Роман на дне горький краткое содержание

В пьесе два параллельных действия: первое - социально-бытовое и второе - философское; два плана: внешний и внутренний. Внешний план. В ночлежном доме, принадлежащем Михаилу Ивановичу Костылеву (51 год) и его жене Василисе Карповне (26 лет), живут, по определению автора, «бывшие люди», т. е. люди без твердого социального статуса, а также работающие, но бедняки. Это: Сатин и Актер (обоим под 40 лет), Васька Пепел, вор (28 лет), Андрей Митрич Клещ, слесарь (40 лет), его жена Анна (30 лет), Настя, проститутка (24 лет), Бубнов (45 лет), Барон (33 лет), Алешка (20 лет), Татарин и Кривой Зоб, крючники (возраст не назван). В доме появляются Квашня, торговка пельменями (под 40 лет) и Медведев, дядя Василисы, полицейский (50 лет). Между ними очень сложные отношения, часто завязываются скандалы.

Василиса влюблена в Ваську и подговаривает его убить своего пожилого мужа, чтобы быть единоличной хозяйкой (во второй половине пьесы Васька бьет Костылева и случайно убивает его; Ваську арестовывают). Васька влюблен в Наталью, сестру Василисы (20 лет); Василиса из ревности нещадно бьет сестру. Сатин и Актер (бывший актер провинциальных театров по фамилии Сверчков-Заволжский) - полностью опустившиеся люди, пьяницы, картежники, Сатин еще и шулер. Барон - бывший дворянин, промотавший все состояние и ныне один из наиболее жалких обитателей ночлежки. Клещ старается зарабатывать своим слесарным инструментом; его жена Анна заболевает и нуждается в лекарствах; в конце пьесы она умирает, а Клещ окончательно опускается «на дно».

В разгар пьянок и скандалов в ночлежке появляется странник Лука, жалеющий людей. Он обещает многим несбыточное светлое будущее. Анне он предрекает загробное счастье. Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков. Ваське и Наташе советует уйти из дома и т. д. Но в самый напряженный момент Лука фактически сбегает, оставив обнадеженных людей. Актера это доводит до самоубийства. В финале ночлежники поют песню, и когда Сатин слышит о смерти Актера, то досадливо и с горечью говорит: «Эх… Испортил песню… дурак!»

Внутренний план. В пьесе сталкиваются две философские «правды»: Луки и Сатина. Ночлежка - своего рода символ оказавшегося в тупике человечества, которое к началу XX в. потеряло веру в Бога, но еще не обрело веры в себя. Отсюда всеобщее чувство безнадежности, отсутствие перспективы. Мир обветшал, обессилел, идет к концу. Сатин предпочитает принимать эту горькую правду и не лгать ни себе, ни людям. Клещу он предлагает бросить работать.

Если все люди бросят работать, то что будет? «С голоду сдохнут…» - отвечает Клещ, но тем самым он лишь раскрывает бессмысленную сущность труда, который направлен только на поддержание жизни, а не на привнесение в нее какого-либо смысла. Сатин - человек, принимающий абсурдность мироздания, в котором «Бог умер» (Ницше) и обнажилась Пустота, Ничто.

Иного взгляда на мир придерживается Лука. Он считает, что именно страшная бессмыслица жизни должна вызывать особую жалость к человеку. Если для продолжения жизни человеку нужна ложь, надо ему лгать, его утешать. В противном случае человек не выдержит «правды» и погибнет. Лука рассказывает притчу об искателе праведной земли и ученом, который по карте показал ему, что никакой праведной земли нет. Обиженный человек ушел и повесился (параллель с будущей смертью Актера). Лука не просто обычный странник, утешитель, но и философ. По его мнению, человек обязан жить вопреки бессмыслице жизни, ибо он не знает своего будущего, он только странник в мироздании, и даже земля наша в космосе странница.

Лука и Сатин спорят. Но Сатин в чем-то приемлет «правду» Луки. Во всяком случае, именно появление Луки провоцирует Сатина на его монолог о Человеке, который он произносит, подражая голосу своего оппонента (принципиальная ремарка в пьесе). Сатин хочет не жалеть и утешать человека, но, сказав ему всю правду о бессмысленности жизни, подвигнуть его к самоуважению и бунту против мироздания. Человек, осознав трагедию своего существования, должен не отчаиваться, а, напротив, почувствовать свою ценность. Весь смысл мироздания - в нем одном. Другого смысла (например, христианского) - нет. «Человек - это звучит гордо!» «Все в человеке, все для человека».

Актер - один из обитателей ночлежки. Настоящее имя героя неизвестно; в одной из сцен он сокрушается, что «потерял имя». Сценический псевдоним А. в прошлом - Сверчков-Заволжский. А. - пьяница, постоянно вспоминающий актерское прошлое и цитирующий различные литературные произведения. Появившемуся в ночлежке Луке А. пытается прочитать стихи, но не может их вспомнить и кается, что «пропил душу». А. верит рассказу Луки о якобы существующей бесплатной лечебнице для алкоголиков. Он вспоминает и декламирует отрывок из стихотворения Беранже, имеющий прямое отношение к поставленной в пьесе проблеме «утешительной лжи». А. пытается воздерживаться от пьянства, начинает работать и копить деньги на дорогу, чтобы вылечиться и начать жизнь заново. После исчезновения Луки А. понимает, что реальных надежд на спасение нет, и кончает жизнь самоубийством - вешается. Судьба А. явно ассоциируется с судьбой героя «притчи о праведной земле», которую рассказывает ночлежникам Лука.

