Андийцы (историко-этнографический очерк). Значение слова андийцы Как андийцы называют другие народы

|
андийцы
андал, конхерал, гванал,зилодирал, чохъодирал

Численность и ареал

Всего: 22 000
Россия Россия:
11 ,789 (Всероссийская перепись 2010 г.)

    • Дагестан Дагестан:
      21 270 (2002 г.)
      • Ботлихский район: 12 021 (пер. 2002 г.)
      • Хасавюртовский район: 4 792 (пер. 2002 г.)
      • Кизилюртовский район: 2 010 (пер. 2002 г.)
      • Хасавюрт: 1 766 (пер. 2002 г.)
      • Махачкала: 432 (пер. 2002 г.)
      • Бабаюртовский район: 80 (пер. 2002 г.)
      • Кизилюрт: 65 (пер. 2002 г.)
    • Калмыкия Калмыкия:
      311 (2002 г.)
Язык

Андийский

Религия

Ислам суннитского толка

Входит в

Андийские народы

Родственные народы

ахвахцы, багулалы, ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, тиндалы, чамалалы.

Анди́йцы (андии , самоназвание андал, Гъагъодрал) - этническая группа аварцев. Проживают на западе Дагестана. Исторические аулы расположены на южных отрогах Андийского хребта, по левым притокам Андийского Койсу. Этноним по крупному аулу Кванхидатли (Ботлихский район Дагестана).

Андийцы являются самым крупным из андийских народов, к которым также относятся ахвахцы, багулалы, ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, тиндалы, чамалалы.

  • 1 Численность и расселение
  • 2 История
  • 3 Язык
  • 4 Общество
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Литература

Численность и расселение

Андийцы живут в сёлах Кванхидатли, Анди, Гагатли, Гунха, Ашали, Зило, Муни, Рушуха, Чанко, Джугут и Риквани Ботлихского района, в селе Новогагатли и посёлке Андийский Хасавюртовского района и в селе Бутуш Бабаюртовского района. Совместно с другими народами также живут в сёлах Аксай, Пятилетка, Кокрек, Дзержинское Хасавюртовского района. Много переселенцев также живут в Кизилюртовском, Бабаюртовском, Новолакском, Кизлярском и Тарумовском районах.

По переписи 1926 года в СССР проживало 7840 андий (андийцев). последующих переписях населения СССР андийцы не выделялись как этническая группа, а включались в состав аварцев. По приблизительным сведениям, полученных из докладов экспедиций и научных книг, в 1958 году их насчитывалось 8 тыс., а в 1967 году - 8-9 тыс. человек. По переписи 2002 года в России 21 808 человек идентифицировали себя как андийцы, которые были включены как этническая группа в составе аварцев. Из них 21 270 человек проживали в Дагестане. Перепись 2010 года зафиксировала в стране 11,789 андийцев. По некоторым оценкам, численность андийцев может превышать более 30 000 человек.

Ученый РАН С.А. Лугуев констатирует, что все большее количество андийцев, так же как и других андо-цезов «признает себя частью аварского народа».

История

Древнейшим известием об андийцах принято считать упоминание андийцев и страны "Андиу" в торжественной надписи ассирийского царя Саргона II (IX в. до н.э.), где говорится, что он "завоевал страну Телусины андийца и захватил в этой стране в плен 4200 жителей и их скот". Сопоставление андийцев времен надписи Саргона II с дагестанскими андийцами сделано крупными востоковедами академиками Г.М. Меликишвили и Играром Алиевым. На рубеже нашей эры на Восточном Кавказе андийцев упоминают греческий историк Страбон и римский писатель Плиний Старший - ании, андаки.

Андийцы, согласно топонимическим данным, в древности занимали обширную территорию вниз по течению р. Андийского Койсу и в Гумбете. Названия аварских селений Мехельта (Мелъелт1а), Аргвани (Аргъвани), Шабадух (Щаб- духъ), Ичичали (ИчичIали), Инхо, Игали (Игьали), Тлянтляри (Лъанлъари), Чирката (ЧIиркъатIа), Бетли (Бекьиль), Унцукуль (Онсо-коло) и другие, как и значительная часть иных топонимов, андийского происхождения. Позднее указанная группа андийцев, очевидно, была ассимилирована авароязычным населением.

