивая и красивая женщина. Но природа не наделила ее той силой чувств, которой обладала Аксинья. Пытаясь свыкнуться с семейной жизнью, навязанной родителями, Григорий говорит жене: «Чужая ты какая-то... Ты - как этот месяц: не холодишь и не греешь... И жалко тебя - кубыть, за эти деньги и сроднились, а нету на сердце ничего... Пусто...» Наталья по-своему любит Григория, но ее мир ограничен хозяйством, детьми и мужем. Воспитанная в патриархальной семье, она пришлась по нраву старикам Мелеховым. Но понять Григория она не смогла, да и не пыталась. Его мысли и интересы, стремления и метания были ей чужды и непонятны. Если Аксинья спокойно принимает все решения любимого, живет спокойной надеждой на то, что в будущем все может измениться, то Наталья способна сгоряча совершить непоправимое. В первый раз ее попытка свести счеты с жизнью оказалась неудачной, но она не оставила этого намерения.

Узнав, что Григорий продолжает ей изменять с Аксиньей, Наталья обвиняет мужа в распутстве и пьянстве: «...Напаскудил, обвиноватился, а теперь все на войну беду сворачиваешь». Григорий отвечает: «Больше не об чем с тобой гутарить... А я тебе зараз не утешник. Я так об чужую кровь измазался, что у меня уж и жали ни к кому не осталось. Детву - и ту почти не жалею, а о себе и думки нету. Война все из меня вычерпала. Я сам себе страшный стал. В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодце...» Наталья не способна заглянуть в душу к любимому, и поэтому не к ней, а к Аксинье тянется душа Григория: «Одна она манила его к себе, как манит путника в знобящую черную осеннюю ночь далекий трепетный огонек костра в степи».

О Наталье же Григорий вспоминает редко. Он не ощущает ее поддержки. Не о ней, а главным образом о детях думает Мелехов в трудных ситуациях. Любовь детей возбудила в нем ответное чувство, которое перешло и на Наталью. Но после смерти Натальи Григорий стал вспоминать о ней чаще: «Он изнурял себя работой... и все же вспоминал Наталью... Он вспоминал ее фигуру, походку, манеру поправлять волосы, ее улыбку, интонацию голоса...»

В переломные моменты в судьбах героинь автор сопоставляет их внутреннюю жизнь с изменениями в природе. Так, жизнь Аксиньи и ее душевное состояние после того, как Григория женили на Наталье, автор сравнивает с вытоптанным табуном полем пшеницы и с чувством его хозяина: «Так и с Аксиньей. На вызревшее в золотом цветенье чувство наступил Гришка тяжелым сыромятным чириком, истоптал, истолочил - и все...» Но Аксинья, а вместе с ней и автор, верит в продолжение жизни: «Встает же хлеб, потравленный скотом. От росы, от солнца поднимается втолченный в землю стебель: сначала гнется, как человек, надорвавшийся непосиль- ной тяжестью, потом прямится, поднимает голову, и так же светит ему день, и так же качает ветер».

Наталья Мелехова и Аксинья Астахова любят Григория отчаянно и самозабвенно, и эта любовь приводит к трагическому исходу - обе героини в финале романа погибают. Наталья не может смириться с мыслью, что ее муж любит Аксинью - решается на аборт и умирает, простив мужа за все. Аксинью же любовь к Григорию гонит на Кубань, где Мелехов надеется скрыться от властей. Но не суждено было Аксинье обрести семейное счастье: патрульный, встретившийся им на пути, выстрелил, и пуля смертельно ранила ее. Финал каждой из героинь по-своему закономерен.

Незабываем образ матери Григория — Ильиничны. Вся жизнь ее прошла в труде. Немало побоев приняла она от буйного и своенравного мужа, немало тревог познала, немало потерь перенесла она за годы войн: империалистической и гражданской. Ильинична — скромная и трудолюбивая женщина, она обладает мудрым умом, мужественным и твердым характером, большим, любящим сердцем. Она сумела обуздать и Пантелея Прокофьевича: незаметно, но твердо руководит им. Это под ее влиянием муж не пустил в дом брата Натальи, Митьку Коршунова, узнав, что тот вырезал семью Михаила Кошевого. «Не хочу, чтобы ты поганил мой дом! И больше чтоб нога твоя ко мне не ступала. Нам, Мелеховым, палачи несродни, так-то!» — решительно заявил старик, руководимый суровым взглядом Ильиничны.