Бубнов - картузник, один из обитателей ночлежки, где живет в долг. О своем прошлом рассказывает, что некогда был владельцем красильной мастерской, но жена его сошлась с мастером, и Б., чтобы остаться в живых, предпочел уйти. Звучащая в его речи метафора «сошедшей краски» обозначает нынешнее положение персонажей пьесы - «бывших» людей, лишившихся какой бы то ни было социальной роли. По поводу Луки Б. заявляет, что люди врут из желания «подкрасить душу», а следует без стеснения говорить правду. Для Б. характерен бескрылый и несколько циничный фатализм. Он не признает моральной ответственности, заявляя, что у него нет совести, поскольку он «не богатый».

Лука - пожилой странник, на некоторое время появляющийся в ночлежке. Л. напоминает члена религиозной секты. Имя персонажа ассоциируется с евангелистом; Л. говорит: «Христос-то всех жалел и нам так велел», - однако на прямой вопрос, есть ли Бог, отвечает: «Коли веришь - есть, не веришь - нет… Во что веришь, то и есть…». Л. ухаживает за умирающей Анной, жалеет ее, утешает тем, что на том свете, в раю, не будет мучений и не стоит цепляться за «земную» жизнь. Актеру Л. говорит о якобы существующей бесплатной лечебнице для алкоголиков. Л. верит в силу мечты: «Человек - все может… Лишь бы захотел…» - и пытается заронить мечту в душу каждого человека. Вору Ваське Пеплу он советует уехать в Сибирь и начать новую жизнь заново. Когда жена хозяина ночлежки Василиса уговаривает Ваську «освободить ее от мужа», Лука, желая помочь Пеплу, прячется на печке и подслушивает разговор, а затем мешает завязаться драке Пепла с Костылевым. Проститутку Настю, над книжными фантазиями которой все смеются, Л. утешает: «Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит - была она». Подкрепляя примером свои слова о пользе жалости, Л. рассказывает, как некогда сам пожалел грабителей, чем спас их, ибо в противном случае они убили бы его и сами погибли бы на каторге. Л. рассказывает также притчу о «праведной земле» - о бедном человеке, который верил в существование такой земли, но, разочарованный тем, что на карте у ученого ее не оказалось, повесился. Когда Пепел зовет Наташу уйти вместе с ним, Л. советует ей почаще напоминать Пеплу, что тот «хороший человек». На слова Костылева, что человеку нужна отнюдь не всякая правда, Л. отвечает перифразом евангельской притчи: «есть земля, неудобная для посева… и есть урожайная земля… что ни посеешь - родит». Во время завязавшейся драки, когда Пепел убивает Костылева и едва не убивает Василису, Л. в суматохе исчезает. В последнем действии ночлежники вспоминают о нем, высказывая различное отношение к «утешающей» лжи.

Сатин Константин - один из обитателей ночлежки, бывший телеграфист. По его собственным словам, в юности он играл на сцене, хорошо плясал и был веселым человеком; но, убив человека, обманувшего его сестру, попал в тюрьму и совершенно изменился. С. - карточный шулер и пьяница, в речи которого иногда проявляются остатки прежней «интеллигентности», хотя и в гротескной форме. Актеру С. говорит, что Лука «наврал» насчет бесплатной лечебницы. Клещу, мужу Анны, который продал все инструменты, чтобы похоронить жену, С. советует «ничего не делать» и «просто обременять землю»: «Подумай - ты не станешь работать, я - не стану… еще сотни… тысячи… все! - понимаешь? Все бросают работать!» С. в шутку советует Пеплу убить Костылева и жениться на Василисе. Когда убийство действительно совершается, С. успокаивает Пепла, вызываясь быть свидетелем защиты. Несмотря на ироническое отношение к Луке, после его исчезновения С. говорит, что тот не был шарлатаном: «Человек - вот правда! Он это понимал Он врал… но - это из жалости к вам». Хотя С. заявляет, что «ложь - религия рабов и хозяев», но, по его словам, Лука подействовал на него, «как кислота на старую грязную монету»; С. произносит абстрактно-«революционный» монолог о человеке как о высшей ценности: «Все - в человеке, все для человека. Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Че-ло-век! Это - великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью… Человек - выше сытости!» С. принадлежит последняя реплика в пьесе; на слова Бубнова о том, что Актер повесился, он отвечает: «Испортил песню… дурак!»


(1 votes, average: 5,00 out of 5)

План

1. Описание ночлежки и ее жителей: Василиса, ее муж Кос­тылев — содержатели ночлежки; Наталья, сестра Васили­сы; Васька Пепел, вор; Клещ, слесарь; Анна, его жена, при смерти; Настя, проститутка; Актер и Сатин, картеж­ники, пьяницы; Бубнов, Барон, странник Лука и другие.

2. Васька Пепел — любовник Василисы, влюблен в Наталью, ее сестру. Из ревности Василиса бьет сестру нещадно. В ночлежке появляется Лука, странник.

3. Лука жалеет людей, вселяет в них надежду через «правед­ную ложь». Многие под его влиянием начинают изменяться.

4. Василиса старается подговорить Пепла убить ее мужа, чтобы владеть ночлежкой самой. Но Васька сватается к Наталье. Этот разговор слышит Василиса.

5. Василиса ошпаривает кипятком ноги Наталье. В создавшей­ся сумятице убивают Костылева. Наталья проклинает и се­стру, и Пепла. Лука бесследно исчезает.

6. Толки о старичке идут еще долго. Он оказал огромное вли­яние на обитателей ночлежки, многие из них задумывают­ся о смысле жизни. И только для Актера такие рассужде­ния и его обманутые надежды оказываются губительны. Он кончает жизнь самоубийством.

Краткое содержание

Акт 1

Герои пьесы — обитатели ночлежки. Это мрачный подвал, внеш­не похожий на пещеру. Вдоль стен выстроены нары, дополняют убранство большой стол, табурет и две скамьи. Все это некраше­ное, грязное. У самовара хлопочет Квашня, у стола — Барон, жующий черный хлеб, и Настя. Она читает растрепанную книгу.