До второй половины XIX века все сведения, имевшиеся в распоряжении европейской и русской науки, были весьма туманны и противоречивы, и получены они были через вторые руки. Исключением являются сведения об андийцах в известном описании И.Г. Гербера, где андийцы названы как таулинцы, «живущие высоко в каменных горах, которые весь год снегом покрыты, между грузинами, аварцами, лезгинами и дагестанцами».

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX - начале XX века, называет анди (то есть андийцев) ветвью лезгинского племени. Андийские владения входили в Лезгистан. По данным переписи 1897 года в Тифлисской губернии проживали 34 130 аваро-андийцев.

Из обращения Национального совета андийцев к Государственной думе и Совету Федерации РФ от 22.12.2002 г.

В ходе Всероссийской переписи населения более 30 тысяч андийцев самоидентифицировались, зарегистрировавшись исконными носителями культуры андийского народа. Андийцы, как и иные малочисленные национальности, авторитарно были записаны аварцами в конце 40-х годов ХХ века. Однако в течение полувека эта мера не только не нивелировала национальную особенность нашего народа, но, напротив, усугубила социально- экономическую отсталость и культурно исторический застой… История нашего народа насчитывает более 2500 лет. Хотелось бы, чтобы на государственном уровне история андийского народа рассматривалась как составная часть истории Дагестана, а не свободные измышления отдельных историков. Очень верные и важные по сути конституционные принципы равных возможностей для всех в участии в общественной и политической жизни, в Дагестане превратились в инструмент «регулирования» конфликтных ситуаций. Мы понимаем, что в политике должны быть компромиссы, соглашения и пр., но не игнорируя и ущемляя при этом целые народы… Какова вообще ситуация представительства андийцев в органах государственной власти и местного самоуправления в тех местах, где они наиболее компактно проживают? Махачкале число андийцев составляет 3-3,5 тысячи человек, что составляет примерно 0,5 % от общего числа жителей города. государственных и муниципальных структурах города представлены лишь три-четыре человека. Кизилюртовском районе проживает 5-5,5 тысячи человек андийцев. Ни в одной из структур власти ни один из них не представлен. Хасавюртовском районе проживает более 12 тысяч человек андийцев. Ситуация представительства самая плачевная. Не говоря о районном уровне, даже на сельском уровне эти вопросы абсолютно не решены. К примеру, в селении Аксай проживает более 2,5 тысячи андийцев, в селении расположены 24 разных организаций и учреждений. Лишь в одном из них - почтовом отделении - работает андиец. поселковом отделении милиции имеется 18 штатных единиц. Но туда на работу не принят ни один андиец, хотя имеется очень много достаточно подготовленных ребят. Кизлярской и Кочубеевской зонах проживает более 3 тысяч андийцев. Ситуация выглядит примерно так же, как и в Хасавюртовском районе… Предлагаем образовать мононациональный Андийский район, разделив Ботлихский, а в Хасавюртовском и Кизилюртовском районах образовать культурно-национальную автономию представителей нашего народа. Решение проблемы подобным образом не ущемляет ничьи права, а андийский народ ощутит на деле озабоченность государства его проблемами, сможет эффективно преодолеть социально-экономическую разруху, культурно-историческую отсталость и стать полноправным дагестанским народом.

Язык

Говорят на андийском языке, который имеет два диалекта - верхнеандийский и нижнеандийский. Среди андийцев распространён аварский, русский, а среди мужчин - также чеченский язык. Письменность - на основе кириллицы.

Общество

Верующие андийцы исповедуют ислам суннитского толка шафиитского мазхаба.