Самую горячую любовь питала Ильинична к своему младшему сыну Грише. Его до последней минуты ждала она с войны, потеряв и мужа, и старшего сына, и обеих невесток. Перед смертью, собрав последние силы, вышла она ночью из хаты. «Светил полный месяц. Со степи набегал ветерок. От прикладка соломы на голый, выбитый каменными катками ток ложилась густая тень... Ильинична долго смотрела в сумеречную степную синь, а потом негромко, как будто он стоял тут же возле нее, позвала:

Гришенька! Родненький мой! — Помолчала и уже другим, низким и глухим голосом сказала: - Кровинушка моя!»

Немалое достоинство роману «Тихий Дон» придает сочетание эпического изображения великих исторических событий с удивительной лиричностью повествования, передачей тончайших переживаний героев, раскрытием их самых сокровенных чувств и мыслей, и в большей мере это относится к описанию образов простых русских женщин. Трудно в русской литературе найти другое такое произведение, на страницах которого столько бы внимания и ярких красок было отдано его автором женщине и ее горькой доле. Нежность и боль по отношению к героиням исходят из глубин сердца автора. «Не лазоревым алым цветом, а собачьей бессилой, дурнопьяном придорожным цветет поздняя бабья любовь...» - заметил Шолохов на первых страницах своего романа. Через многие испытания пришлось пройти любви Аксиньи и Натальи, но даже она не помогла им выстоять в буре того времени, в которое им выпало жить. Но главное, что эта любовь все же вспыхнула таким светом, что все сразу стало ярче и придало силы будущей любви, взлетающей на высоты нового времени.

Вступление

Образ Аксиньи в романе «Тихий Дон» Шолохова является одним из центральных. Её непростые отношения с Григорием Мелеховым, развивающиеся на фоне судьбоносных исторических событий, красной нитью пронизывают всё произведение. В «Тихом Доне» образ Аксиньи позволяет читателю постичь всю глубину переживаний женщины, для которой любовь становится, одновременно, благом и проклятием.

Описание Аксиньи

Подробного описания Аксиньи в романе «Тихий дон» нигде не встречается. Но, автор акцентирует внимание читателя на отдельных деталях её внешности, благодаря которым складывается представление об облике героини в целом.

С первых глав романа перед нами предстаёт женщина замечательной красоты. Полное тело, крутая спина, налитые плечи, чёрные вьющиеся волосы и руки, огрубевшие от работы. Именно так выглядит классическая казачка начала века. Такой видел Шолохов и свою героиню.

Особое внимание привлекают глубокие чёрные глаза и полные губы Аксиньи. Они сводят с ума Григория, о них чаще всего говорит и автор. Красота Аксиньи дикая, манящая, даже «бесстыдная», по словам писателя, вызывает зависть у соседок.

С течением времени внешность героини меняется. Когда Аксинья вновь встречается с Григорием, она всё ещё красива, но «осень жизни» уже наложила отпечаток на её облик. В волосах появились серебряные нити, потемнела кожа. Глаза, жгучие и сияющие в молодости, теперь источают усталость. Шолохов проводит параллель между отцветшим ландышем и увядающей женщиной, оплакивающей свою жизнь.

Надо сказать, что каждая встреча с Григорием отражается на внешности Аксиньи. Счастье от обладания возлюбленным преображает героиню, делает её более статной, оживляет черты её лица, весь мир кажется ей «ликующим и светлым».

Характеристика Аксиньи

Аксинья создана для любви и семейного счастья. Она мечтает о счастливом замужестве, о рождении детей. Аксинья живёт традициями, испокон веку сложившимися в хуторе. Подчиняясь воле матери, выходит замуж, терпит побои и унижения от мужа, не смеет противоречить свекрови. Но, покладистый нрав Аксиньи обманчив. В душе её спят страсть и сила, которые просыпаются вместе с чувством к Григорию.

Характеристика Аксиньи в «Тихом Доне» неоднозначна. С одной стороны, женщина способна на безграничную нежность к возлюбленному и детям. Находит для них самые ласковые слова. Заменяет ребятам мать после смерти Натальи. С другой стороны, она имеет силы отстаивать свою любовь. Так, Аксинья даёт отпор Пантелею Прокофьевичу, пришедшему укорять её за связь с сыном. Открыто признаётся Степану в связи с Григорием, не боясь неизбежной расправы. Готова оставить дом и хозяйство, чтобы находиться рядом с возлюбленным.