Слышно, как кашляет больная Анна. На нарах Бубнов выкраивает шапку. Не скрывая издевки, Барон спорит с Настей, которая пы­тается доказать, что она свободная женщина и не пойдет замуж. К их разговору присоединяется Клещ, вспыхивает ссора. Анна просит их остановиться, дав ей перед смертью покоя. Квашня не может без жалости смотреть на ее муки. Проснувшийся Сатин выясняет, кто его вчера бил. Бубнов ему рассказывает, что это произошло во время карточной игры. Никому не хочется наво­дить порядок в помещении ночлежки, обитатели начинают спо­рить по этому поводу. Жалуясь на то, как ему вредно дышать пылью, с печи спускается Актер. Он говорит, что его «организм отравлен алкоголем». Сатин бормочет что-то непонятное. Это час­то с ним происходит. Из-за любви к редко произносимым словам он слывет образованным человеком. К ним он пристрастился, ког­да в детстве служил на телеграфе, читал много книг. Актер, под­держивая разговор, говорит, что «…образование — чепуха, глав­ное — талант». Он тоже пускается в воспоминания. В прошлом он играл могильщика в «Гамлете» Шекспира, знал многих талантли­вых артистов. Сочувствуя Анне, Актер выводит ее в сени поды­шать свежим воздухом, в дверях он встречает Костылева, подо­зрительно осматривающего ночлежку в поисках жены. Слышно, как он напевает «что-то божественное». Придравшись к Клещу, Коростылев укоряет его, что тот занимает слишком много места, и хорошо бы ему побольше платить за проживание. Так же он ставит в вину Клещу то, что это он во многом поспособствовал болезни Анны.

Воздавая должное возвратившемуся Актеру за участие к боль­ной женщине, он говорит, что это зачтется на том свете. В то же время на этом свете Костылев не собирается скостить ему даже половины долга. Остановившись у двери Васьки Пепла, он сту­чится. Из-за двери слышится голос Пепла, который интересуется судьбой денег за проданные часы. Услышав, что Костылев их не принес, Васька прогоняет его. Зная, что у Васьки роман с женой Костылева Василисой, Сатин предлагает ему убить Коростылева, а самому взять ее в жены. Беззлобно огрызаясь в ответ на это предложение, Пепел по просьбе Актера дает ему денег взаймы. Тот собирается с Сатиным пьянствовать. Пепел — вор, и деньги даются ему легко. Пепел, разговаривая с Клещом, пеняет ему, что он «зря скрипит». Но Клещ горд тем, что он рабочий чело­век, он верит в возможность того, что после смерти жены он покинет ночлежку. Он говорит, что ему неприятны люди без чес­ти и совести, но у Пепла на этот счет есть свои возражения. Он уверен, что только тем, у кого есть власть и сила, нужны честь и совесть. И Бубнов поддерживает его, говоря, что он беден, а потому и совести у него нет. Входит новый постоялец — Лука, его приводит Наташа. Наташа призывает Клеща уделять поболь­ше внимания умирающей жене, напоминает о необходимости за­ботиться о ней. Пепел, явно симпатизируя Наташе, говорит, что не боится смерти, просит Наташу ударить его в грудь ножом, ведь умрет он с радостью в сердце, «потому что от чистой руки». Разговаривая с Наташей, Пепел рискует навлечь на себя гнев Ва­силисы, хотя обитатели ночлежки не раз предупреждали его о ревности хозяйки.

Слышен голос пьяного Алешки. Он обижен, что все его прого­няют. Войдя, он говорит, что не желает, чтобы им командовали, а также не хочет ничего, в том числе и денег. Появляется Васи­лиса… Она раздражена, ведет себя по-хозяйски; угрожает Бубно­ву выселением, если Алешка еще раз появится. Наконец, выго­няет последнего. Поинтересовавшись паспортом Луки, она направ­ляется к двери в комнату Пепла. По пути она выказывает обита­телям свое недовольство по поводу грязи в ночлежке. Поинтере­совавшись, заходила ли в ночлежку Наташа и разговаривала ли с Пеплом, Василиса уходит. Настя перестает читать книгу о не­счастливой любви. У нее возникает желание напиться, что не­пременно закончится слезами. Выясняется, Василиса сердится на Алешку за то, что он всем рассказывает о заинтересованности Пепла Наташкой и его намерении в скором времени бросить Васи­лису. Вошедший Медведев делает вид, что ему интересен этот разговор. Одновременно Медведев пытается добиться расположе­ния Квашни, намекая на то, что он крепкий кавалер и у него есть деньги. Квашне не безразлично его внимание, она поддер­живает разговор с ним. Входят Лука и Анна, которую все забыли в сенях. Он помогает ей добраться до кровати. Снаружи слышен шум драки, глухие крики. Медведев спешит разнимать.

Акт 2

В помещении ночлежки собралось большинство ее обитателей. Идет карточная игра. Звучит заунывное негромкое пение. По- прежнему страдающая Анна жалуется Луке, что даже на том свете ей не будет покоя.

Добрый старик пытается уговорить ее смириться с судьбой, произносит слова утешения. Он уверяет ее, что в жизни ее ниче­го хорошего не ждет, а после смерти она попадет в рай. Ко всем обитателям ночлежки Лука относится с участием, для всех нахо­дится доброе слово. Он утешает Актера, который сетует на то, что утратил свои способности, даже стихи читать не в состоя­нии, забывает текст. Кается он, что пропил свой талант. Лука говорит ему о возможности лечиться от пьянства в больнице, а пока самому воздерживаться. Пепла он уговаривает уехать в Си­бирь, на что тот отвечает, что у него есть возможность попасть туда за казенный счет. Пепел возмущен известием, что Василиса из ревности избила Наташу, грозится донести на нее в полицию. Костылевы незаконно занимаются скупкой краденого. Васили­са, желая избавиться от своего мужа, пытается уговорить Пеп­ла, освободить ее от мужа. Она обещает, отказавшись от Своих притязаний к Пеплу, сосватать ему Наташу и дать денег. Лука, слышавший их разговор, не советует ему связываться с Васи­лисой.