Примечания

  1. 1 2 3 Всероссийская перепись населения 2010 г. Национальный состав населения Российской Федерации. «Демоскоп». Архивировано из первоисточника 31 мая 2012.
  2. 1 2 3 Всероссийская перепись населения 2002 года. Проверено 24 декабря 2009. Архивировано из первоисточника 21 августа 2011.
  3. 1 2 3 4 5 6 7 Этносостав населения Дагестана. 2002
  4. Северный Кавказ. Академия Наук СССР. Институт географии, 1957. С. 507.
  5. Всесоюзная перепись населения 1926 года. Национальный состав населения по республикам СССР. «Демоскоп». Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  6. THE ANDIS. eki.ee. Архивировано из первоисточника 17 февраля 2012.
  7. Перечень имен народов, выделявшихся при разработке материалов Всесоюзных/Всероссийских переписей 1926-2002 гг., и их численность. «Демоскоп». Архивировано из первоисточника 17 февраля 2012.
  8. Лугуев С.А. Андо-цезы // Аварцы: История, традиции и обычаи, культура и искусство народа. Махачкала, 2012. С. 46-47.
  9. Андийцы (историко-этнографический очерк)
  10. История Андийцев
  11. Анди // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  12. Новейшия известия о Кавказе, собранныя и пополненныя Семеном Броневским. - Peterburgskoe Vostokovedenie, 2004. - С. 182.
  13. Тифлисская губерния // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  14. Ю. Ю. Карпов. Взгляд на горцев. Взгляд с гор

Ссылки

  • www.narodru.ru: Андийцы

Литература

  • Народы России. Атлас культур и религий. - М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. - 320 с. - ISBN 978-5-287-00718-8.

Андийцы Информацию О

Андийцы, андал, андии, гъванал (самоназвание), народ в России. Численность 25 тыс. человек. Относятся к андийским народам , коренное население Дагестана. Говорят на андийском языке, имеется 7 говоров, которые объединяются в 2 диалекта - верхнеандийский и нижнеандийский. Письменность на основе русской графики. Распространены аварский, русский и (среди мужчин) чеченский языки. Верующие - мусульмане-сунниты.

В I веке нашей эры андийцев упоминает Плиний Старший. В XIV веке утвердился ислам, ранее к андийцам проникало христианство. Андия представляла собой федерацию самоуправляющихся сельских обществ. В XIV-XV веках существовало Андийское шамхальство. После присоединения Дагестана к России андийцы участвовали в Кавказской войне. В 1921 андийцы вошли в состав Дагестанской АССР (с 1991 - Республика Дагестан).

Основа традиционной экономики верхнеандийцев - пашенное террасное земледелие и отгонное альпийское скотоводство, у нижнеандийцев - специализированное садоводство, продукция которого обменивалась на продукты животноводства и земледелия. Домашние промыслы - изготовление наплечных бурок, добыча и производство пищевой соли.

Счёт родства билатеральный, по поколениям ведётся описательно, характерны клановые патриархальные кровнородственные объединения - тухумы. Традиционная семья малая.

Традиционные поселения скученные, верхнеандийские относительно свободной планировки. Анди, как и ряд других селений, имеет традиционную средневековую городскую топографию.

Одежда андийцев аварского типа, своеобразен женский костюм с головным убором чухту в виде полумесяца, одеваемого "рогами" вниз.

В основе питания - продукты земледелия и животноводства, овощи, фрукты. Набор блюд местный и общекавказский.

Традиционное развлечение - конные скачки, наиболее значительные праздники - свадьбы, первой борозды, окончания поста. Сохранились вера в магию, в различных духов. Фольклор двуязычен (андийский и аварский).

М. А. Агларов

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 49.

Далее читайте:

Андийские народы , группа народов в составе андо-цезских (андо-дидойских) народов Дагестана.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова андийцы

андийцы в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

андийцы

АНДИЙЦЫ (самоназвание - андал) народ в Российской Федерации, в Дагестане. Численность ок. 30 тыс. человек (1992). Язык андийский. Верующие - мусульмане-сунниты.

Андийцы

один из народов Дагестана, см. Андо-цезские народы.

Википедия

Андийцы

Анди́йцы (андии , самоназвание куаннал, къIваннал ) - субэтнос аварцев. Проживают на западе Дагестана. Исторические села андийцев расположены на южных отрогах Андийского хребта, по левым притокам Андийского Койсу. Этноним образован от названия самого большого из сел, населенных представителями данной народности - села Анди (Ботлихский район Дагестана).

Андийцы являются самым крупным из группы андийских народов, в которую кроме носителей собственно андийского языка входят ахвахцы , багулалы , ботлихцы , годоберинцы , каратинцы , тиндалы , чамалалы .

Примеры употребления слова андийцы в литературе.