Жизнь без любимого не имеет смысла для эмоциональной, способной на самопожертвование и глубокую преданность Аксиньи. Она, невзирая на опасность, следует за ним повсюду в погоне «за призрачным счастьем». Её слова: «Везде пойду за тобой, хоть на смерть», – оказываются пророческими. Любовь даёт ей силы жить, она же приводит героиню к трагической гибели.

Судьба Аксиньи

Судьба Аксиньи складывается трагично изначально. Когда героине было 16 лет, над ней надругался собственный отец. За это преступление его убивают мать и брат девушки. Это событие предопределило дальнейшую жизнь героини. Аксинья выходит замуж за Степана Астахова, но жизнь с мужем не складывается. После первой брачной ночи Степан избивает Аксинью, пьёт и изменяет ей. Героиня надеется, что рождение ребёнка изменит их отношения. Но малыш вскоре умирает.

Аксинье, как Катерине Островского, необходима любовь. И она находит её в объятиях Григория Мелехова. Неизведанное чувство настолько захватывает героиню, что ей становятся безразличны последствия этой связи. Она понимает: муж может её убить, но даже возможная смерть не может удержать Аксинью от встреч с Григорием.

Узнав о предстоящей женитьбе возлюбленного, женщина пытается забыть его. Старается примириться с мужем и даже проводит «отворотный» обряд с помощью хуторской знахарки. Но, случайная встреча вновь сводит Аксинью с Григорием. Она решается бросить дом и вместе с любимым уходит работать в Ягодное, имение Листницких.

Казалось бы, счастье, наконец, улыбнулось женщине. Любимый живёт вместе с ней, у них рождается дочь. Но судьба вновь жестоко обошлась с Аксиньей. Григорий уходит на фронт, а дочь умирает от скарлатины. Героиня опять остаётся одна. Рядом с ней нет никого, кто оказал бы ей моральную поддержку, утешил в горе. Безысходность толкает Аксинью в объятия Евгения Листницкого, который давно оказывал ей знаки внимания. Григорий не может понять причины, которая подтолкнула Аксинью к измене, и покидает её. Героиня возвращается к Степану и постепенно угасает, живя по инерции рядом с нелюбимым человеком.

Только обретение Григория вновь возвращает женщину к жизни. Она надеется, наконец, познать семейное счастье. Григорий приходит к ней вместе с детьми, и она всеми силами старается заменить им погибшую жену Мелехова, Наталью. Но обстоятельства вновь разлучают влюблённых, разрушают их мечты о спокойной жизни. Аксинья, надеясь на лучшую долю, принимает предложение Григория отправиться на Кубань. Но эта поездка оказывается последней в жизни женщины. Случайная пуля обрывает её жизнь.

Заключение

Аксинья в «Тихом Доне» – персонаж с трагической судьбой. Почему Шолохов убивает свою героиню? Могла ли её жизнь сложиться иначе? Аксинья ищет покой, но жизненные обстоятельства не позволяют ей обрести его. Григорий, ставший смыслом её жизни, оказался изгоем при новой власти. Он вынужден скитаться. Какая жизнь могла бы ожидать женщину рядом с ним? Лишения вдали от дома и полюбившихся ей детей. Как и герои Булгакова, видимо, только в смерти Аксинья могла, наконец, успокоиться.

Тест по произведению

Красавица Аксинья большую часть жизни прожила, не чувствуя себя любимой. Бедная девушка долго терпела издевательства отца и мужа, пока не встретила человека, в котором смогла раствориться. И если изначально любовь Аксиньи к наполнена лишь эгоистичным желанием познать прекрасное чувство, то ближе к своей смерти красавица научилась дарить светлое чувство собственному возлюбленному, не причиняя боли.

История создания

Первую попытку создать произведение, повествующее о революции на Дону, писатель сделал в 1925 году. Изначально объем романа составлял всего 100 страниц. Но автор, не удовлетворенный полученным результатом, уехал в станицу Вешенскую, где принялся за перекраивание сюжета. Окончательный вариант четырехтомного произведения увидел свет в 1940 году.

Одна из главных героев в книге, затрагивающей военные события, – Аксинья Астахова. Биографию героини Шолохов описывает с 16-летнего возраста, затрагивая глубинные психологические проблемы персонажа. Жители станицы, где велась работа над романом, уверены, что образ несчастной красавицы Шолохов списал с девушки по имени Екатерина Чукарина.