Тихо, не привлекая ничьего внимания, умирает Анна. Ее смерть не трогает никого, даже мужа, которому не на что похоронить женщину. Со страхом смотрит Наташа на покойницу, один вид которой внушает ей ужас. Лука же советует ей бояться живых.

Желая, по совету Луки, отправиться на лечение, пьяный Актер расспрашивает, где найти тот город, в котором его бес­платно вылечат. На что, следуя своей привычке выражаться непо­нятными для окружающих словами, Сатин говорит ему: «Фата- Моргана! Наврал тебе старик: ничего нет! Нет городов, нет лю­дей… ничего нет!»

Акт 3

Герои пьесы — на пустыре за ночлежкой Костылевых. Все слушают рассказ Наташи о ее прошлом романе. Она мечтательна, ждет от жизни чего-то необыкновенного и хочет, чтобы расска­занное произошло с ней. Никто, кроме Луки, не верит ей, да и он делает это из жалости. Она утверждает, что ложь приятней правды, потому что всем плохо жить. На что Клещ возражает ей, что это не так, возмущаясь: «Ведь если бы всем было плохо жить, тогда было бы не так обидно». Будучи зол на весь свет, он спрашивает, зачем ему правда, если у него нет ни работы, ни силы, нет пристанища. «Жить — дьявол — жить нельзя… вот она — правда!..» Лука же, утверждая, что «…не всегда правдой душу вылечишь…», рассказывает, что жил человек, который верил в существование «праведной земли». Там живут люди, ува­жающие друг друга, помогающие ближнему. Пытался он найти ту землю, даже ученого спрашивал. Но не смог ученый помочь ему, «нет нигде праведной земли». Выходит, зря терпел он, зря верил, что сможет найти ее. Не в силах вынести такой правды, человек повесился.

Пепел предлагает Наташе уйти с ним. Он собирается начать но­вую жизнь, в которой смог бы уважать себя, перестать воровать и найти работу. Он верит, что Наташа поможет ему стать другим: «…ты девица строгая… хорошая… надежный человек…». Наташа в сомнении… «когда любят — плохого в любимом не видят… а я нижу…». Лука ее уговаривает согласиться, советуя только почаще говорить ему, что он хороший человек.

Услышав о Наташином согласии, Костылев и Василиса заяв­ляют свои права на Наташу. Василиса, имея свой интерес, пыта­ется вызвать ссору между Пеплом и мужем. Отослав Наташу за­ниматься хозяйством, Костылев читает нравоучения Луке. По его мнению, человек не должен бродяжничать, а должен жить на одном месте, «не путаться зря на земле», быть полезным. А если он по-настоящему странник, странный человек, то дол­жен и жить по-другому… Зная свою правду, жить в лесах, нико­му не мешая и никого не осуждая. В конце концов Костылев прогоняет Луку, угрожая своим родственником — полицейским. Лука собирается уходить. «Вовремя уйти всегда лучше…», — го­ворит Бубнов, которого однажды своевременный уход спас от каторги. Он собирался убить жену, которая связалась с масте­ром из его мастерской, да вовремя спохватился и передумал. Правда, с тех пор он остался ни с чем… Уйдя, пришлось оста­вить мастерскую жене. Появляется опечаленный Клещ, он тоже остался ни с чем. Чтобы похоронить жену, ему пришлось продать инструменты.

Слышна ссора… Костылевы издеваются над Наташей. За нее вступается привлеченный криками Пепел. В пылу драки Василий убивает Костылева. Он долго не верит в случившееся, потом же, в отчаянии, пеняет Василисе: «…она этого хотела… Она меня под­говаривала мужа убить… подговаривала!..» Наташа, как бы про­зрев, приходит к выводу, что они были в сговоре.

Акт 4

Выясняется, что «во время суматохи», пропал Лука. Обитате­ли ночлежки вспоминают его добрым словом. «Любопытный», «жалостливый», «закон душе имел»… — так отзываются о нем. Сатин говорит, что хотя и врал он, но из жалости. А ложь нужна тем, кто слаб душой. «Одних она поддерживает, другие — при­крываются ею…». «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!» В разговоре выясняется, что Наташа уже «вышла из больницы и пропала! Нигде ее нет…». Пеплу гро­зит каторга, а «Василиса — вывернется! Она — хитрая». Вспыхи­вает ссора. Настя в отчаянии говорит, что ей все опротивело, «вся жизнь… все люди!..». Будь ее воля — «всех бы вас… в каторгу… смести бы вас, как сор… куда-нибудь в яму!». Актер, в подавлен­ном настроении, произносит монологи из пьес, цитирует стихи, в которых говорится о смерти, могильной яме, о предстоящем уходе. Постепенно он все больше мрачнеет. Сатин пытается всех помирить, выпив, он всегда становится добрым, его тянет на «ум­ные» разговоры. Он говорит, что человек волен жить, как хочет… он — «свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум… Это звучит гордо! Че-ло-век!». И не надо его унижать жалостью, «уважать надо!». Появляются остальные… Ус­тало переговариваясь, разбредаются по ночлежке. Только Буб­нов, Алешка и еще некоторые никак не успокоятся. Возбужден­ные вином, они собираются петь всю ночь. Запевают: «Со-олнце всходит и захо-оди-ит… А в тюрьме моей темно-о!» Бубнов вбегает с известием, что на пустыре «…Актер… удавился!», Потрясен­ные, все замолкают. И только Сатин негромко произносит: «Эх… испортил песню… дур-рак!».