В начале августа 1999-го ваххабиты, чеченские боевики и наемники вошли в села Ботлихского района Дагестана, где проживают преимущественно андийцы и аварцы.

Среди аварцев особенно выделялись андийцы - жители селений Анди, Гагатли, Риквани, за всю минувшую историю враг ни разу не ступил на их землю.

Ботлихского района Дагестана, где проживают преимущественно андийцы и аварцы.

В ходе Всероссийской переписи населения более 30 тысяч андийцев самоидентифицировались, зарегистрировавшись исконными носителями культуры андийского народа. Андийцы, как и иные малочисленные национальности, авторитарно были записаны аварцами в конце 40-х годов ХХ века. Однако в течение полувека эта мера не только не нивелировала национальную особенность нашего народа, но, напротив, усугубила социально- экономическую отсталость и культурно исторический застой… История нашего народа насчитывает более 2500 лет. Хотелось бы, чтобы на государственном уровне история андийского народа рассматривалась как составная часть истории Дагестана , а не свободные измышления отдельных историков. Очень верные и важные по сути конституционные принципы равных возможностей для всех в участии в общественной и политической жизни, в Дагестане превратились в инструмент «регулирования» конфликтных ситуаций. Мы понимаем, что в политике должны быть компромиссы, соглашения и пр., но не игнорируя и ущемляя при этом целые народы… Какова вообще ситуация представительства андийцев в органах государственной власти и местного самоуправления в тех местах, где они наиболее компактно проживают? В Махачкале число андийцев составляет 3-3,5 тысячи человек, что составляет примерно 0,5 % от общего числа жителей города. В государственных и муниципальных структурах города представлены лишь три-четыре человека. В Кизилюртовском районе проживает 5-5,5 тысячи человек андийцев. Ни в одной из структур власти ни один из них не представлен. В Хасавюртовском районе проживает более 12 тысяч человек андийцев. Ситуация представительства самая плачевная. Не говоря о районном уровне, даже на сельском уровне эти вопросы абсолютно не решены. К примеру, в селении Аксай проживает более 2,5 тысячи андийцев, в селении расположены 24 разных организаций и учреждений. Лишь в одном из них - почтовом отделении - работает андиец. В поселковом отделении милиции имеется 18 штатных единиц. Но туда на работу не принят ни один андиец, хотя имеется очень много достаточно подготовленных ребят. В Кизлярской и Кочубеевской зонах проживает более 3 тысяч андийцев. Ситуация выглядит примерно так же, как и в Хасавюртовском районе… Предлагаем образовать мононациональный Андийский район, разделив Ботлихский , а в Хасавюртовском и Кизилюртовском районах образовать культурно-национальную автономию представителей нашего народа. Решение проблемы подобным образом не ущемляет ничьи права, а андийский народ ощутит на деле озабоченность государства его проблемами, сможет эффективно преодолеть социально-экономическую разруху, культурно-историческую отсталость и стать полноправным дагестанским народом .

  • Саратовская область : 4
  • Владимирская область : 2
  • Воронежская область : 2
  • Московская область : 2
  • Свердловская область : 2
  • Кемеровская область : 1
  • Новосибирская область : 1
  • Оренбургская область : 1
  • Челябинская область : 1
  • Язык Религия Входит в Родственные народы

    Анди́йцы (андии , самоназвание куаннал, къIваннал ) - субэтнос аварцев . Проживают на западе Дагестана . Исторические села андийцев расположены на южных отрогах Андийского хребта, по левым притокам Андийского Койсу . Этноним образован от названия самого большого из сел, населенных представителями данной народности - села Анди (Ботлихский район Дагестана).

    Андийцы являются самым крупным из группы андийских народов , в которую кроме носителей собственно андийского языка входят ахвахцы , багулалы , ботлихцы , годоберинцы , каратинцы , тиндалы , чамалалы .

    Численность и расселение

    Учёный РАН С. А. Лугуев констатирует, что всё большее количество андийцев, так же как и других андо-цезов, «признает себя частью аварского народа» .