Роман Михаила Шолохова "Тихий Дон"

Казачка была лично знакома с писателем. Автор романа даже сватался к красавице, но отец девушки не дал согласия на брак. Впрочем, сам Шолохов утверждал, что не использовал в «Тихом Доне» образы знакомых, а только обобщенные черты и характеры распространенных персонажей:

«Не ищите Аксинью. Таких Аксиний у нас на Дону очень много было».

Сюжет

Аксинья родилась в казачьем селении, расположенном неподалеку от Ростовской области. Девушка стала вторым ребенком в небогатой семье. Уже в 16 лет казачка отличалась яркой внешностью и привлекала внимание мужчин.


Иллюстрация к роману "Тихий Дон"

Девушка не скрывала длинные вьющиеся волосы и покатые плечи. Особое внимание привлекали черные глаза и пухлые губы красавицы. Из-за привлекательности судьба казачки и пошла под откос.

Еще до замужества Аксинью изнасиловал собственный отец. Узнав о поступке мужа, мать убила злодея. Чтобы скрыть позор, девушку насильно выдали замуж за Степана Астахова, который не смог простить красавице отсутствия невинности.

Не любимая мужем, терпевшая избиения, Аксинья близко сходится с соседом – Григорием Мелеховым. Девушка понимает, что делает больно родным и близким, но красавица так устала от унижений, что не обращает внимания на пересуды казаков.


Обеспокоенные поведением молодых людей, родители Григория сватают за парня Наталью Коршунову. Понимая, что брак, пусть и с нелюбимой, – лучший выход, мужчина рвет отношения с Аксиньей. Но чувства, который Григорий разбудил в несчастливой красавице, не угасают так быстро, поэтому вскоре любовная связь возобновляется.

Несвободные герои покидаю собственные семьи и уходят строить совместное будущее. Вскоре Григорий и Аксинья становятся родителями. У пары рождается дочь Татьяна. Но счастливое время прерывают воинские сборы. Любимого забирают на службу, и красавица остается в одиночестве.


Внезапно маленькая Татьяна, которая занимает все мысли молодой Аксиньи, умирает от скарлатины. Еле справившись с горем, красавица окунается в роман с Евгением Листницким. Впрочем, как бы ни старалась женщина забыть Григория, отношения мужчины и женщины возобновляются каждый раз с все той же страстью.

Любимого Аксиньи назначают главным на военных операциях на Дону, Григорий берет женщину с собой. И вновь обстоятельства и собственные семьи разъединяют возлюбленных. Военные действия, в которых Григорий Мелехов принимает активное участие, постоянно разлучает героев. Не теряет надежды вернуть мужчину и .


Наталья Мелехова (Дарья Урсуляк, сериал "Тихий Дон")

В конечном итоге, пытаясь скрыться от бандитов, с которыми Григорий неожиданно связал жизнь, мужчина и женщина убегают на Кубань. Но, переходя степь, Аксинья получает пулевое ранение от преследователей – служащих на заставе. Женщина умирает на руках у любимого мужчины, единственного, кто подарил красавице настоящее, искреннее и полное жизни чувство.

Экранизации

В 1930 году на экраны вышла первая экранизация романа Михаила Шолохова. Фильм «Тихий Дон» затрагивает сюжет только двух первых томов драмы. Роль Аксиньи в немой киноленте исполнила актриса Эмма Цесарская.


В 1958 году кинокартину о судьбе донского казачества снял режиссер . Образ Аксиньи на телеэкране желали воссоздать многие советские актрисы. В итоге на главную роль претендовали и . Окончательный выбор сделал Шолохов, который просматривал пленки с проб. Увидев Быстрицкую, писатель высказал мнение, что так и должна выглядеть Аксинья.

В 2006 году воссоздать историю жителей станицы доверили , финальный монтаж картины выполнил . Инициатором новой экранизации выступил Шолохов, которому не понравился финальный вариант кинокартины Герасимова. Переговоры о съемках начались еще в 1975 году. Роль Аксиньи сыграла Дельфин Форест.

В 2015 году на телеканале «Россия-1» состоялась премьера ». Новая экранизация приурочена к 110-летию Шолохова. Сюжет картины сильно отличается от первоисточника – упор в киноленте делается исключительно на взаимоотношения главных героев. Роль Аксиньи сыграла актриса .

Цитаты

«За всю жизнь за отлюблю!.. А там хучь убейте! Мой Гришка! Мой!»
«Дружечка моя... родимый... давай уйдем. Кинем все и уйдем. И мужа, и все кину, лишь бы ты был. На шахты уйдем, далеко».
«Я не навязываться пришла, не боись. Значит, кончилась наша любовь?»