На этой странице искали:

  • горький на дне краткое содержание
  • на дне план
  • план на дне
  • краткое содержание на дне
  • на дне горький план

Подвал, похожий на пещеру. Везде по стенам - нары. Посередине ночлежки - большой стол, две скамьи, табурет, все - некрашеное и грязное. У самовара хозяйничает Квашня, Барон жует черный хлеб, Настя читает растрепанную книжку. На постели кашляет Анна. Бубнов на нарах кроит шапку. Квашня уверяет, что она - свободная женщина и никогда не пойдет замуж.

Барон издевается над ней, к нему присоединяется Клещ («Ас Абрамкои ты обвенчаешься... только того и ждешь»). Квашня говорит, что сам Клещ «заездил жену до полусмерти». Начинается ссора. Анна просит не ругаться и дать ей умереть спокойно. Квашня жалеет ее. Просыпается Сатин, спрашивает, кто его вчера бил. Бубнов отвечает, что его избили вчера во время карточной игры. Обитатели ночлежки начинают препираться, кому убираться в комнате. Актер слезает с печи и говорит, что ему вредно дышать пылью, так как его «организм отравлен алкоголем». Сатин некстати бормочет слова: «органон, сикамбр, макробиотика, транс-цендентальный». Он любит непонятные, редкие слова, потому что в детстве служил на телеграфе, много читал книг и был образованным человеком.

Актер тоже вспоминает свое прошлое: он играл могильщика в «Гамлете». Актер выводит Анну в сени подышать, в дверях сталкивается с Костылевым, который, напевая под нос «что-то божественное» , подозрительно осматривает ночлежку - он ищет жену. Костылев напоминает Клещу, что тот занимает слишком много места, хочет повысить ему плату за проживание, укоряет, что Анна зачахла от его злодейства. Возвращается Актер, Костылев говорит ему, что на том свете ему зачтутся его добрые дела. На этом же свете Костылев отказывается простить Актеру половину долга. Костылев стучится в дверь Васьки Пепла, Пепел из-за двери спрашивает, принес ли ему Костылев деньги за проданные часы, узнав, что не принес, прогоняет Костылева. У Пепла с Василисой. Сатин советует убить Костылева и жениться на Василисе. Пепел огрызается в ответ. Пепел дает Актеру взаймы - ему деньги достаются легко, он вор. Сатин:

«Многим деньги легко достаются, да не многие с ними легко расстаются... Работа? Сделай так, чтобы работа была мне приятна - я, может быть, буду работать... Когда ТРУД - удовольствие, жизнь - хороша! Когда труд - обязанность, жизнь - рабство!» Актер с Сатиным уходят пьянствовать. Пепел говорит Клещу, что тот «зря скрипит».

Клещ уверяет, что он - рабочий человек, и он вырвется из ночлежки, как только жена умрет. Ему неприятны люди без чести и без совести. Пепел возражает, что честь и нужны тем, у кого власть и сила. Бубнов говорит, что у него нет совести, потому что он не богатый. Наташа приводит нового постояльца - Луку. Наташа напоминает Клещу о необходимости позаботиться об умирающей Анне. Пепел заявляет, что он не боится умирать и предлагает Наташе ударить его ножом в сердце - тогда он умрет с радостью, «потому что от чистой руки». Пепел явно симпатизирует Наташе, хотя обитатели ночлежки предупреждают его, что этим он навлечет на себя гнев Василисы. Лука что-то напевает, Пепел прерывает его. Обитатели ночлежки в разговорах постоянно говорят, что они все равны. Лука:

«Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь...»

У Барона от прежней жизни остались воспоминания, как он пил в постели кофе со сливками. Лука: «Барство-то, как оспа... И выздоровеет человек, а знаки остаются». Появляется пьяный Алешка, который твердит, что ничего не желает - ни денег, ни чтобы им командовали. Входит Василиса, выгоняет Алешку, грозит Бубнову, что выселит его, если Алешка еще раз появится (Бубнов живет в долг). Спросив паспорт Луки, Василиса идет к двери в комнату Пепла, попутно ругаясь на обитателей ночлежки за грязь.

Наташа и разговаривала ли с Пеплом. Настя, оставившая книжку про несчастную любовь, обещает, что напьется и опять будет плакать. Настя рассказывает, что Василиса рассердилась на Алешку за то, что тот болтал, будто Васька решил бросить Василису и сойтись с Наташей. Входит Медведев. Медведев интересуется отношениями Пепла и Василисы. Медведев намекает Квашне, что у него и деньги есть, и кавалер он крепкий. Квашня отшучивается и отнекивается. Лука вводит Анну, помогает ей дойти до кровати. Из сеней доносятся шум и глухие крики. Медведев отправляется разнимать дерущихся - со слов прибежавшего Костылева, «Василиса убивает Наташку».

Если домашнее задание на тему: » Краткое содержание: «На Дне» Акт 1 оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Подвал, похожий на пещеру. Везде по стенам - нары. Посередине ночлежки - большой стол, две скамьи, табурет, все - некрашеное Пустырь за ночлежкой Костылевых. На бревне сидят Наташа и Настя, на дровнях - Лука и Барон. Клещ лежит на куче

«На дне» Горький М.Ю. (Очень кратко)

Д ействие первое

Действие происходит в ночлежке. Это подвал, похожий на пещеру. Большая русская печь, на которой возится и кашляет Актер, ему около сорока лет.