    История

    Андийцы, согласно топонимическим данным, в древности занимали обширную территорию вниз по течению Андийского Койсу и в Гумбете. Названия аварских селений Мехельта (авар. МелъелтӀа ), Аргвани (Аргъвани ), Шабдух (Щаб-духъ), Ичичали (ИчичIали), Верхнее Инхо и Нижнее Инхо , Игали (Игьали), Тлянтляри (Лъанлъари), Чирката (ЧIиркъатIа), Бетли (Бекьиль), Унцукуль (Онсо-коло) и другие, как и значительная часть иных топонимов, андийского происхождения. Позднее указанная группа андийцев, очевидно, была ассимилирована авароязычным населением.

    Язык

    Напишите отзыв о статье "Андийцы"

    Примечания

    1. // : Том 4. Национальный состав и владение языками, гражданство.
    2. // : Том 4. Национальный состав и владение языками, гражданство.
    3. Северный Кавказ. Академия Наук СССР. Институт географии, 1957. С. 507.
    4. . «Демоскоп ». .
    5. . «Демоскоп ». .
    6. . eki.ee. .
    7. // : Том 4. Национальный состав и владение языками, гражданство.
    8. . «Демоскоп ». .
    9. // : Том 4. Национальный состав и владение языками, гражданство.
    10. Лугуев С. А. Андо-цезы // Аварцы: История, традиции и обычаи, культура и искусство народа. Махачкала, 2012. С. 46-47.
    11. , с. 149.
    12. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
    13. . - Peterburgskoe Vostokovedenie, 2004. - С. 182.

    Литература

    • Агларов М. А. // : монография / Отв. ред. С. А. Арутюнов, А. И. Османов, Г. А. Сергеева. - М . : Наука, 2002. - С. 148–158. - 588 с. - (Народы и культуры). - 1000 экз. - ISBN 5-02-008808-0 . (отсканированная в высоком разрешении книга доступна также в виде объёмом 1,8 ГБ )
    • Народы России. Атлас культур и религий. - М .: Дизайн. Информация. Картография, 2010. - 320 с. - ISBN 978-5-287-00718-8 .

    Отрывок, характеризующий Андийцы

    – Ну, а остальных ты куда деваешь? – сказал Долохов.
    – Как куда? Отсылаю под г"асписки! – вдруг покраснев, вскрикнул Денисов. – И смело скажу, что на моей совести нет ни одного человека. Разве тебе тг"удно отослать тг"идцать ли, тг"иста ли человек под конвоем в гог"од, чем маг"ать, я пг"ямо скажу, честь солдата.
    – Вот молоденькому графчику в шестнадцать лет говорить эти любезности прилично, – с холодной усмешкой сказал Долохов, – а тебе то уж это оставить пора.
    – Что ж, я ничего не говорю, я только говорю, что я непременно поеду с вами, – робко сказал Петя.
    – А нам с тобой пора, брат, бросить эти любезности, – продолжал Долохов, как будто он находил особенное удовольствие говорить об этом предмете, раздражавшем Денисова. – Ну этого ты зачем взял к себе? – сказал он, покачивая головой. – Затем, что тебе его жалко? Ведь мы знаем эти твои расписки. Ты пошлешь их сто человек, а придут тридцать. Помрут с голоду или побьют. Так не все ли равно их и не брать?
    Эсаул, щуря светлые глаза, одобрительно кивал головой.
    – Это все г"авно, тут Рассуждать нечего. Я на свою душу взять не хочу. Ты говог"ишь – помг"ут. Ну, хог"ошо. Только бы не от меня.
    Долохов засмеялся.
    – Кто же им не велел меня двадцать раз поймать? А ведь поймают – меня и тебя, с твоим рыцарством, все равно на осинку. – Он помолчал. – Однако надо дело делать. Послать моего казака с вьюком! У меня два французских мундира. Что ж, едем со мной? – спросил он у Пети.
    – Я? Да, да, непременно, – покраснев почти до слез, вскрикнул Петя, взглядывая на Денисова.
    Опять в то время, как Долохов заспорил с Денисовым о том, что надо делать с пленными, Петя почувствовал неловкость и торопливость; но опять не успел понять хорошенько того, о чем они говорили. «Ежели так думают большие, известные, стало быть, так надо, стало быть, это хорошо, – думал он. – А главное, надо, чтобы Денисов не смел думать, что я послушаюсь его, что он может мной командовать. Непременно поеду с Долоховым во французский лагерь. Он может, и я могу».
    На все убеждения Денисова не ездить Петя отвечал, что он тоже привык все делать аккуратно, а не наобум Лазаря, и что он об опасности себе никогда не думает.
    – Потому что, – согласитесь сами, – если не знать верно, сколько там, от этого зависит жизнь, может быть, сотен, а тут мы одни, и потом мне очень этого хочется, и непременно, непременно поеду, вы уж меня не удержите, – говорил он, – только хуже будет…