За пологом надрывно и болезненно кашляет Анна, тридцатилетняя женщина. Ее муж, слесарь Клещ, работает у наковальни в этом же подвале. Настя, девица двадцати четырех лет, читает за столом растрепанную книжку. Барон жует черный хлеб. Квашня, сорокалетняя торговка пельменями, стряпает.

Сатин (ему тоже лет сорок) валяется на нарах, он только что проснулся и «рычит».

День начинается спором, криком, дракой. Ссорятся, кому мести пол. Актер отказывается: ему, видите ли, нельзя дышать пылью. Он с гордостью заявляет:

— Мой организм отравлен алкоголем!

Барон издевается над Настей, отнимает у нее книжку и смеется над названием: «Роковая любовь».

Сердобольная Квашня предлагает Анне горяченьких пельменей, но та отказывается — зачем ей есть, она все равно умирает. «Отравленный алкоголем» Актер выволакивает чахоточную Анну в сени — воздухом подышать, душно в подвале.

Сатин никак не может вспомнить, за что его вчера били. Должно быть за то, что в карты играл. От нечего делать он произносит в пространство редкие и непонятные слова: «макробиотика», «трансендентальный». Был он когда-то телеграфистом, кем только ни был, умные книги читал, да все позабыл.

В подвал спускается пятидесятишестилетний Костылев, хозяин ночлежки.

Он ищет свою жену Василису, которая в два раза его моложе. Костылев лицемерно рассуждает о доброте, о Боге, упрекает Клеща в том, что он заколотил жену до смерти... Костылев жаден, все его рассуждения — комедия, в которую никто не верит.

Хозяин ночлежки стучит в дверь комнатушки, где живет молодой вор Васька Пепел. Муж подозревает, что его Василиса находится именно у Васьки. Ночлежники переглядываются:

— Он откроет, а она — там.

Но на этот раз молодой женщины у Пепла не было, обошлось.

Васька отправляет Костылева за деньгами, которые тот должен вору за краденые часы.

Ночлежники выпрашивают у вора деньги — кто пятак, кто двугривенный. Клещ угрюм: он испытывает мрачную гордость, что уж он-то с малых лет работает, а все остальные — «без чести, без совести...»

Сатин:

—Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна, — я, может быть, буду работать... Да! Может быть! Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!

Наташа, сестра Василисы, приводит нового постояльца — старичка по имени Лука.

Странник прислушивается к разговору о том, что честность нужна только богатым людям, а нищим совесть — только обуза.

Лука:

— Мне — все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все — черненькие, все — прыгают.

Добрая девушка Наташа, вот Анну пригрела у себя в кухне, проси Клеща быть поласковее с женой — ей ведь недолго осталось. Нравится она Ваське Пеплу куда больше своей замужней сестры, только Василиса — «баба лютая, своего не отдаст».

Жалуется Пепел на то, что «скушно бывает...». Тоска накатывает. Он пытается заставить Барона стать на четвереньки и лаять — за полтинник.

Барон:

— Сам знаю, что стал чуть ли не хуже тебя! Ты бы меня тогда заставлял на четвереньках ходить, когда я был неровня тебе...

Я... бывало... проснусь утром и, лежа в постели, кофе пью... кофе! Со сливками... Да!

Барон цепляется к «новенькому» — к Луке: «Ты, старик, кто такой? Странник? А документы у тебя есть?»

«Все мы на земле странники... — уклончиво отвечает старик. — Говорят, что и земля-то наша в небе странница...»

Афористичная, своеобразная, несколько лукавая речь старика привлекает к себе внимание, располагает душевно. Лука и Барон быстро примирились, сойдясь на том, что все бумажки (документы) — никуда не годятся.

Вваливается молодой пьяный сапожник Алешка, буянит. За ним — хозяйка Василиса, гонит сапожника прочь, говорит со всеми зло, придирается к тому, что не метено, грозится всех выгнать.

На самом деле она ищет Ваську, а того нет. Да еще Алешка раньше дразнил ее тем, что Васька хочет ее бросить, а Наташу взять себе. Василиса уходит.

Бубнов:

— Сколько в ней зверства, в бабе этой...

Настя:

— Озвереешь от такой жизни. Привяжи всякого живого человека к такому мужу, как ее...

Опять споры-раздоры...

Лука находит в сенях метлу и подметает помещение.

Спускается в подвал и Медведев, полицейский, дядя Василисы и Натальи. Его скоро вызывает Костылев: Василиса Наташку убивает. Все бегут на шум, кроме Луки, который утешает Анну. Больная говорит, что он похож на ее батюшку — такой же ласковый, мягкий.

— Мяли много, оттого и мягок, — смеется Лука дребезжащим смехом.

Действие второе

В подвале идет игра в карты. Барон обыгрывает татарина, передергивая карты и пряча их в рукаве. Актер жалуется Луке, что пропил свою память.

Лука:

— От пьянства нынче лечат, слышь. Бесплатно, браток, лечат... Такая уж лечебница устроена для пьяниц... Даже рады, если пьяница лечиться желает...

Актер:

— Снова? Жить снова? Ведь я могу?

Лука:

— Человек — все может... Лишь бы захотел...

Утешает Лука и Анну: «Помрешь — отдохнешь. Потому что здесь — где здесь отдохнуть человеку? Господь скажет, отведите ее, Анну, в рай...» Полицейского Абрама Медведенко Лука величает «ундером», что тому очень лестно — он ведь пока не унтер-офицер.

Является Васька Пепел. Грозится забрать Наташку. Лука советует ему бросить здешние места и отправиться в Сибирь. Не ждать, пока арестуют и сошлют, а самому отправиться, новую жизнь начать. «Хорошая сторона — Сибирь! Кто в силе да в разуме, тому там — как огурцу в парнике».

Пепел возражает: «Ты все врешь, старик!»

Лука:

— И чего тебе правда больно нужна? Она, правда, может, обух для тебя...

Появляется Василиса. Она вызывает Ваську Пепла на разговор. Он отвечает ей честно: «И жил я с тобой, и все... А никогда ты не нравилась мне... В женщине душа должна быть...»

Василиса отвечает, что в Ваське она любила свою надежду на то, что он «вытащит ее», избавит от постылого жить со старым нелюбимым мужем.

— Ты — не гвоздь, я — не клещи! — отвечает Василий.

Василиса просит Пепла избавить ее от мужа — не самому, пусть через товарищей.

Она останется полной хозяйкой, сосватает бывшему любовнику Наташку, денег даст... И пусть уезжают! Потому что не может Василиса младшую сестру видеть — срывается, бьет.

Появляется Костылев. Бранит жену нищей, свиньей. Васька встряхивает его за шиворот... Дело может дойти до убийства. Но тут на печи намеренно громко начинает возиться Лука. Это спасает Костылева от Гибели, а Ваську — от греха и ареста.

Лука советует Пеплу гнать Василису. Из речей старика становится ясно, что жизнь он прожил богатую и не всегда праведную. И «баб знал» много — «голова лысая из-за этих самых разных баб», и — как подозревает Васька — может, и пришиб кого...

В этот момент Анна страшно хрипит и Лука читает над ней поминальную молитву: «Дух новопреставленной рабы твоей Анны с миром прими...»

— Не люблю я покойников! — вздрагивает Васька.

— За что их любить? Любить надо живых, — откликается Лука.

Похожий совет он дает и Наташе:

— Ты покойников не бойся... Опасаться надо живых...

Возвращается подвыпивший Актер. Он вспомнил стихи, которые

Собирался продекламировать старику.

Это перевод Беранже:

— Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не сумеет, Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой!

Актер мечтает найти лечебницу «с мраморным полом», излечиться — и начать новую жизнь. Вот только весны дождаться, настоящей весны...

«Фата-моргана! Наврал тебе старик! Ничего нет! Ни городов, ни людей... Ничего нет!» — кричит ему в ответ Сатин.

Действие третье

Ранняя весна. Только стаял снег. На засоренном разным хламом дворе сидят на бревнышках Настя, Наташа, Лука, Барон. Клещ лежит на куче дерева. Из подвального окна «выглядывает рожа Бубнова».

Настя рассказывает историю своей любви, где есть и встреча ночью в беседке в саду, и слова влюбленного студента «Ненаглядная моя любовь», и «леворверт»... Вот только имена она путает: ее Рауль в прошлый раз звался Гастоном...

Сожитель ее Барон смеется над ней: вся эта история вычитана из книжки «Роковая любовь». Но Лука уводит ее: «Раз ты веришь, что была у тебя такая любовь — значит, была...»

— Почему ты такой добрый, дедушка? — спрашивает заплаканная Настя.

Лука рассказывает ей историю. Сторожил он как-то дачу с ружьем. Залезли в окно двое с топором.

Под дулом разбойники топоры бросили. Лука заставил их наломать веток и... высечь друг друга. А они попросили хлеба Христа ради — уж и не помнят, сколько идут не евши. И не решились бы на грабеж, да кого ни просишь — никто не дает.

Лука накормил путников. «Хорошие мужики оба... Хоть и беглые каторжники...» Так они всю зиму втроем дачу и стерегли.

«Тюрьма добру не научит, и Сибирь не научит... А человек — научит... » — такой вывод делает Лука.

Рассказывает странник притчу. Жил один человек верой в праведную землю, где люди друг дружке помогают, все у них славно-хорошо. И все он собирался уйти в эту землю.

Только один ученый развернул географические карты, долго глядел и сказал, что на всей земле нет такой праведной земли. Нигде! И что же этот человек сделал? Ударил ученого по уху, а сам пошел домой — и удавился. Потому что нельзя без веры в лучшее жить человеку.

Вор Васька проникается этим рассказом: если бы не называли его сызмальства только «вором», так и жил бы он, может быть, иначе. Он зовет Наташу с собой, потому что она — «девица хорошая, строгая». А ему такая и нужна, чтобы направлять его на путь истинный и держать в узде его горячую натуру.

Лука вставляет свое словечко: «Не сомневайся, милая! Он тебя не обидит... Ты ему нужнее, чем он — тебе!» Костылев и Василиса велят Луке немедленно убираться вон — смущает он всех, покоя нет. И паспорта у него, бродяги, тоже нет.

Василиса опять кидается бить Наталью и опрокидывает ей на ноги кипящий самовар. Васька Пепел бросается на защиту — бьет Костылева и... Тот падает мертвым. Василиса вопит: «Вяжите его!»

Наташа дико кричит: «Василиса и любовник ее — они в сговоре!»

Действие четвертое

Снова подвал. Перегородки комнаты, где жил Васька Пепел, снесены. Там теперь живет татарин. Разговор ведется о Луке. Настя говорит, что полюбила старика за его умение внушить веру в хорошее. «Жалостливый он был...» — поддерживает ее Клещ. «Он был для вас — как мякиш для беззубых...» — насмехается Сатин.

«Старик хорош был... Закон в душе имел...» — говорит татарин. «Правды он не любил... Старик-то... Верно — какая тут правда? И без нее дышать нечем...», — вздыхает Клещ.

Сатин (ударяя кулаком по столу):

— Что такое — правда? Человек — вот правда! Он врал... Но это — из жалости к вам! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему... Красиво, вдохновенно. Возбуждающе лгут! Есть ложь утешительная, ложь примиряющая. Ложь примиряющая... Кто слаб душой — тем ложь нужна.

Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека!