    Одевшись в французские шинели и кивера, Петя с Долоховым поехали на ту просеку, с которой Денисов смотрел на лагерь, и, выехав из леса в совершенной темноте, спустились в лощину. Съехав вниз, Долохов велел сопровождавшим его казакам дожидаться тут и поехал крупной рысью по дороге к мосту. Петя, замирая от волнения, ехал с ним рядом.
    – Если попадемся, я живым не отдамся, у меня пистолет, – прошептал Петя.
    – Не говори по русски, – быстрым шепотом сказал Долохов, и в ту же минуту в темноте послышался оклик: «Qui vive?» [Кто идет?] и звон ружья.
    Кровь бросилась в лицо Пети, и он схватился за пистолет.
    – Lanciers du sixieme, [Уланы шестого полка.] – проговорил Долохов, не укорачивая и не прибавляя хода лошади. Черная фигура часового стояла на мосту.
    – Mot d"ordre? [Отзыв?] – Долохов придержал лошадь и поехал шагом.
    – Dites donc, le colonel Gerard est ici? [Скажи, здесь ли полковник Жерар?] – сказал он.
    – Mot d"ordre! – не отвечая, сказал часовой, загораживая дорогу.
    – Quand un officier fait sa ronde, les sentinelles ne demandent pas le mot d"ordre… – крикнул Долохов, вдруг вспыхнув, наезжая лошадью на часового. – Je vous demande si le colonel est ici? [Когда офицер объезжает цепь, часовые не спрашивают отзыва… Я спрашиваю, тут ли полковник?]
    И, не дожидаясь ответа от посторонившегося часового, Долохов шагом поехал в гору.
    Заметив черную тень человека, переходящего через дорогу, Долохов остановил этого человека и спросил, где командир и офицеры? Человек этот, с мешком на плече, солдат, остановился, близко подошел к лошади Долохова, дотрогиваясь до нее рукою, и просто и дружелюбно рассказал, что командир и офицеры были выше на горе, с правой стороны, на дворе фермы (так он называл господскую усадьбу).
    Проехав по дороге, с обеих сторон которой звучал от костров французский говор, Долохов повернул во двор господского дома. Проехав в ворота, он слез с лошади и подошел к большому пылавшему костру, вокруг которого, громко разговаривая, сидело несколько человек. В котелке с краю варилось что то, и солдат в колпаке и синей шинели, стоя на коленях, ярко освещенный огнем, мешал в нем шомполом.
    – Oh, c"est un dur a cuire, [С этим чертом не сладишь.] – говорил один из офицеров, сидевших в тени с противоположной стороны костра.
    – Il les fera marcher les lapins… [Он их проберет…] – со смехом сказал другой. Оба замолкли, вглядываясь в темноту на звук шагов Долохова и Пети, подходивших к костру с своими лошадьми.
    – Bonjour, messieurs! [Здравствуйте, господа!] – громко, отчетливо выговорил Долохов.
    Офицеры зашевелились в тени костра, и один, высокий офицер с длинной шеей, обойдя огонь, подошел к Долохову.
    – C"est vous, Clement? – сказал он. – D"ou, diable… [Это вы, Клеман? Откуда, черт…] – но он не докончил, узнав свою ошибку, и, слегка нахмурившись, как с незнакомым, поздоровался с Долоховым, спрашивая его, чем он может служить. Долохов рассказал, что он с товарищем догонял свой полк, и спросил, обращаясь ко всем вообще, не знали ли офицеры чего нибудь о шестом полку. Никто ничего не знал; и Пете показалось, что офицеры враждебно и подозрительно стали осматривать его и Долохова. Несколько секунд все молчали.
    – Si vous comptez sur la soupe du soir, vous venez trop tard, [Если вы рассчитываете на ужин, то вы опоздали.] – сказал с сдержанным смехом голос из за костра.
    Долохов отвечал, что они сыты и что им надо в ночь же ехать дальше.
    Он отдал лошадей солдату, мешавшему в котелке, и на корточках присел у костра рядом с офицером с длинной шеей. Офицер этот, не спуская глаз, смотрел на Долохова и переспросил его еще раз: какого он был полка? Долохов не отвечал, как будто не слыхал вопроса, и, закуривая коротенькую французскую трубку, которую он достал из кармана, спрашивал офицеров о том, в какой степени безопасна дорога от казаков впереди их.
    – Les brigands sont partout, [Эти разбойники везде.] – отвечал офицер из за костра.
    Долохов сказал, что казаки страшны только для таких отсталых, как он с товарищем, но что на большие отряды казаки, вероятно, не смеют нападать, прибавил он вопросительно. Никто ничего не ответил.
    «Ну, теперь он уедет», – всякую минуту думал Петя, стоя перед костром и слушая его разговор.
    Но Долохов начал опять прекратившийся разговор и прямо стал расспрашивать, сколько у них людей в батальоне, сколько батальонов, сколько пленных. Спрашивая про пленных русских, которые были при их отряде, Долохов сказал:
    – La vilaine affaire de trainer ces cadavres apres soi. Vaudrait mieux fusiller cette canaille, [Скверное дело таскать за собой эти трупы. Лучше бы расстрелять эту сволочь.] – и громко засмеялся таким странным смехом, что Пете показалось, французы сейчас узнают обман, и он невольно отступил на шаг от костра. Никто не ответил на слова и смех Долохова, и французский офицер, которого не видно было (он лежал, укутавшись шинелью), приподнялся и прошептал что то товарищу. Долохов встал и кликнул солдата с лошадьми.
    «Подадут или нет лошадей?» – думал Петя, невольно приближаясь к Долохову.
    Лошадей подали.
    – Bonjour, messieurs, [Здесь: прощайте, господа.] – сказал Долохов.
    Петя хотел сказать bonsoir [добрый вечер] и не мог договорить слова. Офицеры что то шепотом говорили между собою. Долохов долго садился на лошадь, которая не стояла; потом шагом поехал из ворот. Петя ехал подле него, желая и не смея оглянуться, чтоб увидать, бегут или не бегут за ними французы.
    Выехав на дорогу, Долохов поехал не назад в поле, а вдоль по деревне. В одном месте он остановился, прислушиваясь.
    – Слышишь? – сказал он.
    Петя узнал звуки русских голосов, увидал у костров темные фигуры русских пленных. Спустившись вниз к мосту, Петя с Долоховым проехали часового, который, ни слова не сказав, мрачно ходил по мосту, и выехали в лощину, где дожидались казаки.
    – Ну, теперь прощай. Скажи Денисову, что на заре, по первому выстрелу, – сказал Долохов и хотел ехать, но Петя схватился за него рукою.
    – Нет! – вскрикнул он, – вы такой герой. Ах, как хорошо! Как отлично! Как я вас люблю.
    – Хорошо, хорошо, – сказал Долохов, но Петя не отпускал его, и в темноте Долохов рассмотрел, что Петя нагибался к нему. Он хотел поцеловаться. Долохов поцеловал его, засмеялся и, повернув лошадь, скрылся в темноте.

    Х
    Вернувшись к караулке, Петя застал Денисова в сенях. Денисов в волнении, беспокойстве и досаде на себя, что отпустил Петю, ожидал его.
    – Слава богу! – крикнул он. – Ну, слава богу! – повторял он, слушая восторженный рассказ Пети. – И чег"т тебя возьми, из за тебя не спал! – проговорил Денисов. – Ну, слава богу, тепег"ь ложись спать. Еще вздг"емнем до утг"а.
    – Да… Нет, – сказал Петя. – Мне еще не хочется спать. Да я и себя знаю, ежели засну, так уж кончено. И потом я привык не спать перед сражением.
    Петя посидел несколько времени в избе, радостно вспоминая подробности своей поездки и живо представляя себе то, что будет завтра. Потом, заметив, что Денисов заснул, он встал и пошел на двор.