Сатин говорит, что как-то в беседе старик сказал ему, что все люди живут «для лучшего человека». Поэтому нужно беречь друг друга — и особенно ребятишек. «Человек — это великолепно! Это звучит гордо! Работать? Для чего? Чтобы быть сытым? Человек — выше сытости!»

И вновь в ночлежке поднимается плач, разгораются ссоры... Актер потихоньку выходит вон. Бубнов объявляет, что у него именины, и приносит спиртное.

Напиваются все, не исключая «будошника» Медведенко. Запевают песню: «Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно...»

На пороге возникает Бубнов:

— Эй, вы! Идите сюда! На пустыре... там... Актер...Удавился!

— Эх, испортил песню, дур-р-рак!

В пьесе «На дне» раскрываются два параллельных контекста: социально-бытовой и философский. Эти два плана: внутренний и внешний - не переплетаются в тексте пьесы.

Внешний план раскрывает жизнь главных героев в ночлежке, которая принадлежит 54-летнему Михаилу Ивановичу Костылеву и его жене, 26-летней Василисе Карповне. Проживают в ночлежном доме «бывшие люди», как их называет автор, - люди, не имеющие твердого социального статуса или же имеющие работу, но бедняки.

Этими жильцами являются: 40-летние Сатин и Актер, 28-летний вор Васька Пепел, 40-летний слесарь Андрей Митрич Клещ, его 30-летняя жена Анна, 24-летняя проститутка Настя, 45-летний Бубнов, 33-летний Барон, 20-летний Алешка, крючники Татарин и Кривой Зоб. Появляются в доме 40-летняя торговка пельменями Квашня и дядя Василисы Карповны - 50-летний полицейский Медведев. Отношения между жильцами очень сложные, нередко случаются скандалы. Василиса, хозяйка дома, влюблена в вора Ваську и уговаривает его убить мужа, желая стать единоличной владелицей ночлежки. Позже, во второй части пьесы Васька Пепел бьет Костылева и убивает его случайно; Ваську берут под арест. Васька, в свою очередь, влюблен в сестру Василисы 20-летнюю Наталью.

Зная это и ревнуя, Василиса нещадно бьет свою сестру. Полностью опустившимися людьми, картежниками и пьяницами являются Сатин – притом еще и шулер - и Актер, который некогда в самом деле был актером провинциальных театров, тогда его еще называли по фамилии Сверчков-Заволжский.

Бывший дворянин Барон промотал все свое состояние и теперь является одним из самых жалких жильцов ночлежки. Пожалуй, один Клещ еще пытается что-то заработать при помощи своего слесарного инструмента, но его жена Анна болеет, и ей требуются лекарства. В конце пьесы, когда Анна умирает, Клещ опускается «на дно» окончательно.

Обычным делом в ночлежке являются пьянки и скандалы. И вот однажды в разгар одного из скандалов в доме появляется странник Лука, который испытывает к людям жалость. Многим он обещает несбыточное светлое будущее. Анна, по его словам, получит загробное счастье. Актер узнает от Луки о бесплатной лечебнице для алкоголиков. Уйти из дома он советует Ваське и Наташе. Обнадежив людей, Лука сбегает в самый напряженный момент. Это доводит Актера до самоубийства. В финале пьесы жильцы поют песню. Услышав о смерти Актера, Сатин с горечью и досадой бросает: «Эх... Испортил песню... дурак!»

Внутренний план показывает столкновение двух философских «правд»: Луки и Сатина. Ночлежный дом является своеобразным символом человечества, попавшего в тупик. К началу XX века оно утратило веру в Бога, а веры в себя еще не обрело. Следствием этого стало всеобщее чувство безнадежности, отсутствие перспективы, выражаемое Актером и Бубновым (резонером-пессимистом). Об этом свидетельствуют слова героев: «А ниточки-то гнилые...», «А что же дальше». Обветшал мир, обессилел и приближается к концу. Сатин принимает эту горькую правду и не хочет обманывать ни себя, ни людей. Он предлагает Клещу оставить работу. Что будет, если все люди перестанут работать? Ответ Клеща: «С голоду сдохнут...», - свидетельствует о бессмысленности труда, направленного лишь на поддержание жизни, а не на наделение ее каким-либо смыслом. Сатин является своеобразным радикалом-экзистенциалистом, принимающим абсурдность мироздания, в котором нет бога, а есть лишь Пустота. Лука придерживается другого взгляда на мир. По его мнению, ужасающая бессмыслица жизни вызывает особую жалость к человеку. Чтобы продолжать эту жизнь, человеку нужна ложь, поэтому его надо утешать, ему надо лгать. Иначе человек может не выдержать этой «правды» и погибнуть. Лука рассказывает жителям ночлежки притчу о несчастном искателе праведной земли и равнодушном ученом, показавшим на карте, что праведной земли не существует. Искатель повесился. Здесь проводится параллель с будущей гибелью Актера. Лука в пьесе представлен не просто как обычный странник и утешитель людских душ, но и как философ. Он считает, что человек должен иметь силы жить, несмотря на бессмыслицу жизни, поскольку ему неведомо его будущее, в мироздании он всего лишь странник, и даже сама наша земля - странница во Вселенной. Между Лукой и Сатиным возникает спор. В чем-то Сатин согласен с «правдой» Луки. Ведь именно появление странника побуждает Сатина произнести монолог о Человеке. При этом он подражает голосу Луки, о чем говорит в пьесе принципиальная ремарка. По мнению Сатина, человека надо не жалеть и утешать, а надо сказать ему правду о бессмысленности жизни, научить его уважать себя и побудить к бунту против мироздания. Поняв трагедию своего существования, человек не должен отчаиваться, он должен почувствовать свою ценность. Только в нем и есть весь смысл мироздания. И нет никакого другого смысла, в том числе и христианского. «Все в человеке, все для человека», «Человек - это звучит гордо!»